Где найти идеальную жену. Все самое лучшее — от женщины. Хорошая жена - вовсе не обязательно православная

24.03.2019

Священное Писание - это инструкция по эксплуатации жизни. Оно содержит мудрые советы не только на тему духовного бытия человека, но и много полезных рекомендаций по другим сферам.

Не проходит Библия и мимо любви.

Некогда Господь создал Адаму идеальную супругу Еву. С той поры население Земли значительно возросло. Люди часто не сходятся во взглядах, имеют друг к другу кучу претензий. А потому есть масса советов о том, как найти идеальную жену.

Священники часто рекомендуют выбирать себе в супруги православную девушку. Она живёт по заветам Божьим, а значит, лучше всего подходит для семейной жизни. Но как найти православную жену? Здесь нам на помощь тоже приходит Библия.

Икать жену христианин может всюду, кроме мест, где люди предаются греху

Где искать любящую, заботливую, верную жену? Увы, поход в православный храм не гарантирует положительного результата. Как мы можем наблюдать, в церковь ходит много людей, которые в своей жизни далеки от принципов Священного Писания.

Не стоит вгонять себя в какие-то рамки только из-за того, что Вы принадлежите к православной вере. Неправильно искать в храме, но забывать о личной жизни, выйдя на улицу. Всё же церковь - место общения с Богом, а весь остальной мир Им создан не просто так.

Поиск жены можно вести повсюду: присматривайтесь к окружающим женщинам, смотрите на их качества, манеры, особенности. Аккуратно знакомьтесь с девушками, ведите непринуждённые беседы и делайте выводы, насколько Вы подходите друг другу.

Священник Игорь Сильченков утверждает, что православному человеку можно знакомиться везде, кроме мест, где люди предаются греховной деятельности, например, пьянствуют. Он считает, что такие знакомства не приведут к формированию хорошей семьи. Подробнее на видео:

Также священник говорит, что главный вопрос не «где познакомиться», а «как познакомиться». Он призывает к смирению, служению, долготерпению. Развитее этих качеств, отказ от греховных пристрастий - это очищение души. И оно приблизит Вашу встречу с подходящей Вам девушкой.

До знакомства с девушкой полезно взрастить свои положительные личные качества

Что же касается знакомства в православной среде, то и такие ситуации случаются. Иногда даже сам священник может свести двух верующих людей. О такой тенденции рассказывает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в бывшем Новоалексеевском монастыре:

Артемий Владимиров

Протоирей

«Нынче батюшки превращаются в сватьи бабы-бабарихи. Я думаю, это особая тема для разговора. Священник носит в себе банк данных. С одной стороны, одна особа подошла, которая говорит: « Я боюсь остаться одной в этом мире, где тот, которому я бы могла подарить свою преданную и верную любовь».

С другой стороны подошел юноша, и говорит: “ Я устал от обмана и лжи, я не хочу больше наступать на одни и те же грабли, я хочу найти такую спутницу жизни, которая бы шла со мной рука об руку тропой бескорыстной любви”. Здесь надо быть очень осторожным.

Священник ни в коем случае не должен механически соединять судьбы, а так, немножко намекнуть, подтолкнуть: “А вот, завтра у нас от храма едет экскурсия по чудотворным иконам Божией Матери в г. Москве. Не хотите поучаствовать? Я вам рекомендую сесть вот рядом с этой особой. У вас наверняка найдутся какие-то общие темы для размышления”».

Православным не нужно бояться знакомств в интернете, но стоит подходить к ним осторожно

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, руководитель портала «Православие и мир» считает, что знакомства через интернет приемлемы для православных:

Александр Ильяшенко

Протоирей

«По-моему, знакомства через интернет допустимы и могут привести к отношениям вполне серьезным, способным закончиться браком. Мне известны несколько счастливых семей, созданных с помощью интернета».


Иерей Алексий Дарашевич считает, что знакомство двух людей всегда прекрасно. Всё в мире стремится к сближению. Возможность пообщаться с любым человеком - это замечательно. Однако священник призывает людей не очаровываться образом собеседника.

В интернете, как уверяет Иерей Алексий, нужно соблюдать особую осторожность. Каждый может преподнести себя намного лучше, чем он есть на самом деле. Об этом стоит всегда помнить. Подробнее - в видео:

Сегодня энтузиасты создают всё больше сайтов, групп и сетей, где православные мужчины и женщины могут знакомиться, узнавать друг друга. Не стоит пренебрегать этой возможностью.

Православная Социальная Сеть - Православная социальная сеть знакомств

Азбука верности - Наша православная служба знакомств открыта и для тех, кто пока ещё не может назвать себя православным христианином. Мы ставили себе задачу сделать службу знакомств без блуда, проституции и извращений, максимально чистую от соблазнов этого мира; для тех, кто стремится к благочестию и настоящей любви.

Православный клуб друзей по переписке - Многим православным христианам, особенно молодежи, трудно найти понимание в современном мире, и хотелось бы обрести искреннее дружеское общение с единоверцами. Этого часто очень не хватает…В Интернете много православных сайтов, на которых есть объявления желающих вступить в брак, а таких, где можно найти именно ДРУЗЕЙ, практически нет. Мы решили это поправить. Идею эту нам подарила девушка Александра из города Санкт-Петербурга. Анкету свою она уже оставила и Вы можете поблагодарить её лично. И обязательно помолиться за неё. А как же. Православные! Расскажите о себе, оставьте своймэйл и, возможно обретёте в скором времени друга по переписке. Православные знакомства.

Библия рекомендует искать хозяйственную и мудрую женщину, но к советам Писания стоит подходить с рассуждением

Среди множества тем Библия затрагивает и вопрос выбора жены. Согласно Священному Писанию, необходимо выбирать такую супругу, союз в которой обеспечит максимум пользы для ума и духа.

То есть это женщина, чьё общество благоприятно воздействует на мужчину. Другими словами, она - добродетельная.

Именно об этом и говориться в 10 стихе 31 главы Книги Притч:

(Притчи 31:10)

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов»

Там же есть высказывание о внешних качествах женщины:

(Притчи 31:30)

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы».

Но это вовсе не значит, что жена не должна быть красивой. Просто муж должен ценить её, в первую очередь, за другие качества. А от неё требуется соответствовать его вкусам.

Кстати, вся эта глава посвящена роли хорошей жены в семье. Её полезно читать девушкам, но в то же время и юноши могут по этому тексту определять, насколько хороша будет его избранница в супружестве.

Также Писание говорит, что женщина должна заботиться о доме:

(Притчи 14:1)

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками»

Мужчине стоит обратить внимание на то, а не врёт ли его избранница, не допускает ли клеветы, не употребляет ли спиртное и в каждом ли вопросе хранит верность своему молодому человеку:

(Тим 1, 3:11)

«Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём»

Но при этом к Священному Писанию стоит подходить с рассуждением. Идеально, если рядом есть человек, способный растолковать те или иные отрывки. Дело в том, что в Библии, особенно в Ветхом Завете есть немало мест, которые неприложимы к жизни современного человека. Например, вряд ли есть смысл прислушиваться этому совету из Второзакония:

(Второз. 21:10–13)

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою»

Хорошая жена - вовсе не обязательно православная

Протоиерей Андрей Федосов считает, что не стоит стремиться к тому, чтобы найти себе именно православную жену. Религиозная принадлежность ничего не даёт и не гарантирует. Люди влюбляются не исходя из веры, а по взаимной симпатии.

Андрей Федосов

Протоирей

Неправильно руководствоваться тем, верующий ли человек перед тобой или нет, посещает ли он храм или нет.

Напротив, довольно часто встречаются люди, которые не имеют никакого представления о православии или другой религии, но живут по совести, а их жизнь оказывается куда праведнее, чем у верующих. Жена - это не спутник в церкви, не священник, не партнёр в молитве. Жена - это близкий, родной человек. Именно на это нужно делать упор, когда её ищешь.

С будущей супругой можно познакомиться где угодно. Стоит различать место и человека

Знакомство может случиться где угодно. Нет ничего зазорного в том, чтобы повстречать будущую спутницу жизни на улице. Все мы ходим там. Глупо отвергнуть человека просто в силу какого-то стереотипа. Сам протоиерей Андрей Федосов удивлён тому, что среди православных популярно мнение, будто знакомство на улице - это плохо. Подробнее послушать мнение священника можно на видео:

Молодой человек должен привести свою жизнь в порядок и серьёзно всё взвесить ещё до начала ухаживаний

Мы уделили внимание тому, где и какую, но мало сказали о том, как найти православную жену (или просто хорошую). Одного «хочу» здесь мало. Молодой человек должен уметь произвести правильное впечатление и оправдать его делом. Важно уделить внимание своим внутренним качествам:

  1. Живите по заповедям Божьим . Это сделает Вас примером, уважаемым человеком и позволит Богу доверить Вам заботу о достойной женщине.
  2. Совершенствуйтесь. Это касается всех сфер - как умственных, так и физических. Учитесь, занимайтесь физическим развитием, общайтесь с интересными людьми.
  3. Научитесь брать на себя ответственность. Всё, что происходит в Вашей жизни, так или иначе Вызвано Вашей деятельностью. Поймите это. Проблемы нужно решать, желаемого - добиваться. Станьте хозяином своей жизни. Женщин притягивают сильные мужчины.
  4. Создайте «фундамент». Вам нужна стабильная работа и место, куда Вы приведёте будущую супругу. Женщины ценят надёжность. Мы обязаны им её дать.
  5. Наведите порядок в текущей жизни . Всё ли у Вас хорошо в отношении с родителями? Заботитесь ли Вы об их счастье? Нет ли у Вас каких-то трудностей, например, проблем со здоровьем? Нужно разрешить все эти моменты ещё до вступления в брак. Мужчина должен приводить мир вокруг себя к гармонии, а не тянуть хвост проблем целые годы.
  6. В сложные моменты не стесняйтесь спросить совета у Бога . Делать это можно через мудрых людей, Писание или молитву. Жена во всём слушает мужа, а муж - Бога. Это важный библейский принцип, который помогает добиться в семье порядка и счастья.

