Классный час на тему: «Семейные традиции. Кл. час семейные традиции.docx - классный час "семья. мои семейные традиции"

19.05.2019

Классный час: «Семья. Семейные традиции»

7В класс. Классный руководитель: Столбунец И.А.

Цель проведения

- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

- Изучение семей классного коллектива;

- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка к классному часу

Составление учащимися генеалогических деревьев;

Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».

Ход классного часа

Классный руководитель

Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!

«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями,когда писали сочинения о семье.

Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своей семье.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей

. Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа– светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ "ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДСТВЕННИКИ"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи .

 «...» М. Горький. Мать ».)  «...-разбойники», А.С. Пушкин. Братья -разбойники».)  «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы».)  «Три...», А.П. Чехов. («Три сестры ».)  «... Ваня», А.П. Чехов. Дядя Ваня».)  «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов. Дед Мазай и зайцы».)  «Капитанская...», А.С. Пушкин. («Капитанская дочка ».)  «... полка», В.П. Катаев. Сын полка».)  «... капитана Гранта», Ж. Верн.

Дети капитана Гранта».)  «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский. (Дядя Фёдор, пёс и кот».)

Подведение итогов

1. Награждается самый активный учащийся.

2. Лучший участник в номинации «семейный альбом».

3. Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».

4. Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Воспитательский час "Семейные традиции"

Цель проведения:

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;

Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;

Развитие творческих способностей учащихся;

Формирование интереса к совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование:

Плакат «Семейные традиции»;

Фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;

Выставка «Семейные реликвии»;

Выставка поделок учащихся «Своими руками»;

Выставка поделок родителей «У мамы руки – золотые!»;

Выставка угощений «Мамины секреты»;

Фонограммы песен «Родительский дом», «Семейный альбом».

Ход мероприятия

Звучит песня «Родительский дом»

Воспитатель

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках, получим уроки семейной любви и доброты. Мы очень долго готовились к этой встрече: писали сочинения о своей семье и заполняли анкеты, разыскивали старинные семейные вещи, расспрашивали родителей о своих прадедушках и прабабушках, изготавливали поделки, разучивали танцы.

2. «Семейный архив».

Есть замечательная семейная традиция – хранить память о своих предках.

3. «У мамы руки – золотые!».

Нет ничего святее слова «мама». Мама – первый учитель и друг, самый близкий и верный.

И какие замечательные слова нашли вы, ребята, чтобы рассказать о своих мамах в сочинениях «Моя мама – Марья-искусница» (рассказы детей о своих мамах)

Чтение стихов детьми.

Руки мамочки моей –

Пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы,

Столько в них любви и силы!

Целый день они летают,

Будто устали не знают.

В доме наведут уют,

Платье новое сошьют,

Приласкают, обогреют –

Руки мамы все умеют!

Будьте и вы, ребята, внимательны и добры к мамам, нежно любите, уважайте, берегите их!

Музыкальный номер.

4. «Кто я? Какой я?».

Думаю, что вы искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими и помогаете им.

А вот какими видят вас ваши родители, об этом они написали в своих миниатюрах - зарисовках. А вы отгадайте, о ком из вас идет речь?

Чтение миниатюр - зарисовок.

5. «Своими руками».

Рассказ о выставке поделок детей «Своими руками».

Музыкальный номер.

6. «Поговорим о династиях».

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии. В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии. В одной семье – династия врачей, в другой – педагогов. Есть не только профессиональные, но и музыкальные династии. Об этом мы узнали из сочинения «Музы в нашем доме» (чтение отрывков из сочинений детей).

7. Семейный отдых.

Вы писали о других интересных традициях в ваших семьях, например, как проводите праздники.

Выступления детей о любимых семейных праздниках.

Во многих семьях любимый вид отдыха – отдых на природе.

Пантомима «Как мы однажды отдыхали» (исполняют дети).

Многие писали о том, как заботятся о престарелых близких. Это тоже одна из традиций в наших семьях.

Сценка «Бабушки и внуки» в исполнении детей.

8. «Загляните в семейный альбом» (звучит песня «Семейный альбом»).

К нашему празднику мы подготовили фотовыставку, на которой представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Как вы думаете, с какой она связана традицией?

Да, нужно собирать и хранить семейные фотографии, потому что они надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни.

Конкурс на самую интересную фотографию.

9. «Загадки бабушкиного сундука».

Что дом делает домом, не похожим на другие дома? (Вещи)

Человек живет, пользуется вещами, которые ему дороги. Некоторые вещи хранятся годами, даже десятилетиями, становятся семейными реликвиями. Мы провели поиск старинных предметов. Расскажите о них (рассказы детей).

Эти вещи – не только предметы старины, это память о родных, близких.

10. «Семейное фирменное блюдо».

Есть еще добрая традиция – гостеприимство, угощение.

Кулинарные традиции на Руси были не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, рыба, дичь. Из ягод – клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков – квас. Идет время – меняются вкусы. Традиционными становятся другие блюда.

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

Конкурс «Семейное фирменное блюдо».

11. Заключительное слово.

Мы сегодня много говорили о разных семейных традициях. Как вы думаете, а для чего они нужны?

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.


ГБОУ «Заинская школа № 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Семейные
традиции»
Шайхулова Е. М.
Классный руководитель

Заинск 2017 г.
Тема классного часа: Семейные традиции.
Класс: 2
Цель: углубление представлений учеников о ценности семьи и соблюдении
добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
познакомить детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются традиции
и культура народа;
раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия,
гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации
совместного отдыха;
развивать навыки ответственного поведения в семье; интерес к истории своей
семьи, семейным традициям и традициям класса;
показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;
создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями
уникальности, неповторимости каждой семьи; нашего класса;
развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию
для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности,
эстетический вкус;
воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и
дедушек на основе общего интереса к истории семьи; класса;
воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.
Ход классного часа
I.
Организация класса. Вступление.
Приветствие детей.
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
II.
Создание проблемной ситуации.
1. Постановка проблемы
­ А начать урок мне бы хотелось с интересного задания на смекалку.
­ Как называются такие задания? (Ребус)
­ Разгадайте ребус. (Слайд 1)

­ Послушайте стихотворение.
­ А что же такое семья?
1. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
2. Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
СЕМЬЯ (Слайд
2)
­Давайте проверим, знаете ли вы, что такое семья с помощью игры.
2. Игра.
­ На столах в белых конвертах карточки со словами и словосочетаниями.
Выберите те, которые относятся к теме: Семья
взрослые и дети,
живут вместе,
дом,
папа и мама, дедушка и бабушка,
дружба и любовь,
забота друг о друге,
радость и печаль,
традиции,

любимые дети,
уважение и радость,
хорошая погода,
брошенный щенок,
разорённые гнёзда,
сорванный цветок,
светит солнце.
Все согласны с подобранными словами? Повторим хором СЕМЬЯ – это…
(Соберем лепестки)
III. Определение темы урока.
А слово ТРАДИЦИИ тоже подходит к теме СЕМЬЯ?
Значит какие традиции …
(Учитель прикрепляет табличку СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.)
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Хором читают с доски.
Да тема классного часа: СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
(Слайд 3)
IV. Работа по теме. Основная часть.
1. Понятие «семья».
­ Что же такое «семья»? Обратимся к толковому словарю С. Ожегова.
Семья­ 1.Группа живущих вместе близких родственников.
2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Дружная школьная семья.
­ В этом слове семь «Я». Что это значит? Как вы думаете?
­ Это значит: «Я повторён в детях моих 7 раз».
Считалось, что в каждой семье должно быть 7 человек. Издавна цифра 7
считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту
земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

­ Меняются времена, нравы, семимильными шагами движется вперёд научно­
технический прогресс. Но во все времена непреложной ценностью остаётся
семья. Почему? (Учащиеся высказывают своё мнение)
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и
родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому
желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности,
заботе и уважению.
­ Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько
поколений. Как вы это понимаете? (Поколение ­ это родственники близкого
возраста, например, старшее поколение ­ бабушки и дедушки, среднее
поколение ­ родители, младшее поколение ­ дети, внуки бабушек и дедушек).
­ А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?
­ Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это
родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
2. Пословицы о семье.
­ Вспомните пословицы о семье, и соберем их из разных частей. На столах в
синих конвертах карточки с разрезными пословицами.
Как вы их понимаете?
Вся семья вместе, так и душа на месте.
За общим семейным столом еда вкуснее.
Добрая семья прибавит разума­ума.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Коли в семье лад, так не нужен и клад.
Семья в куче ­ не страшна и туча.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
(Слайд 4)

­ Мудрые русские пословицы о семье отличаются житейской
проницательностью и пониманием важности сохранения крепкой и дружной
семьи.
3. Разминка:
­ Вы все любите отдыхать. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время
разминки. Встаньте. Слушайте задание и выполняйте.

­ Те, у кого есть старший брат или младший братишка, приседайте.
­ У кого есть сестра или сестрёнка помашите над головой рукой.
­ Кто помогает близким, попрыгайте.
­ Хлопните те, кто очень любит свою семью.
4. День семьи в России.
Среди множества торжественных дат особое место занимает День семьи. Этот
праздник акцентирует внимание на традиционных человеческих ценностях и
исторической преемственности поколений.
­ Когда отмечается День семьи? (8 июля)
(Слайд 5)

Решение о
было принято в 2008 году.
появлении данного праздника
5. Уточнение значения слова «Традиция».
Знакомство с традициями семей

.
Игра «Назови традицию».
На столе лежат карточки с изображением семейных традиций. Каждая группа
вытягивает две карточки. После обсуждения называет традицию и кратко о
ней рассказывает.
(Слайд 6)
­ Поднимите руки ребята, у которых в семье соблюдается такая традиция.
­ Какие ещё семейные традиции есть в ваших семьях?
­ Нужны ли семейные традиции? Зачем?
­ Когда вы будете взрослыми, какие традиции будут в ваших собственных
семьях?
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками,
укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые

передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт,
задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Родители дают имя такое, какое им
нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь дедушки, бабушки,
мамы, папы?
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку.
­ А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
Отчество ­ часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени
отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об
этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств
была невысокой.
Начиная с 15­го столетия, именование с «­вичем» считалось особой
привилегией, такое право имели только знатные люди.
Отчества незнатных людей, в России первоначально образовывались как
краткая форма имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем
варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» - «Фёдор Лукин». Так
появились отчества и фамилия людей.
Существует традиция собирать и хранить семейные фотографии и
старинные вещи, оставшиеся от предков.
– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция?
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного
времени.
­ Как вы проводите свободное время и отпуска в своей семье? Где побывали в
течение лета?
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
– Какие праздники отмечают в вашей семье?
(Рассказы детей о традициях в их семьях.)
6. Физминутка (динамическая) под песню А.Ермолаева «Моя семья».
­ А какая ваша семья? Давайте вместе дадим характеристику своей семье
(большая, дружная, честная, отзывчивая и т. д) Посмотрите, эти слова
характеризуют человека. Значит СЕМЬЯ – это ЧЕЛОВЕК. А если человек
поранил руку, ударил колено, то ему больно. Эту боль чувствует все тело.
Значит, если в семье кому – больно, то эту боль чувствует вся семья, а если
кому – то радостно, весело, то весело всем. Поэтому все ваши удачи и неудачи
переживают все члены вашей семьи, то есть они учатся вместе с вами во 2
классе. И это замечательно.
1. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
. Беседа о классном коллективе.
7. Формирование сплоченного коллектива

­ А наш классный коллектив можно назвать семьей?
­ Почему?
­ А какие традиции существуют в нашей школьной семье? (Отмечать Дни
рождения, праздники всем классом, участвовать во всех школьных
мероприятиях всем классом)
Традиционные классные и школьные мероприятия.
День Знаний;
День Здоровья;
Экскурсии в библиотеки;
Экскурсии в музеи;
День именинника;
День Учителя;
А, ну­ка, мальчики;
А, ну­ка, девочки;
Изготовление кормушек для птиц.
Мы участвуем в различных предметных олимпиадах и конкурсах, и
традиция нашего класса – занимать призовые места.
У нас с вами тоже школьная семья. Впереди годы совместной учебы, жизни.
И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем
заботиться друг о друге, и помогать друг другу. А значит у каждого из нас,
будут свои обязанности.
­ Каковы ваши обязанности в семье?
­ Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок,
никто не может учиться за нас,
заботиться друг о друге.
­ Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было
тепло, уютно.
Мы убедились, что наш класс – это тоже семья, только особая. И как в
любой семье нам тоже нужны уважение и уют. Мы тоже заботимся
друг о друге и помогаем друг другу, но как в каждой семье у нас

бывают ссоры. Я думаю, каждый из нас может внести свой вклад,
чтобы в нашей школьной семье было тепло, радостно и комфортно
всем.
V.
Заключение. Рефлексия.
­ Давайте скажем несколько тёплых слов своим родным
Мама и папа для меня самые…
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
­ Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были,
мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом ­ это не только
крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Вывод: ­ Скажите, что для вас – СЕМЬЯ?
1.Семья – это самое ёмкое слово.
В нём слышится «семя» ­ жизни основа.
Семь «Я» ­ это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней – надёжный источник.
2.Семья – это радостный детский смех.
Семья – это то, что в жизни нам дарит успех.
Пусть опорой друг другу родные!
И пусть всех минуют несчастья любые!
3.Семья – нашей жизни надёжный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережёт.
Семья – на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нём!
4.Пусть дети и взрослые помнят всегда:
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье своё пронести.
Пускай только лучшее ждёт впереди!
­ Я хотела бы предложить поработать над проектом «Семейные традиции
учащихся нашего класса)
Поднимите руку кто ЗА.
­ Попросите помочь родителей составить рассказ о традициях вашей семьи.
Вместе с родителями, бабушками и другими родственниками подготовьте
фотографии к своему рассказу.
(Слайд 7)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.
­ Итак, о чём мы сегодня говорили с вами?
­ Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
­ Что было для вас интересно на уроке?
­ Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и
реликвиях?
(Слайд 8)

­
Берегите свою семью, любите своих родных, чтите семейные традиции и
семейные ценности. Семья – это самое главное, что есть у человека в жизни.
На этом классный час окончен.

Конспект классного часа на тему «Корни рода твоего»

Час общения в 6-7 классе на тему «Семейные традиции»

Цели : расширить представление детей о семейных традициях; расширять кругозор; развивать любознательность; способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Форма : час общения.

Подготовительная работа: за 1-2 недели до классного часа предложить детям составить свои родословные, подготовить рассказы о семейных реликвиях, о замечательных людях своего рода.

Оформление:

Выставить семейные фотографии детей, где есть три поколения семьи; альбомные листки с родословными;

Написать на доске:

а) слова для словарной работы:

генеалогия;

родоначальник;

родовитый;

реликвия;

без роду и племени;

безродный;

худородный;

из простых;

б) пословицы: Выбирай корову по рогам, а девку - по родам (по родителям). Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе). Каков батюшка, таковы у него и детки. Бел лицом, да худ отцом. Из роду в род - тот же урод. Каков род, таков и приплод. Каково деревце, таково и яблочко. Каков корень, таков и отпрыск. Не дурак, а родом так. Ни роду, ни племени. Не богатство, а честь невесту красит.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Потерявшие память».

II. Словарная работа.

1. Угадай слово.

2. Характеристика бродяги.

III. Беседа «Иваны, не помнящие родства».

IV. Рассказы детей: «Мое родословие».

V. Игровая ситуация «Советы жениху и невесте».

VI. Беседа «Родительский день».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Потерявшие память»

Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам слышать о людях, которые потеряли память? О таких людях, например, часто рассказывают в передаче «Жди меня».

Судьбы всех этих людей схожи - человек внезапно очнулся в незнакомой местности, без документов, без денег и, главное, совершенно не может вспомнить ни имени своего, ни фамилии - все, что связано с прошлым, просто стерто из памяти.

Как вы думаете, хорошо ли чувствует себя человек, потерявший память?

(Дети высказываются.)

Потеря памяти может быть следствием заболевания, а может быть следствием какого-то преступного воздействия. Люди, потерявшие память, буквально ищут себя, обращаются в передачу «Жди меня», просят, чтобы их кто-нибудь узнал.

А зачем, по-вашему, эти люди ищут своих близких? Ведь можно же начать жизнь с чистого листа?

(Дети высказываются.)

Человеку очень важно знать свои корни, чувствовать себя частью семьи, рода, племени. Как дерево погибает без корней, так и человек не может жить без памяти о своих предках. Каждый из нас множеством ниточек связан со своими родными, с Родиной, друзьями.

Без этого человек теряет свою личность, теряет себя.

Тема сегодняшнего нашего разговора: «Корни рода твоего».

II. Словарная работа

Классный руководитель. Прежде чем начать разговор, мы проделаем небольшую словарную работу.

1. Угадай слово

Нужно уяснить смысл и значение некоторых слов и выражений. Они написаны на доске. Я буду читать толкование слов, а вы определите, о каком слове идет речь.

(Учитель читает толкования, дети угадывают слова.)

Принадлежащий к старинному роду. (Родовитый.)

Группа живущих вместе близких родственников. (Семья.)

Коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. (Род.)

Вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Реликвия.)

Предок, от которого ведет свое начало род. (Родоначальник.)

История рода, родословие. (Генеалогия.)

2. Характеристика бродяги

Классный руководитель. А теперь посмотрим на слова из другой колонки:

Без роду и племени;

Безродный;

Худородный;

Из простых.

В царское время такими словами характеризовали бродяг в полицейских участках. Все эти слова можно заменить одним словом. Каким? (Незнатный.)

Какую окраску имеют эти слова? (Презрительную.)

В царской России знатные люди составляли родословные, помнили своих предков до десятого колена. Знатность рода определялась и по тому, как глубоко в историю уходят сведения о его родоначальнике.

Кого сейчас называют «безродными», «без роду и племени»? (Тех, кто не знает своих предков.)

Поднимите руки, кто знает имена своих прабабушек и прадедушек.

А кто знает своих предков до седьмого колена?

Можно ли нас назвать «безродными», «худородными»?

Что нужно сделать, чтобы о нас так не говорили?

(Дети высказываются.)

У многих народов принято почитать своих предков, помнить не только их имена, но и все их славные дела, чем они были знамениты. Это обязывает человека задуматься о том, как он будет жить, чтобы его дети, внуки и правнуки, изучая жизнь своих предков, смогли гордиться им.

III. Беседа «Иваны, не помнящие родства»

Классный руководитель. В русском языке есть такое выражение: «Иваны, не помнящие родства». Так называли в старые времена беглецов с царской каторги, крепостных крестьян, бежавших от помещика, дезертиров и прочих беспаспортных бродяг. Попавшись в руки полиции, они тщательно скрывали свое имя и происхождение, чтобы их не отправили назад. На все вопросы они отвечали, что зовут их Иванами, а родства своего (то есть происхождения) они не помнят. Так родилось выражение «Иваны, не помнящие родства».

Можно ли назвать гостей передачи «Жди меня» Иванами, не помнящими родства? Чем они отличаются? (Одни потеряли память невольно, другие - сознательно отказались от своих корней.)

Кого сейчас так называют?

(Дети высказываются.)

Народ стал называть Иваном, родства не помнящим, того, кто отрекается от родных, друзей, предков, от традиций своей семьи и народа.

Что нужно, чтобы не превратиться в таких Иванов?

Примерные ответы детей:

Собирать семейные реликвии.

Расспрашивать у родителей о предках.

Составить генеалогическое древо.

Гордиться достижениями, подвигами членов семьи, рода.

IV. Рассказы детей: «Мое родословие»

Классный руководитель. К сегодняшнему классному часу многие из вас приготовили свои родословные. На доске вы видите целый лес «деревьев». У кого самое высокое и ветвистое

«дерево»?

Послушаем ваши рассказы о своем роде, о семейных реликвиях.

(Дети рассказывают.)

Родословными людьми раньше назывались люди именитые - дворяне, бояре, знать, а неродословными - чернь, простолюдины. Может быть, именно поэтому А.С. Пушкин сказал: «Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости».

V. Игровая ситуация «Советы жениху и невесте»

Классный руководитель. Есть в русском языке пословица: «Выбирай корову по рогам, а девку - по родам». Как в старину выбирали невесту? Сначала собирался сход в доме жениха. Родители и ближайшие родственники обсуждали материальное положение родителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную - нет ли у нее родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в роду пьяниц или непутевых, разбирали личные качества невесты, ее хозяйственность, способность к рукоделию. Особое внимание уделяли таким чертам характера, как кротость, послушание, уважительное отношение к старшим, от которых зависели добрые отношения в семье*. Считали, что если есть такие качества у матери невесты, то и у дочери они должны быть.

Вот у нас есть жених (представляет одного из мальчиков). Представьте себе, что вы родственники жениха и вам надо дать ему совет, как выбрать невесту.

На доске написаны пословицы. Выберите нужные и разъясните их смысл, чтобы жених сделал правильный выбор.

(Дети высказываются.)

А какие пословицы могли бы взять на вооружение родители невесты?

(Дети высказываются.)

Теперь понятно, почему в старину берегли свое доброе имя, боялись опозорить свой род.

VI. Беседа «Родительский день»

Классный руководитель. Наши предки не были Иванами, не помнящими родства. Из глубокой старины идет обычай поминать умерших. В православии их называют усопшими (уснувшими), потому что душа человека бессмертна.

По обычаям русских православных людей усопших нужно поминать молитвой и раздачей милостыни.

Верующий православный христианин поминает усопших за утренней молитвой в храме во время литургии. Поминают усопших и во время специальной поминальной службы - панихиды.

Для поминовения усопших в православной церкви установлены специальные дни: вселенские родительские субботы, когда поминают всех от века усопших православных христиан.

Один из таких дней называется Радоницей, он приходится на восьмой день после праздника Пасхи, вторник. В этот день, отслужив панихиду, верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Поэтому и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей). На кладбище нельзя устраивать трапезы с вином и обильной едой. Все, что нужно сделать у могилы близкого, - это зажечь свечу, прочитать молитву. Считается, что души поминаемых радуются от наших молитв.

Как в ваших семьях поминают усопших родственников?

Как ведут себя на кладбище?

(Учителя и ученики других вероисповеданий могут обсудить, как принято поминать усопших в их конфессиях.)

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о памяти, о связи с далекими предками, о наших корнях. Мы узнали, что образованные люди стараются узнать как можно больше о своих предках, гордятся их достижениями, поминают их, дорожат честью своего рода.

А дикари не придают этому никакого значения и остаются Иванами, не помнящими родства.

Кем будете вы, вам решать.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовал ли вас сегодняшний наш разговор? Не боитесь ли вы стать Иванами, родства не помнящими?

(Дети высказываются.)

Дополнительный материал

Дни вселенского поминовения усопших

В определенные уставом дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим великопостно- пасхальным циклом.

1. Мясопустная родительская суббота - за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном суде».

2. Родительские субботы - 2, 3 и 4-я недели Великого Поста.

3. Троицкая родительская суббота - перед праздником Святой Троицы. Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы - заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.

Русская православная церковь, кроме того, установила еще несколько Дней молитвы за усопших.

4. Радоница (Радуница) - вторник, 8-й день после Пасхи.

5. Димитриевская родительская суббота - суббота, ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Изначально в этот день Церковь творила молитву о воинах, павших на Куликовом поле, впоследствии день приобрел статус вселенского поминального.

6. Наконец, решением Архиерейского собора Русской православной Церкви 1994 г. День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал Днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

План занятия

1 .О традициях, обычаях, обрядах.
2 .Выступление семей.
3 .Беседа со зрителями.
4 .Это интересно…
5 .Итог.

Оборудование: плакаты посвящённые Году семьи, пословицы, стенд с рисунками детей, книжки-раскладушки, стенд с семейными фотографиями.
Цель занятия: воспитать у детей любовь к родителям, уважение к старшим, к семейным традициям.

Ход занятия

Все вы знаете, что 2008 год в России объявлен Российским Годом семьи, а в Башкортостане - 2008 год – год социальной поддержки семьи. И сегодня наше занятие тоже будет относиться к этой теме.

Ученица читает стихотворение.

Моя семья.
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.
В семье много радости, мира, тепла.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Я в школе и дома уроки учу.
Хочу быть похожа на маму свою.
Она все умеет: и шить, и вязать.
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит
И наша семья
Готовит на кухне большого гуся.
Это наша семейная традиция.

Наша тема сегодняшнего занятия: «Семейные традиции» .

Обычаи и традиции - важнейшие элементы культуры любого народа. Они закрепляют и воспроизводят в жизни молодого поколения зачастую всё самое лучшее, что было достигнуто за прошедшие века в общественной и личной жизни народа.
Обычай, традиция, обряд - схожи друг с другом. Но всё-таки у них есть и различия.

Слово «традиция» означает передачу обычаев и обрядов из поколения в поколение одного народа. Традиции, в отличие от обычаев, обращены к духовному миру человека. Они выполняют роль средств стабилизации, воспроизведения и повторения общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование моральных и духовных качеств человека, требуемых этими отношениями. Например, традиционная вежливость предписывает людям обычай приветствовать встретившегося на улице знакомого человека. Во многих российских деревнях и сёлах и сегодня на улице приветствуют любого встречного человека, знакомого и незнакомого. А традиционное гостеприимство предписывает усаживать гостя за стол и угощать его «чем Бог послал». То есть всей имеющейся в доме пищей.

Огромная ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности. Благодаря традициям, обычаям и обрядам один народ наиболее всего и отличается от другого.
Сегодня в гостях у нас 4 семьи.

Семья Сазоновых:
мама - Сазонова Юлия Владимировна
сын - Константин

Семейная традиция: профессия - учитель: бабушка, дедушка, мама.

Основная традиция нашей семьи - это передача профессии из поколения в поколение. Я - педагог, мама и папа тоже были учителями. Также, как и моя бабушка. Не знаю какую профессию выберет мой сын, но мне бы очень хотелось, чтобы он продолжил традицию нашей семьи.

И ещё, в нашей семье очень любят традиционные русские праздники: Рождество Христово, Великую пасху, праздник Ивана Купала, очень любим народные песни, частушки. Моя племянница посещает фольклорный ансамбль «Ручеёк», где также их знакомят со старинными обычаями, песнями. В русской традиционной одежде она исполнит частушки.

Исполняются частушки.

Костя:
И ещё мы очень любим традиционный Новый год.

Мой итог

О традициях празднования Нового года можно говорить бесконечно. В разных странах свои традиции встречи Нового года.
Вспомните, как встречаем его мы…

Под звон курантов мы торопимся загадать заветное желание, заранее готовим подарки своим близким. Новый год стараемся встретить в новом платье, накрываем щедрый праздничный стол.

А какие праздники мы ещё отмечаем со своей семьёй? (Обращение к ребятам сидящим в зале). 8 Марта, 23 февраля, День влюблённых, День Республики, «Сабантуй».

Я очень рада, что вы вспомнили замечательный башкирский праздник «Сабантуй»

По башкирской традиции, мальчиков с 4-5 лет учили сидеть в седле. Ребята постарше овладевали национальной борьбой «куреш». А на празднике «Сабантуй» показывали своё мастерство.

Семья Киселёвых:
мама - Киселёва Светлана Николаевна
сын - Никита

Семейная традиция: народно-прикладное искусство (ручной труд)

Мне очень понравилось выступление девочки, но ещё больше понравился её костюм. С каким терпением и старанием шили это замечательное платье.

В нашей семье очень почитается ручной труд. Мои родители были большими мастерами. Дедушка был отменным резчиком по дереву. Он прекрасно мастерил мебель, резные наличники, ставни. Папа мой делает и сейчас вот такие шкатулки и рамки для фотографий. Бабушка научила маму вязать крючком и спицами, вышивать салфетки и скатерти. Я так же овладела этим ремеслом. Посмотрите, пожалуйста, всё это я делаю своими руками. У сына тоже золотые руки. Он вышивает. Пока получается не очень хорошо, но всё впереди. Вот такие традиции в нашей семье.

Мой итог

Если в семье из поколения в поколение воспитывается трудолюбие, воспевается традиционноенародное ремесло, значит, такая семья крепко стоит на ногах.

Семья Давлетбаевых:
мама – Давлетбаева Зарина Фаритовна
дочь - Алина

Семейная традиция: семейные праздники .

Традиция нашей семьи - это воспитание любви к искусству. В нашей семье очень любят музыку, театры, художественную литературу. Мы любим читать и обсуждать прочитанное. Моя дочь Алина лауреат конкурса чтецов. Она с удовольствием посещает театральный кружок.
Алина читает стихотворение.

Алина:
А ещё я очень люблю традиционный праздник День рождения.
Песня « День рождения»

Мой итог

Это здорово!
С незапамятных времён есть такая традиция, праздновать День рождения. Считалось, что именно в этот день злые силы приближаются к человеку. Поэтому все члены семьи и друзья собирались под одной крышей, чтобы защитить именинника добрыми мыслями, пожеланиями и, конечно же, подарками.

Семья Бикмаметовых:
мама – Бикмаметова Альфия Маратовна
сын - Тимур

(звучит башкирская песня)
Семейная традиция: уважение к старшим. Шежере .

В башкирских национальных семьях помнят не только свой день рождения, а до 7-10 колена башкир должен знать поколение своих предков. В нашей семье мы составили своё шежере. Здесь написаны имена наших прородителей, т.е. от кого мы произошли. В нашей семье традицией является огромное уважение к своим родителям. Младшие никогда не перечат старшим, а постоянно заботятся о них, помогают во всём.

Мой итог

Знать историю своей семьи, соблюдать традиции своего народа. Это достойное занятие.
Любовь к Родине начинается в семье в отношении к старикам, родителям. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек. Чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. Спасибо вам за ваше шежере.
Кто ещё хочет сказать о своих семейных традициях?

Саша Егоров:
В нашей семье есть такая традиция. В День Победы - 9 мая мы с мамой дарим ветеранам цветы.

Мой итог

По истине дань памяти ВОВ вызывает глубокое уважение. Есть такая традиция у каждого народа - вставать на защиту своей Родины. Воспитывать достойных защитников Отечества.

Егоров Саша вырос в семье творческих родителей. О его традиции поздравлять ветеранов 9 мая, писали в газете «Вечерняя Уфа», Его стихи печатали в газете «Иглинские новости». А ещё, он написал продолжение произведения Мустая Карима «Радость нашего дома». Перед смертью Мустай Карим беседовал по телефону с Сашей.

Творческая личность тоже ведь воспитывается в семье. Если в семье любят ходить в театр, петь, танцевать, то и дети растут творческие. Никита и Ольга покажите нам свой танец. (Бальный танец)
Вот и растут два таланта в двух семьях. А у Никиты и мама занимается бальными танцами.

У каждого народа есть свои традиции. Например…

«Знаете ли вы…» Это интересно. (Дополнительный материал. На усмотрение преподавателя)

Испания.

Основной праздник Рождество: этот вечер проводят исключительно с семьёй, за богато накрытым столом. От мала до велика отдают предпочтение сладкому: пирожки из винного теста, миндальные пирожные, и печенье с тмином.

Вьетнам.

Во Вьетнаме Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы зажигают костры в парках, садах или на улице. Около них собираются несколько семей, на углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды, ведь Новый год - это праздник дружбы! Весь следующий день вьетнамцы проводят в семье.

Берег Слоновой кости.

Жители Берега Слоновой кости ежегодно проводят традиционный праздник памяти предков. В ходе торжеств проходит обряд «очищения» от неприятностей и допущенных за минувший год промахов и недостойных поступков. Целую неделю горожане и стар и млад отплясывают под грохот большого священного томтона. В ритуальных песнях звучат призывы о помощи к духам предков.

Индонезия.

В Индонезии обитатели одного из островов каждый год меняют имя. Делают это для того, чтобы сбить с толку нечистую силу. Происходит это так: проснувшись первого января, члены семьи заслоняют рот ладонью, говорят друг другу своё новое имя. При этом кто-нибудь из родственников колотит в бубен, чтобы злой дух никак не сумел подслушать. Если же два соплеменника встречаются где-нибудь на дороге, то оба садятся на корточки и шепчут своё имя на ухо другому, изо всех сил колотя палкой или ладонью по земле. Имя каждый выбирает себе сам. В результате чего, происходят различные казусы. Так, в какой-то год половину жителей деревни звали Майкл Джексон.

Традиции Ближнего Зарубежья.

Подводя итоги тёплого семейного вечера я хочу пожелать вам:

Дай Бог Вам мудрости в решениях
И умножение лучших качеств.
Традицией пусть в доме будет
К старшим большое уважение.
С детьми прекрасное общение
И понимание их чудачеств.

У каждого народа - свой обычай, у каждой семьи - свои традиции. Но для всех нас, людей, должна стать главной традицией - жить по законам добра и справедливости. Пусть в каждой семье главным богатством станет бережное отношение друг к другу, сочувствие и взаимопонимание.

Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение, как передаём сейчас из рук в руки вот эту свечу- символ домашнего очага и душевной теплоты.

4 семьи передают эту свечу из рук в руки и говорят тёплые слова. (Саша Егоров играет на гитаре).

I семья:
Наша семья желает вам ребята выбрать любимую профессию. О ней сейчас уже пора задуматься. И ещё, живите дружно, весело, любите друг друга.
И мы вам дарим подарок - книгу.

II семья:
Мы хотим пожелать вам, чтобы любое дело в ваших руках спорилось. Мы вам дарим вязаную салфетку. И если девочки заинтересовались моими работами, то я приду в школу и научу работать крючком и спицами.

III семья:
Интересуйтесь культурой, искусством, которые вас окружают. Черпайте благодатную энергию в музеях, театрах, библиотеках. Жизнь ваша станет намного богаче. Я дарю вашему классу диск с классической музыкой.

IV семья:
Любите край наш - Башкортостан. Берегите его. Ваши потомки скажут вам спасибо. Я дарю вам традиционное башкирское блюдо чак-чак.

Мой итог

Большое спасибо вам за подарки и пожелания. Но и мы не останемся в долгу перед вами. Всем присутствующим на нашем празднике мы дарим семейные календари.