Апорт обучение. Как научить собаку команде «Апорт

13.06.2019

Игра с палкой — это не просто развлечение. Умение принести брошенный предмет является одним из основных навыков, которыми должна обладать собака. Успешность обучения при этом зависит не только от характера и способностей самого животного, но также терпения и знаний хозяина. В этой статье мы расскажем о том, как научить собаку приносить палку или игрушку, о проблемах, с которыми может столкнуться владелец и способах их решения.

Порядок обучения

Научить собаку играть с палкой не очень сложно, так как большинство из них любят подобные развлечения и схватывают все на лету. В общий курс дрессировки входит апортирование, которое отличается от обычного развлечения тем, что все действия питомец выполняет исключительно по команде своего хозяина. Весь процесс игры и, соответственно, обучение, можно разделить на три этапа.

Учим собаку брать палку или игрушку. Целью первого этапа является обучение питомца брать предмет и удерживать его до тех пор, пока вы не подадите команду «Дай» . Для этого необходимо отвести собаку туда, где нет других животных и прочих отвлекающих факторов, и добиться, чтобы все внимание животного было сосредоточено на вас. Если собака пока слабо вас слушается, возьмите ее на длинный поводок. Теперь предложите собаке предмет – им может быть палка (убедитесь, что она не имеет заноз и острых сучков, которые могут травмировать пасть), специальный апортировочный снаряд или игрушка. Немного подразните питомца вещью, а после того, как он ее схватит, похвалите. Затем, отдав приказ «Дай», заберите предмет, снова похвалите собаку и дайте ей лакомство. Все это время угощение должно храниться у вас незаметно от собаки, в противном случае она будет отвлекаться на него и не усвоит урок.

Учим переносить вещь. Перед тем, как научить собаку бегать за палкой, необходимо привить ей навык движения с предметом в зубах. Дайте ей вещь, скомандуйте «Рядом» и пройдите с ней 5-6 шагов. Остановившись, возьмитесь за палку, скажите «Дай» и поощрите питомца, когда он отдаст предмет. Если собака не обучена команде «Рядом», можно заранее взять ее на поводок, после чего дать в зубы вещь и пойти вперед, слегка потянув ее за собой. Если питомец во время движения выронил предмет – не злитесь, не все сразу. Собаке бывает трудно делать два дела одновременно, поэтому просто остановите ее, прикажите снова взять предмет и повторите упражнение.

Учим брать палку с земли. Задача дрессировщика на данном этапе – научить собаку самостоятельно поднимать палку с земли. Для этого продемонстрируйте питомцу палку, убедитесь, что он зафиксировал ее взглядом, а затем бросьте палку на небольшое расстояние. Покажите на лежащую палку рукой и, скомандовав «Принеси» (или «Апорт»), направляйтесь к ней вместе с собакой. Подойдя, повторите команду. Если собака не поняла, что от нее требуется, пошевелите вещь ногой и скомандуйте снова. Когда питомец возьмет предмет, пройдите с ним несколько шагов, возьмитесь за палку и скажите «Дай». После того, как собака выпустит палку, похвалите ее и угостите лакомством.

Когда собака научится выполнять описанные выше упражнения, посылайте ее за палкой, а сами оставайтесь чуть позади. Когда питомец схватил палку, подзовите его командой «Ко мне» или подтяните к себе поводком, после чего заберите вещь и поощрите. Обязательно забирайте предмет рукой, чтобы собака не привыкла бросать его на землю.

Указанные выше этапы демонстрируют, как научить собаку приносить игрушку или палку, если она не умеет этого делать вообще. В большинстве случаев часть описанных действий вам не понадобится, так как питомцы очень любят игру и выполняют ее инстинктивно. Тем не менее, стремясь приучить собаку приносить палку, владелец может столкнуться с несколькими проблемами.

Возможные проблемы при обучении

Питомец отказывается брать вещь. Столкнувшись с такой ситуацией, не старайтесь насильно засунуть предмет ему в пасть – это вызовет негативную реакцию. Вместо этого аккуратно вложите вещь собаке в зубы и слегка сожмите челюсти пальцами на 1-2 секунды, чтобы она не успел ее выплюнуть. После этого быстро заберите вещь и поощрите. Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время, на которое собака должна удерживать палку.

Собака отказывается отдавать вещь. Случается и так, что питомец любит играть с палкой, но отказывается ее отдавать . В данном случае вам помогут приведенные ниже рекомендации:

  • Подождите, пока собака не будет занята игрой с палкой (или игрушкой). Возьмите палку, подойдите к питомцу и помашите ею. Когда собака схватит палку, строго произнести «Дай», заберите вещь, а потом сразу же верните обратно;
  • Если питомец все равно не отдает предмет, то нужно ласково гладить или тормошить его, но строго повторять тот же приказ. Как только почувствуете ослабление хватки – осторожно вытаскивайте палку, хвалите животное и сразу же возвращайте вещь;
  • На ранних этапах обучения можно использовать лакомство для того, чтобы собака отпускала предмет, но главное позитивное подкрепление – это его возврат и похвала.

Отрабатывать у собаки привычку отдавать предмет нужно около 3 раз в день с продолжительными интервалами. Позже следует начинать отбирать палку в те моменты, когда питомец играет в одиночку, постепенно увеличивая время между командой и возвратом палки.

В процессе тренировок вы поймете, что научить собаку носить палку не так уж и сложно. Помните, что терпение является залогом успешного усвоения собакой данного навыка, поэтому не торопите события, а тщательно отрабатывайте каждый этап.

Видео: как научить собаку приносить палку, игрушку

Апортировка – это не просто игра «в палочку», а сложный навык, включенный в обязательный курс дрессуры. Большинство собак довольно быстро и без особых проблем осваивают команду. А те хозяева, которые утверждают обратное – не приложили достаточно терпения или не имели знаний о том, как научить собаку команде «Апорт».

В требованиях испытаний ОКД указано, что выполнение команды «Апорт» включает:

  • начальную позицию питомца у левой ноги хозяина, которую пес занимает по команде «Сидеть»;
  • владелец демонстрирует предмет питомцу и бросает его не ближе 10 м;
  • временной отрезок между броском и непосредственно командой «Апорт» составляет 10-15 с;
  • одновременно с голосовой командой хозяин протягивает в направлении предмета правую руку, повернутую вниз ладонью;
  • по команде пес бежит за брошенным предметом, поднимает его с того места, где он приземлился, возвращается к своему владельцу и занимает исходную позицию;
  • пес держит предмет в пасти 10-15 с и после команды «Дай» позволяет дрессировщику взять его.

Команда считается выполненной правильно при условии, что пес:

Чтобы пес смог освоить подобный навык, он к моменту обучения апортировки уже должен знать и выполнять команды «Сидеть», «Рядом», «Ко мне». Если обучать собаку, чтобы она выполняла команду по нормативу, то это сложное, продолжительное дело. Но в быту достаточно научить пса просто приносить предмет и отдавать его.

Что дает животному освоение навыка

Поиск и принесение «добычи» хозяину – генетически заложенная программа. Собаки чаще всего использовались для охоты. Они должны были доставить дичь, подстреленную охотником. При селекции породы отбирались те экземпляры, которые обладали этим инстинктом. Обучение выполнению команды «Апорт» закрепляет, оттачивает как врожденные инстинкты, так и тренирует умения:

  • ориентации в пространстве;
  • пользования органами чувств – нюха, слуха и зрения;
  • создания своеобразного «языка» между владельцем и собакой;
  • построения логических взаимосвязей между жестом, голосовой командой и действием;
  • тренировки послушания и выдержки.

Кроме развития психоэмоциональных, когнитивных и физических способностей животного, апортировка дает возможность за ограниченное время дать животному возможность «выплеснуть» избыток энергии.

Пошаговая методика обучения

Обучение любому, даже самому простому навыку – это поэтапный процесс, который включает:

  • взаимные объяснения;
  • достижение автоматизма в исполнении поставленной задачи;
  • полноценное и долгосрочное закрепление умения.

Первоначальный этап состоит из подэтапов, помогающих пошагово достичь результата:

  1. Тренировка следует проводить в особых условиях – дома или на площадке не должно быть раздражителей, отвлекающих внимание собаки (факторы, влияющие на базовые инстинкты – половой, оборонительный, охотничий).
  2. Должна быть выбрана правильная мотивация – поощрение вкусняшкой, поглаживанием, похвалой. В результате формируется положительная эмоциональная связь между питомцем и хозяином. Стараясь заслужить лакомство, пес будет пытаться максимально полно понять и исполнить команды.
  3. Взаимные пояснения включают взаимодействие между человеком и псом с помощью создания собственного «языка». Владелец должен представлять этапы, их реализацию и конечный результат, чтобы точно и доступно объяснить это питомцу.
  4. Очерчивание границ формирования навыка. Дрессировщик должен точно знать, что он подкрепляет лакомством и лаской, а животное должно понимать, что от него требуется, и как получить одобрение дрессировщика. На этом подэтапе также применяется контрастное воздействие – за неправильное исполнение команды собаку наказывают (рывок поводком, подталкивание руками, угрожающие интонации), но как только животное исправляет ошибку, его поощряют лаской или лакомством.
  5. Обучение выполнению санкционирующих команд, запускающих команду «Апорт» – «Сидеть», «Ко мне», «Дай».
  6. Обучение отменяющим командам, например, «Гуляй». Без нее собака не должна прекращать дрессировку.
  7. Отработка режима дрессировки – время занятий должно чередоваться с периодом отдыха, который также должен быть активным, чтобы поддерживать физическую и психическую готовность к работе.

