Порядок назначения и выплаты пенсий в рф. Порядок выплаты страховой пенсии по старости. Приостановление и возобновление получения пенсии

18.03.2019

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.
Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.
Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.
В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.
Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.
Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.
Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.
Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.
Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

В РФ госуд. власть осуществляют:

1. Президент РФ - Роль през-та в парламентских республиках сводится к согласованию действий трех ветвей власти- он выполняет ф-ции главы гос-ва. (Италия: формально у през-та большие полномочия, но на деле в соотв. с конституцией никакой акт през-та республики не действителен, если он не контр-ассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт отвестсвенны. Акты имеющие силу закона контр-ассигнуются также представителем совета министров. Контр-ассигнатура- подпись министра).

В президенсткой республике президент не только глава гос-ва, но и глава исполн. власти (США: през-т США в своей деят-ти не подотчетен никаким органам, кабинет состоит из министров, которых назначает през-т, они ему подотчетны).

В России институт през-нта введен в марте 1991г.. Правовой статус през-та РФ- глава гос-ва. През-т РФ не входит непосредственно не в одну из ветвей власти, его роль опред. след.:

Гарант конс-ции РФ;

Гарант прав и свобод человека и гражданина;

Гарант госуд. целостности, незав-ти и суверенитета РФ;

Координатор деят-ти властных структур гос-ва;

Представитель РФ внутри страны и в междунар. отношениях.

2. Федер. собрание- парламент РФ - Федер. собрание- представит. и законодат. орган РФ. Федер. собрание- двухпалатный орган. Считается, что двухпал-ная структура отраж. федерат. устройство РФ. В состав совета федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта (1- исполн. власть, 1- представит. власть). Максим. Кол-во сенаторов: кол-во субъектов *2.

Осн. ф-ция Федер. собрания: ф-ция законод-ва, здесь основную роль играет госуд. дума. В нее вносится проект закона, проходит чтения, его приним. госуд. дума, затем совет федерации.

3. Правительство РФ - Предст-т исполнительную власть, явл-ся коллегиальным органом. В сост. прав-в входят рук-ли министерств и центр-х ведомств. В разл. странах прав-во называется: совет министров, кабинет мин-ров, федер. правит-во... Статус и роль прав-ва зависит от формы правления. Так же от формы правл-ия зависит и порядок формир-ия правит-ва: парламентский и внепарламентский. Парлам. способ исп-ся в странах с парлам-ой формой правления. В эт. случае правит-во формирует та полит. партия, кот. имеет больш-во мест в парламенте. Традиц-ый способ формиров-ия прав-ва закл-ся в: 1.Глава гос. назначает главу правит-ва (президент, королева...), 2.Глава правит-ва формир-т состав правит-ва и предл-ет его парламенту на утвержд-ие.

4. Суды РФ - Судебная власть – это право, возможность и способность спец. создаваемых гос. учреждений – судов оказывать воздействие на повед-ие людей и соц. процессы конкретно опред-ми юрид. мерами, установл. законами. 1.Только суды могут реал-ть суд-ую власть. 2. У этих гос. учрежд. существ-т присущ. только им способ возд-ия, а именно суд-ое разбирательство при принятии общеобязательного суд. решения. 3.Суды применяют конкретно определённые, зафикс-ые в законе средства возд-ия. Ф-ии суд. власти: 1.Правосудие, 2.Ограничение и контроль за деятельностью гос. органов по исполнению законов (сдерж-ие, уравновеш-ие 2х других ветвей власти), 3.Толкование правовых норм. Формой толкования права явл-ся реш. конституционного суда, руководящее разъяснение верховного суда, как правило имеют форму постановления, носят обязательный характер. 4.Официальное удостовер-ие фактов, имеющих юридическое значение (только суд мож. признать умершим чел-ка, кот. длит-ое время отсутствовал).

Реформа политической системы в Советском Союзе обнаружила несостоятельность многих традиционных представлений о сущности политического, о власти и властных отношениях в обществе.

Прежде всего, как уже отмечалось, выявилась, не сводимость политической власти к власти государства. Власть оказалась рассредоточенной по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием политических субъектов.

