Что важно знать о сенсорном развитии ребенка? Упражнения для сенсорного развития Упражнения для сенсорного развития детей

11.10.2019

Краткое содержание: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Другие публикации по теме данной статьи:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Игра «Определи на ощупь»

Возраст: дошкольный.

Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

Игра «Светофор»

Возраст: дошкольный.

В качестве инвентаря для игры понадобятся красные и зеленые кружки бумаги (по количеству участников).

В процессе занятия взрослый должен произносить утверждения, а игроки – думать, верные они или нет. Если понятие правильное (например, зимой идет снег), то ребенок поднимает зеленую карточку, а если неправильное, то красную.

Сложность понятий должна зависеть от возраста и знаний детей.

Игра «Чем пахнет?»

Возраст: дошкольный.

Перед началом игры следует подготовить и рассмотреть вместе с ребенком различные предметы, например лимон, обувной крем, чеснок, духи, мыло и т.д. Затем нужно дать ребенку понюхать каждый предмет и спросить, какие у них запахи (кислый или сладкий, приятный или нет, съедобный или несъедобный). После того можно завязать ребенку глаза и предложить ему определить предметы по запаху.

Игра «Запахи и звуки»

Вместе с малышом представьте, что идет дождь. Вы стоите у окна и смотрите на улицу. Пусть ребёнок расскажет, что он видит. Как капли дождя ударяют по стеклу? Как шумит дождь? Что такое шум дождя?

А теперь представьте, что дождь закончился, и вы вышли на улицу. Пусть малыш вспомнит, как пахнет земля, трава после дождя? С чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Найди такой же»

Возраст: ранний.

Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных.

Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Игра «Угадайка»

Возраст: дошкольный.

Для этой игры нужен небольшой деревянный ящик (или коробка из плотного картона) и набор объемных геометрических тел. Их можно взять из строительного набора. Нужно отобрать шар, цилиндр, конус и куб.

Ребёнку показывают куб и шар. Затем так, чтобы ребёнок не видел, в коробку кладут шар. Коробку закрывают крышкой. Малыша просят, не открывая коробки, угадать, какое из двух тел лежит внутри. Коробку разрешается наклонять и трясти.

После того как ребёнок угадал, предлагаются другие пары тел: кубик-цилиндр, кубик-конус, цилиндр-шар, цилиндр-конус, конус-шар.

Если ребёнок сначала затрудняется угадать фигуру, нужно взять плотный картон, сделать из него новую крышку для коробки и проделать в ней узкие отверстия, чтобы ребёнок мог на короткое время или частично видеть предмет. После этого можно предложить выполнить эти же задания. Если он научился угадывать, можно поставить крышку без отверстий.

Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Цель: развитие осязательной памяти.

Вырежьте из плотной бумаги или картона круг, треугольник и квадрат. Разрежьте их на несколько частей, а затем предложите ребёнку собрать из этих частей целую фигуру.

Если ребёнок справился с этой задачей, попросите его закрыть глаза и собрать из частей сначала круг, затем – треугольник и квадрат.

Обсудите с ребёнком, какую фигуру было легче собирать и почему.

Игра «Ищем зеленое»

Возраст: ранний.

Смастерите из отрезка зеленой ткани браслетик для вашего малыша. Когда пойдете гулять, ищите тот же цвет во всем, что вас окружает, – листьях, траве, автомобилях, одежде прохожих и так далее.

Зеленый – хороший цвет, потому что зеленого вокруг нас очень много.

На следующий день ищите другой цвет.

Упражнение «Найди похожее»

Цель: Развитие моторики, абстрактного мышления.

Материал: Каждому – мешочек с игрушкой (ежик, неваляшка, домик, мышка, тетрадка).

Проведение: Детям раздается по мешочку с одной игрушкой. Ребенок ощупывает ее и пытается угадать, что это за предмет. Затем вытаскивает игрушку, рассматривает ее и отыскивает в комнате предметы, чем-то похожие (по форме, цвету и т.д.). Сходные предметы ребенок складывает себе в мешок. Когда все найдут похожи: предметы, дети по очереди высыпают предметы из своего мешка на стол и рассказывают чем они похожи.

Игра «Узнай предмет»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Игра «Кто знает больше»

Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета.

Например – 5 круглых (квадратных, треугольных) предметов или 5 красных (синих, зеленых, желтых) предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время.

Повторы не считаются!

Упражнение «Угадай, что звучит»

Возраст: младший дошкольный.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» – спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Упражнение «Если ты носишь красное»

Возраст: ранний.

Выберите один цвет, который присутствует в одежде малыша. Скажите: «Если ты носишь красное, попрыгай!».

Продолжайте давать задания, используя другие цвета.

Упражнение «Разложи предметы»

Цель: Развитие осязания, снятие мышечного напряжения, формирование логического мышления.

Материал: Набор игрушек из разных материалов (деревянные и пластмассовые): матрешки, грибочки, машинки и пр. 2 одинаковые коробки, повязка на глаза.

