Конспект интегрированного занятия в младшей группе с нарушением зрения на тему: Дымковская игрушка. Конспект ООД во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой

16.06.2019

Татьяна Румянцева

Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная.

Задачи : 1. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки , усиливая восприятие детей через народный фольклор. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.

2. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.

3. Продолжать учить детей оформлять плоскостные игрушки готовыми фигурами – большими и маленькими кругами контрастных цветов по мотивам дымковской игрушки . Располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры, друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности : в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

4. Активизация словаря : Дымковские игрушки , барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.

5. Оборудование : Плоскостные дымковские игрушки : барышня, всадник на коне, водоноска, нянька, печка-телогрейка, карусели, петушок, индюк, лошадка, олень, барашек, козлик; деревянная посуда, самовар – изделия хохломских мастеров, картинки и фигурки дымковских игрушек ; презентация «Дымковские игрушки » , грам. запись : русская народная мелодия. Силуэты игрушек , вырезанные из бумаги – барышня и олешек, необходимое оборудование для аппликации.

Предшествующая работа : - Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них . - Рассматривание альбома «Дымковские игрушки » . - Проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек . - Разучивание потешек «Дымковские игрушки » . - Дидактические игры : «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию). Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки » (учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие). - Просмотр презентации «Дымковские игрушки » (ИКТ) - Подвижные игры «Покажи игрушку » , «Карусель» - Рисование в свободной деятельности «Знакомство с дымковскими игрушками . Рисование узоров». «Украсим дымковского коня » . - Аппликация «Узор на круге» , «Барышня в кокошнике» - Индивидуальные домашние задания : «Составь узор» , «Подбери круги по цвету и размеру» , «Нарисуй разноцветные кольца» , «Закрась круги» , «Укрась юбку барышни дымковским узором » (аппликация) .

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

В группу , под русскую народную музыку, заходит дымковская барышня . - Здравствуйте, дети! Посмотрите, как я хороша Я девица - краса.

Я живу в селе Дымково . Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Там живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные глиняные игрушки : птичек, петушков, лошадок, барышень. - Я хочу пригласить вас к себе в гости! - Мы поедем в гости на лошадке.

Дети имитируют движения езды на лошадки. - Цок, цок, цок, цок! Я – лошадка, серый бок! Я скачу, куда хочу! Если хочешь, прокачу! Цок, цок, цок, цок!

2 часть. В гостях у барышни. Рассматривание уголка декоративно-прикладного творчества – деревянной хохломской посуды, дымковских игрушек .

Воспитатель. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Какой красивый самовар стоит на столе, какая красивая посуда. Вы знаете, как называется эта посуда? (Хохлома) . А из чего сделаны стаканы, ложки и вазочки? (Из дерева) . Посмотрите, в комнате у барышни есть очень яркие, веселые картинки игрушек . Как называются эти игрушки ? (Дымковская игрушка )

Воспитатель. Правильно. А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка ? (Потому что её делают в селе Дымково .) Из какого материала делали дымковские игрушки ? (Из глины)

Воспитатель. Молодцы!

Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек ? (Ответы детей)

Воспитатель. А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки ?

(Ответы детей - круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).

Воспитатель. Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки ?

(Ответы детей. Цвета : оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др.)

Воспитатель. Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

(яркие, нарядные, веселые, праздничные) .

Воспитатель : - А вы хотите посмотреть, какие они, эти дымковские игрушки . Презентация дымковских игрушек

3 часть. Дети рассказывают потешки об игрушках

Зонтик грибком, руки крендельком.

Ходит девица-красавица по улице пешком.

У колодца, у колодца Водоноски собрались.

Здесь вода сама нальется,

Наклонись, не поленись.

Барашек-свисток,

Правый рог - завиток,

Левый бок - завиток,

На груди - цветок.

Индя, индя, индючок, ты похож на сундучок.

Сундучок тот не простой, красный, белый, золотой!

Стоит олень на стройных ногах.

Вся краса у оленя в золотых рогах.

Петушок, петушок, золотой гребешок!

Маслена головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь? Деткам спать не даешь?

Что за конь? Только тронь!

Со всадником вместе проскачет верст двести!

Физкультминутка. Игра «Карусель» Воспитатель-барышня предлагает детям покататься на карусели вместе с дымковскими игрушками (силуэты игрушек прикрепляются к свободным ленточкам карусели). Воспитатель держит карусель, дети берут ленточки и бегут друг за другом по кругу.

Завертелись карусели, Завертелись карусели. Вверх летели, (встали и потянулись вверх) Вниз летели, (присели на корточки) .

4 часть. Аппликация

Барышня. Мне очень понравилось, как вы показывали дымковские игрушки и рассказывали потешки. У меня для вас есть игрушки , которые не успели расписать дымковские мастера . Хотите стать мастерами, украсить яркими узорами юбку барышни и олешка, и подарить свои работы нашим гостям? (Ответы детей. Дети садятся за столы)

Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика «Утречко» :

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, буди соседей!

Привет, Большак! Дети поглаживают двумя пальцами правой руки большой палец

на левой руке.

Привет, Указка! Тоже с указательным пальцем.

Привет, Середка! Средний палец.

Привет, Сиротка! Безымянный палец.

Привет и ты, Крошка - Митрошка! Мизинец.

Привет, Ладошка! Машут ладонью левой руки.

Подводится итог занятия. Дети рассказывают, с какими игрушками они познакомились , вспоминают узоры, называют, чем они сегодня занимались (поэтапно) . Затем вручают подарки гостям – плоскостные силуэты бумажных игрушек , украшенные аппликацией.

Барышня раздает детям угощение.


Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по знакомству с дымковской игрушкой «Сказочная птица» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (средняя группа) Тема: «Сказочная птица».

Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка,.

Знакомство с окружающим миром формирует в сознании ребенка ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и.

Задачи:

1. Продолжать учить детей расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским. Формировать умение изготовлять полуобъёмные стоячие игрушки.
2. Развивать самостоятельность, творческие способности детей, эстетическое восприятие.
3. Воспитывать интерес к народному декоративному творчеству.

Материал: Заготовки для игрушек, ножницы, палитры с гуашью, кисти, непроливайки, подставки под кисти, тычки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседы о них, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», рисование элементов дымковского узора, чтение стихов и потешек, дидактические игры «Продолжи узор», рассказ воспитателя о работе дымковских мастеров и народных ярмарках.

Ход занятия:

Дети рассаживаются за столы.

В. Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли телеграмму с конвертом, вот она. Хотите узнать, что в ней написано? Воспитатель читает текст.
В. Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали.

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

В. Ребята, посмотрите, здесь отдельные части игрушек, вот такая, уже готовая, и такая, не расписанная. Как вы думаете, какая дымковская игрушка может получится из этих частей?
Д. Индюк.
В. Правильно, эта часть – тело индюка, а эта?
Д. Хвост.
В. Его вы и будете расписывать дымковскими узорами, как настоящие мастера. В. Но, сначала, давайте вспомним, особенности дымковской росписи. Какого цвета основной фон игрушки?
Д. Белого.
В. Назовите элементы дымковской росписи, какие вы знаете?
Д. Круги, кольца, точки, полоски, волнистые линии …
В. А какие цвета используются для выполнения росписи?
Д. Яркие, насыщенные (перечисляют).
В. Ребята, в какой последовательности вы будете выполнять задуманные узоры?
Д . Сначала рисуются большие, крупные элементы, а затем более мелкие.
В. Где будет расположен самый большой элемент?
Д. В центре.
В. Правильно, с него и начнется роспись хвоста. Ребята, а как выполняются тонкие и мелкие элементы?
Д. Кончиком кисти, без нажима.
В. Правильно. Чтобы у нас получилась красивая роспись, кисточку мы держим около железной рубашечки, вертикально. Чем еще можно нанести узор?
Д. Ватными палочками, тычками.
В. Напомните мне, пожалуйста, какие еще правила работы с кисочкой и красками вы знаете?
Д. Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфеткой. Смешиваются краски только на палитре. После каждой краски кисточка хорошо промывается, после использование кладется на подставку – в баночке оставлять ее нельзя. Чтобы краски в одном элементе не смешались, нужно подождать, пока высохнет одна, а затем рисовать другой.
В. Молодцы. Все мы с вами вспомнили. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

В. А теперь, наши мастера, пора приступать к работе. Воспитатель раздает детали. Внимательно посмотрите на свои детали и подумайте, как вы их украсите, а затем приступайте к работе.

Воспитатель включает аудиозапись спокойной музыки.

В процессе работы, если потребуется, воспитатель индивидуально дает советы по подбору элементов, напоминает порядок выполнения работы, подбадривает детей. Когда дети закончат роспись частей игрушек, объясняет и показывает, как их соединить.

В. Заканчиваем работу, краска должна подсохнуть.

Когда все дети закончили:

В. Ребята, поднимите все глазки на меня и внимательно послушайте и посмотрите. Пока краска на ваших работах сохнет, я покажу, как мы сделаем наши игрушки объемными (показывает тело): чтобы игрушка была устойчивой, нужно немного отогнуть ноги, вот так, а затем вот здесь, в задней части, по метке сделать ножницами надрез, (надрезает) теперь немного расправим заготовку, а затем в надрезы вставим хвост. Вот, какие игрушки у нас получатся. А теперь, если у вас высохла краска, попробуйте все это сделать сами.

Дети выполняют задание, когда все закончили, воспитатель приглашает детей:

В. Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
— Кто хочет рассказать о своей игрушке?
— какие элементы ты выбрал?
— какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
— Какие игрушки вам понравились больше всего?
— Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)

Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы.

В. Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки как настоящие мастера? Оставшиеся заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать их и сделать объемные игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам.
А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.

текст телеграммы: Дорогие ребята! К нам в Дымково в мастерскую по росписи игрушек поступил большой заказ на изготовление сувениров для гостей Нижегородской ярмарки. Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки для игрушек вы найдете в конверте.

Спасибо.
С уважением, дымковские мастера.

Конспект по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группе
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами росписи дымковской игрушки; показать яркость и красочность народной игрушки; создавать узоры из круга; закрепить представление о красном и синем цветах.
- воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам.
Оборудование и материалы: нарядная кукла, дымковская игрушка-лошадка, силуэты лошадок, гуашь, кисточки, влажные салфетки.
1. Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень!

Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!
2. Беседа о дымковских игрушках.
- В гости к нам пришла кукла Барышня, в нарядной, русской народной одежде. Это дымковская Барышня. Как ярко и красочно украшена её юбка. Что нарисовано на юбке?
- Кружочки, большие и маленькие.
- Кукла Барышня говорит, что она живет в селе Дымково, и там есть игрушки, такие же красочные, нарядные и красивые, расписные. Хотите посмотреть?
- Да.
- Тогда нам нужно отправиться в село Дымково.
Жители этого села любили песни, пляски, там рождались чудо-сказки. Но раньше у детей не было игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набирали на берегу реки глину и лепили игрушки.
Вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли белым мелом и расписали яркими красками. Так и появились дымковские игрушки.
Игрушки в виде фигурок людей, животных и птиц. Все игрушки расписные, яркие, веселые, нарядные, задорные – полюбились они детям.
- Ребята, как лошадка цокает копытами? (Дети цокают язычком)
3. Появление дымковской лошадки, раскрашивание силуэтов лошадки.
- Барышня с собой принесла сумочку, давайте посмотрим, что в сумочке
- Ой, а здесь кто-то есть. Кто это? (показывает детям открытую сумочку, достает игрушку - лошадку)
- Лошадка.
- Ребята, скажите, лошадка какая?
- Лошадка красивая, нарядная.
- Лошадка украшена синими и красными кружочками.
- Это дымковская лошадка. Она раскрашена красными и синими кружочками, кружочки большие и маленькие. На столах перед вами тоже есть силуэты лошадки, вот только они белые, без рисунка. Давайте мы с вами разукрасим лошадку! Ребята, а что мы на ней нарисуем?
- Кружочки.
Сейчас возьмем кисточку и попробуем нарисовать кружочки в воздухе. Кружочки большие и маленькие (рисуют в воздухе)
А теперь украшаем лошадку: намочим кисточку в воде, после набираем сначала синюю краску и нарисуем синие кружочки. А теперь возьмите другую краску и нарисуем красные кружочки.
4. Рефлексия.
- Какие нарядные получились у вас лошадки, расписные! Молодцы! Кукла Барышня шепчет мне на ушко, что ей очень нравятся ваши расписные лошадки. А вам нравятся ваши лошадки? - Лошадка тоже очень рада, что вы такие добрые ребята, что теперь у неё появилось много друзей. Он говорит вам большое спасибо, ему теперь будет весело и радостно с ними играть. Давайте споем ей песню о лошадке.
Песня «Я люблю свою лошадку»

Конспект интегрированного познавательного занятия на тему: "Дымковская игрушка", для детей 3-4 лет с нарушением зрения.


Автор: Косарева Нина Николаевна.
Должность и место работы: воспитатель МКДОУ д/с « Родничок», г. Слободской.

Описание и назначение материала. Конспект будет несомненно интересен и полезен воспитателям детских садов, родителям и всем творческим людям. На этом занятии дети знакомятся с народным промыслом дымковская игрушка. Узнают, как изготовляется дымковская игрушка. В завершении занятия дети раскрашивают плоскостной силуэт дымковской игрушки- птичка.
Цель: познакомить детей с Вятским народным промыслом - дымковской игрушкой.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с глиной, как основой дымковской игрушки.
Уточнить с детьми этапы изготовления дымковской игрушки.
Рассказать об истории возникновения дымковской игрушки.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить детей красиво располагать изображения элементов росписи на игрушке.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и уважение за дымковских мастеров нашего Вятского края. Развивать творческую активность и инициативу
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: рассматривание дымковской игрушки, поиск ответов на вопросы в процессе споров и дискуссий, о способах изготовлении ее.
«Социально-коммуникативное развитие»: рассуждения детей по поводу разновидностей дымковской игрушки. Развивать творческую активность и инициативу
«Речевое развитие»: обогащение словарного запаса детей.
«Художественно-эстетическое развитие»: знакомство с элементами росписи дымковской игрушки и рисование их, просмотр презентации о дымковской игрушке.
Предварительная работа. Предложить родителям посетить вместе с детьми музей дымковской игрушки, мастер-класс дымковских мастериц по изготовлению игрушки.




Оборудование и материалы: Презентация о дымковской игрушки. Дымковская игрушка. Материал для рисования: бумага формата А4, акварельные краски, кисточки, салфеточки, подставки для кисточек, баночки с водой.Воспитатель. Дорогие дети, в краеведческом музее нашего города прошел мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки. Я знаю, многие с родителями побывали на нем и приняли участие в изготовлении дымковской игрушки. Какую дымковскую игрушки вы слепили?
Дети. Птичку, цветочек, цыпленка- морячка…
Воспитатель. Я очень рада, что так много разных игрушек вы слепили и принесли нам показать. Вам понравилось лепить?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель. А из чего вы лепили дымковскую игрушку?
Дети. Мы лепили из глины.
Воспитатель. Скажите, а можно ли лепить из другого материала?
Дети. Нет, потому что это будет не дымковская игрушка.
Воспитатель. Да, все правильно вы рассуждаете. Сегодня на занятие я принесла кусочек глины. Посмотрите, как легко можно с ней работать, она мягче самого мягкого пластилина. Потрогайте, помните ее в руках и убедитесь в этом сами.
Показ лепки "Птичка"
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, мы все говорим дымковская, да дымковская игрушка. Как вы думаете, почему ее так называют.
Дети. Потому что ее начали изготовлять очень в деревне Дымково.
Воспитатель. Все правильно, а деревню назвали, потому что она находиться на низком правом берегу реки Вятка, напротив, города Кирова, а город находиться на левом высоком берегу, и по утрам горожане, глядя с высокого берега на эту деревню, видят, что она находиться в дымке. А в морозные ночи из труб идет дым и тоже всем кажется, что она в дымке. Вот и появилось название деревни Дымково.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы. В.Феофанов

Воспитатель. Сейчас мы поиграем. Назовите, какие дымковские игрушки вы знаете. А затем нужно назвать их ласково.
Словесная игра с мячом. "Назови ласково."
Воспитатель. Молодцы очень много слов ласковых назвали. А сейчас ответьте еще на один вопрос, а почему, как вы думаете, дымковская игрушка расписана яркими красками.
Дети. Для красоты, чтобы всем нравиться.
Воспитатель. Да, вы правы, узоры на дымковской игрушке очень простые, но и очень красивые. А скажите, трудно изготовить дымковскую игрушку?
Дети. Очень.
Воспитатель. Правильно. Как вы думаете, как изготовляют дымковские мастерицы эти игрушки.
Дети. Сначала ищут глину, затем ее замешивают, потом лепят игрушки, когда слепят – их сушат, затем белят и раскрашивают.
Воспитатель. Совершенно верно. А сейчас я предлагаю поиграть в загадки. Вы изображаете какую-нибудь дымковскую игрушку, а я пытаюсь отгадать.
Когда звучит музыка вы легко бежите по группе в рассыпную, на конец музыки вы замираете, изображая дымковскую игрушку.
Игра - пантомима. «Дымковская игрушка».
Воспитатель. Какие трудные загадки вы мне загадали. И спасибо что помогли мне их отгадать. Вы изобразили различные дымковские игрушки.
А скажите мне пожалуйста, какие узоры используют дымковские мастерицы.
Дети. Круги, точки, волнистые линии, кольца, прямые линии.
Воспитатель. Совершенно верно, вот из таких несложных элементов и состоит дымковская роспись.
Я предлагаю нарисовать дымковскую игрушку птичку. Так как мастерицы расписывают уже готовую игрушку, я вам дам готовый силуэт птички. Внимательно посмотрите какие цвета и узоры на птичке. Постарайтесь создать настоящий дымковский узор, он хоть и прост с виду, но очень сложен в исполнении.
Самостоятельная деятельность детей. Рисование птички.


Воспитатель. Какие чудесные птички у вас получились. Они несомненно похожи на дымковские игрушки.
Вам понравилось заниматься. Что вам понравилось больше всего. Что вы запомнили и о чем расскажите своим мамам и папам. (Ответы детей.)

Спасибо за внимание. Мне очень понравилось как вы занимались, я так много интересного от вас узнала. Вы такие большие молодцы! Занятие окончено.