Памятка практиканту по подготовке к уроку. Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по осеннему лесу Симптомы ОКР и лечение

03.03.2020

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с
окружающим миром для детей 6 – 7 лет с ЗПР
Лексическая тема «Электрические приборы»
Цель и задачи: Уточнить и расширить представления о предметах
окружающего мира.
Обучающие: ­ закрепить в речи обобщение «Электрические приборы»;­
упражнять в составлении сложноподчиненных предложений; ­ упражнять в
составлении предложений по сюжетным картинкам; ­ формировать умение
варьировать заместителями при выполнении одного и того же задания; ­
повторить эталоны формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
Развивающие: ­ совершенствовать умения соотносить картинки с
определенными значками;­ развивать координацию речи и движения; ­
развивать память, внимание, мышление; ­ развивать мелкую моторику пальцев
рук; ­ развивать выразительность движений; ­ совершенствовать навыки
узнавания электроприборов в символических изображениях; ­ закрепить в
речи правила безопасности.
Воспитательные:­ воспитывать умение работать в команде; воспитывать
желание достигать успехов, радоваться похвале.
Материалы. Демонстрационный материал:
предметная картинка с
изображением 6 электроприборов (утюг, холодильник, телефон, телевизор,
швейная машина, пылесос); полоска­образец с изображением электроприборов
и соответствующих значков; ­ предметные картинки­символы с изображением
электроприборов (утюг, холодильник, телефон, телевизор, стиральная
машина, пылесос);­ пиктограммы с изображением человека в различных позах;
­ рабочая тетрадь «По дороге к азбуке»№1,стр. 48; мяч; сюжетные картинки
о технике безопасности на медиа­оборудовании.

Раздаточный: ­ набор картинок (размер 4x4см) с изображениями
электроприборов; ­ 6 полосок бумаги с различными значками (треугольник,
квадрат, круг, овал, прямоугольник).
Ход занятия
Оргмомент. Дефектолог приветствует ребенка и приглашает сесть и
посмотреть на картинку­символ и назвать занятие.
Упражнение с мячом «Назови электроприборы». Ребенок и педагог
передают мяч друг другу и называют электроприборы с проговариванием
обобщения.
Беседа. Почему эти предметы называют «электроприборы»?
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам (ведут пальцем одной руки по другой от
Свет несет в квартиру нам, пальцев до плеча)
Чтоб работали приборы: (вращают большими пальцем на обеих руках)
Холодильник, мониторы, выполняют «колечки» на обеих руках
Телефон и пылесос
Ток энергию принёс (выполняют «замок»)
Беседа. Всегда ли люди пользовались электроприборами? Рассматривание
иллюстраций в рабочей тетради. Беседа по содержанию: чем заменяли
электроприборы? Удобно ли было жить без приборов? Где в наше время люди
берут электроприборы?
Дидактическая игра «Оформи витрину магазина». Ребенок заполняет
карточку­полоску предметными кAартинками приборов в соответствии с
символами­фигурами. Рассказывают, что продается в магазине?
Дидактическая игра «4 лишний» вербально (мебель – электроприборы ­
посуда). Педагог называет 4 предмета (шкаф­холодильник­телевизор­
стиральная машина, (кастрюля, чашка, холодильник, сковорода) и просит
назвать что лишнее? Почему?

Упражнение «Можно­нельзя». Рассматривание сюжетных картинок на
медиа – оборудовании и обсужение, можно ли так обращаться с
электроприборами?
Дидактическая игра «Закончи предложение»:
Мама стирает белье в. (стиральная машина).
Папа чистит ковер. (пылесос).
Бабушка гладит одежду. (утюг).
Маша сушит волосы. (фен).
Дедушка на кухне достает продукты из. (холодильник).
Антон разговаривает с другом по. (телефон).
Миша смотрит мультфильмы по. (телевизор).
Заключительный момент. Педагог хвалит ребенка. Прощается с ними.

Жизнь с ОКР похожа на американские горки. Люди с неврозом навязчивых состояний страдают от появляющихся самопроизвольно, пугающих, порой постыдных мыслей, купировать возникновение которых получается при выполнении определенных действий - компульсий. Устранить их получается лишь на короткий срок, поэтому каждый раз действия становятся все абсурднее. Такое состояние всегда имеет отправную точку, которая стала причиной расстройства работы ЦНС.

Симптомы ОКР и лечение

Лечение ОКР предполагает поиск причин. В каждом индивидуальном случае подбирается специальная схема терапии. В зависимости от проявлений ОКР лечение может быть медикаментозным, включать психотерапевтические занятия с врачом или проводится в домашних условиях.

Невроз может развиться в любом возрасте. Провоцирует недуг серьезная стрессовая ситуация. Тяжесть состояния может разительно отличаться. Навязчивые мысли могут заставлять человека всего лишь перепроверять, закрыта ли дверь, кран с водой, или же совершать сложные ритуальные действия: раскладывание предметов в определенной последовательности, выполнения сложнейших ритуалов, защищающих от злых духов.

Факторы развития болезни могут быть самыми разными, вплоть до генетической предрасположенности и врожденных особенностей функционирования мозговых центров. Лечение подбирается согласно симптоматике.

Выделяют 3 разновидности расстройства.

  1. Произвольно возникающие мысли. Для этой формы характерны пустые размышления на самые различные темы, иногда это самобичевание за несказанные вовремя слова, несовершенные действия. Они не несут никакой пользы, не уходят сами по себе, но приводят к серьезному дискомфорту, мешают спать, делать свою работу, сосредотачиваться на том, что действительно важно.
  2. Повторяющиеся действия. Выполняются с определенной целью или совершаются неосознанно: тщательно проверяя, закрыта ли дверь, индивид пытается обезопасить себя, а вот перебирая пальцами волос, подергивая ногой, складывая руки за спиной, вредит себе неосознанно.
  3. Смешанная. Объединяет первую и вторую формы. Навязчивые мысли провоцируют появление таких же действий.

При любой форме характерной особенностью является невозможность остановить мысли и действия.

Симптомы невроза навязчивых мыслей и состояний:

  • расстройства сна;
  • снижением аппетита;
  • ухудшение общего состояния;
  • слабость;
  • нервозность;
  • фобические расстройства;
  • подергивание нижнего века;
  • депрессия;
  • галлюцинации;
  • головные боли.

Большинство пациентов прекрасно сознают проблему, начинают заниматься самокопанием, пытаясь избавиться от навязчивых плохих мыслей, что практически не дает положительных результатов, а может лишь усугубить симптоматическую картину.

Терапия

Лечить невроз навязчивых состояний должен врач-психотерапевт. Мало кто обращается к врачу с такой проблемой, считая это постыдным. Самостоятельно можно вылечить только легкую форму расстройства. Для этого пациенты должны четко осознавать, что делать при ОКР, выяснить причину, спровоцировавшую заболевание. Сейчас доступно все многообразие средств терапии.

Лечение обсессивно-фобического невроза предполагает множество методов, улучшающих физическое и психическое состояния. Нужно укрепить нервную систему. Во время стресса нервные клетки отмирают намного быстрее, не успевая восстановиться, мозговые центры начинают хуже функционировать. Организм все время работает на пределе своих возможностей, поэтому пытается себя защитить.

Для укрепления организма пациентам необходим полноценный отдых. Некачественный краткосрочный сон провоцирует появление галлюцинаций.

Нужно пересмотреть свой рацион, попытаться внести в него изменения, добавив больше продуктов, которые помогают организму вырабатывать энергию. Умеренная физическая активность помогает избавиться от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Во время выполнения монотонных упражнений мозг переключается только на физиологические процессы. Многие пациенты сами замечают, что на пробежке мысли сначала роятся в голове, словно пчелы, но уже через 15 мин исчезают. Главное - следить, чтобы спорт не стал ритуалом.

Медикаментозное исцеление

Невроз навязчивых движений у взрослых требует медикаментозного лечения. Препараты для лечения ОКР подбираются в соответствии с интенсивностью проявления симптомов. Лечение обсессии навязчивых состояний начинается с улучшения работоспособности мозговых центров. Для этого применяются ноотропные препараты («Фенибут», «Глицин»). Их главное действующее вещество помогает улучшить проводимость нервных импульсов, напрямую воздействует на GABA-рецепторы. «Фенибут» оказывает транквилизирующий, психостимулирующий эффект, помогает вывести пациента из апатичного состояния. «Глицин» используется в более простых случаях и при лечении детей.

Антидепрессанты при ОКР используются для нормализации нейромедиаторов, помогают улучшить эмоциональное состояние. Применяются с особой осторожностью, потому как вызывают привыкание. Самые часто применяемые лекарства этого типа: «Амитриптилин», «Золофт», «Анафранил», «Пиразидол». Курс приема длительный, до 6 мес. По окончании приема часто возникает синдром отмены. Применяются в сложных случаях для купирования симптомов, связанных с деперсонализацией, галлюцинациями, серьезными нарушениями сна, болевым синдромом.

Транквилизаторы («Клоназмепам», «Альпрозалам») оказывают снотворное действие. Применяются для снижения возбудимости в самых тяжелых случаях, которые сопровождаются нервными срывами, припадочным, агрессивным состоянием. Длительный прием не рекомендован.

Нейролептики - таблетки, которые способствуют снижению вегетативных реакций. Их действие подобно транквилизаторам. Обладают выраженными побочными эффектами. Провоцируют нарушения со стороны щитовидной железы, вызывают сонливость, повышают тонус мышц и пр. Подобные препараты при ОКР используются в самых тяжелых случаях, когда наблюдается синдром деперсонализации с ярко выраженной клинической депрессией, для подавления агрессивных состояний, купирования сильного синдрома абстиненции при наркозависимости. Назначают нетипичные группы нейролептиков: «Рисполент», «Кветиалин».

Лечить обсессивно-компульсивное расстройство такими препаратами принято только в стационарных условиях.

Психотерапевтическая практика

Основной инструмент, который поможет бороться с ОКР, - психотерапия. Ее главной задачей является помощь в осознании причины, которая спровоцировала подобное патологическое состояние. Психотерапия при ОКР применяется на любой стадии заболевания.

Существует 3 метода психотерапии, которые можно применять в лечении навязчивого состояния.

  1. Когнитивно-поведенческая.
  2. Гипноз.
  3. Остановка мысли.

Когнитивно-поведенческая

Справиться с ОКР можно, взяв под контроль свои мысли, эмоции, переживания. Попытки изгнать неприятные мысли из своего сознания - самая большая ошибка, которую пациенты допускают, пытаясь избавиться от ОКР самостоятельно.

Избавиться от проблемы можно посредством осознанности. Это процесс отслеживания чувств, переживаний, вызываемых определенными факторами. В результате пациент начинает понимать, откуда берется навязчивость. Избавиться от ОКР навсегда можно, дав себе волю беспокоиться и переключив внимание на приятную вещь. Так пациент формирует новую нейронную связь, которая помогает укрепить ЦНС и прогнать навязчивые мысли.

Гипноз

Гипноз и внушение используются в более тяжелых случаях, когда пациент не может вспомнить, что дало толчок развитию патологического состояния. Доктор, вводя пациента в транс, возвращает его каждый раз в неприятные воспоминания. Переживая их, пациенты прекращают бояться этих ситуаций наяву, учатся справляться со своим страхом.

Лечение навязчивого состояния гипнозом не предполагает подавления негативных эмоций, суть метода заключается в изменении отношения к определенной ситуации. Если поначалу она приносит индивиду страдания, заставляя искать защиты, то в дальнейшем отходит на второй план, освобождая место для других эмоций, мыслей.

Возможна модерация поведения посредством внушения, если это требуется. Лечение навязчивых состояний таким образом проводится, когда пациент пережил серьезную психологическую травму, послужившую толчком к появлению галлюцинаций, деперсонализации, агрессивно-депрессивного состояния.

