Роль мужчины в семье. Роль мужчины в семье и обществе. Мужчина отвечает за всё

24.03.2019

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКАМИ С ЗПР ВСЛЕДСТВИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ. Зубкова Светлана Игоревна НГПУ им.Козьмы Минина 2 курс СДП-12 Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Кудрявцев Владимир Александрович Аннотация: В данной статье рассмотрены некоторые психологии поведения, проявления агрессии подростками, в частности подростками, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Агрессивность детей подросткового возраста с ЗПР проявляется чаще и своеобразнее, в сравнении с детьми с нормативной динамикой развития, что может быть обусловлено многими факторами, но один из главных факторов нарушения поведения это незрелость эмоционально-волевой сферы. При агрессивном поведении у подростков необходимо выявить особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности. Ключевые значения: задержка психического развития (ЗПР), подростковый возраст, нарушение поведения, особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, подростковая агрессивность. Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей подросткового возраста с ЗПР является весьма актуальной в современной коррекционной психологии. Подростковая агрессивность – это комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально - психологические факторы. В данной статье анализируется проявление агрессивного поведения у детей в подростковом возрасте с ЗПР вследствие особенностей эмоционально-волевой сферы. Подростковый период-это период между детством и взрослостью. Этот возраст считается самым проблемным и трудным в жизни человека. О хронологических рамках этого периода споры ведутся до настоящего времени, существует несколько точек зрения: Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет; по Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. ; Л.Ф. Обухова говорит, что подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20; А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 1617 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в 5-11 классах. Как отмечал Ремшмидт. Х. в подростковом возрасте характерны изменения в личностной сфере. При нормальном развитии данный период протекает очень проблематично и сложно. При нарушении в развитии, в частности при ЗПР, возможны более серьёзные нарушения и более тяжёлое протекание этого периода. Трудности интеллектуального развития детей с ЗПР в значительной мере обусловливает: мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неврологической неустойчивость симптоматикой и незрелость, зачастую влекут к отягощённые возникновению эмоциональных нарушений, которые в свою очередь перерождаются в нарушение поведения. Поведение-это значительный показатель состояния личности. Отклонения в поведении в большей степени сказываются на развитии личности и социальном благополучии подростка. У детей с ЗПР воспитание нормального поведение усложнено, так как у них чаще чем у детей с нормой наблюдаются расстройства аффективной сферы. Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. В своё время и Т.А. Власова и К.С. Лебединская в своих исследованиях выделяли 3 типа поведения у детей с ЗПР: уравновешенный, заторможенный и возбудимый. Возбудимый тип, безусловно является наиболее распространённым, для него характерна повышенная двигательная активность, перепады настроения проявления агрессии, плаксивость, повышенная внушаемость. Расстройства аффективной сферы нередко становятся причиной развития психической декомпенсации. Агрессивное поведение - одна из наиболее распространенных форм психической декомпенсации, результатом которой является общая аффективная дезадаптация личности подростка с нарушением интеллекта, в том числе и с ЗПР. Агрессивное поведение складывается из 3 компонентов: познавательного(осознание ситуации, мотивов для проявления агрессии), моционального(это возникновение различных отрицательных эмоций) и волевого(целеустремлённость, решительность) Для исследования агрессивности подростков необходимо выявить те особенности личности эмоционально-волевой ребенка, которая в и ценностно-нормативной критических обстоятельствах сфер могут способствовать возникновению у него агрессивных форм поведения. Агрессивность современных подростков, а так же подростков с ЗПР носит в себе определенные психологические особенности: затрагивает как окружающих людей, так и создаёт трудности для ребёнка во взаимодействии с окружающими. Агрессивное поведение определяет развитие всей его личности и различных сторон. Благоприятные условия обучения и воспитания будут выступать как профилактика декомпенсации поведения. При этом, важно понимать, что работа с агрессией должна носить полисубъектный, системный и систематический характер. Самым сильным «оружием» против агрессии остаётся принятие и понимание, дружелюбие и открытость. Список литературы: 1. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. – 320 с. 2. Власова Т.А., К.С. клинического изучения Лебединская. задержки Дефектология. 1975. №6 с. 8-11 Актуальные психического развития проблемы у детей// 3. Николаенко Я.Н.Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта: кандидат психологических наук Николаенко Я.Н.автореф.дис.СПб-2009 г

Лепорский Тимур Александрович,
бакалавр кафедры Специальной психологии

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Васина Юлия Михайловна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной психологии
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула

Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психи-ческого развития (ЗПР) начато сравнительно недавно. Первым значи-тельным исследованием в этой области была монография А. Штрауса и Л. Летинен. Авторы описывали особенности психического развития детей с мини-мальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей от-мечались следующие: стойкие трудности в обучении, неадекват-ное поведение, но сохранные интеллектуальные возможности. Авторы подчеркивали, что необходимо отличать таких детей от умственно отсталых. Другие исследователи, в частности К. Ясперс, указывали на то, что интеллектуальная недостаточность у детей с ЗПР является вто-ричной, обусловленной нарушениями предпосылок интеллекта памяти, внимания, речи, эмоционально-волевых и других характеристик личности.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в структуре психического дефекта у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально-волевой сферы с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.

У дошкольников с ЗПР наблю-дается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявле-ний эмоций. Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Не-значительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Та-кой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к дру-гим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции, ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка.

По данным З. Тржесоглавы, агрессивность как один из наиболее устойчивых признаков ЗПР церебрально-органического генеза проявляется с частотой 44% в возрасте 6-11 лет. Агрессия чаще всего возникает при смене привычных обстоятельств, например, при появлении новых учителей, при смене привычных требований в организации деятельности на занятиях или при изменении режима.

Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации.

Воспитание детей с ЗПР осложнено тем, что граница между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) детей настолько зыбка и относительна, что подчас родители обращают внимание на наличие проблемы только после того, как ребёнок поступает в образовательное учреждение.

Как правило, нарушение нормального темпа психического развития отмечается педагогами, столкнувшимися с тем, что ребёнок младшего школьного возраста продолжает оставаться в кругу игровых интересов, характерных для дошкольного периода.

Нередко родители, услышав от педагога или психолога о том, что их ребёнок отстаёт в развитии, испытывают шок. Это естественно, ведь насколько приятно слышать, что ребёнок успешен, настолько неприятно узнать, что он в чём-то отличается от сверстников, что он «особенный».

Но не стоит отчаиваться - задержка психического развития у детей при правильном подходе корректируется. и ребёнок в большинстве случаев успешно «догоняет» своих одногодок.

Что говорит о ЗПР у детей официальная медицина

ЗПР у детей - это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка. Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы.

К биологическим факторам задержки психического развития у детей относятся незначительные органические изменения в тканях центральной нервной системы, наступившие вследствие патологического течения беременности или родов. По мнению отдельных специалистов, 95% новорождённых в процессе родов получают микротравмы, не распознаваемые на первых порах, но крайне негативно влияющие на состояние головного мозга.

Другими биологическими факторами, способными спровоцировать ЗПР у детей, является употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекционные заболевания, перенесённые матерью или младенцем.

Социальными факторами задержки психического развития у ребёнка считаются гипо- или гиперопека, отсутствие телесного контакта с матерью, проявления агрессивности как по отношению к ребёнку, так и в целом в семье, социальная изоляция, возникающая, например, при отказе матери от ребёнка и помещении его в казённые учреждения. Также причиной задержки могут стать психологические травмы, полученные в результате глобальных катастроф.

Если же обстановка в семье нормальная, ребёнку уделяется достаточно внимания, а наличие ЗПР налицо, специалисты обычно возлагают вину на невыявленные органические изменения тканей центральной нервной системы. Как говорится, не бывает здоровых людей, бывают недообследованные.

Диагноз «задержка психического развития» ставят ребёнку специальной психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов медицинского обследования и данных психологического обследования, включающего изучение восприятия ребёнком информации, его способности к анализу, обобщению, сравнению и умению классифицировать. Кроме того, исследуется эмоционально-волевая сфера и речевая деятельность ребёнка.На основе сделанных выводов формируются рекомендации для родителей и педагогов, работающих с ребёнком, нацеленные на развитие психики ребёнка до возрастной нормы.

Системно-векторная психология: что скрывается за диагнозом «ЗПР»

Усреднённый подход к оценке психического развития детей приводит к тому, что диагноз «ЗПР» подчас ставят там, где имеет место не отклонение от нормы, а врождённая особенность того или иного ребёнка. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет подойти к этому вопросу дифференцированно и с высокой точностью сказать, что является отклонением, а что нормой.

Воспитание детей с ЗПР- инфантильность

Возьмём простой пример. К первому типу задержки психического развития относят тех детей, у которых наблюдается так называемый . Для таких детей характерна беспомощность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери. ЗПР таким детям ставят на основе их сравнения с другими, более самостоятельными и независимыми детьми.

Родителям «инфантильных» детей предлагаются различные методики, нацеленные на развитие самостоятельности, однако. полностью «излечить» таких детей практически невозможно - они так и остаются эмоциональными, ранимыми, обидчивыми и несамостоятельными.

Причина подобного поведения становится понятной при системном анализе их поведения. Все вышеперечисленные свойства характерны для анально-зрительных детей - в потенциале самых послушных и усидчивых.

В особо тяжёлых случаях контактность ребёнка может снизиться вплоть до . Громкие скандалы в семье, разговор с ребёнком на повышенных тонах, оскорбления в его адрес приводят к тому, что организм пытается снизить нагрузку на сверхчувствительный сенсор - в результате нейронные связи, отвечающие за обучаемость, постепенно отмирают. В итоге ребёнок слышит звуки, но не может осознать полностью их смысл.

Воспитание детей с ЗПР- дифференцированный подход

Воспитание ребёнка с задержкой психического развития - тяжелый труд, однако, дифференцированный подход его значительно облегчает. Осознанно развивая врождённые свойства ребёнка, родители дают ему возможность правильно развиться и реализоваться, помогают справиться с возникающими проблемами и адаптировать давление ландшафта.

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации. Такой подход помогает не просто корректировать имеющиеся отклонения, но и предупреждать их возникновение.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »