Суть техники фриформ - можно все. Никаких ограничений ни по цвету, ни по фактуре пряжи, только ваш вкус, чувство меры и полет фантазии! В основе любой композиции в фриформе- контрастность. Здесь все построено на этом принципе. Но не только в цвете, как мы привыкли, а еще в сочетании выпуклых и гладких участков, участков разреженного полотна (ажур, сетка) и плотного вязания, блестящей и матовой нити. Всегда стараясь тщательно подбирать цветовую гамму в своих работах, я пришла к выводу, что должна быть только теплая или только холодная гамма, смешивать их нельзя, плохо получается в результате. Потом должна быть идея произведения. Что вы хотите получить на выходе? Для себя во фриформе я придумываю что-то типа девиза, трех слов, которые и передают суть работы-произведения, пример: море-жара-песок; ель-дождь-полянка. Далее все мотивы должны быть одного стиля, даже разные по форме. То есть, если это фантазийные мотивы - то все (листья, круги, загогулины) должны быть - выдержаны в этом стиле. Если повторение природных мотивов - то соответственно.
На фото - цветочные композиции.
А вот вариант фантазийного узора, хотя почти все элементы одни и те же. Заодно обратите внимание на вариант раскладки скрамблей на спинке.
Из своего опыта могу сказать: чем меньше сложносочиненных мотивов, тем проще они компонуются, но зато, если все разные мотивы, но в одной теме, можно получить настоящую красоту. Помимо обычных ракушек, спиралек, почтовых столбиков в разном варианте, в своих работах я активно использую тунисское вязание, но не длинным крючком, а обычным. Набираю не больше 10-12 петель прямо от основного полотна. Получаются островки тунисского вязания в общей массе. Хочу также добавить - не пытайтесь усложнять работу. Самые простые столбики можно обыграть очень выигрышно. Сначала я вяжу несколько скрамблий, затем прикладываю их друг к другу - как они смотрятся вместе. Желательно, чтобы мотив или какой-то элемент одного скрамблия продолжался на другом. Тогда будут незаметны переходы.
У вязания в технике фриформ есть одна особенность. Мелкие изделия сделать труднее, чем крупные. Не хватает размаху что-ли. Вот сделаешь один скрамбль и не понятно, нравится он или нет. Делаешь второй, прикладываешь, и начинает что-то вырисовывается. Поэтому, если что-то не получается на первых порах, продолжайте вязать дальше и больше размером.
Начиная вязать, запаситесь 12-15-ю различных по фактуре пряж. Это минимальное количество, при одноцветных полотнах это количество можно уменьшить до 10, сделав упор на фактуру пряжи. (Ориентировочные данные для начинающих). Старайтесь не вязать очень толстой пряжей (100-150м/100г). Из тонкой пряжи мотивы получаются мелкие, но зато их больше и в общем полотне это выглядит лучше. Маленький секрет для убыстрения работы - вяжите мотивы и обвязки тонкой пряжей (около 400-600м\100г) , а соединение скрамблей и мотивов можно сделать более толстой ниткой (250м\100г) выполняя различные рельефные столбики. На фото ниже показан пример скрамблия, выполненного разными пряжами толщиной не более 350м/100г
А теперь я покажу вам самые простые приемы вязания, чтобы вы осознали, что совсем не обязательно браться за сложные элементы, если такого же успеха можно добиться и с самыми простыми элементами. Нужно только немного подумать, как одни и те же мотивы и приемы можно применять и использовать по-разному.
1. Элемент «кулечки», можно располагать как по кругу в виде цветка, так и горизонтально в вязании по ряду.
3. Следующий элемент - «пуговка», «ягодка»: Связали цепочку из 4-5-6 ВП, замкнули в кольцо, обвязали кольцо СБН. Чтобы было более выпукло - поверху обвязываем уже обвязанное кольцо еще раз. Далее привязываем нить другого цвета и по полученному колечку в каждую петлю основания выполняем пышные столбики на 4-5 накидов. Вот и готовый элемент. Часто делаю незавершенные круговые мотивы. На мой взгляд, они лучше вписываются в уже готовый скрамбль.
5. Все мотивы у нас достаточно выпуклые, рельефные. Чтобы подчеркнуть рельефность элементов надо связать что-то плоское. Я предлагаю элемент тунисского вязания. Так как я буду набирать от 6 до 10 петель, то длинный крючок не требуется, можно обойтись обычным. Провязав 5-6 рядов в последнем ряду я набираю петли не до конца и он получился укороченным. Это я делаю для того, чтобы избежать правильной формы. Привязываем нить другого цвета и вяжем 2 арочки из трех воздушных петель (ВП) берем какую-нибудь фантазийную пряжу. В данном случае "букле", привязываем к нашему вязанию и провязываем небольшой кусочек СБН, так чтобы арочки из ВП были перед работой. (прижали их пальцем и провязываем за ними). Все хвостики ввязываем в работу, потом отрезаем.
7. Обвязываем полученный элемент рачим шагом (РШ) «до логического завершения», добавляем травку или другую фасонную пряжу. Вяжем обычную ракушку, обратным ходом обвязываем ее рачьим шагом другим цветом и пришиваем (или привязываем) ее к нашему кусочку. Рачий шаг я вяжу за переднюю полупетлю. Задняя полупетля остается для дальнейшего вязания.
Мастер - класс по фриформу
от Елены Синюковой.
Суть техники фриформ - можно все. Никаких ограничений ни по цвету, ни по фактуре пряжи, только ваш вкус, чувство меры и полет фантазии! В основе любой композиции в фриформе- контрастность. Здесь все построено на этом принципе. Но не только в цвете, как мы привыкли, а еще в сочетании выпуклых и гладких участков, участков разреженного полотна (ажур, сетка) и плотного вязания, блестящей и матовой нити. Всегда стараясь тщательно подбирать цветовую гамму в своих работах, я пришла к выводу, что должна быть только теплая или только холодная гамма, смешивать их нельзя, плохо получается в результате. Потом должна быть идея произведения. Что вы хотите получить на выходе? Для себя во фриформе я придумываю что-то типа девиза, трех слов, которые и передают суть работы-произведения, пример: море-жара-песок; ель-дождь-полянка. Далее все мотивы должны быть одного стиля, даже разные по форме. То есть, если это фантазийные мотивы - то все (листья, круги, загогулины) должны быть - выдержаны в этом стиле. Если повторение природных мотивов - то соответственно.
Каких только техник вязания сегодня не существует - каждый желающий может выбрать наиболее подходящую для себя. Одним из наиболее востребованных видов вязания считается техника фриформ. Она была придумана талантливой австралийкой по имени Пруденс Мэпстоун. Ее отличительными особенностями являются непредсказуемость, изысканность и оригинальность.
Фриформ основан на принципе изготовления так называемого «ирландского кружева». Название данной техники говорит само за себя: это свободная форма, предполагающая создание живописного полотна (результат получается эффектнее, чем обычный трикотаж вручную)
Даже у не слишком опытных рукодельниц существует прекрасная возможность научиться этому вязанию, и уже в скором времени своими руками создавать невероятно красивые изделия.
Необходимо отметить специфические черты техники фриформ, чтобы понимать, почему любители вязания все чаще останавливают выбор на ней:
Основной принцип техники фриформ связан с мозаичным вязанием. Существуют разрозненные фрагменты, а из них уже необходимо составить целую картину.
Начинать необходимо с создания кружка, цветка или спиральки, и затем уже добавлять остальные элементы. Желательно, чтобы по фактуре и расцветке между элементами были различия. Когда они слишком контрастные, неплохо бы разделить их с помощью «рачьего шажка» (это такой шов).
Когда скрамблы будут готовы, их следует:
При образовании пустот их можно закрыть маленькими мотивами.
Изнаночная сторона скрамблов должна быть ровной и максимально плоской. Никакого стягивания полотна и образования пузырей быть не должно.
Чтобы полотно получилось рельефным и фактурным, желательно воспользоваться витым столбиком. Данный элемент, между прочим, рассматривают в качестве основного при фриформе.
Обычно для этого применяется крючок. Расположение может быть ленточным или круговым. Делается до десятка витков, после чего чрез них и петельку на цепочке протягивается рабочая нитка.
Способы вязания витых столбиков бывают разными. Расположение бывает не только круговым, но и виде полосы.
Необходимо сразу подготовиться к тому, что изготовление такого столбика потребует определенного терпения. Опытные рукодельницы справляются с этим делом быстрее, чем новички, что вполне естественно.
Наиболее тяжелым моментом считается необходимость протащить крючок через каждый виток (при тонкой нити и большом количестве витков - задача, действительно, нелегкая).
Элементы фриформа, впрочем, не зацикливаются лишь на витых столбиках. Не менее часто прибегают к вывязыванию:
Некоторые элементы могут вязаться спицами. Впрочем, иногда с помощью спиц изготавливаются скрамблы целиком. Благодаря этому пряжа получается более фактурной.
С поиском подходящей схемы для вязания не будет никаких проблем. В интернете их предостаточно. Узоры с рисунками могут быть вполне традиционными. Неплохо также будет проявить фантазию, позволить себе какой-нибудь интересный эксперимент.
В принципе, творческая свобода для техники фриформ - дело вполне обычное. Оттого и поклонников у такого вязания становится все больше. А готовые модели получаются красивыми и весьма оригинальными.
Многие рукодельницы даже настаивают на том, что фриформ - это настоящее искусство, а не просто одна из вязальных техник. Обосновывают такое утверждением, главным образом, тем, что в готовых изделиях присутствует гармония, притом, что ограничения при изготовлении практически отсутствуют. Если выбирать виды искусств, наиболее близкие к фриформу, наверное, это будет живопись.
Освоивши технику фриформ, можно будет собственноручно создавать чудесные вязаные вещи и украшения. Это по силам даже тем девушкам, которые только недавно начали заниматься рукоделием.
Техника вязания крючком в свободной форме получила название «Фриформ» (от англ. freeform). Она считается довольно молодой, но уже давно обзавелась массой поклонниц. Ее особенность состоит в том, что вязание является нерегулярным, то есть вы можете вязать без правил, определенных закономерностей. Это абсолютная творческая свобода! Пруденс Мапстоун стала основательницей данной техники вязания. Ее работы отличаются оригинальностью, они уникальны.
Основное правило данной техники – это отсутствие каких-либо правил. Вы можете выбирать любые цветовые сочетания, вязать какие угодно узоры, использовать крючки или спицы. Но есть один нюанс – изделие следует собирать из скрамблей, то есть отдельно связанных элементов. При этом каждый из них может быть как цельным (связанным безотрывно), так и собранным из более мелких фрагментов. Сам по себе скрамбль – это декоративный элемент, которым можно украсить сумку, свитер или .
Использовать в работе можно разнообразную по плотности и фактуре пряжу. Главная задача мастерицы – удачно скомпоновать ее, учитывая фактуру и цвет. В качестве дополнительных элементов часто используют бусины, кожу, мех, бисер и ленты. Основополагающий прием вязания в технике «Фриформ» – почтовый столбик. Его вязать можно полосами или по круговой. При этом самая сложная задача состоит в протаскивании крючка через большое количество витков.
Теория – теорией, а прочувствовать все особенности этой техники вязания можно только на практике. Предлагаем вам несложный мастер-класс по вязанию шарфа в технике «Фриформ» для начинающих, после которого вы сможете приступить к созданию более сложных изделий.
Шарф в технике «Фриформ»Нам понадобятся:
Техника фриформ в вязании завоевывает все большую популярность. Так что же такое фриформ (freeform) и как вязать в этой технике? В дословном переводе это — техника свободного вязания, т.е. вязание без схем и правил. Придумала этот способ австралийский дизайнер Пруденс Мэпстоун (Prudence Mapstone). В Россию эта техника пришла примерно в 2005 году. Как правило, для вязания вещей в технике фриформ используется крючок. Но не всегда. Иногда могут добавляться элементы и связанные спицами, и даже связанные на вилке. Но в этой статье речь пойдет о вязании фриформ именно крючком.
Если говорить по существу, то техника фриформ — это когда вначале вяжутся отдельные элементы, которые затем соединяются по выкройке в готовую вещь. Иногда отдельные детали вначале объединяют в более крупные части, которые называются скрамблиями или скрамблами (от англ. «scrumbles». И только потом они сшиваются в изделие.
Скрамблы сами по себе очень красивы, иногда на выставках по рукоделию мастерицы выставляют их в качестве самостоятельного экспоната. А еще можно их использовать как авангардное панно, натянуть на что-нибудь, ставить в рамочку и готово оригинальное украшение интерьера:
Техника фриформ обеспечивает массу простора для творчества и фантазии. Вы сами подбираете пряжу, сочетание цветов и форму отдельных мотивов, а также их расположение в готовой вещи. В этой статье вначале мы поговорим о том, какие виды петель используются для вязания фриформ, затем обсудим соединение отдельных элементов, а также хитрости и советы, ну и в конце посмотрим, какие красивые вязаные вещи могут быть связаны этой техникой.
Ну, во-первых, это цепочки из воздушных петель . С их помощью можно соединять детали в ажурных узорах, а цепочки, связанные из толстой пряжи используют в качестве отделки и декоративных шнуров.
Во-вторых, соединительные столбики. Ими соединяют отдельные мотивы, а также используют в многоцветном вязании в виде разнообразных волн, состоящих из столбиков разной высоты.
Столбики без накида, столбики с накидом и все остальные виды столбиков в вязании крючком используются при вязании элементов.
Филейная сетка – с ее помощью часто объединяют детали для получения ажурных вещей.
Витой, почтовый или бульонный столбик – довольно часто используется в этой технике. Элементы с ним получаются красивыми и объемными. Хотя вязание витым столбиком требует определенной сноровки и навыков. Вязанию почтовых столбиков я посвящу отдельный пост, так как это очень важный элемент в фриформе.
Для вязания вещей в технике фриформ используются самые различные мотивы. Это могут быть как геометрические фигуры – треугольники, квадратики, круги, колечки, спирали; так и растительные элементы – цветочки, листики, плоды разного размера и формы. Можно использовать как плоские, так и объемные детали. Например, махровые цветы сочетать с обычными вполне допустимо. Так же очень популярны сейчас вещи в морском стиле, связанные фриформ. Для них используют элементы в виде ракушек, морских звезд, рыбок.
Очень часто для вязания freeform используют остатки пряжи. Как правило, у многих рукодельниц валяется много ненужных маленьких моточков, которые жалко выбросить. Вот и используйте их для вязания красивых вещей в технике фриформ. И совсем необязательно использовать одинаковую пряжу, как раз таки, чем более разнообразна пряжа по фактуре и толщине, тем интереснее получится вещь.
Для вязания одной вещи можно использовать как однотонную, так и меланжевую пряжу, а также лентовидную, пряжу «травка», пушистый мохер, и даже тесьму и синель. Единственный момент, который стоит учитывать – это устойчивость окраски пряжи. Также нередко во фриформе используют кожу, мех, бисер и бусины.
Обычно отдельные детали в этой технике соединяют впритык. Подходящие друг другу по форме мотивы складывают лицом и обвязывают рядом соединительных столбиков. Как правило, нить для соединения можно не подбирать уж очень тщательно, ее практически не видно с лицевой стороны.
Если же связанные вами элементы не очень соответствуют друг другу по форме, то тоже ничего страшного. Пустые места между ними просто заполняются вязанием. Можно протянуть воздушные цепочки между элементами, можно соединить их при помощи французской или филейной сетки, или же просто заполнить пустоты столбиками без накида одного цвета. Получится интересный «эффект аппликации». Очень хорошо подчеркнет яркие краски рисунка отдельных элементов черный фон, вот как на картинке:
Обычно отдельные мотивы соединяют вместе по выкройке. После того, как вы их связали, расположите их на выкройке в натуральную величину так, как вам нравится. Приколите элементы к выкройке и начинайте соединять их вместе. Если вы решили сделать общий фон ажурным, то используйте филейную сетку, если же соседние элементы располагаются слишком близко друг к другу, то используйте для соединения столбики без накида. Чтобы вязание получилось более аккуратным, следует провязывать столбики за заднюю стенку петель.
Кстати, необязательно соединять элементы при помощи крючка. Если детали хорошо подобраны и располагаются близко друг к другу, можно просто сшить их при помощи подходящей по цвету пряжи и штопальной иглы, а можно использовать даже обычные швейные нитки и обычную иголку.
Чтобы цвета в вязаной вещи гармонично смотрелись, лучше использовать пряжу или только холодной или же только теплой гаммы. Это рекомендации отечественных дизайнеров. Но если вы посмотрите вязаные вещи в технике фриформ от зарубежных вязальщиц, то увидите, что они совершенно этого правила не придерживаются. И вещи получаются безудержно яркими.
Крупные элементы соединять в одну вещь гораздо проще, чем мелкие. Да и вещь будет смотреться более красиво. Хотя обычно используют сочетание из крупных и мелких деталей.
Вяжите сами элементы более тонкой пряжей (примерно 500 м на 100 г) , а для соединения используйте пряжу потолще (250-300 м на 100 г). Это значительно экономит время, и вещь свяжется быстрее. Кроме того, вещь будет менее тяжелой.
Очень часто вязание в технике фриформ используют для отделки вязаных вещей. Особенно интересно такая отделка смотрится, если расположить ее на изделиях, связанных однотонной пряжей. Это может быть воротник жакета, или подол юбки, пояс платья, край вязаного шарфа, отделка шапочки или берета.
Очень удобно использовать технику фриформ для вязания сумок, подбирая и соединяя мотивы максимально близко друг другу. Изготовленное таким образом полотно будет очень плотным и хорошо держащим форму, а значит, сумочка практически не будет растягиваться.
Также очень часто отделку в технике фриформ используют для вязаных купальников. Она особенно хорошо смотрится при декорировании лифа купальника. Кроме того, такой дизайн придает груди дополнительный объем, а как вы знаете, объем этой части тела никогда не бывает лишним.
А также очень часто купальники вяжут фриформом полностью (из плоских мотивов, как правило).
Ну и учитывая плотность полотна, которое получается при вязании этой техникой, фриформом вяжут настенные панно, украшения, диванные подушки. Также очень красиво получаются жилеты, накидки, кардиганы, шапочки, береты и пальто.
А теперь фото красивой вязаной одежды (чтобы рассмотреть получше, кликните по изображению)
Вначале 4 головных убора от известного дизайнера Ренаты Киркпатрик:
И два красивых вязаных берета из Журнала Мод:
Ну и фото других вязаных вещей, которые мне показались красивыми: