Что умеет ребенок 1 год 3 месяца. Крупы, мучные и хлебобулочные изделия в рационе ребенка. Развитие активной речи

10.05.2019

Ребенок уже многое умеет и становится все больше похожим на взрослого человека. Подобная растущая схожесть подчеркивается подражательной деятельностью - главной особенностью поведения ребенка в год и три месяца.

Общее развитие

В один год и три месяца малыш превращается в маленькое «зеркало» для окружающих его взрослых людей. Он хватает игрушечный телефон и деловито расхаживает по комнате, сердито покрикивая в него на манер папы. Залезает на диван с книжкой в руках, устраиваясь рядом с читающей мамой. Толкает ногой кота, которого в грубой форме прогнала из кухни бабушка. Ребенок становится вашим отражением. Поэтому сейчас, как никогда, важно контролировать себя. Малыш может однократно повторить какое-то действие и тут же его забыть. Но если перед глазами находится постоянный пример для подражания, то перенятая манера поведения рискует стать характерной и для него.

После исполнения 1 года 3 месяцев рост малыша замедляется. За оставшийся год он прибавит не более 3 сантиметров и 5 килограмм. Это естественный процесс. Наступает следующий этап физического развития ребенка. В связи, с чем изменяется и фигура крохи. Исчезает округлый животик, интенсивно развиваются мышцы на ручках и ножках. Природа подготавливает карапуза к новым победам и свершениям.

Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца?

Навыки, которыми овладел ребенок к этому важному периоду:

  • он уверенно управляет своим телом: ходит, преодолевает препятствия, пытается освоить невысокие ступеньки, встает на носочки, кружится и танцует;
  • наработаны навыки ловкого манипулирования предметами (строит башню из кубиков, собирает пирамидку, катает мяч);
  • ссвоены бытовые принадлежности (держит ложку, блюдце, кружку, пытается использовать по назначению расческу и зубную щетку);
  • открывает и закрывает ящики и шкафы;
  • протягивает ручки при одевании, сам просовывает ножки в обувь.

Многому еще предстоит научиться, но самый сложный этап позади. Сейчас важно помнить: каким бы взрослым и осознанным не выглядел малыш, его действиями по-прежнему руководят инстинкты. Поэтому в один год и три месяца использовать логическую аргументацию в общении с ребенком рано. Отложите нравоучительные разговоры еще как минимум на год.

Речь малыша

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.

Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.

Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца

В один год и три месяца режим дня ребенка почти не меняется. Как правило, его день начинается в 8-9 часов утра. Затем следуют умывание, легкая гимнастика и завтрак. Гулять с малышом необходимо ежедневно, желательно не менее 2 часов. Еще лучше принимать воздушные ванны дважды и непосредственно перед дневным отдыхом. Купать ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев достаточно через день. Вечером обязательно умывание и мытье ручек и ножек.

Питание

Малыш по-прежнему находится на четырех разовом питании. Интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Нужно стараться включать в рацион больше молочного и продуктов, богатых железом. Чаще предлагать фрукты и овощи. Вторые блюда должны быть в вареном и тушеном виде. Ограничьте доступ к сладкому.

Сон

В возрасте 1 года 3 месяцев некоторые дети переходят на 1 дневной сон. Но не будет отклонением от нормы, если малыш все еще отдыхает 2 раза за день. Ночью ребенок продолжает спать по 10-11 часов. Если есть проблемы с засыпанием, можно выйти с ним на свежий воздух, побыть там минут 15. И конечно, стараться укладывать малыша всегда в одно время.

Безопасность

Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.

Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:

  • положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
  • убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
  • отодвинуть от окон подставки и стулья;
  • внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.

Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.

Чему можно научить ребенка?

Учитывая способности ребенка 1 года 3 месяцев, уже можно пробывать обучить его первым физическим упражнениям.

Приседания. Возьмите обруч и предложите малышу ухватить его с другой стороны. По команде: «садись!» приседайте вместе с ним.

Первые наклоны. Посадите ребека себе на колени. Зафиксируйте его голени. Сгибайте и разгибайте малыша. Проделывать упражнение можно, проговаривая веселые ритмичные стихи.

Игры с мячом. Сядьте с ребенком на пол, возьмите мяч и перекатывайте его в разных направлениях.

Разминаем ножки. Предложите малышу лечь на коврик и дотянуться ножками до любого предмета в ваших руках.

Покоряем вершину. Поставьте перед ребенком барьер высотой около 15 сантиметров и предложите преодолеть его. Затем помогите самостоятельно забраться на диван или невысокий стул.

Такие простые упражнения не только разовьют спортивные задатки малыша, но и позволят крохе спокойно покорять и испытывать этот мир под вашим чутким руководством.

Развивающие игры

Приступая к развивающим играм необходимо помнить 3 важных правила, учитывающих особенности поведения малыша в возрасте 1 года 3 месяцев.

  1. Сочетайте пассивную игру с движением. Сейчас ребенок очень активен и, находясь в неподвижном состоянии, может быстро утомиться.
  2. Старайтесь закончить игру раньше, чем она успеет надоесть малышу.
  3. Основа любых занятий - интенсивное общение, развивающее речь ребенка.

Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать кроху в год и три месяца.

Собираем грибы. Вырежьте из бумаги несколько грибов разных размеров и разбросайте их по комнате. Дайте малышу корзинку (можно тоже бумажную) и предложите собрать их вместе. Когда основное задание будет выполнено, попробуйте заинтересовать ребенка разделением грибов на большие и маленькие.
Подобная игра тренирует навык обращения с предметами, исходя из их величины и положения в пространстве.

Знакомимся с куклой. Возьмите куклу и «познакомьте» ее с карапузом. Пусть она «представится» и «заговорит» с малышом маминым голосом. Обратите внимание ребенка на ее прическу и красивое платье. После знакомства разыграйте небольшое представление. Пусть кукла споет, станцует или прочитает стихотворение. Сопровождайте выступления игрушки репликами: «Куколка хочет спеть для тебя!», «Тебе понравилось выступление нашей гостьи?».

Такое, на первый взгляд, незамысловатое развлечение, в возрасте 1 года 3 месяцев является первым знакомством крохи с сюжетно-ролевыми играми. В дальнейшем они, конечно, усложнятся, будут включать конкретных, вполне реальных героев и еще сыграют важную роль в развитии.

Ребёнку исполнился 1 год и 3 месяца, его развитие происходит порой настолько быстро, что родители не успевают диву даваться. Каждый день у крохи появляется новое умение, новое знание. Каким оно должно быть? И как помочь крохе в познании окружающего мира? Сейчас выясним.

Развитие — это то, что дает родителю понять: ребёнку 1 год и 3 месяца и с ним всё в полном порядке. Достаточные умения и навыки малыша — повод для радости. Недостаточные — повод для обращения к специалисту. Но как ни крути, именно они являются своеобразной лакмусовой бумажкой для родителей.

Что должен уметь

Ребёнку исполнился год и 3 месяца, и ежедневно список того, что он должен уметь к этому возрасту, расширяется. Игры с мячом, требующие активных движений, — его любимые. В них он выражает свои эмоции, делая это порой очень смешно и нелепо. Кроха познает мир, выворачивая наизнанку шкафы и рассматривая каждый “вывернутый” предмет по отдельности. Мамин телефон или пульт от телевизора — лучшие друзья малыша. С их помощью он начинает имитировать телефонные разговоры.

В этот период ваше чадо начинает активно демонстрировать свои чувства. Может обнять и поцеловать не только родителей, но и любимую игрушку или собаку. Его не заставишь делать то, чего ему не хочется. Будете напирать — дитя продемонстрирует негодование. Всех родных людей и тех, кто проводит с ним много времени, знает не только в лицо, но и по имени. Произнести может не всегда, но, услышав знакомое имя, непременно реагирует.

Занятия

В возрасте 1 год 3 месяца с ребёнком необходимо проводить занятия ежедневно. Используйте систему Монтессори, выбирая те задачи, которые, на ваш взгляд, малыш решает хуже всего. Развивающее занятие “Рамки Монтессори” — ответ на вопрос, чем интересным и увлекательным занять ребёнка в год и 3 месяца. Для этого понадобятся картонные рамки с вырезанными геометрическими фигурами и вкладыши аналогичной формы. Пусть малыш найдет каждой рамке пару-вкладыш. На первых порах помогите ему, покажите, что нужно делать, на конкретном примере.

Игры

Для развития физической активности малыша можно предложить ему следующий игровой комплекс. Поставьте перед ним коробку с игрушками, попросите заглянуть туда и выбрать, к примеру, мягкого медвежонка. После того как малыш отыщет искомый предмет, попросите его принести игрушку вам. Помимо этой игры, с маленьким ребёнком в 1 год 3 месяца, можно сыграть в “Копилку”, развив таким образом логику и мелкую моторику. Если в хозяйстве есть копилка, прекрасно. Если нет, можно сделать её самостоятельно. Принцип игры прост: попросите чадо протолкнуть в копилку любой найденный им и подходящий для этого предмет. Для облегчения задачи предложите ему зернышко кофе, монетку, закладку для книги, кубик и так далее.

Питание

Специалисты считают, что рацион маленького ребёнка в 1 год и 3 месяца и вплоть до полутора лет должен составлять 1300 килокалорий. При этом кроха должен кушать пять раз в день. Питание малыша в 1 год и 3 месяца окончательно превращается во взрослое, в меню ребёнка превалируют овощи и белки животного происхождения.

Ученые подсчитали и выяснили, что на каждый килограмм массы тела вашего чада в день должно приходиться по четыре грамма жиров и углеводов и по шестнадцать граммов белка. Если вы заметили, что ребёнку, которому исполнился год и 3 месяца, пятое кормление не нужно, если видите, что он плохо его ест, откажитесь от последнего приёма пищи. Кроха даёт вам сигнал, что в пятиразовом питании уже не нуждается.

Сон

В этом возрасте малыши спят приблизительно тринадцать часов в сутки. Читая о том, сколько спит ребёнок и понимая, что ваш кроха в год и 3 месяца спит меньше (или больше), имейте в виду: указанное количество часов может меняться в каждом конкретном случае, то увеличиваясь, то уменьшаясь на пару часов.

В идеале дневных снов должно быть три. Два как минимум. длительность каждого из них должна быть не менее часа. Однако идеал — это не правило и уж точно не реальность. В вашем конкретном случае всё может быть иначе. К тому же, когда ребёнку год и 3 месяца, он нередко плохо спит ночью и днём. Причины снижения качества сна могут быть самыми разными — от прорезывания зубов до психологических переживаний.

    Замечу, что в 1 год и 3 месяца ребенок стал спать ночью не просыпаясь, а днем сон сократился до двух часов. Окончательно ушли от грудного вскармливания, меню стало более разнообразным, меньше стало пюре, протертых продуктов.

    Сын стал играть не только в прятки, собирать пирамидку и складывать кубики, как написано в статье, но мы отказались от ходунков, полюбили домашние качели.

    Ребенок не только рисовал каракули, но исчеркал все стены и, где смог, с увлечением отодрал обои. Появились любимые книги, любимые игрушки, которым отдавалось предпочтение. Полазушник - это да! Все ящики и шкафы были интересны, самое острое удовольствие - стучать ложкой о кастрюлю, чем громче, тем лучше.

    Вообще, в этом возрасте уже проклевывается личность и характер проявляется, удивительно интересный возраст.
    Ответить

    Закрыть [x]

    Очень интересный период в развитии ребенка. Мой сынок уже уверенно бегает, прыгает, играется игрушками сам.

    Появился интерес к книгам. Все чаще просит читать ему, рассказывать, что нарисовано на картинках.

    По-немногу разговаривает, но предложения сложить пока не получается. А так, в принципе, можно разобрать, что ребенок требует в даный момент. С каждым днем все больше и больше новых слов произносит.

    Учимся рисовать, держать правильно карандаши. Но пока хорошо выходит только на стенах. Мы, конечно немного иногда ругаем за это, но он упрямый, постоянно проявляет свой характер.

    Но самое главное, что ни один шкафчик мы не пропустим. Везде ребенку надо посмотреть, потрогать предметы, которые как бы «нельзя».
    Ответить

    Закрыть [x]

    А мы в 1 год и 3 месяца только пошли. Мне показалось, что поздновато, но наш педиатр в этом проблемы не увидел, сказал, что всё в пределах нормы, поэтому нет повода переживать.

    А что касается памяти, то в статье верно подмечено, что в этот период кажется, они помнят все картинки. И с частями тела в этом возрасте проблем уже не было, показывал даже пупик.

    А вот любовь к открыванию тумбочек и шкафчиков, к счастью, обошла нас стороной. Был замечен за этим занятием всего-лишь раз, но работы мне задал на час: вывалил из тумбы все крупы, сверху присыпал ванильным сахаром и лаврушкой «украсил». Больше попыток «усложнить маме жизнь» не предпринималось.
    Ответить

    Закрыть [x]

    В год и 3 месяца моя дочка кардинально изменилась, стала более самостоятельной.Ходить мы научились поздновато в год и 2 месяца, и как только ее ножки окрепли, она стала уверенно передвигаться по квартире.У нее сразу же появилось куча дополнительных занятий.Она уже больше времени играла одна.Кормила своих игрушек, укладывала их спать.Сидела в своем домике(палатке) и разговаривала с мягкими игрушками.

    На этот момент у нас было всего 6 зубов.Но потом зубки полезли сразу по несколько штук.

    Самостоятельно есть еще не могла, но постоянно брала ложку и пыталась есть из тарелки.

    Появился интерес к рисованию, а то до этого мы их грызли.
    Ответить

    Закрыть [x]

    Прямо сейчас мы находимся в этом славном возрасте. Все нормативы из статьи выполнены на ура и в психологическом, и в физическом плане, ходить он стал уверенно уже в год и месяц, но «плюшка» такая полненькая, что и сейчас, уже почти бегом! - переваливается с ноги на ногу. Действительно требует ложку и пытается самостоятельно кушать, любит сидеть за партой и рисовать, выворачивает и проверяет все шкафы, очень усердно играет с машинами и безумно любит книжки, прямо замирает над ними, такое впечатление, что даже не дыша. Единственное, что омрачает это счастье - лезут тройки и четверки, похоже, все вместе, и он стал капризным и требовательным.
    Ответить

    Закрыть [x]

    В этот период я окончила грудное вскармливание. На этом этапе я четко поняла, что ребенок уже многое понимает, у него стал проявляться характер.

    Было такое, что он мог плакать и прижиматься ко мне при виде чужих людей, которые приходили в дом. Я сильно переживала, но со временем это прошло.

    Открывание шкафов тоже имело место быть. Приходилось следить, убирать опасные и острые предметы повыше.

    Этот возраст интересен тем, что ребенок еще как бы маленький, но уже не доставляет столько хлопот, т.к. многое понимает, его уже можно о чем-то попросить.

    Примерно в этот период я уже могла спать всю ночь без пробуждения.
    Ответить

    Закрыть [x]

    На мой взгляд это самый чудесный возраст. Ребенок начинает активно познавать мир, моя дочь в это время уже уверенно ходила, с интересом играла в игрушки, начала разговаривать и повторять за мой все действия как обезьяна. На столько смешно было за ней наблюдать. Она еще не начала показывать свой характер, была покладистым ребенком, послушным, чего не могу сказать о ней по истечении полугода.

    В год и три месяца ребенок очень активно впитывает в себя всю поступающую информацию и тут важно уделять ему как можно больше внимания, заниматься, использовать развивающие игры, даже если мама устала.
    Ответить

    Закрыть [x]

Позади празднования первого дня рождения, впереди увлекательные, полные новых открытий, дни. Малыш продолжает активно развиваться. Заканчивается период младенчества и малыш вступает в детство. Главными помощниками в этом ему будут три основных умения, которые у него уже есть: ходить, говорить и думать. Время от одного до двух лет - это возраст бесконечных открытий и экспериментов.

Период, охватывающий развитие детей после года (до трех лет), психологи назвали ранним детством. Несмотря на то, что малыш растет дальше, скорость этого процесса снижается. Так, например, за второй год жизни ребенок может вырасти на десять сантиметров, а за третий - всего на восемь. Данный временной отрезок разделяется на три под этапа.


  • От года до полутора лет.

  • Период от полутора до двух лет.

  • Период от двух до трех лет.

Ваша родительская задача - знать особенности развития на каждом этапе и как результат - использование наиболее подходящей вашему ребенку воспитательную тактику.

Что новенького

Примерно в год малыши начинают ходить. Теперь они становятся более самостоятельными, это позволяет им исследовать окружающее пространство. Все предметы, которые имеются вокруг, ребенку необходимо потрогать, рассмотреть. Родители должны помочь ему в освоении пространства, держа этот процесс под своим бдительным контролем. Так, например, если малыш хочет залезть в шкаф - не запрещайте, а лезьте туда вместе с ним. А вот если у него возникло желание играть с зажигалкой, гораздо лучше будет, чтоб она вообще не попадалась ему на глаза. Развитие детей после года предусматривает и изучение «премудростей» ходьбы. Не стоит паниковать и переживать, если малыш часто падает: его кости настолько гибки и легки, что переломы им практически не грозят. Даже во время падений совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Некоторые психологи уверены, что чем больше малыш падает, тем быстрее он освоит науку ходьбы, тем динамичнее будет происходить развитие детей после года. Постепенно приходит понимание, что дверью можно прищемить пальцы, а об угол шкафа очень больно удариться.

Развитие детей после года приводит к появлению все новых и новых слов. Кроха еще не может произнести фразу, но родители уже понимают, что он хочет сказать.

В этот период стоит поговорить о кризисе первого года. Возрастные кризисы у детей ознаменовывают каждую новую ступень в психологическом развитии и становлении ребенка самостоятельным. 1 год, 3, 7, 12–14 лет - основные кризисные рубежи, через которые проходит каждый ребенок. Последний период, именуемый переходным возрастом, наиболее длителен и труден в преодолении, но избежать его скорее всего не получится ни детям, ни их родителям.

После девяти и до восемнадцати месяцев родители могут столкнуться с изменившимся поведением ребенка.

Еще недавно веселый и ласковый малыш начинает закатывать истерики по малейшему поводу: именно так проявляется кризис 1 года. Не все понимают, что происходит с крохой. Многие опасаются, что у него скверный характер или он слишком избалован. На самом деле это лишь этап развития маленького человека.

Такая резкая смена поведения человечка называется так - кризис 1 года у ребенка. Дело в том, что это был трудный год, малыш проделал долгий путь от лежачего грудничка до прямоходящего человечка, многое увидел, научился. Уже сейчас он маленькая, но сформировавшаяся личность со своим настроением и гастрономическими пристрастиями. Такая бурная деятельность развития оказывает сильное давление на неокрепшую психику. Порой ребенок не хочет делать, то, что он делает, но иначе он не умеет выражать свои требования и эмоции. Пройдет буквально чуть больше полугода, и малыш научится с собой справляться, характер поменяется в лучшую сторону.

Причины кризиса одного года
Еще недавно кроха довольствовался тем, что предлагала ему мама. Но теперь его способности растут и он понимает, что сам может достичь желаемого, например добраться в нужное место. Или очень настойчиво попросить. Неудивительно, что часто кризис первого года проявляется у детей после того, как они научатся ходить. Они осознают свои возможности. В этот же период ребенок начинает отделять себя от мамы, с которой долгое время был фактически единым целым физически, а потом психически. Но границы его «Я» для него еще расплывчаты. Основная причина кризиса: отчаянное желание независимости у детей и при этом невозможность обойтись без помощи взрослых. Да и с собой непросто справиться: не все получается, как хочется. Например, не выходит дотянуться до игрушки или не получается удержаться на ножках. Вот и проявляются эмоции через плач и истерики. Кроме того, малыш испытывает социальные рамки и границы дозволенного. А растущие зубки причиняют дискомфорт и усугубляют плохое настроение.

Как пережить кризисный период
Кризис 1 года у ребенка проходит: у девочек - к 1,5 годам, у мальчиков - к 2, но каким из него выйдет малыш, зависит только от родителей. Надо стараться относиться к ребенку как ко взрослому человеку, слушать, пытаться понять его настроение и желания. Не заставлять его делать что-то против его воли, конечно, если речь не идет о принятии важных лекарств или надевании сапог и шапки в мороз. Но не нужно пытаться накормить ребенка супом, если он хочет кашу, заставлять играть в кубики и машинки по вашим правилам.Если правильно организовать воспитание и общение в кризис ребенка первого года жизни, то можно помочь ему не только легко преодолеть все сложности становления своего характера, но и овладеть новыми знаниями и навыками.

Как выглядит ребенок в 1 год 3 месяца


Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Самостоятельно ходит, но может и падать. Если ребенок боится ходить сам, помогайте ему. Лучше дать малышу возможность подержаться за ваши указательные пальцы, а не просто держать его за руки. К 1 году 3 месяцам способен пройти не менее 20 шагов, не присаживаясь. Большая часть детей в этом возрасте встают на ноги самостоятельно, не держась за окружающие предметы.

Малыш легко меняет положение тела - поворачивается, пятится. Может идти и нести в руках мяч, большинство детей начинают делать это в 13 месяцев. Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. В целях его безопасности еще более строго, чем раньше, проверьте все возможные маршруты передвижения и уберите все, что может нанести вред ребенку. С другой стороны, если вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: «Не трогай, не бери, не ходи», - то и ребенок станет нервным, и ваша жизнь тоже не будет спокойной. Залезает, карабкается на диваны и низкие кресла. Половина детей в возрасте 15 месяцев может залезть на взрослый стул и слезть с него обратно на пол. Если дать карандаш, захватывает его всей кистью и может черкать им.

Еда ребенка в 1 год 3 месяца

Уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее, почти не проливая. Но поставить чашку на место пока не может, чаще отдает ее взрослому.

Пытается самостоятельно есть густую или наполовину густую пищу ложкой из тарелки, даже если его этому специально не учили. Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест. Может учиться пользоваться и вилкой, но взрослый должен контролировать этот процесс, чтобы ребенок не поранился.

Бытовые навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Снимает обувь, если она не застегнута и не завязана. По просьбе направляет руки под струю воды. После умывания можно учить ребенка вытирать руки поданным ему полотенцем.

Игра ребенка в 1 год 3 месяца

К 15 месяцам не тянет несъедобные предметы и пальцы в рот. Игровая деятельность становится более разнообразной, ведь научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать и тянуть что-либо. Рекомендуем купить тележку на веревочке или с ручкой, которую ребенок может постоянно загружать, разгружать и возить за собой. Вслед за показом взрослого может поставить один кубик на другой и таким образом построить домик-башню из двух кубиков. Сначала покажите, а затем дайте малышу возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в 15 месяцев жизни не берет кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет задание в точности.

Кроме того, покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте ему возможность выполнить это упражнение столько раз, сколько малыш захочет. Не следует на этом этапе требовать, чтобы он собирал пирамидку правильно. Главное в этом занятии - отработать навык надевания кольца на стержень. В 15 месяцев ребенок уверенно снимает 4–5 колец пирамидки и может надеть 1–2 кольца (некоторые дети и большее количество) без учета их размера. В 1–1,5 года детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные игры, особенно различного рода шнуровки. Чтобы сложные действия с такого рода игрушками доставляли ребенку удовольствие, необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, шнуровки не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после - прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет. Во-вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Шнурование - совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку. И в-третьих, если ребенок не проявил интереса к игрушке, значит, это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже - через месяц, через два.

То же самое относится к возрасту, в котором ребенок овладевает способностью различать геометрические фигуры и вставлять предметы друг в друга в зависимости от их формы и размера. Кроме того, эта способность связана с доступностью такого рода игрушек. Поэтому уже в начале второго года жизни необходимо купить один или несколько наборов игр-вкладышей. Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. В зависимости от того, куда именно вкладывается предмет, игры-вкладыши подразделяются на три основных вида: вкладыши в рамку, вкладыши один в другой и пирамидки. Вкладыши в рамку. Рамки с прорезями разных форм могут быть плоскостными, в виде доски-планшета, или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие. Если фигурка-вкладыш совпала с рамкой-силуэтом, то она прочно сядет в свое «гнездышко» или благополучно в него провалится.

Вкладыши один в другой. К этому виду вкладышей относится традиционная русская матрешка. В настоящее время помимо матрешки существует очень много других игрушек подобного типа. Количество предметов, которые вставляются один в другой, различно - от двух-трех до десяти и более. К 15 месяцам жизни 95% детей умеют вставить маленький стаканчик в больший по размеру.

Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают подвижность пальчиков, так называемую мелкую моторику, координацию движений рук. В некоторых конструкторах для маленьких детей также имеются фигуры, позволяющие тренировать вкладывание.

Естественно, сначала надо показать ребенку, как играть с этими игрушками. Возьмите доску-планшет с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте одну из фигур в руки малыша с предложением вложить ее в отверстие доски. Обратите внимание малыша, что если фигурка правильно попадает в свою нишу, то доска становится гладкой. Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой». Похвалите ребенка. В возрасте 15 месяцев жизни ребенок может справляться с заданием на вкладывание круга. Также можно продемонстрировать соотношение предметов ребенку: например, вытащив меньший куб из большего. Однако вначале ребенок пытается вкладывать предметы друг в друга, применяя в первую очередь силу.

Для игры-тренировки вкладывания с 1 года 3 месяцев так же рекомендуют использовать матрешку с одним вкладышем, то есть из всего набора матрешек используйте только одну большую и другую поменьше, остальные пока уберите. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для этого покажите большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: одна матрешка большая, другая маленькая. Спросите ребенка: «Где большая матрешка, а где маленькая?» Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив обе половинки. Можете совместить при этом рисунок, но обычно на протяжении второго года жизни ребенок еще не способен сам правильно совмещать рисунок на матрешке. Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

Периодически нужно ограничивать объем игрушек, находящихся перед ребенком, чтобы он мог сконцентрироваться на игре с этими фигурами. При выборе между случайными предметами и игрушками ребенок этого возраста для игры отдает предпочтение игрушке. Начинает подолгу играть сам, без присутствия взрослого. Самостоятельно, без просьбы взрослого, выполняет разученные действия с игрушками: кормит куклу, укладывает спать мишку, катает машинку и гудит при этом («би-би», «др-рр»). Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т.д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т.д.

Необходимо купить ребенку куклу размером не более 30–40 см. Ученые отмечают одинаковый интерес маленьких мальчиков и девочек к игре с куклой. Не следует опасаться того, что игра в куклы на втором году жизни как-то повлияет на будущую сексуальную ориентацию мальчика. Чем меньше ребенок, тем проще должна быть кукла. Первой покупается недорогая кукла из мягких материалов (ткани, резины, поролона и т.п.) без парика-волос и звуковых эффектов. Кукла должна быть на шарнирах, которые позволяют изменять положение конечностей, что дает возможность одевать и раздевать, сажать ее и т.п.

Если к возрасту одного года малыш уже освоил кормление мишки, укладывание спать куклы, то после года игровые действия с игрушкой постепенно из конкретных становятся более абстрактными, отвлеченными. Ребенок не только выполняет то единственное типовое действие с конкретной игрушкой, которому он был обучен, например кормить мишку с ложечки. Теперь на свое усмотрение, разумеется, после ваших предварительных показов, малыш может покормить и куклу, и вполне живую кошку. Но не станет кормить с ложечки телевизор, потому что знает: телевизоры с ложечки не едят.

В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых: «читает» и «разговаривает по телефону», как папа; «подметает и вытирает пол», как мама.

Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик-коробку или корзину). Если ваш малыш все-таки не хочет этого делать, поиграйте с ним так, как это описано в разделе «10 месяцев». Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас самих стремление к порядку, дисциплине? Трудно воспитывать те качества, которыми не обладаешь сам. Если вы сами очень неорганизованны, но хотите, чтобы ребенок был другим, то постарайтесь преодолеть свою натуру и чаще наводите порядок в квартире и на кухне. Многие дети в этом возрасте продолжают бросать один предмет за другим на пол: сбрасывают их со стола, выкидывают игрушки из кроватки. Не стоит поддерживать эту игру-привычку, постоянно поднимая игрушку и отдавая ребенку, чтобы он опять ее бросал.

Действия с игрушками сопровождаются эмоциями. Они проявляются в мимике ребенка и интонациях голоса.

Часто он смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях, в том числе вопросительно. Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого. Взгляд становится более выразительным и приобретает различные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и проч. Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении передвижения ребенка, дискомфорте, отказе в желаемом. Удивляется, пугается неожиданного, нового. Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Все чаще использует указательный жест.

Показывает рукой и указательным пальцем на что-либо в самых различных ситуациях: для того, чтобы вы дали нужную ему вещь, в ответ на вашу просьбу показать предмет, для привлечения вашего внимания. Качает головой из стороны в сторону в знак отрицания - жест «нет». Кивает головой в знак согласия - жест «да».

Любит самостоятельно или вместе со взрослым рассматривать книгу с картинками, но чаще просто переворачивает по несколько страниц сразу. Дольше и внимательнее слушает сказки, которые вы читаете ребенку с показом ярких картинок в книжке. На картинках по вашей просьбе показывает знакомые предметы и некоторых животных. Может и по собственному желанию тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные предметы на странице.

Понимание речи ребенком в 1 год 3 месяца

В этот период происходит быстрый рост пассивного словаря. Малыш хорошо знает имена близких взрослых, понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, названия одежды. По просьбе показывает рукой или берет в руки предметы, названные взрослым. Продолжает развиваться и совершенствоваться способность обобщать. Например, в ответ на просьбу принести маме мячик ребенок может запросто принести любой из имеющихся поблизости от него мячей, а не только тот, с которым он обычно играет. «Принеси машинки» - приносит несколько игрушечных машинок. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет пока что выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения бывают неправильными. Например, словом «шар» ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщение по функциональному признаку: шапка - это шляпа, косынка, кепка и др.

Понимает слова, обозначающие действия и некоторые бытовые ситуации. К 1 году 3 месяцам должен выполнять не менее трех (по числу используемых действий-глаголов) типовых инструкций: найди то-то, принеси то-то, положи на место. Поручения могут быть и другими: отдай тете, открой и закрой ящик. Начинает выполнять также более сложные, но привычные инструкции: пошли кушать и т.д.

Важно отметить, что малыш понимает именно словесный смысл инструкций, так как выполняет их без жестов или показа взрослого.

В процессе расширения сферы взаимодействия ребенка с окружающими предметами увеличивается число необходимых запретов. Появляется необходимость различать свое, которое можно брать и которым можно пользоваться, и чужое, которое нельзя брать. Если такое понимание не развилось самостоятельно в процессе повседневного общения, то для воспитания этого понимания можно использовать игру. Например, при сборах на прогулку можно попутно изучить принадлежность вещей. Мать надевает ребенку свою шляпу и говорит: «Моя шляпа у Саши», - и ребенок смеется. Затем она надевает себе на голову шапочку ребенка, смеется и говорит: «Мама надела шапочку Саши», - что, естественно, еще смешней, в том числе и для ребенка. Потом вы меняетесь шапками, к удовлетворению ребенка, который получает обратно свою вещь. Наконец, вы укладываете свою шляпу рядом с собой, а шапочку ребенка рядом с ним и говорите: «Мамина шляпа у мамы, а у Саши своя шапочка». Потом вы просите, чтобы ребенок положил рядом с вашей шляпой ваши туфли, перчатки и другие вещи, а рядом со своей шапочкой свои ботиночки и курточку. После прогулки можно продолжить изучение вещей. Вы двигаетесь по квартире и показываете ребенку разные вещи: «Это мамино пальто», «Это папины брюки», «Это бабушкин сундук» и т.д. Ребенок все это запоминает и, если бабушка берет мамину сумку, возмущается и пытается навести порядок. Так ребенок постепенно узнает, какие вещи и предметы его и он может ими распоряжаться, а какие вещи принадлежат другим людям и ему нельзя их трогать без разрешения.

Однако осуществление запретов затруднено тем, что в этом возрасте становится выраженной несговорчивость ребенка, появляется детский негативизм.

Показывает по вашей просьбе 1–2 (или больше) частей тела, частей лица у себя, другого человека и у игрушки.

Активная речь ребенка в 1 год 3 месяца

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, то он узнает их. Половина детей в этом возрасте может ответить правильно на вопрос: «Посмотри, кто это?» Называет взрослого на фотографии по имени.

К 15 месяцам в активном словаре использует не менее шести простых слов, но это настоящие слова, а не слова-метки или облегченные слова: мама, папа, дядя, дай, на и др. Эти настоящие слова означают конкретных людей или действия. Что касается слов-меток, часто произносимых детьми в этом возрасте, то они многозначны. Из-за недостатка слов ребенок вынужден использовать эти лепетные звукосочетания или нечто напоминающее мычание. Звуки дополняются жестами (показывает пальцем, тянет вас за одежду и т. д.).

В возрасте от одного до полутора лет, а иногда и позднее произносит как бы целые предложения из большого количества неразборчивых слов, что создает впечатление о стройной, хотя и непонятной речи. Нет смысла просить ребенка говорить помедленнее, в надежде разобрать его слова. В действительности это игра в слова - тренировка произношения слов. Произносимые звукосочетания не являются настоящими словами. Это множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти, ма-ти-тя» и т. д. Это как бы игра в слова, необходимая для развития данного этапа речи.

Как кормить ребенка в 1,3 года

Питание детей после года приобретает значительные отличия от питания до года. Это обусловлено тем, что организм маленького человечка растет, совершенствуются его функции, пищеварительная система становится более зрелой, двигательная и познавательная активность увеличиваются, требуя больше энергии. Но все же пищеварительные функции печени, желудка, поджелудочной железы еще не работают, как у взрослого человека в полную силу, что влияет на режим питания ребенка после года, состав пищи, ее количество и качество.

Набор продуктов, обеспечивающих полноценное питание детей после года:


  • Мясо - предпочтительны нежирные сорта, например, телятина или говядина. Очень полезна печень. А вот с колбасами и сосисками лучше повременить.

  • Молочные продукты необходимы для растущего и стремительно развивающегося детского организма, но в особенности полезны кисломолочные - кефир, йогурт. Можно готовить вареники с творогом и сметаной, творожные запеканки.

  • Из сыров необходимо выбирать сливочные сорта, проверять отсутствие вредных добавок.

  • В рыбе содержатся витамины и легкоперевариваемые белки. Ее можно давать до двух раз в неделю. А вот икра не рекомендуется, ввиду ее чрезмерной жирности.

  • Яйца также содержат определенное количество полезных веществ. Но в то же время этот продукт является сильным аллергеном, поэтому использование его для приготовления омлетов, запеканок должно быть строго нормированным.

  • Каши из овсяной, гречневой, пшенной, ячневой круп очень полезны для растущего организма. А вот макароны, изобилующие углеводами, следует ограничить.

  • Овощи и фрукты, если отсутствует аллергия, можно включать в питание детей после года самые разнообразные.

  • Хлеб лучше давать из муки ржаной или грубого помола. Так вы обеспечите своего малыша необходимыми витаминами и не нарушите пищеварение.

  • Растительное и сливочное масло обеспечат растущий организм нужными жирами и витаминами.

Полезно знать
До полутора лет ребенка можно кормить 5 раз в день, постепенно исключая последнее кормление. В итоге у вас останутся: завтрак, обед, полдник и ужин.

И немного об обработке пищи для малыша Фрукты и овощи измельчаем, супы и каши должны подаваться в крупно протертом виде, мясо и рыба готовятся в виде мягкого фарша, тефтелей, суфле, паровых котлет. Все блюда готовим путем тушения, варки, приготовления на пару, без добавления чеснока, перца и других приправ. Поить малыша нужно из чашки, а кормить с ложечки.

Приведем примерное меню ребенка после года на один день


  • Завтрак: блюдо из овощей или каша - 150 г; омлет - 50 г; сок или молоко в количестве 100 мл (можно и меньше, в зависимости от потребностей крохи).

  • Обед: суп - 50 г; рыбное или мясное блюдо по 50 г; крупа или пюре 70 г; фруктовый сок примерно 100 мл.

  • Полдник: кисель или молоко 150–200 мл; печенье; фрукты 80–120 г.

  • Ужин: каша, овощное блюдо или творожная запеканка в количестве 150 г;кефир 100 мл.

Более четкое выполнение установленного режима кормления способствует слаженной работе всей пищеварительной системы: формируется хороший аппетит, вовремя и в нормальном количестве вырабатываются ферменты и пищеварительные соки.

Примерно в этом возрасте у малышей появляется активное желание есть самостоятельно. Во время кормления они тянутся за ложкой, пытаются сами зачерпнуть пищу. В результате этих первых неуклюжих попыток чаще всего еда вываливается или проливается задолго до того, как ложка достигнет рта. Невзирая на это, маме следует поддержать инициативу ребенка - когда есть интерес, обучение происходит быстрее и эффективнее.

Начинать учить ребенка есть самому лучше всего с густой пищи (каши, пюре и т.п.) Так еды к нему в рот будет попадать значительно больше, чем на одежду. После того, как малыш начнет уверенно справляться с густой пищей, ему можно доверить есть суп. Полностью самостоятельно съесть обед ребенок вполне способен уже к полутора-двум годам.

Какой режим дня у ребенка в возрасте 1,3 года

Сон

От 1-го до 1,5 лет ребенок спит 2 раза днем: 1-й сон длится 2–2,5 часа, 2-й сон длится 1,5 часа, ночной сон длится 10–11 часов;

Возможно в этом возрасте ребенок начнет переходить с двух дневных снов к одному, и переход этот может быть трудным. Специалисты рекомендуют дни с двумя дневными снами чередовать с днями с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько малыш спал накануне ночью. Если ребенок спал днем один раз, лучше его вечером уложить пораньше.

Режим малыша складывается из ежедневных гигиенических мероприятий, ухода за полостью рта, прогулок на свежем воздухе, водных процедур. Также обязательны в режиме дня закаливающие процедуры, гимнастика.

Приучение к горшку

Возможно в этом возрасте ребенок начинается более осознанно подходить к своему туалету, некоторым детям доставляет дискомфорт мокрые и испачканные штанишки, поэтому есть причина начинать приучать ребенка к горшку. В любом случае - готовность ребенка оценивать именно вам, все дети разные и переход к контролю над выделениями организма лишь начинается после года, а дозревает эта функция в течение всего второго года жизни. Более стабильно этот навык сформируется к 22–30 месяцам.

Правила приучения к горшку

Полезно знать
Если вы уже твердо намерены приступить к приучению малыша в возрасте 1 года к горшку. Стоит знать, что этот процесс многотрудный и не такой быстрый. Нужно запастись терпением.

Главное, что должны усвоить родители, нельзя не стоит начинать приучение к горшку, если:


  • Малыш только что перенес заболевание или болен.

  • Семья сменила место жительства.

  • Появился еще один ребенок.

  • В семье имеют место быть конфликты, ссоры.

Родителям стоит начинать процесс приучения к горшку в теплое время года, когда малышу необходимо будет усвоить, что такое дискомфорт. Ведь в теплую погоду можно позволить малышу побегать в описанных им штанишках без риска, что он простудится. А малыш станет осознавать, что штанишки стали мокрыми не сами по себе, а в результате тех действий, которые он совершил сам и которые ему можно контролировать. Это станет настоящим открытием для карапуза!

Полезно знать

Для приучения к горшку можно купить специальные трусики-непромокашки. Внутри них после мочеиспускания или дефекации будет сыро и очень неприятно, благодаря чему малыш почувствует дискомфорт. Но при этом колготки, штанишки и другая верхняя одежда останутся сухими. Это так называемые многоразовые подгузники, или трусики для приучения к горшку

Как выбрать первый горшок

Необходимо приобрести горшок, максимально удобный для малыша и подходящий по размеру.

Некоторые горшки могут быть чересчур широкими, и годовалый ребенок будет просто-напросто проваливаться в отверстие. Слишком узкое отверстие для упитанного карапуза также не будет способствовать его желанию там задержаться. Поэтому нужно выбрать оптимальный размер.

Также огромное значение играет высокая спинка горшка, на которую малышу будет удобно откинуться. Для мальчиков нужно обязательно подбирать горшки с завышенной передней частью (ограничителями), чтобы при мочеиспускании струйка стекала в горшок, а не за его пределы.

Цвет горшка также важен. Желательно, чтобы он был ярким, а, возможно, с изображениями уже полюбившихся малышу животных - зайчика, мишки, собачки и т.д. Покупать ли музыкальный горшок, горшок необычной формы в виде трона, машины, унитаза - это личное предпочтение родителей, главное, чтобы малышу было комфортно и он понял, что от него требуется.

Этапы обучения

Сначала в комнате нужно поставить горшок и познакомить его с малышом.

Затем стоит включить горшок в повседневные игры. Это не значит, что туда нужно складывать кубики или папе практиковаться в меткости по забрасыванию в него мячиков. Достаточно будет посадить сначала на горшок, к примеру, куклу Машу и прокомментировать малышу, что Машенька «делает пи-пи». Затем поднять Машеньку и показать, что там есть водичка (можно незаметно для малыша подлить туда из шприца, вытянутого из своего кармана, водички).

Похвалить Машеньку и вместе с малышом вынести содержимое горшка в унитаз. Через некоторое время можно посадить на горшок Мишутку, проделав те же действия или сказав, что Мишенька «делает ка-ка». В горшочек можно подбросить игрушечную «какашку» или можно кусочек поролона выкрасить в коричневый цвет. И снова похвалить игрушечных товарищей крохи. Можно и ему предложить повторить «подвиг» своих друзей. Делать это можно, не снимая штанишек и подгузника.

Даже стоит показать малышу, что содержимое его подгузника предназначается для горшка. Достаточно снять с него использованный подгузник и положить в горшок.

В этот же период следует отказаться от одноразовых подгузников в дневное время и понаблюдать в течение 2–5 дней, как часто малыш справляет нужду. Лучше даже будет записать свои наблюдения и, руководствуясь ими, высаживать в дальнейшем ребенка дважды в течение определенного интервала. К примеру, малыш ходит в туалет 1 раз в час, значит, и высаживать его нужно каждые полчаса.

Через неделю после появления в доме горшка, справлениями нужд его друзьями в горшок, высаживанием малыша на горшок в подгузниках и штанишках и наблюдениями за тем, как часто ходит малыш на горшок, можно его сажать и без подгузника.

Если малыш насторожен, скован, а родителям тяжело каждые полчаса высаживать ребенка, то можно начать приучение к высаживанию на горшок 2 раза в день.

Стоит знать, что малыши обычно не прочь сходить в туалет примерно через 15 минут после того, как попьют.

Если малыш уже не испытывает страха перед горшком, то можно высаживать его на горшок сразу после сна, еды, прогулок. Обязательно стоит помогать малышу, подбадривая его словами «пи-пи-пи»/«ка-ка-ка».

Стоит знать, что малыши нередко с гордостью относятся к своим творениям. Но это и лежит в основе главной цели родителей - ассоциации горшка с чем-то хорошим. Поэтому при «удачах» родители должны показывать, что они очень рады, когда малыш сходил на горшок. Постепенно бурную радость следует сменять на сдержанную похвалу, а спустя время ребенок приучится к тому, что в этом естественном процессе нет ничего не обычного.

Полезно знать

Такие признаки, как замирание малыша во время активной игры, сосредоточение его, взгляд в одну точку могут свидетельствовать о том, что малыш хочет в туалет. Но не стоит сразу хватать малыша и тянуть его на горшок. Стоит спокойно показать ему, что его ждет горшок.

Горшку стоит выделить определенное место, где он будет всегда в поле зрения малыша и тот сможет быстро его достичь. Нельзя ходить за ребенком по дому с горшком, а нужно подводить к нему малыша.

Если малыш еще не овладел средствами вербального общения, то нужно обучать его жестам, с помощью которых он сможет дать четко понять, что хочет в туалет. С этими же жестами нужно познакомить всех, кто принимает в воспитании ребенка участие: бабушек и дедушек, нянечек.

Но родителям стоит руководствоваться теми же принципами


  • Заинтересовать малыша ярким горшком и процессами мочеиспускания и дефекации.

  • Не высказывать отвращения к содержимому горшка.

  • Не ругать малыша, если его постигают «катастрофы». «Дело-то житейское!» - как говорил Карлсон.

Родителям стоит постоянно помнить, что их главная цель - связать горшок в мышлении малыша с позитивными эмоциями, а еще не забывать, что на освоение любого навыка требуется время.

Полезно знать

К сожалению, в освоении туалетного навыка случаются «откаты». Это часто происходит после перенесенного заболевания или стресса (который может произойти после обязательных прививок). Не стоит отчаиваться, а снова постепенно возобновить процесс приучения. Как правило, на приучение к горшку уходит от 6 до 12 месяцев.

По прошествии этого времени малыши настолько ловки, что самостоятельно добираются до горшка, стягивают штанишки/колготки и трусики, удобно устраиваются, делают «свои делишки» и встают так, что умудряются не перевернуть неустойчивую конструкцию. А затем еще и натягивают всю одежду снова.

Родители, только ваше терпение и внимание помогут приучить ребенка к горшку в 1 год. Желаем вам удачи и сухих штанишек. Не успеете оглянуться, как вашему малышу понадобится взрослый унитаз.

Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца

Порой можно наблюдать такую картину. У ребенка целая комната, заваленная игрушками, но интереса он к ним не проявляет. А все почему? Потому что игрушки должны быть подобраны с учетом интереса и возраста ребенка. Маленькие дети очень часто любят копировать повадки взрослого человека. Поэтому большее предпочтения отдают в игре бытовым приборам, посуде и т.п. Ведь если понаблюдать за ребенком длительное время, то можно заметить, что ему интереснее играть, например, с банкой, скидывая туда фасоль, либо с дуршлагом, вставляя в дырочки палочки, чем с тем же сортером или различными видами домиков. Поэтому к выбору игрушек надо подходить более основательно. Если, например, годовалый малыш день ото дня не отходит от барабана и не умеет играть в пирамидки, кольцебросы, машинки, куклы, то следует задуматься о его психо-эмоциональном поведении. И, соответственно, он будет очень отставать от своих сверстников в развитии.

Дети в этом возрасте очень любят играть в активные игры. Для игры вам понадобятся: игрушки, обруч, мячи (большой, маленький), гимнастическая палка, ящик (коробка).


  • Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.

  • Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.

  • Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме. В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.

  • Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.

Также полезно играть с малышом в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общению (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку, ходить в гости, на прогулку и так далее).

Варианты игр с ребенком в 1,3 года

Знакомство с матрешками
Вам нужны складные матрешки 2–3 штуки, удобные по размеру для ручки малыша. Покажите малышу, как одна матрешка прячется в другую, погремите. Покажите ему, как отрывать и закрывать матрешки. Спрячьте в матрешку платочек и обратите внимание ребенка на то, что платочек не гремит. Игра развивает цепкость и силу кончиков пальцев.

Картинки и игрушки
Вам нужны картинки (4–5 шт.) крупного размера, изображающие знакомые ребенку объекты: «Собака», «Кукла», «Кошка», «Мяч», «Мишка», «Машина» и игрушки соответствующие картинкам. Положите около каждой игрушки картинку и расположите их в разных частях комнаты, а потом поочередно обходит с ребенком все объекты, проговаривайте их названия, рассмотрите картинки. Теперь соберите картинки и дайте их по одной малышу. Попросите, чтобы он отнес их к соответствующей игрушке сам. Хвалите ребенка.

Перчаточные куклы
Можно знакомить ребенка с перчаточными куклами. Наденьте на руку перчаточную куклу, и прячет ее к себе в карман. Вначале появляется нос, затем головка, ручки. Удивляйтесь и радуйтесь вместе с малышом, познакомьте его с куклой. Пусть он поздоровается с ней, поиграет, покажет свои игрушки. Перчаточная кукла может быть вашим помощником, если малыш плохо кушает. Она может учить его новым стишкам и песенкам.

В этом возрасте малыш хочет уметь очень много, но не всё у него получается, поэтому постарайтесь уделять ребенку больше времени и внимания. Обучайте его через игру, рассказывайте, показывайте, объясняйте ему всё что ему интересно и тогда успехи не заставят себя ждать.

Нужно ли идти в поликлинику в 1,3 года

После года нет необходимости посещать поликлинику и участкового педиатра каждый месяц. Плановой вакцинации в 1,3 года не проводится.

анонимно , Женщина, 26 лет

Здравствуйте, моему сыну год и три месяца, рост и вес по возрасту, а вот на счет развития есть сомнения. Врачи в год на осмотре вроде говорят норм, хотя ни маму не показывал тогда, 10 слов в словарном запасе ни тогда, ни сейчас нет. Ходит он хорошо, бегает, всё рвет и ломает. Из умений: собирает пирамидку но кольца не по очереди, цветные разного размера стаканчики только с моей помощью, знает где машинка, умеет открывать все шкафы и выкидывать вещи, играет машинками, в мяч, может по долгу играть сам с собой. Слов мало: мама(не всегда значит маму), ррр(машина), та, эта, да, нана. Он не умеет показывать части тела, не показывает маму, других родственников, игрушки, не пьет из чашки, не ест сам, боится горшка. Я стараюсь заниматься с ним, муж вообще почти не занимается. Я бою, что мы отстаем очень сильно. Подскажите пожалуйста, нам нужно ко врачу по развитию обратиться и совсем ли плохи у нас дела??-

Здравствуйте! Вы совершенно нормально развиваетесь, как и положено малышу его возраста: он умеет у вас складывать пирамидку, заниматься самостоятельно, знает слова, произносит их, ходит, даже бегает. О чем вы говорите?! У вас все в порядке! Не спешите, вы развиваетесь по возрасту. Растите здоровенькими! Если будут еще вопросы, пишите!

анонимно

Здравствуйте, я ранее писала о развитии малыша в год и три месяца. У меня еще возник вопрос. В год мы ходили на осмотр к психиатру(просто плановый осмотр) и врач сказала, что он должен говорить 10 слов в год, показывать пальцем маму, папу, игрушки, на себя и глазки-носик-ротик. В год он ничего из этого не показывал. Я старалась эти три месяца занималась, брала его пальчик и показывала и маму, и папу, и носик, и ротик, и т.д. Он ни в какую не хочет показывать ни части тела, ни маму с папой, знает только где машинки у него и всё. У него вообще никаких сдвигов в развитии за несколько месяцев. Слов он знает 6-7, но говорит из них часто только, та, и,эта, и мычит, а не говорит. За мной никакие слова не повторяет, читать со мной не хочет, пирамидку тоже уже как раньше не собирает, ничем заниматься не хочет. Я уже в отчаянии. Муж с ним не занимается, а мне одной тяжело. Уже опускаются руки. Дети подруг намного смышленее и умеют больше. Скажите, к какому врачу обратиться по поводу отставания в развитии?

Здравствуйте! Если у ребеночка нет никакого генетического синдрома, не было родовой травмы, связанной с нарушением ЦНС, не было сложных родов с длительной гипоксией, не было внутриутробной инфекции, во время беременности вы не перенесли никаких тяжелых вирусных заболеваний, тогда такая скорость развития вашего малыша - это всего лишь его индивидуальная скорость. Есть дети, которые в 9 месяцев уже все понимают и ходят и говорят, есть дети, которые в 4 года еще не могут связно сказать предложение, но это не значит, что первые гении, а вторые отстают. Просто у каждого малыша свой ритм развития ЦНС. И ваши занятия не проходят даром. Просто не надо так напрягать ни себя ни ребеночка. Ну не знает он 10 слов в год, это не критично! Не может он показать у мамы носик и глазки, зато знает свои машинки, или на животных реагирует. Постарайтесь не требовать от малыша того, что он пока не готов вам выдать. Детей нельзя равнять всех под какие-то условные границы. И психиатр вам сказал заученную фразу, которая ничего не значит для вашего ребеночка. Он у вас самый лучший и умненький, просто пока еще очень маленький! 2

анонимно

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, могут ли роды влиять на интеллект ребеночка. У меня было экстренное кесарево с эпидуральной анестезией, которая неправильно подействовала, я была на искусственной вентиляции легких во время кесарева, а у малыша было обвитие пуповиной вокруг шеи 4 раза и гипоксия, и не закричал он когда родился. Скажите, может ли он из за этого тормозить в развитии и можно ли это как-то исправить? Заранее благодарю за ответ.

Здравствуйте! Ваш малыш не тормозит в развитии. Он развивается согласно возрасту. В его возрасте мыслительный процесс еще не развит, поэтому малыши практически все делают не задумываясь, хватают, лезут, спешат, падают. Максимум, что детки могут делать - это повторять и то не всегда и не обязательно, но могут показать пока-пока, ладушки, катать мячик, вытаскивать игрушки из коробки, вытаскивать для них намного легче, чем собирать, то же касается и сбора пирамидки. И обвитие и гипоксия могут стать причиной нарушения умственной деятельности только в том случае, если ребеночек находился в тяжелом состоянии, у него произошли необратимые процессы в головном мозге. Но в вашей ситуации по тем навыкам, которые имеет ваш ребеночек, все в порядке. Я не знаю, как еще можно вас убедить не требовать от маленького невозможного. Все, что надо уметь в его возрасте, он умеет. Остальные навыки приобретаются со временем постепенно. Растите здоровенькими!

анонимно

Добрый день! Огромное спасибо за консультацию! Можно ли узнать у вас немного не по теме вопроса? Около месяца назад малыш стал необычно реагировать на мой отказ, например, нашел что то несъедобное на полу, какую-нибудь ниточку и хочет съесть, или забираю книгу, которую он начинает рвать, он начинает капризничать, может подойти меня ударить по ноге, или может сам себя бить по голове, а сегодня ударил себя по лицу, когда, пропылесосив, я собралась убрать пылесос в кладовку(сын любит катать его как машинку, иногда делает вид,что пылесосит). Я не знаю как мне на это реагировать, пожалеть его, может не обращать внимание. Является ли такое поведение нормой или как реагировать на это? Заранее благодарю за ответ!

Здравствуйте! Вы проявляете слишком повышенное внимание к поведению малыша, ищете в нем какие-то отклонения. Не нужно этого делать. Ребенок в год еще не знает, как правильно на что-то реагировать, учится у родителей, копирует, но в то же время может и не зависимо от окружения проявить свои эмоции по разному, так, как ему захотелось в данный момент. Ничего страшного в том, что он ударил себя или вас нет. Но, вы, как разумный человек, должны ему объяснять, подсказывать, что делать можно, а чего нельзя. И даже если вы месяц, два, три, говорите, что нельзя есть с пола, а он все равно это делает, это не значит, что он отстает в развитии или проявляет какой-то протест. Скорей всего, для него это игра, он берет с пола ниточку, и ждет, вашей реакции. Замените эту ниточку на что-то интересное, не оставляйте его ручки пустыми, дайте ему сушку, пусть грызет, предложите ему книжки, которые сложно порвать, для малышей. Отвлекайте его от каприз, не давайте ему манипулировать вами, в то же время, показывайте, что вы его любите. Начните его веселить, щекотать, баловаться вместе с ним. Ему не захочется капризничать. И еще, раз у вас возникают такие вопросы, почитайте спец.литературу или обратитесь к детскому психологу. Так вам будет легче понимать вашего ребеночка. Здоровья вам!