Нод по развитию связной речи в доу. Конспект нод по развитию речи старшая группа. по развитию речи

30.06.2020

Конспект

непосредственной образовательной деятельности детей

по развитию речи «Путешествие по лесным тропинкам»

в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)

Задачи :

- образовательные:

Продолжать формировать умение свободно общаться с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую форму речи, продолжать обогащать активный словарь. Продолжать закреплять представления детей о диких животных.

- развивающие:

Развивать интонационную и звуковую культуру речи, фонематический слух, совершенствовать умение внятно и четко произносит слова, фразы, пользоваться ударением, паузами, интонациями (выразительности речи), силой голоса, темпом речи. Формировать умение правильно произносить звуки [с] и [сʼ] в слогах, в словах. Продолжать развивать мышление, внимание, память.

- воспитательные:

воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, умение проявлять творческую самостоятельность, любознательность, интерес к литературным произведениям.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материал:

- демонстрационный: слайды-презентации, пиктограммы с изображениями различных эмоциональных состояний, ёлочки

- раздаточный: перчаточные три медведя, театр на палочке лиса, петух, заяц; фигурки девочек и мальчиков (на каждого ребёнка), фломастеры

Оборудование: USB -носитель, проектор, экран, ноутбук, мини-проигрыватель, мольберт.

Длительность: 20 минут.

Методические приёмы:

1. Организационный момент

3. Напоминание о правилах поведения в лесу

4. Упражнение «Три медведя»

7. Этюд «Лисичка»

10. Анализ, итог образовательной деятельности, рефлексия.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю в необычное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку. Готовы? Слушайте внимательно.

2. Загадывание загадки о лесе

Воспитатель загадывает загадку о лесе

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Ответы детей

3. Напоминание о правилах поведения в лесу.

Воспитатель: Правильно, ребята. Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как нужно вести себя лесу, даже если он и сказочный, воспитанным детям.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, тогда нам пора.

дети идут за воспитателем

Воспитатель: Вот мы с вами и в сказочном лесу. Посмотрите внимательно, никто не отстал?

воспитатель подводит детей к экрану, на котором слайд с изображением леса.

(слайд лес)

Ответы детей

Воспитатель: А какой лес?

Ответы детей

Воспитатель : Войдём в лес. Раз шажок, ещё шажок… Чей-то домик впереди. Ребята, а чей это может быть домик? Давайте подойдём поближе и прислушаемся.

(имитация стука в дверь)

Воспитатель: Никого дома нет, наверное, хозяева пошли по лесу погулять. А чей же это может быть дом?

Ответы детей

( раздаётся медвежий рык)

Воспитатель : Ребята, вы слышите? Что это за звуки?

Дети отвечают

Воспитатель: Тихо. Медведи где-то далеко.

(подходим к столу с перчаточным театром, где стоят фигурки трёх медведей, выполненные в технике оригами).

Воспитатель : Посмотрите, около домика фигурки медведей. Как вы думаете, кто из них Михайло Иваныч? А кто Настасья Петровна? А кто Мишутка?

Ответы детей

4. Упражнение на развитие тембра голоса «Три медведя»

Воспитатель: Давайте поздороваемся с медвежьей семьёй. Что-то они молчат, они наелись холодной малины и простыли, потеряли голоса. Ребята, а давайте мы поздороваемся как медведи, поздороваемся так, как поздоровались бы они с нами своим голосом.

(дети выбирают перчатки и здороваются голосами медведей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас, пусть медведи заходят в свой дом и попьют тёплого чая с малиной.

(слайд медведи в домике, смотрят в окошко)

Воспитатель: Попрощаемся с медведями.

Дети прощаются

(слайд анимация метель со звуковым сопровождением)

Воспитатель: Это что за звуки? Что случилось?

ответы детей

Воспитатель: Как же изменилась погода?

5. Упражнение «Песенка вьюги»

Воспитатель: Давайте изобразим вьюгу. Вы не испугались? Какие громкие были звуки. По сигналу «Вьюга начинается» дети тихо произносят: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорят громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга заканчивается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга закончилась».

Воспитатель: Ветер сильный поднялся, все тропинки снегом замело. Мы с вами заблудились, как же нам выйти на тропинку?

6. Упражнение «Заблудились мы в лесу»

Воспитатель: Мы заблудились в лесу. Как же нам выбраться на тропинку, куда идти дальше?

Дети предлагают свои варианты

(слышится плачь)

Воспитатель: Слышите, ребята, кто-то плачет? Давайте пойдём на голос и посмотрим, у кого же случилась беда?

(слайд с изображением зайчика и лубяной избушки)

Воспитатель: Что же случилось с зайчиком?

Ответы детей

(слайд лисичка у домика)

7. Этюд «Лисичка»

Я лисичка хороша, хороша,

Хвост пушистый у меня, у меня.

Я живу в лесу, в норе,

Приходите все ко мне.

(дети рассказывают стихотворение, изображая лису)

8. Проговаривание чистоговорок про лису

Су-су-су – в лесу нашли лису.
Са-са-са – вот бежит лиса.
Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы

Се-се-се – в гости мы идём к лисе

Воспитатель: Вот ведь лиса какая, говорит, что живёт в норе, не признается, что забралась в лубяной домик зайчика, а его выгнала.

9. Ролевой диалог по сказке «Лиса и заяц»

Воспитатель: Сейчас мы превратимся с вами в персонажей сказки «Лиса и заяц».

1) Диалог лисы и зайца (лиса уверенная, заяц испуганный)

2) Диалог петуха и лисы (петух смелый, уверенный, лиса испуганная)

Воспитатель: Ну, вот мы помогли зайчику и вернули ему избушку. Давайте пожелаем сказочным героям, чтобы они жили дружно и попрощаемся.

Ну, вот мы с вами и дошли до конца тропинки.

(звучит музыка «В гостях у сказки»)

Возьмёмся за руки, друзья,

И по тропе лесной,
Тихонечко, и вы, и я

Отправимся домой

10. Анализ, подведение итогов образовательной деятельности, рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что было для вас интересным? Что было самым трудным?

Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать, вы такие любознательные, добрые, умные. А вам понравилось?

Ответы детей

Воспитатель: Кого же мы сегодня встретили на своём пути?

Ответы детей

До свидания лес! Мы к тебе ещё обязательно вернёмся.

Рефлексия «Нарисуй своё настроение»

Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю к столу. Здесь лежат фигурки, кого они напоминают, чьи это фигурки? Возьмите одну из фигурок, рассмотрите её. Представьте себе, что это вы. Нарисуйте настроение, которое появилось у вас после нашего путешествия.

Ответы детей

Воспитатель : Давайте мы с вами нарисуем своё настроение после нашего сказочного путешествия по лесу. А для начала нужно вспомнить, как мы изображаем эмоции, настроение на лице.

(пиктограмма эмоций человека на столе)

(дети рисуют эмоции на фигурках)

Воспитатель: О нашем сказочном путешествии вам будут напоминать эти фигурки. До свидания.

Использованные ресурсы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. «От рождения до школы». Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

3. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2 / авт.-сост. С.Д. Томилова- Москва: АСТ, 2014

4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.- М.: Просвещение, 1996

5. В.В. Цвынтарный. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

Конспект НОД по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема занятия: «Семья»

Цель: Систематизировать и уточнить знания детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о ролевых отношениях в семье; упражнять в различении и назывании людей разного пола и возраста, определении их роли в семье; упражнять в назывании своей фамилии, имени, отчества, домашнего адреса и телефона; активизировать номинативный, глагольный словарь, а также словарь признаков-прилагательных противоположного значения, качественные и притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений – из набора слов; закреплять знания о слоге, о слове, о предложении.
Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать артикуляционную, общую моторику; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, нравственные качества – заботливость, взаимопомощь, доброжелательность и внимательное отношение к близким; активизировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Семья»; конверты с заданиями; цветик – семицветик; волчок со стрелкой; карточки с цифрами.
Примерный словарь : предметный: дом, семья, дедушка, дочка, сын, внук, внучка бабушка, папа, мама, тетя, родители, дядя, брат, семья, старший, младший, старик, старая, молодой, взрослый, добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая, радость, тепло.
Глагольный: заботиться, помогать, стирать, утюжить, шить, вязать, убирать, ремонтировать, чинить, строить, готовить (еду), радоваться, веселиться, встречать, дарить, жалеть, беречь, любить, целовать, обнимать, радовать.
Качественный: старый, старенькая, молодой, взрослый, маленький, молодой, высокий, низкий, больной, здоровый, веселый, добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, хорошая, любимая, сильный, слабый, крепкий.
Словарь наречий: тепло, весело, красиво, уютно, хорошо.

Ход занятия.

1.Организационный момент .
Воспитатель: - Здраствуйте, ребята.
-Меня зовут Покровская Елена Николаевна.
-А вас как зовут? (дети представляются по очереди).
-Ребята, я работаю в детском саду воспитателем, и ко мне тоже ходят ребята.
-Посмотрите, какой цветок они для вас выростили. А кто из вас знает, как называется этот цветок?
Дети: «цветик-Семицветик».
Воспитатель: Правильно. А кто из вас знает, почему он так называется?
Дети: У него семь лепестков разного цвета.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Этот цветок не простой. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, надо открыть все лепестки. Вы хотите, узнать, что это за сюрприз?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы открыть все лепестки, нужно выполнить определенные задания. Ребята, мои дети приготовили задания, вам нужно ответить на них. Вы готовы? Я предлагаю сыграть вам со мной в игру, которая называется «Что? Где? Когда?». А вы знаете, кто играет в эту игру?
Дети: Знатоки.
Воспитатель: Правильно. Вот и мы с вами превратимся сейчас в знатоков. Посмотрите, я вам приготовила вот такие шапки знатоков и бабочки.
Ну, вот мы с вами и готовы. Прошу знатоков занять свои места за столом.
(Звучит музыка, дети рассаживаются за стол).
2.Объявление темы занятия.
Для того чтобы начать выполнять задания нам необходимо выяснить, какой же темой будет объединена все наша игра. Для этого мы с вами должны разгадать ребус. Сколько лепестков у цветика-семицветика?
Дети: Семь.
Воспитатель: Назовите эту букву.
Дети: Я.
Воспитатель: А теперь все вместе скажите, какая это цифра и назовите букву. Какое слово у вас получилось? Правильно семья. Тема нашей игры– семья.
3.Упражнения на активизацию и закрепление лексико-грамматического строя речи и навыков связного построения предложений по теме «Семья».
Воспитатель: Кто же первый будет крутить волчок? Давайте вспомним считалочку и посчитаемся. (Дети припоминают знакомую считалочку и выбирают первого ребенка, который будет вертеть волчок). Итак, первым крутит волчок Алексей. Первый коверт и задание от Ромы.
Конверт № 1 - Игра «Кто кем приходится?» (на слух).
-Кто для дедушки и бабушки – папа и мама (дочь, сын)
-Кто для дедушки и бабушки – мальчик и девочка (внук, внучка)
-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын, дочь).
-Кто девочка для мальчика? (сестра)
-Кто мальчик для девочки? (брат)
Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками или родными.
Что делает дома мама в вашей семье? Что делает папа? Чем занимаются дедушка и бабушка? Как помогаете вы взрослым?
Молодцы. Первое задание мы выполнили, Алеша отрывай лепесток.
(отрывает лепесток и ложит его на стол).
Конверт № 2 - Отгадывание членов семьи по признакам:
Заботливая, трудолюбивая, самая красивая - старый, мудрый, серьезный-
Сильный, строгий, большой – грамотная, старательная, аккуратная-
Добрая, ласковая, старенькая - Маленький, забавный, веселый-

Конверт № 3 - Позвони мне по телефону:
Выкладывание на столах своего телефонного номера каждым ребенком с проговариванием номера вслух.
4. Физкультурная пауза.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу, ни словечка не скажу.
(дети имитируют движения по ходу чтения стихотворения воспитателем)
Конверт № 4 - Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом человека «Разложи картинки, по возрасту начиная с самого младшего (старшего)».
Конверт № 5 - Работа по сюжетной картинке «Семья»
Вывешивается картинка «Семья».
Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.)
Как назовем их, одним словом? (Семья.)
Сколько в этой семье человек?
Кто самый старший?
Кто самый младший?
С какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками м, м (Майя, Митя, Дима, Максим.) Малыша назовем Дима, девочку - Майя, а старшего брата - Митя. Как ласково они называют свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая.)
5.Пальчиковая гимнастика «Семья».
Кто живет в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
Конверт № 6 - Игра «Составь предложение».
Ребята, а вот Дима написал вам письмо. Но все слова рассыпались. Давайте их собирем и составим предложения.
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Дима.
У мня дружная семья.
Конверт № 7 – Игра «Угадай кто это?
Дети иммитируют действия разных членов семьи. Один ребенок отворачивается, остальные дети договариваются, что они будут изображать. Дети показывают, ребенок, который уходил, угадывает, кого изображают дети.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вот ребята мы с вами отрываем последний лепесток. А теперь давайте, посмотрим, что же это на обратной стороне лепестков?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. А можно ли из этих букв составить слово? Давайте, попробуем.
Дети: Молодцы!
Воспитатель: И я тоже хочу сказать вам «Молодцы». Вы прекрасно справились с заданиями, хорошо слушали, думали и выполняли.
Ой, посмотрите, у нас остался еще один конверт. Давайте, посмотрим, что в нем?
(Вынимаю карточку, на которой написано «черный ящик»).
Внесите нам, пожалуйста, «черный ящик».
Ребята, я вам приготовила сладкий подарок.
(вынимаю из ящика сюрприз).

Конспект НОД по развитию речи

с воспитанниками старшей группы

Составила: Лынива А.В.,

воспитатель МАДОУ № 2 «Сказка»

Тема: «В мире профессий»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, познавательная.

Цель: развитие у детей умения слушать и слышать собеседника, коммуникативных способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Закреплять знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, строитель и т.д.), об орудиях труда. Формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемотаблицы.

Развивающие задачи:

  1. Активизировать словарь детей, развивать грамматический строй и связную речь

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к различным профессиям.

Предварительная работа :

Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,

Настольная игра «Кому что нужно»,

Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,

Рассматривание схемы «Профессии», с / р игры «Шоферы», «Магазин».

Словарная работа: активизация словаря: фонедоскоп, шприц, градусник, половник, кастрюли, ножницы, фен, расческа и т.д.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

Составлять простые распространённые предложения;

Составлять связный рассказ по определенному алгоритму;

Умение объяснять свой выбор.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, слайды с профессиями, игрушка Зайка-Знайка, конверты, карточки с изображением профессий (врач, продавец, строитель, парикмахер, водитель), пиктограммы «Веселое лицо», «Печальное лицо», аудиозапись релаксационной музыки, песни «Мы едем, едем, едем», мнемотаблица «Расскажи про профессию» на слайдах.

Ход НОД:

1.Создание мотивационного поля (организационный момент).

Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости – воспитатели нашего детского сада. Давайте поздороваемся: «Здравствуйте!»

Воспитатель и дети собираются в круг:

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Дети: Веселое (грустное).

2. Сюрпризный момент. (Стук в дверь).

Воспитатель показывает детям игрушку Зайка-Знайка.

А еще к нам в гости пришел. (Зайка-Знайка)

Он приглашает нас, отправится вместе с ним в путешествие, которое называется «Мир профессий». Скажите, на каком транспорте можно поехать путешествовать? (на самолете, на автобусе, на поезде).

3.Введение в игровую ситуацию

(на мультимедийном экране картинка паровозика из Ромашкино – слайд 1)

Мы с вами сегодня будем путешествовать на поезде. Встаньте друг за другом паровозиком.

Впереди нас ждет много и интересного, нам предстоит пройти 6 станций вместе с нашим другом Зайкой-Знайкой. Путешествие у нас будет не простое, помогать нам будет компьютер, он будет объявлять наши станции.

Звучит песенка «Мы едем, едем, едем» (паровозик делает круг под музыку).

4. Актуализация знаний.

1 станция - «Угадай, кто эти люди?» (слайд 2)

Станция называется «Угадай кто эти люди?»

Я буду вам загадывать загадки. Тот, кто знает правильный ответ –

поднимаете руку и отвечаете.

Воспитатель загадывает загадки :

Он вылечит корь,

и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины (Доктор) – слайд 3.

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо.

Чтоб построить новый дом (Строитель) – слайд 4.

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу (Парикмахер) – слайд 5.

Если вьется пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль-один» мы наберем,

Его на помощь позовем (Пожарный) – слайд 6.

Из рассыпчатой муки

Он печет нам пироги,

Булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка… (Повар) – слайд 7.

Дети называют профессии. Воспитатель показывает профессии на слайдах: врач, водитель, парикмахер, строитель, повар.

2 Станция - «Кто, где работает» (слайд 9).

На этой станции мы с вами вспомним: кто, где работает? Мы будем отвечать предложением, послушайте: Учитель – где работает? учитель работает в школе, (парикмахер работает в парикмахерской, повар работает в столовой, врач работает в больнице, пожарник работает в пожарной части).

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

3 станция - «Кому нужны эти вещи?» (слайд 10)

Зайка-Знайка разложил инструменты для людей разных профессий. Мы с вами сейчас посмотрим, правильно он это сделал? Разделитесь тройками на 3 группы по цвету в одежде: У кого красный цвет есть в одежде, у кого желтый цвет в одежде, у кого зеленый.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»:

Повар - кастрюля, паломник, терка, градусник;

Парикмахер – фен, расческа, ножницы, указка;

Врач – градусник, шприц, фонендоскоп, кирпич.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

4 станция – «Здоровей-ка» (слайд 11)

Дети, чтобы у нас с вами хватило сил для дальнейшего путешествия, давайте с вами немного отдохнем:

Динамическая пауза «Профессии»

Мы в профессии играли,

Воспитателями стали –

И с детьми весь день играли.

В миг шоферами мы стали!

Руль теперь в руках у нас!

Быстро едет наш камаз!

А теперь уже на стройке

Кладем ровно кирпичи:

Раз – кирпич, и два, и три! –

Вот закончена игра

Заниматься нам пора.

4 станция - «Что умеют делать люди разных профессий?» - слайд 12.

На этой станции мы поиграем в игру «Кто что делает?» (активизация глагольного словаря):

Повар что делает?…готовит, варит, жарит;

Врач что делает?…лечит, делает уколы, ставит градусник;

Пожарный что умеет?…тушит пожар;

Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;

Водитель что умеет?…управляет машиной.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»(поезд делает круг).

5. Формирование коммуникативных компетенций:

5 станция - «Расскажи про профессию» - слайд 13.

На этой станции мы будем составлять небольшой рассказ по схеме, про профессию. Тот, кому Зайка-Знайка даст конверт, составляет связный рассказ по схеме про ту профессию, которая изображена на конверте (врач, продавец, пожарный, повар, парикмахер).

Схема – ваш помощник. Давайте вспомним, что обозначает схема (слайд 14):

1 - Название профессии.

2 - Место работы.

3 - Что делает человек данной профессии.

4 - Что нужно для работы (инструменты и оборудование).

Послушайте, какой рассказ у меня получился:

Почтальон работает на почте. Он разносит по адресам почту: газеты, журналы и письма. Для работы ему нужна сумка, журналы, газеты и письма.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

6 станция - «Кем ты хочешь стать?» - слайд 15.

Ребята, Зайка-Знайка хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Кем быть». Вставайте все в круг.

Зайка-Знайка, когда вырастит – будет строителем, а теперь он хочет послушать кем будете работать, когда вырастете. А теперь узнаем, кем будете вы…

Дети по очереди передают игрушку Зайку-Знайку и рассказывают ему, кем они хотят стать.

«Когда я вырасту, я буду…».

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).

Станция «Детский сад» (Показ слайда с изображением детского сада).

Ребята, а это какая станция? (Детский сад).

«Раз, два, три, четыре, пять

В садик мы пришли опять!

Релаксация. “Отдохнем”.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы много занимались, играли и вы, наверное, устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Представьте себе, что вы нежитесь в мягком, мягком кресле. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у Кати, отдыхают ножки у Вани. Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя усталость и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

6. Рефлексия:

Ну, вот мы и в детском саду. Игра «Клубочек». Встаём в круг и каждый расскажет о своём впечатлении, передает клубочек другому (что понравилось, что не понравилось, что было трудно).

Вам понравилось путешествие на поезде в страну «Мир профессий»?

По каким станциям мы с вами путешествовали?

Что больше всего понравилось выполнять?

