Как развивать ребенка в 5 мес. Игра «Веселый мячик». Какие игрушки необходимы малышу

24.07.2019

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки.

Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и беспокойных мамочек интересуют вопросы физиологии, психологии, питания, ухода и досуга любимого малыша.

Физиологическое развитие в 5 месяцев (таблица)

Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов.

Некоторые малыши начинают переходить на трехразовый сон, который длится 1,5 – 2 часа.

На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.


Нормы развития ребенка в 5 месяцев

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Педиатр должен регулярно осматривать ребенка, и тщательно следить за его развитием и антропометрическими показателями. Чаще всего, за основу берется таблица, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего появления на свет новорожденный немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица: нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, разработанные ВОЗ


Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которым мама может провести сравнительный анализ веса своего ребенка.

Все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут, соответственно, худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков: девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки, и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на ладошки;
  • при поддержке подмышки крепко упирается выпрямленными ногами в поверхность пола;
  • развиваются навыки, необходимые для ползания;
  • из положения лежа подтягивая ручки и голову, пытается самостоятельно сесть.
Зрительное восприятие
  • благодаря зрению и осязанию развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, реагирует на извлеченные из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • внимательно прислушивается к взрослой речи, пытается певуче гулить;
  • успокаивается и хорошо засыпает под тихую мелодию.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (это звуки и слоги, которые малыш может произносить);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, ба, па, таким образом, у малыша появляется лепет;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • притягивая и отталкивая предметы, понимает, что они способны двигаться;
  • при захватывании различных предметов развивает тактильную чувствительность ладоней, определяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев
  • при виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такая реакция называется «комплексом оживления».
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.

Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне его положительного эмоционального состояния.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня малыша отводится специальное время: после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, их продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Занятия проводятся только на фоне благоприятного эмоционального состояния ребенка. Если он испытывает недомогание или капризничает, то лучше отложить всё до более благоприятного периода.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены довольно близко. Развитие моторики рук активизирует в коре головного мозга соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.



Развиваем мелкую моторику

Как развивать у 5-месячного малыша координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, опираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие. Сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см и дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной», стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, позволяя малышу ощупывать ее.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Ползание

Для подготовки ребенка к ползанию и развития этого навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.



Ходьба

Для формирования первичных навыков ходьбы взрослому необходимо взять малыша подмышки, поставить ножками на твердую поверхность и в таком положении удерживать какое-то время. Малыш будет сгибать, и опускать свои ножки. При движении вперед получится своеобразная имитация ходьбы. Если положить под ноги специальный массажный коврик, малыш получит общеукрепляющий массаж стоп.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.

Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.



Игры и неваляшками

Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?» , - малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).

-Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку!
Попили, поели,
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию малыша, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Какие игрушки нужны 5-месячному ребенку

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию взаимодействий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки. Сжимая их в руке, кроха сможет развивать тактильные ощущения и общую моторику рук. Резиновыми игрушками можно развлечь ребенка во время купания;
  • неваляшка, юла, башенки, пирамидки и матрешки: они своей красочностью привлекут и позабавят 5-месячных детишек. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, ребенок учится различать форму, цвет предметов, их величину.
  • мячи небольшого диаметра способствуют развитию двигательной активности;
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.
  • Игрушки должны иметь сертификат качества и изготавливаться из экологически чистого материала;
  • Все игрушки должны быть безопасными для детей. Помните, что вовремя прорезывания зубов малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • Игрушки необходимо ежедневно мыть!

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Одежда

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Время

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.


Место

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Как гулять?

Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.

В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет большое значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев на протяжении всего дня нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа).

Маленькие дети от 5 – 6 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для 5-месячного ребенка пока еще остается материнское молоко.

В этом возрасте у малыша все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные детские смеси. Ребенка докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочно-консервных комбинатах. Для того, чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость и перевариваемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, перевод которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы), дополняя недостающее количество чаем. Если ребенок хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

При недостаточном весе в 5 месяцев ребенок получает первый прикорм.

Хорошо подойдет овощное пюре. Они насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Для приготовления первого овощного пюре можно использовать кабачки (цукини), брокколи, картофель, тыкву. Из-за высокого содержания крахмала и фосфора доля картофеля ограничивается ½ объема блюда.

В качестве второго прикорма малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая готовится на коровьем молоке 3,2% жирности.

Для лучшего усвоения каш разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

С 5 месяцев в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.


Уход и гигиена

Малыши постоянно нуждаются в тщательном уходе. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание малыша в мокрой одежде. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша: на ней появляются опрелости и раздражения.

Если малыша приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины на попе появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю постоянно. В последнее время стала замечать, что дочь сама извещает меня о необходимости смены белья».

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:

Критерии
Достижения
Вес, рост
По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует;
  • уверенно держит головку;
  • появляется избирательное отношение к взрослым;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание
  • с 5 месяцев вводится первый прикорм;
  • с 5,5 месяцев вводится второй прикорм.
Уход и гигиена
Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика», стр.124-129;
  3. В.Г.Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста», стр.43-48;
  4. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», стр.29-38.

Видео: Гимнастика и массаж для малышей 5-6 месяцев

5-месячный ребенок с каждым днем становится все более активным и самостоятельным. Он уже умеет переворачиваться со спинки на живот, рассматривает игрушки, учится садиться или уже умеет это делать. И маме очень важно правильно использовать уже освоенные навыки ребенка, чтобы простимулировать дальнейшее развитие.

Наилучший выход из положения – это правильные, развивающие игры с малышом, которые будут полезными и увлекательными. Какими именно должны быть игры с ребенком в 5 месяцев, на что стоит обратить внимание, и что подразумевает комплексный подход к ежедневным занятиям?

Что стимулируем во время игры?

У 5-месячного малыша начинается период развития, когда он познает мир, резко увеличивается его подвижность. Поэтому к игрушкам на держателях интерес будет постепенно сходить на нет. Из всего многообразия игрушек он в 99% случаев выберет ту, которая отличается контрастными оттенками.

В этом возрасте очень важно активизировать у ребенка общение, в частности, понимание речи и умение повторять слоги. Если до полугода колоссальное влияние на развитие ребенка имеет интонация, с которой мама или папа разговаривают, то после начинает формироваться понимание смысла сказанного.

Поэтому, если окружить ребенка правильными предметами, можно в органичной, естественной для него форме подтолкнуть его к новому витку развития.

Как развивать ребенка окружающими предметами? Очень просто – обращать его внимание на них, причем не один раз: дети запоминают материал лучше, если он повторяется. Учите ребенка свойствам предметов, изображайте звуки, которые произносят животные. Показывая на небо, объясняйте, что это небо и оно синее. Обязательно сопровождать игру словесным обозначением предметов. Например, если вы даете в руки коробочку, скажите ребенку: «Посмотри, какая яркая и красивая коробочка, давай ее откроем и посмотрим, что лежит внутри».

Оксана, мама годовалого Матвея: «С пяти месяцев я называла и описывала сыну все, что он видел. Каждый день, листая книжки, гуляя, или играя я называла слова. Казалось, он не слушал меня. Но каково было мое удивление, когда в 8 месяцев на вопрос: «Где собачка?» он показал пальчиком нарисованную собачку в книге! С тех пор мы занимались еще интенсивнее, и в 10 он уже имитировал звуки слоников, кошечек и т.п.»

Топ-5 игр для ребенка пяти месяцев

Рассмотрим основные развивающие игры для детей 5 месяцев, которые понравятся любому ребенку.

«Неваляшка»

Если ребенок уже сидит или начинает активно осваивать этот навык, игра поможет ускорить процесс. Так, взрослый аккуратно заваливает ребенка на спинку из положения сидя. Ребенок будет пытаться подняться и восстановить равновесие.

Игры с телом

Приподнимаем ребенка, аккуратно подбрасываем, опускаем вниз и даем несколько секунд постоять на ножках. Можно наклонить ребенка вперед, чтобы он сделал несколько шагов. Такое простое упражнение дает ребенку понять элементарные принципы ходьбы и стимулирует развитие вестибулярного аппарата.

«Маленький футболист»

Ребенок лежит на спине, надувной мячик кладем ему под ножки таким образом, чтобы его стопы упирались в него. Придерживая и перемещая мячик, взрослый дает малышу возможность побить по нему ножками или оттолкнуть его. Если малыш уже может сидеть, можно попробовать покидать в него мячик (избегая попадания в голову), чтобы тот поучился его отбивать.

Такие игры будут тренировать его мускулатуру, развивать координацию движений.

«Мыльные пузыри»

Подрастающие карапузы просто обожают смотреть, как разлетаются по комнате мыльные пузыри. Это веселое занятие точно приведет их в восторг. Если мама или папа будут акцентировать внимание малыша на пузырях небольшого размера, карапуз будет в игровой форме учиться различать предметы по их размеру.

«Прятки или игра в «ку-ку»»

Мама прячется за платком, салфеткой или просто закрывает лицо руками и спрашивает у малыша: «Где мама?». Дайте ребенку несколько секунд времени, а потом покажитесь. То же самое можно делать и с самим ребенком, спрятав его под небольшим куском материи, который он сможет снять сам.

Какие игры в большей степени понравятся конкретному ребенку, зависит от личных особенностей характера, развитости ЦНС. Каждый из предложенных вариантов стоит опробовать. Такие игры с малышом будут для него как полноценные, но доступные занятия, адресованные на разные зоны развития: зрительную, физическую, слуховую, речевую.


Пальчиковые игры

Самый простой способ стимуляции активной мозговой деятельности у растущего малыша – это всевозможные пальчиковые игры. Это растирания, сгибание и разгибание, сжатие и разжатие кулачков, сопровождающиеся потешками, стихами и песенками, которые стимулируют восприятие информации на слух. В чем плюсы гимнастики для пальчиков:

  • Серия упражнений на мелкую моторику в музыкальном или словесном сопровождении стимулирует отдел коры головного мозга, отвечающий за речь. Это может быть дополнительным способом ускорить появление первых слов у ребенка до года.
  • В позитивной, приятной атмосфере дети слушают родителей внимательно, в буквальном смысле запоминают каждое слово, пытаясь понимать смысл сказанного мамой или папой. Они также учатся подражать взрослым.
  • Подобные упражнения развивают память, поскольку в них прослеживается определенная последовательность действий.

Примеры пальчиковых игр

Начинать игры всегда необходимо с разминки. Это настроит ребенка на веселый лад и позволит разогреть суставы. Так, разминка состоит из:

  • Попеременного сгибания и разгибания пальчиков, сначала каждого из них в отдельности, потом всей ладошки.
  • Поглаживания всей ладошки.
  • Легкой, расслабляющей гимнастики каждого пальца с проработкой фаланг. Упражнения выполняются так, будто вы надеваете перчатки. Можно не слишком сильно сжимать фалангу. Не нужно давить и усердствовать – будет толк и от мягкого, деликатного массажа.
  • Упражнения «открываем и закрываем ворота»: берем кисть ребенка в руки и сгибаем ее вправо-влево, сжимаем кулачок и прокручиваем его сначала вправо, потом влево.


Теперь непосредственно о том, как играть в пальчиковые игры. Методики игр могут быть самые разные. Главное – любое свое действие сопровождать ритмичными песенками или стишками:

  • Потягиваем каждый пальчик так, словно пытаемся его растянуть. Пальцы при этом могут быть растопырены в разные стороны.
  • Выполняем движения каждым пальчиком сначала в одну сторону, потом в другую.
  • Активно используем дополнительные тренажеры (это могут быть силиконовые мячики, погремушки, пушистые шарики разного диаметра).
  • Упражнение «Расчесываем волосы». Поднимаем ручки малыша как можно выше и проводим ими по голове, поглаживая и распрямляя волосы.

Игры, сопровождающиеся стишками:

«Повстречались два котенка» (соприкасаются два любых пальчика, например, мизинчики).
«А затем и два щеночка: гав-гав-гав» (повторяем, но только подтягиваем друг к другу безымянные пальчики).
«Два барашка повстречались» (теперь цепляются средние пальчики).
«И чуточек пободались» (собираем пальчики в кулачки и трем их друг об дружку).
«Прибежали две коровки» (выпрямляем мизинчик и указательный палец, которые будут имитировать рога).
«Наши ручки стали ловки» (поднимаем ручки вверх и встряхиваем пальчики).

Анна (мама 5-месячной Маши): «Любимая потешка Маши – старая добрая «Сорока-ворона», она очень любит эту песенку и быстро поняла, что нужно загибать пальчики. Всегда качает головой в такт песенке. Мне кажется, это хорошее развивающее упражнение, которое поднимает ребенку настроение, стимулирует память и мелкую моторику».

Какие игрушки подходят для 5-ти месячных малышей?

Согласно рекомендациям педиатров, для детей 5-ти месяцев наилучшими игрушками будут резиновые или силиконовые прорезыватели различной формы и размера, игрушки с поверхностью «под зеркало», большой мяч, игрушки, на основу которых нанизаны небольшие шарики, предметы.


Материалы, из которых изготовлены игрушки, также должны быть разноплановыми: мягкие, твердые, с буграми на поверхности, шершавые. Они могут быть немного колючими, скользящими. Отдельный пласт игрушек, которые обязательно должны быть у малыша данного возраста – это всевозможные музыкальные игрушки: ксилофоны, барабаны, музыкальные книжки, игрушки с записанными песнями, которые включают нажатием на их поверхность. Развивающие игрушки для детей 5 месяцев обязательно должны быть качественными и безопасными, потому что такой маленький ребенок будет пробовать их на вкус, а постоянный контакт с опасными химикатами может спровоцировать аллергию или пищевое отравление.

Игровые коврики: особенности

Хороший вариант совместить сразу несколько разновидностей игрушек в один комплект – купить специальный развивающий коврик. В продаже их представлено огромное множество, но выбор в пользу конкретной модели нужно делать, отталкиваясь от возраста ребенка.


Рассмотрим советы педиатров по выбору развивающего коврика для 5-месячного ребенка:

  • Размер. Деткам до полугода подойдут компактные коврики с предусмотренными бортами, которые можно фиксировать и отстегивать. Это создаст дополнительную защиту, если коврик будет расположен на диване, а не на полу.
  • Форма. Оптимальная форма игрового коврика – прямоугольная. Встречаются в продаже и компактные круглые модели, но они подойдут для деток до 3-4 месяцев. Прямоугольные – это вариант «на вырост».
  • Материал . Это ключевой параметр при выборе коврика. Вполне логично, что детский коврик будет красочным, следовательно, при его изготовлении использовались красители. Но они бывают разные. Большинство китайских ковриков сделаны с помощью опасных химикатов, которые могут нанести существенный вред здоровью ребенка.
  • Наполнение . На коврике для 5-месячного малыша уже не обязательно должны быть дуги для крепления игрушек. В этом возрасте ребенок проводит много времени на животе и может уже сидеть с поддержкой. Для таких больших карапузов разумно отдавать предпочтение моделям с интересным игровым полем. Например, музыкальные кнопки, которые будут включаться при каждом ударе по ним.
  • Цвет . 5-месячный ребенок видит только крупные изображения, поэтому если игрушка будет состоять из множества мелких деталей, он их будет воспринимать как набор цветов. Поэтому игрушки должны быть броскими и привлекать внимание ребенка, но не чрезмерно. Оптимальный вариант – игровой коврик с крупными яркими рисунками на нем. Этого будет достаточно, поскольку ребенок сможет различать изображения, и при этом не будет теряться при виде изобилия непонятных ему мелких деталей.
  • Фактура. Многие производители добавляют к основному покрытию коврика фактурные элементы. Например, хвост животного может быть бугристым и шершавым, а цветочек – мягким, бархатистым. Контакт с ними будет стимулировать у ребенка развитие тактильных ощущений.


