Карл фаберже - биография, информация, личная жизнь. Кто такой Карл Фаберже

17.06.2019

(на английском и немецком языках).

Поставщик Высочайшего двора
(о творчестве К.Г. Фаберже (1846-1920 гг.)

Петер Карл Фаберже

Его художественный талант современники сравнивали с гением Челлини. Его организаторский дар вызывал изумление не меньшее, чем размах деятельности знаменитого антрепренера "Парижских сезонов" Дягилева. За конструкторские находки и техническую виртуозность величали "Левшой Петербурга", а за неподражаемый стиль - "певцом изящных грез". Сам же Карл Фаберже именовал себя достаточно скромно и с достоинством - "Поставщик Высочайшего двора", хотя кроме российских императоров его постоянными заказчиками были все монархи и знатные семейства Европы. И даже король Сиама, чья коллекция ювелирных украшений считалась богатейшей в мире, однажды увидев изделия фирмы "Фаберже", стал ее "пожизненным" клиентом и восторженным почитателем.

Прошло более 80 лет со дня смерти великого ювелира-художника, но интерес к его творчеству не только не угасает, но, похоже, перерастает в настоящий бум. Может быть потому, что с закрытием фирмы, многие произведения осели в частных коллекциях и недоступны широкой публике, а может быть потому, что остались неразгаданными некоторые секреты мастерства мэтра, но ни один ювелир за всю историю не удостаивался такого количества написанной о нем литературы, такого беспредельного восхищения как несравненный Фаберже.

История Успеха



Основателем фирмы был отец Карла - Густав Фаберже, открывший в 1842-м году на Большой Морской в Петербурге маленькую ювелирную мастерскую. Все надежды на процветание Густав связывает со своим старшим сыном Карлом, в котором рано обнаружились художественные способности. Связав себя долговременными обязательствами, отец отправляет юношу учиться в знаменитые ювелирные мастерские Флоренции, Парижа и Саксонии. Расчет оказался верным: восприимчивый от природы Карл не только быстро постигает основы мастерства, но и точно улавливает новые веяния в искусстве конца ХIХ века. Пока ведущие ювелиры Европы отдавали дань вкусам и стилям прошлых эпох - торжественному ренессансу, затейливому рококо и несколько тяжеловесному ампиру, Фаберже начинает смело экспериментировать в новой художественной системе - модерне, с его характерными изогнутыми линиями, бледно-пастельными тонами и тягой к техническим новшествам.


Фаберже-младший неутомимо изучает все известные в ювелирном деле приемы, посещает музеи и библиотеки, не пропускает ни одной художественной выставки и повсюду знакомится с молодыми дарованиями. Его отличало редкое умение находить таланты, убеждать их в переезде в далекий и таинственный Петербург, а потом создавать условия, при которых они могли вполне раскрыться. Когда в 1870 году Фаберже становится во главе отцовской фирмы, ее штат уже насчитывает сто человек (позднее он вырастает до 500). Под своим началом он объединил мастерские крупнейших ювелиров своего времени, таких как М. Перхин, А. Хольмстрем, Э. Коллин, а также более молодых одаренных художников, камнерезов, огранщиков, конструкторов, эмальеров (многие из них происходили из Финляндии и Швеции). В период сотрудничества с фирмой эти мастера активно выставляли свои работы на различных международных выставках, получали призы, их известность росла столь же стремительно, как и слава патрона. Однако главным источником идей и окончательным судьей воплощенных замыслов всегда и при любых условиях оставался Фаберже.

"Стиль - как хрусталь: от чистоты его зависит блеск" (В. Гюго)


Из небольшой ювелирной мастерской фирма "Фаберже" быстро становится крупнейшим предприятием Петербурга с несколькими филиалами (в Москве с 1887 года, Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905).

Первый блистательный успех пришел в 1882 году, когда на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве продукция фирмы получает золотую медаль. Через год Фаберже получает заказы двора, и вскоре начинает именоваться "Поставщиком Высочайшего двора" с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба.

В 1885 году на Нюрнбергской выставке изящных искусств золотой медали удостаивается один из ведущих мастеров фирмы Эрик Коллин. На Всемирной
выставке в Париже в 1900 году Карл Фаберже завоевывает "Grand Prix", а французское правительство награждает его орденом Почетного Легиона. Даже Парижская гильдия мастеров золотого дела, структура весьма замкнутая и неохотно признающая заслуги иностранцев, на этот раз не устояла и присвоила ювелиру суперпрестижное звание мэтра.

