Социальная роль воспитателя. Роль воспитателя в детском саду в развитии ребенка

11.06.2019

В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, - это не просто присмотр за детьми и организация развивающих игр; это первый шаг, определяющий судьбу человека. При первом посещении ребёнком дошкольной организации роль воспитателя играет решающее значение. Ласковое, нежное отношение, мягкость в голосе, загадочность – один из возможных и неоднократно проверенных вариантов в отношении с ребёнком. Воспитатель всем обликом должен располагать ребёнка к себе, положительно эмоционально настраивать на общение. Общение между малышами бывает порой непредсказуемым, здесь нужны интуиция и выдержка. Немалое значение имеют речевые интонации воспитателя. Спокойный требовательный тон – это всё, что вы можете себе позволить.
Воспитатель, который заботится только о порядке и дисциплине, - это не воспитатель, а монстр. В руках воспитателя ответственность не только за физическое, но и за морально – психологическое состояние ребёнка. Одна из основных задач воспитателя – суметь сосредоточить внимание детей на игре, заинтересовать их и дать почувствовать каждому ребёнку, что тот является важным и необходимым членом коллектива. У воспитателя должно быть уважение к малышу и высокоразвитое чувство справедливости. Только при условии честного отношения, при умении держать слово (малыш всегда помнит, если что – то ему было обещано), периодически давая почувствовать детям, воспитатель достигнет максимального успеха, станет для воспитанников примером. С первых дней от воспитателя зависит то, какая психологическая программа поведения ребёнка будет заложена. Поэтому игровые ситуации должны меняться с учётом распорядка дня и временных рамок. Смена игр создаст у ребёнка ощущение калейдоскопа незабываемых впечатлений и вызовет желание вновь вернуться в волшебную страну- детский сад.
Воспитатель должен обладать многогранным талантом: мгновенно фантазировать и сочинять сказки на создавшиеся ситуации, чтобы привлечь внимание детей. В некоторых моментах нужно полагаться на собственную интуицию, складывающуюся из множества факторов, обеспечивающих нормализацию обстановки в неадекватных ситуациях. Необходимо тщательно анализировать индивидуальное развитие каждого ребёнка. Наглядность – основной и решающий фактор в воспитании детей дошкольного возраста. Ребёнок, попавший в руки грамотно строящего свои отношения с детьми воспитателя, после первых «баталий» перед посещением детского сада, вскоре становится радостным и весёлым и с желанием идёт в детский сад, где царит атмосфера понимания и доброжелательности. Не бывает плохих и хороших детей, а есть разные темпераменты, с особенностями которых воспитатель должен считаться в выборе методов и средств, применяемых в детском саду. Если при работе с детьми учитывать типы их темпераментов, то воспитатель практически не будет иметь с воспитанниками особых проблем. Дети всегда тянутся к людям, которые понимают, чего они хотят, в то же время не будучи к ним слишком строгими. Когда дети шалят, то они сами внутренне ожидают какого – то порицания, если его не последовало, то дети пробуют ещё раз повторить свою шалость. Если наказания не последовало и в этот раз, то можно с уверенностью сказать, что дети «сели вам на голову». Иными словами, воспитатель должен быть не только мягким и не только строгим, но таким, чтобы дети его уважали, в тоже время не боялись. Педагог должен быть таким, чтобы дети видели в нём старшего товарища в играх, заботливую «маму» в бытовых вопросах и близкого человека, которому можно доверить что – то сокровенное - к такому идеалу должен стремиться каждый педагог. К сожалению, воспитатели часто совершают ошибки в воспитании детей дошкольного возраста: частью из – за своей неопытности, а частью(хотя этого, конечно, нельзя допускать) по нежеланию вникнуть в суть воспитания.
Первая ошибка самая серьёзная – отсутствие индивидуального подхода к детям. Каждому педагогу всегда необходимо помнить, что каждый ребёнок уникален, индивидуален, что у него имеется масса особенностей, отличающих его от других детей, множество интересов, которые нужно развивать. Воспитатель должен со всей ответственностью отнестись к тому, что у него в руках находятся все возможности формирования характера ребёнка, его мировоззрения, привычек.Именно воспитатель должен обращать внимание на то, к каким занятиям склонен ребёнок, и сообщать об этом родителям. Если присмотреться более внимательно к каждому ребёнку, очень скоро станет ясно, что одному достаточно объяснить его правоту, другому поставить в пример товарища, третьему постараться разъяснить всё на эмоциональном уровне(воздействовать на чувства ребёнка, а не окрики воспитателя).Для того чтобы исправить эту ошибку, надо изменить свои взгляды на детей, чтобы выявить отличия конкретного ребёнка от других детей в группе.
Вторая ошибка – это внимание к одним детям за счёт невнимания к другим детям. Здесь речь идёт в основном, о так называемых «любимчиках». Следует помнить о том, что дети чрезвычайно чутки – и у них, как правило, обострено чувство справедливости. Хороший воспитатель должен сплачивать детей, помогать им в том, чтобы каждый из них обрёл друга. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми!
Следующая ошибка - несправедливое наказание. Суть этой ошибки в том, что воспитатель не желает разобраться в поступках детей. В этот момент им движет стремление побыстрее исчерпать инцидент, назначив наказание. Прежде чем назначить наказание (посадить на стульчик) следует досконально разобраться в возникшем конфликте и постараться справедливо рассудить стороны и в первую очередь помирить детей между собой. Другой вид несправедливого наказания – это унижение ребёнка. Многие воспитатели, как это ни странно, считают вполне педагогичным поставить провинившегося ребёнка перед всеми другими детьми. Рассказать им о проступке, который тот совершил, вызывая тем самым смех и издевательства со стороны других детей. В данном случае речь идёт об унижении достоинства маленького человека. В результате такого наказания ребёнка дразнят другие дети, а то и прекращают общаться с ним. Ситуация нередко может быть разрешена только путём перевода другого ребёнка в другой детский сад. Повышение голоса на ребёнка. Окриком мало чего можно добиться. Ребёнок привыкнув к тому, что на него повышают голос, становится в дальнейшем практически нечувствительным к замечаниям, которые делают ему в таком тоне. Строгость и повышение голоса – это разные вещи! Категорически запрещается применять меры физического воздействия!!! Для каждого ребёнка можно подобрать свой ключик, который откроет путь к осознанию им своих хороших и плохих поступков. Если воспитатель учтёт все индивидуальные особенности каждого ребёнка, то он научится находить подход к каждому ребёнку. Если вы педагог своего дела, то вы сумеете избежать данных ошибок, найти подход к каждому ребёнку, его родителям и к коллегам.

Младшего возраста в детском саду ведущая роль принадлежит воспитателю. Именно воспитатель обеспечивает ребенку все условия, необходимые для развития и укрепления здоровья малыша в дошкольном учреждении.

При общении с ребенком младшего возраста воспитатель должен нести ласку, тепло и ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Воспитателю необходим доброжелательный тон, спокойное, ровное отношение к ребенку. Дети чутко реагируют на обращенную к ним речь, ее интонацию, эмоциональный настрой педагога, легко все это улавливают и заряжаются хорошим настроением.

Однако необходимо помнить, что уравновешенное состояние малыша возможно только в том случае, если спокойная атмосфера будет не только в дошкольном учреждении с воспитателем и няней, но и дома, в семье, с родителями.

Принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать, получив сведения у врача, из беседы с родителями.

В первые дни пребывания малыша в группе воспитателю требуется много терпения, он не должен нарушать то, к чему малыш привык дома, даже если эти привычки, мягко говоря, не совсем правильные. Здесь же опять, воспитатель должен провести работу с родителями, объяснив им, что по возможности малыша необходимо готовить к детскому саду, к правилам в группе, о необходимости формирования определенных навыков дома.

Дети младшего возраста легко внушаемы, им легко передается настроение окружающих их людей. Если у воспитателя в группе будет повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику, то такое поведение педагога отрицательно повлияет на поведение и нервную систему малыша.

При воспитании ребенка в детском саду педагогу очень важно правильно пользоваться запретами. Это не значит, что ребенку можно разрешать делать все, что он захочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что захочется ребенку, вредны. В одном случае он должен постоянно себя сдерживать, что для него составляет большой труд, в другом – у него не

формируется умения и навыки, необходимые ему для жизни. Как же поступить воспитателю в общении с детьми младшего возраста?

Прежде всего запреты, конечно, если в них есть необходимость, они должны быть обоснованными. Требования выполнения запретов должны предъявляться воспитателем спокойным голосом. Воспитатель не должен разрешать то, что раньше запрещал. Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что позволено делать малышам.

