Что ценится в семье 19 веке. Купеческие семьи: как это было в Российской империи? Сыновья и дочери

15.10.2019
Лапшина З.С.

Семья в Российской империи

К началу ХХ в. Российская империя занимала 1 место по территории и вышла на 3 место в мире по численности населения, уступая Индии и Китаю. Ее население в 1901г. составляло 134,6 млн. чел., на территории современной Российской Федерации в 1897 г. проживало 67,5 млн. человек. Если же оценивать демографический потенциал не по численности населения, а по его абсолютному годовому приросту, то в начале ХХ века Россия была безусловным лидером (уступая Китаю) с годовым приростом населения 2,02 млн. чел. в год. Далее шли США, Индия, Германии, Великобритания, Германия, Япония. В XX век Россия входила, имея значительный запас устойчивости по своему демографическому потенциалу при высокой этнокультурной однородности населения ее географического ядра - русского народа. Демографы начала века прогнозировали: население России к 90-м годам ХХ в. должно перейти рубеж 400 млн. чел. Однако этого не произошло.

Какой была семья, обеспечивавшая столь высокий естественный прирост? Это была большая патриархальная семья, либо малая семья из двух поколений. В силу исторических традиций роль кормильца семьи выполнял мужчина. Традиция опираться именно на мужчину-кормильца была укоренена в русской культуре. Землей в крестьянской общине наделялись только мужские души.Мальчик всегда считался будущей опорой семьи, в то время как дочериуходили из родительского дома в семью к мужу. Отсюда и различия в отношении рождения сыновей и дочерей: первые были более желанны, поскольку впоследствии могли содержать родителей. (Об этом и поговорка - «корми сына до поры, потом он тебя накормит »). Крестьянские семьи были многодетными: средняя семья состояла из 8-10 детей, не были редкостью семьи по 19 детей, семья из 5 детей считалась малодетной и нетипичной. Крестьянская культура представляла собой довольно замкнутый мир общины со своими правилами,в основе которых лежала семья. Каждое новое поколение повторяло жизненный круг своих родителей.

Семья в послереволюционные годы .

Однако бурные события XX века нарушили патриархальную традицию. Новый общественный строй большевистской России поначалу определил семью пережитком прошлого. Венчание в церкви было отменено. В городах появлялись молодежные семьи на правах сожительства. К середине 30-х годов эта сфера несколько упорядочилась: появились органы для общественной фиксации браков под названием «Запись актов гражданского состояния» (ЗАГС), так они до сих пор и называются. Это означало коренную ломку традиционной русской семьи, освященной Церковью и с решающей ролью родительского выбора брачующихся.

В новой советской семье изменились социальные роли. И муж, и жена равно становились кормильцами. Женщин фактически вынудили работать: на одну зарплату мужа прожить семье было нелегко. Одновременно роль кормильца отчасти выполняло государство, обеспечивая семьи детсадами, путевками в санатории, жильем и т.п. Таким образом, в Советской стране создана ситуация «двойного кормильца»: мужчина выполнял роль основного (заработок мужчин был всегда выше на 30-35%), в то время как женщина - второстепенного. Правда, «женские деньги» были надежнее. Очень часто одной рукой отдавая деньги в семью, муж брал их другой, используя на сигареты, алкоголь, развлечения. Умело выкручиваясь с малыми средствами, женщины становились истинными главами домохозяйств. Количество детей в семье резко снизилось: городская семья - до 4 детей, сельская - до 6 детей.

Сформировалась экономическая предпосылка к тому, чтобы женщина вышла за пределы семьи и стала социально активной личностью. Образ женщины, выполняющеймужскую работу, тиражировался как высшая форма женской социальной активности, сознательности и приверженности социалистическим идеалам. В этом смысл и значение образа П. Ангелиной и подобных ей женщин 30-х годов, перевыполнявших производственные нормы на заводах. Это очень пригодилось в войну. Тыл в Великой Отечественной войне, особенно в деревне, обеспечивали женщины. Но вот отгремела война, завершился восстановительный период. Однако и в послевоенной жизни совершенно отчетливо обозначилось активное вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами. Бесполость понятия «работник» давала о себе знать все яснее и ощутимее. Забили тревогу медики, робко засомневались социологи, указали на тревожную динамику специалисты в области семьи и т. д.

Статистика свидетельствует, что в 60-е годы доля женщин в общей численности специалистов с высшим и средним образованием превосходила показатель у мужчин и постоянно увеличивалась. Так, в 1960 г. она составляла 59% и сохранялась на уровне 60% вплоть до 1985 г.

Семья в послевоенные годы.

В послевоенные годы постепенно роль матери в семье уже играет бабушка: она воспитывает детей, готовит пищу на семью. Мать выполняет роль основного кормильца и главы семейства, то есть отца в патриархальном понимании. И наконец, отец играет роль еще одного ребенка, вдобавок к настоящим детям. Таким образом, российская женщина привыкла либо выполнять роль кормильца на паритетных началах, либо становилась кормильцем поневоле в ситуациях, когда муж страдал алкоголизмом.

Обозначилось резкое сокращение населения страны. В этом снижении учитывались военные потери и потери потенциально неродившихся детей от гибели мужчин детородного возраста. Однако основной причиной резкого сокращения прироста населения стала урбанизация, ломка традиционной модели патриархальной семьи и введение с середины 50-х годов в массовую практику медицинских абортов.

Правительство Н. С. Хрущева проводило политику медицинского сокращения рождаемости. Так решалась проблема жилищного кризиса в городах, связанного с массовыми разрушениями жилищного фонда во время войны и быстрой урбанизацией.

Если в 1939 году городское население РСФСР составляло 36,3 млн. чел., то в 1950 году оно выросло до 43,7 млн. человек, а к 1960 г. - до 63,7 млн. Массовая практика медицинского сокращения рождаемости позволила снизить остроту жилищного кризиса в городах, высвободить дополнительные трудовые ресурсы и повысить доходы на душу населения за счет сокращения количества иждивенцев на одного работника. Морально - этическая сторона игнорировалась.

К началу 60-х годов хрущевская демографическая политика привела к тому, что всего за десятилетие в городах, особенно в центральной России, наиболее типичной стала одно- или двухдетная семья при количестве абортов, превышающих количество рождений. Перед центральной Россией внезапно встала угроза вымирания, причем вымирания в мирное время. Демографические потери России, связанные с политикой поощрения абортов с 1960 по 1985 годы, составили около 100 млн. человек, а по настоящее время - не менее 140 млн. человек.

В массовом сознании вырабатывались представления о преимуществах малодетной семьи. В стране шло активное жилищное строительство. Всего за годы Советской власти (1918-1980 гг.) построено более 3,5 млрд. кв. м. площади жилищ. Только за период с 1961 по 1980 г. было построено более 44 млн. квартир. В послевоенный период строились малогабаритные квартиры - так называемые «хрущёвки», затем «брежневки». Размеры квартиры предполагали семью из трех, максимум четырех человек, включая родителей. Одного-двух детей проще вырастить на родительские невысокие зарплаты, а затем дать образование.

Женщины стремятся к получению высшего образования и престижных профессий. Героиней послевоенной эпохи становится Валентина Терешкова, первая женщина - космонавт, вышедшая из ткачих. Это хорошая перспектива для трудолюбивых женщин. Подобные примеры еще более уводили женщин от семьи и деторождений в науку, искусство, образование, производство. Кинематограф давал прекрасные примеры, как жить в ногу со временем: кинофильмы «Приходите завтра» о сельской сибирской девушке, которая стремилась обучиться пению; «Королева бензоколонки» - о девушке, которая не поступила в институт, но не отказывается от мечты; «Москва слезам не верит» - о девушке, которая стала директором завода, и даже маленький ребенок не помешал ее карьере. Эти фильмы показывали, что семья для девушки перестала быть главной целью жизни. Героини добиваются успеха вне семьи. Семья оставалась на периферии их жизненных интересов. В последнем фильме героиня тоскует не о том, что собственно семьи не удалось создать, а о том, что рядом нет любимого человека. Ее мечта - не о полноценной семье, а о любимом мужчине.

Семья в постперестроечный период.

90-е годы обозначили новую страницу в жизни страны. Качественную оценку переменам дает демографическая статистика. С 1993г. в стране зафиксирована депопуляция русского этноса. Ежегодная депопуляция в России составляет около 0,6%, т.е. ежегодно население страны снижается на 800-900 тыс. чел., в последние годы более чем на 700 тыс. чел. Главный удар депопуляции пришлось выдержать исконно русским районам. В центральных областях: Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской, Тульской, Ленинградской ежегодная депопуляция в два раза выше, чем в среднем по стране, и численность населения в этих регионах ежегодно снижается на 1-1,5%. Вымирает наиболее работоспособная часть народа — молодые люди и люди среднего возраста. Так, в регионах вокруг Великого Новгорода именно у этих категорий наибольший рост смертности: для возраста 20-39 лет он составил 75%, для 40-44 лет — 100%. Ведущая роль в депопуляции принадлежит снижению рождаемости.

