Шибанова Ирина
Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, которое комплексно воздействует на развитие ребенка:
Способствует развитию творчества дошкольников;
Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;
Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
Синхронизирует работу обеих рук;
Формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
В ходе творческой деятельности дети делают множество открытий, добивается личных достижений. Полученный результат - первая и очень важная ступень детского творчества.
Материал: цветной картон, листы бумаги формат А4 (можно разных цветов, старые раскраски или детские журналы, клей-карандаш, ножницы.
Описание процесса изготовления книжки-малышки:
1. Сначала делаем страницы. Для этого берем цветные листы бумаги А4 складываем пополам (вдоль) и разрезаем по линии сгиба.
2. Край листа промазываем клеем и склеиваем. В зависимости от толщины книжки таких листьев может быть 2-3-4.
3. Длинное полотно из бумаги складываем по типу гармошки.
5. Промазываем края обложки клеем и вклеиваем заранее приготовленные страницы.
6. Теперь приступаем к оформлению книжки. Придумываем название и пишем или приклеиваем на обложку.
8. Книжка-малышка готова!
Другие варианты книжек-малышек, в которых станицы можно скрепить тесьмой.
Желаю удачи и творческих успехов!
Вы решили сделать детскую книжку своими руками? Вариантов оформления такой книжечки великое множество. Я думаю, что какую бы из книжек вы не придумали сделать, будь то книжка малышка, развивающая книга из ткани, книжка для изучения первых слов или букв, книжка с фотографиями или еще что-то более оригинальное, у вас это обязательно получится. Самое главное - это творческий настрой и ваша фантазия.
Детские книги, выполненные своими руками - это не новомодное веяние. Такие книжечки родители делали давным-давно, а сейчас в эпоху книжного разнообразия, книжка сделанная для ребенка с любовью, пусть даже из подручных материалов, снова вошла в нашу жизнь. Перед началом нашего творчества, давайте разберемся какую именно книжку мы будем делать.
Самой первой книжкой для малыша может стать большая картонная книжка. Самое важное в выполнении такого шедевра - это немного страниц и большие красивые и яркие иллюстрации. Вы можете сделать несколько таких картонных книг для своего ребенка и объединить их по одной теме. Например, одна книжка про животных, другая - про предметы, третья - про игрушки. Можно выбрать разные темы: транспорт - разнообразные картинки с машинками для мальчиков, моя кукла - различные куклы для девочек. Также для малышей, готовящихся посещать ясли можно сделать книжки на каждый сезон - «Зима», «Лето», «Осень», «Весна».
Для изготовления такой книжки вам понадобится плотный цветной картон и большие иллюстрации. Если картон можно купить в любом магазине канцтоваров, то вот иллюстрации вам придется поискать. Самое простое - распечатать понравившиеся картинки из интернета. Для этого вам нужно собрать и сохранить у себя на компьютере в отдельную папку наиболее подходящие картинки. Чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь расширенными настройками поиска картинок (по размеру, ориентации картинки, типу и цвету). Если вы умеете хорошо рисовать, то можно выполнить каждый рисунок книжки на плотной бумаге для акварели, а потом наклеить эти иллюстрации на картон.
Скрепить каждую картонную страничку книги можно с помощью тесьмы или цветных шнурков. Много картинок для первой картонной книжки малыша можно заимствовать из глянцевых журналов. Просто вырезаете понравившуюся картинку и наклеиваете на картон. Сейчас в книжных магазинах продается очень много раскрасок для детей. В раскрасках, как правило, есть образцы - то есть картинки уже раскрашенные художником. Вы можете использовать для страниц вашей самодельной книжки именно эти готовые яркие картинки. Обычно это крупные яркие тематические иллюстрации.
И последний, но по моему самый творческий вариант - это фотография. Если у вас есть фотоаппарат, то вы можете сделать иллюстрации для книжки с помощью фотографий. Выбираете нужный, яркий и знакомый малышу предмет - фотографируете его и готовую фотографию вклеиваете в первую книжку малыша. Поверьте ваш ребенок будет несказанно удивлен и рад, если увидит в своей самодельной книге не просто какого-то зайчика или машинку, а свою, родную близкую и любимую игрушку. Дети обычно в восторге от таких книжек. Они тотчас же достают свою игрушку смотрят на нее, сравнивают с фотографией.