Олег (отец 5-месячной Арины): «Мы с женой купили для дочки большой коврик с зеркалом, окошечками, вкладышами и разными пришитыми деталями. Очень удобная вещь – ребенок и играет, и развивает моторику, и учится распознавать предметы, отличающиеся по текстуре. Любит и на себя в зеркало полюбоваться».

Итог

Игры с ребенка 5-ти месяцев – это ежедневные упражнения, которые будут его развивать и пробуждать интерес к окружающему миру, взаимодействию с родителями. Игры, стимулирующие двигательную активность, пальчиковые игры – самые актуальные в этом возрасте. В 5 месяцев важны яркие игрушки с множество элементов, привлекающие внимание и развивающие сенсорное восприятие.

Видео: Игрушки малыша в 5 месяцев

Основной вид деятельности малышей в возрасте до 1 года – игра. С ее помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает органы чувств и интеллект.

Совместные занятия с родителями позволяют ощутить любовь и заботу близких людей, что впоследствии благоприятно скажется на развитии личности.

Что должен уметь ребенок?

Пятимесячный малыш уже переворачивается с боку на бок и на спину – это позволяет расширить восприятие пространства и мира вокруг. Ребенок начинает интересоваться окружающими его предметами и своим телом:

  • ему нравится рассматривать лица на фотографиях и рисунках;
  • он все чаще начинает гулить (распевать гласные звуки) и лепетать (произносить отдельные слоги – «ма», «па», «ба» и другие);
  • ребенок хватает предметы и игрушки, ощупывает их руками и тянет в рот, бросает;
  • отличает знакомых и незнакомых людей;
  • капризничает при виде незнакомцев;
  • в течение 5-10 минут может самостоятельно заниматься с игрушками;
  • пытается сесть;
  • лежа на животике, опирается на ручки и приподнимается;
  • повторяет движения и слова за взрослыми.

Правильно подобранные игры для ребенка помогут мамам и папам быстрее научить свое чадо управлять телом, сидеть, ползать и говорить.

Какие игрушки нужны?

Малыш в этом возрасте начинает активно интересоваться предметами, находящимися вокруг него. Это дает родителям возможность заняться развитием тактильных ощущений и мелкой моторики ребенка. Для этого понадобятся следующие игрушки:

  1. Подвески в кроватку. Они вешаются над грудью ребенка на расстоянии вытянутой руки. Малыш самостоятельно хватает и отпускает игрушку. Желательно выбирать такие подвески, на которых закреплены погремушки или бубенчики. Помимо ощущений и мелкой моторики они будут тренировать и слух.
  2. Мячик или кубик из ткани. Резиновый шарик малышу в 5 месяцев будет сложно удержать в руках. Поэтому стоит выбирать тряпичные игрушки в форме геометрических предметов. Если мячик или кубик будут сшиты из нескольких видов тканей, ребенок научится отличать мягкое и колючее, пушистое и гладкое.
  3. Музыкальные игрушки. К ним относятся погремушки, дудки, свистульки. Они оказывают влияние на развитие слуха малыша. Ребенок начинает понимать, что такое тихо и громко, определять откуда исходит звук.
  4. Игрушечные бусы. Это хороший тренажер для развития мелкой моторики. Если взять несколько таких игрушек из разных материалов (дерево, пластмасса), то можно научить малыша их различать.
  5. К 5 месяцам детей начинают беспокоить режущиеся зубки, поэтому следует приобрести прорезыватель. Желательно, чтобы его поверхность не была гладкой, а имела выпуклости различной формы (кружки, полоски).

Развивающие игры

Детские игры могут быть активными и пассивными. Также они могут быть направлены на развитие речи, мышления, мелкой моторики и подготавливают к ползанию и хождению. Чтобы игры с ребенком пошли ему на пользу, следует соблюдать несколько несложных правил:

  • малышу нравится играть с родителями или братиком и сестренкой. Не стоит постоянно оставлять его наедине с игрушками, даже самыми интересными;
  • дети в возрасте 5 месяцев могут испугаться, если кто-то резко появится перед ними. Поэтому не стоит бежать малышу навстречу или внезапно появляться из-за его спины;
  • заканчивая игру, не стоит сразу отпускать ребенка с рук. Подержите его еще пару минут, поговорите или поласкайте его. Так малыш быстрее успокоится после активной игры;
  • если вы видите, что ребенок устал, нужно прекратить игру и дать ему отдохнуть;
  • необходимо чередовать активные и пассивные занятия, а также игры на спине и животике;
  • не стоит слишком многого требовать от ребенка, если у него не получается ухватить игрушку или повторить потешку, оставьте эту игру до следующего раза;
  • занимаясь с малышом, не забывайте ласково с ним разговаривать, смотреть ему в глаза и улыбаться. Это позволит ему почувствовать вашу любовь.

