Сна изделие стимулирует сосательный рефлекс. Перекрестный рефлекс экстензоров. Основные причины снижения сосательного рефлекса

23.05.2019

У детей, которые только что появились на свет, присутствует несколько естественных врождённых рефлекторных навыков. Среди них: хватательный, сосательный, Галанта, Моро, Переса и другие.

Свойства рефлекса

У здорового малыша все рефлекторные способности должны быть развиты на должном уровне. Если обнаруживается, что у крохи слабое умение высасывать пищу, то нужно разбираться в причинах. Умение сосать формируется у детей ещё в утробе матери. Он очень важен, ведь от него зависит питание и рост маленького организма. В последствии, данная способность накладывает свой отпечаток на психологическое состояние человека. Благодаря умению высасывать пищу, младенец утоляет своё чувство голода, которое появляется через 2-4 часа после рождения.

Сосательный рефлекс у новорождённых первых 2 дней жизни бывает недостаточно сильным. Он ещё довольно слаб и не умеет удобно захватывать сосок, чтобы раздобыть молочко. У роженицы настоящее молоко ещё не появилось, вместо него течёт молозиво.

Добывать еду из маминой груди не так просто. Многие малыши потеют и сопят при такой трудной работе. Если сосательные нервы и мышцы лица в порядке, то при любом прикосновении к губам или щёчке ребёночка, он откроет рот и начнёт сосущие движения губами.

Почему его не бывает?

Часто на такую ситуацию влияют тяжёлые роды или неправильное внутриутробное развитие, последствием которого является умственная отсталость. Отсутствие умения сосать бывает свидетельством:
Умственной отсталости;
Сомантического состояния;
Дефектов лицевых нервов.

Наиболее часто отсутствием сосательных движений страдают детки, у которых поставлен диагноз гипоксии. Изредка встречаются случаи такой проблемы из-за стоматитов, ангин, ОРВИ и ОРЗ. Такие младенцы получают питание через специальный зонд. Естественно, всех мам волнует то обстоятельство, когда у новорождённого нет сосательного рефлекса.

Если дело не в нарушении умственной деятельности, то помочь могут регулярные тренировки рефлекторных навыков. Нужно постоянно перед кормлением прикладывать палец к губам малыша. По мере устранения проблем со здоровьем рефлексы будут возвращаться. Это потребует от родителей и их родственников большого терпения.

Дело может быть и не в малютке

Первые пару дней ребёнок не берёт грудь, но дело может оказаться совсем не в рефлекторных нарушениях. Часто у женщин, которые рожают впервые неразработанные соски. Их форма не позволяет грудничку нормально питаться. Попробовав разок и не получив питания, он может противиться такому способу насыщения.

В этом случае мамочка не должна нервничать. Ситуацию необходимо исправлять в двух направлениях: разрабатывать соски матери и тренировать навыки высасывания у грудничка. Если при осмотре педиатра крошку не отправили к невропатологу, то дело не в мозговых или нервных нарушениях.

Уменьшение желания высасывать

Если у ребёночка пропало желание питаться ГВ, то этому могут быть разные объяснения. В первую очередь необходимо проверить полость рта на наличие ранок или язвочек. Если таковые имеются, то во время лечения кормите грудничка из шприца.

Приучать к бутылочке не стоит, потом он может отказаться питаться ГВ. Во вторую – заболевания гортани. Это бывает при ангине и простуде. Обычно такие заболевания сопровождаются температурой. В этих случаях осмотр врача необходим.

Причиной может стать молоко матери. Возможно, по каким-то причинам оно перестало устраивать ребёнка. Попробуйте дать смесь или молоко животных (козы, коровы), если малыш проявил к нему интерес, значит дело в маме.

Потребуется консультация с доктором и различные диеты. Если причиной явилось разовое употребление какого-то продукта, который малютке не понравился, то исключив его из своего меню, мамочка очень скоро приведёт своё молочко к прежнему вкусу.

В этом случае, не гарантируется, что кроха опять захочет питаться таким способом.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

Дети рождаются с определенными базовыми навыками, которые помогают им выживать, набираться сил и развиваться. Сосательный рефлекс у новорожденных это один из важнейших, заложенных природой инстинктов. Именно наличие или отсутствие сосательного рефлекса отвечает за своевременное и полноценное развитие новорожденного.

Отсутствие сосательного навыка у детей не позволяет им принимать пищу. Даже если влить молоко в ротик младенца, он не сможет его сглотнуть. Таких детей кормят зондально или внутривенно и жизнь их зависит от того сможет эта привычка в дальнейшем развиться или нет.

