Интересная информация про обоняние человека. Обоняние человека: как мы способны воспринимать запахи. Как работает обонятельный анализатор

19.02.2019

Среди многочисленных автомобилей, выпускаемых по всему миру, есть особенные, можно сказать легендарные или «классические» авто, снискавшие невероятную популярность и признание у автолюбителей в разных уголках планеты. Именно эти автомобили долгое время оставались актуальными и востребованными, а некоторые остаются такими до сих пор. Именно эти автомобили продержались на конвейере десятки лет. Именно о них, ретро-героях, настоящих легендах мирового автопрома и пойдет речь в нашем обзоре.

А начнем наш экскурс в «особенную» часть истории мирового автопрома с путешествия в Бразилию, где по дорогам пылит и колесит , известный также как «хиппи-фургончик». Выпуск этого незатейливого, достаточно простого, но все же симпатичного автомобиля стартовал в далеком 1967 году, при этом T2 – это лишь модернизация предшественника VW T1 , производство которого началось аж в 1950 году.

Volkswagen T2 оснащался несколькими вариантами бензинового мотора с рабочим объемом 1,6 – 2,0 литра и отдачей от 50 до 70 л.с. Основной КПП для фургона была 4-скоростная «механика», но версию с топовым мотором можно было оснастить и 3-скоростным «автоматом». Выпуск Volkswagen T2 в Германии прекратился в 1979 году, когда ему на смену пришло новое поколение автомобиля, но продолжение выпуска в Бразилии (под брендом Kombi Standart (пассажирский) и Kombi Furgao (фургон)), а также других странах обеспечили хиппи-фургону попадание в «зал славы» мирового автопрома. Последний Volkswagen T2 бразильской сборки сошел с конвейера в 2013 году, при этом причина закрытия производства весьма банальна – кузов, разработанный в далеком 1967 году, не сумел выдержать современный краш-тест.

Там же в Бразилии завершился жизненный цикл еще одного достаточно популярного автомобиля. Речь идет о миниатюрной легковушке , запущенной в производство в 1983 году. Этот компактный автомобиль B-класса выпускался как в трех-, так и пятидверном исполнении, комплектовался бензиновыми и дизельными силовыми агрегатами, более 10 лет господствовал на дорогах Апеннинского полуострова, а затем в 1995 году перебрался в Польшу, Марокко, Филиппины и Бразилию.

Дольше всего, до 2013 года, Fiat Uno продержался в Бразилии, где, сойдя с конвейера, передал свое имя третьему поколению другого итальянского компакта, известного в остальном мире как Fiat Panda. Всего же за время выпуска классического Fiat Uno на дороги мира выехали порядка 8 800 000 миниатюрных легковушек.

Нельзя обойти вниманием и легендарный хэтчбек Volkswagen Golf первого поколения, уже давно вписавший свое имя в историю мирового автопрома. Дебют этого хэтчбека состоялся в 1974 году. Автомобиль предлагался с широким рядом силовых установок, включавшим бензиновые, дизельные и турбодизельный моторы мощностью от 50 до 112 л.с. В качестве КПП немцы предлагали 4-х или 5-ступенчатые МКПП, а также опциональный 3-скоростной «автомат».

Выпуск Volkswagen Golf I на немецкой земле завершился в 1983 году, но производство хэтчбека активно продолжалось в Австралии, Мексике (под именем Caribe) и Южной Африке (City Golf и Caddy (пикап)). Последний Volkswagen Golf в кузове оригинального первого поколения покинул южноафриканский конвейер завода города Эйтенхахе в 2009 году. Volkswagen Golf I не только заслужил звание одного из самых успешных долгожителей, но и в свое время получил прозвище «Der kleine Retter» (маленький спасатель), ведь если бы не Golf, то марка Volkswagen могла бы уже не существовать.

Впрочем, есть у немецкого автогиганта еще один интересный долгожитель – . Этот среднеразмерный автомобиль, выпускавшийся в кузове седан и универсал, встал на конвейер в 1981 году, довольно быстро набрав популярность по всему миру.

Позднее в Европе Santana продавался как модификация Passat, а первоначальное имя сохранилось в Южной Америке и Китае, где выпуск седана и универсала продолжился даже после остановки производства в самой Германии в 1988 году.
Самая долгая жизнь у Santana отмечена в Бразилии, где автомобиль снят с производства в 2006 году и в Китае, где выпуск прекратился только в 2013 году. Стоит отметить, что наибольшую популярность Volkswagen Santana снискал именно в Поднебесной, где использовался не только как личный автотранспорт, но и как служебный автомобиль для полиции, чиновников, службы такси и т.д. Всего же за годы производства в Китае было реализовано свыше 3 200 000 автомобилей, что делает Volkswagen Santana одним из самых народных китайских авто.

Отметился приметным долгожителем и французский концерн Peugeot. Ровно 10 лет, начиная с 1987 года, по дорогам Европы колесил , успевший в 1988 году получить звание «Автомобиль года в Европе». Француз выпускался в кузове седан и универсал, но только первому суждено было стать долгожителем, ибо универсал египтянам и иранцам по душе не пришелся.

Несмотря на давно устаревшую техническую начинку и блеклый на фоне современных авто внешний вид, Peugeot 405 до сих пор производится на автомобильных заводах Египта и Ирана. В последнем некогда успешный автомобиль известен под именем Samand , под которым одно время даже пытался закрепиться на российском рынке, но, естественно, безуспешно. Впрочем, своего покупателя Samand нашел в Венесуэле, Сирии и Сенегале, где иранцы запустили собственные сборочные линии, так что век Peugeot 405 еще будет долог.

Перенесемся из Северной Африки и Ближнего Востока в места более стабильные, но и более скрытные – а именно в Северную Корею (КНДР), где то же существует автопром. Да-да, там производят не только ракеты и автоматы, но иногда еще и автомобили. К сожалению, точных сведений об успехах северокорейского автопрома в открытом доступе не так уж и много, так как в этой стране засекречено абсолютно все, но некоторые сведения все же просачиваются через китайских товарищей. Оказывается, в КНДР, начиная с середины 50-х годов прошлого века, мелкими партиями выпускается 5-местная легковушка (아침의 꽃 – «цветок утра»), являющаяся упрощенной копией легендарного советского автомобиля ГАЗ М-20 «Победа» .

Ну а с 1968 года такими же небольшими партиями дороги КНДР пополняет внедорожник , созданный как симбиоз легендарного советского ГАЗ 69 и не менее легендарного Jeep того периода.

Раз уж мы упомянули советские ретро-автомобили, то стоит сказать несколько слов и об отечественных долгожителях автопрома. Прежде всего, это классическая «пятерка» , державшаяся на плаву целый 31 год с 1979-го по 2010-й.

Примечательно, что выпуск «пятерки» длился на 1 год дольше, чем производство «шестерки» (ВАЗ-2106 ), но вот выпущено при этом было почти в два раза меньше автомобилей (2 091 000 против 4 390 000 экземпляров). Также стоит вспомнить и о ВАЗ-2107 , также выпускавшемся на протяжении 31 года (с 1982-го), правда, в России «семерка» ушла в прошлое в 2012 году, но в Египте выпуск седана продолжался еще один год.

Из «действующих» российских автомобилей стоит, пожалуй, отметить УАЗ-452 , позднее в ходе модернизации получивший индекс , но в народе больше известный как «Буханка», «Таблетка» или «Головастик» в версии с кузовом.

Этот всем известный автомобиль встал на конвейер в 1965 году и покидать его пока не спешит, регулярно получая незначительные обновления, практически не затрагивающие первоначальную техническую архитектуру, что и дает возможность относить 452-ой к разряду автомобилей-долгожителей.

По тому же пути следует и ВАЗ-2121 «Нива» , появившаяся на советских дорогах в 1977 году. Пережив несколько рестайлингов, «Нива» сохраняет свою первоначальную платформу практически без изменений, до сих пор оставаясь одним из самых «неубиваемых» внедорожников в мире, что обеспечивает ей популярность не только в нашей стране, но и по всему миру.

Впрочем, уже скоро легендарная «Нива» уйдет в отставку, окончательно обретя статус легенды мирового автопрома.

Перенесемся в Европу, а точнее в Великобританию, где свои последние дни на конвейере доживает еще один знаковый для мирового автопрома внедорожник, а именно . Этот брутальный англичанин увидел свет в 1983 году и с тех пор почти не изменился, сохраняя традиции «окультуренного» милитаризма в дизайне и простоту по-настоящему мужского интерьера.

Да, менялись моторы, но суть Land Rover Defender оставалась прежней, а потому печально, что в этом году классический внедорожник уйдет в прошлое, уступив место абсолютно новому автомобилю, старт продаж которого намечен на 2016 год.

Свой автомобиль-долгожитель был и у Югославии, а после ее распада – у Сербии. Назывался он , но известен также и под именами Zastava Skala и Yugo Skala.

Созданный на базе Fiat 128 в 1971 году, компактный семейный автомобиль выпускался в кузовах 3-х или 5-дверный хэтчбек, а также 2-дверный пикап. Большим разнообразием моторов балканская «классика» не радовала, а на закате своего существования и вовсе предлагалась с безальтернативным 55-сильным бензиновым моторчиком, но в качестве компенсации радовала не слишком богатое население Сербии демократичной ценой, не превышавшей 4000 евро. В свое время, в самом начале 1980-х, Zastava 101 покорила и рынок Великобритании, но успех был недолгим из-за низкого качества автомобилей и плохой оснащенности. Выпуск балканской «классики» был прекращен в ноябре 2008 года из-за резкого падения спроса.

Перенесемся в Индию, где из-за перенаселенности и низкого уровня жизни, также весьма популярны «ретро-автомобили». Один из символов индийского «среднего класса», если такой в Индии вообще можно выделить, – пикап Tata TL I или Tata 207 .

Этот автомобиль появился в 1988 году как более-менее доступное по цене транспортное средство для транспортировки негабаритных грузов и стал весьма популярен среди индийских фермеров и владельцев небольших магазинов. Примечательно, но в настоящий момент идет выпуск уже 4-го поколения пикапа Tata TL, при этом автомобиль первой генерации все еще собирается небольшими партиями.

Куда более знаковый автомобиль для индийского автопрома – «король дорог» седан («Amby»), в основу которого лег английский Morris Oxford III. Старт производству Hindustan Ambassador был дан в 1957 году, когда с конвейера сошел первый опытный образец, оснащенный бензиновым 1,5-литровым двигателем с отдачей около 50 л.с.

Через пару лет мотор заменили на 55-сильный, а в 1979 году к нему прибавился 37-сильный дизельный двигатель, что сделало Hindustan Ambassador первым индийским автомобилей с дизельной силовой установкой. В 1992 году вышла ограниченная серия люксовых седанов Ambassador с 75-сильным мотором и улучшенной отделкой салона, а еще через год автомобиль и вовсе вышел на рынок Великобритании, где, правда, продержался совсем недолго, так и не сумев разбудить в англичанах любовь к ретро.
Спад продаж легендарного седана Ambassador начался в 2011 году, когда в Индии вступил в силу новый экологический стандарт BS IV, после чего несколько крупных городов запретили продажи автомобиля даже для нужд такси и производитель сумел реализовать всего около 2500 автомобилей в 2011-ом отчетном году. В дальнейшем объем продаж только снижался, а цена седана наоборот достигла 10 000 долларов США, что вынудило руководство Hindustan Motors снять Ambassador с конвейера в 2014 году из-за падения спроса. Таким образом, седан Hindustan Ambassador продержался на конвейере почти 57 лет, практически не получая значимых изменений в своей конструкции.

Впрочем, есть в истории мирового автопрома и более внушительный рекордсмен-долгожитель, которым мы и завершим наш исторический обзор. Если вы еще не догадались, то речь идет о легендарном автомобильчике (Volkswagen Beetle), россиянам более известном как «Жук».

Правда, если быть совсем точными, то стоит отметить, что официально «Жуком» легендарный автомобиль никогда не назывался, а изначально (до войны) именовался KdF-38 или Volkswagen-38 , затем (после войны) Volkswagen-11, Volkswagen 1200, а потом и Volkswagen 1600. За свою долгую историю маленький «Жук» успел украсть часть конструкторских решений у чехословацкой Tatra, стать основой для Volkswagen T1 (о котором мы упоминали в самом начале), покорить Америку, сняться в десятках фильмов, попасть на обложку альбома Битлз, стать прародителем спорткаров Porsche и багги, войти в десятку автомобилей, изменивших мир, и разойтись по планете тиражом в 21 594 464 автомобиля. Выпуск Volkswagen Käfer был прекращен только в 2003 году, спустя 65 лет после появления первого серийного прототипа.

На этом все, список легендарных автомобилей, державшихся десятилетиями на конвейере почти до наших дней, подошел к концу. Остается только пожелать нынешним автопроизводителям не забывать радовать общественность не только массовой продукцией на год-два, но и по-настоящему цепляющими новинками, способными лет через 20 – 30 – 40 также войти в когорту легенд-долгожителей мирового автопрома.


Чем можно измерить популярность автомобиля? В первую очередь - количеством выпущенных и проданных экземпляров. В десятку чемпионов по этому параметру входят автомобили производства Германии, США и Японии.

10. Volkswagen Passat
Количество поколений - 7
Выпуск: с 1973 г. по настоящее время
Количество: свыше 14,1 млн автомобилей.
Создавался Пассат как классическое семейное авто с кузовом хетчбэк. Его производство велось по всему миру. Второе поколение собиралось даже японским Нисаном. Это поколение, кстати, стало долгожителем: последний В2 был произведён в январе 2013 года в Китае.

9. Ford Model T
Количество поколений - 1
Выпуск: с 1908 по 1927 г.
Количество: порядка 15,5 млн автомобилей.
Да-да, легендарный Ford Model T до сих пор конкурирует с современными автомобилями. Он стал первым рекордсменом, а также лидером по применению разных новшеств; из них главное - сборка на конвейере. Унификация и дешевизна сыграли свою роль, и Model T разошёлся гигантским тиражом.


8. Nissan Almera
Количество поколений - 11

Количество: свыше 15,9 млн автомобилей.
Машина, известная в России как Almera, в Японии называется Sunny. Выпускали её также под названиями Sentra и Pulsar. Изначально авто создавалось как бюджетная городская машина, однако со временем становилось всё дороже и больше. Последнее поколение вспомнило о прежней концепции, и сейчас у нас Алмера - один из самых доступных седанов класса С.


7. Honda Civic
Количество поколений - 9
Выпуск: с 1972 г. по настоящее время
Количество: свыше 17,7 млн автомобилей.
В Японии Civic считался своеобразным народным автомобилем. В дальнейшем драйверские качества сделали его популярным во всём мире, и не только среди спортсменов. Девятое поколение стало заметно габаритнее, а в восьмого машины делятся на седаны и хетчбэки.


6. Opel Corsa
Количество поколений - 5
Выпуск: с 1982 г. по настоящее время
Количество: свыше 18 млн автомобилей.
Opel Corsa - самая молодая модель в этой десятке, однако результаты продаж впечатляют. Успех связан с большим количеством рынков, на которых модель представлена под разными именами. Например, в Великобритании она известна как Vauxhall Corsa, а в Китае до 2005 года продавалась как Buick Sail.


5. Ford Escort
Количество поколений - 6
Выпуск: с 1968 по 2000 г.г.
Количество: порядка 20 млн автомобилей.
Кроме высоких продаж Ford Escort известен своими спортивными достижениями.
Ford Escort - полная противоположность классическим американским авто, чем и привлекателен. Элегантный, компактный, мощный и неприхотливый, он для большинства американцев стал первой машиной.


4. Volkswagen Beetle
Количество поколений - 7
Выпуск: с 1938 по 2003 г.
Количество: свыше 21,5 млн автомобилей.
Имя Жук подошло для этого поистине народного автомобиля как нельзя лучше. В течение 65 лет дизайн его кузова практически не менялся. Volkswagen Beetle - первая модель, преодолевшая рубеж в 20 млн экземпляров.


3. Volkswagen Golf
Количество поколений - 7
Выпуск: с 1974 г. по настоящее время
Количество: свыше 30 млн автомобилей.
Успех этого автомобиля настолько убедителен, что его именем назван целый класс. С середины 80-х понятие «гольф» применяется почти ко всем компактным хетчбэкам.


2. Ford F-series
Количество поколений - 12
Выпуск: с 1948 г. по настоящее время
Количество: свыше 34 млн автомобилей.
Типичный пикап американской глубинки, верная рабочая лошадка. Несмотря на то, что за пределами США Ford F-series почти не продаётся, любовь американцев к мощным пикапам позволила этому автомобилю занять второе место в рейтинге.


1.Toyota Corolla
Количество поколений - 11
Выпуск: с 1966 г. по настоящее время
Количество: свыше 40 млн автомобилей.
Вот и лидер - самый продаваемый в мире автомобиль. Японским инженерам удалось воплотить удачную концепцию: компактный автомобиль совместил в себе стиль, мощь и качество дорогих престижных марок. К своему 50-летнему юбилею Toyota Corolla подходит как самый массовый автомобиль.


В десятку самых массовых автомобилей попали автомобили, выпущенные в Японии, Германии, США. Российские машины могли бы быть представлены моделью Lada Riva, под которой в мире продавались ВАЗ-2105, ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107, но показатель в13,5 млн единиц маловат для первой десятки. Примечателен тот факт, что открывает рейтинг легендарный Ford Model T, который по количеству автомобилей, оказывается, ещё может конкурировать с машинами, выпускающимися последние 30 лет.

10. Ford Model T

Количество: около 15,5 млн автомобилей

Выпуск: 1908 – 1927 годы

Количество поколений: 1

стал первым автомобилем-рекордсменом и первым по применению различных новшеств, главным из которых была сборка на конвейере. Заложенные Генри Фордом принципы в унификации и дешевизне продукта сделали своё дело и автомобиль был продан гигантским тиражом. Но вот каким именно, точно не знает даже сама компания. По документам фигурируют тиражи в 15 484 784 экземпляров, но двигателей для Ford T было выпущено 15 007 034. В прессе же самой популярной цифрой является 16,5 миллионов автомобилей.

Количество: более 14,1 млн автомобилей

Выпуск: 1973 – по сегодняшний день

Количество поколений: 7

Изначально создавался как классический семейный автомобиль и имел кузов хетчбэк, над дизайном которого работал Джорджето Джуджаро. Это была первая модель Volkswagen в имени которой использовалось название ветра: течение пассатов дуют между тропиками круглый год, в Северном полушарии с северо-восточного, в Южном - с юго-восточного. Его производство происходило по всему миру, и даже японкий Nissan собирал второе поколение. Он кстати стало долгожителем – последний B2 был выпущен в Китае в январе 2013 года.

Количество: более 15,9 млн автомобилей

Годы выпуска: 1966 – по сегодняшний день

Количество поколений: 11

Автомобиль известный под именем в нашей стране, наиболее популярен в качестве Sunny в Японии, а также его выпускали как Sentra и Pulsar. Он создавался как бюджетная городская машина, которая со временем становилась всё больше и дороже. Последнее поколение вернулось к прежней концепции с точки зрения цены – Nissan Almera в России выпускается на АвтоВАЗе и является одним из самых доступных седанов в классе С.

Количество: более 17,73 млн автомобилей

Годы выпуска: 1972 – по сегодняшний день

Количество поколений: 9

Модель была своеобразным народным автомобилем в Японии, а затем, благодаря своим драйверским качествам стала популярна во всём мире и не только у спортсменов. Последнее поколение стало заметно больше, а с восьмого идёт деление на седан и хетчбэк. Из интересных фактов можно отметить например то, что на бразильском заводе Honda машины производились только на экспорт, а продажи внутри страны начались лишь через 10 лет в 1992 году.

Количество: более 18 млн автомобилей

Годы выпуска: 1982 – по сегодняшний день

Количество поколений: 5

Несмотря на то, что Opel Corsa самая молодая модель в десятке, она имеет действительно отменные результаты по продажам. Такой успех связан в том числе и большим количеством рынков, на которых представлена модель, правда, под разными именами: Opel Corsa в Европе, Vauxhall Corsa в Великобритании, до 2005 года она продавалась как Buick Sail в Китае и как Holden Barina в Австралии и Новой Зеландии, японским покупателям она знакома как Opel Vita.

Количество: около 20 млн автомобилей

Выпуск: 1968 – 2000 годы

Количество поколений: 6

Escort является полной противоположностью классическим американским автомобилям, но этим он и привлекателен. Компактный, симпатичный, мощными неприхотливами двигателями он стал первой машиной для большинства американцев. Сейчас Ford задумывается о возрождении этой успешной модели, и главная проблема как «развести» его с другим бестселлером Focus.

Количество: 21 529 464 автомобиля

Выпуск: 1938 – 2003

Количество поколений: 7

Имя Beetle – в перводе «Жук» как нельзя лучше подошло для этого автомобиля. Несмотря на то, что в общем рейтинге эта машина занимает лишь четвертое место, Volkswagen Beetle – это безусловный рекордсмен. Во-первых, эта машина стала первой моделью, преодолевшей рубеж в 20 миллионов проданных экземпляров. Во-вторых, в течение 65 лет, дизайн кузова Жука почти не менялся. Последний Volkswagen Beetle в его первоначальном виде сошел с конвейера в Мексике в 2003 году. Но на самом деле, выпуск «Жука» продолжается – совершенно новая модель, совсем не народная по цене и оснащению начала выпускаться в 1997 году, и на сегодняшний день имеет 3 поколения.

Количество: более 30 млн автомобилей

Выпуск: 1974 – по сегодняшний день

Количество поколений: 7

Успех этого автомобиля заключается хотя бы в том, что его именем назван целый класс. Понятие «гольф» стало применяться почти ко всем компактных хетчбэкам с середины 80-х годов. С новым седьмым поколением он возвращает несколько просевшую популярность. Этому способствует ориентация всего мира на более экономичные двигатели для одних, и удовольствие от вождения и мощного мотора в версии GTI для других.

Количество: более 34 млн автомобилей

Выпуск: 1948 – по сегодняшний день

Количество поколений: 12

Кто бы мог подумать, что рабочая лошадка станет столь популярна! Преданная любовь американцев к мощным пикапам позволила этой машине занять второе место в рейтинге самых успешных, несмотря на то что за пределами Северной Америки Ford F-series практически не продаётся. Каждый год компания продает по одному миллиону автомобилей этой модели различных модификаций - то есть почти каждые 30 секунд в США, Канаде или Мексике продают один F-series.

Количество: 40,01 млн автомобилей

Выпуска: 1966 – по сегодняшний день

Количество поколений: 11

Самый продаваемый автомобиль мира впервые сошел с конвейера в 1966 году. Японские инженеры решили на практике применить новую концепцию - небольшой компактный автомобиль, который совместил бы в себе качество, стиль и мощь дорогих марок. Концепция оказалась настолько удачна, что Toyota Corolla к своему 50-летнему юбилею скорее всего сохранит лидерство как самый массовый автомобиль.

Нос человека, а именно тот его участок, который отвечает за обоняние, является наименее изученным в человеческом организме. Ученые до сих пор пытаются установить все физиологические тонкости этой функции человеческого организма. Некоторые исследователи считают, что способность воспринимать запахи является рудиментом, то есть в процессе эволюции она утратила свою функциональную важность для человека. Тем не менее, именно обонятельная система помогает человеку ориентироваться в пространстве, стимулировать вкусовые рецепторы и даже определять, существует ли у нас физическое притяжение к человеку. Именно поэтому, тайна обоняния является очередной интересной и все еще не до конца разгаданной загадкой природы.

Строение обонятельной системы: рецепторы, воспринимающие запахи

Обонятельные клетки, являющиеся нюховыми рецепторами, располагаются в обонятельной области носа. Эта область является участком в верхней носовой раковине и верхней части носовой перегородки, занимающим 2,5 см². Все эти клетки по своей структуре являются биполярными нейронами, и на кончиках их дендритов находятся волоски, погруженные в слизь носовой полости. Когда в этой слизи растворяются химические вещества, обонятельные рецепторы воспринимают их в виде ощущения запаха. Обонятельные клетки являются первичными рецепторами, физиологические механизмы активации которых приводят к усилению воспринято сигнала. В отличие от системы восприятия вкусов, в системе обоняния невозможно выделить небольшое количество основных первичных запахов. Вероятно, таких запахов существует очень много и единой их классификации на сегодняшний день не существует.

Основные пути и центры обонятельной системы

Обонятельная система имеет принципиальные отличия от других сенсорных систем: у нее отсутствует спинально-стволовой отдел и большая часть обонятельных путей, которые идут к коре головного мозга, не проходят через таламус. Структура обонятельной системы следующая:

  • аксоны обонятельных клеток проходят через решетчатую кость примерно двадцатью тонкими нитями, которые образуют обонятельный нерв и заканчиваются в обонятельных луковицах;
  • от обонятельных луковиц обонятельные пути проходят обонятельными трактами;
  • далее обонятельные пути расходятся в трех направлениях:
  1. в медиальную обонятельную область, которая является самой древней и отвечает за примитивные реакции на запахи, например, выделение, облизывание слюны и так далее;
  2. в латеральную обонятельную область, которая отвечает за сложные поведенческие акты;
  3. в глазничные извилины лобной доли, предположительно отвечающие за осознанное восприятие запахов.

Интересные факты об обонянии: как люди воспринимают запахи

Так как обоняние является не до конца изученным органом чувств, ученые все еще продолжают открывать многие интересные факты, связанные с этой функцией человеческого организма. Вот некоторые установленные интересные факты об обонянии:

  • именно с помощью нюховых рецепторов люди способны улавливать феромоны друг друга: индивидуальные химические вещества, вырабатываемые организмом каждого человека. Именно феромоны заставляют нас быть привлекательными друг для друга и вызывать сексуальное желание: запах человека, которого вы любили, не перепутаете уже никогда;
  • обоняние намного лучше развито у женщин, чем у мужчин: женщины способны различать гораздо большее количество запахов, тем не менее, лучшими парфюмерами, так уж исторически сложилось, были именно мужчины;
  • обоняние изменяется в течение менструального цикла женщины: до и после овуляции оно обостряется, и женщины в этот период остро реагируют на аромат мужских феромонов. Это и не удивительно, ведь именно в этот период менструального цикла вероятность зачать ребенка наиболее высока;
  • обоняние младенцев развито очень сильно, но за первый год обонятельная система практически на половину теряет свою функцию. Отмечается также атрофия обонятельных волокон у людей пожилого возраста;
  • правая ноздря человека воспринимает более остро запахи у правшей, в то время как левая – у левшей.

обоняние является лучшим способом определить, действительно ли вы хотите кушать. Если запах еды не кажется слишком привлекательным – это значит, что организм достаточно насыщен в данный момент.

Обоняние - одна из тех вещей, которые многие из нас считают само собой разумеющимся. Если бы перед человеком поставили на выбор любое чувство, которое он готов потерять, то самым логичным выбором было бы обоняние. Но не обманывайтесь! Обоняние на самом деле гораздо важнее для нас, чем мы думаем!

Обоняние - это способность ощущать пахучие вещества, рассеянные в воздухе, которые соединяются с обонятельными рецепторами, расположенными у нас в носу. Так что получается, что бы вы ни нюхали - на самом деле это крошечные частички определённого вещества прикрепляются к рецепторам в вашем носу. Забавно, да?

А вот интересный факт для вас: не все одинаково воспринимают один и тот же запах. Например, пока вы чувствуете аромат чего-то одного, вашему другу может пахнуть совершенно иным. Это всё сводится к генетике. Для того чтобы мы могли ощущать запах чего-то, в нашем генетическом коде это должно быть запрограммировано.

В любом случае, то, какие продукты питания нравятся человеку, «записано» в его генах. Всё потому, что вкусовое восприятие пищи зависит от того, можем ли мы ощущать определённые запахи. Да, именно так - наше обоняние оказывает огромное влияние на наш вкус.

Как бы вы ни относились до сих пор к своему носу, эти 25 истин об обонянии заставят вас ценить его!


25. Слоны могут учуять запах воды на расстоянии 19 километров.


24. Человек с завязанными глазами с трудом сможет отличить запах сыра пармезан от запаха рвотной массы.


23. В 1987 году газовая компания из Балтимора Baltimore Gas and Electric Company выпустила ароматизированные наклейки (которые нужно потереть, чтобы понюхать), благодаря которым люди могли узнать, как пахнет при утечке газа. Наклейки пользовались таким успехом, что люди стали сообщать об утечках газа, которых на самом деле не было (из-за наклеек).


22. На собачьих лапах живёт бактерия, из-за которой они пахнут, как кукурузные чипсы. Этот феномен известен как «лапы фрито» (по названию популярных в Америке кукурузных чипсов «Fritos»).


21. Vasor 136 - это устройство, которое использует превосходное чувство обоняния пчёл. Оно содержит 36 картриджей, в каждом из которых находится по одной пчеле. Каждая пчела обучена определять особый запах.


20. Аромат свежескошенной травы - это на самом деле «страдание» растений. В природе, когда растение подвергается атаке или чьему-либо воздействию (его едят насекомые и так далее), оно начинает выделять химические соединения, способные потенциально привлечь хищников, которые могут напасть и съесть «обидчика» (обидчиками обычно бывают гусеницы или другие мелкие насекомые).


19. Учёные пришли к выводу, что запах тела может помочь в поисках любимого человека. Как правило, нам нравятся люди, чей запах отличается от нашего.


18. Запах человеческих газов содержит такие вещества, как скатол и индол. В низких концентрациях эти соединения на самом деле имеют цветочный запах и используются в парфюмерии.


17. Одним из видов «лечения», которое врачи предлагали заразившимся бубонной чумой, были «банки с газами». Они предписывали больным пукать в банку, а затем вдыхать содержимое. С тех пор медицина прошла длинный путь развития…


16. Химические соединения, придающие аромат апельсинам и лимонам, являются одними и теми же (они всего лишь зеркально отображают друг друга), однако наши носы настолько чувствительны, что отличают их друг от друга.


15. Мясо некастрированных свиней имеет очень неприятный запах. Это явление, известное под названием «вонь хряка» («boar taint»), означает, что почти 95% самцов свиней заканчивают свою жизнь кастрированными.


14. Психопаты, как правило, обладают повышенным чувством обоняния из-за неправильного функционирования в лобной доле головного мозга.


13. «Старческий запах» вызывает химическое вещество, известное как 2-ноненал. Оно же отвечает за «картонный» привкус у несвежего пива.


12. Наши ноздри дышат поочерёдно.
Во время насморка вы наверняка замечали, что сначала не дышит одна ноздря, а потом - другая. На самом деле здоровый человек дышит так же неодинаково (то через правую ноздрю, то через левую), но поскольку в целом дыхание при этом удовлетворительное, он этого просто не замечает. У такого изменения проходимости ноздрей есть название - назальный (или носовой) цикл.


11. Аромат кофе отличается от вкуса, потому что почти половина из более чем 600 химических веществ, участвующих в формировании его запаха, сразу же уничтожается слюной.


10. Если в обувь положить на ночь сухие пакетики чая, то они абсорбируют неприятный запах.


9. У жителей стран Восточной Азии (таких как Китай, Корея, Япония) меньше потовых желез, чем у представителей других народов. Благодаря этому они меньше потеют и, соответственно, имеют не сильно выраженный запах пота.


8. Астронавты описывают запах космоса как смесь запахов сухого стейка, жидкого металла и сварочного дыма.


7. Моча гривистого волка пахнет марихуаной.
Однажды в зоопарк Роттердама вызвали полицию, потому что кому-то показалось, что пахнет марихуаной. Оказалось, это просто гривистые волки сходили по малой нужде.


6. Бунхозия серебристая - это небольшое плодовое дерево, произрастающее в Южной Америке. Мякоть его плодов пахнет арахисовым маслом.


5. Характерный, отчётливый запах, который мы чувствуем после грозы, на самом деле является озоном. Это происходит потому, что во время грозы он образуется близко к поверхности Земли в результате электрических разрядов молнии.


4. Пажитник сенной, или шамбала - это растение, семена которого используют для увеличения количества грудного молока. Это из-за него малыши пахнут кленовым сиропом.


3. Палеонтологи обнаружили, что часть нашего головного мозга, контролирующая слух и обоняние, «сморщилась» примерно в то же время, когда люди одомашнили собак.


2. У большинства людей, поевших спаржу, моча имеет отталкивающий запах, но только небольшая часть населения (около 20% людей) имеет аутосомные гены, необходимые для того, чтобы учуять её реальное зловоние.


1. Человеческие газы более интенсивно чувствуются в душе, потому что циркулирующий воздух распространяет их более эффективно. Кроме того, влажность улучшает обоняние человека.