Некоторые малыши так любят свои первые картонные книжки, что не только читают их, но и кушают вместе с книжкой, гуляют и спят с ней. Поэтому некоторые мамы придумали защищать бумажные страницы таких книжек, используя небольшие фотоальбомы. Рисунки вставляются под прозрачную пленку и страничкам самодельной книжки не будет страшна ни каша, ни плохая погода. Еще один плюс такой самодельной книжки-малышки - это мобильность. Вы всегда можете вытащить какую либо картинку или заменить ее на другую. А для ребенка готова новая игра с книгой на внимание - «Ну ка поищи, что в книжке пропало!» или «Какая новая картинка пришла в твою книжку?»
Но сделать такую картонную книжку своими руками - это только полдела. Важно уметь "читать" с ребенком такую книгу. Если ваш малыш еще не говорит, вы можете задавать наводящие вопросы, а ребенок будет показывать вам пальчиком вам ответы. Например, «Покажи где твоя любимая игрушка?», «Где на картинке зима?», «У какой машинки четыре колеса и красная мигалка?». Деток постарше с помощью такой самодельной книжке можно обучать первым и самым легким словам и буквам.
Когда ваш малыш подрастет, то ему совсем необязательно расставаться со своей любимой первой книжкой. Возможно, вы не закинете ее на полку, а дадите этой книжке вторую жизнь. Если ваш ребенок любит рисовать, продолжайте собирать странички книги из его рисунков. Не забывайте подписывать дату и название рисунка. Такие странички можно заламинировать специальной пленкой и создать красивую книжку-дневник. Ребенок, привыкая к такому занятию, сможет в будущем даже вести такой свой своеобразный дневник. Например, «Как я отдыхал у бабушки», «Моя первая поездка к морю». Кто знает, возможно, эти книги созданные своими руками приведут к тому, что у вас вырастет писатель или художник.
По принципу фотоальбомов можно сделать книжку своими руками из папок с прозрачными файлами.
Этот вариант хорош тем, что с одной стороны листа вы можете сделать яркую иллюстрацию, а с обратной - написать что-либо. Это могут быть стихи, загадки, или сказка посвященная этой картинке. Моя дочка сочиняла в детстве свои «малышовские» сказки и я записывала их на страничках такой самодельной книги. Когда ваш ребенок начнет знакомиться с буквами или начнет читать свои первые слоги, то такая папка тоже очень пригодится. Вы сможете оформлять картинку по принципу . Также в файл с картинкой вы можете сложить конвертик с карточками. На каждой карточке будут слоги из которых нужно сложить название картинки. Например, иллюстрация одной из страниц изображает луну. В конвертике на этой странице лежат две карточки со слогами: «ЛУ», «НА». Как я уже писала выше, такая самодельная книжка с файлами мобильна. вы всегда можете комбинировать или заменять нужные вам странички для игр, бесед или обучающих занятий.
Сделать такую книгу можно для ребенка который посещает детский сад или начальную школу. Такую книжку вы с ребенком уже делаете вместе. Для совсем маленьких деток этот вариант книжки не подходит, потому что хватит этой литературы ненадолго. Вы можете сделать из альбома для рисования книжку - гербарий. Для этого все лето и осень вы должны собирать разные листочки и растения, а зимой будете делать с помощью этих заготовок книжку. Не забывайте, на страничках должны быть не просто приклеенные листья, но и описания растения или даже рисунок дерева. Можно выполнить несколько таких гербариев-альбомов на разные темы: «Листопадные деревья», «Садовые цветы», «Растения луга» и т.д.
Когда ваш ребенок начнет ходить в школу, то обязательно у него наступит пора ДНЕВНИКОВ. Для девочек - это секреты, стихи, ленты, записки. Для мальчиков это могут быть более узкие темы, которыми ребенок интересуется и увлекается. Например, «Машины», «Корабли военного флота», «Бодибилдинг». Эти дневники сродни портфолио школьника, которые так усердно насаждают наши школы. В этих дневниках ребенок будет описывать свои путешествия, вклеивать понравившиеся ему фотографии, собирать грамоты и писать расписания тренировок. Эти самодельные книги-дневники - важная веха в развитии и взрослении вашего ребенка!
Сейчас просто собирать фото ребенка в фотоальбом уже неинтересно. Гораздо приятнее и полезнее создавать своими руками с помощью фотографий настоящие книги. Кроме фото вашего малыша в эти фотокниги будут входить первые слова сказанные малышом, его первые рисунки, отпечатки пальчиков и ступни. Сопровождать фотографии в таких книгах-альбомах могут любимые герои сказок или животные. Важно, чтобы в фотокниге были не одни фото малыша, но и фотографии его сестричек, братиков, бабушек и дедушек. Показывая эти картинки вы будет разговаривать с ребенком, рассказывать ему о его родственниках и друзьях. Вы можете возразить, что проще купить готовый фотоальбом с листами для написания и красивыми рисунками, но это будет один из множества фотоальбомов, выпущенных издательством. А ваша фотокнига будет единственной и неповторимой, самой дорогой и милой и вам и вашему ребенку.
