Ляпочиха — занимает особое место в ремизном ткачестве на стане, в лоскутной технике и вязании. Великое множество приемов, усложняющих, и тем самым обогащающих поверхность полотна, делает это направление особенно привлекательным.
Интересно, что слово «ляпок» считается простонародным, также как и глагол ляпать, в то время как в немецком языке вполне литературным является слово der Lappen — тряпка, лоскут. Установить взаимосвязь таких близко звучащих слов, первородство того или другого — задача лингвистов. Нас же интересуют сами изделия под названием «ляпачиха».
Характерной особенностью «ляпачихи» является так называемая «ворсистость» поверхности. Это чисто внешний признак. Достигнуть этого эффекта возможно двумя путями.
Один путь, когда «ляпочок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Для нее годятся любые ткани. Берем основу – ткань, на которую будем нашивать наши полоски. Если делаем коврик, то края обрабатываем, если же потом будем использовать в другом изделии, например, как лоскутную раму, то оставляем края открытыми. Основа должна быть достаточно плотной. Нарезаем ткани на полоски примерно 1х12 см, можно шире или короче, как вам хочется. Чем короче заготовленные полоски, тем пушистее получится конечный результат. Отступив от края основы 2-3 см настрачиваем наши полоски по середине в одну линию вдоль края.
Затем загибаем пришитые полоски к краю и, отступив от строчки 3-4 см (в зависимости от того, какой длины ваши полоски), пришиваем следующий ряд. Потом снова: отогнули, настрочили следующий, отогнули и т.д. Шов всегда ведем по середине полосок.
Видели, наверное, такие пушистые коврики в деревнях?
А сейчас в ляпачихе делают такие вещи!
Второй — Вязаная ляпачиха Если соединить широко известную технику вязания крючком половичков из полосок ткани и главное достоинство ляпачихи - выход лоскутков из плоскости, можно получить яркое декоративное изделие. Делается это так. Вместо прямой полоски ткани, вырезаемой для вязания, нужно приготовить полоску усложненной формы.
Для этого вырезать из ткани полосу шириной 3-10 см (более узкие для плотной ткани, более широкие - для тонкой) (рис. 1). Разрезать ее вдоль по ломаной линии до точки А, (рис. 2). После разрезания получится полоса рельефной формы в два раза длиннее заготовки (рис.3), из которой крючком вяжется ляпачиха.
Объемность а вязаной ляпачихе получается за счет выступающих участков ткани в подготовленной для работе полосе.
Третий путь: «ляпочок» вводится в структуру ткани в процессе ее возникновения — ткачества. Разные лоскуты, выбранные по замыслу автора-ткача определенного размера и цвета, вставляются в некоторое число нитей основы на уточную нить и затем вместе с уточной нитью переплетаются с нитями основы, замыкаясь в своем зеве. Наиболее интересным и органичным на наш взгляд является последний вид «ляпачихи».
Все три приема привлекательны тем, что они изменяют поверхность ткани: она становится подвижной, более выразительной и эмоционально заряженной. Варьируя лоскутки разного цвета, возможно живописать поверхность, придавая изделию цветовое разнообразие, или строгую графичность. Это не просто придание «ворсистости» тканине подобно ворсовым коврам. Введение лоскута не только меняет фактуру ткани. Поверхность оживает, приобретает дыхание и внутреннее движение.
Техника «ляпачиха» широко использовалась для создания предметов домашнего обихода: покрывал, половиков, накидок, кукол, головных уборов и свадебных одеял.
Но не только из-за внешних достоинств в технике «ляпачиха» ткались свадебные одеяла. Магия введенных ярких лоскутов придавала им свойства оберегов. Они являлись предвестниками
продолжения жизни, плодородия, благополучия. Мифологема яркого, цветного, в основном красного лоскута очень живуча в традиционной культуре. Тряпичные атрибуты присутствовали во многих ритуалах (родильный обряд, свадебный, похоронный, рекрутский, обряд перехода в новый дом, календарные обряды и др.). Красный лоскуток как символ, знак в культуре подробно рассматривается в работе Веселовой «Красные девицы и кумач; цветные атрибуты праздника». Семантика ярких, в основном красных лоскутов атрибутировалась по исследованиям Тернера, как девичья кровь, продуцирующая сила.
