Конспект беседы "Что такое трудолюбие" (9 класс). О трудолюбивых и ленивых. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы Трудолюбие и лень в сказках конспект занятия

23.06.2020

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)

Шеломенцева Ольга Ивановна - воспитатель МБДОУ д/с № 25 «Мозаика» г. Королев Московской области. Педагогический стаж 4 года. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».

О трудолюбивых и ленивых. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы

Цель: воспитание духовно-нравственной культуры детей посредством художественной литературы.
Задачи:

– расширять представления детей о труде;

– воспитывать ценностное отношение к собственному труду, к труду других людей и к его результатам;

– воспитывать внимание к окружающим людям, желание радовать их;

– развивать творческое воображение;

– воспитывать любовь к классической музыке;

– продолжать формировать способность анализировать результаты своего труда и труда сверстников.

Методы и приемы:

– игровые;

– наглядные (показ, демонстрация);

– словесные (художественное слово, беседа);

– драматизация басни;

– художественное творчество;

– слушание классической музыки.

Технологии:

– игровая;

– здоровьесберегающая;

– личностно-ориентированная.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество». Предварительная подготовка: знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Оборудование: шаблоны, материалы для изготовления аппликации.

Х О Д З А Н Я Т И Я

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я прочту вам стихотворение-загадку « Без чего не проживешь?» (Читает стихотворение В. Викторова). Знают мамы, знают дети, Знают взрослый и малыш: На безногом табурете Ни за что не усидишь; Без колес не сдвинешь воза, Хоть впряги в него коня, Не спасешься от мороза, Если в печке нет огня. От иголки мало толка, Если нитки нет в иголке. Так и руки без труда Не годятся никуда. Кто уже понял, без чего человек не может прожить? (Ответы детей: «Без труда»). Молодцы. Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим размышлять о трудолюбии и лени. Давайте порассуждаем. Послушайте пословицу: муравей невелик, а горы копает. Почему маленький муравей может преодолеть трудную работу? (Ответы детей: «Он трудолюбивый, не ленивый и т. д.) Все верно. Вот о таком муравье я вам сейчас расскажу. (Читает рассказ «Настойчивый муравей»).

«Бежал маленький черненький Муравей. Спешил домой. Нес своим муравьятам маленькое маковое зернышко. Вдруг видит: лежит на дороге тыквенное зерно – большое, сладкое, ароматное. Отложил Муравей в сторону маковое зернышко. Взвалил на спину тыквенное, но не удержал. Свалилось оно. Так он приподнимал зерно много раз, но оно все сваливалось и сваливалось. Вдруг услышал Муравей: кто-то тихонько смеется. Оглянулся: сидит у дороги Стрекоза. – Ты приподнял зерно уже тысячу раз, – сказала Стрекоза. – Неужели тебе не надоело? Ведь ничего у тебя не выйдет. Оставь зерно, пусть лежит себе. – Не выйдет у того, кто считает неудачи, – ответил Муравей. И снова взялся за зерно. Взвалил его на спину и понес домой. Больше зерно не сваливалось».

В о с п и т а т е л ь. Ребята, вы уже сказали, что муравей трудолюбивый, а еще какими словами можно охарактеризовать муравья?

Д е т и. Настойчивый, терпеливый.

В о с п и т а т е л ь. Верно. А сейчас давайте поиграем. Физкультминутка Дети выходят на ковер.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте дотянемся до облака. Поднимем ручки и потрогаем его, какое оно мягкое, пушистое. А теперь подбросьте его вверх! Кто выше? Еще раз, еще раз. Теперь мы будем ветерком! Дунем на наше облачко вправо, там – Юг. Теперь дунем налево – там Север. Молодцы.

В о с п и т а т е л ь. Предлагаю поиграть в «живые картинки». Хотите? Мы с вами уже учили басню И. Крылова. Кто вспомнит ее название? Правильно – «Стрекоза и Муравей». Мы даже рисовали трудолюбивого Муравья и ленивую Стрекозу. Кто желает вспомнить басню по ролям? Хорошо, Саша будет Муравей, а Ирочка будет Стрекозой. Слова автора прочту я. Выходите, чтобы вас было видно. Представим непогоду, холод. Стрекоза ползет к Муравью. И р а. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!

С а ш а. Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?

В о с п и т а т е л ь. Говорит ей Муравей. И р а. До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. С а ш а. А, так ты… И р а. Я без души Лето красное все пела.

С а ш а. Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

В о с п и т а т е л ь. Чудесно справились со своими ролями Саша и Ира. Молодцы. Ребята, почему нам не жаль Стрекозу? (Ответы детей). Правильно, она не трудилась, ленилась, поэтому заслужила наказание. (Вопрос к детям). Хотите быть похожими на Муравья? Давайте потрудимся и вместе сделаем коллективное панно-аппликацию, где изобразим, как над цветами порхает Стрекоза. По шаблонам дети вырезают цветы, траву, Стрекозу и наклеивают на общий фоновый лист. Музыкальное оформление: звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла « Времена года». Обсуждение общей работы Дети высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, полученными в ходе занятия.

В о с п и т а т е л ь. Какие вы трудолюбивые, дружные, терпеливые! И работа ваша общая получилась красивой и аккуратной! Вы потрудились на славу, можно и поплясать. Можно выйти из-за стола и отдохнуть, покружиться под музыку. (Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», дети танцуют

Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу [email protected]

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

Старший воспитатель: Русакова Ю.П. М.о. г. Воскресенск МДОУ детский сад комбинированного вида №18 «Улыбка»

Занятие включает в себя 4 образовательные области:

  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество (рисование)
  • Социализация (театрализованные игры)

Программное содержание:

Образовательные задачи: формирование положительного отношения к труду; знакомство с творчеством И.А. Крылова посредством басни «Стрекоза и Муравей» .

Развивающие задачи: развитие творческих способностей детей в изобразительной и театрализованной деятельности; развитие трудовых навыков.

Воспитательные задачи: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; совершенствование нравственного развития детей путём воспитания навыков трудолюбия; закрепление понятий «труд-хорошо» , «лень-плохо» .

Словарная работа: введение в активный словарь детей следующих слов: трудолюбие, лень, безделье-печаль-наказание.

Материалы и оборудование: хрестоматия с баснями; альбомные листы; карандаши; костюмы Муравья и Стрекозы; домик; мётлы; грабли.

Предшествующая работа: Беседа о трудолюбивых и ленивых

План проведения занятия:

I часть – в группе

II часть – на прогулке

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей) .

Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сёстрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (Ответы детей) . Правильно, трудолюбивый человек. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.

  1. ребёнок: Терпение и труд всё перетрут
  2. ребёнок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда
  3. ребёнок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
  4. ребёнок: Птицу узнают в полёте, а человека в работе

Воспитатель: Спасибо ребята! Дети, мы уже с вами знаем, что у каждого живого существа есть место его трудов. И все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых и ленивых. Вот с такими героями басни И.А. Крылова я хочу вас познакомить.

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза «До того ль, голубчик было?
Лето красное пропела В мягких муравах у нас -
Оглянуться не успела, Песни, резвость всякий час,
Как зима катит в глаза. Так, что голову вскружило».

Помертвело чисто поле; «А, так ты…» - «Я без души
Нет уж дней тех светлых боле, Лето красное всё пела», -
Как под каждым ей листком Ты всё пела?
Был готов и стол, и дом. Так пойди ж и попляши!»

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:
И кому на ум придёт

На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой;
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты лето?» -
Говорит ей Муравей

Воспитатель: Ребята, о ком рассказывается в басне? (Ответы детей) . Правильно о Стрекозе и Муравье.

Что делал муравей? (Ответы детей) . Да, Муравей всё лето трудился, готовился к зиме.

Что сказал муравей стрекозе? (Ответы детей) . Муравей ответил Стрекозе «Ты всё пела? Это дело: так пойди ж и попляши!»

А что же делала всё лето Стрекоза? (Ответы детей) . Верно, Стрекоза всё лето ничего не делала, только пела.

Ребята, как можно охарактеризовать муравья? (Ответы детей) . Правильно, Муравей трудолюбивый.

А Стрекоза, какая она? (Ответы детей) . Верно, она ленивая.

Дети, так к чему приводит лень? (Ответы детей) . Правильно, лень приводит к печали – «злой тоской удручена» и к наказанию – осталась наша стрекоза на зиму без тёплого дома и пищи. Конечно, немного жаль Стрекозу и даже можно осудить Муравья за то что, он не был милосерден к Стрекозе, но видно, по мнению И.А. Крылова она этого заслуживала.

Дети, давайте разыграем эту басню, но сделаем нашу стрекозу грубой, невоспитанной, так чтобы зрителям не стало, её жаль.

Разыгрывание сценки «Стрекоза и Муравей»

Действующие лица:

  • Чтец- воспитатель
  • Стрекоза – ребёнок
  • Муравей – ребёнок

Чтец: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:

Выходит стрекоза, закутанная в платок, Чтец участливо кладёт руку на плечо Стрекозы. Стрекоза неожиданно очень грубо отвечает Чтецу.

Стрекоза: И кому на ум придёт

На желудок петь голодный!

Чтец продолжает участливо относиться к Стрекозе и знаками показывает на дом Муравья, советуя постучаться. Справа стоит домик, около него Муравей пилит бревно. Стрекоза идёт к домику и начинает грубо разговаривать с Муравьём.

Стрекоза: Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей

И пытается оттолкнуть муравья, пройти в дом. Муравей отстраняет её.

Муравей: Кумушка, мне странно это
Да работала ль ты лето?
Стрекоза нахально отвечает
Стрекоза: До того ль, голубчик было?

В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило».
Муравей удивлённо отвечает ей

Муравей: А, так ты…
Стрекоза перебивает Муравья
Стрекоза: Я без души
Лето красное всё пела

Муравей поучительно отвечает ей
Муравей: Ты всё пела? Это дело
Так пойди ж и попляши!

Воспитатель: Спасибо наши артистам, за хорошую работу. Видите, какой невоспитанной и грубой оказалась наша стрекоза и её ничуть не жалко, правда ребята.

А сейчас я приглашаю вас нарисовать рисунки по сюжету басни.

(Продуктивная деятельность детей)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ваши работы. Все они очень красивые. Вы трудились с любовью, поэтому они получились такие замечательные. Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали. (Ответы детей) .

Правильно, мы говорили о труде, трудолюбии, о том, что все должны трудиться. Что труд это хорошо, а лень плохо, и от безделья всегда идёт печаль и наказание. Вы все очень трудолюбивые ребята, вы потрудились в группе, а ещё нам предстоит потрудиться на участке. Я приглашаю вас на прогулку.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много листьев на нашем участке, надо их убрать. Я приготовила для вас мётлы и грабли. Давайте вместе с вами потрудимся, приведём наш участок в порядок, а затем будем играть в интересные игры и радоваться тому, что мы сегодня сделали много полезных дел, а не бездельничали.

(Коллективный труд детей на участке)

Молодцы, ребята! Каким чистым и красивым стал наш участок. Это потому что вы трудились с любовью. Огромное вам спасибо. А тот, кто хорошо потрудился, может хорошо отдохнуть, приглашаю вас в игру.

Конспект занятия.

Дата __________

Направление. Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни.

Тема беседы. Что такое трудолюбие?.

Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.

Задачи:

    Осмысление детьми сущности понятия «трудолюбие».

    Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.

    Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.

    Коррегировать личностные взаимоотношения.

Форма проведения : беседа с элементами диалога.

Ход беседы.

1. Организационный этап.

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:

    Как вы понимаете выражение: «Лень – мать всех пороков?»

    Почему человек иногда ленится?

    Перечислите пороки, которым приводит лень.

(Самый убедительный ответ будет выбираться.

Красная карточка – ответ понравился,

синяя – нет,

зелёная – остался равнодушен.)

2. Основной этап .

Послушайте стихотворение.

- О чём пытается нам сказать автор этих строк?

Кровать лежебоке высока.

Полы от кровати далёко,

Слезать лежебоке – морока.

Вот и лежит лежебока

Спит лежебока без срока.

Уже отлежал он бока.

Спит и вздыхает глубоко:

Кабы ещё бы два бока!

Вопросы для обсуждения:

    Какого человека называют лежебокой?

    Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением.

    Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?

Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.

Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумаете и ответите на мой вопрос: «Правильно ли воспитывают героя этого стихотворение?

Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.

2.На Гошкиной ладошке

Проклюнулась мозоль -

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

« К директору пойду.

Пусть завтра же отменят

Уроки по труду».

Ходил, насупясь, папа,

Рассерженно гудел:

«Учитель – просто шляпа,

Увечье проглядел!»

На труд пеняла тётя,

И бабушка, и дед:

«Школьная работа

Идёт дитю во вред!»

А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

(Г. Граубин.)

Педагог: Итак, дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.

А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?

Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете?

Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?

Дети включаются в диалог.

Педагог: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда.

Известный российский писатель В. Закруткин писал:

«Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье».

Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:

Чтение басни.

3.Мартышка вздумала трудиться:

Нашла чурбан, и ну над ним возиться!

Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесёт,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит.

Рекой с бедняжки льётся пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,

А всё ни от кого похвал не слышит.

И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Педагог: Вы, наверное, слышали крылатое выражение

«Кто не работает, тот не ест».

Что оно означает? (Дети формулируют суждения).

Знаменитые слова

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»,

принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.

Пётр Первый .

Труда Пётр Первый не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, Чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».

Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (золотая монета достоинством 10 рублей), но Пётр сказал: « Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: « Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день.

Вопросы для обсуждения:

    Что заставляло Петра Первого трудиться?

    Для чего вообще трудится человек?

(Дети включаются в диалог.)

Педагог : Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос:

Какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему?

(Звучат суждения учащихся.)

Суждения

Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, часто бездельник очень «занят»:пустословит по телефону, часто ходит в гости, сидит у телевизора и смотри все подряд, долго спит. А ведь ещё Вольтер сказал: « Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».Как вы понимаете это изречение?

Педагог:

Какая работа приносит вам радость?

Почему возникает эта радость?

Дети высказывают суждения, после чего педагог кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:

« В радость человеку только то,

над чем он хорошенько потрудился,

так уж он устроен».

Но трудолюбие – это и организованность, способность максимально собраться и полностью отдаться делу. Вы же очень часто «загораетесь» новыми идеями, начинаете чем – то заниматься и понимаете, что так много дел вам не под силу.

Зачитывается отрывок для обсуждения

Конечно! Взрослые всё за ребят делают, а потом удивляются: «Ах, трудное воспитание! Трудовое воспитание…»

- «Ах, они белоручками растут!»

А я считаю, не только в этом дело! Увлечься нужно чем – то с детства! Вон сколько кружков замечательных – и выпиливание, и фотография, и биологический. Прямо глаза разбегаются! Во все сразу записаться хочется!

А мы вас и записали сразу во все. Да, вы теперь будете выпиливать лобзиком, фотографировать, собирать гербарий…

Заниматься шахматами, спортивным плаванием, играть на гитаре и в театральном кружке.

Да, но как же мы всё успеем?

Нет, ты слышал? « Как мы всё успеем?»

А что ты удивляешься? Есть ещё среди нас такие, что не любят шахматы, театр…

Ну почему? Я люблю…

Которые не умеют плавать…

Умею – умею!

Да, жаль. Придётся вычеркнуть его из всех кружков.

Подождите – подождите! Сразу вычеркнуть… Очень вы быстрые! Ладно, я попробую.

Да? Тогда значит так: сейчас идём в бассейн, сидим на старте и выпиливаем лобзиком…

Так – так…

По выстрелу стартера прыгаем в воду.

- Простите, не понял прыгаем… вместе с лобзиком?

Да нет, какой ты непонятливый! С гитарами! Плывём и играем!

Но…как же мы поплывём…с гитарами? Руки заняты…

А мы на спине!

Да, плывём на спине, на шее фотоаппарат, в зубах сачок для бабочек!

Ну, допустим. А когда же заниматься в театральном кружке и шахматами?

Не проблема! Ставим Шекспира прямо в воде, а приплывём к финишу – там шахматы!

Быстренько разыграем какую - нибудь сицилийскую защиту и плывём назад…

К лобзикам?

- А я смотрю, вы уже соображаете! Тогда на старт! (Хлопок стартового пистолета и все « поплыли»

Минуту! Куда вы поперёк бассейна плывёте?

За бабочкой!

Погляди, он её не сачком, а гитарой ловит!

- (плывёт на спине, играет на гитаре и поёт) Клён ты мой опавший… Ух, хороша водичка!

- (тоже поёт) Я встретил вас… Ой, какая бабочка! (Продолжает петь.) И всё былое в душе моей переплелось… когда я вас булавкой уколол…

Кстати, вы не забыли, что вы ещё член фото кружка? Где ваш аппарат?

Аппарат? Гм. Ах, аппарат… Вы знаете, он меня, как камень, ко дну тянул. И я его подарил.

Кому?

- Рыбам. Пусть у них тоже будет фото кружок…

Ой, скоро финиш, а у нас ещё Шекспир не поставлен! Кто будет Отелло?

Только не я! Не могу же я играть Отелло, богатого человека, военачальника в одних плавках!

А давайте поставим сказку « Колобок» !

Почему именно « Колобок»!

А он же совсем голый из дома убежал…

Поздно. Мы приплыли – финиш! Ой, ещё шахматы…

Быстренько разыграем сицилийскую… Вам шах!

Чем? Вот этим ферзём? Да мы его сейчас… сачком поймаем.

Нет, сачком нельзя!

А записываться сразу во все кружки можно? Так можно только отбить охоту чем – либо заниматься!

Педагог: Как видим, заниматься сразу десятком дел очень неразумно. Человек должен стремится постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.

3. Заключительный этап .

А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и его антидоде.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

Педагог : А сейчас я предлагаю изобрести « лекарство» от лени и коротко, одним – двумя предложениями его представить

Итог занятия

Педагог: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос:

- «Насколько я трудолюбив?» Обсуждать вопрос не нужно ни с кем, Можно это сделать дома, с родителями. Даже если ответ вам самим не очень нравится, не огорчайтесь, всё можно изменить. Ведь теперь вы все хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает. Всё лучшее на земле. До свидания, я вас очень люблю и верю, что всё у вас получится.

ЕВГЕНИЯ РОСТОКИНА
Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит, а лень портит» (средняя группа)

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож.

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом ,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем .

О чём стихотворение? труде )

Кто догадался, о чём мы сейчас поговорим? труде )

Есть такая пословица “Труд человека кормит , а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу? (Человек , который трудится , будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает )

В нашем сегодняшнем разговоре будут часто звучать слова :

Труд – вид деятельности , результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду , нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду .

Трудолюбивый – любящий трудиться .

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться , склонность к безделью.

Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К . Д. Ушинского,

который называется “Два плуга”.

Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Так случилось, что через несколько времени, оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда , мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Ребята, я думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к нашему разговору.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился )

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит , а безделье его уродует.) Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях ? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза)

Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)

Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом . Значит, на него работают другие.)

Что труд даёт человеку ? (Труд даёт радость , благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо , то и к тебе будут относиться хорошо)

В наше время человек в обществе ценится по труду . Труд – источник радости , удовольствия. От труда зависит благополучие человека . Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Публикации по теме:

Хозяйственно-бытовой труд «Маленькие помощники» (средняя группа) Хозяйственно – бытовой труд «Маленькие помощники» средняя группа Форма организации: Подгрупповое поручение Задача: 1. Умение ставить.

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста «Собака - друг человека» «Собака-друг человека» Цель: расширение кругозора, словарного запаса; закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях; воспитывать.

Беседа с детьми «День пожилого человека» Беседа с детьми на тему: «День пожилого человека» Цель беседы: воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям. Ход беседы:.

В семье каждый главный и папа, и мама, и дети, у всех есть своё Я, каждый это личность. В хорошей, дружной семье считаются с мнением каждого.

Цель: - познакомить детей о значении герба и флага - обогащать речь детей - воспитывать в детях чувство гордости за родную страну - воспитывать.

Хозяйственно-бытовой труд «Мытье игрушек» (средняя группа) Хозяйственно- бытовой труд "Мытье игрушек "Средняя группа Курочкина Татьяна Владимировна Хозяйственно- бытовой труд "Мытье игрушек "(Средняя.

Цель: Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста. Образовательные цели: формировать навык связного последовательного.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: воспитание положительных качеств личности.

Задачи:

  • Помочь детям осознать значение труда.
  • Развивать память, мышление на основе анализа пословиц.
  • Воспитывать трудолюбие.

Ход занятия

I Орг. момент.

Ребята, мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

II Вступительная беседа.

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

О чём стихотворение? (о труде)

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о труде)

III Основная часть.

Слайд №1.

Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)

Слайд №2.

На нашем занятии будут часто звучать слова:

Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Рассказ “Два плуга”.

Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)

2. Обсуждение литературных произведений.

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост”)

Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)

Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)

Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)

В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

3. Практическое задание для учащихся.

Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

  • Старательность
  • Добросовестность
  • Завистливость
  • Умение заставить себя
  • Необязательность
  • Умение трудиться

4. Пословицы.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

Игра “Доскажи пословицу”.

  • Деревья смотри в плодах, а людей......(смотри в делах)
  • Терпенье и труд....(всё перетрут)
  • Под лежачий камень.....(и вода не течёт)
  • Маленькое дело....(лучше большого безделья)
  • Не спеши языком....(спеши делом)
  • Любишь кататься - .....(люби и саночки возить)
  • Делу время....(потехе час)
  • Ищи невесту не в хороводе......(а в огороде)
  • Человек от лени болеет, а....(от труда здоровеет)
  • У лентяя Федорки всегда.....(отговорки)
  • Бездельник, что бесплодное.....(дерево)

Слайд №3.

А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно)

Была бы охота – будет ладиться работа. (За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится)

5. Инсценировка “Сказка про лень”

(действующие лица: лодыри, аптекарь)

Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.

Аптекарь:

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

Посмотрите на картинку.

Слайд №4. (Иллюстрация лентяя)

Как вы думаете кто это? Как выглядит лентяй?

Физминутка.

Давайте не будем лентяями, будем бодрыми и весёлыми. Немного подвигаемся.

Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? Физ. и куль, и ту и ра
Руки вверх, руки вниз – это физ.
Крутим шею, словно руль – это куль.
Ловко прыгай в высоту – это ту.
Бегай полчаса с утра – это ра.
Занимайся этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура
Вот что значит физкультура.

Слайд №5.

6. Отгадайте кроссворд.

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

  • Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)
  • Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)
  • Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)
  • Какая главная черта характера лентяя? (Лень)
  • Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)
  • Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)

Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!

Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет) – Почему? (Человеку нужно самому всё делать: умываться, трудиться и тогда всё у него будет в порядке)

Послушайте другое стихотворение.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)

Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди)

Слайд №6.

Показ картинки с комнатой, где всё валяется.

Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)

Внимательно послушайте стихотворение Г.Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.

Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У нас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа
И для начала он ногой
Котёнка пнул в прихожей
Искал в шкафу, вставал на стул
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган
Упал со шкафа чемодан,
И понеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты и прочие предметы.

Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)

Кто пострадал от его действий?

Будет ли порядок в доме при таком поведении мальчика?

Слайд №7.

Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

Какие люди живут здесь? (Аккуратные, трудолюбивые)

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

Слайд №8.

7. Правила трудолюбивого школьника.

А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника.

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

Какая неделя у нас проходила в группе на прошлой недели? (Неделя труда)

Кого в группе можно назвать самым трудолюбивым?

Кого в группе можно назвать ленивым?