Истерики и капризы у детей в возрасте двух лет. Почему капризничает ребенок

29.08.2019

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе - и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad"ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер - неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», - возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу - потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного - если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», - предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, - есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение - прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» - «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». - «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». - «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» - могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно ! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения - и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке - и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста - ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги - большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу - не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» - «Сначала посмотрю мультик». - «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». - «А книжку почитаешь?» - «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно ! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» - «Не знаю. Просто плачу». - «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» - «А-а-а!» - «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать - и он устал. Вы вспомнили что-то смешное - и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо - он же маленький, вырастет - поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.

Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.


Откуда берутся капризы?

Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

  • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
  • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
  • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.


Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании - малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.


Возрастные капризы и истерики

В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.

2-3 года

В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года - совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.

6-7 лет

В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.



Капризы у грудных детей

У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.

Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста - в его комнате не жарко, не душно.

Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот - от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.

Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов , но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.


Когда обращаться к врачу

Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.

Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.

Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.

В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения - идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто - следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.



Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг - активные игры на свежем воздухе.

Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем - четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.


Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика - не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.

Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил - лишний повод для последующей истерики.

Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.


Наиболее сложно бороться с истериками у ребенка старше 3 лет. Он уже не просто что-то требует, а показывает характер, и тут потребуется провести тщательный анализ взаимоотношений в семье. Часто такие дети просто копируют поведение взрослых, их реакции на разные ситуации. Если родителям удастся найти «корень зла» в себе и устранить его, то малыш довольно быстро забудет о таком способе получать желаемое, как истерика и капризы.

Если за ребенком замечена склонность капризничать и устраивать истерики без особого на то повода, лучше как можно раньше отдать его в садик, считает Евгений Комаровский. В большом детском коллективе нет ни одного благодарного зрителя, перед которым можно было бы устраивать истерику, да и капризы одного ребенка мало волнуют остальных. Это поможет быстрее научить ребенка жить без истерик.

Приглядитесь и найдите признаки начинающейся истерики. Одни дети перед этим долго дуются, другие - начинают суетиться, быстро двигаться. Предвестники помогут родителям быстро отреагировать и отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Такой способ хорошо помогает детям до 4-5 лет. С ребятами постарше придется изобретать что-то другое.

В передаче ниже доктор Комаровский расскажет как отучить ребенка от истерик.

Если ребенок капризничает без причины — что чувствует мама при этом? Это чувство может быть двойственным. Во-первых, когда дитя просится на руки к маме, больше ни к кому — ей приятно. Что она такая единственная для него. Что этому крохотному созданию никто больше не нужен кроме нее.

Это чувство тешит самолюбие, «раздувая» ЭГО. С другой стороны, мама постоянно берет на руки свое счастье, никому не доверяя эту почетную обязанность. Потом довольно скоро устает, раздражается на ребенка: «Сколько можно проситься на руки, полежи в кроватке или поиграй». Но подросший детеныш не хочет лежать. Он опять плачет и капризничает, превращая это во вредную привычку.

Как предупредить вредную привычку капризничать

Пока ребенок маленький, все зашло не очень далеко, эту вредную привычку капризничать и плакать, по поводу «хотения на ручки», можно предотвратить. Это сделать легче, чем потом отучать. Для этого нужно четко осознать: у мамы на руках очень комфортно, удобно, все видно и безопасно. А к хорошим удобствам грудничок быстренько привыкает. Любой маме приятно держать новорожденного, прижимать к себе. Неопытная мама ведется на этот соблазн, укладывает сыночка или дочку спать, баюкая на руках.

Когда ребенок проснется — сразу хватает его на руки, носит его слишком часто, без особой на то надобности. Малыш быстро понимает, что значит руки мамы. Попробуйте теперь его отучить. Потом ребенок капризничает, просясь на ручки.

Но с возрастом грудничок становится тяжелее. А у мамы желание понянчить ребенка притупляется. Она уже не хватает ляльку по первому его зову. А ребенок к рукам уже привык. Он не хочет терять свои позиции, о чем сообщает громким криком, плачет, капризничает. Если мама и дальше не берет его, малыш кричит еще сильнее. Она нервничает, сердится. Итог не очень приятный.

Чтобы избежать накала таких страстей, маме с самого начала не рекомендуется, без особой необходимости брать новорожденного на руки. А если необходимость носить ребенка на руках возникает, эти полномочия можно делегировать. Пусть кто-нибудь еще носит, например, папа, бабушка или старший ребенок. Чтобы новорожденный знал, что мама — не единственный человек на свете, готовый прийти к нему на помощь.

Если ребенка часто баловать — все время посвящать малышу, спешить к нему по первому зову, ни в чем ему не отказывать и т.д. Он уже с трехмесячного возраста сможет понять, что он в семье главный. И будет добиваться своего с помощью капризов. Ребенок капризничает часто, постоянно — формируются вредная привычка, из которых складывается характер.

Если вовремя не отучить от этого дела, в дальнейшем, капризничать ребенок перед родителями может очень часто. Так как это станет чертой характера.

Любая мамочка хочет отдавать свою любовь ребенку. Но и получать взаимность от малыша маме тоже нужно. Это надо воспитывать, развивать привычки полезные, нежели вредные. К примеру, можно отвлекать малыша от капризов — очень полезная штука. Дитя переключает внимание, заодно учится читать, как бы это фантастически не звучало. Или хотя бы , если он капризничает. Пусть лучше учится нехитрым навыкам.

И ни одна мама на свете не хочет, чтобы ребенок вырос эгоистичным. Ей надо признать, что своим поведением она формирует отношение малыша к себе в будущем. Если мама замечает что ребенок часто капризничает — это звоночек к тому, что нужно менять свое поведение по отношению к маленькому. Себя надо тоже отучать хватать ребенка на руки по первому его требованию. Рекомендуется следующий принцип: ребенок должен постоянно чувствовать,что мама заботлива и внимательна к нему, но так же чувствовать, что эта забота и лояльность не безгранична. То есть маме надо дать почувствовать ребенку, что НЕ ВСЕ поведение малыша ей нравится, и какое то поведение она поощрять не будет. Иными словами, любимое чадо — смысл ее жизни, но не как центр Вселенной, и править миром он не будет.

Как отучить ребенка капризничать

Что же делать, если у маленького человечек все-таки появилась эта привычка, как его правильно воспитать? Отучить капризничать малыша можно, если выполнять некоторые правила.

Предлагается методика — не сразу хватать ребенка на руки, немного «отлынивать» от этого. Например, дитя капризничает, а мама подходит к нему, говорит ласковые слова, показывает интересные игрушки, улыбается ему. Если же ребенок не успокаивается, продолжает плакать, просится на руки, она, конечно же, уступает малышу, но не надолго. В следующий раз капризничает — все повторяется, мама опять не торопится брать малыша. Следуя этой тактике, можно безболезненно отучить ребенка, как ему не капризничать. Малыш, который не капризничает зря, которого нечасто берут на руки, с которым не нянчатся с утра до вечера и с вечера до утра, вырастает более здоровым, с крепкими нервами и самостоятельным.

А как вы думаете, что делать маме, если ребенок капризничает? Нужно ли малыша баловать?

В 2 года ребенок уже многое умеет: слушается взрослых, радует родителей. Он уже не требует так много внимания и может самостоятельно поиграть, а вы пока можете многое успеть по дому. Некоторые даже умудряются пару часов уделить работе, чтобы потихоньку входить в курс дела для того, чтобы выйти уже в офис после декрета. И как только вы выстраиваете свой прекрасный график с занятиями с карапузом, работой и делами по дому, пройдет месяцев шесть, а после он начинает катастрофически меняться. Очень капризным ребенок становится после 2-го года развития. Именно так начинается очередной кризис третьего года. Давайте разбираться что это такое и что делать с капризным ребенком 2-х лет .

Что такое кризис третьего года

Специалисты считают, что в это время малыш осознает свою личность, изучает ее. С его точки зрения, он уже большой, со многим может справиться сам. Чтобы показать свою индивидуальность, он всем противоречит. В такой период малыш начинает спорить, упрямиться, отказываться от всех предложений. Это попытки показать, что и у него есть свое мнение, позиция. Возможность отстоять свое радует, если не удается, начинаются . Капризный ребенок в свои 2 года может довести весь дом до белого каления буквально минут за пять.

Все дети иногда капризничают, не слушаются взрослых и это совершенно нормально. Но как понять разницу, и где эта невидимая граница между кризисом и капризным ребенком в 2 года ?!

Как понять, каприз это или кризис?

Каприз – это непредсказуемое, внезапное стремление что-то получить. К примеру, малыш хочет машинку, не получает ее, плачет и поэтому очень громко расстраивается. Потом переключается на шоколадку, получает ее – и все хорошо. С кризисом все не так просто. С ним все гораздо сложнее, просто переключение внимания – результата особого не даст.

При кризисе ребенок хочет сделать все по-своему. Он считает, что его мнение не воспринимают, не соглашаются с ним. Для такого ребенка «по-своему» – означает противоположное желанию других. То есть совершенно неважно, что он действительно хочет, главное противоречить всему, что тебе говорят. Делать не так, как даже и сам хочешь. Проверьте сами, спросив у вашего крохи хочет ли он конфетку. При кризисе он вначале выпалит дежурный ответ "нет", но так, как-будто хочет сказать "да". А если вы предложите повторно ему конфету после этого – можете не сомневаться, что вы увидете перед собой ребенка в 2 года нервного и капризного .

Или вот еще живой пример, малыш захотел включить стиральную машину, но мама включила ее чуть раньше. Увидев, что ребенок плачет, сразу выключила и дала возможность включить самому. Но он отказывается от этого и продолжает нервничать и капризничать. Ребенок все еще желает это сделать, но не нажимает, потому что ему это уже позволили. Таким образом, разница видна на примере обоих случаев, но не настолько очевидна и, самое главное, мама порой уже не знает, что делать.

Что делать с капризным ребенком в 2 года?

Во время кризиса с ребенком сложно договориться. Ребенок становится плаксивым и капризным в 2 года . Ему нельзя все разрешать, как и много запрещать. Надо четко для себя решить, какие вещи совершенно невозможны:

  • Самостоятельный переход дороги;
  • Игра с ножом и другими острыми предметами;
  • Попытка причинить вред другому человеку, нанести удар или начать драку;
  • Оскорбление родителей и взрослых.

Но есть и то, что можно допустить (перепачкаться краской, пошлепать по лужам, поваляться в снегу). Не надо часто произносить слово «нельзя». И обязательно нужно объяснять ребенку свои действия, слова – тогда малыш начнет делать выводы самостоятельно. С помощью спора малыш не проверяет рамки дозволенного. Он осознает себя, изучает свое «я», пытается понять, какая он личность в свои 2 года . Роль родителей – помочь ребенку в этом, чтобы избежать ненужных капризов. И еще один важный момент – избегайте криков в этот момент, ведь настояв на своем, в итоге вы можете получить совершенно "бесхребетное чадо". Оно будет радовать вас своим послушанием, но только с точки зрения вашего удобства. А как личность, он развиваться особо и не будет. То есть вы его просто, с высоты своего возраста, морально задавите.

Нельзя выполнять работу за ребенка, даже если он это делает медленно и не совсем правильно. Лучше подождать, если у него совсем не получится, то он сам может попросить о помощи. Это тоже прекрасный навык, позволяющий понять когда тебе надо остановиться и сделать что-то иначе, возможно даже с чужой помощью.

Можно пообещать что-то ребенку, если он выполнит просьбу. Но обещания нужно обязательно выполнять. Этот метод, конечно, может не сразу подействовать, но как известно, "вода камень точит". Фантазия может стать отличным помощником. Придумывайте необычные игры, которые помогут ребенку сделать то, что хочет от него взрослый. Может выручить и метод аналога. Взрослым и опасным игрушкам можно найти похожие у детей. Например, убедить, что детский легкий красочный молоток лучше, чем папин. Находя выход из различных предконфликтных ситуаций в помогаете избежать состояния когда вам малыш станет нервным и непослушным.

Нужно стараться предотвращать протесты. Например, если взрослые часто используют гаджеты, то и ребенок этого захочет. Разубедить его будет сложно. Поэтому нужно стараться самим делать меньше того, что запрещается детям. Вы для своих детей ярый пример! И равнение будет на вас!

Полезное видео

О непослушных и капризных ребятах 2 лет расскажет доктор Комаровский:

А в этой программе вам расскажут про 8 способов предотвратить истерики:

Полина, дочка Виктория (3 года)

Ох, уж эти детки! Прям про нас высказывание. У меня дочка одна, папа часто на работе и мы большую часть времени находимся вдвоем. Так вот, как только приходит папа домой у нас начинаются капризы , Мы уж думали ревнует что-ли она. Но потом нам наш педиатр рассказал, как раз про кризис 2 лет. У нас это было долго, месяцев шесть Вика не могла нормально сказать, что именно она хочет, а что нет. На все говорила "нет", потом . Мы уже не знали, что делать с ребенком в 2 года когда он становится такой капризный и непослушный. Победила у нас дружба, конечно же, но ценой каких невероятных нервотрепок. Я понимала, что ругать и , но порой просто подмывало меня. Сейчас у нас дома мир и лад, но впереди, я так понимаю, нас ждет еще школьный кризис.