Текстиль в силу своего физического строения способен запечатлевать в своей структуре высокие эмоционально-физиологические проявления человека. Видимо поэтому лоскуткам, особенно побывавшим в употреблении, приписывались магические свойства.
Достаточно интересен сегодняшний день бытования техники «ляпачихи» в городском пространстве. В этой технике создаются и другие предметы обихода, например, абажур.
Каково наше отношение к такой привлекательной во всех отношениях технике? Все-таки для нас большое значение имеет чувственное, эстетическое восприятие изделия.
Мастер-классы "ЛЯПОЧИХА".
Цели:
Тип занятия: изучение нового материала.
Задание: начало работы над изготовлением коврика в технике “Ляпочиха”.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование:
1. Т.С.О. – интерактивная доска, проектор, ноутбук.
2. Материалы и инструменты:
Зрительный ряд:
а) Дидактический материал:
б) Демонстрационный материал:
Структура занятия:
I. Организационный момент – 1мин.
II. Знакомство с темой и целями занятия – 2 мин.
2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
III. Изучение нового материала – 3 мин.
3.1. Словарная работа.
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор). Способ
“бабочка”.
IV. Практическая работа – 35 мин.
4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.
V. Анализ работ – 3 мин.
VI. Итог занятия –
1 мин.
Предварительная работа: раскрой основы, раскрой полосок из трикотажа
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Приветствие гостей, рассаживание на свои места.
II. Знакомство с темой и целями занятия.
2.1. Объявление темы.
Тема нашего занятия: “Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление коврика” (Приложение 1. Слайд 1)
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.
В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.
Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд 2-10)
Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.
Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха” и начнем работу по изготовлению коврика в технике “Ляпочиха”. Но вначале я познакомлю вас с этой техникой.
III. Изучение нового материала.
3.1. Словарная работа.
Техника “Ляпочиха” очень проста и интересна. Что же такое “Ляпочиха”?
Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. (Приложение 1. Слайд 11)
Отдельный торчащий лоскутик ткани называют “ляпачок” (Приложение 1. Слайд 12)
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор). Способ “бабочка”.
В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.
2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 16)
Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.
Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.
Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе (Приложение 1. Слайд 17)
Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 18)
Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.
В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный (Приложение 1. Слайд 19)
Мы будем изготавливать в технике “Ляпочиха” – коврик (Приложение 1. Слайд 20)
В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.
Мы будем изготавливать длинноворсовый коврик. Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 4х8см. Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать способ “бабочка” (Приложение 1. Слайд 21)
Лоскутик ткани скручиваем по середине – получается “бабочка”. Пришивать лоскутик к основе лучше ниткой в цвет лоскутку, так шов не будет заметен.
Мы подготовили трикотажные полоски. Также подготовили основу круглой формы и разметили её и можем приступать к работе.
IV. Практическая работа.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.
А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 22-23)
4.2. Организация рабочего места.
Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы? Материалы и инструменты:
Вы получили карточки, на которых указана последовательность пришивания рядов по цвету. Сейчас вам необходимо выбрать тарелку с лоскутками соответствующую вашей карточке. Также возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.
Изготавливать коврик мы будем поэтапно. На экране вы будете видеть каждый этап работы, и выполнять его. Итак, приступаем к изготовлению коврика. Посмотрите в карточки и подготовьте иглу с ниткой для первого лоскутка.
Этап 1 – пришивание лоскутка в центре основы.
Иглу вводим с изнаночной стороны в центре основы, делаем закрепку. Берем лоскутик ткани, скручиваем его посередине, образуя “бабочку”.
Прикладываем с лицевой стороны основы в центре, крепко удерживаем пальцами. Иглу вводим с изнаночной стороны перед лоскутком и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку (Приложение 1. Слайд 25-29)
Рисунок 1
Этап 2 – пришивание первого ряда лоскутков.
Не отрезая нити, делаем протяжку – шаг к следующему лоскутку на следующий ряд. Делаем закрепку, скручиваем лоскуток и пришиваем его двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем последующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 30-36)
Рисунок 2
Этап 3 – пришивание второго ряда лоскутков.
(Приложение 1. Слайд 37)
Рисунок 3
Этап 4 – пришивание третьего ряда лоскутков.
Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 38)
Рисунок 4
Этап 5 – пришивание четвертого ряда лоскутков.
Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 39)
Рисунок 5
Этап 6 – пришивание пятого ряда лоскутков.
Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 40)
Рисунок 6
Этап 7 – сбор коврика.
Берем деталь основы и деталь подкладки. Совмещаем края, скалываем булавками и сметываем на 0,5 см от края (Приложение 1. Слайд 41)
Рисунок 7
Этап 8 – обработка края коврика.
Края коврика и косой бейки совмещаем и скалываем булавками. Сметываем по кругу. Прокладываем машинную строчку, снимаем сметочный шов. Отворачиваем косую бейку на изнаночную сторону коврика и пришиваем потайным швом (Приложение 1. Слайд 42-43)
Рисунок 8
Рисунок 9
Сегодня на занятии мы начали изготавливать коврик и дальнейшую работу продолжим на следующих занятиях.
V. Анализ работ.
При анализе детских работ отмечается:
VI. Итог занятия.
Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением коврика в этой технике. На следующих занятиях мы продолжим его изготовление. Коврик может служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такой коврик будет интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.
Литература:
Пэчворк является одним из типов декоративно-прикладного искусства. Зародилась эта техника несколько веков назад в Англии. Длительное время пэчворк использовался лишь бедными людьми, у которых не было возможности приобрести ткань. В наши дни лоскутное шитьё является новомодным трендом. Изделия, выполненные при помощи этой техники, выглядят стильно, и отлично дополняют жилища, выдержанные в стиле кантри или минимализм.
Техника йо-йо используется для изготовления цветков из лоскутов. Эта техника предусматривает необычное драпирование заготовок. Круглые лоскуты ткани, выполненные при помощи этого метода, могу иметь разную фактуру.
Технология йо-йо очень проста в изготовлении. Для того чтобы сделать деталь в этой технике нужно вырезать из отрезка ткани круги, проложите стежки по кромкам кружочка, и аккуратно стянуть нитки. В итоге у вас должен получиться «объёмный блинчик». Если вы делаете первые шаги в технике пэчворк вам поможет наш материал:
Для изготовления заготовок в этой технике лучше всего использовать:
Лоскутное шитьё техники «уголок» является наиболее популярным. Изготовление подделок при помощи данной техники отличается простотой. Если вы ищите ускоренные техники пошива, то уголок – это то, что вам нужно.
Если вы решили сделать заготовку при помощи данной техники, выбирайте для подделок хлопок. Этот материал хорошо держи форму, и является долговечным. Вместо хлопка можно использовать лоскутки изо льна или ситца. Обзор тканей для пэчворка можно прочитать по ссылке:
Существует несколько способов складывания заготовки в уголки:
Техника синель является одной из самых распространенных. Она предусматривает прошивание строчек от центра лоскутка к краю, вне зависимости от конфигурации заготовки.
Также техника синель предусматривается смачивание полотна в воде. Эта операция позволит получить бахрому. Тереть лоскут следует до тех пор, пока бахрома не станет равномерной по всей площади изделия.
После «стирки» деталь сушат на ровной поверхности. При помощи техники синель можно получить полотно, которое будет иметь пушистую фактуру. Данную схему пэчворка преимущественно применяют для того чтобы сделать скатерть, прихватки или другую кухонную утварь.
Витражная техника пришла к нам из Австрии. Существует несколько вариантов изготовления подделок при помощи этой техники. Если вы решили использовать витраж, выбирайте ткани с неброским рисунком.
Алгоритм изготовления заготовки при помощи этой техники следующий:
Техника лоскутного шитья ляпочиха известна практически каждому человеку. При помощи данной технологии издавна делали коврики для прихожей. В наши дни ляпочиха преимущественно используется для создания сумок.
Самая простая технология ляпочиха предусматривает изготовление тоненьких полосок, которые нужно пришить к заготовке рядами. При этом каждый лоскуток необходимо загнуть таким образом, чтобы полученная вещь казалась пёстрой. Схемы для лоскутного шитья в разных техниках мы собрали в статье:
Если вы твёрдо уверены в своих силах, то можете совместить технику ляпочиха и плетения. Такой метод подойдёт для создания объёмных деталей, и придаст изделию особый шарм.
Акварельная техника является самой сложной. На создание детали при помощи этой схемы могут уйти годы. Однако, изделия, выполненные технике акварель, смотрятся изумительно и неординарно.
При выборе ткани для данного типа пэчворка следует учесть ряд нюансов:
Схема колодец является самой старой. Суть технологии лежит в изготовлении геометрической фигуры квадрата, который состоит из полосок (брёвен) разной длины.
Если вы хотите создать необычную деталь, возьмите хлопчатобумажную ткань разных цветов. В центр квадрата приклейте материал более светлых тонов. Также красиво будет смотреться диагональная разбивка.
Техника пицца подойдёт, если вам надо утилизировать маленькие лоскутки, которые остались после шитья. Для изготовления заготовок при помощи этой техники можно воспользоваться обрезки кроя одежды.
Лоскутное шитьё с помощью этого метода предусматривает изготовление детали из трёх слоев. Первый должен быть однотонным.
Алгоритм изготовления детали в технике пицца следующий:
Пэчворк – увлекательная техника декоративно-прикладного искусства. для данного типа рукоделия. Каждая из них является по-своему уникальной и имеет ряд особенностей. Для того чтобы шить изделия вам не понадобится программа какого-нибудь кружка или мастер-классы. Достаточно запастись терпением и необходимыми материалами.
Татьяна Кирюшатова
"Ляпочиха " - интереснейшая техника лоскутного шитья . Еще ее называют : “ляпоток” , “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. Для изготовление ковриков и подушечек в этой технике чаще всего используют трикотажные ткани, так как они не сыпятся.
Трикотаж нарезают небольшими полосочками, квадратами, прямоугольниками, которые рядами пристрачивают к тканевой основе. Чередуя трикотажные элементы разного цвета можно получить удивительные узоры.
На просторах интернета я видела пейзажные картины, выполненные в этой технике .
Повосхищавшись творчеством мастериц-рукодельниц , как педагог-дошкольник, я стала думать, как адаптировать технику "ляпочиха " для своих дошколят. И тут на радость в интернете нашлась интересная идея и пятилетняя племянница пришла как раз вовремя.
Мы сегодня будем заниматься творчеством? - спросила она с порога.
Будем! - ответила я. - Сегодня мы сотворим коврик в технике "ляпочиха ".
Для детской "ляпочихи " нам понадобилась сетка, которая продается в магазинах для садоводов и огородников. А еще в ход пошли старые трикотажные футболки, которые мы разорвали на ленточки длиной примерно 15 см, шириной 1,5-2 см.
Больше ничего не надо! Только усидчивость, желание творить и умение завязывать бантики.
Ленточку привязываем к каждой стороне клеточки и завязываем на бантик. Это все очень просто для взрослого, но совсем не просто для дошколенка. Тем не менее, если начал, то остановиться уже не так просто, хочется поскорее закончить.
Процесс продолжается :
Наш маленький коврик мы творили с Аринкой вдвоем. Это занятие заняло у нас более трех часов. Правда, были перерывы на чай и танец "Золотая хохлома", который Аринка в садике выучила.
Готовый коврик нам очень понравился. Аринка сказала, что подарит его своей кукле Настеньке. А когда за Аринкой пришел папа, она начала давать ему задания :
Нужно поехать в магазин для огородников, купить там сетку, нарезать ее на квадраты. Еще нужно найти много старых футболок и нарвать их на полосочки. Все это надо отвезти в детский сад.
Зачем? - удивились мы.
Всех детей нужно научить этой "ляпочихе ".
А почему бы и не научить? "Детская ляпочиха " - прекрасный способ развития мелкой моторики, усидчивости и терпения.