Учебно-методический материал на тему: духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях фгос. Публикация педагога на тему духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках фгос до

02.05.2019

Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Конспект предназначен для педагогов - для выступлений на педагогических советах, конференциях.
Цель: Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.
Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод использую во время:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод , который использую, когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания - это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность - постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй . Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Вывод : Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Галина Кочерыгина
Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

«Дети - наше будущее» . И каким будет наше будущее, зависит от нас взрослых : родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Слайд 5 (Стандарт)

В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО , который закрепляет приоритет .

Одной из задач стандарта является : объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Слайд 6 (Области)

Реализуются задачи в течение всего времени пребывания детей в ДОУ через различные виды деятельности, специфические для детей дошкольного возраста : игра, общение, познавательная и исследовательская деятельность в пяти образовательных областях , в которых, так же прослеживается данное направление :

социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье…

познавательное развитие …формирование первичных представлений о себе, других людях…о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…

художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания …мира природы, фольклора, сопереживание

физическое развитие ….становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами…

На данном слайде представлены направления работы по духовно – нравственному воспитанию в нашем ДОУ : «Я и моя родина» , «Я и мои ценности» , «Я и мое здоровье»

Слайд 8 (Программы)

Наш детский сад реализует Основную образовательную программу дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой, одной из парциальных программ в которой является программа по социально – коммуникативному развитию «Дорогою добра » Л. В. Коломийченко, а так же серия книг И. А. Лыковой В. И. Шипуновой «Народный календарь»

Дополнительно используем программы по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию :

Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной, Целью которой авторы ставят : развитие у детей целостного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов

Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей , содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ : обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .

В соответствии с целевыми ориентирами духовно – нравственная культура детей дошкольного возраста складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания дошкольников .

Стандарт дошкольного образования называют «Стандартом условий»

Главное условие, как я считаю, это кадровый потенциал.

Заведующая нашего ДОУ Валентина Григорьевна является глубоко верующим человеком, приобщает и свой коллектив.

В каждой группе нашлось место для иконы, у каждой своя история. Одну из них дети «спасли» , как сказали они в реке, когда ходили на экскурсию. Другие же нам принес в дар батюшка, настоятель храма нашей станицы Святителя Николая Чудотворца, он часто бывает в детском саду, оказывает духовную поддержку и наставляет на работу с детьми и родителями по духовно – нравственному воспитанию дошкольников .

Так же, частыми гостями нашего ДОУ бывают – воспитанники Воскресной школы с постановками.

Сотрудничество с Благочинным приходом Багаевского округа, протоиреем Александром Маштановым дает возможность детям нашего детского сада принимать участие в творческих конкурсах организованных ими

Прежде всего, духовно – нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно – нравственных задач. Родители участвуют в тематических выставках, конкурсах, совместных развлечениях праздниках.

Это традиционные собрания и педвсеобучи для родителей, собрания проведенные совместно с детьми.

Родители, с удовольствием принимают участие в традиционных праздниках, посвященных Дню матери, Дню защитников Отечества

А так же, принимают активное участие в уже ставшим традиционным Дне древонасаждений

С первых дней нахождения в детском саду родители включаются в сотрудничество, например при прохождении адаптации проводится акция «Познакомьтесь – это я!» , где родители с большой любовью оформляют газеты о своих детях, это помогает педагогам поближе узнать их новых малышей и их родителей.

Творческий проект «Что в имени моем?»

Проекты «Я в лучах солнышка» из которого мы узнаем, как дома ласково называют ребенка, и как он любит, чтобы его называли.

Проект «Я и мое здоровье» , где родители рассказывают, как они ведут здоровый образ жизни .

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. На слайде представлены «Щедрый вечер» и «Масленица»

Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят- это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления. Подарок сделанный своими руками, детскими руками «греет» . Дети с большим удовольствием делают подарки своим близким, организовывают выставки творческих работ . На слайде вы видите выставку портретов мам ко Дню матери, изготовление подарков : вязание крючком.

На этом слайде представлены : работа детей по изготовлению для мам кукол – оберегов ко Дню матери, и «Жаворонки – веснянки» , которых дети готовили к празднику «Благовещенье» , «Расписные писанки к «Пасхе» »

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своей станице. В непосредственно-образовательной деятельности , экскурсиях, беседах даём детям краеведческие сведения о родной станице, о её достопримечательностях.

На данном слайде вы видите экскурсии

Ежегодное празднование престольного дня станицы Багаевской

С помощью кукол, в доступной для детей форме – игры реализуем региональный компонент программы. В ноябре в нашем ДОУ проходил районный семинар для воспитателей , где педагоги делились опытом , дети исполняли народные песни. С воспитателями проведен мастер – класс по изготовлению казачьего костюма.

Экскурсии в музей нашей станицы. Детей очень впечатлил рассказ о том, что раньше детям давали в руки икону, и ребенок уже не мог соврать.

Дети с удовольствием примеряли старинные орудия труда : коромысло, пилу.

Экскурсии в библиотеку

В духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи : дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как : долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.

Ежегодно в детском саду проводится праздники, посвящённые Дню России, Дню Победы.

Еще одно направление : «Я и мое здоровье»

На этих слайдах представлены : «Олимпийское движение»

Спортивные соревнования

Мама, папа, я – спортивная семья!

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для развития его личности.

Знакомство с трудом взрослых, дежурство

Труд в природе

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

На завершительном этапе, по окончании детского сада, хотелось бы видеть такие результаты…

Любите детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни! На данном слайде представлен праздник День дошкольного работника , педагоги отдают детям свою любовь, вкладывают в них свою душу, за это дети открывают нам свои сердца

Слайд 40. Спасибо за внимание!

К сожалению, презентация не загрузилась, извините.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспита­ нием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приве­дет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Список литературы

1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

2. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993 г.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методич. пособие.–СПб: «Детство-Пресс», 2004.

4. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. СПб: «Детство-Пресс», 2004.

5. Юдин А.Б. Русская традиционная народная духовность.- Москва, 1994 г.