Кроме того, темы для создания фотокнижек могут быть разными. После фотокниги «Первый год ребенка», вы сможете переключиться на «Любимые игрушки», «Наш верный друг - шарик», «Мои домашние любимцы», «Я у бабушки живу». Такие фотокниги вы делаете вместе с ребенком, он активно участвует в создании, говорит вам что написать или какую картинку вклеить.
Иногда хочется сделать книгу своими руками в подарок. Неважно для кого он будет - для вашего сына, дочки или для племянника, может быть для ребенка подруги. Тогда ваше творчество не знает границ. Эту книгу нужно сделать сразу и продумать какое количество страничек в ней будет и какие темы книга будет затрагивать.
Вы можете включить в такую подарочную книжку следующие странички:
Это самые интересные и необычные книжки, которые только можно придумать. Эти книжки, всегда мягкие и это неудивительно, ведь они рассчитаны на самых маленьких читателей. А как читают те, которые не знают букв? Правильно, они читают зубами, пальчиками, носом и прочими частями тела. И такие книжки должны быть мягкими. Эти мягкие книжки нужны для развития. Ведь малыш большую часть мира в таком возрасте познает тактильно. Он гнет, тянет, шуршит, кусает, расстегивает, вынимает, переставляет, бросает и можно перечислять еще долго:)) Мягкие развивающие книжки выполняются из ткани или тонкого фетра. В этих книжках есть всякие неожиданности и задачки - где-то нужно отогнуть уголок, на другой страничке открыть замочек-молнию, на третьей потянуть за веревочку.
К мягким развивающим книжкам предъявляются особые требования. Они должны быть безопасными для ребенка, должны развивать мелкую моторику, должны быть яркими и интересными и странички таких книг должны говорить. Да, да, да они могут пищать, шуршать, квакать или издавать другие звуки. Кроме того, эти книжки уникальны - они создаются для каждого ребенка индивидуально.
Мягкие развивающие книжки могут быть разных тематик, но большинство элементов в них похожи.
Какую бы детскую книжку своими руками вы не сделали, помните, это будет самая лучшая, самая интересная и дорогая игрушка для малыша, потому что выполнена она с теплом материнских рук, с заботой о ребенке.
Хотите, подскажу занятие, интересное и для мамы, и для чада? Книжка-малышка своими руками – то, что можно сделать для ребенка любого возраста. И даже такому, которому за 20. Все зависит от материала и наполнения.
Эти советы подойдут также для тех, кому задание сделать нечто подобное дала воспитательница из детского сада или учительница в школе.
Материалы для такой поделки могут быть совершенно разными. Здесь вас ограничивает лишь ваша фантазия и, возможно, бюджет. Обычные варианты – книжка из бумаги и ткани.
Для всех книжек существует первая и главная задача – придумать сюжет и композицию.
Предназначена она для самых маленьких, чтобы развивать, прежде всего, мелкую моторику. Но если сделать интересный сюжет, всевозможные задания и загадки, то возраст ребенка уже повышается до 4-5 лет.
Странички можно соединить двумя способами:
Лучшие ткани для такой книжки – цветной флис и фетр. Они часто продаются в художественных магазинах.
Именно для детей такого возраста сделать книжку из ткани, а не из бумаги – наилучшая идея. Ведь ребенок еще не понимает, почему рвать книги плохо.
Кроме того, использование различных по фактуре материалов разовьет тактильные ощущения, так что такую вещь можно давать чаду уже с полугода.
До трех лет лучше не выполнять в книге мелкие детали, которые легко отрываются и быстро засовываются в рот. Просто сделайте аппликации из разных на ощупь тканей и прочих материалов, которые поддаются пришиванию накрепко – полиэтиленовые пакетики, какие-нибудь клеенки и т. п.
Идеи аппликаций для таких крошек заключаются в простых предметах — чашки, солнышки, цветочки, домики, машинки. Можно попробовать сделать животных и людей, если получится.
Обыгрывайте какие-то повседневные дела. Можно сделать аппликацию в виде кухни с открывающимися дверцами, чайниками и тарелками на липучке.
Прикольная идея – сшить из ткани дополнительно объемные фигурки, которыми будет сложно подавиться, и прикрепить к ним липучки, чтобы можно было отрывать и приклеивать к книге. Такие штучки легко найти в швейном магазине.
Здесь рамки ваших возможностей невероятно расширяются. Кроме того, в таком возрасте к поделке можно привлечь и само чадо, ему наверняка будет интересно. Наполнение для книжки уже необязательно пришивать намертво – можно приклеивать обычным безопасным клеем, что сделает даже ребенок. А потом принести похвастаться в детский сад.
Материалы уже не только различной фактуры, но и разного калибра – пришиваем пуговицы, ленты, шнурки, ниточки. Сюжеты – от сказок до цифр и букв.
Передвижная картинка – очень интересный элемент. Можно таким образом приучать ребенка к правилам дорожного движения, учить завязывать шнурки, расставлять предметы в правильном порядке. Например, сделать алфавит на липучке, солнце и планеты, светофор и дорогу с машинкой.
Например, чтобы приготовить задание-шнуровку, нам понадобится:
Ткань режем на кусочки 2-2,5 см в длину, обрабатываем края. Затем продеваем один отрезок в одно кольцо, складываем его вдвое и пришиваем к книжке так, чтобы из всех отрезков получилось два столбца. Если вы можете просто вставить люверсы, то такие сложности не понадобятся.
Можно пришить ненужную молнию, которую интересно застегивать-расстегивать, кармашки, в которые вложены секреты и призы.
Сделайте передвигающуюся по шнурку машинку, птичку или солнышко – для этого достаточно сделать в предмете две дырочки, продеть в них ленту и ее концы пришить к книге.
Девочкам понравятся картинки кукол, на которые можно прилепить украшения и наряды, сделать им прически из ниток.
Для деток от 3-х лет и старше уже можно попробовать делать книгу из бумаги. Тут тоже есть разные варианты.
Точно так же, как бумаги в офисе, пробиваем стопку листиков дыроколом. Берем красивый шнурок или ленточку и продеваем сквозь дырки, завязываем красивый бантик. Это самый простой и быстрый вариант.
Минусы – листать такую книжку не очень удобно.
Вам понадобятся:
Вся поделка состоит из следующих простых шагов:
Складываем несколько листиков вместе (до 5 штук) и сгибаем пополам. На сгибе проделываем 4 отверстия. Прошиваем модуль так, чтобы кончик нитки остался снаружи. Обычно делается несколько модулей – прошиваются они одной ниткой, схему прошивки книги найти не сложно и она достаточно проста. Корешок готового блока можно проклеить прозрачным силиконовым клеем. Сверху, конечно, приклеиваем обложку.
Такая книга восхитит и взрослое поколение.
Как сшить книжку для самых маленьких, для школьников. Книжка малышка из бумаги.
Для рукодельницы появление малыша это дополнительный стимул для творчества. Неизведанные края рукоделия. Даже если раньше мастерица и не работала с этими материалами, она с удовольствием возьмется за новый проект: освоит новый вид рукоделия, плюс создаст уникальную вещь для своего маленького сокровища.
Малышу почти полгода. Многие родители знают, что знания в умеренный пропорциях нужно начинать давать не при подготовке к школе, а как только кроха с удовольствием начал изучать окружающий мир. Не пугайтесь, если кроха будет хотеть «рвать и метать» новую книжечку, ребенок познает мир изначально тактильно, а лишь потом уже визуально.
Для того, чтобы создать фетровую книжку для малыша, потребуется немного свободного времени (при создании первой книжечки могут потребоваться дни, а вот вторую-третью вы, скорее всего, будете делать всего за пару часов).
Нам для мастер класса, а вам для создания книжечки понадобяться:
Начинаем создавать творение
Первая страница «Мышка и сыр»:
Вторая страница «Яблоня»:
Третья страничка «Счеты в мешке»:
Четвертая страничка «Божья коровка»
Пятая страничка «Бабочки»
Шестая страничка «Радуга и солнышко»
Седьмая страничка «Лес осенью»
Для ясельной группы часто просят мягкие книжечки. Если вы любите делать что-то своими руками, то такую книжечку можно создать самим.
Обязательно учитывайте, что такие книжечки прививают ту самую любовь к книгам на всю оставшуюся жизнь. Они должны вызывать яркие эмоции, сюжет интересовать, а также должно возникать желание прикасаться к страничкам, для полного восприятия сюжета согласно возраста.
Процесс изготовления максимально прост:
Книжка своими руками это не просто шедевр, это ни с чем несравнимая энергетика, а также возможность создать уникальное произведение для своего ребенка.