Развитие речи

Знакомство с предметами. Эта игра развивает навыки общения, а также проводит связь между названием и предметом. Возьмите несколько игрушек, изображающих животных, машинки, кораблики, показывайте их по очереди ребенку и произносите стишки:

Плачет кошка в коридоре –

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дадут украсть сосиски.

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь, как петух – «Кукареку!»

Что ж ты, еж, такой колючий?

– Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Танк – военная машина,

Гусеницы вместо шины.

Винтокрылый вертолет

Всех ребят зовет в полет.

Говорун. Эта игра хороша тем, что в нее можно играть, когда вы купаете, кормите, одеваете или укладываете спать ребенка. Каждый раз, когда вы что-то делаете, комментируйте вслух каждое свое движение. При этом желательно чтобы ваше лицо всегда было в поле зрения ребенка. Помимо запоминания звуков, детки любят наблюдать за артикуляцией. Повторяя слова и движения губ, малыш быстрее начнет говорить.

«А где у нас?» С помощью этого занятия вы можете одновременно развивать речь ребенка и знакомить его со своим телом. Для этого необходимо уложить ребенка и задавать ему вопросы:

«Где у Саши носик?» – дотронуться до носика;

«Где у Саши глазки?» – показать, где глаза;

«где у Саши ручка?» и т.д.

Развитие двигательных навыков

  1. «Выше, еще выше!» – положите малыша на диван или кровать. Возьмите одну ручку и аккуратно тяните ее верх, приговаривая: «Выше, еще выше!». Повторите движение со второй рукой и ногами. Такая игра снимает тонус в теле и тренирует мышцы.
  2. Тренируем ножки – поможет подготовить ребенка к ходьбе. Положите малыша на спинку, возьмите его лодыжки и начинайте поочередно сгибать и разгибать ноги. Можно при этом приговаривать:

Раз, два, три,

Коленочки согни.

Раз, два, три,

Коленочки согни.

  1. Перевороты. Переворачивания с живота на спину развивают мышцы грудной клетки и рук. Положите ребенка на животик и привлеките его внимание любимой игрушкой. Затем отводите ее вправо до тех пор, пока малыш за ней не потянется и не перевернется. Проделайте то же в другую сторону.

Расширение кругозора

  1. Экскурсия. Возьмите ребенка на руки или посадите в слинг и ходите с ним по квартире. Пройдите на кухню, в ванную, спальню, расскажите ребенку, для чего предназначены эти комнаты. Покажите ребенку висящие на стене фотографии и картины, а также различные предметы. Дайте малышу подержать в руках те, которыми он заинтересуется, если они не опасны для него.
  2. «Кто здесь?» Возьмите малыша и поднесите к зеркалу. Он начнет улыбаться, кривляться, а может, и «разговаривать» со своим отражением. Спросите у ребенка: «Кто здесь?» и ответьте: «Это Маша!».

Игры с малышами должны приносить удовольствие и детям, и их родителям. Только в этом случае они пойдут на пользу физическому и психическому развитию.

Как происходит развитие грудничка в 5 месяцев, во многом зависят от того, как прошли роды и был ли ребенок доношенным. Врожденные патологии влияют на активность младенца вплоть до годовалого возраста. Если ребенок родился здоровым, он будет соответствовать нормам развития для 5 месяцев, которые указаны в статье.

Девочки и мальчики пятимесячного возраста могут отличаться друг от друга в развитии приобретенными навыками и способностями. Но этот показатель не говорит о нарушениях, так как детям свойственна индивидуальность. Девочки скорее развивают свои умения, а мальчики считаются несколько ленивыми.

В зависимости от пола младенца могут варьироваться показатели роста и веса. В 5 месяцев развития ребенок может весить в пределах 5,8 - 9,1 кг, рост грудничка составляет от 59 до 70 см. Также на показатели роста и веса ребенка в 4 5 месяцев могут повлиять наследственные факторы, некоторые детки немного отстают от них, так как папа или мама имеют сравнительно невысокий рост и компактное телосложение.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев предполагает приобретение новых навыков. На данном этапе ребенок способен:

  • узнавать близких в лицо и по голосу;
  • держит предметы в руках (игрушки, ложку, пустышку);
  • засовывает пальчики и различные предметы в рот, поэтому следите за тем чтобы ему не попадались мелкие и грязные предметы;
  • пробует взрослую пищу ( овощными и фруктовыми пюре);
  • поворачивает головку на шум, звук музыки или голос;
  • узнает свое имя;
  • пытается самостоятельно усаживаться, ползти и вставать на ножки. О том, допустимо ли ребенку в этом возрасте самостоятельно садиться, прочтите .

При правильном развитии ребенок в 5 месяцев способен реагировать на смену обстановки, играть, и показывать это плачем или восторгом.

Эмоции и психика младенца в пять месяцев: что списать на отклонение?

В возрасте от 3 до 5 месяцев ребенок способен для себя определять, к кому он желает пойти на ручки.

Важно! Не лишайте кроху возможности выбирать себе собеседника по душе. Если он желает находиться у мамы на руках, не отбирайте у него это право, так как на этом этапе развития у детей формируется отношение и привязанности к окружающим родственникам.

Ребенок пяти месяцев развития самостоятельно выбирает себе понравившиеся игрушки, показывает свое недовольство плачем или гримасой. Не удивляйтесь, что грудничок злится, если у него что-то не получается - помогите ему достичь того, чего он хочет.

