Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. Оформление его зависит от возрастных особенностей малышей, ведь информация должна быть доступна детскому пониманию.
Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.
Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.
Своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.
Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина - это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.
Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:
Художественную литературу, произведения фольклора - песни, прибаутки, потешки и сказки - также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.
Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.
Оформление патриотического должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.
В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.
Детям этого возраста будут интересны и полезны для развития следующие материалы:
В старшем усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.
Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.
Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.
Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы - герб, флаг, гимн и портрет президента.
Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.
При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.
Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.
Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля - это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.
Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.
I мл. группа. Тема «Семья» индивидуальные семейные фотоальбомы на каждого ребенка. Тема «Детский сад» фотоальбомы «Моя группа», «Мой участок», «Мой детский сад» дидактические игры «Что, где находится в группе, на участке» Тема «Мой город» Фотографии или картинки домов (разных: деревянных, кирпичных, разных по высоте и форме строения, разного назначения), улиц, транспорта макет улицы с макетом детского сада Тема «Знакомство с русским народным творчеством» картотеки песенок - потешек, считалок, загадок, закличек, народных игр и др. образцы народных игрушек, игрушек – забав из дерева (матрешки, Богородске игрушки, тряпичные куклы) Тема «Труд взрослых» Сюжетные картинки с изображением людей профессий повара, портнихи и т.д. дидактические игры «Узнай и назови», «Кому нужны эти вещи?» Тема «Природа родного края» наглядный иллюстративный материал «Животные и растения родного края»
Средняя группа Тема «Семья» индивидуальные семейные фотоальбомы на каждого ребенка. Тема «Детский сад» фотоальбомы «Моя группа», «Мой участок», «Мой детский сад» план – схема группы, помещений детского сада Тема «Мой город» фотоальбом «Горд вчера и сегодня»: достопримечательности города строения города (разных: деревянных, кирпичных, разных по высоте и форме, разного назначения), улиц, транспорта праздники макет улицы с макетом детского сада Тема «Труд взрослых» Сюжетные картинки или фотографии с изображением людей разных профессий Тема «Природа родного края» наглядный иллюстративный материал «Животные и растения родного края» Тема «Российская армия»: альбом либо картинки, фотографии «Роды войск» Тема «Знакомство с русским народным творчеством» картотеки песенок - потешек, считалок, загадок, закличек, народных игр и др. образцы народных игрушек, игрушек – забав из дерева (матрешки, Богородске игрушки, тряпичные куклы) наглядный иллюстративный материал на тему «Фольклорные праздники»
Старшая группа Тема «Семья» индивидуальные семейные фотоальбомы на каждого ребенка. Родословная, генеалогическое древо Тема «Детский сад» фотоальбомы «Моя группа», «Мой участок», «Мой детский сад» план – схема группы, помещений детского сада Тема «Мой город» фотоальбом «Город вчера и сегодня»: достопримечательности города карта, герб города архитектура города праздники нашего города макет улицы с макетом детского сада Тема «Труд взрослых» Сюжетные картинки или фотографии с изображением людей разных профессий Тема «Природа родного края» наглядный иллюстративный материал «Животные и растения родного края» Тема «Страна» карта России символика страны альбом «Российская армия» (род войск, военные профессии) Тема «Знакомство с русским народным творчеством» картотеки песенок - потешек, считалок, загадок, закличек, народных игр и др. образцы народных игрушек, игрушек – забав из дерева (матрешки, Богородске игрушки, тряпичные куклы) наглядный иллюстративный материал на тему «Фольклорные праздники» национальный костюм (иллюстративный материал, макет)
Подготовительная группа Тема «Семья» индивидуальные семейные фотоальбомы на каждого ребенка. родословная, генеалогическое древо Тема «Детский сад» фотоальбомы «Моя группа», «Мой участок», «Мой детский сад» план – схема группы, помещений детского сада Тема «Мой город» фотоальбом «Город вчера и сегодня»: достопримечательности города карта, герб города архитектура города праздники нашего города известные люди города альбомы на тему «Школа», «Библиотека», «Музей» макет улицы с макетом детского сада Тема «Труд взрослых» сюжетные картинки или фотографии с изображением людей разных профессий Тема «Природа родного края» наглядный иллюстративный материал «Животные и растения родного края» Тема «Страна» карта России символика страны альбом «Российская армия» (род войск, военные профессии, награды времен ВОВ и сегодня) столица – Москва (наглядный иллюстративный материал) государственные праздники Тема «Знакомство с русским народным творчеством» картотеки песенок - потешек, считалок, загадок, закличек, народных игр и др. образцы народных игрушек, игрушек – забав из дерева (матрешки, Богородске игрушки, тряпичные куклы) наглядный иллюстративный материал на тему «Народные праздники»
Утверждено на педагогическом
совете №___ от ______________ года
Заведующая МКДОУ д/с № 2
__________(Е. А. Шевченко)
Положение о проведении смотра-конкурса уголков краеведения и патриотического воспитания в ДОУ
«Уголок России – Отчий дом»
Смотр уголков краеведения и патриотического воспитания по группам проводится в соответствии с годовым планом работы ДОУ в целях реализации задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания в ДОУ.
В младших группах такие уголки будут носить условное название «Уголок социально-нравственного воспитания».
Цель конкурса: Создание условий для приобщения детей и педагогов к изучению истории родного поселка, края, создание оптимальных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию. Способствовать обновлению и отбору наиболее интересного и доступного для детей материала. Активизация деятельности воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников. Пополнение в группах предметно-развивающей среды по данному разделу
Задачи смотра-конкурса:
1. Знакомство с историей поселка и родного края.
2. Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.
3. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.
4. Побудить педагогов - участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего города.
5. Выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.
Организация и порядок проведения смотра – конкурса:
1. Сроки проведения конкурса – с 10.03.2014 по 05.03. 2014 года
2. Конкурс проводится на уровне детского сада, в соответствии с настоящим положением.
3. Участниками смотра являются все возрастные группы детского сада, начиная с младшего возраста.
4. Руководство смотром-конкурсом и подведение итогов возлагается на комиссию в составе:
· Е. А. Шевченко – заведующий ДОУ.
· Л. И. Чигрова - старший воспитатель.
· Т. А. Саморукова – воспитатель.
· М. В. Челяева - муз. руководитель.
Подведение итогов смотра - конкурса:
1. Все номинации оцениваются по 5-ти балльной системе.
2. Комиссия подводит итоги и определяет три призовых места.
Награждение победителей:
1. Результаты смотра доводятся до педагогов на педагогическом часе, с предоставлением итоговой справки.
2. Победители награждаются грамотой администрации МКДОУ д/с №2 п. Бреды.
Приложение 1
Младший дошкольный возраст
Цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление детей с ближайшим окружением.
1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию:
2. Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом, ближайшими улицами, родным поселком) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен сад.
3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т д.: куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки)
Приложение 2
Средний дошкольный возраст
"Работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, мой поселок, достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по социально - нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной
тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
2. Материал для знакомства детей с малой родиной» - детским садом,
близлежащими улицами, родным поселком, знаменитыми жителями,
природой, транспортом, архитектурой, профессиями. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, набор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории поселка.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры -
предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору - сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.
5. Элементы государственной символики - флаг, герб.
6. Элементы краевой символики - флаг, герб.
7. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
иллюстраций, тематические папки.
Приложение 3
Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
Моя семья - семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево». Родной край - иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения поселка», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о крае, карта края, символика края (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения поселка). Родная страна - карта России
(хорошо, если это будет детская карта) России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство); символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества - иллюстрации, тематические папки на тему
«Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная
война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме,
макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры - иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,
«Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Духовно-нравственное воспитание - материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия). Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию. Наша планета Земля - глобус, детская карта мира. Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны.
Дата проведения: 28.10.2013
Смотр-конкурс уголков нравственно-патриотического воспитания
В детском саду прошёл смотр-конкурс уголков нравственно-патриотического воспитания.
Цель конкурса: создать оптимальные условия для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию. Способствовать обновлению и отбору наиболее интересного и доступного для детей материала.
Критерии конкурса: разнообразие; доступность расположения; соответствие возрасту; эстетичность; степень участия родителей; оригинальность.
В каждой группе уголки выполнены по-разному, с творческим подходом, эстетическим вкусом в соответствие с возрастом детей. Представлены тематические папки « Моя семья», «Дом, в котором ты живёшь», «Ребёнок и его сверстники», «Прошлое и настоящее родного города». Материал для ознакомления детей с малой родиной, по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, росписи, вышивка, резьба по дереву); куклы в национальных костюмах. Художественная литература (сказки, былины, предания, произведения малых форм фольклора. В уголках представлены элементы государственной символики Российской Федерации, элементы муниципальной символики, карта России, глобус. Воспитателями и родителями собран и бережно хранится богатый материал о защитниках Отечества.
Весь собранный материал хранится в доступных местах, дети проявляют интерес к данной теме, имеют необходимые знания, участвуют в викторинах, занятиях, праздниках, досугах.
По итогам конкурса лучшие результаты показали:
Группа № 8. Воспитатели: Побирей Елена Николаевна, Стригун Валентина Владимировна.
Группа № 10. Воспитатели: Тарло Екатерина Михайловна, .
Группа № 11. Воспитатель: Анютина Елена Алексеевна.
Группа № 12. Воспитатели: Коломыцына Виктория Александровна, .
Группа № 13. Воспитатели: , Фатеенкова Ольга Викторовна.
Группа № 14. Воспитатель Кондратьева Людмила Алексеевна
«Сказки Луизы Дюсс» - Овца. Птички. Интерпретация ответов. Сказка «Птенец». Мальчик. Лес. Девочка. Мальчик вернулся домой. У слоненка что-то изменилось. Слоненок. Плохой сон. Годовщина свадьбы. Ягненок. Проективная методика Луизы Дюсс.
«Развитие ребёнка» - Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Перспективные направления развития МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Внедрение оздоровительных, профилактических и корректирующих программ для детей.
«Диагностика эмоционально волевой сферы дошкольника» - Сила воли. Способ познания. Произвольная регуляция. Рассмотрение. Методика. Воля. Последовательность появления эмоций. Согласованное функционирование. Психометрические требования. Уровни базовой аффективной регуляции. Возрастные нормативы выполнения. Методы диагностики. Методы психологии. Удержание инструкции.
«Предметно-развивающая среда» - Организация предметно-развивающей среды для дошкольников в ОУ района. Оценивая работу по созданию предметно-развивающей среды можно отметить ряд проблем: Среда не отражает идеи и философию программы и технологий используемых в группе; Слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка; Среда чаще всего статична, не мобильна.
«Кризисы у детей» - Любить, понимать, принимать. Возрастной кризис. Кризис 7 лет. Кризис. Кризис 3 лет. Кризисные этапы в развитии детей. Возрастные кризисы в развитии детей. Подростковый возраст. Советы по преодолению кризиса 7 лет. Советы по преодолению подросткового кризиса. Советы по преодолению кризиса 3 лет.
«Развивающая среда в ДОУ» - Родительский комитет. Задачи развития ДОУ 2007/2010. Проект: «Максимизация границ социально-педа-гогической среды». Совет ДОУ. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям. Модуль узкого специ- алиста. Успехи дошкольников в конкурсах и соревнованиях.