Нам есть чему поучиться у детей. Чему можно научиться у детей. Умение пробовать снова, и снова, и снова, и снова. Пока не получится

05.03.2019

Ему всего полгода, но мне до него далеко. Уверена, дети многому могут нас научить.

1. Полная концентрация внимания.

Он как котенок, который увлекся солнечным зайчиком. Он может быть полностью в том, чем он занят. Вот лежит он играет с соской. Пытается ее в рот засунуть. У него не получается, он ее и так и эдак двумя руками целиком в рот запихивает. Он сейчас только с ней.

Именно при такой увлеченности, погруженности в процесс создаются самые удивительные идеи, творческие работы и .

2. Толерантность от души.

Наш сын очень общительный и улыбчивый и всем строит глазки. Ну не всем, а тем, кто приглянулся ему. Но таких много. И вот сидим мы на скамеечке. А мимо тетенька проходит, изучает содержимое урн на предмет бутылок и банок. Предполагаю, что бездомная тетенька. Я тактично отвожу взгляд. Мы обе делаем вид, что не существуем друг для друга, чтобы друг друга не смущать. А что делает малыш? Он улыбается ей! Он оценивает людей по тому, насколько они нравятся ему, насколько они отзывчивы, а не по тому, что на них надето. Ну и, конечно, тому, кто будет прилично выглядеть, но не будет внушать доверия, он улыбаться не будет.

Мы много возможностей упускаем в своей жизни из-за того, что не готовы присмотреться и почувствовать… а хочется ли этому человеку улыбнуться?

3. Умение быстро прощать.

Малыш может устроить истерику из-за того, что его, предположим, не покормили в ту же секунду, как он захотел, в нем могут клокотать эмоции недовольства мамой и всем миром. Но как только он получает свое, он уже через пару минут довольный и улыбающийся от уха до уха. Конфликт исчерпан.

У нас же популярна история про то, что “ложечки-то нашлись, но осадочек-то остался”, т.е. бывает так, что человек уже исправился, извинился, уже подарочек притарабанил. Нет… этого недостаточно…

4. Умение пробовать снова, и снова, и снова, и снова. Пока не получится.

Я бы на его месте училась ползать следующим образом. Попробовала бы разок другой и подумала: “Эх, не получается. Займусь чем-нибудь другим. Не мое это, наверное.” Ну еще раз попробовала бы, и не сдвинувшись с места, решила бы: “Ну я ведь никогда этого не делала, конечно, у меня и не должно получиться. Зря я вообще пытаюсь. То ли дело те, кому повезло, кто умеет ползать, у кого таланты в этом. А я не умею. Пойду поем.”

Куда, куда девается это упорство и целеустремленность?

5. Отсутствие серьезных переживаний о смысле жизни.

Тут я думаю понятно. Он просто живет. Он радуется и грустит, он ставит цели и преодолевает трудности, он общается, спит, ест, брызгается в воде. И ни разу он не был замечен за размышлениями о том, к чему все это.

А есть ли смысл?

Может быть, зря мы в какой-то момент становимся такими разумными. Порой, чтобы почувствовать вкус жизни, найти заново некий интуитивный смысл… нужно вкусно поесть, от души посмеяться и побрызгаться в воде.

6. Умение довольствоваться тем, что есть.

Я представила себе взрослого человека, который по стечению обстоятельств потерял возможность как следует управлять руками и ногами, человека, который не может сесть, не может встать, не может дойти до туалета, не может внятно разговаривать, только издавать какие-то звуки. С большой вероятностью этот человек будет погружен в серьезную депрессию.

А малыш ничего, выдал фонтанчик, написал сам на себя и лежит себе дальше играет. Кажется, что его не очень тревожит, что он не может прыгать на скакалочке. И да, помимо этого он с любым предметом найдет, как поиграть. Ему и без Диснейленда хорошо живется.