Мы предлагаем создать два варианта бумажной книги, для детей помладше и постарше.
Для ее создания потребуется плотный лист бумаги или тонкий картон формата А4, небольшая готовая коробка (из под часов, бижутерии или другого), бумага для декупажа, распечатанные или нарисованные своими руками пестрые тематические картинки.
Малышки первоклашки очень любят свои истории, а с приобретением навыка письма, она может записать свою историю сама, в собственную книгу! А мама в этом ей обязательно поможет. Созданием той самой книги.
Сегодня развитие творчества в школе играет столь же важную роль, что и остальные задания. Книжка своими руками одно из самых распространенных занятий. Делается она просто, а деткам доставляем множество радости.
Как сделать своими руками детскую книжку для малышей из картона и бумаги, фотографий и ткани? Как ее использовать для развития ребенка? Какие развивающие книжки можно сделать своими руками из подручных материалов?
Детские книжки, изготовленные своими руками, имеют разные задачи и делаются из разных материалов. Самые распространенные виды таких книжек – это:
1) Книжка из картона и бумаги — познавательная развивающая книжка для маленьких.
2) Фотокнижка.
3) Текстильная развивающая книжка.
Первая книжка для ребенка, которому только исполнится или скоро исполнится годик, должна состоять из крупных, четких, ярких, легко узнаваемых предметных картинок. Лучше всего если в одной книжке будут объединены картинки по одной теме. Например, «Еда», «Фрукты», «Игрушки», «На чем мы ездим» (самолет, поезд, машина, автобус, кораблик), «Зверюшки», «Птицы», «Мой день», «Зима», «Мебель», «Посуда», «Моя кукла» (разные действия – есть, спать, одеваться и т.д.). «Какая бывает погода» (солнышко, дождик, лужа, снег, ветер, голубое небо, тучи на небе).
Для самых маленьких хороши и самодельные книжки про конкретного животного или игрушку. Например, книжка-самоделка «Мой Мишка» может состоять из серии картинок: 1) мишка (Кто это? Где у мишки ушки? Глазки? Лапки? Животик? Ротик? Что мишка держит в руках? Да, мячик! Мишка с мячиком играет! Он бросает мячик: бум-бум-бум! Как мишка мячик бросает? Бум-бум-бум! А как мячик прыгает? Прыг-прыг-прыг! Какой мишка? Большой, пушистый, веселый); 2) действия мишки (Картинки с разными действиями: Что делает мишка? Спит, ест мед, ходит по лесу, сидит на полянке); 3) что любит мишка (мишка и малина, мишка и мед); 4) где живет мишка (мишка в лесу)
К сожалению выпускаемые издательствами книги для малышей под названием «Первые слова» чаще всего на одном развороте книжки содержат 10-20 или даже более мелких картинок по одной теме. Такие книжки подходят детям постарше, но не самым маленьким. Поэтому первые развивающие тематические книжки для знакомства ребенка с окружающим миром обычно делают мамы.
1.Очень хороши для таких книжек современные рекламные буклеты различных магазинов или кафе, из которых можно вырезать фотографии. Предметы в рекламных буклетах изображены ярко, четко, привлекательно, реалистично, на контрастном фоне.
2.Можно использовать и картинки из раскрасок. Маленькие дети любят как цветные, так и черно-белые изображения, поэтому в книжке могут быть и те, и другие (кстати, по данным исследований, взрослые предпочитают в книгах исключительно цветные изображения в отличие от малышей).
3.Для первых книжек об окружающем мире можно брать готовые крупные реалистические картинки из журналов, распечатывать картинки и фотографии из Интернета на фотобумаге или цветном принтере.
4. Очень хороши картинки из календарей. Тем более, что календари после окончания года чаще всего выбрасываются. Можно поспрашивать их у знакомых.
4.Не бойтесь рисовать сами! В детстве у меня не было красивых развивающих книжек с множеством декоративных интерактивных элементов. Но у меня было иное – у меня была «мамина книга» из писем мамы для меня – маленькой девочки — в картинках. Мама рисовала мне предметы, людей, зверюшек (это были нераскрашенные контуры, переведенные ей из раскрасок и рисунков для вышивки), подписывая под картинками вопросы. Внизу картинок мама писала короткие стихи и рассказы. Я ей отвечала тоже картинками – письмами. Особенно часто такая наша «переписка в картинках» происходила, когда меня отправляли на все лето из города с бабушкой и дедушкой. Тогда я рисовала маме картинки-ответы на ее «письма», а бабушка их подписывала. До сих пор люблю рассматривать эти картинки! А как я их в детстве обожала – не передать словами! Мамины картинки и мамины книжки – живые в отличие от готовых фабричных, они «проспособлены» под интересы конкретного ребенка, его настроение в данный момент времени. Они учитывают события, которые происходят в жизни ребенка «здесь» и «сейчас». Поэтому мамину книжку ничем не заменить! Сейчас понимаю, какой огромный вклад моя мама внесла тогда этими своими простыми картинками в мое развитие. И это может сделать любая мама, ведь ребенок не оценивает художественные способности, для него важно совсем другое!