За 1993-1996 годы избыточная смертность составила 2,9 млн. человек, а дефицит рождений 4,4 млн. Демографы прогнозируют, что к середине ХХ I столетия русских останется 25 миллионов человек. Социологи уже сейчас говорят о том, что если подобная динамика продолжится, то они могут с точностью до года вычислить, когда у последних Ивана и Марьи родится последняя Дарья, которая сможет выйти замуж за кого угодно, но только не за Иванов и Степанов, которых уже не будет... Так, по данным Госкомстата современное молодое поколение женщин репродуктивного возраста планирует в среднем 1,2-1,3 детей в течение всей жизни, что гарантирует быстрое вымирание населения России в сочетании с его дальнейшим старением.

В период перестройки произошла «смена вех»: старые престижные профессии уже не были ни престижны, ни высокооплачиваемы, а новые только-только появлялись. В этой ситуации многие мужчины, оказались в ситуации потери и работы, и профессионального статуса, что ко всему прочему ликвидировало и их положение кормильца - даже у тех, кто еще сохранял его. Острое ощущение ответственности перед семьей привело к тому, что очень многие женщины перестроечного поколения становились «кормильцами поневоле». Женщины оказались способными гибко изменить профиль и статус своей работы и все чаще становились основными добытчиками денег для семьи. Для них был не важен статус предлагаемой работы, но важно обеспечить семью. В значимой части российских домохозяйств именно женщины безоговорочно взяли на себя ответственность за семью и детей.

В то же время многие мужчины оказались не способны пожертвовать своим статусом. Работники «лежащих» предприятий влачили жалкое существование, не получая зарплату по 6-9 месяцев, но стремились сохранить свой профессиональный статус. В итоге мужчины дорого заплатили за отсутствие гибкости. Косвенными показателями их плохой адаптации на рынке труда стало огромное количество самоубийств, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов, алкоголизма.

Женщина не только приспособилась, но и занимает более высокое положение, чем до перестройки.Об этом свидетельствует более высокий уровень образования: по данным последней переписи, женщин в возрасте 16-29 лет, живущих в городе и имеющих высшее и неполное высшее образование, на 16% больше, чем их сверстников-мужчин, имеющих тот же статус. Женщины, получившие в советское время образование, смогли получить новые профессии, второе высшее образование.

Новое поколение женщин также дает примеры более гибкой адаптации: они чаще получают одновременно два образования, т. е. две профессии. Это очень нелегко: усталость от совмещения семейных и профессиональных обязанностей проявляется, в частности, так: 76% россиянок согласны с тем, что «вся семейная жизнь страдает, если женщина работает полный день», а женщины, совмещающие две работы, фактически существуют вне семьи.

Образ совремнной семьи.

С помощью СМИ в обществе создается образ женщины нового времени: это успешная бизнес-леди или красавица-блондинка, потенциальная жена успешного человека. Наше общество вспоминает о ценности семьи, но только для обеспеченных. В сериалах создается образ женщины-матери, которая находит уставшего без семьи состоятельного человека. Семья как дорогое удовольствие, недоступное для каждого! И второй образ женщины - бывшей жены состоятельного человека, которая с успехом применяет свою полученную в юности профессию, и становится самостоятельным и не зависимым от мужа-деспота человеком. В этих фильмах самое слабое и непродуманное звено - собственно семья. В лучших случаях действие крутится вокруг факта существования ребенка или его спасения. Семья как тема в современном искусстве, к сожалению, не разработана.

Молодых девушек воспитывают глянцевые журналы со статьями по типу : «Как выйти замуж за крутого?« Конкретные советы, конкретные попытки им следовать. Моделью жизненного успеха является образ женщины, от которой требуются, в значительной мере, таланты и навыки, реализующиеся во внутрисемейной сфере, а не вне ее: умение хорошо выглядеть, создавать уют в доме, соответствовать имиджу мужа и т. д. Но высокий общественный статус мужа - это его личный капитал, а не вместе нажитый, что не всегда укрепляет семью.

В целом в мире активная социализация и самостоятельность женщин приводит к тому, что в развитых странах стремительно растет возраст деторождения - в Германии он поднялся до 40 лет, а в Израиле не редкость рождение ребенка женщинами в возрасте около 50 лет. В нашей стране уже свыше 10% рожениц старше 35 лет. И эта цифра растет с каждым годом. По некоторым данным, до 40% работающих женщин в Германии просто отказываются от деторождения. В российских семьях нормой стало рождение единственного ребенка. Таким образом, процесс вымирания нации превращается в реальность.

Даже слабая попытка правительства решить проблему демографии «материнским капиталом» не остановит процесс вымирания русского народа, потому что наблюдаемое ныне некоторое повышение рождаемости связано с вошедшим в детородный возраст поколением и является лишь частичным воспроизводством.

Выводы: и в мировой, и в российской культуре забыта ценность семьи, не воспитывается образ прочной семьи. СМИ создают образ семьи, которая не может быть устойчивой, потому что не определены ее ценности.

Новое поколение не знает, какой должна быть семья и в чем ее ценность. В этом плане показателен результат опроса студентов 1-3 курсовХГИИК:

1. Какой вы видите свою будущую семью?

14 чел.- «большой, счастливой, благополучной»; «большой, дружной и крепкой»; «надежные крепкие отношения, основанные на доверии и взаимоуважении»;«полное взаимопонимание, доверие и любовь», «для создания семьи нужно созреть морально и духовно, а материальная сторона - это второстепенное»;1 - гражданский брак; 3 - не задумывались.

2. Считаетели семью (духовной) ценностью?

17 чел. -да ;1 -прочерк

3. В чем Вы видите цель брака?

7 - «в совместной жизни и воспитании детей»; « в создании новой ячейки общества, продолжении рода, ну, и просто приятный факт»; 7 -цели никакой не видят, т.е. брак как результат любви двоих; 1 - «повышение статуса в обществе»; 1 - «уверенность в жизни, знать, что ты кому-то нужен»; 2 - прочерк.

4. Считаете ли вы, что институт семьи в кризисном состоянии? Если да, каковы его причины?

10 - да;6 - нет; 2 - прочерк: «у многих негативное и пренебрежительное отношение к семье, ее считают грузом, хотя это взаимная поддержка и надежность»; «многие нехотят идти в ЗАГС»; «цинизм, расчетливость» «наркомания, алкоголизм, проблема жилья», «большие налоги, но маленькая зарплата»; «большинство браков сейчас распадаются из-за того, что наши русские мужчины обнаглели. У нас в России очень много красивых, умных, добрых, интересных, стильных девушек, которые в дальнейшем станут прекрасными хозяйками и заботливыми матерями. Но идти замуж не за кого. Вокруг одни алкоголики, геи, наркоманы или инвалиды моральные, а те, кто нормальные - бабники»

5. Если вы планируете в вашей семье детей, то сколько?

7 - «двое-трое»; 5 -«один-двое»; 1 - «чем больше, тем лучше».; «как Бог даст»; 1 - «два мальчика, две девочки»; 4 - не планируют.

6. Планируете ли вы разделение ролей в семье?

8 - нет; «оба должны выполнять свои обязанности с любовью и соблюдать традиции, согласованность в делах»;9 - «да, мужчина обеспечивает материально, а женщина ведет хозяйство и растит и воспитывает детей; хотя можно и на равных»;1 - не знаю.

7. Какими качествами должен обладать муж?

17 - «добрый, спокойный, не жестокий, мужественный, честный, не бабник, умный»; «мужественным как в старину»; целеустремленный, интересный собеседник, сильный духовно, терпеливым, активным; финансово независимым»; ответственность и преданность, заботливый, любящий;1 - не знаю.

8. Какими качествами должна обладать жена?

15 - «хозяйственная, спокойная, любящая, внимательная, умная»; «готовностью к поворотам в жизни, верностью, быть трудолюбивой и чуткой»;терпение, духовная и физическая сила, любящая, оптимистка; «преданная, добрая, отзывчивая, целеустремленная, образованная»;«мудрая, хозяйственная, умеющая идти на компромисс, стремление быть ухоженной и интересной мужу», «добрая, умная, красивая»;«поддержка, забота, собеседник, преданность»; 1 - «храброй, красивой и худенькой»; 2 - прочерк.

9. Приходилось ли Вам в вашей жизни встречать семью, которую сочли бы для себя примером? 10 - «нет, только читала о них»; «в моем понимании семья - это не то, что я встречала в жизни»; 8 - да;(1: «да, мои родители - наилучший пример для меня»)

10. Как Вы относитеськ сожительству без оформления отношений в ЗАГСе?11 - положительно; 4 - нейтрально, 2 - отрицательно; 1 - не определился «люди могут проверить свои отношения и просто жить, но все - таки я - сторонник браков»; «штамп в паспорте не обязателен»; «по-моему брак людям не дает ничего»;«это удобно больше мужчинам: их обстирывают, обглаживают, поят, кормят, но при этом у них нет никаких обязательств, которые были бы после регистрации в ЗАГСе. Лично я считаю гражданский брак просто как способ научиться домашним делам»

11. Как Вы относитесь к венчанию в церкви? Обоснуйте ответ.