Улыбнемся! Диалог с дочкой перед обедом:
- Дочь, пойдём кушать суп.
- Пойдём, хочу суп с лапшой.
- Но я сварила гороховый.
- Я хочу с лапшой.
- Но у меня нет супа с лапшой, сегодня только гороховый.
- Хорошо, давай гороховый. Но только без гороха, а с лапшой.

Посмотрите видео от Комаровского о развитии ребенка в 5 месяцев.

Евгений Комаровский считает, что грудничку в этом возрасте, независимо от пола, можно предложить ползать. Для этого положите перед ним игрушку и предложите крохе до нее дотянуться, обязательно похвалите ребенка - это стимулирует его желание расти и развиваться дальше.

Физическое развитие ребенка: гимнастика и закаливание

Начиная с пятого месяца жизни грудничка развивается мускулатура, укрепляются косточки и появляются активные познавательные движения. Очень важно не ограничивать ребенка в этом возрасте, а наоборот, помогать ему познавать движения, которые выполняют его конечности.

Поэтому полезно заниматься такими физическими упражнениями грудничку в 5 месяцев:

  1. Используйте фит-болл: положите ребенка на него сверху и раскачивайте. Круглая поверхность помогает укрепить мышцы брюшной полости, нормализовать пищеварение и устранить колики, если по какой-то причине ребенок ими до сих пор страдает.
  2. Стимуляция к усаживанию: приподнимайте грудничка за ручки из лежачего положения несколько раз. Такая гимнастика поможет ребенку в 5 месяцев поскорее укрепить мышцы и кости позвоночника.
  3. Стимуляция ходьбы: возьмите ребенка за одну руку в детской кроватке и предложите ему пройтись по ней, опираясь на вашу руку. Такие упражнения следует выполнять только в том случае, если грудничку это интересно и не доставляет дискомфорта.
  4. Носите ребенка в 5 месяцев на руках. Также они очень любят, если их подкидывают к верху или раскачивают. Обычно у здоровых и доношенных деток это вызывает положительные эмоции. Выполняя эти упражнения с ребенком, вы помогаете ему координировать движения.
  5. Занятия в воде. Если у вас нет возможности регулярно посещать бассейн, можно проделывать такие процедуры во взрослой ванной. Через несколько дней активных движений пятимесячного ребенка в воде, кроха покажет навыки плавания.
Важно! Выполняйте регулярно расслабляющий массаж грудничку, проводите : обтирание полотенцем, обливание прохладной водой, воздушные ванны. Помните, что такие процедуры допустимы только в том случае, если малышу не противопоказан такой режим с рождения.

Игры и игрушки или как занять пятимесячного ребенка

Развитие ребенка в 5 месяцев, если соответствует нормам, позволяет самостоятельно выбрать для себя род игры, которую предлагают взрослые. На некоторые занятия и предметы кроха будет довольно реагировать, а другие отвергать. Поиграйте с ребенком в мягкий легкий небольшой мячик, помогайте ему ловить его.

Приобретите специальный игровой мягкий коврик с различными орнаментами и яркими изображениями. Начиная с этого возраста, знакомьте своего кроху с предметами, фруктами, овощами и цветами. Это поможет ему в будущем без труда узнавать предметы. Если грудничок начинает «гулеть» или «агукать», поговорите с ним на его же языке. Такое поведение стимулирует скорейшее развитие речи.

Развивать и развлекать грудничка в 4-5 месяцев можно интересными сказками и смешными детскими стишками, показывайте мультики, предназначенные специально для деток до года.

Говорят дети! Дочка (2 года 9 месяцев) подходит ко мне на цыпочках и шёпотом говорит:
- Хочу орать!

Чтобы развлечь дома малютку отлично подойдет крупный конструктор с отсутствием твердых и острых углов. Приобретите специально для него цветные познавательные кубики с картинками, с их помощью стройте вместе замки и другие интересные для него развивалки.

Помните, что в этом возрасте нужно контролировать поведение младенца, все предметы которыми он пользуется должны быть относительно большими, чтобы он не смог их проглотить. Следите за тем, чтобы кроха не упал и случайно не ударился, так как такие явления вызывают испуг.

Особенности развития пятимесячного ребенка в нашем видео.

Заботливые и ответственные родители нередко задают вопросы наподобие "Моему ребенку 5 месяцев (девочка). Что должен уметь малыш?" И беспокойство их не случайно.

Говоря о развитии ребенка на первом году жизни, подразумевают ряд показателей физиологического и антропометрического характера, а также совокупность речевых функций, проявлений сенсорного восприятия и психомоторных навыков. Задача всего комплекса данных умений и достижений - помощь в оценке развития младенца.

Всему свое время

Для каждого возраста имеются свои показатели. Достижения пятимесячного малыша на порядок серьезнее в сравнении с тем, что должен уметь ребенок в 1,5 месяца или, скажем, в 3. К этому возрасту он уже набрал неплохой вес, округлился, стал вполне разумным маленьким человечком. Если все, что умеет ребенок в 1,5 месяца, - это держать головку, лежа на животике, и улыбаться физиологической (не слишком осмысленной) улыбкой, то с пятимесячным малышом уже можно по-настоящему общаться.