Предъявляемые воспитателем требования должны быть посильными для выполнения детьми младшего возраста. Например, маленьким детям трудно длительное время не двигаться – сидеть, или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до них очередь одеваться на прогулку. Воспитателю это необходимо учитывать при работе с детьми младшего возраста.

В детском саду воспитателю необходимо формировать у детей с младшего возраста самостоятельность. Нужно заметить, что выполнение действий ребенком без помощи взрослого очень рано доставляет ему удовольствие. Нередко можно услышать, что малыш обращается к воспитателю со словами: «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении воспитателю следует, насколько это возможно, всячески поддерживать.

В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие – то трудности, и воспитателю не надо стремиться тотчас им помогать. Опытный педагог предоставит ребенку попытку самостоятельно выполнить действие. Таким образом воспитатель формирует умения у малыша и его хорошее настроение.

Воспитателю необходимо помнить, что причиной неуравновешенного поведения детей является нарушение его деятельности. Ребенок в младшем

возрасте не может быстро, произвольно переключиться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование воспитателя немедленно прекратить, например, игру и немедленно заняться чем – то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если воспитатель делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас мы пойдем умываться, возьмем душистое мыло, а на столе нас будет ждать вкусный обед, вы поможете мне поставить тарелки на стол?»- дети охотно подчинятся взрослому.

Воспитатель в жизни детей должен учитывать их индивидуальные особенности. Педагог должен хорошо разбираться в разных типах нервной деятельности детей в группе, так как предел работоспособность разных детей неодинаков: одни утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр, а во время занятий маленьких минуток отдыха. Другие дети сами вступают в контакт с окружающим, требуют, чтобы воспитатель чаще поддерживал их положительное эмоциональное состояние.

В спальне засыпают дети тоже не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл воспитатель; другие засыпают быстро и не нуждаются в особых воздействиях.

Воспитателю нельзя забывать, что и во время игры он должен находиться постоянно рядом с детьми, так как одни дети легко выполняют задания

(поэтому важно, чтобы оно было достаточно трудным, решалось ими самостоятельно). Другие дети ждут помощи, поддержки, поощрения.

Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход к нему, но и способствует формированию определенных черт его личности.

В группе детей младшего возраста воспитатель должен правильно организовать деятельность детей:

Необходимо удовлетворить двигательную активность для полноценного физического развития;

Ребенок должен получать достаточно впечатлений;

Получать достаточную возможность в общении;

Использовать широкие познания в ознакомлении с окружающей его действительностью;

Приобщать детей к посильной помощи взрослым.

Воспитателю необходимо обеспечить детям санитарно – гигиенический уход; проведение закаливающих мероприятий; организацию гимнастики и подвижных игр, то есть достаточную двигательную активность; соблюдение режима дня; выполнение задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания; чувства патриотизма и любви к Родине.

Для детей младшего возраста характерна обостренность восприятия. Однако, воспитателю нужно помнить, что внимание ребенка данного возраста носит непроизвольный характер. Заставить такого малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать его можно многим. Постоянное рассматривание с малышами окружающих предметов развивает у них наблюдательность.

На занятиях с детьми младшего возраста воспитателю необходимо совершенствовать у детей понимание речи, функции общения: ребенок должен подражать словам взрослого, у него должен расширяться активный словарь, ребенок все больше и уверенней пользуется речью.

Воспитателю нельзя забывать, что младший возраст – это период наглядных обобщений, когда ребенок объединяет предметы не столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в глаза внешнему сходству.

Воспитатель должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребенка становится настоящим авторитетом , на которого хочется походить во всем.

Успех воспитания детей зависит от соблюдения взрослым следующих правил:

Объем новых знаний, умений и навыков должен быть посильным, строго выверенным для детей данной возрастной группы. Воспитателю следует учитывать и уровень развития каждого воспитанника;

Педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между всеми взрослыми;

Значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыши будут капризничать, демонстрировать упрямство;

Следует использовать лишь адресное обращение к детям, « глаза в глаза», при необходимости присев на корточки – обращение сразу ко всем воспитанникам в этом возрасте неэффективно. Ребенок, увлеченный игрой, зачастую не слышит взрослого;

В оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Положительная оценка имеет для ребенка очень большое значение.

Детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство.

Воспитатель должен учитывать быстрый темп развития малышей и менять методы и приемы руководства, опираясь при этом на возрастные особенности, уровень развития каждого ребенка, индивидуально – типологические особенности детей.

Несмотря на то, что официально профессия «воспитатель дошкольного учреждения» появилась относительно недавно, ни для кого не секрет, что сами воспитатели, как и само воспитание, существовали всегда. Конечно же, с развитием дошкольного образования, эта профессия также развивалась и дополнялась набором необходимых качеств и требований, правил и умений, навыков и других особенностей. Вместе с тем, суть профессии оставалась неизменной.

Основная задача педагога-воспитателя всегда заключалась в организации интересной и полезной, безопасной и доступной работы детей в группах. Воспитатель дошкольного учреждения не призван заменить ребенку родителей, наоборот, он должен работать с родителями сообща, оказывая воздействие и посильное влияние на формирование детей дошкольного возраста .

В современном мире роль педагога-воспитателя велика, как никогда раньше. Родители зачастую слишком много времени проводят на работе, поэтому ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса занимает именно педагог дошкольного учреждения.

Педагог – проводник детей дошкольного возраста в мир знаний, мир фантазий, мир активной деятельности. Именно он оказывает воздействие на формирование характера ребенка, под его влиянием формируется личность каждого ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог был профессионалом своего дела, а работа с детьми была его настоящим призванием.

Что должен делать педагог-воспитатель?

Учитывая ту огромную ответственность, которая возлагается на воспитателей, отвечающих за получение детьми дошкольного образования, у педагога, работающего в дошкольном учреждении, должны быть определенные обязанности. С перечнем того, чем должен заниматься педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, можно ознакомиться в одном из следующих документов:

  • Трудовой договор. В договоре, заключаемом между соискателем той или иной вакансии в детском саду, и работодателем, оговариваются все условия труда. В том числе и обязанности воспитателя, то, что он должен делать на рабочем месте;
  • Должностная инструкция (коллективный договор). В этом документе, представляющим собой часть устава каждого отдельно взятого учреждения, также отражаются основные положения, касающиеся условий труда работников дошкольного учреждения. Если трудовой договор индивидуален, то должностная инструкция распространяется на всех воспитателей того или иного учреждения;
  • Государственные нормы, правила и стандарты. Сюда можно отнести нормы СанПина и другие санитарно-эпидемиологические правила, советы и рекомендации, а также федеральное законодательство, касающееся вопросов воспитания детей в учреждениях.

В первую очередь, на основании этих нормативных документов, педагог и выполняет свои рабочие обязанности. Вместе с тем, образовательные нормы постоянно меняются и дополняются, поэтому и обязанности воспитателя в различных дошкольных учреждениях могут слегка отличаться.

Основная характеристика современной системы дошкольного образования – ее динамичность. В процессе разработки индивидуальных занятий и занятий в группах постоянно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие работе с детьми больший интерактив и вовлеченность самих дошкольников. Появляются все больше новых образовательных стандартов, регламентирующих работу воспитателей с детьми. Касаются все эти требования, преимущественно, четырех уровней развития:

  • Личностно-коммуникативного. В процессе работы с детьми важно обращать внимание на его личностные качества. Важно научить его общаться с другими ребятами в группе, находить с ними общий язык и развеиваться;
  • Познавательно-речевого. Этот компонент особенно важен в младшем дошкольном возрасте, когда речь и понимание мира, в целом, у ребенка ещё совсем не сформировано. На этом этапе развития воспитателю следует больше общаться с детьми, показывая окружающий мир на наглядных предметах и явлениях. Важно при этом говорить четко и ясно, не прибегая к детской лексике;
  • Эстетического. Чувство прекрасного нужно развивать с самого детства. Педагог не должен забывать о культурно-нравственном воспитании своих подопечных. В процессе общения с детьми важно делать акцент на духовных аспектах жизни, личным примером показывая ребятам важность культурной речи, опрятного внешнего вида, и уважения к другим;
  • Физического. Физическое развитие у дошкольников занимает далеко не последнее место. Воспитателям следует учитывать это при планировании групповых мероприятий и ежедневных занятий с детьми.

Важно учитывать все эти уровни развития, при работе с детьми, как в группе, так и в индивидуальных занятиях.

В целях обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса министерство образования внедрило такое понятие, как профпригодность, или профессиональная компетентность педагога. Эта самая компетентность проявляется в умении педагога вести воспитательную деятельность на территории учреждения, в умении находить общий язык со своими подопечными, и оказывать на них влияние в процессе обучения и общения.

Согласно последней редакции профессионального стандарта педагога, воспитатель, помимо указанных выше правил и рекомендаций, должен соответствовать следующим требованиям:

  • Воспитатель должен быть хорошо знаком с основными возрастными особенностями детей, с которыми ему предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующую атмосферу в группе детей, и сделать общение детей с воспитателем и между собой более простым и непринужденным;
  • Педагог дошкольного образования должен быть хорошо знаком с особенностями и общими закономерностями развития детей дошкольников;
  • Должен умнеть спланировать и организовать основные виды деятельности дошкольников: игровую и предметно-манипулативную, групповую и индивидуальную;
  • Воспитателю необходимо на высоком уровне владеть теоретическими знаниями, касающимися физического, духовного и интеллектуального развития детей разного возраста, для налаживания более близких контактов с детьми;
  • Педагог должен поддерживать постоянный контакт со всеми детьми в группе, чтобы никого не растерять и вовремя реагировать на нестандартные ситуации;
  • Умение планировать различные мероприятия как внутри группы, так и на уровне детского сада или города;
  • Педагог отвечает за обеспечение в группе комфортной и безопасной среды для детей, поддерживая общение с ними в течение всего дня и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
  • Должен поддерживать постоянную связь с родителями детей, находящихся на его попечении;
  • Должен владеть навыками работы с компьютером для успешной организации своей педагогической деятельности.

Список навыков и умений, которыми должен обладать воспитатель, можно продолжать бесконечно. Приведенный выше перечень обеспечивает примерное представление о том, каким должен быть педагог, а именно - его профессиональная сторона. Не менее значительную роль играют также и личностные качества педагога, о которых мы поговорим ниже.

Личность воспитателя: какими качествами нужно обладать?

Вне всяких сомнений, воспитатель должен быть профессионалом своего дела. Для успешной работы с детьми ему просто необходимо обладать целым рядом практических умений и навыков, большой теоретической базой и знанием своего дела. Вместе с тем, одной лишь теорией и образованностью не обойтись.

Помимо важных для воспитателя навыков и умений, он должен обладать лидерскими качествами, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста. Помимо них важно также обладать другими, не менее важными для работы с детьми, чертами характера. Среди них можно выделить следующие:

  • Эмпатия. Каждый воспитатель должен быть не только серьезным и умным взрослым, но и чувственным другом для каждого из детей в своей группе. Он доложен уметь сочувствовать, сопереживать и понимать своих подопечных. Важно уметь замечать даже самые незначительные изменения в поведении ребенка, чтобы на ранних стадиях предотвратить конфликт, и помочь ребенку справиться со своими переживаниями;
  • Тактичность. Чувство такта должно быть неотъемлемой чертой характера любого педагога и воспитателя. Во всем, в работе педагога должно быть отражено чувство меры, умение держать эмоции в себе и принимать правильные решения, в зависимости от развития ситуации. Воспитателю необходимо уметь вовремя использовать юмор и строгость, смех и слезы, чтобы посредством этого оказывать положительное влияние на детей;
  • Оптимизм. Все педагоги – оптимисты, а иначе и работать с детьми дошкольного возраста не стоит. Педагоги верят в детей, которые им вверены. Важно поддерживать эту веру и в самом ребенке, создавая в группе доброжелательную атмосферу доброты и принятия. Жалобы на детей родителям и недоброжелательность лучше заменить на хорошее чувство юмора, жизнерадостность и желание вдохновлять ребят;
  • Авторитетность. Педагог – самый главный, после родителей, авторитет в глазах детей дошкольного возраста. Для того чтобы этот авторитет поддерживать, важно также завоевать доверие родителей, поддерживая с ними постоянный контакт. Только полная посвященность выполняемой работе поможет воспитателю поддержать свой авторитет и влияние на детей;
  • Этика и культура. Воспитатель просто обязан вести себя правильно. Ему необходимо строить правильные отношения как с детьми, так и с их родителями, а также с другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, участвующими в воспитании детей. Только так можно завоевать доверие ребят и их родителей;
  • Профессионализм. Это качество, пожалуй, можно назвать одним из самых главных в личности педагога. В основе всей работы воспитателя должно лежать призвание и желание развиваться. Если нет любви к детям и к тому, чем занимаешься, нет смысла продолжать работу в сфере дошкольного образования.

Конечно, это далеко не полный список качеств, необходимых каждому педагогу. К ним можно отнести также и терпение, выдержку, инициативность, творческий подход к работе, и другие. Помимо всего прочего, немаловажным будет умение воспитателя подстраиваться под детей, время от времени находиться с ними на одной волне. Умение рисовать, петь и мастерить вместе с детьми поделки тоже не будет лишним в работе воспитателя.

Без профессиональной подготовки воспитателю не обойтись. Для успешной организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу важно своевременно осваивать все современные технологии и программы. Он должен всесторонне развиваться, осваивая новые программы взаимодействия с детьми и их родителями.

Воспитателю нужно идти в ногу со временем, каждый день следить за модой и тем, что может быть интересно детям. Ребята обращают особенное внимание на внешность их лидера: одежда, прическа, улыбка. Особенно важно для детей иметь современного воспитателя, модного и «крутого», который понимает и находит время для каждого.

Обаяние, шарм, приятный внешний вид и постоянная улыбка – вот, что поможет вам завоевать сердца детей, и окажет на них самое сильное влияние.

Воспитатель как основное лицо воспитательно-образовательного процесса

Профессия воспитатель появилась в процессе развития системы учреждений дошкольного образования. В современном мире именно воспитатели учат детей самостоятельности, нормам и правилам поведения, готовят детей к школе.

Воспитательные функции реализуют воспитатели дошкольных учреждений, детских садов, интернатов, школ, колледжей, вузов. Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой.

Педагог дошкольного образовательного учреждения – это первый воспитатель в жизни ребенка (после родителей), закладывающий основы воспитания, социализации личности.

Особое внимание воспитателя должно быть уделено:

  • внешнему виду, опрятности;
  • культуре поведения;
  • мимике и жестам;
  • владению речью;
  • тактичному обращению с детьми, родителями, коллегами.

Для того, чтобы соответствовать требованиям современности воспитатель должен:

  • соответствовать современным требованиям;
  • обладать разносторонними знаниями;
  • повышать знания профессионального и общекультурного характера;
  • нести ответственность за свои действия;
  • уважать достоинство ребенка;
  • уметь находить решение проблем с детьми и их родителями;
  • находить и внедрять в профессиональную деятельность новые методы и средства воспитания и обучения, нестандартные приемы работы с детьми, родителями, коллегами.

В программу социальной политики всех развитых стран входят задачи развития дошкольного воспитания.

Роль воспитателя на современном этапе

Основная задача воспитателя – помочь детям адаптироваться к социокультурной жизни общества.

Замечание 2

Воспитатели образовательных учреждений участвуют в формировании индивида как основной духовной ценности социума, создателя материальных и духовных ценностей, влияющего на развитие производительных сил общества. Воспитатели приобщают молодое поколение к мировым культурным ценностям, создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Цель воспитательной деятельности определяется обществом, носит обобщенный характер. У каждого воспитателя данная цель видоизменяется в индивидуальную установку, которую и пытается реализовать воспитатель в своей деятельности.

Замечание 3

Гуманистическое начало в деятельности воспитателя реализуется в стремлении воспитать истинно человеческие качества во всех участниках воспитательного процесса. Демократизация и гуманизация всех областей общественной жизни обусловили усиление социальных функций воспитателя.

Социальная роль воспитателя проявляется в:

  • укреплении здоровья и обеспечении охраны жизни детей;
  • создании необходимых условий для плодотворного воспитания детей;
  • развитии индивидуальности и психологической защищенности каждого ребенка;
  • приобщении детей к музыке, культуре, традициям родного народа;
  • осуществлении воспитательной и образовательной работы с детьми на основании программно-методических документов;
  • регулировании воздействия на ребенка членов семьи и дошкольного учреждения, педагогическое просвещение родителей;
  • самообразовании, повышении знаний профессионального и общекультурного характера;
  • участии в методических мероприятиях, педагогических советах, исследовательской деятельности.

Социальные функции воспитателя

К социальным функциям воспитателя дошкольного учреждения относятся (Е.А. Панько):

  • организационно-мобилизующая,
  • диагностико-аналитическая,
  • регулирующая и координирующая,
  • проективно-конструктивная,
  • исследовательско-инновационная и изыскательская,
  • стимулирующая функции.

Важнейшей социальной функцией воспитателя является сотворение личности, духовное воспроизводство человека.