Ни одни препараты не способны справиться с ОКР лучше, чем гипноз.

Техника внушения позволяет сформировать у человека стремление расти, развиваться. Пациенты имеют возможность построить адекватную линию поведения, улучшить защитные реакции. После сеансов пациентов больше не обременяют их проблемы.

Остановка мысли

Метод легко осваивается пациентами. На обучение обычно уходит 2-7 дней. Пациентам предлагается составить список неприятных мыслей, которые посещают их наиболее часто. Затем, относительно каждой, нужно решить:

  • мешает ли она нормально жить, работать;
  • препятствует ли концентрации на других вещах;
  • станет ли проще, если эта мысль перестанет вас посещать.

Решив для себя эти вопросы, нужно представить себя со стороны в момент, когда возникла мысль, определить свои ощущения. Для остановки мысли рекомендуется использовать внешние сигналы. Установите таймер на 3 мин. Когда он сработает, скажите громко «Стоп». Этим действием пациенты как будто закрывают дверь перед непрошенными мыслями.

Следующий этап предполагает отказ от внешних сигналов. При появлении мысли остановите ее тем же способом. С каждым разом проговаривайте фразу все тише, пока не научитесь отдавать команду мысленно. Заключительный этап предполагает перевод негативных мыслей в положительные. Успокаивающие образы, фразы нужно каждый раз менять. При длительном использовании они становятся менее эффективны.

При появлении негативной мысли вспомните о приятном моменте из своей жизни. Сосредоточьте на нем все внимание, постарайтесь максимально расслабиться. Если вы боитесь собак, прочитайте о них все. Представьте, что у вас есть такой питомец, это маленький щенок, пушистый, игривый. Он бегает по зеленому полю, вы с ним играете. Ощутите расслабленность, радость от того, что делаете.

Заключение

Победить ОКР можно при помощи медикаментозного лечения и психотерапевтических приемов, направленных на адаптацию пациента к жизни с навязчивыми мыслями, поиск истинной причины, приведшей к патологическому состоянию. При выполнении всех предписаний врача ОКР успешно лечится.

В-ль должен уметь правильно отобрать познават-ный мат-ал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содерж-ие. За время пребывания в д\с реб-к должен научиться замечать и выделять характ-ые особ-ти сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явл-ми, приобрести достаточно систематич-кие знания о жизни жив-ых и раст-ий. Это общие задачи, которые конкретиз-ся в зависимости от возр-а д-й: постепенно расшир-тся и усложн-ся.