На втором этапе доведения выполнения команды «Апорт» до автоматизма также нужно придерживаться определенных подэтапов:

  1. На этом этапе собака должна четко и быстро исполнять команды. Если на первом этапе животное может подносить предмет с разной скоростью, то на втором собака должна подносить его их бегом, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  2. Количество наказаний превалирует над поощрительными, чтобы сформировать стойкое желание у собаки избегать их, точно выполняя задание. Но дрессировщик должен правильно подкреплять выполнение команд поощрением, чтобы общий эмоциональный фон дрессировки оставался позитивным.
  3. Хозяин должен поддерживать интенсивность в выполнении упражнений весь отведенный период времени.

На начальных этапах дрессировки используется поводок или веревка, с помощью которых дрессировщик осуществляет контроль и реализацию отрицательного подкрепляющего воздействия. На третьем этапе количество поощрений на каждом этапе сокращается. Собака быстро, не отвлекаясь, точно выполняет команду и получает поощрение в виде ласки или лакомства после того, как правильно выполнит команду.

Стадия принятия решения и выработки оптимального плана действия заменяется окончательной автоматизацией навыка. Ужесточаются требования к количеству правильно выполненных команд – третьему этапу их должно быть подавляющее большинство.

Выбор апортировочного предмета

Для тренировки можно выбрать любой предмет, который будет удобно животному схватить зубами и по силам быстро поднести дрессировщику. Это может быть теннисный мяч, тарелка фрисби, пластиковая бутылка, заполненная песком или крупой, палка. Собаки не охотно берут в пасть ворсистые предметы. Поэтому выбранный предмет должен быть гладким, упругим, умеренно тяжелым.

Предмет должен долго служить, легко дезинфицироваться, не травмировать ротовую полость питомца. Для развития познавательных способностей собаки можно научить ее приносить определенный предмет, выбирая его из нескольких брошенных.

Предмет должен быть привлекательным для собаки. Она должна уверенно держать его и отдавать по команде «Дай». Если пес на начальном этапе не интересуется предметом или держит его недостаточно крепко, то нужно заинтересовать его, поддразнивая и делая вид, что хотите отобрать вещь. Это заставит питомца значительно усилить хватку.

На начальном этапе обучения следует отработать команды «Апорт» и «Дай». Некоторые животные с холерическим складом характера слишком увлекаются предметом. В таком случае следует спрятать его, чтобы пес успокоился и более адекватно научился реагировать на предмет.

Обучение отслеживания и подъема предмета с земли

На начальном этапе, когда у собаки установится логическая связь между командой «Апорт» и предметом, нужно отбросить его на расстояние 1-2 метра, делая движение снизу-вверх. Если собака отказывается идти или не может найти предмет и «рыскает», можно подойти к нему, ведя питомца на поводке и указать на него. После того, как собака подняла предмет, нужно поощрить питомца словами «Хорошо» и поглаживанием.

Дрессировщик должен учитывать темперамент, способность к обучению, природные инстинкты собаки. Занятия должны проходить регулярно и последовательно. Тренер не должен проявлять нервозность, агрессию или непоследовательность, нарушая свои требования.

В зависимости от размера и мышечной силы животного, период дрессировки должен составлять не менее часа. В первые 30 мин пес заинтересован, жаждет лакомства. Во второй половине он устает, отвлекается и пресыщен. Дрессировщик должен сохранить работоспособность животного, давая понять, что команду ему необходимо выполнить, если даже не хочется.

Не стоит путать физическое воздействие и физическое наказание. Воздействие производится при ровном настроении, без раздражения и крика. Дрессировщик корректирует выполнение команды натяжением поводка, рывком или нажатием рук, а не ударами.

В перерывах между обучением нужны периоды активного отдыха, когда хозяин хвалит за выполненный урок, играет с питомцем, чтобы поддержать физическую активность, создать продолжительный эмоциональный настрой и предотвратить психическую перегрузку.

Видео как научить собаку команде «Апорт»

Преимущества самостоятельной дрессировки

Конечно, можно поручить обучение питомца опытному кинологу, что сократит время и позволит достичь отличного результата. Но самостоятельная дрессировка важна для:

  • установления эмоционального контакта с питомцем;
  • утверждение своего лидерства в тандеме «человек-собака»;
  • выявление и изучение положительных и отрицательных черт характера;
  • выяснение основного мотиватора – пищевого, эмоционального, игрового поощрения.

Дрессировщик должен знать основной элемент команды. В апортировке – это удерживание предмета в пасти и умение поднять его с земли. В процессе дрессировки хозяин также обучается. Он учится действовать мягко, но настойчиво, отмечать проявления эмоций питомца. Самостоятельная дрессировка позволяет создать собственный «язык» и установить связь, дающую возможность животному понимать хозяина с полуслова. Дрессировка дисциплинирует не только собаку, но и ее хозяина.

Обучение команде «Апорт» очень важно для служебных и охотничьих собак. Но не менее важно и для собак-компаньонов, как для поддержания физической формы, так и для развития интеллекта.

Обязательный курс дрессировки обычно не включает команду «Апорт!». Однако в этом действии для собаки намного больше пользы, чем кажется на первый взгляд, не говоря уже о том, что обычно животные с большим интересом и удовольствием его выполняют.

Что означает команда «Апорт!»?

Данная команда содержит в себе приказ принести брошенный хозяином предмет обратно и отдать ему. Существует совершенно ошибочное мнение о том, что не все породы собак могут освоить данную техники. Однако это лишь свидетельство частных неудач хозяев. Стоит просто приложить больше усилий и знать алгоритм обучения, и тогда все получится.

Зачем обучать питомца этой команде?

Большинство навыков собак развиваются исключительно в игровых формах. Животное должно получать удовольствие, исполняя команды, и не испытывать негативных эмоций. При этом «Апорт!» - команда, довольно полезная для собаки. Перечислим, в чем конкретно заключается ее польза:

  • Навык поиска и ориентация в пространстве. Эта команда погружает собаку в процесс игры, где задействуются ее обоняние, слух, зрение, а главное - все виды памяти.
  • Выработка условного рефлекса и выстраивание логических цепочек. Животное сможет научиться связывать свои действия с голосовыми сигналами хозяина.
  • Контроль своих эмоций и выдержка. Собака, захваченная погоней и поиском, должна преодолеть свои желания и отдать принесенный предмет.

Кроме того, данная команда незаменима для активных питомцев, которым требуется ежедневно бегать. Принося предмет, собака получит необходимые физические нагрузки, в то время как хозяину нужно будет только забирать и бросать игрушку. Это выручит людей с плотным рабочим графиком, которые не могут уделить много времени для прогулок.

Команда «Апорт!»: как научить?

Насколько успешной будет ваша работа, изначально будет зависеть от темперамента собаки. Так, сангвиники и холерики быстро и легко поддаются обучению. Сложнее будет с меланхоликами и флегматиками. С ними придется заниматься намного дольше.

«Апорт!» - команда не очень сложная. Но, как и многим другим, ей легче всего обучить щенков. При этом темперамент практически не будет играть никакой роли. Дело в том, что у щенков есть две естественные потребности - побегать и почесать зубки. Поэтому малыш охотно включится в игру.

Со взрослой собакой со спокойным характером будет сложнее. Вероятнее всего, она откажется обучаться команде, так как с ее точки зрения в ней нет никакого смысла. Подобный тип собак вообще сложно обучить командам типа «кувыркаться», «служить», «копать», зато они легко и охотно выполняют приказы, в которых, по их представлению, есть смысл, - «ко мне», «место», «рядом» и пр.

В любом случае занятия рекомендуется проводить на улице, где много места и нет людей и транспорта. Единственное исключение - нельзя выводить из дома непривитых щенков. Поэтому их обучение или придется отложить, или проводить в квартире.

Какой предмет выбрать для выполнения команды?

«Апорт!» - команда, для выполнения которой требуется определенный инвентарь. В первую очередь это тот самый предмет, который хозяин будет бросать, а собака приносить. В этом качестве могут выступать:

  • Пищащие игрушки.
  • Резиновые кости.
  • Специальные палки, купленные в зоомагазине.
  • Фрисби.
  • Различные мячи (можно теннисный).
  • Пластиковая бутылка, наполненная песком, крупой, водой.
  • Обычная палка, подобранная на улице.

Главное, чтобы этот предмет был безопасным, нетяжелым и имел обтекаемую форму. Не подойдут игрушки, которые быстро пачкаются, мягкие и все те, которые легко повредить зубами. Для обучения лучше использоваться один и тот же предмет. Так собаке будет легче привыкнуть.

Алгоритм обучения: стартовая позиция

Итак, как научить собаку команде «Апорт!»? Начнем с описания начальной позиции. Собака должна сесть или лечь рядом с левой ногой хозяина. При этом тренер должен выдавать только положительные эмоциональные реакции. Ни в коем случае не ругайте собаку и не кричите, даже если у нее ничего не получается. Наоборот, попытайтесь ободрить ее, погладить. Любой, даже самый незначительный, успех должен быть обязательно вознагражден лакомством.

Старайтесь не переутомлять животное, особенно это касается щенков. Лучше сделать несколько небольших перерывов, чтобы собака не восприняла обучение как трудовую повинность.

Учим подбирать предмет

«Апорт!» - команда собаке, которая осваивается в несколько этапов. Рассмотрим этап, в рамках которого придется обучить животное команде «Возьми!». Суть ее сводится к тому, чтобы собака взяла в зубы предмет из ваших рук. Если приложить должные усилия, то потом животное будет носить свой поводок или вашу сумку.

Сначала покажите собаке предмет, попытайтесь ее заинтересовать, подразнить, спровоцировать схватить его зубами. Желательно озвучивать действия приказом «Возьми!». Когда игрушка оказалась у собаки в пасти, не пытайтесь тут же ее забрать. Пусть она немного поиграет. Но не позволяйте рвать. Затем отберите предмет, хваля животное.

Теперь не отдавайте его, а уроните на землю у своих ног. Погруженная в игру собака поднимет предмет. В этот момент скажите: «Апорт!»

При этом собака не должна убегать от хозяина с предметом. Пресекайте подобные попытки. Постепенно кладите предмет все дальше от себя. Но собаку оставляйте на поводке. Всякий раз, когда она будет поднимать игрушку, повторяйте: «Апорт!» Команда должна произноситься четко и громко. После того, как животное стало поднимать предмет, отброшенный на расстояние 1-2 метра, можно приступать к следующему этапу тренировки.

Если же питомец не проявляет никакого интереса к игрушке, можно его перехитрить. Для этого возьмите полый внутри теннисный мяч. Прорежьте небольшую дырочку и насыпьте в него лакомство, нравящееся собаке. Перед аппетитно пахнущей игрушкой животному будет сложно устоять.

Учим приносить предмет

Продолжаем отвечать на вопрос: «Как научить собаку команде «Апорт!»?» Теперь главное - помнить о том, что собака должна добровольно отдавать предмет, не дразня им хозяина. Не отпускайте пока питомца с поводка, так как команда произносится лишь раз. Если животное ее не выполнило до конца, то придется принудить питомца это сделать.

Собака должна принести и отдать игрушку без дополнительных приказов. Итак, бросьте предмет на 2-3 метра, когда собака возьмет его, похлопайте ладонью по колену. Так вы подскажете питомцу, что ему делать. Если собака попробует убежать или останется на месте, тогда осторожно подтяните ее к себе за поводок, не проявляя агрессии.

Когда питомец оказался рядом, возьмитесь за игрушку в его пасти и проследите за реакцией. Держим 10-15 секунд. За это время собака может разжать пасть. Если этого не произошло, отдаем команду «Дай!». После того как игрушка оказалась у вас, хвалим собаку.

Таким образом вы сможете заставить питомца исполнять приказ «Апорт!» (команда собаке). Что значит и как быть, если животное отказывается отдать игрушку? Видимо, ваша собака просто слишком эмоциональна и игрива, поэтому не надо проявлять отрицательные эмоции. Просто попытайтесь выменять предмет на лакомство или заставить разжать пасть, похлопывая по нижней челюсти.

Даже если собака усвоила команду, не спешите спускать ее с поводка. Дождитесь, пока у нее выработается рефлекс. Иначе питомец почувствует свободу и может отказаться выполнять приказ.

Для проверки можно поводок положить на землю. Так собака будет чувствовать свободу, но в случае неповиновения можно будет наступить на поводок, а не бежать за своенравным животным.

Что собой представляет команда апорт? Если собака знает команды - это хорошо и для нее, и для хозяев. Кроме того, что это интересно для окружающих, которые восхищаются вашим питомцем, это необходимый контакт и понимание между животным и ее владельцем.

Как дрессируется команда Апорт

Если собаку заинтересовать, то команда апорт будет для нее одной их самых любимых. Тем более, что основы этого навыка заложены у животного на инстинктивном уровне. Чтобы собака выполняла эту команду, нужно просто с ней много играть.

Даже если вашему щенку есть уже целый месяц, это самое подходящее время для начала учебы. И не говорите, что еще рано и малыш не справится. Вы просто заинтересуйте щенка такой игрой и обучение пойдет гораздо быстрее и легче.

Но все-таки для обучения лучше приступать, когда собаке уже исполнилось месяцев семь. Апорт собаке подойдет любой, нот все-таки лучше для обучения брать ее любимый предмет. Это может быть игрушка, мячик, палка, любой предмет, который интересен питомцу. Начинайте обучение во время прогулок. Желательно, чтобы обучение происходило на знакомой для вашего любимца территории, иначе он может отвлекаться и не реагировать на вашу игру.

Необходимо питомца заинтересовать предметом так, чтобы он проявил большой интерес к данному предмету и схватил его.
Если такого желания у животного нет, просто вложите ему в пасть необходимый предмет, и зажмите пасть в таком положении на несколько секунд, этим дав понять собаке, что он нее требуется.

Как только любимец захватил, брошенный ему, предмет, попробуйте «отобрать» его у собаки. У животного должен появиться азарт от такого перетягивания предмета.
Во время такой игры должна звучать довольно часто фраза: «Апорт, хорошо!». При этом поглаживать нужно питомца с его боковой стороны.

Такое поглаживание животным воспринимается, как поощрение, и он еще с большим удовольствием и рвением приступает к перетягиванию к себе предмета. При команде «апорт» собака должна схватить, указанную ей вещь, и держать в пасти до тех пор, пока не прозвучит приказ «дай».

Как научить собаку брать вещь

Прежде, чем научить собаку приносить необходимую вещь, необходимо, чтобы она забирала ту вещь, которую ей предлагали, и удерживала ее, не выпуская изо рта до того времени, пока не услышит команду: «Дай!».

Этим лучше всего заниматься во время прогулок и в укромном от людских глаз месте, чтобы животного ничто не отвлекало. И место для питомца должно быть хорошо знакомым, так как новое или малознакомое место будет отвлекать любимца, и занятие не даст нужных результатов.

Начинать занятие с собакой нужно с того, что надеть на нее длинный поводок. Посадите ее с левой стороны от себя, при этом дав команду: «Рядом!». Надо, чтобы животное выполнило эту команду беспрекословно. Затем возьмите правой рукой предмет, который собака хорошо знает и любит и подразните ею животное.

И в тот момент, когда станет вам ясно, что любимец хочет схватить предмет, дайте ему это осуществить. Но при этом командным тоном произнесите: «Апорт!». Хочется заметить, что апорт для собак не должен иметь длинный ворс и это не должны быть детские игрушки.
Как только предмет окажется в пасти зверя, необходимо похвалить собаку за ее старания и умения, погладив ее.

После чего должен последовать такой же повторный приказ: команда апорт. Если же собака не очень активна, то необходимо активизировать ее действия. Для этого нужно потянуть тот предмет, который она удерживает в пасти. У игривого животного это сразу вызовет ответную реакцию. Вот теперь должно прозвучать задание: «Дай». Заберите у животного обучаемый предмет и похвалите его, погладив и угостив чем-то вкусненьким.

Если же собака прежде думает брать или не брать предлагаемый ей предмет, медлит, не хочет этого делать, то вложите ей в пасть сами этот предмет и прижмите пасть, так чтобы он не выпал изо рта животного. После чего попросите отдать вам этот предмет. И не забудьте сказать зверю, что он - молодец.

Собака переносит вещь

Ваша собака уже знает команды «дай», «апорт», «рядом» и умеет держать в зубах предмет. Далее стоит задача: как научить собаку приносить этот предмет вам. Для этого необходимо любимцу дать команду: «Рядом!». Зная и выполняя ее, животное должно пройти рядом с вами пять-шесть шагов.

После этого не торопясь нужно остановиться и попросить у питомца апортировочный предмет. При этом должна прозвучать: «Дай !» Получилось это с первого раза - похвалите собаку, приласкайте, угостите лакомым кусочком.

Если же не удалось животному сразу отдать вам то, что оно так старательно несла в пасти. И эту вещь четвероногий друг положил на землю - не сердитесь на него. Ну трудно ему с первого раза столько команд сразу выполнять. Не ругайте и не стыдите его ни в коем случае.

Прикажите ему, чтобы он сел. И опять повторите все команды с самого начала. Этот урок нужно повторить несколько раз, пока собака начнет выполнять команду «рядом », будет нести апорт. И по команде: «Дай!» будет отдавать свою ношу в руки хозяину. Если все-таки собака не выполняет нужную команду, то не стоит произносить команду «рядом», а просто дайте ей апорт и начинайте движение, подтянув легонько поводок. Животное пойдет рядом с вами. Не забывайте при этом проговаривать команду: «Рядом».

Собака поднимает вещь с земли

Цель этого обучения заключается в следующем: нужно, чтобы ваш любимец поднимал необходимую вещь, лежащую на земле, и отдавал ее в руки хозяину. Для этого собака должна быть на поводке.

И выполнять команду «Сидеть !». Далее ознакомьте ее с апортом и бросьте его такое расстояние, чтобы собака его видела. При этом бросок лучше осуществлять снизу вверх при этом лучше руку вытянуть вперед. Бросая предмет вперед и указывая на него рукой, дайте любимцу команду: «Апорт!». И не отпуская поводка, направляйтесь вместе с любимцем за «добычей».


Подойдя с животным, к брошенному вами предмету, повторите снова команду. Если любимец не понял вас и задача осталась невыполненной, просто пошевелите предмет. Команда при этом должна быть еще раз повторена вами. Собака просто не сможет на это не среагировать.

Как только нужный предмет животное поднимет, предложите ему по приказу «рядом» пройти несколько шагов. Только после такой проходки должен прозвучать приказ: «Дай!». Собака должна подчиниться и отдать «добычу» вам в руки. За такое старательное выполнение команд угостите собаку чем-то вкусным и похвалите ее.

Следующее задание - это обучить не трогаться с места без команды

Для этого посадите ее и бросьте обучающий предмет вперед, при этом подождите какое-то короткое время, прежде чем дать команду «апорт». Если собака ринулась вперед без приказа, ее необходимо на поводке вернуть на исходное положение, сказав: «Сидеть!»

Только после этого, указав в сторону предмета, и, повторив приказ, начинайте двигаться к цели вместе с питомцем. Очередное задание: животное само бежит за указанной вещью. Как только собака подняла предмет, скажите: «Ко мне». - А потом. - «Рядом!». Все эти действия должны быть выполнены при одной только команде «Апорт». Используемые для тренировок предметы не должны быть перьевыми или иметь в своем составе пух-перо, а также длинный ворс. Это собаку очень раздражает.

Чем предпочитаете кормить свои домашних питомцев?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • Кашой с различными добавками 46%, 7157 голосов

Навык на команду «Апорт!» очень важен, так как является осно­вой для последующей отработки многих приемов специальной дрес­сировки (выборка вещей, обыск местности, работа по следу и др.).

Условными раздражителями при выработке навыка являются команды «Апорт!», «Дай!» и жест - выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении брошенного предмета и небольшой наклон корпуса вперед. Безусловные раздражители - апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Прием отра­батывается после выработки у собаки навыков на команды «Гу­ляй!», «Ко мне!» и «Сидеть!» и параллельно с рядом других приемов общей дрессировки.

Первые занятия следует проводить на участке без отвлекающих раздражителей.

Приучать собаку подносить предметы можно двумя способами:

  • с помощью «оживления» предмета;
  • с помощью принуждения.

1-й способ чаще применяется для выработки навыка у молодых, живых, подвижных собак

2-й - для собак менее подвижных, злоб­ных, слабо и медленно возбуждающихся.

1-й способ. Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик, держа в левой руке поводок, а в правой апортировочный предмет, поворачиваете налево, называет кличку собаки и начинает играть предметом перед глазами собаки. Двигающийся предмет возбуждает собаку, и она стремится схва­тить его. Тогда дрессировщик подает команду «Апорт!» и позволяет собаке схватить апортировочный предмет. Как только собака за­жмет его в зубах, команду «Апорт!» повторяют и произносят вос­клицание «Хорошо!». Чтобы добиться у собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апартировочного предмета, его дер­жат за один конец и слегка тянут к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочный предмет зубами.

Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Ря­дом!», пробегают с ней 10-15 шагов, затем переходят на движение шагом и, подав команду «Дай!», берут палочку у собаки, после чего поощряют ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хоро­шо!», командой «Гуляй!». В течение занятия упражнение повторя­ется 2-3 раза.

В тех случаях, когда первоначальный навык у собаки не удается выработать обычным способом, вместо апортировочного предмета вначале используют трубчатую кость или другие предметы, охотно схватываемые собакой, и лишь позднее переходят к работе с апор­тировочный предметом.

Когда собака хорошо научится хватать предмет из рук, ее приучают подавать брошенный предмет. Дрессировщик усаживает собаку у левой йоги. В левой руке он держит короткий поводок, в правой - апортировочный предмет. Назвав кличку собаки и воз­будив ее, он показывает палочку и бросает ее на 3-4 шага вперед. Бросать апортировочный предмет во время вы­работки навыка нужно правой рукой снизу вперед, так как это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!». Одновременно с броском дрессировщик подает команду «Апорт!» и вместе с собакой быстро идет к предмету, по пути 1-2 раза повторив команду «Апорт!».

Если собака, подойдя к предмету, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессировщик восклицает «Хорошо!» и поощ­ряет собаку. Если же собака, подойдя к предмету, не берет его, то следует «оживить» палочку, подвигав ее ногой. Пробежав затем вместе с собакой 10-15 шагов, дрессировщик переходит на движе­ние шагом, подает на ходу команду «Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия повторяют на занятии несколько раз.

Постепенно дрессировщик начинает бросать апортировочный предмет на все большие расстояния. При этом он одновременно подает команду «Апорт!», делает жест в направлении брошенного предмета и сам направляется к нему, чем активизирует движение собаки. Но затем дрессировщик постепенно отстает от бегущей со­баки, а со временем и совсем перестает сходить с места.

Как только собака возьмет апортировочный предмет, делают несколько шагов в сторону, чтобы побудить собаку подойти. Если этого окажется недостаточно, то подают команду «Ко мне!». Когда собака с предметом подбежит, ее поощряют поглаживанием и вос­клицанием «Хорошо!» лишь в том случае, если она сядет перед дрессировщиком. После небольшой выдержки подается команда «Дай!», у собаки отбирают апортировочный предмет и поощряют ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!».

Занятия вначале проводятся на коротком поводке, затем на удлиненном, а потом и без поводка. Усложняя выработку навыка, апортировочный предмет забрасывают на большие расстояния (до 20 м) и так, чтобы собака его не видела (в траву, кусты, канавы) и вырабатывают выдержку у собаки после броска до 10-15 секунд, Для этого дрессировщик, посадив собаку около левой ноги, бросает предмет на 10-12 м в высокую траву или кустарник так, чтобы собака видела его полет, но не видела взмаха руки (не путала с жестом). Через 5-6 секунд дрессировщик подает команду «Апорт!» м пускает собаку на поиск. Кроме того, вырабатывают подачу раз­личных по форме, весу и материалу предметов, усложняют и условия окружающей среды на занятиях.

В первое время собака, пытаясь найти предмет, будет откло­няться в разные стороны. Дрессировщик в это время должен ока­зывать ей помощь, делая жест в направлении предмета, а также сам двигаясь к нему.

Если собака пытается бежать за апортировочным предметом сразу же после броска, то подают команду «Сидеть!» и делают рывок поводком. Снова команду «Апорт!» и жест подают лишь после того, как собака успокоится.

2.- й способ. Дрессировщик, имея сидящую собаку на коротком поводке у левой ноги, делает пол

оборота налево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки, а правой подносит к ее морде апортировочный предмет не подав команду «Апорт!», слегка приподнимает собаку за ошейник. Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает в нее предмет, одновременно с этим повторяя команду «Апорт!». Как только палочка окажется в пасти собаки, ошейник отпускают, что позво­ляет собаке сомкнуть челюсти, но в этот же момент перемещают правую руку под нижнюю челюсть собаки с тем, чтобы воспрепятст­вовать ей, если она попытается выбросить из пасти апортировочный предмет. Если же собака держит его в пасти, то ее поощряют вос­клицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После небольшой выдерж­ки подают команду «Дай!», забирают предмет и поощряют собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». На следующих занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяют легким рывком поводка вверх. Дальнейшая выработка навыка произво­дится так же, как и при первом способе.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояния до 25 м, подносит их и, сев перед дрессировщиком, отдает по первой команде.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  1. Показ лакомства или подготовка его к тому, чтобы дать соба­ке при ее подходе с предметом к дрессировщику;
  2. Применение при апортировке одних и тех же предметов;
  3. Неосторожное, с причинением боли, вкладывание в пасть собаки апортировочного предмета;
  4. При начальной отработке схватывания предмета дрессиров­щик запаздывает потянуть его с целью усиления хватки;
  5. Излишне далекое забрасывание палочки в начале отработки приема.