После этого можно найти и выбрать себе жену. Но не спешите. Поставьте перед собой правильные 5 вопросов:

  1. Чего я жду от брака?
  2. Что я могу дать своей супруге?
  3. Точно ли я готов к браку?
  4. Считаю ли я, что эта девушка подойдёт мне раз и на всю жизнь?
  5. Готов ли я заботиться о ней и оберегать от различных трудностей?

5 - минимум столько вопросов должен задать себе юноша, перед тем как начать ухаживать за будущей женой

Если Вы уверены в своём намерении, то начинайте общаться, ухаживать, оказывать знаки внимания. Не забывайте, что любовь - важнее всего в жизни человека. Даже Библия ставит благо семьи подчас выше обязанностей человека перед Богом. Господу важно, чтобы мы любили друг друга. Остальное - уже потом.

В ухаживаниях важно не перегибать палку и не придерживаться напускной праведности. Будьте естественны. Например, есть люди, которые считают, что целоваться до брака - это грех. Протоиерей Владимир (Головин) с этим категорически не согласен и советует не бросаться в крайности. Подробнее на видео:

Определенный этап внутренней зрелости мужчины сопровождается появлением новых вопросов, тематика большинства которых касается того, где и как найти жену. К тому возрасту, когда устроена карьера и быт или примерно стало понятно куда двигаться, мужчина понимает, что временные спутницы отнимают слишком много сил, не являются надежной опорой, да и сами жизненные ценности меняются и хочется, чтобы рядом был понимающий человек.

В данном вопросе «как найти жену» необходимо определиться с собственными требованиями, пожеланиями и жизненными целями. Чем лучше человек знает себя, тем проще ему в выборе партнера и тем легче с ним строить отношения. Кому-то важно, чтобы жена подчеркивала статус, и он будет выбирать по внешности и полученному образованию, другому хочется, чтобы это был верный друг, разделяющий взгляды на жизнь и тогда внешность будет второстепенна, есть и те, кому интересно, как найти богатую жену, и для них критерии совершенно иные.

Постарайтесь максимально точно представить вашу будущую жизнь, с которой вам будет комфортно. Брак – это, то место, где человек может полностью быть, раскрывать все свои внутренние стороны и совершенствоваться. Именно поэтому имеет смысл искать среди близких по душу людей, но не обманываться первым впечатлением. Если вы понравитесь девушке, она может прикладывать колоссальные усилия, чтобы завоевать вашу любовь, но при этом не быть откровенной. Такие отношения разрушаются через пару лет, когда ей становится не под силу улыбаться тому, что она считала недостатками, а вы не будете это в себе искоренять, поскольку изначально выбирали человека, принимающего вас таким. Пробуйте, но даже если в голове поселилась уверенность в своей избраннице, выдержите год – обычно этого времени хватает, чтобы люди узнали друг друга в разных ситуациях, несколько раз поконфликтовали и проявили многие свои негативные качества. Если в течение длительного времени вам все еще хочется оставаться с девушкой, то можно жениться, если же постоянно хочется исправлять ее поведение и взгляды, то лучше опустить человека жить своей жизнью.

Но прежде чем проводить такие эксперименты, необходимо с соответствующей . Для этого стоит привести в порядок свою внешность и осведомленность о том, что происходит важного в культурной жизни мира. Вы должны быть достойны лучшей женщины, иначе, когда вы ее встретите, дама просто пройдет мимо.

Для знакомства не нужно выдумывать новые места и специально подготавливать поход куда-то. Близкие нам люди обычно вращаются в тех же кругах, имеют схожие интересы и другие точки пересечения. Противоположности, чье знакомство было спровоцировано специально, обнаруживают, что им не о чем говорить уже через час. Так что имеет смысл проявлять больше активности непосредственно там, где вы находитесь. Даже автобусная остановка объединяет людей хотя бы географически, а значит у вас уже много тем для разговора.

Мнение, что жену лучше искать в библиотеке, чем в ночном клубе порядком устарело, особенно для тех, кто является их регулярным посетителем – теперь вы можете ходить туда вместе. А вот библиотеки постепенно вымирают, предоставляя первенство википедии и интернету, где также имеет смысл искать спутницу жизни.

Как найти хорошую жену

Мужчины редко задаются вопросом, как найти богатую жену, их больше интересуют ее душевные качества и внешние данные. Можно искать будущую жену среди сотрудниц, что поможет глубже узнать ее личность и предположить ее возможное поведение без наигранности. Свидания обычно искажают картину, поскольку там все люди знают, что их оценивают и бессознательно стараются угодить и понравиться. Не нужно начинать придумывать красивые слова, увлекательные истории и долго выбирать букет – начинайте общаться прямо на рабочем месте. Вы можете предложить симпатичной женщине вместе пообедать или проводить после работы, нейтральная помощь с офисной техникой, тяжелыми коробками так же будет уместна. Вы в любое время можете скорректировать ваши отношения, сведя их к рабочему товариществу или углубив в интимное взаимодействие, простым приглашением на свидание. Но существуют определенные табу относительно отношений, которые могут начинаться на рабочем месте – избегайте открытого и завязывания отношений с подчиненными.

Не решайте вопрос, где и как найти жену самостоятельно – сообщите друзьям о своем желании, активнее включайтесь в совместное времяпровождение. На многих праздниках и массовых мероприятиях несколько компаний сливаются в одну, и там вы можете встретить подходящую девушку. Большинство пар имели общих знакомых, которые их познакомили. Отношения с такой девушкой увеличивают вероятность положительного исхода, поскольку, скорее всего вы будете иметь схожие интересы, интеллектуальный и материальный уровень, а также основные смысловые жизненные цели и принципы. Кроме того, друзья, знающие, что вы ищете пару, могут специально начать знакомить вас со своими знакомыми девушками.

Внимательнее изучайте те локации, которые для вас привычны – там и будет лучшая для вас жена. Если вы все выходные зависаете в клубах, то безукоризненная прихожанка церкви не будет вам идеальной супругой, лучше угостить напитком девчонку за соседним столиком. Когда вы сами предпочитаете узкий круг общения, тихие вечера – не стоит идти в клуб, а необходимо немного расширить собственный круг общения. Можно заглянуть на соседние научные секции, поговорить с девушкой исповедующей ту же религию, отправиться на конференцию по интересующей теме и уже там угостить кого-то кофе.

Как найти жену? Совет психологов такой – ищите жену в тех местах, которые отвечают вашим хобби или интересам – это может быть спорт, курсы фотографии, туризм, даже курсы кулинарии, где вы сразу вызовете у окружающих женщин желание о вас заботиться. Приходите на концерты и фестивали, которые вам интересны, и которые раньше было неуютно посещать самому. Там определенно собираются девушки, разделяющие вашу точку зрения, что дает отличный повод для знакомства. Массовые собрания людей, интересующихся одной темой, дают вам возможность взять контакты сразу у нескольких симпатичных девушек. Если же кто-то зацепил довольно сильно, то необходимо постараться продолжить знакомство после мероприятия. Например, конференцию, концерт, курсы можно обсудить за чашкой кофе – это довольно мало, чтобы получить отказ, но при этом вполне значимо для дальнейшего укрепления знакомства, ведь у вас есть масса тем для обсуждения.

Выбирайте из девушек своей социальной группы, поскольку восполнить разницу полученного опыта бывает практически невозможно даже спустя несколько десятков лет. Обращайте внимание не только, как девушка относится к вам (это можно контролировать), но и на то, какова она с окружающими – чем больше в ее поведении понимания и заботы, тем лучше для будущего брака. Когда человек думает только о собственных потребностях, и не способен почувствовать близких, такие отношения быстро приводят к партнеров или уровня общения.

Когда все совпало и вы симпатичны друг другу, то постарайтесь побольше узнать о семье девушке – будьте осторожны, если семья не полная или отношения между ними далеки от теплых. Сама девушка неосознанно может перенять подобный стиль отношений и тогда, что бы вы не предпринимали сами, они либо распадутся, либо пойдут по той же колее. Только, если вы уверенны в психологической стойкости партнерши, можно пренебрегать подобными фактами.

Как найти жену в интернете

Статистика сегодняшнего времени говорит о том, что треть благополучных браков начинались со . Количество ресурсов разнообразно, и если вы решили найти себе жену, то стоит их все использовать. Отдельной актуальностью знакомство в сети обладает для тех, кто ищет способы, как найти новую жену, ведь все методы, работающие в реальности, были перепробованы давно, в большинстве мест бывшая пассия появляется порой чаще вас, да и времени теперь не много.