5. Еще один вариант получения нужных картинок для изготовления книжки своими руками — сфотографировать эти предметы и распечатать фотографии, вставив их в альбом.
Общаясь с детьми, обучая их, я тоже стала делать такие книжки. Как индивидуальные – для конкретного ребенка, так и общие (я их называю «самодельная библиотека»), которые можно передавать для чтения в другую семью и использовать многократно.
Мне этот вариант нравится тем, что всегда можно достать нужные карточки и использовать их потом для игр с малышом.
Для прочности можно карточки заламинировать или покрыть пленкой с помощью негорячего утюга.
Для более старших детей можно будет делать такие книжки с сочинениями ребенка – его рассказами, загадками, сказками. Для самых маленьких – это предметные картинки с подписями.
Здесь могут быть варианты оформления:
Книга из папки с файлами также очень удобна тем, что всегда можно заменить одни листы на другие (например, с более сложными заданиями для ребенка по этой теме) или использовать отдельные листы в играх и беседах, достав их из книжки.
Недостаток такой книги – это ее непрочность. Поэтому книгу из альбомных листов лучше делать ребенку не раньше 2 лет и рассматривать ее вместе с малышом.
Купите обычный альбом для рисования с прочной картонной обложкой. На обложку приклейте картинку по теме и подпишите название альбома. Вклеивайте в него картинки на выбранную тему, выписывайте высказывания детей, записывайте стишки, песенки, загадки, рисуйте сами и вклеивайте рисунки ребенка или фото его лепки и конструирования. Такой альбом растет вместе с малышом. Вот на первых страничках первые слова малыша о первой картинке, первая песенка, которую он очень любит. Затем уже рассказ. А вот ребенок уже смог нарисовать что-то на эту тему! А теперь ему 4 года, и он сочинил самостоятельно загадку. А потом и сказку. А вот и математическую задачку придумал! А это – мамины задания для ребенка, вклеенные на отдельный лист. А вот – раскраска, распечатанная папой!
Для такого альбома нужно выбирать тему, которую любит конкретный ребенок. Для девочек это может быть альбом «Моя любимая кукла», для мальчиков – альбом о любимых машинах: игрушечных и настоящих. Могут быть и универсальные темы – например, темы о природе. Для старших дошкольников тема альбома может быть связана с Вашим семейным проектом — исследованием: «какие бывают моря»? Или «как к нам книга пришла»? Или «история нашей семьи».
Фотографии ребенка и его близких обладают колоссальным потенциалом в развитии малышей. Но почему-то мы так привыкаем к картинкам, что зачастую этого потенциала просто не видим. Например, по привычке делаем пальчиковый или настольный театр только из изображений сказочных героев. А ведь такой театр может быть сделан с использованием фотографий ребенка и его семьи. Их можно приклеить на палочки или на цилиндры и разыгрывать много разных бытовых сценок, придумывать сказки. Малыш с радостью узнает своих родных и себя и участвует в таких инсценировках! А это очень благоприятно сказывается и на атмосфере в семье, и на развитии его речи!
Фотографии ребенка, его мамы и папы, братиков и сестричек, бабушек и дедушек можно и нужно использовать для изготовления развивающих книжек для детей раннего возраста.
Самодельная книжка с фотографиями – это переходная ступенька от бытового разговора с мамой к восприятию литературной речи. Ведь мама или бабушка, сделавшая книгу – это ее автор! А в книжке уже не обойдешься простыми словами и жестами, нужна развернутая речь! Такая самодельная книжка подталкивает маму и малыша вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, строить развернутые фразы.
Текст в фотокнижке очень важен. Тогда разные взрослые, старшие братья и сестры, читая ее, будут читать одни и те же слова и будут знать, что говорить малышу. Ведь это – книга. А не просто альбом с фотографиями!
Фотографии должны быть большого размера, чтобы на них были ясно видны предметы.