Возраст около 5 месяцев относится к одному из важных этапов детского развития. Именно потому родителям важно вовремя проконтролировать малейшую вероятность отклонения от нормы. Делается это для того, чтобы вовремя выявить возможные нарушения либо скрытые заболевания, результатом которых могут стать замедленный рост и отставание в развитии ребёнка.

Чтобы иметь возможность дать самостоятельную оценку развитию грудничка, требуется иметь представление о тех навыках и умениях, которые ему полагается иметь в данном возрасте.

5 месяцев ребенку: что должен уметь мальчик или девочка

На самом деле различия между младенцами по половому признаку в этом возрасте минимальны. К важнейшим навыкам, имеющимся у малыша, относятся те, что связаны с его двигательным и интеллектуальным развитием. Причём при оценке их важно учитывать конкретные особенности врожденного характера. Также речь идёт об эмоциональных реакциях и тех поведенческих изменениях, которые обязаны проявиться согласно возрасту.

Сказанное выше вовсе не означает обязанности всех детей одного возраста развиваться в строгом соответствии с теоретическим стандартом, принятым в педиатрии. Но при этом отклонения от нормы не должны быть значительными. Ниже мы перечислим, что умеет ребенок 5 месяцев в случае, если он рождён в срок и не страдает заболеваниями либо патологией системного характера.

Способность в любом положении удерживать голову

Данный признак относится к числу наиболее важных, когда речь идет о том, что должен уметь ребенок 5 месяцев. Развитие, правильное с физиологической точки зрения, обязывает его держать голову достаточно уверенно, в том числе находясь на руках у взрослого. При этом не должно наблюдаться напряжения мышц шеи. В случае проявления признаков гипертонуса требуется консультация невролога для исключения возможных расстройств.

Разгибание ног стоя на твердой поверхности

Когда мама, придерживая руками, ставит ребенка на пол (либо ещё какую-то твердую поверхность), здоровый малыш выпрямляет ножки полностью, поднимаясь при этом на носочки. То, что умеет ребенок в 5 месяцев, в скором будущем (ещё через 4-8 недель) станет основой навыка полностью опираться на стопу.

Перемещение корпуса как зачатки ползания

Если положить кроху на живот, он хаотично вращает тазом, пытаясь одновременно двигать предплечьями вперёд. Он как бы пытается ползти. Активность младенца возрастает в случае попадания в поле зрения яркой или звенящей игрушки. Часть детей в данном возрасте способны уже вставать на четвереньки, но большинству этот навык дается не ранее 6-7 месяцев.

Принято считать, что ребенок-мальчик умеет в 5 месяцев в плане моторного развития побольше, чем девочка. Действительно, мальчишки часто выглядят пошустрее ровесниц. Но строгих научных данных на этот счет нет, все индивидуально.

Подъем корпуса с опорой на руки взрослого

Такое умение - одно из важнейших в арсенале пятимесячного малыша. Вы притягиваете лежащему на спине младенцу руки, он за них хватается и пытается подтянуться. Благодаря этому упражнению не только укрепляются мышцы пресса и спины, но и тренируется будущее умение самостоятельно принимать сидячее положение, которое относится к одним из главных навыков грудничка.

Переворот со спинки на животик и в обратном направлении

Одно из самых интересных действий из тех, что умеет ребенок в 5 месяцев. Развитие его уже позволяет хорошо переворачиваться и в том, и в другом направлении. Из положения лежа на животе кроха часто может после нескольких секунд раскачки резким движением опрокинуться на спину. Именно потому очень опасно в данном возрасте оставлять его без присмотра на любой поверхности, откуда существует вероятность свалиться.

Перейдем к речевому и эмоциональному развитию

Что умеет ребенок в 5 месяцев в сфере общения и речи? В этом возрасте дети начинают лепетать. Что такое лепет? Так называют способность малыша к произношению отдельных слогов: ба, ма, па. Данное действие им пока не осознается, а задача его - тренировка речи.

Помимо того, эмоции ребенка выражаются гораздо ярче, чем в предыдущие месяцы. Вы можете наблюдать его смех или негодование (в случае, например, тщетных попыток заполучить яркую игрушку). Малыш способен узнавать тех, кто составляет его ближайшее окружение, и отличить их от чужаков, к которым испытывает недоверие. Ему доступно понимание различных интонаций голосов взрослых и выражение собственных эмоций. Среди игрушек он выделяет несколько любимых. Понемногу формируется общение в виде жестов.

Опять же, среди родителей бытует негласное мнение, что ребенок-девочка умеет в 5 месяцев в плане эмоций немного больше. Но это не обязательно.

Все перечисленные навыки относятся к базовым, владение которыми в 5-месячном возрасте характерно для 90 % здоровых детей, не имеющих нарушений в возрастном развитии. Если ваш малыш исполняет не все, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, переживать не следует. Существует множество факторов, способных повлиять на темпы развития и роста. Не последний из них - наследственность.

Побеспокоиться и нанести визит педиатру следует при более или менее значительных отклонениях от нормы. Как уже упоминалось, делается это в избежание опасности пропустить скрытые патологии эндокринной и нервной (либо прочих важных) систем организма.

Поговорим об отклонениях: когда начинать беспокоиться

Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии. Ведь в качестве первого звоночка может выступать вполне безобидная на вид поведенческая реакция, которую легко принять за индивидуальную особенность конкретного малыша. Задача внимательных и ответственных родителей - вдумчиво отслеживать любые изменения в росте и развитии ребёнка как в физическом, так и в психоэмоциональном. В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно.

Когда следует обращаться к врачу

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого, что должен уметь ребенок в 5 месяцев (как уже было сказано).
  • Отсутствует либо очень слабо выражен интерес к окружающим предметам и ярким игрушкам.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга (гидроцефалию и т. п.), а также патологию нервной системы.

Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.

Учебные занятия для младенца 5 месяцев

Помогая ребенку правильно расти и развиваться, прибегают к использованию самых разных игровых методик. Каждая из них направлена на улучшение физиологического состояния вкупе со стимулированием сенсорного восприятия, тактильных ощущений и моторики.

Качели

Младенца укладывают в электронные качели и потихоньку раскачивают. При этом мама находится на одном с ним уровне, что обеспечивает ее зрительный контакт с малышом. При движении качелей по направлению к маме ей следует говорить малышу: «Здравствуй!» или «Привет!». Когда ребёнок вместе с качелями движется обратно, следует махать ему рукой и говорить: "Пока".

Что тренирует эта игра? Благодаря ей ребёнок начнёт лучше понимать интонации речи и эмоциональную окраску. Не понимая пока значения слов, он уже улавливает разницу в их смысле.

Зеркало

Если зеркало напольное, ребенка кладут перед ним или подносят на руках к любой другой зеркальной поверхности. Малышу следует дать время разглядеть собственное отражение и разобраться в том, кого он наблюдает. Затем следует подробно рассказать ему, какие люди и что за предметы отражаются зеркальной гладью. Пока он не в состоянии запомнить ни единого названия или имени, но ему уже по силам уловить, что каждый предмет или человек обозначается отдельным словом.

К чему ведет такая игра? У малыша повышается уровень внимания, способность к концентрации, растет его наблюдательность, совершенствуются зрительные навыки и развивается логическое мышление.

Кольца

Это упражнение очень полезное, ведущее к развитию ловкости и укреплению мышц рук, живота и спины. По бокам в детской кроватке либо в манеже развешиваются гимнастические кольца на такой высоте, чтобы малыш имел возможность до них дотянуться. Когда ему удастся схватить кольцо, он инстинктивно потянется вверх.

Какой навык тренирует данное упражнение? При ежедневных занятиях замечательно укрепляется мышечный аппарат, ребёнок развивается физически в правильном направлении и понемногу приобретает умение садиться самостоятельно.

О недоношенных детях

Недоношенными считаются младенцы, которые появились на свет ранее наступления 36-37 недель беременности. Степень недоношенности может варьироваться от глубокой (вес новорожденного при этом менее полутора килограмм) до средней либо незначительной. Рожденные раньше срока малыши развиваются по-своему и отличаются от других младенцев того же возраста.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев в данном случае? Важную роль играет вес, с которым малыш появился на свет. Если данный показатель при рождении не превышал 2 кг, процесс овладения главными речевыми и физическими навыками будет замедлен. Для таких детей, например, характерно умение к четырем-пяти месяцам удерживать головку вертикально, но переворота на живот и обратно на спинку от них можно ожидать обычно не ранее шести-семи месяцев.

Такие показатели можно отнести к варианту нормы, и при отсутствии других важных проблем в детском здоровье они не должны вызывать у родителей серьёзной тревоги. Как свидетельствует повсеместная врачебная практика, основная масса родившихся недоношенными малышей к возрасту около года догоняет сверстников и ликвидирует видимую разницу в отставании.

Что умеет ребенок 5 месяцев в случае недоношенности

Рождённому на сроке менее 36 недель младенцу к пятимесячному возрасту положено обзавестись навыками:

  1. Поворачивать и удерживать голову в любом положении.
  2. Пытаться тянуться к ярким предметам.
  3. Проявлять эмоции, общаясь со знакомыми людьми (улыбаться, гулить).
  4. Увеличивать активность, контактируя с мамой или прочими близкими людьми.
  5. Пытаться перевернуться со спины на живот.

Напоминаем ещё раз: при массе тела в момент рождения менее 2 кг возможны гораздо более медленные темпы развития. В данном случае оценка состояния детского здоровья и наличия любых отклонений в процессе развития и роста должна проводиться лишь квалифицированным специалистом - врачом, который способен учесть возможные сопутствующие диагнозы и индивидуальные особенности.

Это важно

В заключение напомним еще раз, что мониторинг детского развития необходимо проводить ежемесячно, так как оно относится к числу наиболее важных показателей физического и психического младенческого здоровья. В случае выявления признаков любых отклонений родители должны, не теряя времени, сразу же проконсультироваться со специалистом.

Существует множество расстройств, успешная коррекция которых возможна лишь до наступления определенного возраста. Отсутствие принятых вовремя мер чревато тяжелыми последствиями и немалыми трудностями с будущей социальной адаптацией. Чтобы не тревожиться зря относительно состояния собственного ребёнка, родителям следует соблюдать график плановых осмотров и строго исполнять любые рекомендации как педиатра, так и специалистов узкого профиля. В случае предложенного лечения, которое назначается исключительно в силу необходимости, отказываться от него ни в коем случае нельзя.