Слава фирмы росла как снежный ком. Его заказчиками становятся дворы Европы (в первую очередь Англия), восточные монархи, крупные промышленники, финансисты и другие знаменитости (в России, кроме царской фамилии, наиболее солидными клиентами Фаберже были семейства князей Юсуповых и Тенишевых, а также миллионер-золотопромышленник Келч). Ассортимент производимых изделий был широк до чрезвычайности: кроме ювелирных украшений изготавливали часы, табакерки, портсигары, сувениры, сервизы, столовое серебро, шкатулки и миниатюрные скульптурные игрушки. Все, что выходило с клеймом фирмы, будь-то предметы массовой продажи для небогатых клиентов или драгоценные безделушки для знати, - все отличалось высочайшим профессиональным мастерством, поразительной фантазией и неповторимым почерком, что позволило сформироваться даже особому понятию "стиль Фаберже", когда говорили о предметах очень изящных и оригинальных.

Сквозь магический кристалл


Одна из особенностей творческого гения Фаберже заключалась в том, что драгоценный камень в его руках никогда не становился самоцелью. "Понятно, - говорил мэтр, - если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Кортье или Бушерон, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это - торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что посажено много бриллиантов и жемчугов". Успех фирмы был основан на превращении ювелирного изделия в предмет искусства.


Личной же заслугой фирмы Фаберже стало широкое использование в практике отечественных поделочных камней, которые прежде считались "неювелирными". Уральские, алтайские и забайкальские самоцветы он смело сочетает с драгоценными металлами и камнями. Ломая все традиции и каноны, мастер включает в некоторые украшения олово и вороненую сталь, а прямоугольные броши из карельской березы, оправленные в бриллианты, с его легкой руки тут же входят в моду среди светских кругов.

Мастера фирмы не только возродили забытую с эпохи Возрождения технику "кватра колор", т.е. применение в декоре золота красного, желтого, зеленого и белого цветов, но и стали использовать новые оттенки этого металла - оранжевый, серый, голубой и другие. Подобный прием позволял достигать сложнейшей цветовой гаммы без привлечения каких-либо отделочных материалов.

Количество и качество бриллиантов в изделиях фирмы Фаберже всегда подчинялось художественному замыслу: они монтировались на поверхности предмета в зависимости от едва заметных оттенков. Например, камнями "чистой воды" набирался центр композиции, а по краям декор дополнялся голубоватыми и бледно-розовыми вставками.

Почувствовав вспыхнувший в обществе интерес к искусству Востока, Фаберже немедленно начинает массовое производство маленьких фигурок людей и животных из поделочных камней в духе японских нэцке (его собственная коллекция нэцке была довольно богатой и насчитывала более 500 подлинников). Особый интерес к подобным миниатюрам проявила английская королева, заказавшая мастеру 170 статуэток (безусловным шедевром в этой коллекции считается сова из серого жада и бриллиантовыми глазами и золотыми лапками).

Еще одна отличительная черта изделий фирмы Фаберже - их конструктивность, которая выражалась не столько в архитектонике, сколько в поиске всегда принципиально новых, оригинальных конструкторских решений. Например, обычный звонок превращался в маленькую нефритовую черепашку с качающейся головой-кнопкой; на часах стрелка оставалась неподвижной, а вращался только циферблат; табакерки содержали внутри и портсигар и зажигалку.

Когда мэтр ставил перед сотрудниками сложную задачу, времени не жалели: его с лихвой окупал полученный эффект. Так, например, мастер Дорофеев три
года работал над механизмом, чтобы "научить" павлина, спрятанного в пасхальном яйце, раскрывать хвост и двигать головой. Почти столько же времени ушло на создание яйца "Сосновая шишка" (по заказу Келча), где внутри находился заводной серебряный слон, умевший ходить, издавать трубные звуки и покачивать хоботом.

"Эмаль..." Как много в этом слове!..


Однако самым мощным средством выразительности изделий фирмы Фаберже, ее визитной карточкой были техника эмали "гильоше". С секретами этого старинного искусства Фаберже познакомился в Париже, и оттуда же привез специальные приспособления для гравирования узора на металле, который потом покрывался несколькими слоями полупрозрачной эмали.

Известно, что мастера фирмы могли применять в своей работе свыше 500 различных оттенков, т.е. столько, сколько не знало эмальерское дело до этого времени, ни после (сегодня, к слову, самые известные итальянские и французские фирмы имеют эмалевую палитру, не превышающую 60 цветов). Многолетняя приверженность этому технологически сложному приему не является случайностью или прихотью мэтра. Все усилия окупались фантастическим эффектом свечения предмета "изнутри". Даже самый простой, сетчатый или чешуйчатый рисунок под несколькими искусно подобранными слоями эмали переливается как муаровый шелк. Создается впечатление, будто множество искр мерцают внутри изделия, а не отражаются на его поверхности.

Всегда тесно связанный с общим развитием моды, а, порой предвосхищая ее малейшие изменения, Фаберже в течение длительного времени был ее законодателем не только у себя на родине, но и в Европе.


Марвин Росс, приводит в своей книге, посвященной творчеству ювелира, один любопытный факт. Однажды Фаберже присутствовал на ужине, устроенном польской баронессой Матильдой Кшесинской в честь известных балерин Преображенской, Карсавиной и Анны Павловой. Каждый из гостей на память о вечере бросал в специальное серебряное блюдо различные монеты. Уходя, Фаберже попросил хозяйку дать ему блюдо с содержимым на одну ночь, а утром ей принесли от мастера великолепное "заливное": под слоем розово-жемчужной эмали. После этого события блюда в технике "гильоше" с вплавленными предметами, фотографиями, цветами, бабочками и локонами волос стали необычайно популярными в домах европейской знати. Однако, как не пытались некоторые владельцы ювелирных мастерских Петербурга и Москвы внедрить у себя эту технику, их изделия рядом с клеймом "ФАБЕРЖЕ" всегда выглядели тусклыми подражаниями. Фаберже не знал себе равных.

Пасхальные яйца


Вершиной же деятельности фирмы по праву считаются пасхальные яйца-сюрпризы, выполненные из драгоценных металлов и камней. Самых придирчивых знатоков и ценителей искусства они же не перестают изумлять своими художественными и техническими совершенствами. Поистине трудно вообразить, как прикреплялось и при нагреве удерживалось на обтекаемой форме яйца пастообразная эмалевая масса: ведь на ее поверхности нет ни единого заплыва, мельчайшего пузырька или трещинки!

С 1885 года заказчиками пасхальных яиц становятся император Александр III, а позже Николай
II, который в течение 20 лет ежегодно преподносил к празднику своей супруге, Александре Федоровне яйцо с сюрпризом. Тематика изделий определялась памятными событиями в жизни государства и царской семьи. Это открытие Транссибирской магистрали - яйцо "Транссибирский поезд" (1900), яйцо с памятником Петру I (1903), "Наполеоновское" - k 100-летию разгрома французских войск, "300-летие дома Романовых" (1913) - с восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царской семьи и другие.

Фаберже никогда не дублировал изделий, каждое яйцо являлось уникальным шедевром, попыткой превзойти предыдущее по изобретательности и элегантности. Как писал близкий друг и поклонник Карла Фаберже, глава "мирискуссников" А. Бенуа, в этих творениях "прорвались все преграды между прошлым и будущим, между мифом и реальностью". И действительно, в этот прорыв как будто хлынула вся мировая культура, все краски собранные художником с разных палитр. В яйце "Транссибирский поезд" ощутимы древнерусские мотивы, в "Яхте "Штандарт" - влияние ренессанса, в "Памяти Азова" - угадывается легкая прихотливость стиля рококо, для яйца "Наполеоновское" характерна эмблематика ампира, а "Ландыши" и "Клевер" стали хрестоматийными образами стиля модерн.

Неизвестно точное число изготовленных фирмой пасхальных яиц. Но из предполагаемых 52-54 только десять сохранились в музеях Московского Кремля, остальные же были проданы в 30-е годы советским правительством за рубеж (покупателями были американский промышленник Арманд Хаммер, жена американского посла в России Лилиан Томас Претт и многие другие "друзья" советского народа). Когда правительство прекратило распродажу предметов Фаберже, цены на эти изделия фантастически поднялись (например, на одном из недавних аукционов Сотби, пасхальное яйцо с личным клеймом мастера было продано за 3,5 млн. долларов). Известно, что 11 яиц находится в частной коллекции известного финансиста Форбса в Нью-Йорке, 16 в других американских коллекциях, 8
- в частных коллекциях Европы. Глубокой тайной окутана судьба последнего яйца, изготовленного к Пасхе 1917 г., накануне заключения императорской семьи. Говорят, что яйцо было сделано из карельской березы и ляпис-лазури и отличалось изумительной красотой, а вот кто стал его дальнейшим владельцем - до сих пор остается загадкой.

В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Фирма процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.


Имя Петера Карла Фаберже ассоциируется у нас с блестяще выполненными ювелирными пасхальными яйцами. Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец - Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Фирма процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.

Сын Густава Фаберже Карл обучался в Дрездене, путешествовал по Европе, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки. Фаберже-младший перевел ее в большее помещение на той же Большой Морской улице в дом 16/17. В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".

Спустя несколько лет, в 1885 г. фирма получила международное признание на нюренбергской "Выставке Изящных Искусств". Золотой медали удостоились копии скифских сокровищ. Там же экспонировалось золотое яйцо, покрытое белой эмалью с золотым желтком, в котором была спрятана курица из цветного золота. Курица имела внутри "сюрприз" - миниатюрную императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца. Это изделие было сделано на Пасху для супруги Александра III - Марии Федоровны. Именно с этой вещи началась традиция ежегодных подарков царской семьи, которые заказывались в фирме Фаберже.

Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы - горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и на Петергофской гранильной фабрике, а дорабатывали полуфабрикаты сами. Позднее открыли собственные камнерезные мастерские в Петербурге. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Они отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки - изделия сугубо практического назначения, но каждое из них - настоящий ювелирный шедевр.

Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается не воспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако, мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, "елочки", чешуек, зигзагов.

Фирма Фаберже славилась и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству. Международные выставки также способствовали известности фирмы. В 1900 г. в Париже, Фаберже получил звание "Мастера Парижской Гильдии Ювелиров", а французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. Даже в таких отдаленных местах как Таиланд или Балтимор Фаберже был "в моде".

К сожалению, драматические события революции 1917 г., заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 г. Сам Петер Карл Фаберже эмигрировал в Швейцарию, где скончался 24 сентября 1920 г.

(гугенотами), покинувшими Пикардию (Франция) в ХVII веке. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии (ныне территория разделена между Латвией и Эстонией).

Отец Карла Фаберже — Густав Фаберже, родился в городе Пярну (Эстония). Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Фаберже-старший в 1841 году получил звание "ювелирных дел мастер" и в 1842 году открыл небольшую ювелирную фирму под собственным именем в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице.

У Карла Фаберже рано проявились художественные способности и интерес к ювелирному искусству. Отец смог дать сыну превосходное образование: он учился в немецкой частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, затем посещал дрезденскую "Хандельшуле", обучаясь коммерции. После этого путешествовал по Европе, изучал ювелирное искусство, совершенствовал свое ювелирное мастерство у немецкого ювелира Джозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне.

Обогатившись культурой западных европейских стран и техническими знаниями ювелирного производства, а также изучив менеджмент предприятия, Карл Фаберже вернулся в Россию в конце 1864 года и стал трудиться в мастерской отца.

Кроме этого, он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно.

В 1872 году Карл Фаберже стал главой фирмы; отец официально передал ему свои полномочия.

Поначалу смена владельца никак не отразилась на ассортименте мастерской Фаберже, она продолжала выпускать стандартный набор всевозможных женских украшений, сделанных в популярном тогда французском стиле. Постепенно начались преобразования, и фирма стала выделяться среди своих конкурентов. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов и орденов.

Благодаря тонкому художественному вкусу и коммерческой жилке Карла Фаберже небольшая ювелирная мастерская превратилась в самое крупное в Российской империи предприятие с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием и в одно из самых больших во всем мире. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

Первый успех пришел к Карлу Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, где представленные им копии найденных в Крыму скифских сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, а также образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.

С 1883 года Карл Фаберже стал получать заказы от российского императорского двора.

В 1885 году он получил право именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества с правом использования на вывеске изображения государственного герба.

В 1890 году Карлу Фаберже пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Его приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.

Фирма Фаберже производила традиционные ювелирные украшения, столовые приборы, всевозможные драгоценные безделушки и "полезные предметы" вроде портсигаров, шкатулок, брелоков, рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, бонбоньерок, флаконов для духов, часов, письменных приборов и пр. Делали мастера фирмы и миниатюрные фигурки животных, статуэтки людей, цветочные композиции. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические "секреты".

Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. Они стали символом и особенностью фирмы. В 1885 году Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.

До 1917 года мастера фирмы создали свыше 250 тысяч ювелирных изделий, отличавшиеся искусным исполнением и высоким художественным уровнем. Решенные в разнообразных художественных стилях, богато украшенные драгоценными камнями, металлами, эмалями, они часто приобретались членами императорской фамилии, использовались в качестве дипломатических подарков.

Международное признание к Карлу Фаберже пришло в 1885 году, когда фирма участвовала в международной Нюрнбергской выставке, где копии скифских сокровищ, сделанные в его фирме, удостоились золотой медали. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже также вручили золотую медаль и почетный диплом за представление внеконкурсных изделий.

По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме (Швеция) он получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы, Азии и Африки.

На Всемирной выставке 1900 года в Париже (Франция) он получил звание "мастера Парижской гильдии ювелиров".

Карл Фаберже был награжден орденом св. Станислава 2-й (1896) и 3-й степеней (1889), св. Анны 2-й степени (1892), золотой медалью на Станиславской ленте (за выставку 1882 года в Москве), болгарским орденом "За гражданские заслуги" (1902) и французским орденом Почетного легиона (1900).

В 1890 году ему было пожаловано почетное гражданство, а в 1910 году — звание мануфактур-советника.

В браке с Августой Юлией Якобс — дочерью мастера Придворных мебельных мастерских — у него родились четверо сыновей: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939), которые также работали в семейной компании.

Драматические события революции 1917 года, заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году. Сам Петер Карл Фаберже уехал в Ригу, а оттуда в Германию, где заболел. В июне 1920 года жена и старший сын перевезли его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался. Позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Канне.

После смерти Петера Карла Фаберже его сыновья Александр и Евгений открыли небольшое предприятие в Париже, которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 году, когда умер последний из членов семьи, работавших там, — Евгений Фаберже.

Многие изделия фирмы Фаберже из музеев и национализированных коллекций по решению советского правительства в 1920-1930-х годах были проданы за границу.

Научный интерес к изделиям фирмы Фаберже возобновился в России в конце 1980-х годов; в 1989 году в Елагином дворце прошла первая в СССР выставка "Великий Фаберже".

Произведения фирмы Фаберже до сих пор пользуются всемирной славой. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира; одной из интереснейших коллекций располагает Государственный музей Московского Кремля.

В 2013 году в Санкт-Петербурге был открыт негосударственный Музей Фаберже, в который вошла коллекция произведений Фаберже, собранная американским магнатом Малкольмом Форбсом и приобретенная российским бизнесменом Виктором Вексельбергом в 2004 году.

В 1996 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник Карлу Фаберже, в 1998 году площадь, на которой он был установлен , получила название "Площадь Карла Фаберже".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Имя: Петер Карл Фаберже (Peter Karl Faberge)

Возраст: 74 года

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Лозанна, Швейцария

Деятельность: российский ювелир

Семейное положение: был женат

Карл Фаберже - биография

Коллекционеры всего мира мечтают заполучить изделия Карла Фаберже, а его самого считают величайшим ювелиром в истории. Но мало кто знает, что сам мастер собственноручно не изготовил ни одного из своих шедевров.

Карл Фаберже - детство, семья

В 1842 году ювелир Густав Фаберже открыл свой первый магазинчик в Санкт-Петербурге. Он был настоящим мастером, а потому клиентов у него было достаточно. Волновало Густава лишь одно: он мечтал о сыне, которому сможет в будущем передать свое дело. Мольбы Фаберже были услышаны, и в мае 1846 года на свет появился его первенец Петер-Карл.

Карл Фаберже - талантливый бездарь

Выбора у Карла не было: основную ставку отец сделал на него. Родитель оплатил его обучение у лучших европейских ювелиров. Карл несколько лет путешествовал по Европе, изучая новые веяния, знакомясь с мастерами, а главное -подыскивая умельцев, которые могли бы на него в дальнейшем работать. Для этого он не пропускал ни одного приема, ни одной выставки, много общался с молодыми талантами. Если видел самородок - тут же звал к себе в Петербург. 1870 году, в возрасте 24 лет, молодой человек встал у руля. В штате у него было около сотни сотрудников -камнерезов, художников, огранщиков. Сам он выполнял роль идейного вдохновителя и судьи: если изделие ему не нравилось, вещь тут же переделывали.

Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром, наоборот, был убежден в своей бездарности. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки. Однажды его попросили составить список вещей, необходимых для того, чтобы обучиться ювелирному делу. В числе прочих указал «ремень» и пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били - вот ничего и не вышло».

Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание императора Александра III, и уже через год он сделал свой первый личный заказ, который изменил жизнь ювелира.

Яйцо Фаберже, с которого все началось

Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.

Накануне Пасхи Карл принес Александру III изысканное творение. Это было яйцо, покрытое снаружи белой эмалью, имитирующей скорлупу. Если открыть его, внутри можно было увидеть золотой «желток». В желтке сидела изумительная курочка из цветного золота. А внутри нее - золотое яичко и рубиновая корона. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества». Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».


С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу. Позже эту традицию перенял следующий правитель - император Николай II. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах - для своей овдовевшей матери и супруги. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым, напоминающим о каком-либо знаковом для империи событии.

Например, были яйца: «Транссибирский поезд» - в память об открытии Транссибирской магистрали, «300-летие Дома Романовых», «Наполеоновское» - в честь вековой годовщины разгрома французских войск. Внутри яиц могло оказаться что угодно: миниатюрные портреты правителей, уменьшенные копии дворцов и кораблей, царских карет. Сначала каждый эскиз Карл обсуждал с императором, но потом ему позволили создавать шедевры на свое усмотрение. Это превратилось в некую игру: для правителя всегда оставалось сюрпризом, что окажется внутри.

Изготовление одного яйца занимало почти год, а некоторым яйцам посвящалось даже несколько. Так, мастера три года работали над механизмом, благодаря которому павлин, сидящий внутри изделия, мог раскрывать свой роскошный хвост. Фаберже обязался создавать пасхальные яйца только для императорской семьи, но желающих получить их копии было так много, что вскоре он, по слухам, начал тайно выполнять частные заказы.

Работы Фаберже

Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире. Штат сотрудников Фаберже вскоре перевалил за отметку в 500 человек. На него работали финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Главным ювелиром фирмы долгое время считался Михаил Перхин - самородок, которого Карл нашел в Карелии. Фаберже хоть и был строг к мастерам, но каждого ценил очень высоко. Например, одному граверу, лишившемуся зрения, дал денежное содержание -чтобы отблагодарить за труд.

Что же уникального было в изделиях Фаберже? Прежде всего идея. Это не просто драгоценности, искусно ограненные, - это настоящие произведения искусства. Карл не боялся экспериментировать. К примеру, часто работал с камнями, считавшимися «неювелирными», и не боялся, что его раскритикуют. Мог сделать брошь из карельской березы, оправленную в бриллианты.

Его мастера умели работать с сотней оттенков. За счет обилия цветов достигался эффект внутреннего сияния - берешь предмет в руку, и кажется, будто он светится изнутри. Они владели техникой гильоширования эмали: на фон наносили насечки, создавая особый узор, который сверху покрывался слоем эмали. Но никто, даже зная технологию выполнения, не мог повторить подобное.

Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры. Были предметы, которые стоили баснословно дорого. Но выпускались и изделия массового производства. Например, в 1914 году увидела свет серия медных чарок.

Однако самыми известными, безусловно, стали драгоценные яйца. Их точное количество сейчас не назовет никто. Только для императорского дома было изготовлено 54 экземпляра, а сколько было частных заказов...

Карл Фаберже - последние годы

С началом Первой мировой войны пришел конец существованию компании. Мастеров мобилизовали, работать стало некому. Последнее пасхальное яйцо было преподнесено императору в 1916 году: оно носило название «Стальное» и по форме было похоже на артиллерийский снаряд. Большинство изделий и драгоценностей «экспроприировали» большевики. Украденное потом было распродано за смехотворные суммы. У Фаберже сохранилась лишь малая часть - то, что он ранее успел вывезти в Финляндию.


Карл боялся, что его арестуют, и потому осенью 1918 года бежал в Европу. Долго не мог нигде осесть: сначала остановился в Латвии, потом переехал в Германию. Современники рассказывали, что он без конца твердил: «Жизни больше нет, она никогда уже не будет прежней...»

Ювелир потерял все, чего достиг за многие годы. Когда его спрашивали, почему он не попытался вернуть свои драгоценности и изделия, он апатично отвечал: «Зачем мне горстка бриллиантов, если меня лишили моего дела?» В 1920 году у Фаберже начались проблемы с сердцем, и семья перевезла его в Швейцарию - там климат лучше. Врачи предписали 74-летнему Карлу вести спокойную, размеренную жизнь, без волнений, - и, самое главное, не курить! Но тот докторов не послушал. 24 сентября 1920 года он решил насладиться сигарой, аромат которой так любил. Но выкурить ее успел лишь наполовину: сердце великого Фаберже остановилось...

В 2003 году, в год 300-летия Петербурга, ювелиры России объявили 30 мая своим профессиональным праздником, «Днем российского ювелира». Именно 30 мая (н.ст.) 1846 г. родился знаменитый российский ювелир Петер Карл Фаберже.

Его предки, некогда жившие во Франции и бывшие убежденными гугенотами, не по своей воле покинули родину при короле-католике Людовике XIV.
За 4 года до рождения Карла, в 1842-м, его отец Густав Фаберже, ювелирных дел мастер, основал фирму под собственным именем, расположившуюся в одном из домов на Большой Морской. В 1860 году, когда Карлу, старшему из его сыновей, исполнилось 14 лет, Густав переселился вместе с семьей в Дрезден. Закончив колледж в Париже, он прошел обучение в Лувре и Версале, познавая тонкости ювелирного искусства венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. Затем он начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа Фридмана.

В 1865 году Карл Фаберже вернулся в Россию, а в 1872 году взял ювелирную фирму отца в свои руки. В этом же году он женился на дочери управляющего императорскими мастерскими по производству мебели. От этого брака у него было четыре сына – Евгений, Агафон, Александр и Николай – каждый из которых впоследствии присоединился к фирме.
Александр III считал расточительным тратить большие деньги на украшения, но его супруга, датчанка Мария Федоровна не поддерживала стремления мужа к аскетизму. Она любила украшения, особенно сапфиры с бриллиантами.


Именно для неё Карл Фаберже исполнил в 1885 году первое из ставших впоследствии знаменитых императорских пасхальных яиц. Это было так называемое «Куриное» яйцо. Снаружи оно покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Это пасхальное яйцо способствовало присвоению Фаберже в том же году звания Поставщика Высочайшего двора. Этот титул дал право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак.
Всего, включая «Куриное» яйцо, Фаберже создал 71 пасхальное яйцо, из которых императорскими являются 54.


Александр III, по воспоминаниям главного мастера фирмы Фаберже Франца Бирбаума, в искусстве «из принципа предпочитал все русское». Его сын Николай II во всем старался подражать отцу. В древнерусском, старорусском, современном русском и новорусском стилях работала Серебряная фабрика фирмы Фаберже в Москве (после 1890 года) и не испытывала дефицита заказов.

В 1885 году изделия Карла Фаберже имели большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году, где он показал копии древнегреческих золотых украшений, оригиналы которых хранятся в Петербурге в Эрмитаже.
Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом - оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Когда Фаберже использовал в своих творениях сверкающие драгоценные камни, они были важны для него не столько своей ценностью, сколько своими декоративными достоинствами.
Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями. Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Коньком Фаберже была так называемая эмаль "en plein" - гладкое покрытие достаточно больших поверхностей или полей. Такая техника не прощает ни малейшей ошибки. Подобно тому, как Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, он использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя украшалась рисунком, выгравированном на металле и просвечивающим сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фаберже является эффект изменения цвета при легком повороте изделия. Искусство гильоширования - создания тонкого, тщательно выгравированного узора, состоящего из прямых и изогнутых линий. Фаберже довел до совершенства.

Скромная золотая «Курочка» положила начало целой серии пасхальных яиц, которые Фаберже изготавливал по заказу императора Александра III. Каждый год, на Страстной неделе, именитый ювелир приносил в дворцовые покои очередной пасхальный шедевр. После смерти в 1894 году Александра III в годы царствования его сына, императора Николая II, работы у мастеров фирмы прибавилось, они стали делать по два пасхальных яйца в год - одно предназначалось вдовствующей императрице Марии Федоровне, другое - супруге императора Александре Федоровне.

И всякий раз эти пасхальные подарки поражали воображение высочайших заказчиков неиссякаемой фантазией, новизной сюжета, виртуозностью ювелирной работы, сочетанием разнообразных технических приемов и неожиданным на первый взгляд соседством драгоценных материалов с недорогими - излюбленный прием Карла Фаберже.
С технической точки зрения пасхальные изделия Фаберже признаны эталоном мастерства многих тружеников: ювелиров, камнерезов, золотых дел мастеров, специалистов по эмали, миниатюристов. Мастера фирмы прославились высочайшими достижениями в технике так называемой гильошировки - на золотую или серебряную поверхность яйца наносили рисунок из линий, напоминающих лучи или волны, а затем покрывали поверхность эмалью. В результате отполированная поверхность будто светилась изнутри - волшебный эффект создавали рассеивающие свет выгравированные линии, спрятанные под слоем эмали. Неповторимую торжественность придавали изделиям переливчатые эмали разных оттенков - от пастельно-нежных до насыщенных, коих фирма разработала более 120 видов.

В 1882 г. 20-летний Агафон Фаберже присоединился к своему брату Карлу в Санкт-Петербурге и проработал с ним более десяти лет до своей смерти в 1895 году. Этому был богатый и самый творческий период фирмы. Качество вещей, сделанных в эти годы, осталось непревзойденным. Принято считать, что взаимодействие братьев - Карла, с его приверженностью классическому стилю, и более живого и творчески энергичного Агафона, - усиленное приходом в фирму ее второго главного мастера, блестящего Михаила Перхина, работавшего с 1885 по 1903 гг., способствовало обособлению около 1885 г. искусства Фаберже как самобытного стиля в прикладном искусстве и ювелирном деле. Именно в это десятилетние впервые возникает большинство “тем и сюжетов” Фаберже: создаваемое для царской семьи и императорского двора пасхальные яйца, фигурки животных, цветы, objets de virtu - “полезные предметы” - и другие поделки из самоцветов или драгоценных металлов. Бирбаум в своих мемуарах пишет, что с именно с Агафоном Фаберже в фирме начались перемены: “...по характеру более живой и впечатлительный, он искал и находил вдохновение повсюду в античности, в искусстве Востока, которое тогда еще не было изучено, или в природе. Сохранившиеся его рисунки - свидетельство постоянного и непрекращающегося поиска. Нередко можно встретить до десятка разработок одной темы.”


Браслет (трансформация в кулон) производства Московской мастерской Карла Фаберже второй половины XIX века. Приобретён вятским купцом в 1886 году для своей супруги. Средний камень - крупный бриллиант с редкой уникальной огранкой. Шесть бриллиантов, уменьшающихся в пропорции. Далее хрусталь. Три натуральных рубина. Матовое золото.

Отдельно стоит сказать уже о упомянутом Михаиле Перхине. Он родился в деревне Окуловской Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 22 мая (ст.ст) 1860 г. 24 января 1884 года был записан подмастерьем по золотых дел ремеслу Петербургской ремесленной управы. С 1885 года Перхин стал работать в фирме Фаберже. В 1886 до своей смерти в 1903 году был главным мастером фирмы Фаберже. Владел мастерской на Большой Морской улице, 11, а с 1900 года - на Большой Морской, 24. Один из лучших мастеров фирмы Фаберже, работал исключительно на него. Был купцом 2-й гильдии. Перхин создал 28 императорских пасхальных яиц. Его личное клеймо - «М.П.»


В 1903 году преемником Перхина на посту ведущего мастера стал его главный помощник Генрик Эммануил Вигстрем (1862-1923), который занимал этот пост до закрытия фирмы в 1917 году. Он руководил мастерскими в те годы, когда слава фирмы Фаберже достигла своего пика. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Особенно широко он использовал орнаменты из лавра. Почти все изделия из твердых камней (фигурки, животные, цветы) делались под его наблюдением. Клеймо Вигстрема – «H.W.»
Кроме заказных дорогих изделий фирма изготовляла в изобилии миниатюрные кулоны в виде пасхальных яиц, всевозможные коробочки, портсигары, украшения, часы, фоторамки и прочие предметы. Для декора таких изделий использовалась гравировка металлической поверхности тонким рисунком из волнообразных, параллельных, концентрических и лучевых линий, которая затем покрывалась слоем прозрачной цветной эмали, придававшей поверхности бриллиантовый блеск. Многие такие изделия были после революции распроданы их владельцами, в том числе – за границу.

В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. Рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с эмалями, в изготовлении которых фирма особенно преуспела. Также мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь.


Под влиянием японских образцов, и особенно нэцкэ мастерами фирмы Фаберже создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М. Кремлевым.

Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение – печати, ручки зонтов. В коллекции английской королевы Елизаветы II – более 170 фигурок животных из драгоценных камней, сделанных фирмой Фаберже. Многие фигурки уникальны, дубликаты делались только в редких случаях и по специальному заказу. Многие фигурки имеют сигнатуру Фаберже, некоторые – знак «К», иногда есть дата и инвентарный номер.

Спецификой русского бизнеса всегда была сильная зависимость от государства. Карл Фаберже активно работал с государственными структурами, в частности с Кабинетом его Величества (для которого исполнил более 6 000 вещей), армией и флотом, различными министерствами.
Еще одна особенность – отсутствие ритмичности. Рынок развивался рывками, от заказа к заказу, от одного события в царской семье – к другому. Огромные заказы были в 1896 году – на коронацию. Всплеск зарубежных заказов последовал после успеха на Парижской выставке 1900 года («некому работать, кто будет выполнять заказы»). Заказы 1904 года, в связи с рождением наследника, «неисполнимые» по объему заказы к 300-летию Дома Романовых, чем поспешили воспользоваться профсоюзы ювелиров и потребовать повышения оплаты. Требовалось выполнять срочнейшие заказы в сжатые сроки. Работа днем и ночью, а затем непонятное бездействие месяцами. В России было только два пика работы и продаж в течение года: на Рождество и Пасху. Отсюда отсутствие регулярности и системы, что отмечал Франц Бирбаум.
Отсутствие системы чувствовалось во всем. С одной стороны – вера в честное купеческое слово, с другой – отсутствие бумажной документации. «Карл Фаберже не любил бумаг, не оставил записей», – констатирует его сотрудник и биограф Г. Ч. Бэйнбридж. Он, будучи руководителем Лондонского филиала Фаберже, пишет, что только через несколько лет работы в фирме узнал, что Фаберже исполняет для царя ежегодно сложные, дорогостоящие пасхальные яйца.

Как любой бизнес, дело Фаберже подчинялось мировым экономическим законам, которые действуют столь же неотвратимо, как наступление дня и ночи. Но как бизнес особого рода, связанный с производством предметов искусства, ювелирное дело подчинялось и законам искусства, которые нередко вступали в противоречие с законами производства. Наконец, как бизнес, связанный с оборотом драгоценных металлов и камней, дело Фаберже в периоды войн и революций переживало чрезвычайные испытания, подчиняясь законам обращения золота. Достаточно сказать, что с началом Первой мировой войны был запрещен размен бумажных денег на золото, а получение бриллиантов из Антверпена и Лондона стало своего рода подвигом. Платина к 1916 году подорожала по сравнению с уровнем 1913 года в четыре раза.
В 1910 году Карл Фаберже стал мануфактур-советником и получил звание Придворного ювелира. В 1916 году он преобразовал свое личное предприятие в Товарищество с уставным капиталом в 3 млн руб.
В 1918 году он эмигрировал из России и умер 24 сентября 1920 года в швейцарском городе Лозанна.