Текст должен быть коротким из 3-5 простых предложений. В дальнейшем Вы всегда сможете дописать текст ниже и ввести в него новые детали. Но это должны быть красивые предложения с яркими образными словами. Примеры текстов Вы найдете в статье «Читаем малышам 1-2 лет», которую я сейчас готовлю для сайта.
Здесь возможны два варианта оформления: а) Можно на левую страницу разворота книги приклеивать фотографию, а на правую страницу писать текст. б) Можно вверху страницы приклеивать фотографию, а внизу писать текст.
Даже самого маленького ребенка можно привлечь к изготовлению такой книжки. Например, попросив его принести нужное фото: «А где наша собачка ав-ав? Вот она! Собачка как говорит! Собака лает ав-ав!», «А где наша Мурка? Как она говорит? Мяу! Вот наша кошечка Мурка!» Или попросить подать карандаш (этим мы учим понимать слова «на», «дай», «возьми», «положи», «отнеси»).
Когда малыш подрастет, можно будет посоветоваться с ним при изготовлении фотокнижки: «Какого цвета будут буквы?» (а заодно вспомнить цвета), «Какую картинку мы возьмем – маленькую или большую? (и вспомним о размерах), «Какую картинку об игрушках мы приклеим в альбом?» (пусть выберет из нескольких), «Где здесь ягоды? Отбери ягоды для следующей странички» (и малыш отберет фотографии ягод из имеющихся фото разных ягод, овощей, фруктов). А когда малышу будет уже три-четыре года, то вполне можно сделать фотокнижку вместе с ним в подарок бабушке или дедушке. Пусть малыш придумает подписи к фотографиям, а Вы их запишите.
Тематика таких фотокниг может быть различной. Она зависит прежде всего от возраста и конечно, от интересов ребенка. Вот примерные темы:
Наша кошка/собака/попугай (их действия, любимая еда, как человек ухаживает за животным – например: собака на прогулке, папа кормит собаку, Рома играет с собакой, собака виляет хвостом, сидит, бегает, спит, лает, встречает с работы взрослых, выполняет команды)
Мои игрушки. Можно сфотографировать, как ребенок с ними играет. А еще интереснее для ребенка будет, если Вы сфотографируете для фотокнижки сценки-минирассказы: кукла (мишка, зайка) спит, кукла ест, кукла гуляет, кукла принимает гостей, куклы пляшут, кукла играет на барабане, кукла нарядилась, кукла познакомилась с клоуном, кукла рисует, кукла упала и другие. Сюжет всегда интересен малышу. Придумайте об этих фотографиях маленькие рассказики.
Совет из моего опыта: не выкладывайте сразу же все сюжеты в книжку! Часть из них Вы сможете использовать как сюрприз для малыша в дальнейшем! Иногда, когда малыш не засыпает, достаточно сказать, что когда он проснется, то увидит что произошло с игрушками в новой сказке! И он быстро засыпает! А после сна Вы достаете заранее заготовленный лист фотокнижки и читаете новую историю про знакомые игрушки!
Наши игрушки. Такую фотокнижку хорошо сочинять целой группой детей с трех лет и старше. Каждого ребенка фотографируют со своей любимой игрушкой в ходе игры. Рядом с его фотографией в книжке может быть:
1) картинка этой игрушки,
2) рассказ об этой игрушке ребенка,
3) раскраска,
4) стихотворение об игрушке
5) сказка об игрушке.
Такую фотокнигу можно передавать для чтения из одной семьи в другую, делиться с друзьями малыша.
Наш день — день всей семьи от пробуждения, завтрака и умывания до вечерней сказки и засыпания. В этой фотокнижке малыш усвоит представления о частях суток – утро, день, вечер, ночь.
Времена года. Примерные картинки.
Весна – малыш в резиновых сапожках на улице, малыш играет с корабликом, цветущие деревья во дворе, птицы на дереве.
Зима – слепленный снеговик, малыш на новогоднем празднике, мама на коньках в парке, папа на лыжах, малыш катается с горки.
Лето – на даче у бабушки, цветы во дворе, малыш купается в речке или море, ягоды в лукошке.
Осень – фото листьев и золотых деревьев, малыш с листочками, бабушка с грибами, урожай на даче.
Как я расту. Фото мамы и папы до рождения малыша. Фото новорожденного ребенка. Фото как он ползает, как он начал ходить. Фото бабушки и дедушки с ребенком. Первые слова и предложения.