Ирина, сын Анатолий (7 лет) и Маргарита (2 года)

Как говорит моя бабушка, что мол твои кризисные в этом году дети совершенно неуправляемые . С ними сложно, что-то сделать и уж тем более договориться. Они реагируют на все, как качели, то одно настроение, а чуть не туда пошло все – сразу эмоции через край и слезы рекой. Особенно остро идет все у младшего ребенка , очень уж она капризная в свои полные 2, 5 года. Я порой даже не знаю, что же делать с ней. Мне кажется, что у сына такого вообще не было, хотя тогда он у нас был один, может поэтому переносилось все проще.

Итоги

Постепенно и незаметно кризис третьего года пройдет. Капризный ребенок в два года вырастет и станет вдумчивым и заботливым малышом. Нужно запастись терпением, фантазией, чтобы по его окончании ребенок осознал себя и смог гармонично развиваться.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Появление первого ребенка в семье – это большая радость, которая приносит новые хлопоты. Иногда поведение малыша вызывает у родителей недоумение.

Они не могут понять, почему плачет новорожденный ребенок днем, не спит ночью, и что делать в таких случаях. В голове возникает несколько версий о причине крика. На самом деле выяснить, чем недоволен малыш несложно.

Со временем вы научитесь отличать характерные признаки, по которым можно определить, чем вызвано недовольство ребенка. Но, самое интересное заключается в том, что в возрасте до трех месяцев многие малыши кричат без определенной причины.

Объяснить это явление можно несовершенством пищеварительной и нервной системы в этом возрасте. К трем месяцам проблема постоянного немотивированного крика чаще всего проходит. У некоторых детей капризы целый день могут продолжаться до полугода.

Из этой статьи вы узнаете

Усталость причина крика

Уже 10 часов вечера, а малыш не может заснуть. Днем он спокойно засыпал, а под вечер стал капризничать. Причиной плача не может служить голод, потому что ребенок недавно поел. Животик у него мягкий, он не тужится, следовательно, избыток газов в животе и колики не могут служить причиной крика.

Новорожденный малыш может проявлять немотивированное беспокойство, когда перевозбужден. В его сознание за день постоянно поступает слишком много информации. Иногда такое поведение можно наблюдать после прогулки или посещения гостей. В народе говорят в таких случаях, что ребенок капризничает, потому что его сглазили.

Младенец до трех месяцев может проявлять усталость продолжительным криком. Ничего страшного в этом нет. Он так успокаивается. Накричавшись, новорожденный благополучно спит, а мама с папой идут пить валерьянку.

Если после кормления вечером или днем малыш начинает орать, он не тужится, у него мягкий живот, нормальный аппетит и вполне здоровый внешний вид, причиной крика вполне может быть усталость.

Разговоры, уговоры, игры, как правило, только усугубляют ситуацию. Как помочь ребенку в таком случае? Некоторые дети, покричав 10-20 минут сами засыпают, если их оставят в покое. Некоторым помогают заснуть ритмичные укачивания на руках или в коляске.

Если голод вызвал капризы

Некоторые родители переживают, что ребенок стал плакать от голода. В первые две недели после роддома новорожденный больше спит. Мама каждый день кормит его по расписанию или по первому требованию.

Малыш привыкает к определенному ритму. Мама тоже начинает понимать, когда у малыша аппетит повышен, а когда он спокойно может проспать, съев только половину положенной ему порции.

При грудном вскармливании, чем больше молока ребенку требуется в день, тем больше его вырабатывается у мамы. Не торопитесь приучать малыша к искусственному питанию, думая совмещать грудное и искусственное вскармливание.

При недостаточном опорожнении груди выработка молока может уменьшиться, а вскоре и вовсе прекратится. Хотя причиной уменьшения лактации может стать и переутомление женщины или сильное переживание.

Как определить, почему ребенок действительно плачет – от голода или по другой причине? Вы легко поймете это по его поведению. Вначале он спит днем меньше положенного срока, и с жадностью принимается за предложенную ему еду. Затем при недоедании начнет поднимать крик сразу после кормления, сигнализируя маме о своем недовольстве.