Проведение: Дети делятся на пары. Один ребенок завязывает глаза. Второй дает ему по очереди игрушки. Задача – разложить игрушки, ориентируясь на материал, из которого они сделаны в две коробки. В одну коробку – деревянные, в другую – пластмассовые. Второй ребенок может подсказывать при затруднении.

Упражнение «Вкус и запах»

Попросите ребёнка представить себе лимон. Пусть он вспомнит, какой лимон на вкус? Как он пахнет? На что это похоже? Какой он на ощупь?

Теперь малыш пусть нарисует лимон.

Задайте ребёнку такие же вопросы об апельсине, пусть он нарисует этот фрукт.

Последнее задание – малыш сравнивает лимон и апельсин, рассказывает, чем они похожи и чем отличаются.

Упражнение «Развитие слухового восприятия»

Цель: Развитие умения слушать, развитие навыков взаимодействия.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: аудиозаписи «Лес», «Озеро»; цветные карандаши; листы бумаги формата A3 с «радужными портретами»; колокольчик и корзина с музыкальными инструментами; набор карточек «Домашние животные»; аудиозапись «Деревенская песня».

Проведение: Все дети сидят в кругу. Ведущий берет колокольчик. Подходит к кому-то из детей, тихонько звонит около его ушка, называет по имени и говорит что-то приятное (Миша, я рада тебя видеть). Далее Миша берет колокольчик и подходит к кому-то из ребят и т.д. Дети обсуждают зачем человеку уши (слушать друг друга. Общаться и пр.). На что похожи уши (на морские раковины и пр.). Дотрагиваются до ушной раковины, мочки и называют их. Закрывают глаза и прислушиваются к шуму на улице. Открывают глаза и говорят о том, что услышали. Закрывают глаза и прислушиваются к шуму в комнате. Открывают глаза и говорят о том, что услышали.

Массаж ушей: потерли ладошки друг о друга, чтобы они стали горячими. Правую ладошку кладем на правое ушко, левую на левое. Потрем аккуратно ушки. Возьмем за середину ушной раковины и потянем ушки в стороны 3 раза, потом за верхний край 3 раза. За мочку вниз 3 раза. Пощиплем ушки сверху вниз и снизу вверх. А теперь послушаем звуки на улице и в комнате. Удалось ли вам услышать больше звуков? Помог ли массаж? Корзина с музыкальными инструментами. Накрытая платком. Дети пробуют по звуку угадать музыкальный инструмент. По мере угадывания инструмент выкладывается в центр группы.

Дети пробуют поиграть на музыкальных инструментах, передавая их в кругу по очереди.

Пробуют играть все вместе. Вывод, что в шуме трудно различать звуки. Теперь слушаем каждый инструмент по очереди и складываем их в корзину. Слушаем тишину.

Звучит музыка «Деревенские песни». Дети угадывают голоса животных. После прослушивания из карточек «Домашние животные» выбирают тех животных, голоса которых слышали.

Упражнение «Зашифрованные цвета»

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым – все сектора «А», зеленым – все сектора «В» и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

Упражнение «Подбери фигурки»

Цель: развитие сенсорики, моторики у детей раннего возраста.

Материал: формочки для печенья или формочик для песка.

Постарайтесь взять такие формочки, чьи очертания знакомы малышу, например имеющие форму известных ему животных, елочных игрушек и других предметов.

Обведите одну из формочек. Дайте ребенку ту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок таким образом, чтобы их очертания совпали.

После этого как вы обведете несколько формочек и покажете ребенку, как совместить их с их контурами, дайте ему две формочки и один контур. Теперь посмотрите, сумеет ли ваш малыш сложить их так, чтобы их очертания совпали.

Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки для печенья.

Игра «Мячи»

Цель: развитие восприятия величины, формы у детей раннего, младшего дошкольного возраста.

Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).

Игра «Гуси с гусятами»

Цель:

Нужно выбрать три цвета из пяти предложенных.

Взять 10 элементов мозаики желтого, 10 белого, по 5 синего, красного, зеленого. Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз – получилась речка. Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним – желтый: «Гусь пошел и гусенка повел». После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели. Во время выполнения взрослый читает стихотворение про гусей, например:

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

(Н. Клокова)

Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов.

Упражнение «Курочка и цыплята»

Цель: развитие сенсорики у детей раннего, младшего дошкольного возраста.

Возьмите 6 элементов (из мозаики) желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов.

Начинам с чтения потешки:

– Курочка-рябушечка, куда пошла?

– На речку.

– Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета», демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».

В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это – курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой – курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех «цыплят» желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.

Игра «Елочки и грибочки»

Цель: развитие сенсорики у детей раннего, младшего дошкольного возраста.

В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету.

Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета, 10 – красного, по 5 штук белого, желтого и синего. Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели «елочку». Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными. Взрослый размещает на панели елочку – грибочек – елочку – грибочек, при этом читает: «Елочки нарядные встали все в рядок, и за каждой елочкой – красненький грибок!» Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: «Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?» некоторые дети размещают 2-3 пары правильно, а затем начинают ошибаться. Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый диктует последовательность элементов: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек...» Постепенно ребенок должен выполнять задание самостоятельно.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: развитие тактильного и зрительного восприятия пространства, изобразительно-графических навыков, зрительно-моторной координации.

Материалы: геометрические фигуры различной формы из картона, сложенные в непрозрачный пакет или матерчатый мешочек, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения

Инструкция участникам: Сегодня мы поиграем в «Волшебный мешочек». Сейчас в мешочке содержатся не предметы, а разные геометрические фигуры из картона. Вы, не глядя опускаете руку в пакет и вытаскиваете какую-либо фигуру. После этого, все так же не глядя на нее, ее ощупываете – изучаете руками ее конфигурацию – и, поняв, какой формы фигура, зарисовываете ее в своей тетради. Сам образец нужно на это время положить где-то под столом так, чтобы вы его не видели. Посмотреть на фигуру можно будет только после того, как вы ее нарисуете в тетради! Подсматривать нельзя, я буду за этим следить. Всем понятно, что мы сейчас будем делать? Постарайтесь рисовать фигуры как можно точнее.

Разъяснив инструкцию, ведущий раздает участникам первые фигуры. Следует вовремя пресечь соблазн подсмотреть, какой формы фигура, и помочь детям найти потайное место для образца на время рисования. Важно донести до участников, что необходимо максимально точно воспроизвести образец, вплоть до его размеров.

После того как фигурки нарисованы, ведущий предлагает достать образцы и сравнить, насколько точно нарисована фигура. Для этого образец накладывается на рисунок и обводится каким-либо цветным карандашом. Ведущий обращает внимание детей на допущенные неточности, собирает фигуры и кладет их обратно в пакет. Процедура раздачи фигур повторяется. Необходимо только попросить детей не доставать из пакета фигуры, которые они уже рисовали, а брать новые.

В конце выполнения упражнения ведущий обсуждает с детьми точность выполнения задания.

Упражнение «Догадайся, что на рисунке»

Цели:

Материалы:

Необходимое время: 10-15 минут.

Процедура проведения

Ведущий описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: Я сейчас расскажу вам о том, что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это.

1. «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?»

2. «Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длинную черту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?»

Таким образом, ведущий предлагает участникам 3-4 описания простых рисунков. Если дети легко справляются с заданием, можно предложить им самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его остальным, с тем чтобы другие участники догадались, о каком предмете идет речь.

Упражнение «Найди похожий предмет»

Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения

Инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру. Например: какие вещи похожи на треугольник?» Чтобы стимулировать мышление и воображение учащихся, ведущему нужно задавать стимулирующие вопросы: «А что еще похоже на треугольник?» – добиваясь, чтобы дети вышли за рамки стандартных ответов, и поощрять ответы оригинальные.

Например, «крыша дома» – ответ стандартный, традиционный. «Морковка», «шляпка гриба», «ухо овчарки», «клюв птицы», «зонт» – ответы менее традиционные, результат мысленного поиска в более широком пространстве, выходящем за рамки повседневного опыта городских детей.

Упражнение «Волшебный мешочек с предметами»

Цель: развитие тактильно-пространственного восприятия, памяти, зрительных представлений и экспрессивной речи учащихся.

Материалы: разные мелкие предметы и игрушки в непрозрачном пакете или матерчатом мешочке.

Количество предметов – не менее 20 (из расчета, что на одного участника приходится не менее 5-6 предметов).

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения

Ведущий использует подготовленный заранее пакет с набором разных мелких предметов и игрушек. Пакет должен быть непрозрачным, чтобы дети не могли разглядеть, какие предметы находятся в мешке. Упражнение выполняется в двух вариантах.

А) Инструкция участникам: Сегодня мы сыграем с вами в игру, которая называется «Волшебный мешочек». Вот в руках у меня этот мешочек, в нем разные интересные вещи. Сейчас каждый из вас, не глядя – можно закрыть глаза, можно спрятать мешочек под стол – сможет достать из мешочка одну, любую, вещицу. И, так же, не глядя, только на ощупь нужно определить, что за предмет у вас в руках. И потом рассказать нам об этом предмете, все еще не глядя на него, как можно подробнее: не только назвать его, но и описать как можно больше его качеств и свойств – из чего он сделан, какая у него форма, поверхность, холодный он или теплый и т.д. Посмотреть на предмет можно будет только после моего разрешения, всем все понятно?

Ведущий предлагает первому участнику не глядя опустить руку в мешочек и выбрать любой предмет. Ребенок может ощупать вещь, которую он выбрал, после чего вслух рассказывает, что у него в руках, – по-прежнему не глядя на предмет. В случае, если предмет сразу опознан и назван, ведущий должен попросить тем не менее подробно описать свойства предмета, которые можно определить с помощью ощупывания.

Ведущий помогает выделить различные качества вещи, задавая ученику уточняющие вопросы. После того как предмет описан полностью, ведущий разрешает на него взглянуть, показать остальным и задает еще один вопрос: «Вот сейчас, когда ты увидел предмет, что ты можешь еще о нем сказать?» Если ребенок не может что-либо добавить, следует обратиться с этим вопросом к остальным детям. Таким образом, осуществляется работа со всеми участниками группы, причем каждый ребенок должен описать 3-4 предмета.

Б) Ведущий использует тот же набор предметов. В этот раз участникам предлагается, достав из мешочка предмет и изучив его, загадать другим загадку – то есть описать предмет, не называя его, таким образом, чтобы другие участники игры смогли догадаться, о каком предмете идет речь.

Обязательное условие игры: не должно упоминаться функциональное назначение предмета (например, «им открывают дверь» – следовательно, «ключ»). Должны называться только те свойства, которые определяются с помощью ощупывания. Тот же ключ можно описать следующим образом: «Продолговатый предмет, холодный, железный, на одном конце колечко, от него идет круглый стержень, который заканчивается двумя выступами & виде ступенек, они находятся только с одной стороны стержня».

Ведущий организует обратную связь работающего участника с группой: помогает ему, задавая наводящие вопросы, так построить свою речь, чтобы описание предмета было полным и точным, и остальные участники смогли отгадать, какой предмет подразумевается. Также ведущий должен позаботиться о том, чтобы все участники занятия активно работали в этом упражнении. Если в группе определяется явный лидер – наиболее сообразительный учащийся, необходимо попросить его дать возможность и другим детям отгадать загадку.

Упражнение «Лекала»

Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Материалы: рабочие тетради, простые карандаши, линейки-лекала с шаблонами различной формы по числу участников группы.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения

Участникам раздаются линейки-лекала и предлагается, используя различные шаблоны линейки, придумать и нарисовать в тетради предметы и образы: животных, растений, машин и т.п.

Творчество участников не ограничивается. Ведущий должен проявлять интерес к рисункам в ходе выполнения задания, уточнять непонятные ему изображения. Самые интересные из них следует показать и обсудить со всеми учащимися.

Упражнение «Рисунки из геометрических фигур»

Цели: развитие зрительной памяти; развитие графических навыков; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур).

Материалы: специальные карточки с изображением рисунков из сочетаний геометрических фигур, часы, рабочие тетради участников, простые карандаши.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения

Инструкция участникам: «Сейчас я покажу вам карточку с рисунком из геометрических фигур. Постарайтесь как можно лучше запомнить рисунок и точно нарисовать его у себя в тетради».

Ведущий демонстрирует первую карточку в течение 10 секунд; после того как карточка убрана, участники должны воспроизвести сочетание геометрических фигур у себя в тетрадях. Когда они закончат рисовать, вновь демонстрируется карточка, уточняются неточности воспроизведения и, попросив быть внимательнее, ведущий демонстрирует вторую карточку.

Если дети легко справляются с заданием, можно попробовать демонстрировать сразу две карточки.

Упражнение «Сенсорная доска»

Педагог вывешивает сенсорную доску. Каждый край доски окрашен в свой цвет: красный, синий, желтый, зеленый. Раздает детям предметные картинки и просит расположить их в соответствии с цветом. Затем определить четвертый лишний. Психолог фиксирует внимание детей на расположении картинок: «Яблоко находится в верхнем левом углу и т.д.»

Упражнение «Проверка слуха»

Возраст: дошкольный.

Педагог надевает белый колпак и белый халат.

– Здравствуйте, ребята! Я доктор Ухо, будем знакомы. (Тихо произносит педагог.) Мы сейчас проверим, как слышат ваши ушки.

Педагог показывает детям, что на столе у нас находятся разные предметы: резиновая игрушка, стеклянная ваза, деревянный кубик, железная машинка. Сейчас я постучу палочкой, а вы запомните звучание предметов. Затем по очереди ребенок встает спиной к столу и отгадывает по звуку предмет.

Упражнение «Шарики для котенка»

Возраст: дошкольный.

Педагог: Давайте котенку сделаем и подарим шарики. (Каждому ребенку раздает лист бумаги с нарисованными разноцветными нитками и силуэтами шариков. Отдельно вырезанные из бумаги разноцветные кружки-шарики.)

Для каждой ниточке нужно подобрать шарик и приклеить его.

Упражнение «Шумелочки»

Возраст: дошкольный.

Педагог берет по одному киндер-сюрприз в котором находится: горох, манка, фасоль, рис и др., фиксирует, как они звучат и передает по кругу.

Упражнение «Услышь шепот»

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Блоки «Дьенеша»

Возраст: дошкольный.

Педагог высыпает блоки Дьеноша и предлагает найти все круги, треугольники, квадраты. Это – печенье.

  • Потрогай и скажи, какое у тебя печенье: большое или маленькое, толстое или тонкое, красное или желтое. А теперь все желтое печенье положите в коробку, на которой изображен желтый кружок, а все красное – в коробку, на которой изображен красный кружок.

Упражнение «Угадай по звуку»

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т.д.)

Упражнение «Разведчик»

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

Упражнение «Ладушки-хлопушки»

Двое играющих располагаются друг напротив друга и в ритм стихотворению хлопают ладонями: одновременно двумя сразу, правой с правой, левой с левой.

Ладушки-ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашку попили,

Бражку поели.

Шу-шу-шу, на головушку сели.

Упражнение «Волшебный сундучок»

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т.д.

Игра «Возьми воздушный шарик»

Цель: учить ребенка выделять отдельные предметы из множества (группы предметов).

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: 5 надутых воздушных шаров с ленточками.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, как много воздушных шаров, показывает, как с ними можно играть (подбрасывать, ловить, размахивать и т.д.). Затем взрослый пробит ребенка взять один шарик и поиграть с ним, подчеркивает внимание: «Ты взял один шарик, и я взял один шарик».

Игра «Посади цветы»

Цель: учить ребенка образовывать множества из отдельных предметов.

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: напольный коврик с прикрепленными к нему в разных местах «липучками» (одна из частей «липкой» ленты); цветы, в основании которых имеется вторая часть «липкой» ленты.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на коврик, говорит, что это – полянка, на которую надо посадить цветы. Дает ребенку цветок и просит «посадить» его на полянку, указывая жестом на место прикрепления. «Вот еще цветочек, посади. Еще цветочек» и т.д. В конце игры обобщает: «Вот как много цветов ты посадил».

Игра «Собери шишки»

Цель:

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: две корзинки, шишки.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и просит помочь ему собрать их. И у взрослого, и у ребенка имеются корзинки. Взрослый кладет в свою корзину 2-3 шишки, давая возможность малышу собрать остальные. В конце игры взрослый хвалит его: «Молодец, ты собрал мно-о-о-го шишек (сопровождает жестом), а у меня посмотри сколько? Ма-а-а-ло».

Игра «Заполни кувшин»

Цель: развивать у ребенка ориентировку на количественный признак (много – мало).

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасоль в мешочке, кружка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как набирать кружкой фасоль и пересыпать ее в кувшин. Когда ребенок заполнит первый кувшин, взрослый говорит: «Здесь много фасоли». Остальную фасоль ребенку предлагается насыпать в другой кувшин. Взрослый обращает внимание: «Посмотри, как здесь мало. Больше нет. Сколько здесь? Ма-а-а-ло (сопровождает жестом). А там сколько? Мно-о-о-го (сопровождается также жестом)».

Игра «Дорисуй ниточку»

Цель:

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер как этот шарик и т.д.».

Игра «Подбери ленточку»

Цель:

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает нужную ленточку, привязывает ее к шарику и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае взрослый прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».

Игра «Построй домики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый строит домики, затем говорит ребенку: «Смотри, какие получились домики. Вдруг налетел ветер (дует на дома и убирает крыши). Помоги, построй такие же домики». Если ребенок затрудняется, взрослый показывает, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами взрослого: «У этого домика такая же крыша, как домик (называется цвет), а у этого домика – другая крыша, не такая (называется цвет)».

Игра «Цветные горки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: деревянная цветная горка с надетыми на стержни цветными шариками двух цветов (желтыми и красными).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком цветную горку и предлагает снять с нее все шарики. Затем просит ребенка надеть шарики на стержни: на один стержень одного цвета, а на другой стержень – другого цвета. В конце игры взрослый называет цвет шариков на каждом стержне.

Игра «Закрой окошко»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и др.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «домики», привлекая его внимание к зайчикам, и предлагает спрятать их от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета, как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик». В конце игры взрослый подчеркивает результат: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко – для желтого домика».

Игра «Вставь яблоки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: деревянная доска-трафарет с вкладышами (яблоки) разного размера.

Ход игры: взрослый показывает ребенку доску с вкладышами яблок разного размера. Предлагает ему выложить яблоки – вкладыши на стол. Затем просит ребенка вложить каждое яблоко в свою ячейку (место). Если ребенок затрудняется, используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: «Сюда не подходит, яблоко – большое, а место – маленькое, ищи большое место».

Игра «Разложи»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов. Возраст: ранний возраст. Оборудование: две пустые коробки, коробка с шариками и кубами одного цвета и размера. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком пустые коробки и просит разложить в одну – шарики, такие (показывает шарик), в Другую – кубики (показывает кубик). Если ребенок затрудняется, взрослый соотносит шарик с шариком, кубик – с кубиком, фиксируя «такой – не такой»; По окончании игры взрослый обобщает: «Здесь – все шарики, вот тут – все кубики»

Игра «Построй башню»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму Предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб), вызвать интерес к свойствам предметов окружающего Мира.

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: «Бери все такие (показывает кубик), кубики и строй башню». Если ребенок затрудняется, взрослый действует совместно с ним. По окончании игры взрослый обобщает: «Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики».

Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы, находящиеся на подносе. При этом вначале взрослый вместе с ребенком опускает формы в прорези, пользуясь дом проб и комментируя действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.

Игра «Варим кашу»

Цель: учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения кистью руки.

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: кукла, деревянная ложка, детская кастрюлька с горохом.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку варить для куклы гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с горохом и «нечаянно» рассыпает его на пол. «Антоша, горох просыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку».

Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепотью). «Молодец, Антоша, берет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу».

После того, как горошины собраны в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой. «Ох, вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам куклу!»

Упражнение «Домик»

Цель: развитие конструктивного праксиса.

Возраст: ранний возраст.

Домик из четырех кирпичиков и трехгранной призмы. Научить строить из двух вертикально стоящих и двух лежащих на длинном ребре кирпичиков и призмы домик, играть с ним.

Описание: «Матрешкам негде жить. Дети строят для них домики, они входят и смотрят в окна на детей».

Упражнение «Мозаика»

Цель:

Возраст: ранний возраст.

Выкладывание мозаики одного цвета, но разной формы. В ряд выкладывается мозаика одной формы.

Упражнение «Разноцветные палочки»

Цель: Формирование представлений о цвете и форме.

Возраст: ранний возраст.

Ребенку предлагаются палочки четырех основных цветов, перемешанные произвольно, которые нужно сгруппировать по цветам и разложить на столе.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере.

Упражнение «Киндер»

Цель: развитие сенсорики у малышей.

Пустые пластмассовые «яйца» из-под киндер-сюрприза берутся щипцами для сахара и перекладывают в другую емкость.

Маленькие шарики (0,5 см в диаметре) нужно брать щипцами для бровей и также перекладывать.

Упражнение «Шершавые дощечки»

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания.

Материал к заданию. Ящик с двумя наборами дощечек по пять штук (10x9 см), которые оклеены шершавой бумагой пяти сортов. Ящик должен быть у каждого ученика. Дощечки одинаковы попарно.

а) Ученик с закрытыми глазами берет из одного набора дощечку, щупает ее, затем ищет путем ощупывания подходящую дощечку в другом наборе и кладет ее рядом. Берет следующую дощечку из первого набора и подбирает такую же из второго и т.д.

б) Ученик с закрытыми глазами ищет дощечку с самой крупнозернистой поверхностью в одном из наборов и кладет ее в сторону. Из оставшихся снова выбирает дощечку с самой крупнозернистой поверхностью и кладет ее рядом с первой. Так до тех пор, пока не получится равномерно упорядоченный ряд.

Задание можно начинать выполнять и с самой гладкой дощечки.

Затем с открытыми глазами ученик проверяет себя. Для этого он переворачивает выложенные дощечки обратной стороной и смотрит на имеющиеся там цифры. Если задание выполнено верно, то цифры будут расположены как в натуральном ряду.

Упражнение «Штриховка»

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

Возраст: младший школьный возраст.

Материал к заданию. Лист бумаги, карандаши.

1. вариант. Учитель предлагает ученикам выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета.

2. вариант. Учитель предлагает детям, используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые.

Упражнение «Теремок»

Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной, эмоциональной сфер, коммуникативных навыков, связной речи.

Материалы:

модель домика-теремка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала;

плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь;

геометрические фигуры разной формы.

Варианты организации игры:

Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее, «расселяя» героев в теремок в заданные окошки.

Детям предлагается самостоятельно рассказать и обыграть сказку «Теремок», «расселяя» героев в теремок в любые окошки. По ходу или завершению игры уточнить, в какое (по форме) окошко смотрит каждый из животных.

Кроме комплекта сказочных героев и теремка, детям предлагается набор геометрических фигур разной формы. Взрослый рассказывает сказку, дети, обыгрывая ее, «расселяют» героев по заданным окошкам и находят у себя соответствующую фигуру. Например: «… и стал жить Волк в теремке, его окошко квадратное. Покажи, где окошко Волка. Найди у себя такую же фигуру» и т.д.

Количество участников игры – от 1 до 5 детей.

Упражнение «Муравьи»

Цель: развитие сенсорной сферы, формирование представлений о символическом изображении вещей; развитие познавательного интереса, самоконтроля.

Материалы – игровое поле с изображением:

четырех домиков (в верхней части листа);

два больших муравья (левый нижний угол листа), черный и красный: черный муравей обозначен нарисованным большим зеленым квадратом, красный муравей – большим красным треугольником;

два маленьких муравья (правый нижний угол листа), черный и красный: черный муравей обозначен нарисованным маленьким зеленым квадратом, красный муравей – маленьким красным треугольником;

от муравьев к домикам прорисованы четыре дорожки, разделенные по парам: две черные и две красные;

через дорожки вертикально установлены две пары ворот: одни маленькие и одни большие ворота составляют пару.

Два комплекта геометрических фигур: четыре больших и маленьких зеленых квадрата, четыре больших и маленьких красных треугольника.

Краткое описание содержания игры:

В сказочном контексте ребятам предлагается помочь муравьям найти дорогу домой. Используется кодирование информации: большой зеленый квадрат – большой черный муравей; большой красный треугольник – большой красный муравей и т.д. Черные муравьи ходят только по черным дорожкам, а красные – только по красным. Большие муравьи ходят только через большие ворота, а маленькие – только через маленькие.

Количество участников игры – 1-2 ребенка.

Упражнение «Почини одеяло»

Задачи: коррекция и развитие пространственного мышления, моторики рук, сенсорно-перцептивной сферы.

Материалы:

Модели одеяла: цветные листы картона с прорезанными фигурами («дырами») различной формы. Лучше, если будут разные «одеяла»: с одной «дырой»-прорезью и с несколькими «дырами»-прорезями.

Комплекты геометрических фигур разного цвета и формы, соответствующих прорезям в картоне.

Плоскостное изображение Буратино.

Краткое описание содержания игры:

Ведущий рассказывает детям сказку: «У Буратино на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры». Далее детям предлагается помочь Буратино починить одеяло.

Варианты заданий:

«залатать одну дыру»;

«залатать» одновременно несколько «дыр»;

усложнение заданий (увеличивать количество фигур, форм, цвета).

Количество участников игры – от 1 до 3 детей

Упражнение «Рыбки в бассейне»

Цели: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы; развитие моторики рук, произвольного внимания, памяти; расширение представлений детей о животном мире, закрепление (формирование) знаний о строении рыбы; раскрытие творческого потенциала.

Материалы:

лист ватмана голубого цвета или раскрашенный в голубой цвет (имитация воды в бассейне);

комплекты различных геометрических фигур разного цвета и размера;

разные модели рыбок, за основу которых взяты геометрические формы (являются образцом для выполнения задания или раздаточным материалом);

краски, фломастеры, мелки.

Краткое описание содержания игры:

В сказочном контексте детям предлагается запустить рыбок в бассейн.

Варианты заданий:

За основу рыбки берется геометрическая форма, соответствующая рыбке-образцу. Дети наклеивают геометрические формы на лист ватмана и дорисовывают детали так, чтобы получилась яркая сказочная рыбка.

Детям предлагается наклеить готовых сказочных рыбок.

Одновременно работает две подгруппы детей: старшие (более сохранные) дети выполняют задание первого варианта, младшие (менее сохранные) ребята выполняют задание второго варианта.

По завершению работы рыбок можно сосчитать, можно «оградить» бассейн кирпичиками, сделать красивый вход и т.д.

Количество участников игры – от 1 до 6 детей.


  1. Обоняние
  2. Вестибулярный аппарат (ощущение движения тела в пространстве)
  3. Проприоцептивная система (ощущение положения тела и его частей)
  4. Осязание
  5. Зрение
  6. Ощущения, касающиеся работы всего тела и его отдельных органов – например, голод

Эти системы получают информацию от внешнего мира и самого тела и передают ее центральной нервной системе, которая обрабатывает данные и осуществляет ответ на них.

Новый сенсорный опыт, полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию сенсорики ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

Упражнение 1: Учимся ораторству (зона рта)

Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  1. Гудим как пчела
  2. Щелкаем языком
  3. Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  4. Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  5. Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  6. Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  7. Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  8. Корчим рожи – чем смешнее, тем лучше

Упражнение 2: Полет по приборам (слух)

Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

Упражнение 3: Копируем рисунок (зрение)

Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Читайте также Гипербарическая оксигенация при лечении аутизма

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным – мебель, игрушки, люди.

Упражнение 4: На ощупь и на запах (обоняние)

Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

Упражнение 5: Настройка на ритм (слух)

Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы – копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

  • деревянные ложки
  • сковородки и кастрюли
  • пластиковые бутылки
  • ручки и фломастеры

Упражнение 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)

Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

Упражнение 7: Горячая лава (проприоцепция)

Разбрасываем по полу подушки. Пол – это расплавленная лава, а подушки – безопасные островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с подушками, который так любят многие дети!

Десять эффективных сенсорных упражнений

Новый , полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

УПРАЖНЕНИЕ 1: Учимся ораторству (зона рта)
Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  • Гудим как пчела
  • Щелкаем языком
  • Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  • Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  • Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  • Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  • Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  • Корчим рожи - чем смешнее, тем лучше
УПРАЖНЕНИЕ 2: Полет по приборам (слух)
Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Копируем рисунок (зрение)
Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным - мебель, игрушки, люди.

УПРАЖНЕНИЕ 4: На ощупь и на запах (обоняние)
Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

УПРАЖНЕНИЕ 5: Настройка на ритм (слух)
Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы - копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

  • деревянные ложки
  • сковородки и кастрюли
  • пластиковые бутылки
  • ручки и фломастеры
УПРАЖНЕНИЕ 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)
Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

УПРАЖНЕНИЕ 7: Горячая лава (проприоцепция)
Разбрасываем по полу . Пол - это расплавленная лава, а - безопасные островки. Нужно прыгать с на , уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с , который так любят многие дети!

УПРАЖНЕНИЕ 8: Революционная техника рисунка (проприоцепция)
Нам понадобятся легко смываемые темперные краски, большой лист бумаги и вкладыши от жвачки в больших количествах. Выдавливаем на лист точки или небольшие полоски краски и кладем поверх них вкладыши. Предлагаем ребенку стать босыми ногами на вкладыши и совершить как можно больше прыжков по всей поверхности листа. Моем ноги, отдираем вкладыши и наслаждаемся получившимся шедевром живописи!

УПРАЖНЕНИЕ 9: Отражение (зрение)
Это - парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Для ребят постарше упражнение можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

УПРАЖНЕНИЕ 10: Пальчиковые краски без мытья рук (осязание)
Если вашему малышу неприятны ощущения от краски на пальцах, но вы хотели бы, чтобы он пробовал рисовать, поступите следующим образом. Налейте в прозрачный полиэтиленовый пакет несколько капель разных видов краски и заклейте свободный конец скотчем. Все тем же скотчем прикрепляем пакет поверх белого листа и предлагаем ребенку стать художником.

Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет 1. Задания на выполнение предметных действий. 1.1 . Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Цель обучения - является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета, материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький. 1.2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Нанизывание цветных грибков в отверстие доски такого же цвета. Цель обучения - выработка у детей умений соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и деревянные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков. 2. Элементарные продуктивные действия. 2.1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения – фиксировать внимание де6тей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов. 2.2. Рисование красками. Цель обучения – закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги. По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаях и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов. В ходе обучения детей выполнения заданий используются названия величин, форм, цветов, но от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы Цель. Фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить детей понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета. Ход занятия Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 маленьких кругов и поясняет, что у него много разных кружков. Показывает детям вначале большие, а затем маленькие круги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой – маленькие предметы. Воспитатель приглашает к своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по 1 предмету разной величины и положить на соответствующее место. Каждый раскладывает по 1 паре предметов разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой же величины). Взрослый раздает индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. При этом разные дети получают для группировки предметы разной формы: одни сортируют по величине круги, другие – квадраты, третьи – овалы, четвертые – треугольники, пятые – прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с 5 предметами одной и 5 предметами другой величины одинаковой формы. Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке других фигур. На одном занятии малыш может сгруппировать 2-3 разновидности больших и маленьких предметов. В ходе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Легкость сенсорных задач для детей данного возраста относительна. Это объясняется разным уровнем подготовленности ребят, пришедших из дома, незакончившейся адаптацией к новым условиям, отсутствие навыков организованного поведения на занятиях. В занятии принимают участие 8-10 детей. Занятие проводится 1 раз и длится 10-12 минут. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые. Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5 предметов другой формы. Ход занятия. Воспитатель показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов. Обращается внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объясняют детям, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы – в другую. Воспитатель показывает детям кружок и говорит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитатель предоставляет им возможность положить в соответствии с образцом по 2 предмета разной формы. Затем раздает всем индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Различным детям раздается для группировки разный материал. Сначала детям предлагают предметы резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другие оперируют с квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, делает его повторно, но уже с предметами более близкой формы: кругами – овалами, квадратами – прямоугольниками и т.п. На данном занятии дети могут рассортировать предметы разнообразной формы 2-3 раза. Занятие длится 10-12 минут, проводится с детьми 1 раз. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по величине.) Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по форме.) Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.) Размещение грибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. (Соотнесение по цвету.) Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из (Соотнесение по величине и по форме.) Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из (Соотнесение по форме.) Размещение грибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. (Соотнесение по цвету.) Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.) Рисование красками на тему «Апельсин». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.) Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.) Выкладывание из цветной мозаики на темы «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». (Обозначение с помощью цвета признаков предметов.) Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.) Рисование красками по замыслу детей. (Изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.) Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает. Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины). Игра «Строим дом». Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете. Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки. Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке. Ход игры. Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара». Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке. Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут. Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих. Игра «Разные кружки для зайца и лисы». Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете. Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы. Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов. Ход игры. Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой - для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы – красные кружки, для зайца – зеленые. Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов, разных форм одного цвета. Игра «Большие и маленькие мячики». Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Игровая задача. Подобрать мячики для кукол. Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине. Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык. Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи. Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.