13 - положительно «это просто красивая традиция»; «Это прекрасно! Это союз перед Богом, но на этот шаг нужно отважиться после многих лет совместной жизни, уже с проверенными чувствами… ведь союз перед Богом нельзя расторгнуть»; «Это очень серьезный шаг. Если обвенчаться в церкви, а потом развестись или изменить, то это будет большим грехом. Чтобы венчаться, нужно доверять друг другу на 100 %. В наше время - это редкость»; «но для этого надо найти человека, с которым хочешь действительно провести всю жизнь, это большая ответственность. Но я не крещеная»;«если бы венчались в церкви, меньше бы семей распадалось»; «для меня венчание в церкви - нечто большее, чем оформление отношений в ЗАГСе. Венчание - навсегда. А штампов в паспорте всегда больше…»; «положительно, в баптистской церкви»;3 - отрицательно «как неверующая»; «это не так важно, это излишне»; 1 - равнодушно, как не православная;1 - не знаю

Опрос показал, что вступившие во взрослую жизнь молодые люди всерьез не задумываются над тем, какой должна быть семья. Поэтому ответы противоречивые. Складывается впечатление, что они имеют самое общее представление, навеянное кинематографом или книгой. И это при том, что 8 человек имеют положительный пример семьи, по которой готовы строить свою.

Большая половина опрошенных гражданский брак, а вернее, сожительство, представляют как самую возможную перспективу, но в своих представлениях о семье только один респондент назвал свою будущую семью таковой. Признавая сожительствокак норму (более 50%)., лишь одна треть признала наличие кризиса института семьи. Получается, что сожительство они не воспринимают как кризис семьи, рассматривают его как форму брака. К церковному оформлению брака отношение серьезное, но принимают его как далекую возможную перспективу уже после опыта сожительства.

Небольшое социологическое исследование показало острую необходимость формировать в среде молодежи правильное понимание и отношение к семье, ее ценностям,к воспитанию детей.

Зоя Степановна Лапшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научного отдела Хабаровского государственного института искусств и культуры.

Доклад на семинаре «Семья как духовная ценность», Хабаровская духовная семинария, 19 марта 2010 года.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ XVIII - XIX ВЕКА

Филина Анжелика Игоревна

Самарский государственный

социально-педагогический университет

Аннотация

Данная статья посвящена изучению понятия дворянской семьи, особенностей воспитания в ней, его содержанию и гендерных различий. Проведённое исследование позволяет вывести три основополагающих принципа, на которых строилась вся система семейного дворянского воспитания в XVIII-XIX веках. В статье ярко выражены черты воспитания того времени сильно отличающиеся от современных понятий, которые в большей степени касаются не столько содержания самого воспитания, сколько особого восприятия понятий «семья», «детство» и т.д.

Ключевые слова: воспитание, дворяне

FEATURES OF EDUCATION IN THE NOBLE FAMILIES XVIII - XIX CENTURY

Filina Angelika Igorevna Samara State Social and Pedagogical University

Abstract

This article is devoted to studying the concept of a noble family, the characteristics of education in it, its contents, and gender differences. The performed research allows to deduce the three pillars on which the whole system of education in the family nobility XVIII-XIX centuries. The article pronounced features of education at that time very different from modern ideas, which are more concerned not so much the content of the training as a special perception of the concepts of "family", "childhood", etc.

Keywords: XIX век., XVIII век

Начиная разговор о домашнем воспитании дворян XVIII-XIX века, нужно сначала понять что вообще собой представляла дворянская семья того времени. Идеология развития такого института общества как семья покоилась ещё на заведённом Петром I порядке, который гласил, что служба напрямую связана с дворянским достоинством и образованием дворянина, так как достоинство дворянское, в свою очередь, измеряется в зависимости от уровня образования. Но так как службу несли, конечно же, лица мужского пола, то и образованию мужскому в то время уделялось большее внимание, нежели женскому, так как дворянин на службе представлял не только себя, но и весь свой род.

Семья представляла собой строгую иерархию её членов, а проявлялась эта иерархия в том, что каждый член семьи выполнял свою определённую функцию. Но начнём с разделения не по отдельным членам семьи, а по гендерному признаку. Главой семьи являлся отец семейства, не только в дворянских, но и в семьях других сословий - крестьянских, мещанских и т.д. Это обосновывалось связью абсолютистского строя государства со всеми сферами жизни общества, в которой и семья не являлась исключением. Подобно тому, как Бог управляет судьбами людей, монарх - государством, так и отец в семье должен был управлять её членами и заботиться об их благополучии. Отец был представительным лицом своей семьи в обществе и, наоборот, представлял целое общество в своей семье .

Этикет предписывал главе семейства иметь качественно отличающиеся от других членов семьи положение - подобно тому, как Бог был недоступен для народа, так и отец должен был, в некотором смысле, быть отдалённым от своих домочадцев. Проявлялось это в том, что у него обязательно должно было быть своё личное неприкосновенное пространство (чаще всего эту роль выполнял кабинет, в котором глава семьи занимался своими делами) . Отличным примером может послужить приезд князя Андрея Болконского с женой к своему отцу в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир». Князь Андрей, приехав в то время, когда у отца было время для отдыха - не ринулся будить его и сообщать о своём приезде, как бы поступил любой современный человек, приехав к близкому родственнику, которого давно не видел, а смиренно ждал, когда расписание дня отца позволит им увидеться. Понятие личного пространства было применительно не только к реально пространственным характеристикам, но и к внутрисемейным межличностным отношениям домочадцев. Так, например, провинившимся детям отец давал прощение не напрямую, а через мать, а нарушившую порядок жену - через друга. Тем самым, глава семейства показывал своё превосходство над другими членами семьи. Роль отца в семье покоилась на трёх основных задачах - управление имением, устройство карьеры сыновей и выдача замуж дочерей .

Что же касается отношений между главой семейства и его супругой, то здесь имело место быть беспрекословное повиновение мужу. Русский историк И.Н. Болтин, касаясь вопроса отношений между супругами, писал так: «Природа учинила жену, подвластную мужу. Государственная польза требует, чтобы жена была подчинена мужу; требует того польза сочетавшихся и польза их детей и домашних». Главная роль женщины в дворянской семье состояла в ведении домашнего хозяйства, но, упоминая выше о том, что женскому образованию уделялось меньшее внимание, нежели мужскому в сочетании с её главной обязанностью - нельзя вести речь о том, что дворянских девушек учили только «стряпать да мыть». По указу Петра I было велено не венчать неграмотных девушек, если они не могут написать даже своей фамилии. Так, если женщине положено было заниматься внутренним устройством дома, то на плечи мужа ложились все обязанности, выполняемые за его пределами . Подтверждением разделения такой ячейки общества, как семьи на чисто мужскую и чисто женскую половины, могут служить нормы этикета, которые также разделялись на женские и мужские. Так, например, совершать визиты дамам полагалось в первой половине дня, а мужчинам - ближе к вечеру. Касаясь вопроса о воспитании детей, то и здесь существовало разграничение по половому признаку: учителями для девочек могли быть только женщины, соответственно, для мальчиков - только мужчины. Также, семейным воспитанием мальчиков занимались мужчины, а если вдруг отец овдовел, то всех девочек он обязан был отдать на воспитание своим родственницам .

Но бывали и случаи, когда глава семейства не мог выполнять все вышеперечисленные функции в силу объективных обстоятельств: например, душевное или физическое расстройство. Тогда все функции главы семейства брал на себя другой человек - кто-то из членов семьи (например, супруга), либо какое-нибудь доверенное лицо (близкий друг, коллега и т.д.). В этом случае отец являлся лишь номинальным символом своего семейства. Такая ситуация, например, сложилась в семье Н.С. Тургенева, где фактически все обязанности главы семьи выполняла его мать Варвара Петровна, а не отец Сергей Николаевич, полковник Екатеринославского кирасирского полка, слабовольный и душевнобольной человек. К числу причин, в силу которых, главой семейства являлся не отец, конечно же, относится его кончина. Такая ситуация сложилась в семьях писательницы Е.Н. Водовозовой, географа П.П. Семёнова, писателя Д.Д. Григоровича, чьи отцы рано ушли из жизни. Редки были ситуации внебрачного рождения детей, в которую попал А.И. Герцен .

Но рассматривая семью XVIII-XIX веков, нужно чётко осознавать, что семья того времени значительного отличается от современного понимания семья, здесь мы ведём речь о её составе. Детей в дворянской семье было много, самого разного возраста. Также, к числу членов семьи причислялись и все бабушки, дедушки, дяди, тёти, двоюродные и троюродные родственники. В слово «родня» на тот момент вкладывали совершенно иной смысл, это были очень дальние родственники, существованием которых современные люди даже не интересуются. Все они имели право, и даже считали своим долгом, вмешиваться в воспитание детей своих родственников . Но это можно обосновать биологическим законом пустых ниш - экологическая ниша никогда не бывает пустой, на месте опустошения тут же возникает новый вид. Так и здесь, если дети были обделены должным воспитанием со стороны родителей, этим сразу же начинали заниматься многочисленные родственники. Воспитание дворянских детей так и так предполагало их вмешательство, но родители могли контролировать, в какой степени оно будет осуществляться. В состав семейства входили также все домочадцы, за исключением прислуги и крепостных. На особом положении в семье находилась няня - она имела право исключительное право - принимать пищу вместе с хозяевами дома . Замечательным примером может служить знаменитая няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна, которая отправилась за Александром в ссылку в село Михайловское в 1824-1826 годах. Кроме няни, к составу семьи могли причисляться и учителя, если они были на хорошем счету у хозяина и состояли в дружеских отношениях со всеми членами семьи. .