Для преобразования этой политической системы, имеющей своей основой тандем «партия-государство» (в котором государственные функции, связанные с принятием решений, узурпированы партией, а потому никак не подчиняются беспартийному большинству граждан) необходимо было высвободить государство из рук партийного аппарата, сделать его носителем политической власти, принимающим решения. Это необходимо было для того, чтобы граждане, избирающие своих представителей в органы, формирующие государственные структуры, стали причастными к осуществлению политической власти и контроля над ней.

В Советском Союзе, эту линию преобразований пытались реализовывать поэтапно. Первым шагом стало осуществление лозунга «Вся власть Советам!», выдвинутого на XIX партийной конференции КПСС, когда после предварительных мер по демократизации принятия партийных решений встала задача вернуть всю полноту политической власти, принятия государственных решений государственным органам. Для осуществления этой задачи были проведены демократические выборы народных депутатов, сформировавшие новые государственные структуры. После этих выборов возникла первая официальная оппозиция в законодательных органах власти. Определяющим шагом в этом направлении были отмена шестой и изменение седьмой статей Конституции СССР. Это открыло путь к формированию многопартийности. Казалось, процесс демократизации проходил успешно, но введенных изменений оказалось уже недостаточно без закрепления осуществляемых политических перемен в Конституции. К тому же, оказалось, недостаточно только скопировать демократические структуры государственного устройства стран Запада и закрепить их в Конституции. Никакой демократический закон и никакая демократическая структура не обретут жизнь, если они не будут приняты народом и не будут им выполняться.

Согласно Конституции РФ, наша политическая жизнь на верхнем уровне власти подчиняется принципу разделения властей как антиподу единовластия или полновластия какой-либо структуры или группы. Разделение властей проявляется в том, что; 1),каждый государственный орган наделен своими полномочиями и не может выходить за их пределы; 2) ни один орган не может игнорировать или приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов. Бесконтрольное отправление властных функций исключено. Федеральное Собрание, являясь представительным органом, аккумулирует в себе разные типы представительства: пропорциональное и равноправное от субъектов федерации. Совет Федерации по характеру представительства призван быть тесно связанным с местами, интересами регионов.


Следует также отметить, что провозглашение принципа разделения властей в качестве доминанты государственного строительства Российской Федерации не исключило преобладания в федеральном центре структур исполнительной власти во главе с Президентом Б. Ельциным. Он попытался создать сильную исполнительную вертикаль (назначаемые им главы администраций и представите ли президента на местах), заложив в основу складывающегося механизма государственного управления унитаристские начала российской государственности. Не случайно в конце 1991 г. было принято решение образовать правительство, наделенного чрезвычайными полномочиями. Высшие представительно-законодательные институты в большей степени воздействовали на процесс законотворчества, но и там Президент, издавая соответствующие Указы, блокировал те начинания парламентариев, которые, по его мнению, находились в противоречии с намеченным им направлением политических и социально-экономических преобразований. Как известно, некоторые аспекты работы правительства, (ответственность лишь за макроэкономические проблемы, отказ от государственного регулирования многими процессами в экономике страны, установка на то, что центральное государственное руководство лишь координирует хозяйственную деятельность), способствовали еще большей потере управляемости экономики из единого центра, разрушению годами складывавшихся связей. Это содействовало укреплению республиканско-региональных политической и административно-хозяйственной элит, состав которых оказался более стабильным, чем федеральных органов. Местные чиновничьи и политические круги, объединенные неформальными связями и определенными организационными структурами, упрочили влияние на население субъектов Федерации, получив в свои руки контроль и регулирование процессов средне- и микро экономического уровней. Население, лишившись партнера для переговоров на федеральном уровне, нашло его на уровне республик, краев и областей в лице республиканско-региональных политических представителей, заинтересованных в поддержке на местах в условиях неизбежного противостояния с центральными властями.

Согласно Конституции РФ, внутреннюю и внешнюю политику определяет президент. Но политико-правовые возможности президента небеспредельны. Так, меры по охране суверенитета Российской Федерации президент должен принимать в установленном Конституцией порядке. В частности, статус Совета безопасности, который формирует и возглавляет президент, должен определяться федеральным законом. Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы, заместители председателя правительства и федеральные министры - президентом по предложению председателя правительства. Президент представляет, но Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка. Президент представляет, но Совет Федерации назначает на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, генерального прокурора. После консультаций с комитетами Федерального Собрания президент назначает и отзывает дипломатических представителей. По Конституции Российской Федерации законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Конституция РФ предусматривает систему сдержек и противовесов. Исходя из того, что президент наделен большими полномочиями (он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации), выстроена связка: президент-правительство-федеральное Собрание. Президент назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Президент может распустить Государственную Думу в следующих случаях: 1) после трехкратного отклонения представленных кандидатур (не одной и той же, но трех кандидатов) председателя правительства; 2) после двукратного выражения Государственной Думой недоверия правительству. Президент не может распустить Государственную Думу в течение года после ее избрания, в течение 6 месяцев до окончания срока ее полномочий.

В свою очередь и Федеральное Собрание наделено определенными правами для влияния на президента. Так, он может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения его в государственной измене или совершении иного; тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Государственная Дума имеет право выразить недоверие правительству. Президент вправе как согласиться с этим решением и отправить правительство в отставку, так и распустить саму Думу при условии, что она повторно подтвердит свое нежелание работать с таким правительством.

Конституционная связка президент - правительство нужна для стабильности страны и безопасности государства.

В Конституции РФ подчеркивается, что судебная власть есть самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Это положение представляется важной конституционной гарантией осуществления законодательной и исполнительной властей. Вместе с тем и существование самой судебной власти имеет конституционные гарантии. Они выражены в основных принципах деятельности судов: независимости судей и подчинении их только закону, несменяемости судей и их неприкосновенности. Независимость суда как органа государственной власти обеспечивается тем, что финансирование судов производится только из федерального бюджета.

В Конституции обозначены основные контуры судебной системы, которая устанавливается не только Конституцией, но и Федеральным конституционным законом. Такая норма, во-первых, позволяет при формировании судебной системы учитывать основные положения судебно-правовой реформы, а, во-вторых, исключает возможность выхода за установленные Конституцией пределы такого реформирования. Например, не допускается создание чрезвычайных судов. Существенное значение имеет порядок назначения судей высшим органов судебной власти. Они назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ. Новая норма Конституции позволяет участвовать другим ветвям власти в формировании судебной власти.

В России активно обсуждаются проблемы, связанные с введением суда присяжных. По мнению его сторонников, этот суд представляет собой важную гарантию объективности и беспристрастности в осуществлении правосудия. Есть и иная точка зрения. Суд присяжных в России возник в 1550 г. при Иване IV; затем был упразднен и возродился в 1864 г. В то время многие дела, связанные с незначительными нарушениями порядка, взаимоотношениями граждан, решались мировым судьей, а более сложные - передавались в окружной суд, где их рассматривали 3 судьи и 12 присяжных, в число которых, как правило, входили представители имущих слоев общества. Присяжные выносили вердикт: «виновен» или «невиновен». Суды присяжных имели как положительные, так и отрицательные стороны, о чем говорили выдающиеся юристы своего времени. «Наши присяжные, - подчеркивал А. Ф. Кони, - являлись очень чувствительным отголоском общественного настроения... В этом их достоинство, но в этом их великий недостаток, ибо вся нетвердость, поспешность и переменчивость общественного настроения отражаются и на присяжных. Искренность не есть еще правда, и приговоры русских присяжных, всегда почтенные по своей искренности, далеко не всегда удовлетворяли чувство строгой правды».

Добавим к этому, что в последние десятилетия функции суда присяжных на Западе неуклонно сокращаются. Например, если в довоенной Англии с участием присяжных рассматривалось около 50% всех исков, то в начале 90-х годов - менее 1% гражданских и 3% уголовных дел. Сторонники возрождения суда присяжных в России надеются с его помощью предотвратить давление на судей со стороны местных властей, покончить с пресловутым «телефонным Правом», ослабить влияние судей на заседателей, выдвинуть на первый план при решении уголовных и гражданских дел не нормы права, а правосознание общественности. Время покажет, справедливы ли их аргументы.

С какими же проблемами сталкивается сегодня российская власть?

Первая проблема - структура власти. Прежнюю систему, названную командно-административной, сломали, однако новую еще предстоит создать. Существующую сегодня систему можно было бы обозначить как административно-советскую. Слабости нынешней власти налицо: раздробленность, отсутствие оперативной связи, вирус некомпетентности, слабость обратной связи, отсутствие четкого разделения властей.

Вторая проблема - кадры. Демократы ее не решили. А те немногие, кого все-таки выдвинули, не находят своей ниши во властных структурах. Приход новых людей к власти не состоялся в принципе. Какова социальная база нынешней власти? Демократический слой малочислен. Предпринимательство не развито. Откуда же, как не из старых источников, черпать кадры. Поэтому и реформы идут с таким скрипом. У цивилизованной рыночной экономики два столпа: демократическое управление и свободное предпринимательство. И России предстоит создать их, а это требует значительного времени.

Третья проблема- реализация принятых решений. В былые времена исполнение решений держалось на страхе перед тюрьмой и даже расстрелом, позже - на страхе лишиться партбилета, престижной должности, сопутствующих ей благ. Ныне страха нет, но нет и цивилизованного механизма, который обеспечивал бы исполнение решений власти. Принимаемые решения сегодня в большей своей части не опираются на экономическую заинтересованность.

Четвертая проблема - права власти. Во времена командно-административной системы номенклатура чувствовала пределы: это- можно, даже это- сойдет, а вот это- нет, тут надо остановиться. Сегодня власть имущих мало что останавливает. Пресса поднимает вопрос о коррупции власти, о цинизме «верхов, о мафиози чувствующих себя в коридорах власти, как дома» и т. п.

Во всем мире существует довольно эффективный способы общественного воздействия на нравы власть имущих. Это - предание гласности того, что связано с их деятельностью и образом жизни. Однако ситуация сегодня в Росси такова, что каждый делает, что хочет: газеты - пописывают, читатели - почитывают, а те, о ком речь - не читаю». Безнравственность власти начинается с неспособности (или нежелания) ее представителей следовать закону. А чем дальше они от закона, - тем дальше и от народа.

Каковы же основные тенденции отношений власти? Исследования выявили устойчивые тенденции. Первая - укрепление государственной, национальной исполнительной и бюрократической власти. Практика показывает, что государственные органы и бюрократический аппарат стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого все имеющиеся средства. Конфликт между законодательной исполнительной властями в России возник, разумеется, неслучайно. Верховный Совет РФ стремился ограничить сферу влияния исполнительной власти.

Другая тенденция состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев, уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. В России идет тот же процесс. Однако в первые годы реформ был провозглашен тезис о наделении нижних уровней власти большими полномочиями. Возможно, это в то время и имело смысл, но это был чисто политический шаг, поскольку без ресурсов (организации, финансов, компетенции, информации, опыта) решить стоящие проблемы невозможно. Сегодня происходит сосредоточение власти в руках центральных правительств и расширение их функций. Нижестоящие органы все чаще играют роль проводников государственной политики, адресатов федеральных фондов. Они принимают решения в рамках общенациональной политики. В основном эта тенденция связана со сложностью современного общества, которое часто представляет собой национальное сообщество. Чтобы решить стоящие перед современным обществом проблемы (экономический спад, инфляция, безработица, экология и др.) необходим общенациональный подход. К тому же на местном уровне не всегда возможно решить многие проблемы, например социальной защиты населения, общественной безопасности, здравоохранения, обеспечения энергоресурсами, транспортом и т. д. Поэтому только политические демагоги могут призывать к передаче всей полноты власти местным органам, оставляя за центром функции координатора.

Вместе с тем не следует драматизировать процесс перемещения власти от законодательных органов к исполнительным. Известно, что принятие решений и законодательная инициатива всегда находились в руках исполнительных органов, а законодательный орган служил противовесом исполнительного, совершенствуя, ратифицируя или отвергая исходящие от него предложения.

«Я знаю, - писал А. Гамильтон, один из наиболее влиятельных составителей Конституции США, - что существуют люди, которым исполнительная власть может понравиться лишь в том случае, если она будет рабски потворствовать желаниям народа или законодательных органов; но мне кажется, что эти люди имеют весьма примитивное представление о цели всякого правительства, а также об истинных средствах достижения всеобщего благосостояния.

…Республиканские принципы вовсе не требуют подчинения любым дуновениям ветерка народных страстей или поспешного повиновения любым минутным желаниям большинства, которые могут появиться под влиянием коварных действий лиц, потворствующих предрассудкам толпы с тем, чтобы затем продать ее интересы».

Не в полной мере соответствует принципу разделения властей правовой статус Президента, который одновременно является высшим должностным лицом (то есть главой государства) и главой исполнительной власти. Как высшее должностное лицо Президент обязан своим арбитражем обеспечить эффективное функционирование публичных властей, но как глава исполнительной власти, непосредственно руководящий правительством, он вынужден в первую очередь отстаивать и проводить в жизнь специфические интересы исполнительной власти. Именно нерешенность вопроса о статусе Президента в действующей Конституции во многом порождает конфликты и противостояния с властью законодательной. Проблема с организацией властей является краеугольной в ходе проводимой у нас реформы. Данный вопрос должен решаться исходя из анализа реальной практики функционирования властей в России и с учетом международного опыта.

Разумеется, не следует забывать, что расширение функций исполнительной власти (это отчетливо просматривается в России) ведет к становлению бюрократического государства, а, следовательно, к росту полномочий бюрократов, которые сегодня уже не являются простыми администраторами. Бюрократы прочно связываются с разработкой политики на высшем уровне, выступая в качестве советников, консультантов, лоббистов в органах исполнительной и законодательной власти.

Какая же власть должна быть в России? Она должна быть легитимной, независимой и сильной. Это не возврат к прошлому. Сильная власть не есть власть меча и насилия. Административно-командная система не явила миру сильную власть, а борьба за «новую» власть фактически привела в середине 1993 г. к подрыву самой государственной организации.

России нужна сильная власть, которая не должна подминать свободу граждан, претендовать на всемогущество. В противном случае она неизбежно скомпрометирует себя.

Власть сильна своей правотой, своим достоинством и поддержкой народа, т. е. соблюдением им закона, доверием, уважением и готовностью участвовать в начинаниях власти. Она должна иметь духовный авторитет, а люди - чувствовать, что это их власть, отражающая их интересы

Власть должна быть независимой от иностранного капитала, мафиозных структур, каких-либо международных организаций, политических партий, лоббистов, церкви. Сильная власть в государственных делах обязана быть волевым центром страны.

Разумеется, власть, имея в распоряжении аппарат принуждения (силовые структуры), может реализовать свою волю внешней силой, но последняя никогда не заменит внутреннюю силу власти. И в этой связи Конституция Российской Федерации призвана обеспечить преодоление слабости государственной власти и утвердить в России сильную демократическую власть, опирающуюся на закон власть, способную обеспечить законные права граждан, и конституционные свободы; утверждать право, как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться закону, выполнять хозяйственно-созидательную функцию.

В целом в российской модели федерации воспроизводятся общие черты федерального типа государственного устройства. Одновременно обозначились национальные особенности. В России нет большой опасности отделения какого-либо субъекта федерации, но есть проблема достижения согласия центра и регионов. Как правило, субъекты федерации не ставят вопроса о каком-либо разделении суверенитета, но актуализируют вопрос разграничения полномочий и конкретизации сферы совместного ведения. У республик сложились свои традиции отношений с центром. Однако с развалом советской системы накопленный опыт оказывается ограниченным.

Важным принципом устройства государства является предупреждение односторонности и торопливости, создание гарантии основательности, продуманности принятия решений. В этом внутригосударственная предпосылка стабильности и постоянной ориентации на согласие разных политических сил и компромисс между ними. Большой опыт в данной сфере имеют западные политические системы. Так, парламенты и правительства независимы по отношению к своим избирателям, не обязаны моментально реагировать на изменения их настроений. У политиков есть время быть последовательными в выбранном курсе на период их избрания. Конституция России 1993 г. также ориентирует на это, поскольку исключена статья о досрочном отзыве депутатов на основании того, что избиратели изменили к ним свое отношение. Требованию стабильности отвечает процедура, при которой только квалифицированное большинство может решать самые принципиальные вопросы, освобождать от должности тех, кто избран, вносить изменения в Конституцию. К специфически американским традициям можно отнести правило, согласно которому президента окончательно выбирает коллегия выборщиков, могущих изменить свой выбор в связи с какими-либо вновь открывшимися обстоятельствами. Сенат также свободен от доминирования настроений одного года, он обновляется не сразу, но постепенно - на треть. Члены же Верховного суда назначаются пожизненно. В итоге в политическую систему США заложена сдержанность относительно радикальных изменений, так как всякая новая позиция должна быть результатом согласования вчерашних и сегодняшних предпочтений и настроений. Если бы подобная практика привилась в России, и члены Совета Федерации избирались бы на более длительный, чем депутаты Думы, срок и не сразу все, если бы возрастал авторитет Конституционного суда при избрании судьи на 12 лет, то были бы основания считать, что у нас сложилась одна из подсистем, гарантирующих стабильность.

В большинстве современных государств структура важнейших органов государственной власти и управления строится в соответствии с идеей о разделении властей , имеющей глубокие исторические корни. Разделение властей – демократический принцип функциониро­вания государственной власти, предполагающий ее общее разделе­ние на законодательную, исполнительную и судебную . Такое деление поз­воляет ветвям власти, сохраняя независимость, конструктив­но сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль на основе законодательной системы «сдержек и противовесов», препятствующих чьей-либо единоличной монополии на власть, ее опасному сосредоточению в одних руках. Рассматривая институты государственной власти, мы будем опираться прежде всего на схему разделения властей, реализованную в Республике Беларусь, отметив, что при ее разработке были учтены наиболее распространенные мировые политические модели и опыт. В то же время нельзя забывать, что каждое государство обладает своими особенностями построения и функционирования конкретных институтов государственной власти.

Идея разделения государственной власти возникла еще в древности. Здравомыслящие политики уже тогда понимали разрушительные последствия для общества всеобъемлющей и бескон­трольной власти в обществе тех или иных институтов, социаль­ных групп, индивидуумов, о чем можно найти упоминания у Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье и др. авторов.

Рассмотрение названных ветвей государственной власти целесообразно начинать с законодательной , ибо, несмотря на их равенство и независимость в отношениях друг с другом, источником норм права, в соответствии со своим названием, призвана выступать именно она.

Законодательная власть - это система пред­ставительных органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Главным органом законодательной власти во многих странах является Парламент. Самый ранний прототип Парламента (англ. parliament, от фр. parler - говорить) появился в Англии еще в XIII в. как орган сословного представительства. В большинстве стран этот важнейший законодательный орган имеет свое особое название (Дума, Сейм, Рада, Бундестаг и т.д.), в Республике Беларусь Парламент представлен как Национальное собрание Республики Беларусь , состоящее, в соответствии с его классической моделью, из двух палат – т.н. верхней и нижней . Нижняя палата Парламента РБ – Пала­та представителей , верхняя – Совет Республики . Состав Палаты пред­ставителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент.

Конституция Республики Беларусь содержит возрастной ценз для избрания депутатом Палаты представителей (не моложе 21 года) и членом Совета Республики (не моложе 30 лет).

Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководи­тели Парламента ведут заседания и ведают внутренним распо­рядком палат.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотре­ния законопроектов, принятия законов, основные формы дея­тельности Палаты представителей и Совета Республики за­креплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Бела­русь (ст. 90 – 105 Конституции Республики Беларусь).

Срок полномочий Парламента – четыре года . Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия обеих палат могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы, т.е. вынесения законопроекта на обсуждение Парламента, принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений , решения Совета Республики - в форме постановлений .

Суть деятельности Парламента составляет законодательный процесс, который включает в себя:

1) вынесение законопроекта на обсуждение;

2) рассмотрение, анализ и обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) промульгация принятого закона (подписание Президентом);

Один из самых сложных и долгих этапов, как законодательного процесса, так и общей работы Парламента – всестороннее и скрупулезное рассмотрение законопроекта, связанное прениями и дебатами. Такое рассмотрение проходит при необходимости в несколько периодов – чтений . Всего выделяют 3 чтения. Первое – наиболее принципиальное, изучаются базовые положения законопроекта, затем происходит голосование. Если законопроект одобрен, то он принимается для дальнейшей работы, направляется на согласования, в случае отрицательного результата голосования к нему больше не возвращаются, ибо сама идея законопроекта оказалась непринятой. Второе чтение – доклад лица, ответственного за подготовку законопроекта и голосование по каждой из его статей в отдельности. Третье – обсуждение и голосование в целом по законопроекту со стилистическими поправками (уточнение понятий, устранение двусмысленностей и т.д.). Законопроект принимается при большинстве голосов поддержавших его депутатов.

Исполнительная власть – это система органов государственной власти, реализующих законы и иные норматив­ные правовые акты, обеспечивая тем самым исполнительно-распорядительную, управленческую деятельность в рамках осуществле­ния внутренней и внешней политики государства.

Высший, центральный орган исполнительной власти – Правительство . На региональном уровне исполнительно-распорядитель­ные функции выполняют мест­ные исполннтельно-распорядительные органы – областные, районные, городские, по­селковые, сельские исполкомы, которые формируют институты местной власти.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед избраннымПрезидентом (ст. 106 Конституции Респуб­лики Беларусь). Работой Правительства руководит Премьер-министр . Правительство может издавать постановления , имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр, как непосредственный руководитель Правительства, в пределах своей компетенции вправе издавать распоряжения.

Основные функции Правительства :

· руководство системой подчиненных ему органов госу­дарственного управления и других органов исполнитель­ной власти;

· разработка основных направлений внутренней и внеш­ней политики и принятие мер по их реализации;

· проведение единой государственной политики в области регулирования экономики, социальных отношений, образования, науки и культуры;

· разработка республиканского бюджета и отчет о его ис­полнении;

· принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопаснос­ти и обороноспособности, охране собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью;

· организация управления государственной собственнос­тью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).

В свою очередь, институт Президентства (от лат. praesidens, букв. – сидящий впереди) среди иных органов государственной власти занимает промежуточное место, т.е. его нельзя формально отнести ни к одной из трех ветвей власти. Президент является Главой государства , гарантом Конституции стра­ны, прав и свобод граждан. Он является важной фигурой в механизме реализации «системы сдержек и противовесов», предусмотренной в демократическом государстве, выступая арбитром и посредником в конфликтах между всеми другими ветвями власти. В то же время роль Президента значительна в исполнительно-распорядительной сфере через контроль за деятельностью Правительства, а также в законодательной области – через возможность подписания обоснованных декретов и указов, имеющих, как правило, силу закона.

Ключевые политико-идеологические функции Президента : принятие мер по охране суверенитета, национальной безопас­ности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства, гарантий реализации его внутренней и внешней политики, преемственности и взаимодействия властных институтов; представительство государ­ственных интересов в системе международных отношений.

Порядок избрания и компетенция Президента, его осво­бождения и смещения с должности закреплены в Главе 3 раздела IV Консти­туции Республики Беларусь (ст. 79 – 89 Конституции Республики Беларусь). Президент Республики Беларусь избирается непосредственно населением (напрямую) с использованием мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (если его поддержало более половины населения от числа включенных в списки для голосования). Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, обладающий активным избирательным правом. Установлены два цензовых ограничения: Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет (возрастной ценз) и постоянно проживающий на терретории Беларуси не менее 10 лет (ценз оседлости). Срок полномочий Президента – пять лет .

Третья ветвь власти, выделяемая на основе принципа разделения властей – судебная власть.

Судебная власть - система государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных пра­вовых актов, законов, рассматривающая дела и споры, возникшие вследствие конфликтов в обществе.

Структура судебных органов :Конституционный Суд Рес­публики Беларусь ; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хо­зяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные су­ды).

Важнейшие задачи судебных органов :защита конституционного строя Республики Беларусь, законных интересов личности, общества и госу­дарства.

Основная функция судебной власти - правоохранительная; важнейший способ ее реализации- правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме . Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Основные принципы правосудия : независимость судей и их подчинение только закону; коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе (обвинение и защита); гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемо­му права на защиту; презумпция невиновности; недопущение осуждения по одному делу повторно; недопущение сбора документов незаконным путем; обязательность судебных актов для всех ор­ганизаций и граждан; неприкосновенность судей; возможность обжалования решения суда (апелляция); ответственность суда за судебную ошибку.

Контроль конституционности принимаемых всеми ветвями власти нормативных актов в госу­дарстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

Главными представителями органов судебной власти выступают : судьи, прокуроры (осуществляют уголовное преследование лиц, совершивших преступление, представляют сторону обвинения), следователи (на этапе сбора доказательств и оформления документов для судебного разбирательства), адвокаты (представляют сторону защиты), нотариусы (на этапе составления и заверения документов, имеющих юридическую силу), судебная полиция (охрана), судебная экспертиза, судебные исполнители (на этапе реализации принятого судом решения).

Отдельно необходимо осветить работу органов местного управления и самоуправления, которые имеют важное значение для осуществления политики государства и руководства на региональном, местном, локальном уровне административно-территориальных единиц.

Местное управление и самоуправлениев Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов , исполнительные и распорядительные органы , органы террито­риального общественного самоуправления, местные референ­думы, собрания и другие формы прямого участия в государ­ственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Респуб­лики Беларусь).