В ст гр осн-ой становится задача форм-ния у д-й зн-ий о связях и отнош-ях, сущ-щих в пр-де: о потребностях раст-ий и жив-ных в зависимости от усл-ий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и разв-ия раст-ий, о сезонных изм-ях в пр-де и их причинах, о некоторой послед-ти сез-ных изм-ий. Систематизация зн-ий о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у д-й умение набл-ть за изменениями пр-ных явл-ий, восп-вать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны пр-ды. С детьми ст гр набл-ия сез-ых изм-ий в пр-де становятся более систем-ми, взаимосвязанными. Постеп-ные изм-ния, которые происходят в пр-де в теч-е одного сезона, дают возможность обратить на это вним-ие д-й и помочь им установить элем-ные причинные связи и зависимости между отд-ми явл-ми пр-ды, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе набл-ий у д-й разв-тся более пристальное внимание к окр-му миру. В-ль ст гр обращает вним-ие д-й на то, что в теч-е одного сезона и в живой и в неживой пр-де в определенные сроки происходят заметные изм-ния. Так, н-р, можно легко выделить характ-ые особ-ти начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в неживой пр-де. Приемы, применяемые в-м на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы, и дид-ая игра. Своими вопросами педагог направляет умств-ую деят-ть реб-ка на вычленение типичных признаков. Усвоению знаний о пр-де помогают зан-ия по рисованию, на которых ребята получают задание нарисовать н-р: ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать последовательность изменений. Экскурсии, цел-е прогулки, спец-ные зан-ия и беседы, в ходе которых дети обобщают рез-ты набл-ний, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать выводы о некоторых особенностях раст-ного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают. В ст гр необх-мо показать детям влияние сез-ных изм-ий и на жизнь живых существ. Постепенно все большее вним-ие педагог уделяет разв-ию самост-ти д-й при набл-ии за пр-дой: умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину, выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы в-ля, н-р: «Какое время года наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе?»; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п. Зн-ия д-й о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны. Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед. Чтение худ-ой лит-ры, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни жив-ых. Более систематич-ми в ст гр становятся набл-ния за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль чел-ка и его труда в охране и преобразовании природы. Набл-ния дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни раст-ий от сезонных усл-ий, что труд-ые процессы будут различны в разное время года. В ст гр усложняется труд д-й в огороде, цветнике, саду, он становится и более разнообразным. Это может быть повт-ная перекопка гряд, удобрение цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних раст-ий, прополка гряд и т. д. Труд в пр-де помогает детям самост-но определить, в чем нуждается раст-ие. Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно проводить различные опыты, элементарное экспериментирование. В ст гр в-ль может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание льда. Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изм-ний. Соединение повсед-ных набл-ний со спец-ми опытами помогает детям практически усвоить причины изменений и самост-ьно сформулировать вывод: «От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед - это замерзшая вода». Таким образом ребята подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры. В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния раст-ия от кол-тва влаги в почве, от особенности почвы. В-ль объясняет, что в жаркую сухую погоду поливать раст-ия нужно больше, и обращает вним-ие на то, как быстро вянет, опускает листья раст-ие, которое забыли полить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Зимовье зверей»
Программные задачи: рассказать детям об особенностях жизни диких животных в зимний период. Учить новые слова – берлога, нора, дупло, зимовье,спячка. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: макеты (берлога, дерево с дуплом, нора), игрушки – медведь, белка, еж, заяц, листы для рисования (заранее воском прорисовать силуэты животных), ватные тампоны, разведенная гуашевая краска, фотоаппарат, корзинка с фруктами и овощами.Ход занятия:
- Ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Это путешествие в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться туда вместе со мной? А поедем мы туда на поезде.
Звучит музыка и перед детьми открывается дверь в «зимний лес».
- Вот мы с вами и приехали к назначенному месту. Как нужно себя вести? (ответы детей). В лесу зимует много животных, а вот какие нам встретятся вы поймете,отгадав загадки леса.
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (медведь)
Всех боится он в лесу:Волка, филина, лису.Бегает от них, спасаясь,С длинными ушами… (заяц).
С ветки на веткуМогу я летать.Рыженький хвостНикому не поймать.Некогда летомВ лесу мне играть -Надо грибыДля зимы собирать.(белка)
Это кто в траве шуршитИ забавно так фырчит,Весь в иголках, не возьмёшь?Кто же это, дети? (Ёж)!
- Все загадки отгадали правильно. Но мы с вами приехали не с пустыми руками. Все звери осенью готовятся к зиме и делают запасы. А мы с вами приготовили для них подарки. А чтобы наше путешествие запомнилось, мы взяли фотоаппарат и будем фотографировать животных.
- Вот мы и подошли к первому домику. Кто же здесь живет? (медведь). Его дом называется берлога. Медведь просыпается весной и все лето ходит по лесу, ищет себе пищу, а осенью находит себе уютное местечко и ложится спать, все зиму медведь спит поэтому он запасы не делает, у него много жира накапливается за лето, это помогает ему перезимовать. Лучше с мишкой не шутить, если его разбудить, он становится очень свирепым и опасным. Поэтому мы будем вести себя тихо и осторожно. Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Видите он уже лег в спячку, мы не будем его будить а только сфотографируем на память.
- Дальше по лесу идем. Какое высокое нам встретилось дерево. Что это у него там за вход интересный? Это дупло. Как вы думаете чей это домик? В дупле живет белка, она осенью готовит запасы на зиму – собирает орешки и грибы, чтобы питаться зимой. Мы ей дадим угощение и конечно сфотографируем. А вот кто это здесь за деревом дрожит от холода? (заяц). И совсем он дрожит не от холода, потому что у него теплая шубка. Зайка просто трусливый и чувствует опасность. Но мы его пугать не будем, а будем угощать. Что любят зайцы? (капуста, морковка). Зайцы всю зиму скачут по лесу. Но зимой нет морковки и капусты, да и в лесу она не растет. Поэтому им приходится питаться корой деревьев. Делаем фотографию и прощаемся с зайчиком.
- Идем дальше. Что это за странный домик и кто же в нем живет? Да это же нора ежика. Ежи осенью собираю грибочки и прячут в свои норки, чтобы питаться зимой. Но большую часть времени ежики спят. Посмотрите и этот ежик свернулся в клубочек и спит. Мы его будить не будем, а оставим ему угощение и сделаем фото на память.
- Ну вот и подошла наша прогулка к концу. Что же нового вы узнали? (ответы детей). Мы с вами делали интересные фотографии животных. А сейчас мы отправимся в фотомастерскую и будем сами делать снимки, которые получились. Вы готовы? Тогда проходите.
Дети садятся за столы, берут ватные тампоны, обмакивают в краску и тонируют лист бумаги, изображения животных проявляется.


Приложенные файлы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Зимовье зверей»

Программные задачи: рассказать детям об особенностях жизни диких животных в зимний период. Учить новые слова – берлога, нора, дупло, зимовье,спячка. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: макеты (берлога, дерево с дуплом, нора), игрушки – медведь, белка, еж, заяц, листы для рисования (заранее воском прорисовать силуэты животных), ватные тампоны, разведенная гуашевая краска, фотоаппарат, корзинка с фруктами и овощами.

Ход занятия:

Ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Это путешествие в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться туда вместе со мной? А поедем мы туда на поезде.

Звучит музыка и перед детьми открывается дверь в «зимний лес».

Вот мы с вами и приехали к назначенному месту. Как нужно себя вести? (ответы детей). В лесу зимует много животных, а вот какие нам встретятся вы поймете,отгадав загадки леса.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц ).

С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.(белка)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмёшь?
Кто же это, дети? (Ёж)!

Все загадки отгадали правильно. Но мы с вами приехали не с пустыми руками. Все звери осенью готовятся к зиме и делают запасы. А мы с вами приготовили для них подарки. А чтобы наше путешествие запомнилось, мы взяли фотоаппарат и будем фотографировать животных.

Вот мы и подошли к первому домику. Кто же здесь живет? (медведь). Его дом называется берлога. Медведь просыпается весной и все лето ходит по лесу, ищет себе пищу, а осенью находит себе уютное местечко и ложится спать, все зиму медведь спит поэтому он запасы не делает, у него много жира накапливается за лето, это помогает ему перезимовать. Лучше с мишкой не шутить, если его разбудить, он становится очень свирепым и опасным. Поэтому мы будем вести себя тихо и осторожно. Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Видите он уже лег в спячку, мы не будем его будить а только сфотографируем на память.

Дальше по лесу идем. Какое высокое нам встретилось дерево. Что это у него там за вход интересный? Это дупло. Как вы думаете чей это домик? В дупле живет белка, она осенью готовит запасы на зиму – собирает орешки и грибы, чтобы питаться зимой. Мы ей дадим угощение и конечно сфотографируем. А вот кто это здесь за деревом дрожит от холода? (заяц). И совсем он дрожит не от холода, потому что у него теплая шубка. Зайка просто трусливый и чувствует опасность. Но мы его пугать не будем, а будем угощать. Что любят зайцы? (капуста, морковка). Зайцы всю зиму скачут по лесу. Но зимой нет морковки и капусты, да и в лесу она не растет. Поэтому им приходится питаться корой деревьев. Делаем фотографию и прощаемся с зайчиком.