Если фотокнижка сделана с душой и интересом, то малыш возвращается к ней снова и снова! Так и должно быть! Такая книга может обновляться, дополняться постоянно вместе с ростом ребенка.
Мягкие текстильные книжки, изготовленные своими руками, предназначены прежде всего для развития мелкой моторики ребенка. Их преимущество – прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей малыша. Ведь каждая такая книжка уникальна!
Мягкие книжки используются для сенсорного развития ребенка раннего возраста и развития речи.
Книжка может быть как тематическая, так и состоящая из разных сюжетов.
1.Солнышко. Шьется центр из двух круглых деталей. Между деталями по кругу вшиваются нити и шнурки разной толщины и из разных материалов. Такому солнышку можно заплетать косички, завязывать бантики, закреплять резиночки.
2.Аналогичный элемент можно сделать и как осьминожку. Только ребенок будет украшать его щупальца. Вовнутрь можно вложить звуковой элемент.
3.Разноцветные бабочки. Шьется игровое поле, поделенное на квадраты (4 квадрата для первых игр, в дальнейшем игру можно дополнить новыми цветами и их оттенками). Каждый квадрат своего цвета – один желтый, один синий, один зеленый, один красный. Шьются бабочки этих же цветов: две желтые бабочки (большая и маленькая), две – синие (большая и маленькая) и так далее. Бабочки хранятся в цветных карманчиках того же цвета (по принципу: желтые – в желтом карманчике).
Вовнутрь каждой бабочки вшиваются наполнители. Получаются пары бабочек по звуку. Например, маленькая синяя бабочка и большая желтая бабочка имеют один наполнитель — целофан и шуршат.
Ребенок играет с бабочками по сюжету, предложенному взрослым – «Проснулась красная бабочка (ребенок достает бабочку из красного кармашка), полетела со всеми здороваться. Прилетела к синему домику (ребенок перемещает бабочку к синему квадрату). Тук-тук! Доброе утро! Здравствуй! Залетай к нам в домик!.. «
Примерные сюжеты для игры с бабочками:
4.Зверюшки и люди – аппликации на липучке. Можно разыгрывать с ними диалоги, придумывать сказки.
5.Спираль
– круг пришивается по спирали (персонаж — улитка или раковина), внутрь вкладывается бусина. Ребенок по спирали перекатывает бусину.
Крупные бусы на шнуре
– пришитые к страничке «счеты».
Съемные картинки
для классификации по цвету, форме, размеру, назначению (например, а) подобрать воздушный шарик того же цвета к контуру, б) с «бельевой веревки» снять одежду и положить одежду девочки в одну корзину, а одежду мальчика в другую, в) расставить игрушки на полках (выше – ниже),
Елка. На елку можно пришить пуговицы. Они похожи на разноцветные новогодние игрушки, и одновременно можно пристегивать к пуговицам контуры игрушек из фетра. Пуговицы должны быть разного цвета, фактуры, формы.
Поезд. Вагончики можно расставлять по цвету, рассаживать в них разные персонажи.
Важно, чтобы все действия малыша с любой развивающей мягкой книжкой, сопровождались диалогом с мамой. Например, по поезд мама рассказывает сказку: «Жил – был веселый паровозик. И он очень любил петь песенку. Ту-ту – пел паровозик. Как он пел? Туту – повторяет малыш. Прибежала к паровозику мышка-норушка: «пи-пи-пи, пусти меня покататься!». Кто прибежал? Мышка! Как мышка говорит? Пи-пи-пи! — Садись, мышка, поедем! — Ту-ту-ту — поехал паровозик. Вдруг пошел дождь кап-кап-кап (ребенок достает капельки из тучки, играет с ними и говорит «кап-кап-кап»). Испугалась мышка и спряталась в вагончике (нужно закрыть окошко на паровозике) Где мышка? Дождик прошел, выглянуло солнышко (ребенок прикрепляет солнышко)…».
Именно в интересном общении со взрослым в ходе игры и заключается развивающий эффект мягких книжек! Просто дать в руки ребенка книжку недостаточно! Надо постоянно вести развитие малыша вперед, показывая новые игровые возможности, помогая ребенку открывать новые и новые характеристики знакомой книжки, обозначать словом новые качества и действия, новые персонажи.
Вот несколько идей для мягких развивающих книжек, адресованных детям раннего возраста и сшитых своими руками.
Желаю всем вдохновения! И если сшить книжку может не каждая мама, то сделать первые два вида детских книжек своими руками доступно всем! Успехов!
Много полезной и интересной информации о развивающих занятиях для детей в раннем возрасте Вы можете найти в статьях: