Конспект занятия на тему: «Овощи» в старшей группе. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие в старшей группе "Овощи и фрукты - витаминные продукты"

14.05.2019

Черкашина Ирина Владимировна
Учитель-логопед, высшая категория МБ ДОУ детский сад общеразвивающего вида № 52 «Голубой вагон» г. Батайск Ростовская область

Пояснительная записка.
Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (I год обучения) на логопункте ДОУ. Представлено фронтальное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, на тему: «Овощи. Огород.».
Для своего показа логопед выбрала лексико-грамматическое занятие, так как нередко к старшему дошкольному возрасту выясняется, что лексико-грамматические категории у детей страдают. В этом возрасте дети ещё продолжают учиться осваивать родной язык, и задача педагога – помочь им в этом.
Опираясь на общеобразовательную программу, мы знаем, что к концу I квартала у детей в достаточной степени накапливается словарь об осени и осенних явлениях, этому способствует вся текущая педагогическая работа. Поэтому занятие логично вошло в систему планирования группы.

В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия. В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения. Каждая часть занятия выполняет свою определённую цель. В занятии логопедом сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Для достижения целей занятия используются все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображают одну тематику и взаимосвязаны. Использованный комплекс методов позволит повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий. Данные методы раскрываются при использовании разнообразных приёмов.
Из основных приёмов, используемых в логопедии, для занятия были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опирается на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей. Широко использовались дидактические игры и упражнения.
На занятии выстраивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия активизируются следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки).
Как необходимый элемент логопедического занятия широко используются задания на развитие мелкой и общей моторики (релаксация, пальчиковая гимнастика, практическая работа с пособием сделанным руками логопеда).

(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Активизация пассивного и активного словаря по теме: “Овощи”
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3. Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
5. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование:
Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч; вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри) застегивающиеся на молнию, коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.

Ход занятия:
I Организационный момент.
Релаксация.
Логопед: Сегодня на занятии мы превратимся в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Логопед: Молодцы!
II Изучение новой темы.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Ребята, я сейчас покажу вам картинки, а вы мне скажите, что лишнее.
Логопед: Картошка, капуста, редис, яблоко.
Дети: Яблоко!
Логопед: Помидор, огурец, тыква, малина.
Дети: Малина!
Логопед: Кукуруза, баклажан, перец, лисички.
Дети: Лисички!
Логопед: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А почему лисички, малина, яблоко лишние?
Дети: Потому что это не овощи.
Логопед: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об овощах! Скажите, а где растут овощи?
Дети: На огороде. На земле и под землей.
Игра «Что как растет?»
На доске выставляется наглядное пособие «Как растут овощи»
Логопед: У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;
Логопед: Ау огурца, капусты, кабачка где растут плоды?
Дети: Плоды растут на земле.
Логопед: У помидора, гороха, перца. Баклажанов?
Дети: Плоды растут на веточках.
Логопед: Правильно! Молодцы!
III Развитие связной речи.
Беседа об овощах с рассматриванием картины.
На наборное полотно выставляется сюжетная картинка «Сбор урожая»
Логопед: Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
Дети: Осень.
Логопед: Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
Обсуждение картины.
Игра «Собираем урожай!»
Логопед: А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то как собирают этот овощ.
Логопед показывает морковь, капусту, картофель, редис, огурец, кукурузу и т. д.
Дети: Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т. д.
Логопед: Вот какие мы молодцы! Весь урожай собрали правильно! Теперь пора отдохнуть.
IV Пальчиковая гимнастика.
1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох!…(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
V Образование относительных прилагательных от существительных.
Дидактическая игра “Повар и овощи”
Логопед: Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.
Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат?
Дети: Получится овощной салат.
Логопед: Салат из капусты?
Дети: Капустный.
Логопед: Из свёклы?
Дети: Свекольный.
Логопед: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра?
Дети: Кабачковая.
Логопед: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?
Дети: Картофельное.
Логопед: Из помидор сделаем сок — томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
VI Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
VII Развитие мелкой моторики.
Детям раздаются вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри), коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.
Логопед: Ребята посмотрите, все горошинки разбежались и смешались с фасолью. Давайте мы с вами соберем наши горошинки и вернем их домой, крепко присоединив к стручку, чтобы они больше не убегали.
Логопед: Молодцы! Все справились и вернули горошинки в домики, а теперь застегните стручки на молнию.
VIII Итог.
Логопед: О чём мы говорили на занятии?
— Что вы нового узнали об овощах?
— Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии
— А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Цель : уточнить и расширить представления детей об овощах; воспитывать познавательный интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

Упорядочить знания детей об овощах, их свойствах;

Рассмотреть овощи в натуральном виде и на иллюстрациях;

Расширить и активизировать словарь по данной теме;

Учить понимать образный смысл загадок;

Познакомить с садовым инструментом;

Учить сочетать движения и речь;

— привить трудовые навыки: проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдение за процессом развития растений, фотографирования всех этапов и оформления результата в виде альбома.

Материалы и оборудование : свежие овощи (картофель, огурец, помидор, морковь), иллюстрации с изображением овощей, муляжи овощей; семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, разноцветные флажки по числу детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. О чем же мы с вами будем говорить? Вот послушайте загадки :

Отгадывание загадок :

В процессе отгадывания загадок воспитатель показывает картинки с изображением отгаданных овощей.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали?
(Помидор)

В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, наверное уже догадались, что речь сегодня будет идти об овощах. Ой, посмотрите, к нам в гости кто-то спешит!

Входит Незнайка. В руках он держит большую сумку .

Незнайка : Здравствуйте ребята! Я так давно не был у вас в гостях. Мне очень за хотелось вас чем-нибудь угостить. Зашел я в магазин. Чего там только нет! Особенно мне понравился отдел с названием «Овощи». Такие там красивые и аппетитные овощи лежали! Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но, к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?

Воспитатель : Здравствуй, Незнайка! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим, но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Незнайка и расскажем ему как они называются и что из них готовят.

Незнайка высыпает овощи из сумки, ребята рассматривают их:

Ребята: Это помидор. Его можно кушать сырым, из него готовят салат, добавляют в борщ; это огурец – его также едят сырым, добавляют в салат; это картофель – его чистят от кожуры, варят, жарят, из него готовят суп, пюре;..и тд.

Воспитатель: И самое главное, ребятки, овощи перед употреблением нужно помыть.

Ребята вместе с Незнайкой собирают овощи в сумку. А теперь давайте поиграем :.

Игровое упражнение «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель. В процессе игры дети учатся узнавать овощи на ощупь.

Ход игры. Воспитатель складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает детей по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети берут по одному предмету, узнают овощи на ощупь и, вытаскивая из мешочка, показывают остальным. Педагог задает вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

Игра: “Один – много”

Воспитатель. Чтобы приготовить разные блюда нужно много овощей. Педагог называет название овоща в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу.

Слова: помидор, огурец, картофель, кабачок, свекла, редька.

Воспитатель : Молодцы! А знаете ли вы, что овощи обладают целебными свойствами? Дети, употребляющие капусту, растут крепкими, сильными, организм их устойчив к различным заболеваниям. Капуста поможет снять головную боль , боль при ожогах , ушибах. А огурцы укрепляют сердце и сосуды, улучшают рост волос . Полезные вещества лука и чеснока убивают вредные бактерии. Можно привести еще очень много примеров. Поэтому овощи и фрукты обязательно должны кушать и взрослые и дети .

Физкультминутка «Овощи»

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты. Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.

Щавеля нарвем немножко. «Рвут».

И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.

Незнайка: Как интересно! А где же растут овощи? Наверное, как фрукты, на дереве?

Ребята: Нет, Незнайка. Овощи растут в огороде на грядках или в поле, как например, картофель, капуста. Некоторые овощи, например свекла, морковь, лук, чеснок, растут в земле, другие растут на кустиках над землей, например, перец, огурцы, горох.

Незнайка : Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?

Ребята : Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.

Незнайка : Ура, давайте, как интересно!

Практическая часть занятия.

Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.

Незнайка: Спасибо, обязательно приду. До свидания, ребята!

Конспект занятия в старшей группе, на тему "Фрукты, овощи"

Бакирова Лилия Фанисовна, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №7 «Колосок», город Нурлат
Описание материала: Это занятие будет полезно для учителей-логопедов, и для воспитателей старшей группы. Занятия предназначено для детей старшей группы (возраст 5-6 лет). Занятие является закреплением ранее изученного материала.
Цель: закрепление признаков и названий фруктов и овощей
Задачи:
Образовательная: расширение словарного запаса (название и признаки фруктов, овощей, понятие "сад" и "огород"), формирование умения отвечать полным предложением на вопрос, закрепить знания детей о фруктах и овощах, умение составлять описательные рассказы, развитие умения образовывать множественное число существительныхх от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные
Коррекционно-развивающая: развитие процессов концентрации внимания, зрительного восприятия, развитие памяти, мышления, развитие мелкой моторики
Воспитательная: воспитание любви к природе и бережного к ней отношения, воспитание умения работать в коллективе, воспитание дисциплинированности
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением фруктов и овощей, картина сада, огорода, мешочек с фруктами и овощами, игра "Поваренок", "Волшебное дерево"
Ход занятия:
1.Орг. момент
Игра "4й лишний"
Логопед: здравствуйте, ребята!!!
Дети: Здравствуйте
Логопед: а сейчас ребятки, на свой стульчик сядет тот, кто назовет лишний предмет:
стол, яблоко, диван. кресло
яблоко, банан, ананас, огурец
малина, клубника, черника, груша
юбка, морковь, платье, майка
2. Беседа-диалог с детьми:
Логопед:

Давайте назовем все фрукты и овощи, которые выставлены на доске

- Сегодня мы с вами будем говорить о фруктах и овощах.
- В какое время года мы собираем урожай фруктов и овощей?
- Где растут? На чем?


- Что приготовить?
- Для чего их нужно кушать?
3. Волшебный мешочек
Вот мы с вами и вспомнили, всё что мы знаем об овощах и фруктах, а сейчас я приготовила для вас мешочек, как вы думаете, что может быть в этом мешочке?
Дети: овощи и фрукты
Логопед: правильно. Сейчас вы по очереди будете засовывать руку в мешочек, и на ощупь должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда уже вытащите свой фрукт или овощ, расскажите о нем, какого цвета, формы, какой на ощупь, где растет, что можно из него приготовить. Посмотрим, какие вы внимательные и догадливые.
4. Д/и с мячом "Один-много "
Вы наверное немножко устали сидеть, давайте с вами встанем и поиграем с мячом. Я вам говорю один фрукт ил овощ, а вы мне называете много таких овощей или фруктов. Кому я кинула мяч, тот и говорит.
5. Игра "Волшебное деревце"
У меня для вас приготовлена ещё одна игра, она называется "Волшебное дерево".


Посмотрите на него внимательно, догадались, почему оно волшебное?
Дети: на нем растут фрукты и овощи
Логопед: верно, а на деревьях у нас только что может расти?
Дети: фрукты
Логопед: А овощи где растут?
Дети: в огороде на грядках
Логопед: совершенно верно. И вот сейчас каждый из вас соединит резиночкой свои любимые фрукты, или овощи. Не запутайтесь. Одной резиночкой можно соединить только 2 фрукта, или 2 овоща. И потом посмотрим кто из вас какие фрукты или овощи любит.
6. Самомассаж с шипованными мячами
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку)
7. Игра "Поварёнок"


Логопед: А сейчас ребята, мы с вами поиграем ещё в одну очень интересную игру, игра называет "Поварята", мы с вами будем поварятами. А готовить мы будем сок и варенье из разных фруктов. Я каждому из вас раздаю баночку с вареньем и коробочку с соком, на них изображены фрукты. А вы должны будет приклеить коробочку с соком и баночку с вареньем под тот фрукт, который изображен на листе. И не забудьте нам сказать какой же сок и варенье у вас получится. Постарайтесь свой сок и варенье назвать правильно не ошибайтесь.
8. Итог занятия
Логопед:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Где растут фрукты, где овощи?
- Какая польза во фруктах и овощах?
- Что вам сегодня больше всего понравилось?
- Вы большие молодцы. Мне очень понравилось, как вы себя вели. До свидания.

«Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Программные задачи:

Вызвать интерес к здоровому образу жизни и здоровому питанию;

Раскрыть значение витаминов А, В, С для человека;

Систематизировать и расширять знание детей об овощах и фруктах, о витаминах, находящихся в них;

Активизировать словарь: овощи, фрукты, ягоды, витамины, здоровое питание.

Оборудование: Натуральные плоды овощей и фруктов (по два каждого вида): морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, лук, яблоко, лимон, апельсин, груша, виноград, мандарин, 2 корзины, 2 подноса, тарелки, вилки.

Предварительная работа:

Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах;

Уточнение представлений о том, что такое овощи и фрукты; кто какие овощи и фрукты любит, что из них можно приготовить;

Беседа «Полезные и вредные продукты».

Ход:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте скажем им – здравствуйте! А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! А это значит - Здоровья желаю!

Я очень рада видеть всех вас такими здоровыми и красивыми. Молодцы!

А какое у вас настроение сегодня!

Дети: Хорошее, веселое, бодрое, радостное.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, по моему к нам кто-то идет в гости. Входите.

В группу заходит Доктор Витаминка.

Доктор: Здравствуйте, ребята! Я Доктор Витаминка. Услышал, что вы говорите о здоровье. У вас все в порядке? Все здоровы?

Воспитатель: Доктор, не волнуйтесь. У нас все здоровы.

Доктор: Это очень хорошо. А как вы понимаете , что значит быть здоровым? (Ответы детей).

Д: Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать.

В: А что же для этого нужно делать? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей:

делать зарядку, гулять на свежем воздухе, есть вкусную и здоровую пищу).

Д: А вот я сейчас проверю, знаете ли вы, какая пища полезная, а какая – нет.

(выставляет на стол: чипсы, сухарики, пепси, конфеты, овощи, фрукты).

Я заходил в один детский садик и вот что увидел у одного мальчика. Как вы думаете, что из этих продуктов полезно для человека, а что нет?

Воспитатель объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.

Д: А вы знаете, что такое витамины? (ответы детей).

- Витамины – это вещества, которые как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С (показывает баночки).

Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно кушать витамин А.

- Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В .

Для того чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С . Д: Эти витамины мы можем приобрести в аптеке, а вот где еще живут эти витамины мы узнаем после того, как немного отдохнем.

Физминутка.

А сейчас немного отдохнем.

В огород пойдем (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем,

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем собирать:

Мы морковку натаскаем (таскают)

И картошки накопаем (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный очень вкусный (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко (рвут)

И вернемся по дорожке (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Воспитатель: Ребята, а мы не случайно вспомнили сейчас об овощах. Знаете почему?

Д: Потому что витамины А, В, С есть еще в овощах и фруктах, а вот в каких вы должны будете догадаться сами. Посмотрите на экран и слушайте внимательно. Если отгадаете, то увидите на экране правильный ответ.

1 слайд.

Витамин А

1. Она оранжевого цвета.
Полезный нам привет от лета.
Грызут её девчонки и мальчишки,
И даже длинноухие зайчишки.
(Морковка)

2. Кругленький, пушистый,
Сладенький, душистый.
Он на веточке растёт,
С твёрдой косточкою плод.

(Персик)

В этих овощах и фруктах есть витамин А

2 слайд.

Витамин В

1. Зеленая матрешка,
Стоит на крепкой ножке,
В сто одежд запутана,
В сто листов закутана.

(Капуста)

2. Зеленая матрешка,
Стоит на крепкой ножке,
В сто одежд запутана,
В сто листов закутана.

(Капуста)

В этих овощах и фруктах есть витамин В , витамин бодрости!

3 слайд.

Витамин С

1. Этот овощ как головка,
В ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем,
Всех микробов убиваем.
(Чеснок).

2. Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один

Кислый очень, очень.

(Лимон)

В этих овощах и фруктах есть витамин С .

Воспитатель: Доктор, а наши ребята знают стихи про овощи и фрукты и сейчас с удовольствием вам расскажут.

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете

Яблоко и апельсины,

Сливы и мандарины,

И бананы и гранаты

Витаминами богаты.

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его – тотчас

Слезы выступят из глаз.

Я толстый красный помидор,
Детишек любит с давних пор.
Витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

У царя Гороха дочки

Спят в кроваточке - стручочке.

Кругленьки – хорошеньки,

Всех зовут горошинки.

Доктор: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что овощи и фрукты очень полезны. Они помогают нам сохранять здоровье и не болеть. Ну а мне пора уходить. Меня ждут ребята в другом детском саду. А в подарок я вам оставляю эти корзины с овощами и фруктами. До свидания. Будьте здоровы.

(Воспитатель и дети прощаются с доктором)

Воспитатель: Посмотрите, как много овощей и фруктов.

А что можно приготовить из овощей, ребята? (Ответы детей).

Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей).

Давайте приготовим с вами два салата. Один из овощей – это будет какой салат? (овощной). А второй – из фруктов. Это будет какой салат – фруктовый.

Но есть одна проблема. Овощи и фрукты в корзинах перемешались.

Давайте сделаем вот что. Девочки отберут из это корзины фрукты для фруктового салата, а мальчики из этой корзины овощи для овощного салата. И посмотрим, кто это сделает быстрее – команда мальчиков или команда девочек.

Теперь проверим. Девочки назовите овощи, которые отобрали мальчики. И наоборот.

Молодцы, справились с заданием.

Сейчас мы отдадим эти овощи и фрукты Марии Сергеевне и она приготовит нам вкусные и полезные витаминные салаты.

Воспитатель: ребята, а вы знаете как готовят салат, что нужно для этого сделать? (ответы детей).

Это все правильно, но сначала овощи и фрукты обязательно нужно помыть. А потом уже резать или тереть на терке.

Итог. Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались и узнали много интересного.

Узнали что витамины очень полезные и у них есть имена? Какие?

Еще мы узнали что витамины есть не только в таблетках, а где еще?

И что овощи и фрукты нужно обязательно есть, чтобы быть сильными и здоровыми.

Ну вот, наши салаты уже готовы. Посмотрите, как аппетитно выглядит. Давайте попрощаемся с нашими гостями, вымоем руки и попробуем эти блюда.


Тема по календарно-тематическому плану: «Осенняя ярмарка».

Тема НОД: «Беседа об овощах и фруктах».

Цель: Продолжать обогащать представление об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).

Задачи: Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, сельскохозяйственных профессиях, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека.

Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.

Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств, закреплять навыки исследовательской деятельности.

Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.

Упражнять употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов. Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать.

Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

Словарная работа : название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.

Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.

Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности:

— игра разложи «Овощи и фрукты»;

— пальчиковая гимнастика;

— ответы на вопросы;

— игра «Вершки — корешки»;

— дети раскладывают овощи и фрукты;

— рассматривание картины;

— дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»;

— описания овощей и фруктов на вкус;

— ящик ощущений;

— исполнение песни об осени.

Оборудование: корзины с овощами, картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород»; «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.

Предварительная работа: Рассматривание овощей и фруктов, знакомство с профессиями – садовод, овощевод, чтение стихов и песен. Изготовление с родителями муляжей овощей и фруктов.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома с фотографиями, поделок из природного материала.

Ход занятия:

1 часть:

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла осень).

Воспитатель: — Ребята как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались?(ответы детей)

** **

Здесь весною было пусто, И красавец, великан-

Летом выросла …..(капуста) Темно синий …(баклажан)

** **

Собираем мы в лукошко А теперь пойдем мы в сад

Очень крупную…(картошку) Там созрел уж …(виноград)

** **

От дождя земля намокла- Для Володи и Катюши

Вылезай толстушка … (свекла) Соберем в корзину … (груши)

** **

Из земли за чуб плутовку Для начинки в пироги

Тянем сочную …(морковку) Набираем …..(яблоки)

** **

Помогает деду внук, Вот и все! Хоть и устали,

Собирает с грядок …(лук) Урожай мы весь собрали!

Вот зеленый толстячок-

Крупный гладкий … (кабачок)

Воспитатель: — Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты.

— А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы (называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).

Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.(от лица осени – воспитатель)

Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)

Мы капусту рубим

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

2 часть:

Дети садятся на стульчики. (воспитатель от лица осени)

Воспитатель: — Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете. Как она называется? (при затруднении помогает). Рассмотрите ее.

— Где выращивают овощи? (ответы детей)

— На чем растут овощи? (ответы детей)

— Как готовят землю к посадке? (ответы детей)

— Что сажают в землю? (ответы детей)

— Как ухаживают за овощами? (ответы детей)

— Когда собирают урожай?

— Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)

— Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.

Осень: — Воспитатель от лица осени: ребята, а вы, наверное, знаете, что у разных овощей съедобные разные части. У одних овощей вершки, а других корешки., а у третьих и вершки и корешки (воспитатель от своего лица).

Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы; на этот поднос нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, на другой овощи, у которых съедобны корешки. Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.

3 часть:

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.

— Что изображено на этой картине? (сад)

— Что выращивают в саду? (ответы детей)

— На чем растут фрукты? (ответы детей)

— Кто ухаживает за садом? (ответы детей)

— Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за фруктами садовод.

— Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблоня. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблоко лежит, вдохните аромат яблочка, (дыхательная гимнастика 3 раза).

Попробуем ребята, угощение осени, пройдите з стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т.д.

Воспитатель: — Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощение? (ответы детей).

Спасибо осень за твои дары.

Осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой на ощупь? (ответы детей).

Воспитатель от лица осени: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встречи сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней (дети исполняют песню). Попрощаемся с нашей гостью осенью.

— Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность детей.

Стихотврение Ю.Тувим (перевод с польского С Михалкова).

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свёклу. Ох!……

Вот овощи спор завели на столе-

Что лучше, вкусней и нужней на земле:

Петрушка иль свёкла? Ох!….

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!….

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятку:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла. Ох!…

И суп овощной оказался неплох!