Если малыш съел только половину предложенной ему порции, то его плач через два часа после кормления может означать, что он голоден. Но если ребенок не спит, капризничает и тужится через час после сытного приема пищи, скорее всего, у него колики. Крик через три часа после еды вполне может означать голод и призыв покормить.

Если ребенок не смолкая плачет 10 минут после двухчасового сна, попробуйте приложить его к груди, в том, что он поест раньше времени, никакого вреда не будет. Если со времени последнего кормления прошло меньше двух часов, пусть малыш поплачет 10-15 минут, можете дать ему пустышку, чтобы он успокоился. Понаблюдайте, не тужится ли он во время крика.

Другие причины

Есть 10 причин, почему может плакать малыш целый день. Ваша задача установить истину и помочь. Помимо прочего, плач может быть вызван тем, что ребенок заболел. Тогда должны проявиться другие признаки болезни.

Сыпь на коже, повышенная температура, изменение цвета кожных покровов и слизистой, кашель, непривычный цвет и запах испражнений. Больной малыш – это повод немедленно вызвать участкового врача. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.

Могут ли стать причиной плача мокрые пленки? В редких случаях. Только если на коже есть следы раздражения, которое усиливается при соприкосновении с влагой. Но вреда не будет, если вы поменяете подгузник лишний раз.

Может ли служить причиной плача в возрасте до 10 недель избалованность? Нет, младенец еще не умеет манипулировать окружающими и вполне искренне выражает свои чувства.

Если он плачет, значит, действительно испытывает дискомфорт. Почему успокоить и помочь необходимо. Но не стоит впадать в панику. Чаще всего ребенок, который постоянно капризничает, становится более спокойным после трех месяцев.

Возбудимый малыш

Отличить повышенную возбудимость довольно легко. Другое дело, что нельзя ею пренебрегать, и перестраивать ребенка под себя. Возбудимый малыш первые 10 недель жизни вздрагивает от резкого звука, он напряжен, ему трудно расслабиться. В первые несколько месяцев его будет трудно заставить купаться в ванне. Такие дети часто страдают коликами.

Возможно, врач выпишет успокаивающее и посоветует щадящий режим. Поменьше посетителей и новых впечатлений за день, тихие звуки и разговоры, тугое пеленание.

Колики у новорожденного

При коликах новорожденный кричит от боли, которая возникает в кишечнике из-за скапливающихся там газов. Малыш тужится, дергает ножками, краснеет. Плачет он по причине того, что боль очень неприятная и резкая. Это явление возникает в конце первого месяца жизни.

Днем ребенок спокойно спит и вдруг начинается приступ крика. Ребенок плачет, тужится, краснеет. Очень часто в возникновении колик обвиняют маму, которая кормит малыша грудью. Действительно, некоторые продукты способны вызвать повышенное газообразование и ознакомиться с диетой мама должна еще во время беременности.

Например, употребление некоторых овощей в сыром виде не рекомендовано женщинам в первые месяцы вскармливания грудью. Нужно будет отказаться от квашеной капусты и различной консервации.

Под запрет попадает горох и другие бобовые. Диета кормящей женщины чем-то напоминает стол № 5 по Певзнеру, которая применяется при заболевании желудочно-кишечного тракта и печени. Нельзя употреблять кофе, алкоголь, шоколад.

Пить днем чай желательно зеленый или, если посчастливилось достать, белый. На ночь от чая нужно отказаться. Ничего особенно сложного в такой диете нет.

Как помочь во время колик

Родителям не нужно впадать в панику при возникновении колик у малыша. Нужно помнить, что это довольно распространенная проблема, связанная с формированием пищеварительного тракта. Если ребенок плачет, не спит днем и тужится, нужно попробовать его животик. При коликах он будет твердым и напряженным.

Можно дать малышу Эспумизан или укропную воду. Налить грелку теплой водой и обернуть пеленкой, положить малыша на нее животом. Вода не должна быть очень горячей.

При прикосновении к запястью грелка не должна обжигать. Если малыш не спит днем из-за колик, успокойте его, возьмите на руки. Не бойтесь избаловать. После трех месяцев проблема колик пройдет сама собой.

Если малыш легковозбудимый, он может чаще страдать от колик на протяжении первых десяти недель жизни. Посоветуйтесь с врачом, чтобы правильно подобрать для него лекарство.

Откажитесь от прогулок в многолюдных местах и домашних визитеров. Когда малыш днем не спит, можно давать пустышку, чтобы он чувствовал себя спокойнее.

Пусть ваш малыш быстрее растет и меньше капризничает!