Как детские прозвища сказываются на дальнейшей судьбе. Ласковое прозвище для малыша

23.07.2019

Доброго дня!
Как можно догадаться - тема по следам.
Предлагаю на выбор несколько кандидатов, добавляйте своих.
Только подписывайте фото, кто есть кто
Голосуйте сообщением типа "+1".
Голосование предлагаю проводить и весь завтрашний день до полночи по Московскому времени, а в пятницу результаты.
Приступим-с!

2080

Ваше Величество

Добрый день, форум! В конце декабря был опубликован рейтинг самых красивых лиц 2018 года. Этот рейтинг составляется на основе мнения пользователей соцсетей. Полная версия есть в интернетах, а в моей теме будет почти 60 самых-самых красавчиков (есть даже один наш), которые скрасят нам последние зимние денечки.))

700

Катерина

Девочки, ребенку почти 8, не сидит вообще. Если сажаешь даже, то прям ни пары секунд не может в вертикальном положении провести, падает. При этом ползает по пластунски, встает у опоры, за ручки подтягивается, в стульчике подтягивается, но сидеть без опоры - никак. Пора же бить тревогу, да?
Были у ортопеда, спинку посмотрел, вроде претензий к нам нет. На следующей неделе планируем к педиатру, буду просить направление к неврологу. Но педиатр неохотно дает такие направления, да и когда про массаж спросила в 3 месяца, то вообще сказала показаний нет. Очень хочется выпросить у нее направление на массаж. Как бы это сделать по-тактичнее? Какие слова верно подобрать? Кто-то без особых показаний получал массаж в поликлинике?

267

Tetyana Nekrasova

Сегодня была затронута тема снов, были и яви, что померещилось и что на самом деле было.
А были в вашей жизни случаи, когда рассудок оказывался в конфликте с реальностью?
В моей жизни было три случая, которые разум и современная наука не могут объяснить. Минимум три, остальные еще как-то можно в разряд флуктуаций отнести.

Случай первый.
Бабушке вырезали опухоль на спине - жировик гантелеобразной формы весом 1,8 кг. Выписали через недельку из больницы, еще через пару дней сняли швы. Я точно даты не помню, но вся история уложилась месяца в полтора. В то время Чумак по телевизору воду в тазиках «заряжал» (Помнят, наверное, многие). Бабушка внимательно заряжалась, читая статьи про декабристов и Наталью Гончарову.
Так вот, переодевается как-то бабушка перед сном, наклоняется и... Я не вижу шрама на спине! Включили яркий свет. Я чуть ли не под лупой спину рассматривала. Нет шрама! Самовнушение? Чумак с тазиками? В любом случае наука ответа не даёт, каким образом это возможно.

Случай второй
Мама сломала ногу. Для продления больничного нужно было два(!) раза в неделю являться. Машины тогда у нас не было, маме приходилось подниматься на костылях на ступеньки тролейбуса. Заработала грыжу. Врачи, несколько, сказали, что только оперировать. Нашла мама «бабку». Пришли к бабке. Условием было: свое яблоко, свой носовой платок. Оплата мизерная. Я с мамой поехала - другой конец города, непонятная «стрелка». Бабуля откусила яблоко, положила маме на живот платок и, через него, покусывая, приговаривала: «Грызу, грызу грыжу...» И так далее. Опа ля, мышцы в месте разрыва сошлись/срослись. Выпячиваний после этого не было. Операция отменилась.

Случай третий
У той же моей бабушки было рожистое воспаление ноги, периодически рецидивирующее. Кто сталкивался, знает, - лечится долго и сложно. Была свидетелем. Бабка Аксинья (соседка через несколько домов по улице в деревне) сказала принести с собой лоскут красного бархата. У бабушки такой нашелся. Потёрла этим бархатом, пошептала что-то (в этот раз я ни слова не разобрала), и через полчаса после визита бабушкина нога пришла в порядок...

Вот как так?!

231

Клава

Всем доброго времени суток.
Ходили сегодня с дочкой в музыкальную школу. Занятие полчаса в неделю. Дети от 3 до 5 лет. Танцуют, поют, играют на инструментах, учат ноты. Нам понравилось, дочка в восторге (дали поиграть на барабанах, на уроке на фортепьяно играли), решили записаться.
В конце урока учитель спросила не хотим ли отдать дочку на фортепьяно, говорит есть способности, быстро схватывает.
Что-то я в замешательстве, с одной стороны почему бы и нет, но я не думала так рано отдавать учиться играть на инструменте. С другой стороны а не много ли будет: танцы, группа раннего развития музыкальной школы, фортепьяно, спорт при садике.
Поделитесь пожалуйста когда Вы отдавали ребёнка в муз школу.

171

Ваш ребёнок ушёл в садик или в школу Сашей или Машенькой, а вернулся Телепузиком, Очкариком или Жирафой... Вы придумывали для него имя с любовью и нежностью, а острые на язык сверстники прилепили кличку, желая подшутить, поддразнить или даже обидеть. Но не спешите сразу же разбираться, кто виноват, бежать за объяснениями к обидчикам, ссориться с их родителями. Задумайтесь, почему вашего ребёнка стали называть так-то или так-то? И вообще, о чём говорят клички наших детей? Вы удивитесь, но об очень многом! Дочитайте до конца - это очень интересно.

0 75355

Фотогалерея: О чём говорят клички наших детей?

Почему они обзываются?

Прозвища и «обзывания» - испытание на прочность, которое проходит почти любой ребёнок. Так сказать, дань социализации. Детский коллектив очень рано открывает для себя увлекательные игры «Я с тобой дружу / не дружу», «мы тебя принимаем /не принимаем». Прозвище может быть меткой для «чужого» либо знаком принятия для «своего».

Кличку или дразнилку дети могут придумать:

Чтобы привлечь внимание того, кого дразнят, либо окружающих. Ведь это так интересно - когда сверстник гоняется за тобой по всему классу! Порой дразнящий даже не понимает, что может обидеть и всерьёз разозлить человека.

В качестве защитной реакции. « Я маленький, да ещё и в очках. Драться не умею. Остаётся только обозвать обидчика посильнее, придумать ему смешное прозвище».

. Чтобы самоутвердиться за счёт неуверенного в себе сверстника, показать всем, «кто хозяин» в классе или в группе.

Чтобы отомстить за какую-то обиду, реальную или мнимую

В шутку, без всякого злого умысла.

Под влиянием популярного фильма, мультика.

Ишак и Масяня: откуда берутся клички.

Чаще всего кличка возникает на основе фамилии или имени. Так мальчик Костя становится Костылём, девочка Соловьёва - Соловьем. Такие клички могут быть нейтральными, а могут - и обидными. Девятилетний Миша очень переживал, когда путём несложных преобразований - Миша - Мишак - Ишак - получил прозвище. «Обидно быть Ишаком - тем, на ком ездят!»

Богатую почву для кличек даёт внешний вид ребёнка. Рост, сложение, мимика, необычные детали одежды - зоркий глаз сверстников подмечает всё. Высокий, крепкий мальчик запросто может стать Лосем, а маленький и худой - Рахитом.

Иногда прозвища даются за какие-то черты характера, привычки, увлечения. Пятиклассник Саша обожал легковушки «Мерседес», собирал фантики с их изображениями и всем хвастался, что когда вырастет, купит себе шестисотый «Мерс». Логично, что «Мерседесом» его и прозвали, причём этой кличкой он гордился.

А ещё кличка может стать частью ролевой игры, когда дети «играют» в понравившихся персонажей кино или мультфильмов. Винни Пух и Пятачок - это вообще детская классика. В своё время по школам прокатилась мода на героев «Секретных материалов» - появились бесчисленные Малдоры (или просто Фоксы). Скиннеры и Скалли. До сих пор, посмотрев диснеевские мультики, дети называют приятелей Чипом и Дейлом, Вжиком, Гаечкой, Скруджем. В последние годы в этот список добавились Масяня, Хрюндель. Целая компания Смешариков и другие герои мультфильмов.

Хорошо, если кличка нравится ребёнку или он относится к ней спокойно. Ну а если обижается, плачет, дерётся? Что делать родителям: разбираться с обидчиками, жаловаться учителю, переводить ребёнка в другую школу?

Иногда в младших классах, какую-нибудь девочку Свету все дразнят Светкой-салфеткой. И вдруг буквально за полгода она становится «Светланой-Красавицей». Что произошло? Да просто изменилось её внутреннее видение себя, а, следовательно, и внешний вид, ведь сильно зависит от самооценки, самоощущения. И старая кличка отпала, как шелуха.

«Кто обзывается, тот сам так называется!»

«Воспитывать уверенность в себе, устранять недостатки» - универсальные советы. И всё-таки, что делать «здесь и сейчас», когда ваше чадо пришло из садика или школы в слезах?

Психологи не рекомендуют «с места» мчаться разбираться с обидчиками. Во-первых, ваш ребёнок может в результате заработать у сверстников репутацию «ябеды». Во-вторых, ему ещё не раз пригодится в жизни умение справляться со своими трудностями самостоятельно. В-третьих, если ваше вмешательство не увенчается успехом, вы потеряете в глазах сына или дочери значительную часть своего авторитета. В-четвёртых, не исключено, что ваше дитя слишком эмоционально воспринимает достаточно безобидные дразнилки.

Итак, вариант «прийти в школу и всех напугать» оставим для крайних случаев, с которыми приходится сталкиваться не так уж часто. Это случаи организованной травли, систематических унижений, когда все объединяются против одного. Но даже и в таком случае, каким бы праведным гневом вы ни горели, для ребёнка будет полезнее просто перевод в другую школу. Что же касается обыкновенных кличек-дразнилок, любому ребёнку под силу научиться противостоять им.

Внутренняя реакция.

Объясните ребёнку: кличка - дело житейское, их не избегают и успешные люди. Знаменитую актрису, красавицу Анну Ковальчук, сыгравшую Маргариту, одноклассники называли «Лом» - за высокий рост. Актёр Владислав Галкин, главный «дальнобойщик» страны, в детстве был просто «Килькой». Писатель Александр Грин, автор «Алых парусов», в гимназии обижался на кличку Грин-Блин (его настоящая фамилия была Гриневский). Потом эта кличка стала его писательским псевдонимом. А известные политики? Они зачастую получают весьма ядовитые клички, из которых «Лужок» и «Жирик» ещё самые безобидные!

Приведите в пример известных людей, можете рассказать, как вас самих называли в детстве. Объясните, что кличка - это признак, что тебя заметили, что ты для сверстников - не пустое место. Попробуйте сами придумать смешные дразнилки для собственной фамилии или имени, посоревнуйтесь, кто придумает больше. Это поможет ребёнку перестать обижаться на обзывательства. А если он научится внутренне спокойно реагировать на них - половина проблемы уже решена!

Внешняя реакция.

Для малыша детсадовского возраста изменить своё отношение к дразнилкам может оказаться слишком сложной задачей. Ну что ж, тогда надо научить его хотя бы «правильно» отвечать и реагировать на них.

Психологи не рекомендуют отвечать на обзывательства «по нарастающей» - ещё более обидной кличкой. Подраться с обидчиком - тоже не лучший вариант: может быть, именно драку он и хотел спровоцировать. Проявляя злостью обиду, ребёнок поддаётся манипуляции, показывает свои слабые места, и дразнить его становится ещё интереснее для сверстников.

Объясните это ребёнку. «Когда ты обижаешься на клички, ты становишься как кукла, а те, кто дразнится, - как кукловоды. Они дергают за ниточки и управляют тобой, как хотят. А ты не давай им это делать».

Хороший выход - никак не реагировать и не отзываться на клички. Тогда дразнить ребёнка станет просто неинтересно, и обидчики отстанут. Придумайте и заучите с ребёнком стандартную фразу: «Ты кого звал? Меня? Меня зовут Саша. Если хочешь поговорить, зови меня по имени». Порепетируйте дома, чтобы ребёнок произносил эти слова спокойно, сдержанно и твердо.

Ещё один вариант - нестандартный ответ. В первом классе мальчик Дима получил кличку «Однозубый бык» - за щербатость и вспыльчивый характер. Когда его так называли, он всегда кидался в драку и подтверждал тем самым своё прозвище. Родители посоветовали ему в следующий раз ответить обидчику: «Ты всё сказал? Тогда отстань от меня». И ошарашенный одноклассник... отстал.

Детям помладше хорошо помогают рифмованные «отговорки» - короткие фразы, которые можно выкрикнуть в ответ на дразнилку:

Обзываешь на меня - переводишь на себя.

Кто обзывается, тот сам так называется!

Шёл крокодил - твоё слово проглотил. А моё оставил!

Они позволяют дать отпор обидчику, оставить за собой последнее слово - и в то же время «пригасить» конфликт.

Ещё один способ на интернет-форуме предложила мама со стажем:

«Я своего ребёнка ещё в средней группе научила, как отвечать. Там тоже все клички придумывали, а он обижался сильно. Мы стали играть в ассоциации, придумывать, с кем или с чем можно сравнить его обидчиков. Его обзывают, а он в ответ говорит: «Сам ты как зелёное яблоко - вечно кислый» или «Сам ты как лампочка, которая вечно сгорает». У нас это даже перешло в игру. И смешно получается и обстановка разряжается. Обзываться перестали».

Найти себя.

Родители, обратите внимание на то, какие прозвища ребёнок придумывает сам себе, какую кличку он любит. В собственном образе, «упакованном» в кличке, человек шифрует важные для себя качества, то, к чему он стремится. Прозвище действительно даёт определённый спектр качеств того объекта, с которым человек себя ассоциирует! Это называется «эффект социального ореола». Недаром индейцы, да и наши предки часто брали себе тотемное имя, связанное с каким-то животным. Медведь - значит должен быть сильным и здоровым, Росомаха - хитрым, ловким, гибким.

Кличка постоянно укрепляет и подпитывает те качества, которые в ней подчёркиваются. Если вашего называют Терминатор - есть смысл уточнить, из какого фильма, т.е. «добрый» или «злой». Если малыш сам себе придумал кличку «Бэтмен» - значит, хочет быть сильным, смелым и решительным, как любимый герой. И... она ему в чём-то поможет.

Есть универсальный рецепт - как практически наверняка избавить вашего сына или дочь от обидных прозвищ. Он прост: относитесь к вашему ребёнку с таким уровнем уважения, как к самому уважаемому взрослому из вашего окружения! Цените его качества в том виде, в каком они есть. Ребёнка, которого любят и уважают в семье, можно отличить с первого взгляда. Этот «ореол уважения», как нимб, окружает и защищает его, придаёт уверенность. Таких детей не задразнят. И даже если у них есть дефекты речи, внешние недостатки - обидные клички к ним просто не липнут.

Для кого-то детские клички остаются страшным воспоминанием из далекого детства, кто-то гордо носит имя, данное ему еще приятелями в первом классе, всю жизнь. Так или иначе, через «обзывания» проходят все. Кто-то жалуется, что его дразнили, до неузнаваемости исковеркав имя или фамилию, кто-то вспоминает о детской кличке чуть ли не с восторгом. Почему одни и те же слова вызывают у некоторых детей слезы, а другие в тайне гордятся своим вторым именем? Как утешить опечаленное чадо, и стоит ли вообще обращать на это внимание?

Проба пера

Первые клички появляются еще в детском саду или начальной школе, не учитывая те многочисленные ласковые, а порой и ругательные прозвища, которыми родители сами наделяют своих детей. Но вот ребенок оказывается в многочисленной группе своих сверстников и начинает обрастать новыми, неожиданными именами. В садике «дразнилки» и «обзывалки» - это чаще всего еще игра, правда, иногда достаточно жестокая.

В детсадовском возрасте дети начинают осваивать наш великий и могучий, порой терзая его и калеча, выдумывая новые слова или безбожно перевирая существующие. Они, таким образом, пробуют «на вкус» родную речь, определяя границы и осознавая правила языка. В этот момент и появляется забавная детская абракадабра, которая вызывает столько восторгов и радости у взрослых. Не проходят эти эксперименты и мимо имен. Рифму, как выясняется, можно найти к любому имени, а если не подходит одно из существующих слов, придумаем новое. И чем длиннее получается рифмованный ряд - тем веселее. Такие дразнилки тоже долго не живут, но обижаются на них значительно сильнее.

Винни-Пухи и Гарри Потеры

Зачастую новые прозвища появляются только как сиюминутное увлечение. Посмотрели ребята один и тот же фильм, прочитали одну книгу, либо сходили в детский театр на какой-нибудь спектакль, и тут же начинают нарекать друг друга именами персонажей. Такая игра надолго не затянется, да и дети редко обижаются на подобные клички, Если только, конечно им не дали имя отрицательного персонажа. А это повод задуматься. Например, ребенка обозвали Бастиндой или Карабасом-Барабасом, а он на подобное прозвище обиделся, значит, остальные дети стараются исключить его из своего круга, перемещая в другой лагерь.

Толстяк, грязнуля и вонючка

Часто дети начинают «дружить против». Так они учатся делить мир на «своих» и «чужих». Причем чаще всего деление происходит именно на основе тех критериев, которые установлены в доме. Такие клички, как Толстяк и Грязнуля, несут в себе подтекст: «ты не наш», «мы не хотим с тобой играть», «уходи», - «потому что ты» «неряха», «толстый», «не такой, как мы». То есть здесь тот же подтекст, что и в случае с прозвищами из фильмов. Причем клички могут появляться как на основе каких-то физических данных (ребенок полный, хромает, у него яркие рыжие волосы, он носит очки или косит), так и психологических (врет, ябедничает, обижается, постоянно плачет). В вынесении вердикта детское общество довольно жестоко и скоро на расправу. И избавиться от такого прозвища непросто, да и обида остается на всю жизнь.

За что?

Дети дразнят малыша, он обижается, дома слезы; садик или школа сравнимы с мукой мученической. В первую очередь, стоит понять, а так ли уж страшны и неприятны данные ему прозвища и, главное, почему дети так его дразнят. Может, ребенок слишком обидчив? Если да, то корни проблемы стоит искать в собственной семье. Родители могут быть слишком строги к своему чаду. Частая и порой необоснованная критика порождает заниженную самооценку, а именно таких детей и будут избегать сверстники. В некоторых случаях срабатывает механизм «обиды на опережение». То есть конфликт еще не успел развиться, а человек уже уходит в глубокую конфронтацию. Подобному тоже учатся на родительском примере. Иногда ребята дразнят своего товарища за дело - он и правда часто жалуется или привирает. И в этом случае исправление ситуации в первую очередь - работа родителей.

Над малышом могут смеяться просто потому, что он одевается не так, как все. Большинство мальчиков ходят в майках и кофтах, а некоторые родители, может, из чистого стремления к эстетике, одевают сына в рубашку с галстуком-бабочкой. В таком случае в целях поддержания душевного спокойствия у чада следует смирить гордыню и выбрать одежду «как у всех». Ну, или хотя бы подобную.

Сам такой!

Обиднее всего, когда обзывают, высмеивая какие-то физические недостатки. Объяснить ребенку, что обращать внимание на подобные эпитеты не следует и что слезы или размахивания кулаками только раззадорят обидчиков, достаточно сложно. Можно рассказать, что чаще всего дразнятся те дети, которые иначе привлечь к себе внимание воспитателя и друзей не могут. Ну не умеют они хорошо играть, или рисовать, или быстро бегать, поэтому и злятся и ведут себя так. Если подобная терапия не помогает, можно попробовать научить ребенка не реагировать на «обзывалки». Прорепетировать с ним дома, придумывая смешные производные от собственного имени и фамилии, поиграть в «дразнилку», изобретая шутливые прозвища друг другу или игрушкам - кто быстрее. Другой вариант реакции на оскорбление - полное игнорирование обидчика. Отвернулся от него и стоишь не замечая. К сожалению, выдержать подобную блокаду могут далеко не все. И тогда в бой вступают всевозможные магические фразы-отговорки:

— Это ты, а я кто?

— Говоришь на меня, переводишь на себя!

— Вонючка!

— Приятно познакомиться, а меня Ваня зовут.

Помимо этих волшебных заклинаний, можно придумать несколько смешных прозвищ, которые будут рифмоваться с именами обидчиков, и в разгар словесной баталии вступить в бой с ними. Здесь главное - сохранить умеренность и придумывать скорее смешные, а не обидные и ни в коем случае не оскорбительные «дразнилки».

Как же так?

Но вот прошла пора золотого детства, и ваше нежное дитя, горько рыдавшее из-за клички Хрюша, гордо носит внушительное «погонялово» Свин. В чем причина таких кардинальных перемен? В подростковом* возрасте начинает формироваться восприятие себя как личности. Ребенок уже ощущает себя «взрослым», пытается вести себя соответственно, а также требует подобного отношения к себе от окружающих. Идет процесс выделения себя из контекста семьи и отделения от родителей, то есть он вступает в один из самых сложных периодов - переходный возраст. Испытывая тягу к независимости от «старших», подростки стремятся сбиться в какую-нибудь группу по интересам, причем не особо важно каким.

Нарекаю тебя

Обычно прозвища для своих сверстников в классе или в группе придумывает один человек. Другие могут выступать с предложениями, но, скорее всего, их «имена» не приживутся. Кличка определяет место ребенка в иерархии группы, служит опознавательным знаком «свой» он или «чужой». Так, Толстяк не обязательно будет самым толстым человеком в группе, но он будет как бы выражением всех качеств, присущих обычно полным людям, своеобразным символом. Кличку Урод, скорее всего, получит аутсайдер, вне зависимости от его внешности. Кабаном станет сильный мальчик, возможно не блистающий умом, но отвечающий за охрану группы от внешних посягательств. Большинство подростков, входящих в группы по интересам, кличками своими довольны и менять их не собираются. Какими бы неблагозвучными эти имена не казались взрослым. Само чувство сопричастности к компании и осознания собственной роли в данном конкретном коллективе воздействует на них положительно.

А если травят?

В подростковой среде любой, кто не вписывается ни в одну из группировок, может стать жертвой охоты. Особенно если это мальчик. Чаще всего ребята нападают на слабых и тихих детей, тех, кто не умеет общаться или страдает каким-то физическим дефектом. Причем зачинщики обычно начинают охоту из-за, нерастраченной агрессии, желания выделиться перед одноклассниками или же просто из чувства мести или обиды на жертву. Прозвища в травле - лишь часть самого процесса, который может выражаться и в других действиях. Поэтому если ваш ребенок только что перешел в другую школу, ходит грустный и неразговорчивый, и вы знаете, что он получил обидную кличку, то, скорее всего, это не посвящение в члены одной из групп, а, наоборот, клеймо аутсайдера. С подобным остракизмом тоже можно бороться. Новенькому предстоит пройти испытание и показать свою выдержку. Самый простой способ - это на обидные слова не реагировать никак. Можно еще придумать нестандартный ответ или отшутиться. Если с помощью неприятных прозвищ ребенком пытаются манипулировать, то решить проблему просто не удастся. Именно вашему чаду придется выбирать - поддаваться на провокацию или нет и что для него важнее: самоуважение или признание коллектива.

Сам себе придумщик

Для того чтобы обрести кличку, совсем не обязательно получить ее в качестве дара или проклятья от другого подростка. Ее вполне можно придумать и самостоятельно. Тяга к перемене имени свойственна детям в подростковом возрасте. Они ищут себя, примеряют различные образы, пытаются как-то выделиться на фоне других сверстников. Так и появляются ники (от английского слова nickname). Отличие ника от клички заключается в том, что человек придумывает его сам. Чаще всего под этими изобретенными именами ребята появляются в Интернете, а уже потом переносят их в реальную жизнь. Интернет «идеальное место» — для подростка - здесь неограниченное пространство для общения, а также масса возможностей создавать какие угодно образы, не привязанные ни к внешности, ни к возрасту, ни к материальному статусу, ни к стране проживания. Другой вариант использования ника - это добавка его к своему настоящему имени. То есть подросток не просто Ваня Петров, а Ваня Петров-Черный плащ! И, правда, такого Ваню с Ваней-уехал на юг-Петровым не перепутаешь.

Останется кличка или исчезнет со временем, зависит от того, сохранит ли ваш сын или дочь дружественные отношения со своей компанией в будущем. Ребята за несколько лет обучения в школе успевают сменить пару-тройку, а то и больше прозвищ. Пара закадычных приятелей может величать друг друга особыми, «секретными» кличками, а в большой группе проходить под совсем другими именами. Зачастую одна и та же кличка может быть и оскорблением, и комплиментом - все зависит от контекста и от особенностей группы.

Исследования психологов показали один интересный факт: прозвища в группе детей не получают только самые неинтересные и незаметные участники, которые просто игнорируются остальными. А в подобном контексте лучше иметь хоть какое-то прозвище, чем вовсе никакого.

Так ли безобидны детские прозвища и клички?

Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией.

Учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего — с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, часто слышишь: "Мы просто играли…", "Я просто так сказал…", "Я просто пошутил…". В этом слове "просто" заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустяшной ссоры может случиться драма или даже трагедия.

Дети же "просто" общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются. Поэтому предупреждения старших кажутся им не заслуживающими внимания ("И вообще взрослые ничего не понимают"). Даже после очень серьезных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чем не бывало, быстро забывая об обидах.

Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из нее, ребенок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине, которая, на первый взгляд, кажется незначительной — из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закрепленном за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают ее. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить ее в покое. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: "Ябеда!".

Обида, отчаяние, злость, желание отомстить — вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"…

Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих новых воспитанников, и от этого возможны серьезные конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а еще 15% моих учеников просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошел конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком.

За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сел пошли друг на друга "стенка на стенку". Об оскорбленной девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым финалом.

Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершенные из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий таким образом мстит за собственное унижение.

В любом случае учитель не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт легче предупредить, чем разрешить, каждый раз, принимая новый класс, провожу праздник "День рождения класса". Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы. Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются.

Провожу игру "Здравствуй, это я!" . В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах — о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще).

Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу его рассказать о себе то хорошее, о чем обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести: "Оля, (Таня, Олег, Сережа), расскажи теперь о себе!"

Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что-то мешает.

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: "Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим". Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нем. Добавляю: "Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка). Мне нравится твое увлечение футболом (вышиванием).

Вторая игра — "Узнай по голосу" . Дети обращаются к ведущему по имени, а тот должен узнать ребенка по голосу. Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: "Ангелина, (Ваня…), я поздравляю тебя с Днем рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесет тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нашел) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне".

Букет, постепенно уменьшаясь, передается по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником "Днем рождения класса" и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги.

Все необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу свое фирменное блюдо — "Пирог дружбы" (с расчетом, чтобы хватило всем). Обязательное условие — все должны обращаться друг к другу только по имени. В такой ситуации оно выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс — рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей.

Дети должны стать сплоченным коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше создавать условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно.

Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребенок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесенные фамилия или имя — класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда все сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием.

Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику — обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребенку в конкретной ситуации.

Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда "растут ноги" прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции "Как избавиться от прозвищ и кличек?".

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

— Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.

— Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.

— Социализация — предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.

— Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

— Новая информация и ее обработка.

— Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.

— Социализация — выступление от имени группы или с собственной позицией.

—Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы детям предлагается поиграть в ассоциации. По очереди они рассказывают друг про друга: с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли оцениваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация.

Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно необходимо следить за реакцией детей и не допускать дополнительных психологических травм. Если ребенок обижается на приводимые сравнения, следует напомнить, что это игра и все здесь "понарошку".

На втором этапе дети делятся на группы и обсуждают, нужны ли прозвища и клички. Далее от имени своей группы выступает один участник игры и аргументирует позицию всей группы.

Затем выступает учитель или социальный педагог. Необходимо показать детям такие пути выхода из неудобной ситуации, чтобы она не переросла в конфликт. Способы разрешения могут быть разными. Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Им предоставляется право выразить свое мнение, рассказать, бывали ли в их жизненной практике такие случаи и какие из приемов им помогли.

С родителями тоже необходимо проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища.

Кстати, родители могут дома ребенку рассказать о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников— он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно.

Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которой лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников.

Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приемов, используя такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей и тренинговые занятия, примеры которых приведены выше.

Полагаю, что с помощью учителя конфликт так или иначе все равно разрешится, но задача состоит в том, чтобы самих учеников вооружить необходимыми знаниями о способах построения неконфликтных отношений с окружающими, о путях разрешения конфликта и помочь приобрести в этом направлении практические навыки.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова достоинство определяется как «совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». На протяжении всей жизни человек стремится сохранить свое достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению. Унижать – оскорблять личность, не признавать того, что человек ценит в себе, – можно по-разному. Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные слова, реплики, фразы, обращения, клички и прозвища.

Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и не обижает. Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные, но и возможные, при этом возникают клички по какой-нибудь характерной черте, свойству. Прозвища могут быть уважительными, если отмечается деятельность того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван Грозный).

Современные фильмы о преступном мире перенасыщены носителями кличек и неуважительных прозвищ: не стесняются и политические деятели, публично присваивая друг другу новые «имена» (Паша-Мерседес, Горби).

Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы.

Клички могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой нормы – полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка), Шкаф.

Для того чтобы выяснить, как обращаются дети друг к другу, в одной из школ Калининграда учащимся 1–2-x классов было задано несколько вопросов: как тебя зовут? как зовут тебя родители? как зовут тебя друзья? есть ли у тебя кличка в классе (если есть, то назови ее)? На вопросы отвечали 76 мальчиков и девочек.

Выяснилось, что полным именем (Алексей, Тимофей, Мария) называют себя 48 (63%) детей. Для 28 (37%) более привычными оказались неполные имена (Саша, Настя, Аня, Костя, Катя). Родители, особенно мамы, в обращение к своим детям вкладывают все оттенки любви и нежности, называя их уменьшительно-ласкательными именами (Игореша, Мариша, Юляша, Ариша, Валюта, Максимочка, Антошечка, Димочка, Оленька, Сереженька, Нинуська, Ленуська). Только в 13 случаях (17%) мамы называют своих детей полным или неполным именем (Ваня, Паша, Анна, Женя, Мария). Но в 24 случаях (31%) родители заменяют собственное имя своего ребенка кличкой, выражающей неизменно самое нежное к нему отношение (Зайка, Зайчик, Котенок, Котик, реже – Ромашка, Ягодка, Солнышко, Косулечка, Курочка, Серенький). Встречаются также и другие ласковые имена: Егор – Гуля, Артур – Атя, Игорь – Гога.

В семьях широко распространены добрые клички и обращения к детям, и в этом смысле дети имеют немало положительных примеров уважительного и доброжелательного обращения друг к другу. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребенка (которым его называют друзья и родители), и кличку (которая получена в школе):

Вадим – Вадимчик – Baд – Блоха.
Таня – Танюша – Крыса.
Нина – Нинуська – Нинка-пинка.
Игорь – Солнышко – Рыба.

В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства.

В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.

Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества.

В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу.

Вот что об этом говорят сами дети:

Обзывание – это когда сильные дразнят слабых. Это очень плохо!

(Сережа К. )

Мальчики сильнее девочек, поэтому девочки могут своих обидчиков только обозвать как-нибудь, придумать кличку.

(Наташа И. )

Я ношу очки, не хожу на физкультуру, у меня нет вкладышей... Мальчишки в классе сильнее меня. Что я им могу сделать? Я могу только крикнуть на них, обозвать...

(Володя П .)

Таким образом, одни дети с помощью кличек утверждаются в жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого.

Пример детской жестокости, гонений на одного из своих сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка... Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств.

Приведем примеры штатных ситуаций.

Ситуация 1: Эй, толстая дура!

Во втором классе училась Наташа – девочка, как теперь говорят, с избыточным весом, или просто толстая. Один из учеников этого класса постоянно доводил девочку до слез тем, что при виде ее громко кричал: «Эй, толстая дура!»

Ситуация 2: Слепая курица!

Идет контрольная работа. В классе – тишина. Все заняты выполнением заданий. Слава Новиков, не разглядев, что написано на доске, попросил у учительницы разрешения подойти к доске.
Учительница разрешила. Славик тихонько подошел к доске, посмотрел запись. В тот момент, когда он возвращался на место, раздался голос Вити:
– Ой! Слепая курица!
В классе раздались смешки и реплики:
– Очкарик!..
– Слепой!..

Ситуация 3: Петух

У одного из учеников третьего класса была фамилия Петухов. Из-за этой фамилии мальчика одноклассники постоянно называли «Петух». Сначала Валера (так звали мальчика) обижался, а потом привык и откликался, когда к нему так обращались его сверстники.

Ситуация 4: Иван-дурак

Иван Романов, заболев, пропустил много уроков. После болезни он стал хуже учиться, не справился с контрольной работой по математике. Ребята относились к происходящему по-разному: одни стремились помочь мальчику, а другие посмеивались, и кто-то придумал кличку «Иван-дурак».

Ситуация 5: Чучело

Прозвенел звонок на урок. Все ребята побежали в класс, кроме двух девочек. Таня стояла у окна и горько плакала, а Лена ее успокаивала. Мимо проходила учительница Ирина Петровна. Она подошла к девочкам и спросила: «Что случилось?» Лена ответила: «Вчера Таню коротко подстригли, и теперь в классе все дети называют ее Чучелом».

Ситуация 6: Лохудра

В третий класс пришла новая ученица. На перемене к ней подошел Дима, чтобы познакомиться.
– Девочка, как тебя зовут? – спросил он.
– Света Лох, – ответила она.
– Значит, будешь Лохудра! – с радостью сказал Дима.
(Надо заметить, что для Димы придумывание кличек – любимое занятие.)

Ситуация 7: Очкарик

Во втором классе проходил медицинский осмотр, после которого выяснилось, что у Толи плохое зрение и ему надо носить очки. Через несколько дней Толя пришел в школу в очках. Ребята сразу же заметили это и стали обращаться к мальчику не по имени, а по кличке Очкарик.

Ситуация 8: Выскочка

В третьем классе существуют две небольшие группы, в которых ребята объединены не по интересам, а по успеваемости. После выполнения работы по математике группа Наташи с радостью узнала, что справилась с ней на «отлично». Максим, занимающий позицию лидера среди отстающих, во время перемены написал на доске: «Наташка – выскочка и подлиза!»

Ситуация 9: Хиляк

Женя всегда был скромным, тихим, слабым мальчиком. Его почти никто не замечал. Но вот однажды на соревнованиях он не смог подтянуться и подвел свою команду. Командир команды в сердцах назвал его хиляком. В тех пор кличка Хиляк прочно приклеилась к Жене.

Ситуация 10: Жених и невеста

Толя и Ксюша дружили с детства, вместе ходили в детский садик, были в одной группе. И когда пришло время идти в школу, родители привели их в один класс. В школе Толя продолжал помогать во всем Ксюше, носил ее портфель, уступал ей место, вежливо с ней разговаривал. Ксюша отвечала ему тем же. Но ребята не оценили такие хорошие взаимоотношения детей и стали их дразнить: «Тили-тили-тесто, жених и невеста!»

Ситуация 11: Грязнуля

Галя, как всегда, опоздала на урок. Она выглядела неряшливо: волосы причесаны небрежно, воротничок оторвался.
Галя не успела произнести еще ни одного слова, как кто-то сказал:
– У-у! Неряха пришла!
– И еще опоздала!..
– Грязнуля! – добавил кто-то...
Галя заплакала.

Ситуация 12: Каланча

Ира, придя в школу 1 сентября, с огорчением увидела, что намного переросла не только девочек из своего класса, но и некоторых мальчиков. Через несколько дней Вера Ивановна заметила, что девочка стала скованной и малообщительной. Учительница оставила Иру после уроков и спросила, что ее беспокоит.
Девочка долго молчала, но потом с обидой в голосе сказала: «Многие ребята меня дразнят Каланчой».

Ситуация 13: Мелочь, Карлик, Клоп

В классе учится Коля. От своих сверстников он отличается маленьким ростом, за что нередко подвергается насмешкам, слыша в свой адрес: «Мелочь, Карлик, Клоп!» Особенно усердствуют Костя и несколько детей, которые поддерживают Костю. Им нравится обижать и унижать своего товарища.

Как бороться с обзыванием?

1. Проведите с детьми беседу на тему «Давать клички и прозвища – плохая привычка».

Используйте во время беседы высказывания детей, стихотворения.

ДЕТСКИЕ МНЕНИЯ

– Катя утверждает, что клички, желание обидеть словом возникают там, где класс недружный и все друг другу безразличны. Согласны ли вы с Катей?

– Оля считает, что не все клички обидны: «Мне кажется, – говорит она, – не так уж все страшно. Есть клички обидные: Очкарик, Носатик, Жиртрест, – и ребята от них страдают. Против этого надо бороться – обижать человека нельзя!

Но есть же прозвища добрые, смешные, в них нет зла. Моя фамилия Картавенко, а меня зовут Картоней – разве это обидно? Даже трогательно, когда сохраняют за людьми детские прозвища и разные ласковые имена...»

ВОПРОС. Что вы думаете о высказывании Оли?

Вежливый ослик

Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был:
Всем улыбался,
Кланялся
И «здравствуй»
Говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого –
И я прошу тебя,
Дружок:
Не будь похожим
На него.

(И. Пивоварова )

ВОПРОС . Правильно ли поступал ослик, давая зверям такие характеристики?

КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЕН

Я вышел во двор и увидел девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
– Ты чего горюешь? – спросил я.
– О-о-о-х... – вздохнула Света и пожаловалась: – Злодей грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
– Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, – пообещал я. Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем Светлана и прочитал:
– Светуля, Светуня, Вето, Лапа, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее засветилось.
– Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.
– А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.
– Этот злодей колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть...
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
– Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Толя, Тата, – прочитал я. И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились.
А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
– Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лена, Леля, Ляля.
– Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
– Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имен», – сказал я. – В нем вы найдете все ласковые имена.

(О. Кириллов )

2. Познакомьте детей со «Словарем русских личных имен».

Анализ ситуации порождает педагогические задачи, которые предстоит решить учителю (детям, родителям): внести коррективы в воспитание обидчиков, убеждая их в том, что унижать достоинство человека непозволительно; помочь обидчику найти способ повысить авторитет и уровень самооценки; наказывать или не наказывать обидчиков.
Попробуйте хотя бы мысленно построить дерево решений одной или всех названных задач, используя схему.

«Дерево решений» помогает увидеть многообразие способов решения конкретной задачи
(В 1 С 1 Д; В 2 С 4 Д 10).
Не торопитесь, обдумайте, какой из них вам выбрать в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
При этом «Дерево решений» может получить дальнейшее развитие на уровне «Е», то есть каждый из предлагаемых способов может еще варьироваться.

3. Порешайте с детьми коммуникативные задачи.

    Костя обозвал Ваню Рыжим. Что вы скажете мальчикам, услышав их диалог?

    Дети поссорились из-за того, что один обозвал другого. Через некоторое время дети помирились: обидчик попросил прощения и сказал, что больше так поступать не будет. Что бы вы сказали в таком случае?

Высказывания детей можно дополнить:
– Ты поступил правильно...
– Ты хорошо сделал, что попросил прощения...
– Ты проявил доброту...
– Ты правильно сделал, что помирился...
– Ты молодец, ты очень добрый...

Название дети могут придумать сами.
В этот журнал, который лежит на столе учителя, каждый ребенок может написать о том, что его огорчило, обидело, какие неудачи его постигли, какие конфликты произошли.
В таком журнале могут встретиться записи об отношении к кличкам, поэтому учитель всегда может прийти на помощь.

Этой статьей мы заканчиваем цикл Тамары Тамбовкиной «Педагогические ситуации».
Автор будет рада, если вы напишете отзыв или поделитесь собственным опытом. Свои вопросы и письма присылайте по адресу: Москва, 121165, ул. Киевская, д. 24, редакция «Начальная школа»