Виды домашних воспитателей детей дворян разделялись в зависимости от выполняемой функции и возраста ребёнка. Итак, давайте рассмотрим некоторые из них. Первый домашний воспитатель, к которому попадал ребёнок сразу после рождения, была кормилица. Она занималась с детьми до одного года и, в отличие от многих других дворянских воспитателей, чаще всего происходила из бедных слоёв населения, так как считалось, что до семи лет нужно уделять должное внимание лишь биологическому развитию ребёнка.

Роль няни в дворянских семьях XVIII-XIX веков до сих пор представляет собой загадку. Известно лишь то, что забирая ребёнка у кормилицы, его отдавали в руки няни, которая должна была заменить ему мать, в то время, когда родная мама осуществляла лишь общий контроль над воспитанием ребёнка. Мнение по поводу обязанностей няни среди историков в современной науке разделилось на две точки зрения: одни считают, что она должна была заниматься лишь теми вещами, которые поддерживают здоровье ребёнка в нормальном состоянии (кормление, купание и т.д.); другие говорят о том, что няня - это духовная кормилица ребёнка; человек, который должен был следить за духовным развитием малыша . Посмеем предположить, что функциональные обязанности няни определяли сами родители, всё зависело от того с какой целью семья приглашала в свой дом няню. Статистические данные свидетельствуют о том, что нянями, в основном, были молодые необразованные девушки из числа крестьянок. Очень частыми были случаи, когда няни сближались с ребёнком до такой степени, что мать играла лишь поверхностную представительскую роль, доходило до того, что няни спали в одном помещении с ребёнком. Всеми своими переживаниями, горестями и радостями дети делились непосредственно с няней, поэтому эмоциональная связь между ребёнком и няней была намного крепче, чем с родной матерью, не говоря уже об отце .

Непонятны и обязанности такого должностного лица в семейном воспитании детей, как бонна. В иерархии воспитателей детей её обычно помещают между няней и гувернанткой, считается, что она была приставлена к детям более старшего возраста (5-6 лет). Фактом остаётся лишь то, что бонны являлись иностранками (немками или француженками), исходя из этого, некоторые авторы полагают, что бонн нанимали для обучения ребёнка иностранному языку .

С 6-7 дети начинают заниматься с гувернёрами или гувернантками, в зависимости от пола ребёнка. Эту должность обычно занимали иностранцы - французы и швейцары, реже - немцы и англичане. В зажиточных домах существовала практика приглашения в семью сразу нескольких гувернёров разных национальностей. Труд гувернёров стоил очень дорого, и далеко не каждая дворянская семья могла позволить себе иметь такую роскошь. В обязанности гувернёра уже входило умственное развитие ребёнка, изучение предметных дисциплин, ведущими из которых были музыка, пение, танцы, нормы этикета, иностранные языки и т.д. Основной задачей гувернёра являлось также и нравственное воспитание ребёнка, формирование его поведения в соответствии с происхождением и следование статусу дворянина. Так, гувернёр должен был привить ребёнку соблюдение дисциплины, беспрекословное подчинение старшим и нормы поведения по отношению к другим людям, также к тем, которые были ниже его по положению в обществе.

Нередко, родители помимо гувернёров нанимали учителей, которые занимались изучением отдельных дисциплин с малышами. Такой деятельностью могли заниматься лица, имеющие высшее образование, отставные военные гражданские чины и вышедшие в отставку учителя .

Также, понятие «семья» нередко включало в себя общность бытия. Т.е. «семьёй» для ребёнка становились учебные заведения, военные училища, пансионы, лицеи. Это можно аргументировать тем, что главным долгом любого дворянина было служение обществу. Семья являлась одной из ступеней такого служения, поэтому личные нужды и пристрастия стояли ниже семейных, личность в сравнений с семьей находилась на порядок ниже. Если на Западе семья противопоставлялась обществу и являлась каким-то личным убежищем каждого человека, то в России семья рассматривалась как элемент структуры российского общества. Наверное, поэтому после восстания декабристов и их общественного осуждения, многие семьи также перестали признавать своих родственников-восставших.

Продолжая разговор о существенном разграничении дворянских семей на мужскую и женские половины, пора рассказать об особенностях воспитания мальчиков и девочек. Оговоримся только о том, что единственный вопрос, который регулировал отец в жизни дочери - это вопрос её бракосочетания. Хоть Пётр I и отменил принуждение к бракосочетанию, на практике всё осталось так же, как и было, только теперь у невесты спрашивали согласия, которое, естественно, получали. Так, что высказывание мнения брачующихся было лишь формальностью, на деле всё так и продолжали решать родители. Заключение брака, а тем более у дворян, опять же рассматривалось как служение обществу и являлось делом публичным, если не сказать общественным. К XVIII веку начинает зарождаться практика создания малых семей, так как у дворян было принято, что женатые дети должны жить отдельно. Для девушки брак символизировал выход из женской иерархии и переход в подчинение к мужу, как мы уже упоминали выше - жена не могла противиться мужу ни в чём, даже если он ужасно к ней относился. Единственная ситуация, при которой жена могла пожаловаться на мужа - это растрата семейного состояния, так как это напрямую определяло будущее семьи и детей, а значит и в какой-то степени и судьбу всего общества .

Теперь, когда мы имеем общее представление о дворянской семье, давайте рассмотрим общее представление дворян о детстве. Детством, как мы уже упоминали выше, считался период до 7 лет. Дворянину не подобало выражать свои эмоции, он должен был вести себя статно, смиренно, поэтому ребёнок до 7 лет и не считался полноценным носителем дворянского статуса. Примером тому может послужить то, как Николай Ростов в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» отзывался о ребёнке - кусок мяса.

Начиная с 7 лет, ребёнка начинают обучать различным наукам, но обучение это происходит на рациональном уровне, без учёта индивидуальных психологических потребностей ребёнка, его подсознательного состояния. Разум ребёнка был нацелен лишь на усвоение общепринятых норм и правил, вверенных ему его статусом. Так, для мальчиков, которых готовили к военной службе, главными качествами для развития считались умение отдавать приказы и исполнять их, а для девочек - самопожертвование в пользу мужа и детей. В маленьком дворянине воспитывали чувство долга не только перед своим Отечеством, но и перед своей семьёй. Первым занимались профессионально нанятые воспитатели, второе возлагалось на плечи родителей. Также с 7 лет ребёнок воспринимался как взрослый человек, такой же, как и его родители, поэтому с этого возраста дети начинали проводить больше времени с взрослыми - им позволяли находиться при беседах, которые ведут взрослые, читать ту же литературу и т.д. После 7 лет детей часто наказывали за то, что они играют в игры - взрослому человеку такое поведение не подобает .

Затрагивая тему наказаний, стоит упомянуть, что физические наказания как внутри семьи, так и в образовательных учреждениях были довольно распространены и считались нормой. Начиная с XVII века и вплоть до 1860-х годов, телесные наказания являлись основным методом воспитания. Считалось, что «детская натура по существу зла и необходима усиленная борьба с заложенными в душе ребёнка зачатками пороков». Граф В.А. Соллогуб писал о том, что детей в дворянских семьях держали ничуть не лучше, чем крепостных и родители ясно давали понять, что это дети созданы для родителей, а не наоборот. . Таким образом, между родителями и детьми не существовало никакой эмоциональной близости, их отношения были в духе управления-подчинения. Времена крепостничества, как мы видим, отложили свой отпечаток и на семейном воспитании дворян.

Но были и другие наказания, менее жёсткого характера, чем откровенное избиение. Так, детей могли лишить сладкого или заставить стоять у стола во время обеда, ставили на колени лицом в угол на несколько часов, закрывали в тёмной комнате. .

Единственное, чему обязаны были обучать детей именно родители (чаще всего этим занималась мама) - это принципы православной веры. Идеи просвещения начинали входить в культуру домашнего воспитания дворян: с раннего возраста они должны были уметь молиться, соблюдать посты, читать православную литературу .

Особенное внимание уделялось физическому воспитанию дворян, больше это, кончено, относится к мальчикам - их готовили к военной службе. Их обучали гимнастике, плаванию, фехтованию, танцам, охоте. Особенное внимание уделялось верховой езде. В то время всерьёз считали, что храбрость можно воспитать, поэтому верховая езда была упражнением направленным не столько на развитие каких-то физических качеств, а на развитие смелости. Ведь верховая езда была всерьёз опасным занятием, так, например, старший сын Николая I Александр так сильно упал с лошади, когда ему было лет 10, что несколько дней пролежал в постели, не вставая. Но этот случай не означал прекращение тренировок - как только Александр выздоровел, он тут же отправился вновь на лошадь. Но физическому воспитанию девочек уделяли тоже немало внимания - они должны были быть здоровыми для того, чтобы качественно выполнять свою основную функцию - деторождение. Так, А.Е. Лабзина писала в своих мемуарах, что мать её «держала на воздухе, не глядя ни на какую погоду; шубы зимой у меня не было; на ногах, кроме нитяных чулок и башмаков ничего не имела, в самые жестокие морозы посылала гулять пешком, а тепло моё все было в байковым капоте…летом будили меня тогда, когда чуть начинает показываться солнце и водили купать на реку… мать давала нам довольно времени для игры летом и приучала нас к беганью» .

К 16 годам заканчивалось обучение дворянских детей, за исключением зарубежного образования, там этот срок увеличивался до 18-20 лет. С этого возраста начиналась взрослая жизнь дворян - мальчики поступали, в большинстве своём на службу, девочки выходили замуж. Крайний срок для бракосочетания девушек приходился на 23 года. Гражданская служба могла начинаться и того ранее - с13-15 лет, а в некоторых случаях (скорее всего, в бедных дворянских семьях - даже с 10). Бедным дворянским детям поручали несложную работу, такую, как например канцелярские дела .

Семья в ту эпоху имела такую значимость, что даже после начала самостоятельной жизни или вступления в брак - ребёнок не имел права ни в чём перечить родителям, должен был считаться с их мнением. Если вдруг ребёнок проявлял непокорность по отношению к своим родителям, то это навлекало позор не только на него, как на плохого человека, но и на его родителей и воспитателей, которые недолжным образом занимались чадом .

Таким образом, из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что отношения между родителями и детьми в дворянских семьях не имели никакого даже слабейшего оттенка любви. Но нельзя все семьи обобщать одним образцом воспитания. Каждая семья по-своему решала, как воспитывать своих детей, но тот факт, что все они являлись дворянами, несомненно, накладывал отпечаток. Главной задачей воспитания русского дворянства было не создание человека, с выражением его индивидуальности, а чётко заточенная под образец личность. Воплощение авторитарных принципов в дворянском семейном воспитании давало ребёнку понимание о том, что его ждёт в будущем. Такому ребёнку, воспитанному на строгом понимании того что должен и не должен делать дворянин легче было вписаться в социальную структуру общества, в которой господствовал политический абсолютизм, а основной экономической силой было крепостничество. Конечно же, время брало своё и дворянство стало первым сословием, которое положило начало пути от составной семьи к малой, но здесь стоит отметить, что этот путь, в большинстве своём, зародился лишь у богатых дворян. Бедное же дворянство, помещики низшей ступени не имели таких средств для воспитания своих детей и не имели возможности нанимать учителей-предметников или гувернёров. Дворянство, которое стремилось встать у рычагов управления государством, осознавало ту разрозненность, которая существовала между ними и бедным дворянством. Богатые дворяне раздражались от этого, называли не таких состоятельных «тормозом» русского дворянства, злились на их необразованность.

Итак, теперь разобравшись, что же представляли собой такие понятия, как семья, детство и семейное воспитание в XVIII-XIX веках применительно к русскому дворянству, можно вывести несколько основополагающих принципов, на которых зиждилось воспитание маленьких дворян. Во-первых, имела место быть жёсткая иерархия по половому признаку. Во-вторых, семья являлась не противопоставлением обществу, а его неотъемлемой частью. В-третьих, отношения между родителями и детьми носили авторитарный характер, как таковой эмоциональной привязанности между ними не было. В-четвёртых, личность в сравнении с семьёй находилась на более низшей ступени. В-пятых, главной задачей девушек было удачно выйти замуж, мужчин - должным образом подготовиться к военной службе.

Но главным и неотъемлемым положением того времени, которое живо и по сей день, является то, что каждая отдельная семья несёт ответственность за развитие всего общества в целом.

семья дворянский воспитатель

Библиографический список

1. Каменев А.И. Просчеты дворянского воспитания. - СПб, 1995, 295 с.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX века. - СПб.: Искусство - СПб, 1994. -758c.

3. Яблочков М.Т. История дворянского сословия в России. - СПб,1876, 680 с.

4. Каменев А.И. Русское дворянское воспитание и этика. - СПб, 1998, 415 с.

5. Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века. - СПб, 1889 г., 121 с.

6. Мальцев Д.И. История воспитания и образования в России XVIII-XIX в.в. - М., 2007, 376 с.

7. Марасинова E.H. Русский дворянин второй половины XVIII в. (Социо-психология личности) // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1991. № 1. С. 17-28.

8. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины ХIХ века. Быт и традиции.//. - СПб.: «Лань», 1997. - 158 с.

9. Евреинов Г.А. Прошлое и настоящее русского дворянства. СПб.,1898, 113 с.

10. Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII - начала XIX в.// Вопросы образования, №1, 2010 г., С.225 - 235.

11. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995, 45с.

12. Подольцев А.С Принципы дворянского воспитания и образования // Альманах «Дворянское собрание» - М., 1999, с. 74-81.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Образ жизни русского дворянства. Содержание, достоинства и недостатки наказания и поощрения детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века. Возможность применения опыта воспитания детей в дворянских семьях XIX века в современных семьях.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2015

    Выявление основных традиционных ценностей семейного воспитания. Исследование особенностей педагогического потенциала многодетной семьи. Разработка методических рекомендаций для родителей многодетных семей по особенностям нравственного воспитания детей.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2017

    Воспитание как важнейшая функция семьи. Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания. Специфика воспитания в различных типах семьи: в малообеспеченных семьях, в семьях со средним достатком, в обеспеченных семьях.

    реферат , добавлен 12.01.2008

    Анализ психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы родителей, имеющих ребенка-инвалида. Изучение моделей и стилей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Воспитательный процесс в российских дворянских и крестьянских семьях: основные отличия. Характеристика внутрисемейных отношений. Возможность использования опыта воспитания детей дошкольного возраста в российских семьях XIX века в современных реалиях.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Особенности воспитания в семье. Основные аспекты и трудности воспитания единственного ребенка в семье. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, анализ результатов. Рекомендации родителям по воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Семья как институт социализации, особенности ее воспитательного потенциала. Методические основы семейного воспитания. Характеристика педагогических условий воспитания детей в семье. Взаимодействие семьи и школы. Воспитание младших школьников в семье.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Детско-родительские отношения и особенности их формирования в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Исследование детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2012

    Сущность воспитания детей. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Особенности воспитания единственного ребенка в семье и как предотвратить типичные ошибки. Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитание ребенка в неполной семье.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

Рождение дочери в аристократической семье воспринималось с не меньшей радостью, чем рождение сына. Дети вообще рассматривались, как божье благословение, как смысл семейного союза и главный капитал семьи. Дочь была также важным «инструментом» для укрепления альянсов между аристократическими семьями.И лишь только когда вслед за первой дочкой рождались еще одна-две - только тогда начинали понемногу волноваться, а когда же наконец появится сын, наследник? Но так как детей в семьях было не менее 5-6, то вероятность рождения хотя бы одного сына была довольно высокой. И потом рождение дочки в аристократической семье не являлось тяжелым финансовым бременем, как это часто было в небогатых бюргерских или рабочих семьях. В аристократических кругах отношения родителей и детей в 19 веке были более близкими, чем в предыдущие века. Хотя дети аристократов по-прежнему большую часть времени проводили с гувернантками, но воспитание уже не перекладывалось полностью на персонал, как это часто случалось раньше, а проводилось под «мудрым руководством» и наблюдением родителей, особенно матери. Девочки были с первых дней окружены несколькими людьми, которые о них заботились. Это прежде всего кормилица, которую нанимали, даже если мать сама кормила (такие случаи участились во второй половине 19 века). Кормилицу брали из рекомендованной семьи со «здоровыми традициями». Одновременно с кормилицей к девочке была приставлена няня, которую тоже брали строго по рекомендации. Эти няни нередко няньчили не одно поколение одной и той же аристократической семьи и жили в семье десятилетиями, их оставляли в доме, даже когда они уже были старыми и немощными (своего рода пенсионное обеспечение).

Дети были гордостью родителей и бабушек-дедушек. Но как бы ни были они любимы, но они не являлись центром семьи, как это часто бывает в наше время – когда жизнь семьи полностью подстроена под режим детей… Наоборот дети должны были подстраиваться под взрослых и их режим, перенимать их правила игры.Не могло и речи быть о том, чтобы маленькие дети сидели за общим семейным столом во время приема пищи. А вдруг дитё кашлянет с наполненым кашей ртом? До определенного возраста дети ели в своей комнате вместе с персоналом. И лишь когда они овладевали правилами поведения за столом, только тогда их усаживали за общий стол. Обычно это случалось не раньше 10 лет, а то и позже. От детей требовалось не только безупречно обращаться со столовыми приборами, но и молчать во время приема пищи, за исключением случаев, если взрослые обратились к ним с вопросом. (Я читала, что императрица Мария Терезия позволила своему сыну, будущему императору Иосифу, сесть за «взрослый» стол только в 15 лет, но это было в конце 18 века).Абсолютным табу было также, чтобы дети участвовали в торжественных и семейных мероприятиях – домашних балах, вечерах, салонных встречах, дамских чаепитиях… Максимум, что им позволялось – помочь в подготовке и украшении зала, и то если они не прогуливают при этом уроки.
Девочки и мальчики первые годы жизни воспитывались вместе. Первые годы дети обучались дома домашними преподавателями. Затем мальчиков отправляли в частные пансионаты (а под конец монархии нередко и в публичные гимназии), а девочкам почти всегда продолжали преподавать дома. Лишь в отдельных случаях их отправляли в (дневные) католические школы.

Воспитание девочки-аристократки было полностью направлено на то, чтобы вырастить из нее примерную жену, мать и гостеприимную хозяйку дома. Девочки учились рукоделию, составлению букетов, игре на фортепьяно. Также иностранные языки были чрезвычайно важны. В характере особо ценными считались доброта и сострадание. Кроме того девушка должна быть скромной, сдержанной, уметь управлять своми эмоциями и держаться в тени - семьи или (позже) мужа.Дети аристократов, особенно девочки, практически не имели контакта с детьми из других слоев населения. Даже дети из семей «второго общества» (так назывался класс богатых бюргеров), какими бы богатыми они ни были, не считались им ровней. Одежда девочек-аристократок была простой и удобной. Маленькие девочки одной семьи часто были одеты в одинаковые платья. Обычно это было простое шерстяное или хлопчатобумажное платье и к нему передничек, иногда с рюшами. В будние дни носили платья темных тонов, по выходным - светлых. На ногах – грубые чулки и башмачки. Будничные платья шились кем-то из домашнего персонала, кто умел шить. И только нарядные платья для особо торжественных случаев заказывались у профессиональных портних или в салонах мод. Маленькие носили платья до колен, с возрастом платья становились все длиннее.Маленьким девочкам разрешалось носить волосы распущенными или полураспущенными, но когда они подрастали, волосы должны были обязательно быть заколотыми.
Как в поведении, так и в одежде главным принципом была скромность и сдержанность. Сладкое детям в аристократических семьях давалось только по праздникам и воскресеньям. Не по той причине, что сахар вреден, а исключительно чтобы не разбаловать детей. Самым любимым праздником у детей было Рождество. Елку снизу доверху увешивали сладостями и орехами, и она полностью отдавалась на «разграбление» детям.

Важным методом воспитания были телесные наказания. Мальчиков могли выпороть, при наказании девочек использовали более «мягкие» методы – например, ударить линейкой по рукам или отшлепать. Но наиболее часто применяемыми методами наказания были лишение сладкого, запирание в комнате, а у старших детей – «лишение любви», демонстрация равнодушия, игнорирование. Самым постыдным было для родителей, если дети не умели себя «пристойно» вести на людях, если они были несдержанны, шумны и капризны. Поэтому эти вредные черты старались «ломать» как можно раньше.От детей в аристократических семьях требовалось не ныть по любому поводу, терпеть боль и физические неудобства. Принцип «держать тело в узде» возводился в культ, как признак принадлежности к классу «избранных». Условия жизни были спартанскими – детские спальни зимой отапливались по минимуму. От подрастающих девочек строго требовалось содержать тело в чистоте, а одежду безупречно аккуратной, причем при любых условиях.

В семьях аристократов очень поощрялось регулярное ведение детьми дневников. Не столько для того, чтобы запечатлить важные события своей жизни, скорее чтобы дать оценку своему собственному поведению, чтобы осмыслить, достойна ли ты носить высокое имя, довольны ли тобой родители. Такой письменный «самоанализ», «разбор» собственных ошибок считался очень важным кирпичиком для безупречного поведения в будущем. Дневник девочки время от времени давался на «проверку» матери.аспорядок дня был строго расписан по минутам – занятия, прием пищи, игры, прогулки на свежем воздухе. Зимой дети любили ходить на каток. Вообще физическому воспитанию детей уделялось большое внимание – верховая езда, езда на велосипеде.
Летом вся аристократическая семья выезжала в свое летнее поместье. Родители ехали в поезде первым классом, а дети с персоналом – вторым. Дети обычно с нетерпением ждали этого дня, ведь за городом им предоставлялась гораздо большая свобода. Здесь им можно было шуметь, лазить по деревьям, рыбачить, плавать, и родители временно закрывали глаза на общение их благородных чад с детьми прислуги и местных крестьян. Здесь детям позволялось быть детьми, независимо от пола. Детские «банды» ставили на уши дворцовый парк, делали набеги на сады и огороды. И несмотря на социальные различия там нередко завязывалась многолетняя дружба.Для девочек матери организовывали «детские балы» и «званые обеды», куда они приглашали своих ровесниц из других аристократических семей. Эти мероприятия устраивались не для развлечения, а в первую очередь чтобы девочки учились играть роль хозяйки дома. К ней приходили нарядные гости, хозяйка должна была «правильно» встретить гостей, учились пользоваться приборами, пили лимонад с пирожными, вели «светские» беседы, маленькая хозяйка следила (по крайней мере должна была следить), чтобы никто не скучал. Подготовка к «большой» жизни.Девочки в аристократических семьях росли в почти полной изоляции от внешнего мира и даже, будучи уже женами и матерями, знали очень мало о жизни людей вне их круга. Это даже считалось плюсом – чем наивнее девушка, тем лучше. Но в начале 20 века многие аристократические семьи стали отказываться от принципа изоляции в воспитании дочерей, потому что понимали – такие методы устарели. Времена менялись, мир аристократов потихоньку «открывался»…

А.Рязанов. Дворянская семья на рубеже XVIII – XIX веков

// Материалы по истории вологодского дворянства. – Вологда, 2001

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» описана любопытная сцена, когда князь Андрей пришел в бешенство от развязных шуток Жеркова по адресу генерала Мака – командующего армией союзников, только что потерпевшей сокрушительное поражение: «Да Ты пойми, что мы – или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».

В эти слова великий писатель вкладывал всю суть идеологии дворянства, которая была основана на чувстве долга и чувстве собственного достоинства. Для дворянина служба Отечеству была не только обязанностью, но и правом. Соотечественники никогда не переставали восхищаться благородством, храбростью, патриотизмом героев Отечественной войны 1812 года. Однако поступки их читателям не всегда были понятны. И мы смело, объясняем это причудливостью века «осьмнадцатого» и девятнадцатого, забывая, или не зная нормы и образ жизни ушедшего сословия. Пытаясь объяснить непонятные явления с современной точки зрения, исследователи иногда сами создавали целые мифы. Например, в советский период всегда говорилось и писалось о жестокости и бессердечии матери А. С. Пушкина, о подлости его отца; о том с какой циничностью дядя А.И. Одоевского выдал своего племянника властям, который просил у него убежища после восстания декабристов. Не понятен сегодня и поступок генерала Н. Н. Раевского. В 1812 году под Салтановкой он повел в бой своих малолетних сыновей, вовсе не считая это подвигом. Для того, чтобы понять эти странности веков минувших попробуем рассмотреть структуру и взаимоотношения в дворянской семье рубежа XVIII – XIX веков, того поколения людей павловской и александровской эпох, которые, по словам известного юриста, историка и общественного деятеля К. Д. Кавелина «всегда будут служить ярким образцом того, какие люди могут вырабатываться в России при благоприятных обстоятельствах». Источниковедческие возможности изучения истории дворянской семьи рубежа XVIII – XIX веков огромны: это мемуары, воспоминания, письма, нравоучения, свидетельства тех лиц, которые жили в это время.

Структура и взаимоотношения в дворянской семье покоились на идеологии, которая была внедрена Петром Первым и существовала в России вплоть до 40-х годов XIX века. Великий император крепко связал службу и дворянское достоинство, установил зависимость службы от образования и образование от достоинства. Существовавшая иерархия дворянской семьи выражалась, прежде всего, в том, что каждый из ее членов имел особое служение.

Главным лицом в этой иерархии был отец – глава семьи. Его положение было настолько значительным, что в сравнении сам император уподоблялся отцу Отечества. Он отвечал за представительство семьи в обществе и общества в семье. В случае его смерти главой семьи становилась его вдова. Если же отец в силу своего физического состояния не способен был справляться с обязанностями главы семьи, то реально вел все дела другой человек, а отец лишь символизировал единство семьи в глазах общества. Например, обязанности главы в семье Н.С. Тургенева выполняла его мать Варвара Петровна, а не отец Сергей Николаевич, полковник Екатеринославского кирасирского полка, слабовольный и душевно больной человек.

Положение главы семьи качественно отличалось от положения других ее членов. Этикет предписывал держаться ему в отдалении, быть недоступным, иметь отдельные помещения. Вспомним из многочисленных литературных произведений, с каким трепетом дети тайно проникали в кабинет отца, который даже в зрелом возрасте оставался им недоступным. Даже распоряжения свои глава семьи должен был передавать через третье лицо. Так, провинившегося сына отец мог простить только через жену, а жену через друга. Это позволяло прощать, не умаляя власти и достоинства главы семьи. Главными обязанностями отца были: устройство браков потомства и карьеры сыновей.

Само понятие «семья» было очень объемным. Она могла состоять из родственников, как по кровному, так и по свойскому родству. В состав семьи часто включались и домочадцы, то есть люди жившие под единой крышей. Однако слуги и крепостные могли не входить в это число. Исключением, правда, была няня. Она участвовала в трапезе наравне с другими членами семьи, что подчеркивало ее особое положение. Вспомним хотя бы няню А. С. Пушкина – Арину Родионовну.

В состав семьи могли включаться и учителя, если у них были хорошие личные отношения с родителями учеников, иначе они оставались на положении слуг (вспомним учителя–француза из повести А.С. Пушкина «Дубровский»).

Часто под «семьей» понималась и общность жития. Например, семьей дети могли называть учебное заведение, пансион, военные школы, училища, лицей – эти заведения порой были единой семьей для их воспитанников. В критические периоды жизни понятие семьи раздвигалось до огромных размеров. На крестины, свадьбы и похороны приглашались даже далекие родственники.Общеизвестно, что по существовавшим законам и традициям дворянин должен был служить обществу. Аналогичным средством служения обществу была также и семья. Личность была ниже, чем семья. Идеалом личности стало самопожертвование во имя его интересов. Если в Западной Европе семья была противопоставлена обществу, и ее член мог найти в ней моральное убежище, то в России семья считалась частью общества. Поэтому, вероятно, декабрист А. И. Одоевский не смог найти в доме своего дяди надежного убежища. Впрочем, декабристы были осуждены не только обществом, но и порой собственной семьей.

Главной особенностью структуры дворянской семьи в России было разделение ее на мужскую и женскую иерархии. Ее существование проявлялось в любых сферах жизни. Даже во время путешествий и поездок лица разного пола порознь отправлялись в путь. Если ведение дома считалось специфической женской обязанностью, то дела вне дома – мужской. Половые различия проявлялись также и в социальной деятельности: этикет предписывал мужчинам встречаться вечером, а женщины могли навещать друг друга днем. Причем старшей из этих двух иерархий считалась мужская иерархия. Разделение было настолько явным, что даже пол учителя всегда соответствовал полу ребенка. Так, вдовец мог воспитывать только сына, но дочь, как бы он ее не любил, обязан был отдать на воспитание родственницы. Умирая, отец мог сказать, что оставляет сына сиротой, хотя его мать была жива.

Следует отметить, что мужчины, как правило, не вмешивались в дела женской иерархии, за исключением устройства брака дочерей. Естественно, что из-за такого разделения дети были более привязаны к родителям противоположного пола.

Еще более любопытным было представление о детстве. Детство в России в XVIII – начале XIX века до семи лет считалось временем чисто биологического существования. Такое отношение отчасти объясняется высокой детской смертностью. Поэтому, уход за ребенком до семилетнего возраста передоверялся няне. Институт нянь, которым гордилась Россия, был чужд и не понятен западноевропейским моралистам: они проповедовали идеал материнской опеки.

С семилетнего возраста ребенок рассматривался как маленький взрослый. Считалось, что у него появлялся разум, и он становился пригодным к обучению. Обучение и воспитание ориентировалось, прежде всего, на служение Отечеству. В мальчике воспитывалось умение приказывать и повиноваться, а в девочке – умение жертвовать собой в качестве жены и матери. Причем, в отличие от других культур той эпохи, российское дворянское воспитание не считало возможным «ломать волю» ребенка. Предпочтение отдавалось убеждению и личному примеру. Хотя телесные наказания и существовали, но они не приветствовались и постепенно исчезали. После семи лет для ребенка стандартом поведения становилось поведение взрослых. Ребенок мог быть даже наказан за игры. Дети могли присутствовать и принимать живое участие в любых разговорах взрослых, в том числе интимных, читать любые книги. Воспитание маленького Пушкина в кругу друзей его отца (правда, гениальных), которым восхищаются пушкинисты, не было редкостью.

Различными в дворянской семье XVIII – начала XIX века были статус мужчины и женщины. Так, с семилетнего возраста девочка попадала под опеку матери, которая до ее замужества несла за нее полную ответственность. Образование же и ее нравственное воспитание было возложено на гувернанток, с которыми, впрочем, по свидетельству мемуаристок у воспитанниц редко устанавливались добрые отношения. В свет девушки впервые выходили уже, будучи потенциальными невестами. Возраст невесты обычно ограничивался 23 годами.

Достоинство брака состояло не только в любви, но и в том, что девушка вырывалась из под материнской опеки, из женской иерархии. Главным принципом брака было служение мужу. Даже если супруг плохо обращался со своей женой, апеллировать было некуда. Единственной ситуацией, когда жена могла воспротивиться поведению мужа и не быть осужденной светом – когда муж растрачивал состояние. Состояние считалось собственностью семьи и детей, за будущее которых несла ответственность и мать. Здесь хочется вспомнить случай из жизни бабушки А.С. Пушкина Марии Алексеевны Ганнибал, когда она подала в суд на своего мужа Осипа Абрамовича, который промотал все свое состояние. Интересно отметить, что юридически супруги были достаточно независимы. Общность имущества, в нашем понимании, не существовало. Супруги даже не наследовали друг другу. В обществе они имели разный круг знакомств, вели независимый образ жизни и воспринимались как самостоятельные личности. Об этом существуют многочисленные свидетельства.

Почти всегда сложными были отношения невестки с родственниками мужа, и прежде всего со свекровью, которая заменяла опеку матери, после замужества женщины. Известно, например, сколько неприятностей терпела супруга героя Отечественной войны 1812 года князя Д.В. Голицына Татьяна Васильевна от его матери, статс – дамы Натальи Петровны Голицыной, всего лишь из – за того, что она считала род Васильчиковых недостаточно знатным для Голицыных.

Материнство считалось самой важной ролью женщины. Однако после рождения ребенка, сразу же возникала дистанция в отношениях матери с ним. В русской дворянской семье матери не прилично было кормить ребенка, эта обязанность передоверялась кормилице. Обычай этот сохранялся вплоть до конца XIX века. Кроме того, у знати, разочарование в ребенке обострялось еще и тем обстоятельством, что сын был отчужден от матери особым кругом занятий, а дочь, после выхода замуж считала ее весьма далеким авторитетом. Более свободным было поведение вдов, на которых возлагались обязанности статуса главы семьи. Порой, передав фактическое управление сыну, они удовлетворялись ролью символической главы семьи. Например, московский генерал – губернатор князь Д. В. Голицын даже в мелочах должен просить благословения своей маменьки Натальи Петровны, которая в шестидесятилетнем военачальнике продолжала видеть несовершеннолетнего ребенка.

Совершенно иным был статус мужчины в структуре дворянской семьи. До семи лет мальчик воспитывался исключительно женщинами. Непосредственно воспитывала ребенка няня. Мать же оставляла за собой общий надзор. С семилетнего возраста мальчик переходил в мужскую иерархию. Высшим авторитетом теперь становилась не мать, а отец. Ребенок с этого времени реже видит мать, начинает идеализировать ее образ, а мать в свою очередь становится еще более нежной по отношению к сыну. Однако если отца не было, а мать приняла на себя роль главы семейства, то у сыновей это вызывало чувства страха и даже ненависти. С семи лет ребенок переходил в руки дядьки, няня же полностью отстранялась от воспитания. И здесь сразу же на память приходит цитата из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Ответственность отца за сына вовсе не означала их близких отношений. Она проявлялась лишь в подборе для сына дядьки и учителя. Отец также отвечал за выбор карьеры для сына. Если даже отец был крепко привязан к сыну, то это не принималось обществом. Он должен быть недосягаем, решения которого не оспаривались и не обсуждались. Ближе всех к ребенку был дядя, так как он меньше всех был загружен ролью воспитателя. Часто для племянника именно он становился самым близким другом в семье.

Лучшим воспитателем считался учитель – иностранец. В круг его обязанностей входило не только преподавание курса наук, но, прежде всего, воспитание манер, стереотипов поведения. Ведь «неумение вести себя в предписанной манере, – как отмечали моралисты, – могло вести не только к изгнанию из общества, но и к разрыву семейных уз». Учитель всюду сопровождал воспитанника, мог запретить ему ходить куда–либо даже с родственником. Отец, как правило, не вмешивался в систему воспитания. Эмоционально близких отношений с учителем обычно не возникало. Этому препятствовало положение учителя в иерархии семьи. С одной стороны, он выступал как высший авторитет для воспитанника, а с другой – учитель оставался на положении слуги. Поэтому он не возбуждал ни любви, ни дружбы, ни страха. Редкие мемуаристы благосклонно вспоминали своих учителей.

Если девушка после замужества автоматически становилась взрослой, то юноша взрослым считался лишь к двадцати годам, по мере освоения ступеней иерархии и служения. Половая зрелость не делала мальчика взрослым. Лишь учеба или служба в армии делали юношу не только взрослым, но и давали первую независимость от власти отца. Здесь юноша впервые оказывался в обществе равных ему по положению и возрасту людей. Учеба и служба вызывали мистику дружбы, братства. Эта память о них сохранялась на всю жизнь. В этом же возрасте юноша впервые начинал посещать общество, выходить в свет. Относительная свобода от иерархии была лишь временной. Однако вопрос о карьере и даже браке оставался по–прежнему за отцом. После брака мужчина, как правило, оставлял службу. Часто брак заключался в связи со смертью отца или его не способностью быть главой семьи. Если же отец был жив, положение сына было противоречивым, так как он должен был по – прежнему повиноваться ему. Свидетельства этому можно найти почти во всех мемуарах. Например, Т. П. Пассек в своих воспоминаниях рассказывает историю из жизни кашинского помещика И. И. Кучина, который проигнорировал распоряжения своего отца аккуратно ездить на лошадях, за что им был выпорот. Брак по любви был редок, обычно он заключался по достижении 30-летнего возраста. Воля отца в выборе невесты была решающей. Для мужчины брак был менее критическим и важным моментом, чем для женщины, так как его главная социальная роль лежала в служении обществу, а не семье. Смерть отца была последней ступенью в обретении мужчиной статуса главы семьи, слуги общества.

Даже при беглом рассмотрении структуры и взаимоотношений в дворянской семье XVIII – начала XIX века видно, что они резко отличались от общества конца XIX века и совершенно не схожи с современными понятиями. Уже с 30-х годов XIX века происходят существенные изменения во взаимоотношениях и структуре семьи. Этому способствовало сближение России с Европой, полоса реформ, ущемление прав дворянства. Теперь на первый план выдвигалась эмоциональная, а не рассудочная жизнь. Большой акцент ставился на взаимную любовь родителей и детей, а не на отношения власти и подчиненных. Семья, как и на Западе, начинала рассматриваться в моральном и эмоциональном отношении отдельной от общества, как место особой чистоты и святости. Дом становился моральным убежищем человека от общества. Структура и взаимоотношения в семье, окончательно сформировавшиеся во второй половине XIX века на европейский лад сохраняются и в начале XXI века.

Мы уже рассказывали о том, как обучало своих детей купечество - одно из самых многочисленных и влиятельных сословий нашей страны до Октябрьского переворота 1917 года. Сегодня мы поговорим об укладе семейной жизни купцов.

Семья для купцов была не только личным делом - по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. А это в конечном счете во многом определяло успех и в бизнесе, и в общественной деятельности. Поэтому так важно было создать крепкую «ячейку общества», базирующуюся на принятых в обществе патриархальных нормах.

Жена да убоится мужа своего?

Роли в купеческой семье распределялись очень четко: муж занимался торговлей, ведал финансами, платил налоги, а также был «посредником» между своими домочадцами и торговой гильдией и, конечно же, государством. Словом, отвечал за благополучие и социальный статус своих родных. Жена «обеспечивала тыл»: заботилась о муже и детях и создавала им комфортные бытовые условия.

Николай Неврев «Бытовая сцена XVII века (Купец и товар)» (начало 1890-х)

Все это было прописано в российском законодательстве: по закону женщина была зависима от супруга. После венчания она принимала звание и сословное положение мужа, и обязана была подчиняться ему во всем. Мужчина же оставался хозяином всего движимого и недвижимого имущества, и только он имел право принимать важные для семьи решения: от торговых инвестиций до вопросов воспитания детей. Даже паспорт купчиха могла выправить только с разрешения супруга. Прибавить сюда то, что в купеческих союзах муж обычно был, как правило, старше своей второй половины, а, значит, и значимее - и картина вырисовывалась мрачнее тучи. Но так ли все было на самом деле?

Современники отмечают, что еще в первой половине XIX века в зажиточных купеческих семьях матери уже не занимались сами домашним хозяйством, они, скорее, были распорядительницами над немалым штатом прислуги. Это высвобождало им достаточно времени для себя и для творчества: как писала сибирская мемуаристка Авдеева-Полевая, они «Особенно занимались разными рукодельями: вышивали шелками, золотом, фольгой, в тамбур и гладью; вышивали разными узорами полотенцы».

Если глава семьи отправлялся в деловую поездку, жена часто подменяла его: следила за тем, как идут дела в лавке или магазине, вносила необходимые платежи и т.д. Такая взаимопомощь была делом весьма распространенным и свидетельствовала о том, что безграмотными и беспомощными купчихи отнюдь не были.

О том, что положение купеческих жен не было бесправным, говорит и тот факт, что приданое или имущество, приобретенное женой самостоятельно, считалось ее собственностью по закону. Правда, в случае проблем с супругом или со свекром и свекровью, купеческая жена искала помощи и поддержки у своих родителей или других родственников. Но это говорит всего лишь о том, что в этой среде было принято «не выносить сор из избы», чтобы не подрывать репутацию семейства.

Интересна и практика наследования: очень часто глава семьи завещал все имущество супруге даже при наличии взрослых сыновей. Нередко вдова брала в свои руки семейный бизнес, и умело преумножала капиталы: например, как Варвара Алексеевна Морозова, директор «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий». Она овдовела в 34 года, воспитала одна троих сыновей, и смогла построить в России настоящую текстильную империю. Кроме того, она активно занималась благотворительностью.

Константин Маковский «Портрет Варвары Морозовой» (1884)

«Темное царство» или разумная строгость?

Благодаря книгам некоторых дореволюционных и советских писателей, мы представляем себе жизнь купеческого сословия как настоящее «темное царство», не только по отношению к женщинам, но и в воспитании детей. Однако реальность имеет мало общего с этим негативом.

Прежде всего, не стоит забывать, что купцы в большинстве своем были выходцами из крестьян - если уж не в первом, то во втором-третьем поколении точно. Совсем как знаменитый Павел Михайлович Третьяков, меценат и коллекционер, основатель Третьяковской галереи, недалеким предком которого был крепостной крестьянин Малоярославецкого уезда. А значит, в купеческой среде по наследству передавались базовые ценности простого народа: детей растили в строгости, не слишком баловали их и не позволяли лениться. Из наследников готовили продолжателей рода и опору в старости. Очень большое значение придавалось религиозно-нравственному воспитанию: почитание старших, верность своему слову, милость к сирым и убогим - все это было в купеческом обществе не пустым набором слов. В то же время родители денно и нощно заботились о физическом и моральном благополучии своих чад.

Вот что пишет томский купец С.С. Прасолов в своем духовном наставлении детям: «Завещаю жить в любви и согласии, оказывать матери своей должное послушание и почтение, равным образом братьям и сестрам оказывать взаимное друг другу искреннее расположение». И такие наставления работали - вот, что можно прочесть в заметках путешественника XIX века: «Вообще сибирские купеческие семейства крепки взаимною любовию и уважением своих членов. Семейные распри, в особенности между братьями и сестрами, явление самое несбыточное. Молодое поколение смотрит на старших как на опытных путеводителей».

Перов Василий «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Как же это воспитание выражалось на практике? Советский лозунг «Все лучшее - детям» российские купцы посчитали бы дикостью. Во-первых, потому что «лучших кусков» в семье не должно быть в принципе. Первый и самый большой кусок доставался отцу - именно не «лучший», а первый и самый большой. Второй кусок поменьше - матери, а далее всем остальным - дедушкам, бабушкам и, наконец, детям. И такое правило касалось всех сфер жизни.

Во-вторых, все члены семьи должны были трудиться на ее благополучие. Особенно - продолжатели бизнеса. Даже в очень состоятельных семействах сыновей «приставляли к делу» уже в самом раннем возрасте: заниматься мелкой торговлей в лавке мальчики начинали в 6-7 лет. Их постепенно вводили в курс дела, и уже к 15-16 годам купеческие отпрыски начинали самостоятельно ездить в другие города по делам фирмы, вели конторские книги, покупали и продавали небольшие партии товаров. Отцы предоставляли им определенную свободу действий, но при этом требовали жесткой отчетности.

Девочек с самого нежного возраста приучали к домоводству, обязывали помогать матери следить за порядком и присматривать за младшими братьями и сестрами. Кроме того, купеческие дочки занимались рукоделием, и сами нередко готовили себе приданое, совсем как обычные крестьянки. Словом, дочерей рачительные купцы сызмальства готовили к роли матери и жены. Нередко домашнее образование девушек сводилось лишь к умению читать, писать и считать, но уже с середины XIX века в России развивается сеть женских учебных заведений, где дочери купцов получают более глубокое образование.

Василий Пукирев «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873)

«Да, любили победу русские купцы и победили!»

О русском купце сложился стереотип: невежественный самодур, деспот, помыкающий своими близкими, при этом выпивоха, кутежник, обжора и картежник. Конечно, подобные персонажи в купеческой среде встречались. Вот только на плаву они долго не удерживались: успеха достигали совсем другие люди, которых было большинство.

Огромное значение купечество придавало соблюдению религиозных традиций: семьи в полном составе непременно принимали участие в религиозных обрядах и праздниках, делая щедрые пожертвования. В любом семействе были приемные дети или воспитанники - взять на воспитание сироту считалось совершенно обычным делом. Трудно переоценить и социальную роль купечества: в XIX веке, как правило, именно купцы организовывали на свои средства приюты, больницы, бесплатные столовые, богадельни и ночлежки для неимущих. Они же выступали спонсорами для публичных библиотек, народных домов и различных образовательных учреждений. Кроме того, они организовывали немало полезных мероприятий - от городских праздников до заседаний общества трезвости.

О купцах-меценатах можно рассказывать долго: многие достижения отечественной культуры и искусства без таких деятелей, как братья Щукины, Савва Мамонтов, Морозовы, Бахрушины, Третьяковы и другие, просто не состоялись бы. Пожалуй, лучше всего об этом написал Федор Шаляпин в своей автобиографии.

Илья Репин «Портрет Саввы Мамонтова» (1878)

А великий певец знал, о чем говорит - именно поддержка купца Мамонтова помогла ему стать звездой первой величины: «Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках… весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни… А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите - его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и критически говорим: «Самодур». А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов. Да, любили победу русские купцы и победили».

Также читайте о том, что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси.