Какого числа змеи собираются в клубки. Два дня в году, когда нельзя ходить в лес

24.07.2019

Православные христиане готовятся к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Почему в этот день нельзя ходить в лес, зачем змеи сплетаются в клубок, объясняют священнослужители.

Воздвижение (народное название – Сдвижение) – один из двунадесятых праздников православной Церкви, отмечаемый в 2018 году 27 сентября. Этот праздник связывается с непрекращающейся борьбой добра и зла, когда активизируется всякая нечисть.

Запрет на походы в лес

Воздвижение – один из дней в году, когда категорически запрещается входить в лес. Считается, что лесные лешие, злясь на скорое наступление зимы, проводят осмотр своих владений и сгоняют в одно место всех подчиняющихся им тварей. Сами при этом могут принять любой облик, чтобы ввести в заблуждение тех, кто в этот момент оказался в их владениях: человек, отправившийся в лес может из него не вернуться или сойти с ума.

Посещение леса опасно еще и потому, что к наступающим холодам начинают активно готовиться животные. Звери зарываются в норы, а змеи сползаются в одно место под землю и сплетаются в клубки. В это время они особенно активны и могут наброситься на непрошенных гостей.

Жители деревень и сел в этот день стараются накрепко закрыть все двери и калитки, чтобы ни одна случайная «гадина» не смогла заползти в их дом. Впрочем, считается также, что если змея укусит в этот день человека, то серьезно за это поплатится: она не сможет найти место зимовки своих сородичей и присоединиться к их клубку, а поэтому обречена на гибель.

Обычаи на Воздвижение

В селах на Руси с Воздвижения начиналась пора девичьих посиделок: девушки собирались на вечеринки, приносили разные угощения и приглашали парней, которым предстояло выбрать себе невесту. Девушки в свою очередь надевали свои лучшие наряды, а для будущих женихов готовили подарки – вышитые пояса. Если парень принимал подарок, то считалось, что между молодыми людьми заключена помолвка.

Девичьи посиделки длились две недели. В эти дни даже церковь не запрещала заговоры и привороты, помогающие быстрее выйти замуж. На Воздвижение не планировали никаких важных дел, чтобы не оскорбить отдыхающую природу. К тому же все, что затевается в этот день, по поверьям не принесет успеха.

В первый день сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла - земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов - оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.

В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось «накормить» и «напоить» жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: «Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе». Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.

Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздник Рожаницы - начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета - теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они - существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена - в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели «мужскую» или «женскую» направленность, и каждая была по-своему незаменима.

На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями - бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки - напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку - хлебы и пироги.

Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине - большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.

После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, - «похоронам мухи». Пойманное насекомое с песнями укладывали в «гроб» из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.

Праздник Сдвижение - от лета к зиме

14 сентября природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение - день, когда земля «сдвигалась» от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела - их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: «Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай».

Световид и Овсень - рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября , славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца - Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.

Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним - седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень - распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой - сухую траву и ветки.

Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно - несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.

Большинство людей наверняка слышали о некоем «змеином шабаше», во время которого немалое количество этих пресмыкающихся животных сползается в огромный клубок. Традиционно это явление связывают с великим православным праздником Воздвиженья, однако, дело тут вовсе не в дате, а в том, что холоднокровным животным - змеям - тоже надо прятаться от холодов, что они и делают с наступлением осени. В статье рассмотрим, где змеи проводят зиму.

Особенности организма змеи

Одним из характерных отличительных свойств организма змей является пойкилотермия - зависимость температуры тела от температуры внешней среды, а также дальнейшая адаптация к подобным условиям. Вследствие этого природа наградила их таким вспомогательным свойством, как терморегуляция, то есть способностью поддержания температурных показателей в определённых границах. Именно это качество играет важную роль в выборе места их обитания.
Многообразие и количество рептилий возрастает в тропических регионах, поскольку климатическая обстановка в этих областях даёт им возможность осуществлять активную жизнедеятельность круглогодично. Там они могут не засыпать вовсе либо останавливать свои жизненные процессы на короткое время. Ареалы с умеренным климатом менее насыщены подобной живностью, которая отличается также сравнительно небольшими размерами. Кроме того, живущие в таких зонах змеи нуждаются в поиске убежища для спячки в зимнее время года.

Знаете ли вы? Самая длинная змея семейства Питонов, выращенная в неволе, проживала в террариуме зоопарка Колумбус в штате Огайо (США). Длина сетчатого питона по кличке Fluffy при весе 153 килограмма достигала 7,3 метра. С 2010 года до сегодняшнего дня факта установления нового подобного рекорда не зарегистрировано.

Когда начинается зимовка

Змеи, которые живут в холодных регионах больших стран, например, России, Украины, Белоруссии, греются под прямыми солнечными лучами (пока это возможно) сначала в одиночку, а потом группами. С наступлением поздней осени и первых заморозков они переползают в более защищённые и тёплые места для того, чтобы пережить зиму.

Выбрав укромное и подходящее для зимовки место, ужи и другие пресмыкающиеся, а также гадюки впадают в состояние гибернации, или зимней спячки. В этот период у них замедляются все жизненные процессы и метаболизм, уменьшается частота сердечных сокращений и дыхательных движений.

Причин, по которым они отправляются глубоко под землю или в расщелины на зиму, две:

  1. Отсутствие добычи в холодную пору года.
  2. Температура окружающей среды не позволяет полноценно осуществлять самостоятельную терморегуляцию.
Период спячки рассматриваемых представителей пресмыкающихся длится до потепления, как правило, это март-апрель. С приходом первого тепла змеи пробуждаются, выползают из своего убежища и ищут пару для процесса спаривания. Солнечные лучи оказывают на жизнедеятельность змеиного организма воздействие, побуждающее его к возобновлению всех обменных процессов.

Знаете ли вы? Самыми первыми просыпаются подвязочные змеи, или садовые ужи, они же и засыпают позднее, чем все остальные рептилии. В качестве места для пережидания холодов они выбирают такие зоны, где уровень температуры не падает ниже +4 °С.

Где и как зимуют

Протекание и особенности зимовки змей зависят от зоны их обитания.
В холодных регионах России (Сибирь, Кавказ, Якутия, Поволжье), Украины (Полесье, лесостепь, Карпаты), Белоруссии (Брестская область) рептилии впадают в спячку группами, подбирая для этой цели:

  • покинутые норы грызунов, горные трещины, береговые расщелины на речках, озёрах или пробоины в скалах;
  • стог сена или соломы, снопы;
  • корни деревьев и пустоты в земле, находящиеся ниже уровня замерзания.

Змеи хоть и предпочитают более тёплые края, тем не менее обитают на всей поверхности Земли, кроме Антарктиды, высоких широт Гренландии и Исландии, а также Ирландии и Новой Зеландии. При наступлении неблагоприятных условий в зонах с умеренным климатом и холодных регионах (отсутствие пропитания, низкая температура окружающей среды), они вынуждены отправляться в зимнюю спячку, из которой возвращаются с первыми греющими лучами солнца.

В древних летописях этот день имеются как «Ставровый», на который принято было ходить крестным ходом вокруг сел и городов, защищая их таким образом от бед, врагов и болезней. В деревнях также обходимо и поля, чтобы на следующий год получить богатый урожай. В Воздвиженье с полей забирали последний сноп и это служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и началом подготовки к зиме.

В этот же день, было запрещено ходить в лес: все живое готовилось к зиме, звери уходи в норы, сползались на зимовку в одно место змеи. Даже нечисть, и та готовилась впасть в спячку до весны. Сегодня распространено поверье, что такой запрет обосновывался на том, что змеи в этот день очень злые и если вы помешаете им, вас покусают. А вот в древности, люди просто уважали все живое и старались не нарушать единения животных и природы. При этом, славяне верили, что та змея, которая вас укусит, уже не сможет вернуться обратно в нору и она обречена на смерть из-за того, что преступила законы своего племени.

Большую опасность в лесу в этот день, представляли не животные, а нечисть: лешие, водяные, оборотни злились, что им приходится ложиться в спячку и они не смогут больше вредить людям. В Воздвиженье у нечисти был последний сход, во время которого они прощались друг с другом и отправлялись спать. Тем людям, которые нарушали их покой, они могли и навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Важным этот день был и для домашней нечисти. В отличие от лесной, эти духи были полезными для семьи и домашнего очага, являлись их защитниками и хранителями. Поэтому в Воздвиженье отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где хранилась и мололась пшеница. Помещение не топилось, в нем не велась никакая работа, на полу расстилали вышитые рушники и на них оставляли угощение для духа. Считался этот праздник и днем капусты и каждая хозяйка должна была приготовить как можно больше блюд из этого вкусного и полезного продукты, напечь пироги с капустой, сварить вареники. Некоторую часть угощений несли к церкви, где и раздавали нищим.

Заговоры и привороты на Воздвижение

Со дня Воздвиженья начинался период девичьих посиделок – капустенские вечера, которые длились две недели. Согласно традициям, все девушки, собирающиеся на эти вечеринки, одевали свои самые лучшие наряды, приносили с собой праздничные блюда, накрывали столы в горнице и пировали с парнями, которые в это время, и выбирали себе невест.

Чтобы точно заполучить себе жениха на таких посиделках, девушки проводили особые обряды и заговоры. Перед тем как идти на вечеринку, девушка умывалась чистой, недавно набранной родниковой водой и приговаривала: «Как водица чиста и прозрачна, так и любовь (имя) будет ко мне сильна и постоянна. Да будет так, крепко мое слово».

Приготовление к посиделкам начиналось задолго до их начала. Девушки вышивали пояса для себя и своих женихов. Если такой пояс преподносился парубку и он его принимал, это считалось заключением помолвки. С Воздвижения и до самой Покровы, девушкам было разрешено творить ворожбу и привороты, чтобы быстрее выйти замуж.

К примеру, был распространен такой обряд. Девушка готовила небольшие пирожки с капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со словами: «Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя). Аминь».

Еще один любовный заговор девушки произносили накануне праздника. На заходе солнца перед праздником выходили на улицу, смотрели на закатное солнце и произносили такие слова: «Заря-зарница, красная девица, ходишь ты высоко надо мной, летаешь – далеко. Посмотри, где раб Божий (имя) гуляет, что делает, где отдыхает, в каком дому живет, в каком терему. Подойди заря-зарница к нему близко-близко, любовью ко мне дойми, Присуши, припеки, к моему дому приведи, на законный венец нас благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Достаточно сильный приворот делали в праздник Воздвижения на дым. 27 сентября после захода солнца, но до полуночи, необходимо развести костер и когда он разгорится, выкрикивать слова любовного заговора: «В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу вся листва сухая, сушь ту листву погоняет, на раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет по мне, Божьей рабе (имя). Сохни ему без меня вода, не лезь в его рот без меня еда, сон раба Божьего (имя) обойди, тоска-сухота на него найди по мне, Божьей рабе (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Никаких важных дел на Воздвиженье не начинали, так как верили, что этим оскорбляют отдыхающую природу, подарившую им блага и богатый урожай. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и без результативным.

Приметы на Воздвижение

  • На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
  • В этот день змеи в норы прячутся.
  • В Сдвиженье Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.
  • На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
  • У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.
  • Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
  • В Воздвижение с поля последняя копна движется.
  • С Воздвижения осень к зиме сдвигается.
  • Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
  • В Воздвижение птицы лето за моря уносят.
  • Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

Можно сказать что с фауной нам повезло, и в Краснодарском крае почти не встречаются ядовитые и опасные для человека представители животного мира. Однако, каждый из нас неоднократно встречал в лесу, в горах или на речке змею . Они не любят попадаться людям на глаза, но если такое случилось, предпочитают уползти или спрятаться. Но бывают и исключения. Во время "змеиных свадеб" у этих "невест" и "женихов" сильно возрастает агрессия и при встречи нападения не избежать.

Этот день приходится на 12 июля . Пожилые люди говорили: - "Не ходи в лес, не тревожь чащи, не пытай судьбы". Считалось так же, что ни в коем случае нельзя убивать змею - иначе сородичи будут мстить. А если в этот день укусит змея - не поможет ни один лекарь, ни одно лекарство.

Второй опасный день наступает 27 сентября. Это начало змеиной спячки. Все - от ужа до гадюки ползают в поисках лучшего укрытия на зиму, чтобы затаиться до раската первого грома, разрешающего им вновь покинуть свои норы. В это время деревенские мужики закрывают крепко-накрепко калитки, сараи и погреба - чтобы змея случайно не залезла куда не следует в поисках лучшего убежища. Поверье не утратило силу и в наши дни, говорят так: - "Гад сдвигается... Будешь идтить, а оны прямо хапками, хапками. И оны прямо вот дорогой идут". Так что есть два дня в году, когда нельзя ходить в лес .

А теперь знакомьтесь! Наши красавицы - ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ

и высокогорная ГАДЮКА КАЗНАКОВА

Встречаются и почти чёрные гадюки, иногда их путают с безобидными и даже полезными ужами, из-за чего последние вынужденно страдают. Отличить их друг от друга на самом деле труда не составит. Уж обычно длиннее гадюки и имеет голову овальной формы. Гадюка же никогда не вырастает более 70 см, и голова у неё слегка заострена. Если к тому же заглянуть ей в глаза - то увидите смотрящий на вас узкий, злой зрачок. В то время как у ужа он просто круглый.

Если вы поздно заметили змею и она оказалась на опасном расстоянии - постарайтесь не двигаться и сохранять спокойствие пока она не уползёт. Змея реагирует на движение, и если "прикинуться деревом" - для неё вас нет.

ЕСЛИ УКУСИЛА ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ:

Пострадавшего необходимо как можно скорей доставить в больницу, обеспечив неподвижность укушенной части тела. В качестве первой помощи к месту укуса можно приложить половинку свежего лука. Когда луковица, вытянув какое-то количество яда посинеет - наложить повязку, не слабую но и не тугую. Оптимальной считается та, под которую можно без особых усилий просунуть палец. И пить как можно больше воды чтобы разбавить яд.

  • Высасывать яд, так как при малейшей ранки во рту - пострадавших будет уже двое.
  • Разрезать место укуса и выдавливать яд - есть риск повредить сухожилия или занести инфекцию.
  • Бесполезно прижигать раскалёнными предметами, т.к. длинна змеиных клыков достигает сантиметра и яд проникает слишком глубоко.
  • Запрещено накладывать жгут выше укушенного места - это ухудшит состояние пострадавшего, а на распространение яда не действует.
  • И конечно никакого спиртного - это приводит к усилению действия яда, и затрудняет его вывод из организма.

Хочется пожелать, чтобы вам на пути попадались только ужики и медянки, а лесная прогулка доставляла сплошное удовольствие)

P.S. Если человека укусила змея - значит он кого-то обидел (Индейская мудрость)