Кто помогал нам в путешествие?

Ребята, мне тоже очень понравилось путешествовать, узнавать очень интересное о профессиях, слушать ваши прекрасные рассказы про профессии. Мне хочется присоединиться к вам и добавить свой снежок в общий снежный ком. Посмотрите, какой большой получился снежный ком! Как вы думаете, почему он получился такой огромный?

Зайка-Знайка говорит:

Девочки и мальчики мне очень понравилось с вами путешествовать, вы мне подсказали, какие инструменты необходимы для различных профессий, научился грамотно составлять предложения и красивый рассказ, используя мнемотаблицу.

Скажем Зайке-Знайке и нашим гостям, До свидания

Дата публикации: 16.11.16

Цель:

Активизировать и расширять знания детей о жителях леса, о сравнительных прилагательных.

Социально-личностное развитие:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу.

Познавательно-речевое развитие:

Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Развивать грамматический строй речи. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову. Уточнять и расширять словарный запас. Умение разгадывать загадки;

Оборудование: конверт с письмом, грибочки, корзинка, костюм лисы.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок;
  • Разгадывание сказочных загадок;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Показ кукольного театра;
  • Просмотр мультфильмов по сказкам;
  • Прослушивание аудио сказок;
  • Речевые игры с детьми.

Дети сидят в раздевалке.

Воспитатель : Ребята посмотрите мне сорока принесла письмо.Давайте прочитаем и узнаем от кого оно.

Письмо: «Помогите! В лес приходите! Скучно! Печально! Обидно!

- Только и слышишь Плутовка, рыжая воровка, хищница. А хочется слово ласковое услышать. С кем-нибудь поговорить поиграть. Все убегают боятся. Не верят. Один друг волк зубастиках как хочется, чтоб тебя любили. Самой какое-нибудь дело доброе сделать.

Воспитатель: Как вы думаете, от кого Сорока весточку принесла?

Дети: От лисы

Воспитатель: Помощи у нас просит? Поможем? А вы не боитесь лисы?

Дети: Нет

Воспитатель : Куда зовет?

Дети: В лес

Воспитатель: Отправляемся!А как?(как вы думаете?)

А давайте скажем волшебные слова.

Говорят: раз прихлопни

Раз притопни

Присядь, повернись,

В сказочном лесу очутись.

Воспитатель : Что всегда можно услышать в лесу? Эхо – правильно.

А давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Воспитатель громко произносит какое-нибудь слово, дети отзываются тихо, затем наоборот. Повторить 2-3 раза.

Лиса : Ой, кажется меня кто –то звал, а вот и я.

Я лисонька – лиса всему лесу краса,

Да как вас много, веселые все.

А мне грусно, обидно, печально

Со мной никто не играет.

Воспитатель: Не грусти лисонька мы с тобой поиграем. Садись на пенек поиграем в слова. Ребята давайте скажем волшебные слова о лисичке(лисонька какая?-красивая, пушистая, быстрая, ловкая, и т.д.)

Воспитатель : Смотрю лисонька у тебя настроение поднимается?

Лиса: Да

Воспитатель: А мы про тебя еще и загадки знаем.

Загадывают.

Лиса: Сорока рассказывала, что про меня лисоньку люди сказки сочинили? А вы знаете какие?

Воспитатель и дети отвечают.

Лиса: Хорошо с вами, весело. Вот вам от меня корзиночка с грибочками.

Воспитатель : Спасибо лисонька. А грибочки – то необычные. Сказочные какие-то, на них что –то написано.

Ребята давайте почитаем и поиграем в игры.

Задание №1. Угадайте сказку:

  • На сметане мешен
  • Бабушку девочку очень любила
  • Лечит маленьких детей
  • Возле леса на опушке
  • Толстяк живет на крыше

На окошке стужен,

Круглый бок

Румяный бок

Покатился ….(колобок)

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну подскажите имя ее (красная шапочка)

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Трое их живет в избушке,

Три кроватки и три подушки.

Угадайте кто герои этой сказки (три медведя)

Летает он всех выше. (Карлсон)

Задание №2 «Скажи наоборот»

Далеко-близко,

высоко низко,

старый-новый(молодой),

сладкий –горький,

холодный-горячий,

узкий-широкий,

белый-черный,

большой маленький.

Задание №3. Игра «На что похоже»

1,2,3- что бывает таким цветом назови(овощ или фрукт)

Оранжевый, красный, желтый, фиолетовый, зелёный.

Задание №4: «Кто как кричит?»

Медведь- рычит,

Волк- воет,

Сорока-стрекочет,

Соловей –поет,

Голубь- воркует,

Кукушка-кукует,

Ворона – каркает,

Заяц- лопочет,

Лиса- тявкает,

Лось – трубит,

Журавль- курлычет,

Воробей- чирикает.

Физкульт минутка:

Мы шли, шли, шли(руки на поясе, шаги на месте)

Земляничку нашли сели, поели и опять пошли.(присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед)

Мы шли, шли,шли, наконец куда надо пришли

А пришли на лесную полянку(упражнение повторить 3-4 раза, название ягод меняется-чернику, голубику, ежевику)

Задание №5. «Доскажи словечко»

  • На ветке не птичка,
  • Не мытое в рот
  • Ну и платье сплошь иголки
  • Лесники ее котят

Зверек невеличка

Мех теплый, как грелка

Кто же это –белка

Ни за что не возьмет

И ты будь таким

Как крошка- енот

Его вечно носят- елки

Взять домой не захотят

Ей не скажешь кошка брысь

Потому что это –рысь

Воспитатель : Вот ребятки все грибочки закончились и задания тоже. Нам пора возвращаться в детский сад

Проводи нас лисичка из леса, покажи дорогу.

Дети и воспитатель произносят волшебные слова и оказываются в садике.

Где мы с вами были?

Кому помогли?

Кто принес письмо из леса?

Какие игры играли?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с,Звёздочка”

(старшая группа)

Воспитатель:Сорокина Екатерина Викторовна

Калязин,2017

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы , познание , коммуникация , здоровье .

Задачи:

Обучающие : Учить детей понимать образное содержание сказки .

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи . Закрепить знания детей о русской народной сказке « Гуси – лебеди » , используя иллюстрации к этой сказке . Формировать умение правильно употреблять в речи слова , близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая , добрая – злая) . Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие : Развивать связанную речь , наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных , образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной) . Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька) . Развивать коммуникативные навыки общения

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам , быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству .

Оборудование : Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки « Гуси – лебеди » , беседа по сказке « Гуси - лебеди » , рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди » (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки « Гуси – лебеди » , игры с загадками: «Узнай по описанию» , « Сказочный сундучок » .

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг.момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку.Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:

1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. ( Гуси )

2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко) ;

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки) ;

4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) ;

5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж) ;

6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои ? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку « Гуси-лебеди » ). Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку « Гуси-лебеди » ?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорят хором : «Да, да, да» .

Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .

Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) . Почему нет? (Объяснения детей : Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да) .

Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) . (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла) .

Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .

Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .

Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт) .

Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка) .

Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .

Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька.Давайте спросим у неё,почему она плачет.

Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте.дети! (Тяжело вздыхает) .Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой.Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!

Встреча с яблоней. Слайд 2.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель: Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй,яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: ( голос в микрофоне).

Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке! (дети считают яблоки)

Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.

Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой. Слайд 3.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что,дети?

Дети: Это печка!

Печка ( говорит голос в микрофоне)

Мимо,путник,не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”

Тесто мнём,мнём,мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём,жмём,жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой) .

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель: Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?

Дети: Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой. Слайд 4.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока) .Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется.Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов.Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод.Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель.Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота.Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках.Там и живёт баба-яга.Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель: Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая.то каменистая.Густой туман стелется под ногами.Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек.Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.Слайд 5.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель: Ну-ка послушаем,что тут творится!

Баба-Яга:( голос в микрофоне). Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей.Ты,Ванюша,не вздумай уходить.Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель: Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель: Она молодая? (Нет,старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

( На экране появляется Ваня) Слайд 6.

Дети: Ваня!Ванюша!

Воспитатель: Ванечка,мы тебя спасём.Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться? (молочная речка-кисельные берега). Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).

Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель: А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.) Вот моё угощение.А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся.До свидания! Слайд 7.

Дети: До свидания!

Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.