Анкеты соцсетей помогают изначально ограничить поиск. А если пользоваться специальными сайтами знакомств, то можно указать довольно большой перечь интересующих параметров, начиная от целей знакомства, заканчивая внешними данными. Простота и открытость данной системы позволяет общаться людям с одинаковыми целями, и тогда не происходит неловкости.

Выбрав несколько интересующих девушек, не торопитесь сразу им писать, необходимо провести подготовку. Для начала полностью заполните свою анкету, чем более детально вы заполните все графы, стараясь давать честные и оригинальные ответы, тем выше шансы, что встретите интересного человека. Обязательно загрузите фотографию, практически никто из девушек не ответит, если она отсутствует. Когда фото девушку заинтересовало (для этого найдите изображение высокого качества, с открытым лицом), она будет просматривать вашу анкету. В жизни эту роль выполняют различные вопросы, прямого и завуалированного характера, в чате просто нет желания с каждым претендентом ходить вокруг интересующих тем. Чем детальнее ваша анкета, тем быстрее сможет девушка принять решение.

Вам также необходимо пристально изучить анкету девушки. Те, где мало информации, скрыто имя, вместо фотографии картинка не могут рассматриваться с целью создания семьи – женщина изначально что-то скрывает и не хочет вас информировать о себе. Главные пункты, которые вас должны интересовать – это семейное положение, цель знакомства и наличие детей. Противоречия хотя бы по одному из этих трех пунктов говорит о том, что никакие общие увлечения не помогут вам создать хорошую семью. После этого можете просмотреть весь профиль, оценить степень схожести ваших жизненных позиций.

Обратите внимание на дату регистрации анкеты и последнюю дату нахождения в сети. Слишком давняя дата регистрации не говорит ничего хорошего о характере партнерши или ее коммуникативных навыках. Если последнего посещения страницы прошло более недели, вероятно, девушка не слишком заинтересована поиском спутника.

Избегайте шаблонных фраз при знакомстве, лучше спросить о чем-то из ее анкеты (увлекается путешествиями – узнайте, была ли она в Камбодже, любит готовить – скажите, что знаете уникальный рецепт тыквенного пирога). Ваша задача выделиться и показать, что вы не только ознакомились в ее анкетой, но и можете поддержать данные темы.

Если общение завязалось, вам легко и приятно, то не затягивайте, а переводите его быстрее в реальность. Чем дольше вы общаетесь в сети, тем больше ваша фантазия будет дорисовывать образ. Те, кто переписывается дольше нескольких месяцев, обычно никогда уже не встречаются в реальной жизни, поскольку страх перемен, выхода из безопасного интернет-пространства становится довольно большим, а необходимая поддержка и дружеское участие приходит онлайн.

Как найти жену в 30 лет

Поиск жены в тридцать лет – самый актуальный вопрос, когда у мужчины уже выстроилась карьера и он готов к принятию ответственности за семью. Трудностей не возникает практически никаких, поскольку девушки сейчас не спешат выскакивать замуж за первого встречного. Браки, заключенные после 25 лет, имеют больше шансов быть счастливыми, поскольку каждый из партнеров разумно подходит к данному шагу, знает свои потребности, слабости и недостатки, а также способен уживаться с особенностями другого.

Все так же отлично работают сайты знакомств, причем расширять категории поиска можно не только форматом замужества, можно искать друзей для посещения мероприятий. Чем шире станет ваша социальная сеть контактов, тем выше вероятность, что рано или поздно там встретится ваша будущая жена. Вы можете регистрироваться сразу на нескольких платформах – одна будет довольно серьезной, где людей объединяют общие долговременные цели, в другой просто можно поболтать с единомышленниками, а третьей обсудить творческие планы. Используйте интернет максимально, а не только, чтобы пролистывать новостную ленту соцсетей.

Кстати, общение в различных месседжерах и соцсетях также поможет найти свою вторую половинку. Тут придется проявить больше фантазии и тактичности, ведь изначально может быть не известен ни социальный статус, ни цель с которой девушка общается, зато общение носит более свободный характер.

Начните активнее взаимодействовать с миром и использовать обыденные вещи. Если у вас есть собака, то можно не бегать с ней в наушниках, а посетить место, где собираются владельцы собак. Увлекаясь чем-то, вовлекайте в это других людей: симпатичную сотрудницу можно пригласить на танцы, знакомую по переписке на охоту, а соседку на кулинарный мастер-класс. Не останавливайтесь на собственных умениях, попробуйте представить, чем может увлекаться девушка, способная покорить ваше сердце и отправляйтесь туда. Пусть это будет хоть аргентинское танго – идите и занимайтесь. Масса впечатлений, новых знакомств и интересный опыт гарантированы, а если просить других ввести вас в курс дела, то еще и повод для общения и знакомства получается органичный и интересный.

Отвечайте на все приглашения друзей и совместные походы, активнее включайтесь в общественную жизнь. Это касается не только поиска новых знакомств, но и более глубоко общения с теми, кого знаете давно. В тридцать лет нет проблемы заинтересовать женщину, ведь вы легко можете очаровать, как двадцатилетнюю девушку, так и женщину за сорок. Вопрос остается в том, с кем вы будете чувствовать себя максимально комфортно.

Обычно ощущение ошалелой влюбленности, когда не возможно больше ни о чем думать, говорит только о совпадении на уровне гормонов. Предлагать замужество в данном случае не стоит, брак будет не долгим и не спокойным. Ощущения, которые сигнализируют том, что эта женщина подходит в качестве жены, должны включать в себя, нежность, спокойствие, юмор, планы на будущее, тревогу, ответственность, сопереживание. Когда заметите, что рядом с какой-то девушкой вам хочется становиться лучше, и у вас это получается, настроение улучшается, но это спокойствие, а не , тогда стоит внимательней присмотреться.

Как найти жену в 40 лет

В возрасте 40 лет для многих актуален вопрос, как найти новую жену, ведь мужчина уже имеет опыт если не супружеской жизни, то серьезных отношений, лучше знает себя и понимает насколько это трудное мероприятие. Трудности многих в этом возрасте не в отсутствии умения очаровать женщину или способности наладить контакт, а в собственных полученных травмах. Когда каждая встреченная женщина воспринимается через призму критики, а в одиночном образе жизни подчеркиваются исключительно позитивные стороны, то, скорее всего, необходимо работать с внутренними установками. Женщины не настолько ужасны в своей массе, как может представлять обесценивающий их мужчина. Постараться заметить в них прекрасное, очароваться бывает довольно страшно, но именно это дает возможность зародиться новому чувству, а соответственно и открывает двери для новой женщины.

В случае с закоренелыми холостяками, живущими с мамой или далеко от нее, но постоянно отчитывающимися, все будет зависеть в большей степени от мамы. Ее позволения начать жить с какой-то женщиной, решением уступить ей право быть главной. Для того чтобы найти жену в 40 лет, психологическое пространство рядом с мужчиной должно быть свободно не только от бывших пассий, но и от мамы. Это в юношеском возрасте женщины способны закрывать на подобное глаза, с опытом они все больше выбирают оставить такого мужчину в покое, даже не приближаясь.

Пересмотрите свои требования к женщине, если до сих пор не смогли найти придуманный идеал. Взгляните реальности в лицо, как может лауреат нобелевской премии, с модельной внешностью печь чудные блинчики на завтрак и заботиться о пяти малышах? Еще неплохо соотнести выдуманный образ с собственными характеристиками, и посмотреть на женщин, которые все чаще встречаются в вашей повседневной жизни. Среди них точно найдется та, с кем можно быть собой, есть о чем поговорить и она примет ваши недостатки.

Чтобы найти жену не всегда стоит искать новых знакомых, отлично подойдет возобновление старых отношений. Найдите своих одноклассниц или однокурсниц в сети, просмотрите семейные статусы тех, кто вам симпатичен был тогда или почему-то интересен сейчас, и пишите всем незамужним. Большое количество общего жизненного опыта быстро сближает людей.

Главное в поиске – это не фокусировать на нем чрезмерно. Внутренняя напряженность чувствуется в общении и не дает ему развиваться. Кроме того, женщины чувствуют, когда у мужчины есть цель жениться и избегают подобных кавалеров. Намного важнее проявить интерес к личности, узнать потребности и интересы человека, поскольку смысла в простой печати в паспорте нет и к зрелому возрасту женщины не торопятся оформлять отношения ради галочки.

В поисках идеала, или Почему лучшее – враг хорошего

Как выбрать идеального спутника жизни? Ведь муж или жена – это куда серьезнее, чем друг, подружка, любовник или любовница. Супругам предстоит прожить всю жизнь и вырастить общих детей. Она должны вдохновлять друг друга на хорошие дела, обеспечивать надежный тыл и поддерживать в беде. Где же найти человека, который способен за все это взяться и при этом еще придется по нраву? Брак без любви не самый лучший вариант. Попробуем разобраться, как услышать свое сердце.

По статистике в Беларуси на 1000 браков более 400 разводов, а еще несколько лет назад расставалась почти каждая вторая пара. Как избежать такой участи? Вот тут-то и стоит задуматься о серьезном и обдуманном подходе к браку, выборе идеальной пары. Все мы творцы своей судьбы, и в столь важном деле, как создание семьи, не надо полагаться только на случай. Для начала стоит определиться с главным вопросом: «А готов ли ты для семьи, посвятить себя единственной и любимой женщине?». В этом плане мужчины, как хорошее вино, чем старше, тем лучше. Ведь недаром за последние десять лет белорусы стали позже жениться. Если в 2000 году девушки впервые выходили замуж в брак в среднем в 22,8 года, а молодые люди в 25, то в 2013-м средний возраст вступления у женщин составил 25 лет, у мужчин 27,1 года. По мнению психологов, это неплохая тенденция, так как 60% союзов, заключенных до 25 лет, распадаются. К слову, чаще всего разводятся супруги, состоящие в браке от года до четырех лет. Более крепкие браки те, в которых живут более 10 лет. Ну а самые стабильные, когда муж и жена вместе 20 и более лет. Итак, понятно, что для удачной женитьбы мужчине стоит «подрасти» и «нагуляться». Безусловно, все это индивидуально, но обычно к 30 годам большинство представителей сильного пола готовы определиться с выбором. Что касается прекрасных дам, то психологи называют идеальным для замужества возраст от 23 до 27 лет. Это уже не маленькая девочка, но и не взрослая женщина, а молодая, энергичная девушка, перед которой открыты все двери.
Очень важный фактор - образ идеальной женщины. Благополучно пережив юношеский максимализм, большинство мужчин понимают, что идеальных людей нет. Свой идеал мы создаем сами. В этом плане можно смело перефразировать поговорку про друзей и заключить: какова твоя жена, таков и ты сам. Иными словами, чтобы встретить идеальную жену, нужно стать достойным мужем. Мужчина должен развиваться, достигать в жизни успеха, следить за своей внешностью и здоровьем. Чем сильнее и успешнее вы будете, тем лучше жену сможете найти. Таков закон природы и чаще всего он срабатывает. Исключения, конечно, бывают. Правда, романтические истории о провинциалках, вышедших замуж за принцев, чаще всего показывают в мыльных операх. В большинстве случаев женская влюбленность проходит, и мужчина, который в жизни ничего не добился, предстает в самом неприглядном свете. Вот реальная история. После 20 лет брака женщина за сорок бросила своего ненаглядного и… вздохнула свободно. Все это время она «нянчила» мужа, растила детей, работала с утра до позднего вечера в детском саду, по выходным часто бывала сиделкой, а по ночам умудрялась подрабатывать дворником. Супруг же работал за три копейки токарем на заводе, гордился «стабильностью» и любил мягкий диван. В конце концов, жене все это надоело. Ведь недаром говорят: сильные люди ведут вверх, слабые - тащат на дно.

Чтобы не случилось разочарований, стоит обращать внимание и на образование будущей избранницы. Причем диплом престижного вуза вовсе не гарантирует успех. Хорошо, если с девушкой есть о чем поговорить, не стыдно вывести в люди. Важно, чтобы она могла поддержать беседу и имела широкий кругозор.
Прекрасно, когда у супругов общие взгляды на семью и воспитание детей. Также психологи отмечают, что браки намного прочнее у тех, кого объединяют не только общий быт и постель, а совместные хобби, интересы, чувство юмора, схожие профессии.

И еще несколько штрихов к портрету идеальной жены. Красота. Это требование обязательно почти у всех мужчин, не страдающих от комплексов. И не стоит слушать их разговоры о том, что главное - душа. Красивая жена, как красивое авто - ее приятно показать, с ней приятно быть рядом. Другое дело, что каноны красоты у всех разные, но это уже вопрос спорный. Ум. Жены-дурочки нравятся только точно таким же недалеким мужчинам. С умной женщиной доставляет удовольствие разговаривать, она всегда поможет, даст дельный совет, с ней можно выйти в свет, где она будет достойно оттенять мужчину. Спокойствие. Выдерживать частые женские слезы, истерики, перепады настроения способен далеко не каждый мужчина. В идеале им бы хотелось, чтобы жена с олимпийским спокойствием сносила его собственные нервные перепады, терпела и закрывала глаза на мелкие недостатки. Отсутствие ревности. Ну, здесь без комментариев.

А вообще при выборе жены стоит понимать, что лучшее - враг хорошего. Поэтому лично для меня идеал – лишь планка, к которой стоит стремиться, а любовь, взаимоуважение и терпение расставят все точки над «і».

Александр КУТЫНКО

Мой Аполлон

Все девчонки в подростковом возрасте мечтают о том, какой будет вторая половинка. Так же мечтали и мы с подружками, когда нам было по 14-15 лет…

Естественно, каждая хотела видеть рядом с собой Аполлона - высокого и стройного. Отличались только цвет волос и глаз: одним нравилисьголубоглазые блондины, другим – кареглазые брюнеты, а третьим - смешанные типы.

Шли годы, и у каждой появился свой Аполлон. Лишь единицам повезло попасть в цель с первого раза - один любимый на всю жизнь. А некоторые, едва встретившись с ним, поспешили расстаться - красавчик оказался банальным занудой, ревнивцем, скрягой или алкоголиком.

…Мой Аполлон, как выяснилось позже, многие годы был рядом. Мы познакомились давным-давно - жили в одном общежитии. Но в то время, когда он «клеился» ко мне, я ответила ему полушутя, но достаточно жестко: «Извините, сударь, Вы не в моем вкусе!». Мне казалось, что Аполлон должен быть немножко другим (хотя каким именно, знали, пожалуй, только греческие богини).

Чтобы быть лучшим…

Я вышла замуж за такого, о котором мечтала в юности. Красивый и домовитый. Но не смогла ужиться с тупым упрямством, необоснованной ревностью, постоянной язвительностью и отсутствием чувства юмора. Проявились все эти качества спустя два месяца семейной жизни, как только я забеременела. Муж был уверен, что с маленьким ребенком на руках жена никуда не денется. Но ошибся. А когда я спросила своего благоверного: «Почему ты не был таким, когда мы только встречались?», он честно ответил: «Потому что у тебя было много поклонников, и мне нужно было быть лучшим».

Как жаль, что во время цветочно-конфетного периода люди стараются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Дочери, оставшейся единственным напоминанием о первом браке, как только она начала встречаться с мальчиками, внушала мысль, которую когда-то вычитала в одной из книг психолога Михаила Литвака: «Веди себя с женихом так, как будешь себя вести с ним, когда он станет мужем. Можно чуточку хуже, но ни в коем случае не лучше». И еще: «Вступая в брак, бери готовую продукцию, а не полуфабрикат. Помни, что перевоспитать другого человека невозможно».

…После развода было много лет одиночества. Но поиски Аполлона продолжались, я пыталась его разглядеть в каждом встречном мужчине.

Не верю тем, кто расстался с мужем и говорит, что одной лучше. Это самозащита. Да, лучше. По сравнению с тем, что было. Но ведь каждой хочется, придя с работы домой, оказаться в объятьях любимого и любящего мужа. Именно мужа, а не того, кто сегодня с тобой, а завтра либо со своей женой, либо вообще неизвестно с кем. Такие встречи причиняют немалую боль.

Еще один шанс

Слез в подушку было пролито немало, но однажды я, решила, что больше не будет в моей жизни случайных встречных. Написала список желаемых качеств Аполлона, конечно же, с учетом своего опыта. И стала каждый день читать его после «Молитвы девицы о замужестве».

Спустя полгода тот, кто много лет назад был не в моем вкусе, развелся с женой и снова пришел ко мне, сказав, что все эти годы он любил меня, несмотря ни на что. И тут вдруг я поняла, что из моего списка качеств вырисовывается его портрет: умный, добрый, интеллигентный, хозяйственный, заботливый, надежный, тактичный и дипломатичный, с рождения знает мою дочь и любит ее. А еще мы оба поклонники разных видов искусства, путешествий. Да и в принципе у нас много общего. И все это я поняла, спустя 13 лет после разговора в общежитии…

Я благодарна Богу за то, что он дал мне еще один шанс, ведь наши пути могли разойтись навсегда.

Теперь я счастлива и уже не представляю своей жизни без этого человека. Он для меня все: и муж, и любовник, и лучший друг, и психолог. Я делюсь с ним всеми своими мыслями, зная, что он поймет меня правильно и, если нужно, поможет советом. Не представляю, как могу провести свой отпуск без него, мы всегда отдыхаем вместе.

А еще я знаю, что у меня в доме есть настоящий мужчина, который не бросается красивыми словами, а ежедневно совершает поступки. С него корона не упадет, если он помоет посуду, что-то приготовит или пропылесосит в доме. В конце концов, живя в современных квартирах, нет необходимости рубить дрова, носить воду из колодца или вскапывать огород. Что же остается в мужских обязанностях? Забивание гвоздей, электрика и сантехника. Мой Аполлон и с этими премудростями прекрасно справляется.

…Почему в молодости мы так слепы? Ищем красивую картинку, плоскую, как лист бумаги, не обращая внимания на объемную скульптуру, с которой сталкиваемся каждый день.

Елена ВОЛОДИНА

Глава 5.

«КТО НАЙДЕТ ИДЕАЛЬНУЮ ЖЕНУ…»

ВСЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ — ОТ ЖЕНЩИНЫ

«Кто эта, восходящая из пустыни, ластящаяся к возлюбленному своему? Под яблоней я тебя пробудила, там мучилась твоя мать, рожала, там мучилась твоя мать, родила тебя». О ком говорит царь Шломо в этом стихе из «Песни Песней»? О тех женщинах-праведницах, благодаря которым наши предки освободились из Египта. Когда они, отчаявшись когда-либо освободиться от рабства, стали избегать близости со своими женами (к чему рожать сыновей — для рабского гнета и нищеты?), их жены, находясь в той же нищете, под тем же гнетом, не отчаивались, а принялись всячески ободрять их и вдохновлять их надеждой, и ластиться к ним, и побуждать к исполнению заповеди. Благодаря этим женам в Египте родилось новое поколение, поколение Освобождения. «Под яблоней я тебя пробудила, там мучилась твоя мать, рожала…» (Шир гаширим, 8:5). Почему «под яблоней»? Все деревья сначала выпускают листья, которые укрывают и защищают плоды, а потом уже сами плоды, а яблоня сначала покрывает себя плодами, а потом лишь выпускает листья. Так же вели себя и жены-праведницы в Египте. Они сказали: «Пусть нет сейчас защитника и спасителя для наших детей, рождающихся сегодня, мы все-таки рожаем их и будем рожать, в конце концов появится тот, кто защитит их и спасет!»

Не только в Египте, но и в каждом поколении, каждодневно и ежечасно, когда слабеет надежда и одолевает отчаяние, так поступает хорошая жена: она обращается к сердцу своего мужа, ободряет его и утешает в минуту беды, облегчает и услаждает его жизнь, и наполняет его новой надеждой и ожиданием избавления - и избавление непременно приходит!

В книге «Светящая менора» говорится:

Человек, которому Всевышний уготовил хорошую жену, никогда не будет ни в чем испытывать недостатка, даже если он бедняк. Ибо сказано: «Уверено в ней сердце ее супруга, в добре убытка не будет», и еще сказано: «Кто найдет идеальную жену - куда драгоценней жемчужин». Другое толкование: «Уверено в ней сердце ее супруга, в добре убытка не будет»- это значит, что если жена станет идеальной и все, что она предпримет, будет делать разумно и по правде, тогда будет «уверено в ней сердце ее супруга», и он полюбит ее, и «в добре убытка не будет», потому что Всевышний уготовит им богатство и славу. А если, не дай Б-г, дело обстоит наоборот, и они ненавидят друг друга, то об этом говорится: «Их сердца врозь - теперь виноваты!». Счастлив тот, кто удостоился иметь идеальную жену! Ибо ради нее все будут ему воздавать честь и славу, словно она возложила ему на голову корону, и так говорится: «Идеальная жена - венец своего супруга».

Нет ничего более тягостного для супругов, чем отсутствие детей. Никакие блага в мире не могут заменить им детей. Супруги, которым Всевышний не дает детей, ощущают, что дни их проходят, а опоры и поддержки у них нет. Поэтому все их мечты, все стремления посвящены одному: иметь потомство.

Но есть надежда: они могут удостоиться помощи свыше, даже совершенно сверхъестественным образом, и получить столь желанную радость - иметь детей. Ради каких заслуг? Ради той большой любви, которой они любят друг друга, в особенности благодаря любви женщины. Вот что рассказывают наши мудрецы:

Жила-была одна женщина, которая десять лет уже была замужем и все еще не родила. Пришли супруги к раби Шимону бар Йохаю, чтобы получить развод как полагается по закону Торы. Сказал он им: «Клянусь вам, что точно так же, как во время вашей свадьбы был пир, так же и при вашем разводе должен быть пир!» Вернулись они домой, сделали себе праздник, устроили пир, и напоила она мужа своего допьяна. Тогда он сказал ей: «Милая моя, смотри: вот все, что есть драгоценного в моем доме - бери, что хочешь, и возвращайся в дом отца твоего». Что она сделала? Когда он заснул, она приказала своим рабам поднять его вместе с кроватью и отнести в дом ее отца. В полночь он слегка протрезвился, проснулся и спросил: «Милая моя, куда это я попал?» Ответила она ему: «Ты в доме отца моего». - «Что мне тут делать?» - «А разве ты сам не сказал мне вечером: Все, что есть драгоценного в моем доме - бери, что хочешь, и возвращайся в дом отца твоего? Нет у меня ничего драгоценней тебя!» Пошли они снова к раби

Шимону бар Йохаю, он встал и помолился за них, и у них родились дети (Шир гаширим раба,1).

Если бы раби Шимон молился за них раньше, чем произошла эта история, неизвестно, была бы услышана его молитва. Но после всего, что произошло, сомнение исчезло, и молитва его была бы принята. Потому что теперь раби Шимон мог сказать: «Владыка мира, Ты создал Свой мир любовью и милосердием - смотри же, сколь велика любовь этой женщины к ее мужу, любовь, которая чиста и бескорыстна! Ты, Который любишь все Свои создания, неужели Ты не сжалишься над этими Твоими созданиями? Владыка мира, если Ты не осчастливишь детьми этих любящих, то посеешь раздор и раскол там, где сейчас царит единство, а если дашь им детей - любовь их станет любовью вечной!»

С того самого дня, когда Всевышний сотворил мир. Свой, ни один человек не удостоился звания Отца, родоначальника поколений вплоть до скончания мира, пока не пришли Отцы мира - АвраГам, Ицхак и Яаков. АвраГам назван «Отцом множества народов», он и Ицхак, сын его, и Яаков, внук его, удостоились звания Отцов всех их потомков до самого скончания мира. Может быть, вы подумаете, что точно так же обстоит дело и с женщинами: что ни одна из них не удостоилась высокого звания праматери мира, пока не пришли Сара, Ривка, Рахель и Леа? Нет! Их уже опередила Хава, названная «матерью всего живого». Хава удостоилась великолепного венца называться Матерью всех своих потомков до скончания мира, а Первый человек, Адам, этого венца не удостоился. Про него не сказано, что он - «Отец всего живого», он называется просто Человек, «Адам», или — Первый человек. А про Хаву сказано «Мать всего живого»! Почему это так? Потому что влияние матери на потомство гораздо сильнее и заметнее, чем влияние отца, которое перестает ощущаться спустя несколько поколений. Слава матерей всегда шла впереди славы отцов, поэтому Тора должна была сказать о почитании отца ранее, чем о почитании матери, чтобы уважение к обоим родителям было равным.

«Одним-единственным был Аврагам», когда он спас сначала себя, а затем и весь мир от служения идолам и вернул миру его истинного Творца, пока не открылся ему Всевышний, и он стал Б-жьим пророком и наставником как своего поколения, так и всех грядущих. Есть ли что-либо более высокое, достижимое для смертного, чем дар пророчества, общения с самим Б-гом? В этом отношении Сара, Мать наша, была выше Аврагама. Сам Всевышний сказал Аврагаму: «Во всем, что скажет тебе Сара, слушайся ее». После смерти Сары в ее шатер пришла Ривка, как сказано: «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери его». Все добрые качества, которыми отличалась Сара, были и у Ривки, и потому-то она удостоилась того, чтобы жить в ее шатре. И вот что сказали мудрецы наши о Ривке:

Все дни, пока жила Сара, у входа в шатер стоял облачный столп [признак присутствия Шхины], как только скончалась, -г- исчез; как только пришла Ривка - вернулся облачный столп. Все дни, пока жила Сара, двери [шатра, в котором жил Аврагам] были открыты настеж [в знак доброты и гостеприимства], как только скончалась, закрылись двери; как только пришла Ривка, снова двери открылись настеж. Все дни, пока жила Сара, на тесте, что она замешивала, почило благословение, как только скончалась, ушло благословение; как только пришла Ривка - снова вернулось. Все дни, пока жила Сара, светильник горел с одного кануна субботы до другого кануна субботы [в знак домашнего мира: свет мира, обновляемый в канун субботы, светил всю неделю], как только скончалась, перестал гореть светильник; как только пришла Ривка, снова стал светильник гореть с одного кануна субботы до другого кануна субботы (Брейшит раба,60).

Пока не родился тот, кто должен был спасти евреев из Египта, они пребывали в отчаянии. Даже Амрам, отец Моше, духовный вождь поколения, не нашел утешения ни для своего народа, ни для самого себя, и расстался со своей женой Йохевед, чтобы не рожать сыновей для порабощения и новых бедствий. А когда все увидели, что Амрам расстался с женой, окончательно отчаялись и сделали то же самое. Пришла Мирьям, дочь Амрама, и сказала ему: «То, что ты делаешь, страшнее, чем то, что делает фараон: он убивает только мальчиков (приказывая бросать их в Нил), а ты - и девочек тоже!» Амрам вернулся и снова взял Йохевед в жены, и родила она Моше, будущего спасителя Израиля. Тогда и остальные евреи вернулись к своим женам и расплодились, размножились и породили поколение Освобождения. А когда Моше снова попал в беду (его положили в ящик из папируса и опустили в Нил), опять же Мирьям стояла и наблюдала за ним, готовая прийти на помощь, и она действительно снова спасла его! Следовательно, спасение всего Израиля началось только благодаря Мирьям.

Когда евреи согрешили, сделав золотого тельца, женщины в этом не участвовали, и их золотые украшения, которые пошли на изготовление идола, мужья отобрали у них силой. Потому что вера, таящаяся в сердцах женщин, более великая, чем вера мужчин.

Когда же после этого снова согрешили евреи, послушав вернувшихся из Земли Ханаанской лазутчиков, которые сказали неправду об этой стране, женщины снова в этом не участвовали. Про мужчин говорит Тора: «…И презрели землю желанную», о женщинах же свидетельствуют мудрецы всех поколений, что Обетованная земля была им дорога и желанна, и дочери Цлофхада были первыми, кто выразили это чувство, горя нетерпением получить свой удел в Стране Израиля. Суровый приговор Всевышнего выходцам из Египта — «в пустыне этой… умрут» — не касался женщин. В том поколении женщины укрепляли то, что разрушали мужчины.

Позже, в эпоху Судей, когда «не было царя в Израиле, каждый поступал, как хотел», евреи делали зло в глазах Всевышнего, служа идолам, и гневили Его. Воспылал гнев Его, и отдал Он их в руки грабителей, и выдал Он их в руки врагов. И стали сыны Израиля делать еще больше зла в глазах Всевышнего, а Эгуд, судья, уже был мертв, «и Двора-пророчица… судила Израиль во время то». Двора с одной стороны, а Яэль с другой - обе они вместе оказали великую помощь Израилю. Встала Двора, «мать в Израиле», и Яэль, благословенная «более всех женщин в шатре», и вместе излечили народ Израиля от постигшего его несчастья.

И был голод в стране, и объял страх сердца величайших мужей в Иудее, и пошли они жить в просторы Мо-ава. И весь народ пал духом, говоря: «Уж если Элиме-лех с сыновьями ушел из страха перед голодом, так как же мы выживем?» И не простил этого Всевышний Элиме-леху, и умер Элимелех — и он, и сыновья его — в стране Моав. Однако рука Всевышнего не коснулась Наоми, жены Элимелеха. Потому что Наоми не оступилась так, как ее муж, и все время, которое она провела на чужбине, она не знала ни покоя, ни счастья, ни утешения. Сердце ее не увлеклось возможностью сытой, мирной и спокойной жизни в Моаве, на чужой земле, глаза все высматривали, когда же, наконец, вспомнит Всевышний о народе Своем и пошлет ему хлеб… И так было все время, пока не вернулась она в Иудею, в свой родной город Бейт-Лехем. А возвращаясь на родину, вместе с собой привела народу своему сокровище дороже золота - Рут-моавитянку.

Рут-моавитянка родилась и воспитывалась среди народа, отличительной чертой которого была неблагодарность и о котором Тора говорит: «Не войдет он в Б-жью общину вовеки за то, что не вышли они вам навстречу с хлебом-водой при исходе вашем из Египта». И все-таки Рут — воплощение доброты и милосердия, умеющая ценить добро и быть благодарной.

Элимелех, ее тесть, и Махлон, ее муж, наоборот, родились и выросли среди народа, умеющего ценить добро и быть благодарным, и они были вождями колена, само имя которого Йегуда (от слова года - «благодарить») указывало на это свойство быть благодарным за добро. Но именно в них — вождях колена Йегуды, главного из колен израильских, предназначенного для царской власти, проявила себя эта злая зараза - неблагодарность. Элимелех и его сыновья - элита колена Йегуды покинули свой народ во время беды, в дни голода и всеобщего уныния! Кто излечит дочерь Йегуды от постигшего ее несчастья, кто принесет исцеление ранам ее? Пусть придет родившаяся среди незнающих благодарности и выделившаяся из них своими делами, которая осталась верна своему чувству, чувству жалости и благодарности - Рут-моавитянка, пусть придет она и принесет исцеление тем, кто родился среди умеющих быть благодарными и изменил своей природе - колену ЙеРуды! Боаз из Бейт-Лехема Иудейского и Рут-моавитянка — вот кто отстроили Дом Израиля и учредили в Израиле монархию, монархию Дома Давида, которая останется навеки.

И так сказали мудрецы: Там, где говорится, что Шломо «поставил трон для матери царя», имеется в виду Рут. Она названа «матерью царей», потому что стала матерью монархии в Израиле.

То же самое мы видим во всех выдающихся женщинах-пророчицах и судьях: управляя народом, они относились к нему, словно к своим детям, и все нужды народа обеспечивались речением уст их.

Когда Гаман-негодяй задумал истребить всех евреев- от юноши до старца, младенцев и женщин в один день, во всех 127 странах, подвластных царю Ахашверошу, тогда спасение народу, обреченному на смерть, принесли Мордехай и Эстер. Нисколько не желает Эстер «полцарства», и пусть даже дадут ей все царство - зачем оно ей? Единственное ее желание: «Душу мою по просьбе моей, и народ мой - по прошению моему»! Глаза всего Израиля устремлены на Эстер — «есть у нас сестра в царском доме», и глаза Эстер устремлены к Отцу ее на небесах- «коль пропадать, так пропадать»! Она смотрит на себя, находящуюся в царском доме, как на пропащую, а пойти ей, бедной, просить царского милосердия для своего народа, над которым уже занесен острый меч, означает пропасть окончательно!

«За что удостоилась Эстер царства над 127 странами? Сказал Святой, благословен Он: Пусть придет дочь Сары, жившей 127 лет, и будет царицей над 127 странами» (Мидраш Эстер!). И вправду: Эстер была истинной дочерью Сары. Эстер-царица походила на Сару своей красотой, своим целомудрием и чистотой - даже тогда, когда царская корона была возложена на ее голову. Поэтому пусть придет Эстер, дочь Сары, родившей и вырастившей этот народ, и спасет его от истребителей, убийц и погубителей его.

И в дни Матитьягу, сына Йоханана, первосвященника Хашмоная, и сыновей его, когда поднялось на Израиль греческое царство, чтобы заставить забыть Тору и изменить законам воли Его, — не МатитьяГу и не сыны его дали первый знак восстания, но дочь МатитьяГу и сестра сынов его. Она и вместе с нею все подруги ее - вот кто первыми подняли Израиль на восстание против врагов Всевышнего. Греки запретили соблюдение субботы, обрезание и т.п., и тогда поднялись дочери Израиля на городские стены, держа в руках младенцев своих, и сделали им обрезание у всех на глазах, а затем вместе с младенцами бросились вниз и разбились насмерть! Чтобы тем самым сказать своим мужьям и братьям: если вы не выйдете на войну с врагом, не будет у вас ни жен, ни детей - выходите и сражайтесь! И они пошли на войну, и победили.

ЙеГудит, словно новая Яэль, была первой, отомстившей врагу еврейского народа: она принесла в руках голову Голифорноса, греческого военачальника, и вселила боевой дух в сердца своих братьев, и они вышли на войну.

Когда померк день Израиля, и вся страна его была захвачена жестоким безжалостным врагом, осквернившим Храм Всевышнего и принявшимся искоренять Тору из среды народа, чтобы окончательно погубить его, - Хана, мать семерых братьев, первой подала пример того, как надо жертвовать жизнью ради освящения Имени Б-га.

В каждом поколении, в порабощенных поколениях так же, как в свободных, в последних поколениях так же, как в поколениях первых, начало всякого добра и все самое лучшее и возвышенное, что только есть в еврейском народе и в его избранниках происходит от матери более, чем от отца.

Это превратилось в пословицу, перенятую всем остальным миром: «Покажи мне великого человека - и я покажу тебе великую мать».

Итак, начало всякого добра, которое можно обнаружить в мире и в Израиле - все это от женщины: мать всего живого - Хава, мать пророчества - Сара, мать освобождения - Мирьям, матери искренней и чистой веры - женщины поколения пустыни, мать героизма и мужества — Двора, мать монархии — Рут, мать спасения от гибели - Эстер, матери восстания - дочь МатитьяГу, ЙеГудит и их современницы, мать самопожертвования - Хана, мать семерых братьев; матери откровения света Машиаха - женщины-праведницы наших дней.

ВЕНЕЦ СКРОМНОСТИ

Из слов Торы «И вот те законы, которые ты представишь им» мы учим, что женщина приравнивается к мужчине в отношении всех законов Торы (Бава кама, 15а).

После того, как мы перечислили столько прекрасных качеств, которыми отличается женщина, читатель может спросить: «Если так, то чем, собственно, мужчина выше женщины? Почему заповеди мужчины более многочисленны, чем заповеди женщины? Почему мужчина каждое утро благословляет Всевышнего за то, что Он не сделал его женщиной?»

Ответ на эти вопросы (которые, в сущности, сводятся к одному и тому же) мы находим в том, что женщина обладает еще одной прекрасной чертой, и обладает ею в большей степени, чем мужчина, и эта черта превосходит все ее остальные достоинства.

Например, двум людям, вполне равным друг другу умом, талантами и всеми остальными прекрасными качествами, предлагают занять высокий пост. Один из них соглашается, а другой - нет. Почему? Из-за излишней скромности. Он рад тому, что имеет, и не стремится к величию. Этот скромный человек, который не стремится возвыситься, в действительности оказывается выше своего товарища, потому что превосходит его в скромности, а нет черты характера более прекрасной, чем скромность! Истинно велик тот, чья скромность велика!

Так же и женщина: когда она добровольно уступает главенство своему супругу, то именно в этом проявляет свое величие и превосходство над ним. Сколькими достоинствами ни была бы она увенчана, венец скромности превосходит их всех.

Все законы, предписания, предостережения и наказания, все заповеди, исполнять которые повелел Творец Своим творениям, в равной степени относятся ко всем и даны для всеобщего блага, чтобы исполнял их человек и жил ими. Может быть, Творец вселенной, сотворивший Свой мир любовью, милосердием и жалостью, по-разному относится к различным Своим созданиям, предоставляй одним из них больше прав, чем другим? Может быть, отношение Торы к мужчине и женщине - представителям рода человеческого, равным по разуму и сознанию, должно быть все же различным? Нет. По отношению ко всем заповедям Торы женщина приравнивается к мужчине.

И все-таки есть заповеди, от исполнения которых женщина освобождена. Это большая часть заповедей, исполнение которых зависит от определенного времени, и если время прошло, а заповедь исполнена не была, то больше она исполнена быть не может. Например: цицитп тфилин- заповеди, исполняемые днем, но не ночью; шофар, сука, лулав и т.п. - заповеди, исполнение которых ограничено определенным периодом времени. От всех таких заповедей женщины освобождены. Может быть, это- дискриминация, ущемление прав женщины? Нет. В действительности это новое свидетельство той высоты, на которой стоит женщина.

Как это может быть?

Разве одни только женщины освобождаются от исполнения некоторых заповедей? Возможны ситуации, когда и мужчины оказываются освобожденными от обязанности исполнять заповеди, возложенные на других людей. Например, если человеку, занятому исполнением одной заповеди, представляется возможность исполнить другую, то он не должен отрываться ради этого от исполнения первой, «занятый одной заповедью - свободен от другой»!

Возможны ситуации, когда, наоборот, новая заповедь освобождает от необходимости исполнять прежнюю, которой до сих пор человек был занят, как бы важна она ни была. Например, если назир (которому запрещено оскверняться мертвыми) или первосвященник (которому это запрещено во много раз строже), направляющийся приносить жертву песах или обрезать своего сына (две заповеди, неисполнение которых сопряжено с тяжелыми последствиями - вплоть до физической гибели), услышал, что умер его отец, или мать, или другой ближайший родственник, то не оскверняется ими (занимаясь погребением покойного). Однако он оскверняется «покойником заповеди». То есть, если в пути он обнаружил тело покойного, и нет никого, кроме него, кто мог бы похоронить его, он обязан нарушить свой обет назира и осквернить свою чистоту первосвященника, отказаться от исполнения заповеди о песах и от обрезания своего сына - и похоронить мертвого! Может быть, и это «ущемление прав» первосвященника и назира Нет. Дело в том, что приходит более серьезная и важная заповедь и «отодвигает» остальные.

И еще сказано, что ученый, посвящающий все свое время изучению Торы (и изучающий ее «во имя ее самой»), освобожден от исполнения всех заповедей ради изучения Торы, которому он отдает все силы. Конечно, этот человек стоит на высоте, недосягаемой для других. Так что же, его тоже «дискриминируют»? Конечно же нет. Более того: его величие выражается именно в самом факте освобождения от обязанности исполнения заповедей! Если вы увидите когда-нибудь ученого, которого освободили от исполнения заповедей, написанных в Торе, знайте, что обязанности этого человека, его заповеди и его предназначение несравненно возвышеннее всех других обязанностей.

Итак, двое, обязанности которых прежде были равными, а затем один из них освободился от части своих обязанностей: кто из них теперь выше другого? Тот, кто освободился от прежних обязанностей, освободился лишь потому, что на него теперь возложили новые обязанности, от которых его товарищ свободен. Сам факт освобождения его от прежних обязанностей свидетельствует, что новое его занятие, новое его назначение гораздо выше прежних, и никто не может с этим справиться, кроме него.

Так же и женщина: сначала она была поставлена наравне с мужчиной относительно всех заповедей Торы, а затем освободилась от исполнения части заповедей, время которых ограничено, и это освобождение — не недостаток, а, наоборот, большое достоинство: это свидетельствует о том, насколько важны те особые функции, которыми она наделена - вплоть до того, что она отталкивает исполнение многих заповедей, написанных в Торе.

МАТЬ ВСЕГО ЖИВОГО

Из всех венцов, возложенных нашими мудрецами на голову женщины, нет более высокого, чем установление двух благословений, которые ежедневно читаются всеми евреями: одно из них - для женщины, которым она благословляет Всевышнего за то, что Он «сделал меня по воле Своей» (другой вариант - «по воле моей»), а второе - для мужчины, которым он благословляет Всевышнего за то, что Он «не сделал меня женщиной».

Если возложить работу мужчины на женщину, она в \ силах так или иначе ее исполнить. Более того, можно встретить множество женщин, занимающихся мужской работой, и очень успешно. Но если возложить женскую работу на мужчину, успеха не ждите, и даже в стесненных обстоятельствах он долго этого не вытерпит. Отсюда видно, что обязанности женщины куда тяжелее обязанностей мужчины, а способности ее и выносливость — больше, чем у мужчины.

С того дня, когда был сотворен человек, единственное, что у него есть своего, принадлежащего только ему, -это бремя его труда. Труд человека, страдания, которые он ему приносит, - это его собственное: ведь это он страдает, это он трудится! Все остальное, что есть у человека, это не его, это дары, полученные им от его Творца, его Создателя. От труда человека, от того бремени, которое он лесет на себе, зависит самое существование и совершенствование мира. Человек берет от мира то, что ему необходимо и желанно, и отдает миру часть того, что имеет в своем распоряжении. Это делает его соучастником Творения мира, и это же дает ему право получать от мира то, что он получает. Однако человек, который только берет от этого мира, а давать не желает, и пользуясь благами мира, не благословляет за это Творца, такой человек самый настоящий грабитель, он не имеет никакого права на то, что получает. Согласно той мере, в которой человек пользуется благами этого мира, и согласно той мере, в которой он платит за это миру своим трудом, потом лица своего и телесными муками, определяется достоинство человека. Единственная хвала, которую воздают ему, это то, что он не грабитель, и что он берет по праву. Все согласны с тем, что женщина получает от мира меньше, чем мужчина, но платит она за это своим трудом, страданиями и муками куда больше, чем мужчина.

Мужчине не может быть достаточно того, что уготовано для женщины в этом мире, и с другой стороны при всем желании выполнить ее функции он не в состоянии. Выходит, что его удел в этом мире - лучше, чем удел женщины. Вернуть миру все в той мере, в какой он берет от него, мужчина не может. Поэтому он благословляет Творца своего и Создателя за то, что Он подарил ему добрый удел в Его мире и не дал ему другого, более тяжелого.

Достоинство же женщины в том, что она довольна своим уделом. Она не отказывается от возложенного на нее труда, но благословляет за то, «…что сделал меня по воле моей» или «по воле Своей», имея в виду, что ее воля - это воля Всевышнего, ее Создателя. Ее благословение отличается от благословения мужчины тем, что она благословляет не за пользу и удовольствие, но за труд. Нет ничего выше, чем благословение труженика за его труд: этим он свидетельствует, что его труд дороже любого удовольствия.

Возвышенно и почетно положение женщины, которую Всевышний создал по воле Своей и запечатлел в ее душе высшую скромность. Все лучшее - от нее, она - основа всех основ, всякое благо получает свое питание от ее корня, а она сама остается в тени и все величие предоставляет другому. «Мать всего живого», она по сути своей проявляет себя как «помощник, ему соответственный». Мать чистосердечной верности, мать преданности всякому доброму делу и непримиримой войны против зла, мать всего, что связано с истиной, вечностью и добром, и при этом вы не видите ее иначе, как в постоянном присоединении к ее мужу, волю которого она исполняет и на которого обращает весь почет, все заслуги.

Адам, Шет и Энош, Ноах, Шем и Эвер, Аврагам, Иц-хак и Яаков, Моше, АГарон и ЙеГошуа, Судьи, пророки и цари, Машиах, — это явная, открытая сторона мира, принадлежащего Всевышнему, сотворившему его. Хава и жена Ноаха Наама, Сара, Ривка, Рахель и Лея, Йохевед и Мирьям, Двора и Яэль, Наоми и Рут, все праведницы, сколько их есть во всех поколениях, и каждая жена, преданная своему мужу, каждая мать, преданная своим детям, - это тайная, сокрытая сторона мира, принадлежащего Всевышнему, сотворившему его, и эта сторона мира становится известной лишь тому, кто приходит, чтобы исследовать Творение и познать его Творца.

Так есть ли положение более возвышенное, благородное и почетное, нежели положение женщины?!

РАВЕНСТВО В ПРАВАХ

После всего, что было уже сказано, становится понятно, почему мудрецы Израиля так мало говорят о «равенстве в правах» женщины и мужчины и о необходимости «воздавать ей почет»: евреи, живущие по законам Всевышнего и Его Торы, знающие тайну Его Творения, никогда не помышляли о том, чтобы лишить женщину ее прав, и никогда не могли и не желали прибавить к ее правам хоть сколько-нибудь. Мужчина и женщина - словно два царя, каждый из которых увенчан своей короной, и каждый из которых управляет своим собственным миром. Два рода внутри рода человеческого. У каждого своя задача и свое предназначение, и у каждого особые права. Мужчина - это внешняя сторона мира, женщина - сокровенная, скрытая его сторона: мужчина завоевывает и покоряет, а женщина дает ему силу для всех его свершений; мужчина подобен стволу дерева, а женщина, словно неиссякаемый родник, исподволь дающий этому дереву жизнь. Широк размах предприятий мужчины, кажется, он готов охватить весь мир, и дела его рук очевидны и открыты для всех. В этом преимущество мужчины. Предприятия женщины более основательны, они оставляют свой отпечаток на мире на веки вечные, и в этом - преимущество женщины.

Еврейский закон гласит: дети и дочери еврейки, вышедшей замуж за нееврея, - евреи. И дети ее вышедших замуж за неевреев дочерей и дочерей ее дочерей вплоть до скончания всех поколений, - евреи. Однако если еврей женится на нееврейке, то уже собственные его дети — неевреи. Потому что то влияние, которое оказывает на свое потомство женщина, остается навечно, влияние же мужчины может быть изглажено уже в его собственных детях.

Материнство — это вечный корень, дающий всходы, вырастающие, расцветающие и приносящие плоды, корень, способный вечно поддерживать бытие и жизнь вырастающему из него стволу. Поэтому Всевышний дал женщине такие возвышенные достоинства как скромность, покорность и природную потребность в мире и сделал ее Матерью всего живого.

Что касается прав женщины в доме ее мужа, то их давно уже определили наши мудрецы в одном изречении, включающем в себя все, что об этом можно сказать:

«Поднимается с ним, но не спускается с ним». Сказал рав Гуна: Откуда мы это учим? Говорится в Торе: «… А она - владение своего хозяина», - значит, она с ним, когда он - хозяин, приобретающий владение, но не тогда, когда он свое владение теряет. Раби Эльазар сказал: Мы учим это из сказанного в Торе: «…Ибо она была матерью всего живого» — значит, она дается своему мужу на жизнь, но не-на муки и страдания (Ктубот,61а).

Итак, мы видим, что женщина выходит замуж только для того, чтобы жизнь ее стала лучше и чтобы положение ее стало выше, но не для обратного. Поэтому, если прежде уровень ее жизни был выше, чем тот, к которому привычен ее супруг, он не может сказать ей: прими мой образ жизни, но должен обеспечить ее всем тем, к чему она привычна. Однако, если прежде она была привычна довольствоваться меньшим, чем то, к чему привычен ее супруг, он не может сказать ей: хватит тебе того, к чему ты привычна, она «поднимается с ним’, на жизнь она дается ему, но не на муки и страдания.

НАШИ МУДРЕЦЫ О ХОРОШЕЙ ЖЕНЕ

Если вы хотите узнать, сколь велика душевная сила женщины, ее скромность и нравственность, и сколь богатые плоды она приносит, послушайте рассказы наших мудрецов.

Один еврей из Вавилона поселился в Стране Израиля и взял себе жену. Оказалось, что муж и жена не очень хорошо понимали друг друга, потому что различны были наречия Вавилона и Страны Израиля. Талфей - в Вавилоне означает «нога коровы», а в Стране Израиля - «чечевица». Грива - так в Вавилоне называется вкусное блюдо, а в Стране Израиля - большая мера. Буцина — в Вавилоне это арбуз, а в Стране Израиля - светильник. Бава - в Вавилоне так называли дверь, а в Стране Израиля так звали великого мудреца, жившего в то время. Итак, сказал муж жене: «Свари мне две талфей» — и она сварила ему… два чечевичных зерна. Назавтра сказал он ей: «Свари мне гриву» — пошла она и наварила ему целую меру чечевицы… Сказал он ей: «Купи мне две буцины» — и она купила ему… два светильника. Тогда он разозлился на нее и закричал: «Возьми эти буцины, что ты купила, и разбей их о макушку бавы\» Пошла она и разбила их… о макушку Бавы, сына Буты. Сказал он ей: «Что это, дочь моя? Что ты мне сделала?..» Ответила она ему: «Так велел мне мой муж!» Сказал он: «Коль исполнила ты волю твоего мужа - пусть Всевышний произведет от тебя двух сыновей, подобных Баве, сыну Буты!» (Недарим, 666).

Раби Зхарья, зять раби Леви, рассказывал следующую историю:

Обычно каждую субботнюю ночь раби Меир толковал Тору в синагоге города Хамат, и была там одна женщина, которой очень нравилось слушать раби Меира в то время, когда он толковал Тору. Однажды толкование его очень затянулось, и когда эта женщина вернулась домой, оказалось, что светильник уже догорел. Сказал ей ее муж: «Будь что будет, но не дам тебе войти в синагогу прежде, чем ты плюнешь в физиономию этого проповедника!» А раби Меир, обладавший даром Б-жественного провидения, увидел, в каком горе эта женщина, и когда она в следующий раз появилась в синагоге, он притворился, будто у него вдруг заболел глаз. Он объявил: «Каждый, кто умеет заговаривать глаз - пусть придет и заговорит мой глаз!» Сказали этой женщине ее соседки: «Ну, вот пришел час исполнить волю твоего мужа: притворись, будто ты ворожишь, и поплюй в глаза раби Меира». Подошла она к раби Меиру, и он спросил ее: «А, ты умеешь заговаривать глаз?» Однако она так перепугалась, что ответила: «Нет…» «И все-таки, сказал раби Меир, -если ты семь раз плюнешь мне в глаз - это будет все равно как заговор, и мне полегчает». Что делать - она поплевала… «А теперь, - говорит раби Меир, - иди и скажи твоему супругу: ты велел мне плюнуть один раз - а я плюнула семь раз!» Сказали ему его ученики: «Раби, ведь мы могли успокоить ее мужа как-нибудь иначе, без такого позора! » Ответил раби Меир: «Довольно с Меира, если он - как Владыка его: уж если Сам Всевышний разрешил стереть великое Имя Его, написанное в святости, ради того, чтобы восстановить мир между женщиной, которую подозревают в измене, и мужем ее - так что уж говорить обо мне!…» (Бемидбар раба, 9).

В первой истории - женщина необразованная, но искренне стремившаяся исполнить волю своего мужа (как она по простоте своей ее понимала), удостоилась благословения стать матерью двух сыновей, подобных Баве, сыну Буты. Во второй истории - женщина была честной и праведной, но муж ее - злой, вспыльчивый и унижающий достоинство мудрецов, и все-таки раби Меир с легкостью вытерпел публичный позор - только бы примирить праведницу с ее мужем. Стоило ли? Да. Потому, что мир между мужем и женой превыше всего в мире, а ее скромность и покорность милее Всевышнему любой жертвы. И с уверенностью можно сказать, что в конце концов она наставила своего мужа на истинный путь, и они жили-поживали вместе, рожали детей, таких же честных и добрых, как их мать (хоть муж ее и не был таким, каким следовало быть). И даже в благословении раби Меира она не нуждалась: единственное, что ей было нужно - это его миротворчество, а дальше уж все шло по ее пути, потому что все идет вслед за матерью.

Наши мудрецы рассказывают:

Жил-был один праведный человек, женатый на праведнице, но не было у них детей. Сказали они: «Что пользы от нас Всевышнему?» - и развелись. Женился он на одной негодной женщине, и со временем она и его сделала негодяем. А его бывшая жена вышла замуж за одного негодяя и со временем сделала его праведником. Значит все - от женщины (Брейшит раба, 17).

Несмотря на то, что мы и сказали, что все зависит от женщины, все-таки каждый мужчина (если в сердце его есть б-го боязненность, а в голове - здравый ум) может склонить к добру сердце своей жены, каким бы тяжелым человеком она ни была. И наоборот: мужчина со злым сердцем и извращенным умом может, не дай Б-г, склонить ко злу сердце своей жены, какой бы доброй и даже праведной она ни была. Все зависит от темперамента человека, силы его воли и его нравственного состояния. Поэтому говорит Талмуд:

Был обычай в Стране Израиля говорить молодожену «нашел» или «нахожу». Известны два изречения царя Шломо о женщинах: одно из них «Нашел жену - нашел добро», второе «И нахожу я женщину горше смерти». Так вот молодожену говорят: «От тебя самого зависит, какое из двух изречений на тебе осуществится, поэтому обрати внимание на свое поведение и хорошенько поразмысли над своими поступками, потому что в зависимости от них жена твоя приблизится к тебе или, не дай Б-г, отдалится от тебя».

«Жена твоя - как цветущий виноградник в стенах твоего дома, сыны твои - как саженцы олив вкруг твоего стола» (ТеГилим, 128:3). Почему дети сравниваются с саженцами олив? Потому что, в отличие от всех остальных садовых деревьев, олива не принимает прививки ни от какого бы то ни было другого дерева, и все саженцы, которые сажают от него - его собственные, без всякой чужой примеси. Так и дети праведницы: само Писание свидетельствует, что они таковы, какими им следует быть, и что они чисты и непорочны. Отсюда следует, что праведницы свободны от проклятия Хавы [т.е. при родах не страдают] (Шмот рабаД).

Когда собирали золото для изготовления золотого тельца, - «не хотели женщины отдать свои украшения мужчинам, и за это наградил их Всевышний в этом мире, сделав новомесячья их праздником, и в мире будущем, где Он обновит их, словно луну в новомесячье» (Пир-кей дераби Элиэзер,45).

«А добросердечному - вечный пир» сказано о том, у которого хорошая жена (Бава батра,145б).

Не в обычае дочерей Израиля - крикливость, бесстыдное поведение, зубоскальство (Мидраш Танхума).

Не в обычае женщины сидеть без дела (Иерусалимский Талмуд, Ктубот, 11).

Сказано в книге Бен-Сиры: «Хорошая жена - добрый подарок тому, кто Б-га боится; плохая жена - ее мужа проказа. Красива жена - счастлив муж ее, умножатся дни его жизни» (Йевамот,63б).

Любая боль — только бы не боль сердечная, любое зло - только не злая жена (Книга Бен-Сиры).