Наличие рефлекса свидетельствует о здоровье малыша и его центральной нервной системы. Ослабление навыка обычно связано с неправильными действиями мамы или приобретенными заболеваниями.
О том, как проверить наличие инстинкта удовлетворения голода, как его развивать и почему он отсутствует или ослабевает, поговорим более подробно в данной статье.

Формирование сосательного рефлекса

Формирование сосательного рефлекса у новорожденного происходит внутриутробно. Новорожденный малыш готов сосать грудь мамы или бутылочку, его этот процесс не только насыщает, но и успокаивает.

Кстати, именно поэтому многие малыши сосут пальчики, кулачки или пустышки. Если у ребенка отсутствует данный природный навык полностью, то, к сожалению, развить его невозможно. Исключения составляют недоношенные дети, у которых в силу слишком раннего появления на свет, могла просто недосформироваться данная привычка. Обычно через определенный промежуток времени происходит восстановление сосательного рефлекса.

У здорового новорождённого данный навык ярко выражен при рождении и сохраняет высокую активность до года. Угасание сосательного рефлекса происходит к 3-4 годам.

При рождении врачи первым делом оценивают наличие и степень данной врожденной привычки. Для этого необходимо просто дотронуться к щечке или к губкам ребенка. Если рефлекс повышен, то грудничок сразу начнет причмокивать, как бы имитирую сосание. При отсутствии реакции на такой раздражитель ребенку вводится пальчик в рот, чтобы оценить сосательный навык. Если малыш реагирует вяло и неактивно, то это свидетельствует о слабом навыке, что будет препятствовать необходимому поглощению пищи и набору веса, все это повлечет общее недоразвитие как физических, так и психосоматических показателей.
При слабом сосании принимается ряд мер для разработки навыка.

Почему рефлекс отсутствует или очень слабый?

Отсутствующий или слабый сосательный рефлекс это серьезный повод для беспокойства взрослых. И в первом и во втором случае необходима врачебная помощь.

Сосательный рефлекс у недоношенных может полностью отсутствовать или быть слабо выраженным. Когда отсутствие сформированной привычки обусловлено лишь недоношенностью ребенка, связанную с его ранним появлением на свет, то его можно приобрести, набрав необходимый вес и чуть-чуть подрастив малыша. Все это время новорожденный будет находиться в больнице, а питание ему будет доставляться зондом прямо в пищевод или внутривенно с помощью инъекций. Если привычка отсутствует в силу поражения центральной нервной системы, то, к сожалению, помочь малышу очень трудно, а порой и просто невозможно.

У своевременно рожденных малышей ослабленный навык может быть врожденным или приобретенным по одной из указанных ниже причин:

  1. Скованность лицевых нервов, которые не позволяют малышу производить сосательные и глотательные движения.
  2. Заболевания соматического характера.
  3. Умственная отсталость в высокой степени.
  4. Недоразвитая или очень слабая мышечная система, находящаяся вокруг рта и двигающая язык.
  5. Приобретенные простудные заболевания, влекущие насморк и отеки, а также стоматит, который вызывает крайне болезненные ощущения у ребенка при сосании.

Неудобные для захвата и сосания соски, также могут ослабить сосательный рефлекс малыша. Если ему приходится очень много прикладывать усилий для добывания молока из груди мамы, то он может просто засыпать от усталости во время кормления, а постепенно выработает привычку постоянного недоедания, что скажется на наборе веса, формировании мышечной системы и общем развитии ребенка.

Восстанавливаем рефлекс

Выявленный слабый рефлекс при рождении не позволит мамочке с малышом вовремя попасть домой, так как врачи будут устранять причины ослабленной привычки. Выписка будет возможна только после восстановления функции.

Если сосательный рефлекс был ослаблен уже в процессе жизнедеятельности малыша, то первое действие матери это обращение к врачу педиатру и неврологу. Только после их консультаций и рекомендаций следует устранять причину.

Ослабление сосательной функции происходит на фоне одной из вышеперечисленных причин. Рефлекс можно улучшить, если подойти к этому ответственно и системно. В большинстве случаев ослабленная функция восстанавливается при помощи организации более частого кормления. При грудном вскармливании, возможно, понадобиться сцеживать молоко и кормить ребенка из бутылочки.

Дополнительным методом развития рефлекса может стать прописанный массаж лицевых мышц. Доктор должен научить маму правильным массажным движениям, которые она будет регулярно производить на лице малыша.

Важно не только обучать малыша заново навыку, но и следить за динамикой развития. Самолечение в этом случае категорически запрещено, а во время восстановления функции обязательно регулярно консультироваться с врачом до того момента пока не закончится проблема.

Неудовлетворенный сосательный рефлекс может приводить к атрофированию функции, поэтому очень важно кормить грудничка, если он нагрудном вскармливании, по требованию. Новорожденных на искусственном вскармливании следует кормить из бутылочки с небольшим отверстием, чтобы он принимали пищу не меньше 15-20 минут. Положительно для поддержания и развития сосательного рефлекса действует соска.

Здоровье ребенка формируется целым рядом причин, как внешнего, так и внутреннего порядка. Сохранение необходимого баланса ложится полностью на плечи родителей, именно от них зависит, как будет расти, и формироваться ребенок, насколько здоровым и полноценным будет его будущее.

Во время внутриутробного развития в нервной системе крохи закладываются реакции на внешние, а также внутренние раздражители, которые называют врожденными рефлексами. Без некоторых из них младенец не смог бы выжить вне материнской утробы. Одним из них является сосательный.


Сосательный рефлекс относится к врожденным рефлексам

Что это?

Сосательный рефлекс относится к безусловным и крайне важен для выживания малыша после родов. Его формирование начинается еще в период вынашивания. Благодаря нему, малыш получает пищу из материнской груди или бутылочки. Максимально проявляется он у голодных здоровых карапузов, а сразу после кормления он ненадолго ослабевает.

Он достаточно сильно выражен в возрасте до года и в норме начинает угасать к 3-4-летнему возрасту. Если у малыша до года отмечается он в повышенной степени, кроха будет часто и подолгу сосать грудь, пустышку и даже свои кулачки.

Оценка

Чтобы вызвать рефлекс, в ротик ребенка на глубину около 3 см вводят указательный палец. В норме малыш должен начать ритмично его сосать. Если рефлекс сильный, достаточно лишь прикоснуться к губам малютки или погладить щечку карапуза, как кроха откроет рот и начнет двигать языком, как при сосании.

Также в его оценке можно использовать пробное кормление – крохе дают грудь или бутылочку с питанием, после чего наблюдают, насколько энергично малыш сосет. Если он выражен слабо, кроха будет сосать вяло. В такой ситуации младенец может часто отказываться от груди или бутылочки, редко сглатывать пищу и засыпать во время кормления.


Чтобы проверить сосательный рефлекс, нужно поднести ко рту крохи палец и ввести его неглубоко

Его оценку многие мамы делают сразу же после рождения. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Причины отсутствия или ослабления

Рефлекс сосания может отсутствовать при:

  • Парезе лицевых нервов.
  • Тяжелом соматическом заболевании ребенка.
  • Высокой степени умственной отсталости.
  • Гипоксии во время вынашивания или родов, вызвавшей поражение ЦНС.
  • Ослаблении мускулатуры, отвечающей за жевание, мышц языка и рта.
  • Глубокой недоношенности.
  • Родовых травмах спинного мозга.

К снижению сосательного рефлекса могут привести такие болезни, как ОРВИ, стоматит или насморк. Также его ослабленную степень могут провоцировать плоские соски у мамы.

Что делать, если его нет или выражен слабо

На отсутствие или выраженную слабость сосательного рефлекса следует сразу же реагировать, ведь это грозит младенцу недоеданием, в результате которого малыш может отставать в развитии. Если мама заметила такое ослабление, нужно немедленно обратиться к врачу. Невролог проверит его и другие врожденные рефлексы младенца, после чего будет наблюдать за малюткой или назначит необходимое лечение.


В ситуации, когда его нет сразу после рождения, младенца начинают кормить либо через зонд, либо парентерально (вводят питательные растворы через вену). Это особенно часто бывает у малышей, которые родились преждевременно. Их не выписывают домой до той поры, пока рефлекс не восстановится в достаточной степени.

Как восстановить

Если кроха сосет очень слабо, вопрос, как его разработать, является крайне важным для его здоровья. В этом помогает организация кормлений, использование пустышки и докармливания из бутылочки. Также врач порекомендует выполнять перед кормлением специальный массаж лица. Конечно же, для успешного восстановления важно учесть причину его ослабления, поэтому без консультации и советов врача никаких действий предпринимать не нужно.

О пользе пустышки в его развитии можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.