А мы взрослые, мне кажется, часто увидим какие-то возможности, каких у нас нет, и так обзавидуемся, что забываем быть счастливыми и играть дальше в то, что у нас есть.

7. Умение заниматься своим делом, быть собой без оглядки на окружающих.

У него свои потребности на первом месте. Да, мы его еще много лет будем учить понимать других, с уважением относиться к потребностям других людей. Будем поощрять и ругать его, уча понимать и уважать окружающих. А потом он будет пытаться отделаться от страха оценки. Потом он будет пытаться понять, чего же он сам хочет. Потом ему будет намного труднее голосить на всю улицу, издавая прикольные звуки, или громко заразительно смеяться.

8. Умение доверять.

Ребенок делает это удивительным образом. Он радуется и доверяет от всей души. Это что-то про безусловную любовь и принятие. Он как бы говорит: “классно, что ты есть, мама”.

Понятно, что жизнь трудная штука и будучи таким открытым и беззащитным долго не проживешь. Но, правда, я не припомню, чтобы видела где-то такой открытый взгляд и столько принятия.

9. Умение выражать все свои чувства.

Довольно рано родители рассказывают детям, что грустить, злиться, тревожиться, бояться, раздражаться — это как-то не хорошо, не продуктивно и не так здорово, как радоваться. В то время как эти чувства есть. Они так или иначе возникают каждый день из-за чего-то. И можно считать эти чувства какими-то неправильными и не выражать их. Тогда они накаливаются где-то внутри… а дальше обычно случаются неконтролируемые вспышки эмоций и разговор с психологом на тему “что это со мной? Научите меня сдерживать свои эмоции”.

Конечно, мы взрослые не можем, увы, позволить себе выражать свои эмоции также, как дети, но часто это доходит до того, что мы даже сами не осознаем, что злимся, разочаровываемся или тоскуем по чему-то. И в итоге происходят внутри нас какие-то неподвластные нам процессы, отнимающие много энергии и сил.

А у малыша такого не происходит. Он просто выражает все то, что с ним происходит. И поэтому он такой отходчивый, поэтому он быстро прощает, поэтому у него много энергии на то, чтобы увлечься своим делом на все сто.

Еще учиться и учиться у него, как быть свободной и счастливой!

Пишите в комментариях:

Какое из этих умений вы хотели бы освоить?

А что вас завораживает в детях? Чему вы хотели бы у них научиться?

Ваш семейный психолог,
Елена Заитова.

11 вещей, которым стоит научиться у детей. У каждого со временем появятся дети, а у кого-то они уже есть. Становятся старше и движутся к своей отдельной, взрослой жизни. И если внимательно следить, за тем, как они растут, то вы заметите в них массу полезных вещей для себя. Так что давайте вместе оценим уникальный подход детей к жизни, их свежие идеи и постоянную радость различным мелочам. 1. Детская логика Дети всегда любознательны. Они рассматривают и изучают все, что ни попадется им на глаза. И словно заново воспринимают все эти вещи. Бизнесменам тоже стоит стараться смотреть на свое дело и конкурентов свежим, незашоренным взглядом. Часто революционные идеи идут о бок со свежим образом мыслей. Нужно мыслить и творить так, чтобы это не поддавалось обычным законам логики. 2. Дети любопытны. Дети всегда хотят знать больше о мире, о предметах вокруг, о том, как все работает и, конечно, о том, кто все эти люди. Они растут и развиваются, но сохраняют врожденную способность впитывать и запоминать огромное количество информации. Предпринимателю тоже стоит искать новые сведения, собирать новые идеи, расти. 3. Творцы Ребятня находчивый народец. Они постоянно генерируют новое. Находят какой-то предмет и тут же придумывают для него новую функцию. Легко вырабатывают новые решения для проблем по мере их появления. Дети не боятся ошибиться и на все имеют свое мнение. 4.Коммуникабельность Когда ребенок уезжает в летний лагерь, идет в новый садик или школу, он первым делом заводит новых друзей. Став взрослее, мы постепенно теряем возможность общаться так просто и легко, создавать новые отношения. 5. Дети пользуются тем, что у них есть Когда ребенок сталкивается с какой-то проблемой, он используют те инструменты и знания, которые у него есть. Например, если он хочет влезть на большое высокое дерево, часто использует велосипед в качестве стремянки. 6. Дети зависят от других Дети зависят и друг от друга и от взрослых в их жизни. Им нужна помощь, когда они учатся, их нужно кормить и одевать. От кого они ждут помощи? От нас с вами, конечно же. 7. Дети знают, как круто провести время Помните, как съезжали на велике вниз с холма? Самые веселые, острые ощущения: скорость и ветер в лицо. 8. Дети пробуют все Вы, наверняка знаете, что из вас ни к черту не годный музыкант, плохой баскетболист или танцор. Пока вы были маленьким, вы успели все это попробовать. Но, вероятно, занимались этим из удовольствия, просто, чтобы веселиться с другими детьми. 9. Деньги ничего не значат Дети предпочитают конфеты деньгам. По крайней мере, так было, когда мы были маленькими. Правда, это не значит, что вместо зарплаты стоит выдавать сникерсы. Это просто говорит о том, что вам нужно ценить смешные, забавные и даже милые вещи. 10. Дети знают, как развлечь себя Сколько раз вы замечали вашего ребенка, ну или чужого, играющего самого с собой. Им вообще не надо, чтобы их развлекали. 11. Дети очень разборчивы в еде.

Мы привыкли учить детей всему. Но на самом деле взрослым тоже есть чему поучиться у детей. Нужно только этого захотеть и открыть свою душу навстречу миру так, как это делают дети

1. Учитесь смеяться.

Дети умеют очень хорошо смеяться – с легкостью и от души. Иногда они даже смеются сквозь непросохшие слезы. И часто они смеются просто потому, что им хочется смеяться в данный момент, не обращая внимания на окружающих людей и любые условности. Давно доказано, что чистосердечный смех полезен как для тела, так и для психики. Вы сегодня смеялись хоть раз?

2. Учитесь удивляться.

Дети активно исследуют этот мир. Они чувствуют любопытство и удивление при встрече с любой новой вещью или событием. Почему же многие взрослые становятся такими скучными по жизни и предпочитают цинизм радостному удивлению? Может, потому, что они привыкли прятать за цинизмом, как за забором, свои истинные чувства, которые по каким-то причинам они считают стыдными? На самом деле нет ничего постыдного в любопытстве и удивлении. Взрослые забывают, как интересоваться жизнью и получать удовольствие от самой жизни, от мелких событий, таких как появление первого цветка или красивой бабочки.

3. Учитесь видеть положительную сторону вещей.

Сколько раз вы просыпались утром, ворча на предстоящий занятой день? Обратите внимание, что дети очень редко, если вообще когда-нибудь, просыпаются в плохом настроении. Они готовы радоваться каждому новому дню! Восторг вызывает любая мелочь: и новая, пусть и дешевая, игрушка, и поход в кино, и просто поездка в новое место. Насколько проще и радостней была бы жизнь, если бы все взрослые брали в этом пример с детей!

4. Учитесь воспринимать мир без предрассудков.

Дети изначально не имеют предрассудков и воспринимают людей, исходя из своих впечатлений. Они легче смиряются с обстоятельствами, чем взрослые. Дети в своей оценке человека никогда не посмотрят, богатый он или бедный, белый или черный и т.д. Если ребенок любит какого-то человека, то только за внутренние качества – заботливость, сострадание, жизнелюбие и т.д., а не за то, как он выглядит, как ведет себя, насколько дорогие игрушки дарит. Как правило, если у маленького ребенка появляются предрассудки, то они навязаны ему именно взрослыми.

5. Учитесь честности.

Ребенок изначально не расположен ко лжи. Вся его «ложь» сводится к безобидным фантазиям. Дети младше шести лет часто рассказывают сочиненные ими истории, выдавая их за правду, и иногда даже верят в них сами. Это не ложь и не обман, просто они еще не четко отличают реальность от вымысла, к тому же эти истории не приносят никакого вреда и свидетельствуют только о развитом воображении ребенка. Намеренно лгать ребенок, опять же, учится у взрослых, и первыми «учителями», к сожалению, зачастую выступают именно родители.

6. Учитесь не сдаваться.

Видели ли вы когда-нибудь ребенка, пытающегося научиться ходить? Он падает, встает, вновь падает и вновь встает. Дети невероятно упорны и настойчивы в своем стремлении чего-либо достичь. При возникновении проблемы они пытаются решить ее снова и снова. Кроме того, они обладают хорошим запасом терпения и способны к долгому ожиданию результатов своей деятельности.

Если вы внимательно понаблюдаете за детьми, то поймете, что нам есть чему у них поучиться.

Что характерно для детей?

Искренность

Дети всегда прямо говорят, что думают, они искренне показывают свои эмоции, не скрывают их. Когда им весело - смеются, когда обидно - плачут. Нам всегда понятны их реакции. Но можете ли вы то же самое сказать про себя и окружающих?

Умение радоваться мелочам

Детям не важно с чем играть - с дорогим компьютером, мячом или, например, со снежинками, листочками. Им все интересно, они полны счастья. Взрослые зачастую предпочитают дорогие игрушки и редко радуются простым вещам.

Движение

Дети постоянно двигаются и что-то делают: с момента, когда они встают и до того момента, когда они ложатся спать. Они бегают, прыгают и находят себе все новые занятия. Они не сидят на стуле, когда можно усесться на полу, не идут, если можно бежать. Берите пример с детей - больше двигайтесь, будьте энергичнее.

Еда по потребности

Дети едят столько, сколько нужно их организму. Детям не важно, сколько еды осталось еще в тарелке, если они уже наелись, в отличии от взрослых. Поэтому они не переедают, если, конечно, взрослые их не заставляют. Взрослым также следовало развить в себе привычку прислушиваться к ощущениям в теле и вовремя останавливаться.

Гибкость

Дети, как пластилин, гнутся и выгибаются, как угодно. Став взрослыми, мы теряем гибкость, так как почти не делаем упражнений на растяжку. Попробуйте делать зарядку по утрам или выполняйте простые упражнения для растяжки. Это поможет вам оставаться здоровым.

Лёгкость

Дети легко расстраиваются из-за пустяка, но плохое настроение у них длиться недолго, и как ни в чем не бывало, они живут и играют дальше. Взрослые же хранят обиду и злобу годами. Нам следует поучиться у ребенка отпускать эти состояния.

Умение расслабляться

Дети умеют отдыхать. Дети способны уснуть прямо за столом во время еды или снимая обувь после прогулки. Они точно знают, когда у них заканчиваются силы и что им надо отдохнуть, чтобы набраться новых сил. А взрослые утратили эту возможность замечать усталость и не умеют вовремя останавливаться и восстанавливать силы.

Каждый день - новый

Для детей каждый день - это новый день. Они подмечают такие мелочи, на которые взрослые никогда не обращают внимание. Если смотреть на мир глазами ребенка, к нам вернется утраченная свежесть восприятия мира со всеми его красками и абсурдом. А это качество творческого человека.

Вспомните в себе счастливого ребенка!

Мы состоим из множества привычек. Одни пришли к нам из детства – это те ритуалы, о которых мы уже не помним, как они появились: сказать «будь здоров» чихнувшему человеку, перейти дорогу на зеленый свет, выключить свет, уходя из дома. Другие приросли в течение жизни – неизменная чашка кофе утром, день пиццы по субботам, 25% от зарплаты, отложенные на депозит…

Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.

Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Сосредотачиваться. Сейчас о прокрастинации говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.