Можно ли беременным собирать картошку. Приметы для беременных: народная мудрость беременным. Что не забыть взять на дачу

19.02.2019

Внешкольная работа по физическому воспитанию проводится домами пионеров, детскими спортивными школами, детскими ту­ристскими станциями, парками, домоуправлениями, добровольны­ми спортивными обществами.

Дворцы и дома пионеров проводят эпизодические занятия с детьми (игры, гимнастика), организуют зимние развлечения и спортивные секции по тем видам спорта, которые трудно создать в школе {теннис, фигурное катание, плавание, художественная гимнастика и др.). Они проводят также показательные физкуль­турные выступления и праздники, встречи с мастерами спорта. Для руководства этой работой привлекаются квалифицирован^ ные специалисты.

Значительное место в работе дворцов и домов пионеров зани­мает организация методической помощи другим внешкольным учреждениям, ведущим работу с детьми. Для этого проводятся консультации, лекции и семинарские занятия.

Вместе с комсомольскими организациями и органами народ­ного образования дворцы и дома пионеров организуют и прово­дят массовые спортивные мероприятия.

Особо важную работу по физическому воспитанию проводят детские спортивные школы, организуемые органами народного образования и добровольными спортивными обществами. Основной задачей этих школ является повышение спортивного мастерства школьников. Вся работа детских спортивных школ должна быть организована так, чтобы юные спортсмены не отрывались от кол­лектива своей школы и совмещали занятия спортом с высокой успеваемостью в школе.

Детские спортивные школы организуют выступления учащих­ся па праздниках, утренниках и пионерских сборах и проводят инструктивные занятия с физкультурным активом школ и руко­водителями физкультурной работы.



Детские спортивные школы как внешкольные учреждения должны работать в тесном контакте с общеобразовательными школами, а учащиеся детских спортивных школ должны являться активистами в своих школах и помощниками учителей и пионер­вожатых в проведении внеклассной работы по физическому вос­питанию.


Значительную работу по физическому воспитанию учащихся младших классов проводят парки культуры и отдыха. В детских секторах парков созданы спортивные площадки и гимнастичес­кие городки. В игротеках имеются принадлежности для индиви­дуальных и коллективных игр детей. Обычно в этих парках дети имеют возможность не только играть и пользоваться различным оборудованием, инвентарем и играми, но для них организуются и групповые занятия, игры, хороводы, пляски.

Внешкольную работу по физическому воспитанию среди детей проводят и домоуправления. Родители вместе с детьми при со­действии работников домоуправлении организуют постоянно дей­ствующие спортивные площадки (летом озеленяют и оборудуют их для занятий, игр и развлечений, а зимой заливают катки и де­лают снежные горки). В этой работе большую помощь могут оказать добровольные спортивные общества, пионерские, комсо­мольские, профсоюзные организации, а также школы.

По месту жительства могут быть организованы занятия ут­ренней гимнастикой; занятия групп, секций или команд по раз­личным видам спорта; спортивные соревнования (среди детей од­ного дома, среди команд нескольких домов одного домоуправле­ния, а также соревнования команд одного домоуправления с командами другого); команды домоуправления для участия в районных, городских соревнованиях; туристские походы; коллек­тивные лыжные прогулки, выходы на каток и водоемы.

Для руководства физкультурной работой по месту житель­ства могут избираться советы физкультуры, в которые должны входить наиболее активные комсомольцы, спортсмены, пионеры, родители.

Методическим центром для работы по месту жительства долж­на быть школа. В качестве руководителей секций, групп, команд следует приглашать родителей, имеющих необходимый опыт и знания, спортсменов-разрядников, общественных инструкторов.

Летом большая работа с детьми ведется на летних площадках и в пионерских лагерях (загородных и городских).

На летних площадках проводятся различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия - ежедневные и эпизодичес­кие. К ежедневным мероприятиям относятся игры, прогулки, воздушные и солнечные ванны, купание или душ; к эпизодичес­ким- экскурсии, походы, подготовка к проведению физкультур­ных выступлений и спортивных соревнований.

Физкультурная работа на летней площадке занимает ведущее место, так как оздоровительные задачи в условиях летнего вре­мени являются главными. Эта работа должна проводиться не изолированно, а в сочетании со всей многообразной работой.

Пионерский лагерь. Особенно благоприятные условия для физкультурной работы среди детей создаются в загородных пионерских лагерях, которые являются лучшей формой организа­ции летнего отдыха детей.


Почти круглосуточное пребывание на свежем воздухе, строгое соблюдение режима дня, рациональное питание, физический труд, физкультурная работа, коллективная самодеятельность, игры, пе­ние, солнечные и воздушные ванны, купание - вот неполный пе­речень того, что способствует укреплению здоровья детей, зака­ливанию их организма и сплочению коллектива.

Задачи физкультурно-массовой и спортивной работы в пионер­ском лагере следующие:

а) вовлечь пионеров и школьников в ежедневные занятия ут­
ренней гимнастикой;

б) совершенствовать умения и навыки, полученные в школе
на уроках физической культуры;

в) привить знания и навыки, которые нельзя было дать на за­
нятиях в зале или на небольшой спортивной площадке, в част­
ности по плаванию, играм и упражнениям на местности;

г) повысить интерес школьников к систематическим занятиям
физической культурой и спортом;

д) содействовать воспитанию у них гигиенических навыков.
Относительно небольшой срок пребывания детей в пионерском

лагере обязывает всех руководителей с особой ответственностью относиться к подготовке работы в лагере.

План работы должен быть подготовлен до выезда 8 лагерь. До приезда первой смены на территории лагеря под руковод­ством инструктора физкультуры и старшего пионервожатого должна быть проведена большая подготовительная работа: вы­браны и оборудованы места для занятий гимнастикой, подвижны­ми и спортивными играми, легкой атлетикой, определено и обо­рудовано место для купания.

Еще до выезда в лагерь необходимо знать состав пионеров, выезжающих в лагерь, их физическую подготовленность, спор­тивные интересы, умение плавать.

В плане работы для каждой смены (а их бывает две-три) обязательно предусматривается проведение ежедневной утрен­ней гимнастики (зарядки), занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой атлетикой и плаванием, организация и про­ведение лагерной спартакиады, прогулки, экскурсии, походы и физкультурные мероприятия во время открытия и закрытия пио­нерского лагеря.

В режиме дня предусматриваются ежедневные воздушные и солнечные ванны, а также купание. Эти процедуры назначаются строго индивидуально врачом. Во время их проведения обяза­тельно присутствие врача или медицинской сестры.

Руководитель физической культуры в плаце работы предус-матоивает проведение бесед с детьми о значении физического воспитания, достижениях советских спортсменов. Для показатель­ных выступлений в лагере желательно приглашать мастеров спорта, спортсме*юв-разрядников, учащихся детских спортивных школ. В этом значительную помощь может оказать Совет ДСО


той профсоюзной организации, в ведении которой находится пио­нерский лагерь.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно после подъема на специально отведенных для каждого отряда площадках, а в дождливую погоду - в закрытых помещениях (при открытых ок­нах). Каждый пионер должен знать свое место, чтобы не затра­чивать лишнего времени на построение.

Как правило, дети выстраиваются по звеньям в колонну по одному (звеньевой впереди). Мальчики и девочки занимаются вместе. В каждом отряде зарядка проводится отдельно; руково­дят зарядкой вожатые отрядов. Большое значение имеет музы­кальное сопровождение.

Комплексы упражнений утренней гимнастики для различных возрастных групп составляются заранее, по три на каждую смену. Зарядка начинается с ходьбы, после которой следует шесть-семь упражнений. Первое упражнение, обычно характера «потя­гивания», выполняется в медленном темпе. За ним следуют уп­ражнения в приседаниях, наклонах и поворотах туловища, взма­хи руками и ногами. В конце зарядки даются прыжки, пробеж­ка или подвижная игра. Заканчиваются занятия ходьбой в строю под музыку или песню. Упражнения могут проводиться без пред­метов и с предметами (см. приложение 3).

При проведении упражнений особое внимание обращается на правильное дыхание.

Занятия в звеньях и отрядах играми, гимнастикой, легкой ат­летикой н плаванием проводятся три-четыре раза в неделю. Ру­ководят ими вожатые отрядов или инструкторы физкультуры. Если в лагере есть пионеры старшего возраста, то для занятий с младшими могут быть выделены пионеры-инструкторы, которые должны получить соответствующий инструктаж у руководителя физической культуры.

Занятия играми, гимнастикой и легкой атлетикой проводятся как на специальных занятиях по совершенствованию умений и навыков, так и при подготовке к выступлениям и соревнованиям.

Занятия физическими упражнениями в лагере несколько отли­чаются от занятий в школе. Здесь больше внимания уделяется формированию практических навыков: ходьба и бег по прямой и извилистой тропинке, с преодолением препятствий, с выполне­нием дополнительных заданий, связанных с использованием мест­ности и по внезапным сигналам; прыжки через естественные препятствия (ручей, валежник, кусты). Большие возможности име­ются в лагере для обучения лазанью по канату или веревкг, упи­раясь ногами в крутой склон или ствол дерева. В естественных ус­ловиях проводятся упражнения в равновесии: по бревну, положен­ному через канаву, по камням через ручей.

При проведении игр преимущество отдается играм на местно­сти. В пионерском лагере представляется возможность в игровой форме знакомить детей с сигнализацией и компасом.


Обучение плаванию - одна из важнейших задач физкультур­ной работы в пионерском лагере. Для обучения плаванию ис­пользуются доски, которые заготавливаются заблаговременно до выезда в лагерь. Длина доски - 60-70 см, ширина - 30-40 см и толщина - б-8 см, лоска должна быть гладко выстрогана и иметь закругленные концы.

Обучение плаванию надо проводить в водоемах с чистой во­дой, с постепенно понижающимся плотным дном. Скорость тече­ния не должна превышать 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть без коряг, свай, острых камней и других предметов, могущих быть причиной травм.

Выбирая место для плавания, необходимо тщательно иссле­довать водоем, измерить его глубину. Место, где будет прово­диться учебная работа, должно быть ограничено и хорошо обо­значено. Лучше всего этот участок огородить кольями, вбитыми в дно. К ним на поверхности воды прикрепляются жерди. Глу­бина воды здесь не должна превышать 90 см.

В местах обучения плаванию должны находиться врач или медицинская сестра, лодка с дежурным и средства для спасания тонущих (спасательные круги, веревки и др.).

Качество воды в местах обучения плаванию должно отвечать элементарным санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятия по плаванию с детьми младшего школьного возраста проводятся при температуре воды не менее +20° С. Продолжи­тельность пребывания в воде во время первых занятий - около 5 минут, на последующих - до 15 минут. Занятия по плаванию должны проводить преподаватель физкультуры или инструкторы по плаванию.

Обычно занятия по плаванию проводятся в часы, отведенные для оздоровительных мероприятий. В очень теплую погоду занятия можно проводить два раза в день.

Одной из интересных форм спортивной работы в пионерском лагере является товарищеская встреча с другим лагерем. В про­грамму таких встреч могут быть включены соревнования по под­вижным и спортивным играм, легкой атлетике, сигнализации, гимнастические выступления, спортивные КВН и др.

Спартакиада пионерского лагеря, как правило, проводится во второй половине пребывания в лагере очередной смены и закан­чивается финальными соревнованиями и выступлениями на за­ключительном общелагерном физкультурном празднике (за два-три дня до закрытия лагеря).

В программу лагерной спартакиады для младших пионеров включаются соревнования по легкой атлетике и играм. Вначале проводятся соревнования внутри звеньев, затем в отрядах между звеньями, а потом между отрядами. На заключительном физкуль­турном празднике проводятся парад, массовые гимнастические выступления и финальные встречи лучших звеньев и отрядов, вы­являются победители спартакиады,


План спартакиады разрабатывается заранег. до начала рабо­ты лагеря, и окончательно утверждается спустя пять-шесть дней после прибытия в лагерь очередной смены, когда будет выявлено состояние физической подготовленности прибывших.

В проведении спартакиады участвуют пионерский актив ла­геря, пионервожатые, воспитатели. Общее руководство спартаки­адой осуществляет начальник лагеря. За подготовку и проведе­ние соревнований отвечает руководитель физкультуры (см. при­ложение 4).

Прогулки, экскурсии, походы. Каждый пионерский лагерь располагает большими возможностями для организации прогулок, экскурсий к походов. Еще до выезда в пионерский лагерь из числа пионервожатых или воспитателей назначается организатор туристских походов. Он должен подробно ознакомиться с окрест­ностями и наметить предварительные маршруты прогулок, экскур­сий и походов. По приезде в лагерь намеченные маршруты рас­сматриваются и уточняются преподавателями географии, биоло­гии, истории и утверждаются начальником лагеря. Затем состав­ляется схематическая карта окрестностей лагеря с указанием маршрутов. Она вывешивается в пионерской комнате.

С учащимися I-II классов проводятся небольшие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Цель - ознакомление с окрест­ностями и достопримечательностями, сбор цветов и ягод, наблю­дение за жизнью леса и т. п. Прогулки проводятся воспитателями или пионервожатыми. Во время прогулок устраиваются прива­лы, на которых дети поют, играют, слушают рассказы старших.

С учениками III классов, кроме прогулок, проводятся так­же экскурсии продолжительностью 3-4 часа. Во время экскур­сий, помимо указанного выше, проводится сбор коллекций, герба­риев, ориентировка на местности по карте и компасу, организу­ются игры на местности.

Кроме прогулок и экскурсий, в пионерском лагере могут быть проведены однодневные и двухдневные туристские походы. К ним допускаются только физически здоровые и тренированные дети. В процессе подготовки к походу они участвуют в нескольких экс­курсиях, продолжительностью 3-4 часа каждая.

Маршрут и график разрабатываются с учетом цели, постав­ленной перед походом. Руководитель похода рассчитывает время, необходимое на пребывание в пути, большой привал и отдых (с учетом приема пищи), выполнение основной задачи похода и на проведение заданий и игр.

Перед походом проводится большая подготовительная работа. Пионеров распределяют по группам. Каждая группа выполняет определенные обязанности: приготовление пищи, разведение ко­стров, оказание первой помощи при несчастных случаях и т. Д. Кроме того, выделяются группы для сбора гербария и коллек­ций, для зарисовок в пути, описания пройденного маршрута и др.


В процессе подготовки руководитель похода проводит с участ­никами несколько занятий, на которых рассматриваются прави­ла поведения в походе и уточняются обязанности участников. В поход с группой 20-25 человек идут пионервожатый, воспита­тель, руководитель физкультуры, врач или медсестра.

Праздники. В пионерском лагере в каждой смене прово­дится два общих праздника. Один праздник посвящается откры­тию и второй закрытию лагеря. Открытие лагеря проводится на третий-четвертый день после приезда детей, закрытие - за день до отъезда,

К празднику, посвященному открытию лагеря, подготовка про­водится заранее. За две-три недели до отъезда пионервожатый знакомится с детьми и предлагает им подготовиться к выступле­ниям на празднике. Ребята готовят (на летней площадке или в школе) художественные и физкультурные выступления. В про­грамму физкультурных выступлений включаются вольные упраж­нения и пирамиды. Кроме того, готовится небольшая груп­па пионеров для организации и проведения массовых игр и плясок.

На празднике, посвященном закрытию лагеря, кроме вольных упражнений и пирамид, демонстрируются акробатические упраж­нения и достижения лучших гимнастов и легкоатлетов. Подготов­ка к празднику начинается вскоре после прибытия детей в ла­герь.

Распорядок дня в пионерском лагере. Вся организация работы пионерского лагеря должна способствовать полноценному исполь­зованию естественных сил природы для укрепления здоровья и закаливания организма детей.

Одним из решающих условий благотворного влияния отдыха является правильный распорядок дня. Он устанавливается врачом и начальником лагеря и должен точно выполняться всеми.

Примерный распорядок дня в лагере

Уборка постелей, туалет

Утренняя лннейка, подъем флага

Завтрак.............................................

Работа отрядов и звеньев, общест­венно полезная работа. . .

Солнечные и воздушные ванны, ку­пание

Свободное время..........................

Обед......................................................

Послеобедеигтый отдых........................

Полдник..............................................

Работа кружков, фнз/гультурные за­
нятия, игры, второе купание, ин­
дивидуальные занятия -^: 16 » 30 » -19 » 00 »

19 Заказ № 6005 . 289


Ужин......................................................... 19 час. 00 мин. -19 час.30 мин.

Культурно-массовая работа: кино,

"художественная самодеятельность,

игры...................................................... 19 » 30 » -21 » 30 »

Вечерняя линейка, спуск флага 21 » 30 » -21 » 45 »

Приготовление ко сну....................... 21 а 45 » -22 » 00 »

Сон............................................................ 22 » 00 »

Городской пионерский лагерь организуется для школьников
и пионеров, оставшихся на лето в городе.

Работа в городском лагере строится так же, как и в загород­
ном: режим, линейка, подъем флага, плановая работа, двух-или
трехразовое питание. Располагаются городские лагеря в пар­
ках, на стадионах, в школах.


51. Задачи, содержание и построение педагогического анализа урока физической культуры в школе

Преподаватель должен оценивать каждый проведенный урок. Это органическая сторона его деятельности, побуждающая совершенствовать педагогическое мастерство и определяющая удовлетворенность своим трудом. Объектами педагогического анализа могут выступать: занимающие, нагрузки, поведение педагога и т.д.

Главным показателем качества урока (при прочих равных условиях) служит степень решения его конкретных задач. Лучшим вариантом будет, конечно, если учебный материал освоят все учащиеся, однако следует учитывать, что их состав в группах обычно бывает неоднородным по способностям и уровню подготовленности. Поэтому при изучении единого для всех материала, что типично для широкой практики, отставание некоторых учеников далеко не всегда может считаться признаком плохого проведения урока, особенно если задания успешно выполнены абсолютным большинством занимающихся.

Обоснованное суждение о степени решения задач урока требует:

а) объективного учета показателей выполнения заданий с помощью оценки техники, измерения количественных результатов изучаемых упражнений или посредством специальных тестов для опре деления уровня развития физических качеств;

б) фиксации этих данных в протоколах;

в) расчета соотношения числа занимавшихся, выполнивших и не выполнивших задания. Степень овладения учебным материалом и, следовательно, качество урока могут быть разными:

в одном случае учащиеся правильно выполняют задания, вплоть до деталей, в другом - с ошибками, упущениями, нечетко, неуверенно. Это необходимо учитывать при оценке уроков, подразделяя их на отличные, хорошие, посредственные. На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях существует 10-ти бальная шкала оценок успеваемости учащимися.

При окончательном заключении о степени решения задач на уроке необходимо учесть его оздоровительное и общевоспитательное значение. Обеспечение чистоты мест занятий, систематический контроль за осанкой и функциональным состоянием организма учащихся, высокая дисциплина на уроке, сознательная активность занимающихся и т. п., все это - признаки хорошего проведения урока.

Методическую подготовленность преподавателя определяют, планомерно анализируя построение занятия, его плотность, методы, дозирования нагрузки и организации занимающихся, помощь, страховку и другие стороны деятельности. Наблюдения должны дополняться по возможности количественными оценками.

О рациональности избранной преподавателем структуры урока судят по соответствию упражнений закономерностям динамики работоспособности, по соотношению между трудностью отдельных задач и временем, выделенным на их решение, по логике взаимосвязи частей урока.

Плотность урока определяют, наблюдая за распределением времени на различные компоненты урока. Для большей точности используют хронометраж урока, состоящий из измерения времени компонентов урока, вычисления показателей общей и моторной плотности, анализа и оценки.

Умение преподавателя дозировать нагрузку оценивается по реакции занимающихся на выполнение заданий (внимание, дыхание, цвет лица, степень потоотделения, ЧСС и т. д.), оцениваемой визуально и на основе кривой работоспособности по данным пульсометрии.

Для характеристики деятельности преподавателя анализируют также его непосредственную подготовленность к уроку {качество плана-конспекта), речь, манеру обращения с занимающимися, внешний вид и другие признаки, характеризующие его педагогический такт, любовь к своей профессии, умение работать творчески, опираясь на актив и весь коллектив воспитанников. Полный педагогический анализ урока и всесторонняя его оценка должны осуществляться по предварительно разработанному плану(анкеты, карта анализа), где четко определяются задачи, организация и методика обследования.

Организация:

1 .должен проводиться в соответствии с временными задачами (урок, четверть и т.д.)

2. должен использоваться определенный метод, тесты

З.стендартизированные (четко обозначенные, одинаковые, постоянные)

52. Организационно-методические основы физического воспитания учащихся по месту жительства, в семейном быту

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про-п* и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлённого дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях школы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо.

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье

относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

    индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: си­ловая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

    активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

    участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

    семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

    выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

    закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпе­ния и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

53. Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспита­нию учащихся.

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физиче­скому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического вос­питания детей школьного возраста.

    Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

    Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

    Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными зада­чами направленного использования физической культуры в лагере являются организация актив­ного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортив­ному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание ра­боты: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про- п * и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

    Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

    Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жи­тельства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

    Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающе­го поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, про­водимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специали­зированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалифи­кации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреж­дения.

54. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня включают в себя:

    Гимнастика до уроков;

    Физкультурные минутки и физкультурные паузы на уроках;

    Подвижные (динамические) перемены и др.

Гимнастика до начала уроков способствует повышению функционального уровня организма (сер­дечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регу­лярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиениче­скую гимнастику.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, пе­реключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные яв­ления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока. По проведению физкультминуток и физкульт-пауз учителям физкультуры необходимо:

    разработать упражнения для проведения физкультминуток на различных уроках;

Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продлён­ного дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двига­тельную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вы­нужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортзале, на коридорах или в рекреациях шко­лы. Также динамическую перемену можно проводить на тропе «Здоровье» Для контроля по проведению подвижной динамической перемены необходимо:

    составить графики проведения подвижной перемены на учебную четверть с ответственными;

    составить графики на каждую неделю, где обязательно указать ответственных.

Многие женщины во время беременности задаются вопросом о том, можно ли работать в огороде или нужно воздержаться от этого. Особо остро этот вопрос встает, когда беременность долгожданная и женщина сомневается в целесообразности такой работы.

Ответ на этот вопрос не имеет однозначных выводов. Каждая женщина должна решить это индивидуально, исходя из своего самочувствия и психоэмоционального состояния.

  • срок беременности больше 12 недель;
  • нет угрозы прерывания беременности;
  • отсутствуют отеки;
  • общее самочувствие женщины удовлетворительное.

Конечно, тяжелые нагрузки, связанные с работой в огороде, противопоказаны. Нельзя нагибаться и носить тяжести. Не рекомендуется долгое нахождение на солнце. Если почувствовали, что утомились, лучше сделать перерыв и лечь отдохнуть. Самый оптимальный режим работы на садовом участке 25-30 минут. Затем необходимо отдохнуть 2 часа – поваляться в теньке с книгой или вздремнуть.

Почему полезна работа в огороде?

Работа в саду для беременной женщины имеет ряд положительных факторов. Во-первых, свежий воздух, который не только улучшит эмоциональное и физическое состояние, но и спасет от бессонницы. Это происходит благодаря насыщению крови кислородом. Запомните, что от вашего настроения зависит состояние вашего малыша.

Во-вторых, небольшие физические нагрузки полезны для женщины в положении. Наоборот, от того, что вы лежите без движения, боясь навредить малышу, никакой пользы не будет. Исключением является тонус матки и угроза прерывания беременности, когда основной рекомендацией является постельный режим. В-третьих, вы можете есть фрукты и ягоды прямо с огорода (не забывайте мыть), заряжаясь энергией витаминов и солнца. Витамины получает не только мама, но и плод (особенно витамина D).

В-четвертых, видя, как вы копаетесь в огороде, остальные члены семьи захотят помочь, а, как известно, совместный труд объединяет. Вы получите положительные эмоции от общения с близкими, и сможете объяснить старшему ребенку (если он есть), что теперь вы особенно нуждаетесь в его помощи.

Когда стоит отказаться от работы в саду?

Противопоказано такое занятие в ряде случаев:

  1. Если вы соблюдаете все рекомендации врачей, сильно не нагружаете себя работой в огороде. Сильно утомляетесь, тогда лучше отказаться от тяпки и граблей в пользу пеших прогулок.
  2. Если после незначительной физической нагрузки внизу живота появились тянущие боли, нужно прилечь так, чтобы ноги были выше головы. Возможно, вы выбрали позу, которая вызвала дискомфорт. В следующий раз садитесь не на корточки, а на четвереньки.
  3. Для работы лучше использовать низкую скамейку, сидя на которой, вы не будете пережимать живот. С ее помощью удобно собирать ягоды – клубнику, землянику, смородину и т. д.
  4. Ни в коем случае не стоит собирать урожай с деревьев, тем более, если это подразумевает встать на лестницу. Одно неосторожное движение может спровоцировать падение, которое повлечет за собой необратимые последствия, вплоть до выкидыша.

Берегите себя и своего малыша!