Потом необходимо понаблюдать за малышом, чтобы понять для себя: может ли ребенок контролировать работу кишечника и мочевого пузыря? Если нет, то процесс обучения к горшку принесет только разочарование и родителям, и ребенку.
Затем необходимо решить вопрос: когда начать приучение к горшку?
Самое главное - до того, как Вы начнете приучать ребенка к горшку, маме необходимо обучить его определенным навыкам, которые облегчат сам процесс.
Во-первых, необходимо научить ребенка обслуживать себя - снимать штанишки, трусики, а потом натягивать их обратно. Очень часто детки уже могут ходить на горшок самостоятельно, но отсутствие навыков обслуживания себя приводит к их отказу от горшка.
Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.
Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.
Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.
Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.
Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.
Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.
Основная задача мамы в это время - быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.
Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния "сухое-мокрое".
Как правило, малыши к трем-четырем годам уже контролируют процесс мочеиспускания и самостоятельно пользуются горшком. Однако в ряде случаев приучение к горшку затягивается до пяти-шести лет или ночное недержание возвращается после длительного «сухого» периода. Поэтому родителям следует понимать, что такое детский энурез и как помочь малышу справиться с этим недугом, не навредив детской психике.
В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.
В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.
Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.
Похвала и объятия сделают свое дело
Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.
Цель второго дня - стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.
К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.
Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.
К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.
К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.
Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.
Помните, что приучение к горшку заключается в формировании у ребенка рефлекса «позыв – горшок - опорожнение». Многие мамы по совету бывалых женщин старшего поколения начинают приучение слишком рано, высаживая ребенка на горшок и стимулируя мочеиспускание или дефекацию своеобразными звуками «пи-пи», «а-а» или звуком льющейся воды.
Этот способ приучения использовать категорически нельзя, потому как вследствие этого у ребенка формируется рефлекс «горшок – позыв - опорожнение», а переучить потом будет намного сложнее.
Следует отметить, что мальчики начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации несколько позже, чем девочки. Поэтому, если у вас растет сын:
Более того, перед многими молодыми мамами, воспитывающими мальчиков, встает вопрос: «Приучать малыша писать стоя или сидя?». Обращаем Ваше внимание, что приучение мальчика к горшку следует начинать именно с усаживания, поскольку у маленьких детей мочеиспускание нередко происходит одновременно с дефекацией. Только после того, как малыш научится четко разграничивать свои позывы, тогда можно показать ему, что писать можно стоя.
Хвалите малыша за успехи. Помните, что у детей до трех лет могут случаться неудачи, особенно когда они перевозбуждены во время игры или утомлены, но никогда не ругайте их за это. Стимулируйте ребенка помогать Вам убирать результат его оплошности, чтобы он понимал последствия своих действий.
© DepositphotosТвой малыш растет, и от неясного лепета уже пора переходить к словам. Но малыш почему-то молчит, и обеспокоенные родители начинают задаваться вопросом: как научить ребенка говорить? Давай разберемся в вопросе вместе с tochka.net .
Помнишь анекдот про английского мальчика, который заговорил аж в 16 лет, произнеся фразу: "Чай холодный". А на восторженно-удивленные вопросы родных, почему он так долго молчал, ответил: "Потому что до сих пор все было нормально".
Мораль очень проста: если ты хочешь научить ребенка говорить, его нужно мотивировать к речи, создавать ситуации, при которых он захочет высказаться и просто не сможет промолчать.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Как научить ребенка говорить - разговаривай много
Даже если тебе кажется, что малыш еще ничего не понимает, с самого рождения разговаривай с ним. Пусть он слышит твою речь, интонацию, эмоции. Постепенно к нему придет понимание и сопоставление слов с действиями. Готовишь ли ты обед, собираешься ли в гости, одеваешь кроху на прогулку - описывай все свои действия, а также предметы и явления, которые вас окружают.
Как научить ребенка говорить - изображай звуки
Очень полезное занятие для детских ушек - это слышать окружающие звуки в маминой интерпретации. Машина сигналит: "би-би", вода шумит: "кап-кап", кот мурлычет: "мур-р-р", жук летит: "ж-ж-ж", ножки топают: "топ-топ" и т.д. Поощряй попытки ребенка подражать тебе и изображать простые для него звуки, повторяй за ним, рассказывай, кто как говорит.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Как научить ребенка говорить - мимика
Разговаривая с ребенком, поворачивайся к нему лицом, пусть он видит твою мимику, артикуляцию, движения, улыбку. Показывай язык, шлепай губами, корчи рожицы, привлекай его внимание к своему лицу. Произнося разные отдельные звуки, демонстрируй, как тебе в этом помогают язык, губы, зубы, щеки. Особое внимание уделяй шипящим и букве "Р".
Как научить ребенка говорить - пальчиковые игры
Предложи малышу поиграть с мелкими предметами: крупами, фасолью, горохом, пуговицами, бусинками и т.п. А также стройте из песка замки и лепите из пластилина фигурки. Эти занятия хорошо развивают мелкую моторику пальцев и благотворно влияют на развитие речи. Только делать это нужно под твоим постоянным наблюдением, чтобы малыш ничего не потянул в рот.
Как научить ребенка говорить - читай сказки
И обязательно с выражением! И желательно по ролям, с разной интонацией, скоростью, громкостью, эмоциями. И не только сказки, но и рассказы, стишки, скороговорки, потешки. И не только читай, но и пой частушки и песенки. И не только на ночь, но и в течение всего дня, например, когда у тебя руки заняты - рот в это время свободен. Периодически возвращайся к уже знакомым сюжетам - малыши очень любят повторы, узнают их, как старых друзей и стараются повторять за тобой.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Как научить ребенка говорить - побуждай называть вещи и действия
Учить малыша говорить можно и непосредственной просьбой: "скажи мама, папа, дай, на". Чаще задавай вопросы и жди ответа. Это может быть не слово, а реакция, но ее также нужно отметить и прокомментировать. Пусть малыш чувствует себя участником диалога.
Как научить ребенка говорить - я тебя не понимаю
Возвращаясь к английскому мальчику… Не спеши кидаться выполнять немые или мычащие просьбы своего крохи. Ребенок потянул ручки, показывая на игрушку? Стимулируй его назвать нужный предмет: " Я тебя не понимаю. Скажи, что ты хочешь?" Предложи ему вместо желанного зайки ложку: "Дать тебе ложку?" А когда малыш не согласится, продолжай перечислять другие предметы, которые находятся рядом. Не страшно, если кроха рассердится, но не испытывай его терпение слишком долго и отдай игрушку, произнеся ее название.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net
Чтение — один из трех учебных навыков, который необходим человеку наравне с умением писать и считать
60 слов в минуту — именно с этой цифры начинается понимание прочитанного текста. Ребенок, читающий меньше — не понимает, о чем шла речь в тексте или в задаче, а следовательно, ему гораздо труднее учиться, чем читающему от 60 слов
6 класс или 12-13 лет , именно к этому возрасту у человека формируется его постоянная скорость чтения. Именно в этот период она выходит на «плато» и больше не растет или растет медленно, если не использовать специальные техники, разгоняющие чтение (например, фоточтение или скорочтение)
Средняя скорость чтения человека колеблется между 180-300 словами в минуту
Нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению называется дислексия
При оценивании скорости чтения учитывают три фактора: скорость, количество ошибок и понимание прочитанного.
Это можно делать и в три года, и в пять.
Необходимо скачать, распечатать книжку и вырезать домик с окошечком.
Методика чудесный домик в первую очередь предназанчена для детей, которые не умеют читать или для детей, которые читают по слогам и вы хотите перейти к словесному чтению.
Как пользоваться домиком — в видео ниже:
После того, как ребенок научился соединять буквы в слоги (чтение в русском языке слоговое), необходимо преобразовать новое умение в навык.
Предлагаем вашему вниманию подборку простых, но действенных техник, которые увеличат скорость чтения в два или три раза.
Для этого нужно засечь, сколько слов ребенок прочитает за 1 минуту. Далее, ребенок читает второй раз тот же самый текст, ровно одну минуту. Прогресс фиксируется.
В течение недели тренируемся на разных текстах. Лучше всего для чтения подойдут тексты-диктанты соответствующего класса, в котором учится ребенок. Таким образом, кроме скорости чтения, повышается грамотность ребенка.
Для этого способа подойдут стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, которые ребенок читает в течение недели.
Неделя — одно стихотворение. Благодаря этому способу, чтение для ребенка становится простым, он видит прогресс, а так же переходит от слогового чтения к чтению «словами».
Выбираем текст (это может быть текст учебника по литературе, или любой другой по возрасту ребенка)
Здорово, если в чтении на время примет участие вся семья, и каждый зафиксирует свой прогресс. (соревнование проходит не друг с другом, а самим с собой — первое и второе время соответственно)
Чтение — не единственный, хотя несомненно важный навык школьника.
На что еще обратить внимние при подготовке ребенка к школе? Что важно, а что второстепенно?
Как используя лучшие методики и 20% действий получить 80% результата?
На тренинге вы узнаете:
Тренинг поможет родителям будущих школьников разобраться во всех моментах подготовки к школе и сделать ее проще
Вашему ребенку уже больше года, а он сторонится ночной вазы? Вы испробовали все известные методы, но вопрос как приучить ребенка ходить на горшок, остается открытым. Мы подробно рассмотрим, когда начинать приучать ребенка к горшку и как делать это правильно.
Не секрет, что практически все молодые родители чуть ли не с первых дней жизни крохи мечтают избавиться от необходимости использования дорогих подгузников и смены надоевших мокрых пеленок. Актуальность привития ребенку горшечных навыков связана напрямую с множеством самых разнообразных факторов, главным из которых является возраст. Современные детские психологи в один голос твердят, что не нужно приучать кроху слишком рано, но и ждать до двух лет не стоит.
Внимание! Не переживайте, если вашему малышу уже полтора года, а с горшком он так и не подружился. Индивидуальные особенности присущи нам всем, ребенок обязательно освоит этот необходимый навык чуть позже своих сверстников. Главное не сажать на ночную вазу насильно и не доводить до истерик.
Опытные родители двух и более детей могут с легкостью рассказать вам о десятке способов, как приучить ребенка к горшку. Ниже мы рассмотрим самые популярные и действенные.
Детская физиология имеет одну доказанную особенность, напрямую влияющую на этот животрепещущий вопрос: малыш начинает учиться контролировать процессы опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря лишь в возрасте 11-13 месяцев. До этого времени дети руководствуются исключительно рефлексами, все процессы происходят непроизвольно при условии наполнения кишечника и мочевого пузыря.
Это и есть главный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку. Делать это необходимо после года, а лучше дождаться полутора лет - к этому моменту происходит дозревание мозговых долей, отвечающих за контроль дефекации и мочеиспускания.
Если у вашего крохи, достигшего возраста 18 месяцев, присутствуют хотя бы шесть признаков из вышеперечисленных, имеет смысл попытаться научить его навыкам опрятности.
Внимание! Не нервничайте и не ругайте ребенка за неудачи - так вы лишь расстроите его и привьете стойкое отвращение к ночной вазе на долгие месяцы.
Педиатры, изучающие вопрос, как научить ребенка ходить на горшок, выделили три важнейших фактора, напрямую влияющих на успешность превращения безусловного рефлекса в навык условный (контролируемый мозгом).
Изучив взаимосвязь этих факторов на основе многолетнего опыта сотен молодых родителей, мы пришли к определенным выводам по поводу того, когда нужно приучать ребенка к горшку.
Любая мама, желающая узнать на специальных мамских форумах Всемирной паутины о том, как правильно приучить ребенка к горшку, сталкивалась с комментариями женщин, утверждавших, что их малыши чуть ли не с полугодовалого возраста делают свои дела в заветный горшок!
Не стоит называть их слова враньем. При наличии огромного количества свободного времени и такого же количества терпения вполне возможно привить крохе безусловный рефлекс. Он будет писать и тужиться по команде «пи-пи» или «а-а», ваши бабушки, несомненно, придут в восторг! Но надолго ли?
Проблема состоит в том, что человек посещает туалет лишь тогда, когда ощущает наполненность прямой кишки или мочевого пузыря. Ребенок же в нашем случае приучается делать это тогда, когда приспичит не ему, а маме с папой.
В итоге в период созревания коры головного мозга (около полутора лет) малыш резко начинает протестовать против горшка: плачет, кричит при усаживании, делает свои дела в подгузник, пока его никто не видит. Все это свидетельствует о неправильном раннем приучении. В таком случае детские психологи рекомендуют убрать злосчастную ночную вазу на 3-4 недели и дать крохе расслабиться. После этого попытки повторить вновь.
Послушав опытных психологов и педиатров, можно сделать вполне закономерный вывод о малой целесообразности раннего прививания малышам туалетных навыков. Единственная мотивация для родителей - это возможность экономии на дорогостоящих подгузниках. Но стоит ли оно того?
Итак, в каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку? Делать это ранее 12-18 месяцев абсолютно бессмысленно: ребенок не готов физически и психологически.
Приведем ниже таблицу с примерными сроками постепенного приобретения туалетного навыка:
Период возникновения навыка | Сам навык |
1 год 2 месяца | После намокания трусиков ребенок пытается их снять, просит родителей это сделать, капризничает и плачет. Некоторые дети могут даже предпринимать попытки к самостоятельному переодеванию и принятию душа. |
1 год 6 месяцев | Малыш пытается дать понять родителям, что хочет в туалет: начинает хныкать, садится на горшок самостоятельно (но в штанишках). |
1 год 10 месяцев | Ребенок жестами дает понять родителям о своем желании посетить туалетную комнату. |
2 года | Садится на горшок сам, предварительно стянув с себя трусики. Вполне способен проспать весь дневной сон без подгузника и остаться сухим (не менее 3 часа перерыва между мочеиспусканиями). |
2 года 4 месяца | Говорит родителям о том, что пора на горшок. |
3 года | Способен вполне самостоятельно справлять нужду под чутким контролем родителей (снять штанишки, сесть на горшок, надеть штаны). |
Из таблицы сам собой напрашивается вывод: приучать детей к пользованию ночной вазой нужно не ранее полутора лет - после созревания как физиологического, так и психологического.
Все вышеприведенные сроки у каждого малыша сугубо индивидуальны, не стоит ждать немедленного исполнения всех пунктов четко по плану.
Ваш кроха может начать писать в горшок самостоятельно в год, а может и до двух всеми силами избегать его. Подходите к вопросу с терпением и любовью, все получится рано или поздно!
Большинство педиатров сходятся во мнении насчет времени приучения детей к горшку и называют основные принципы прививания туалетного навыка:
Приведем список полезных советов, которые придут на выручку в случае, если ваше дитя долгое время никак не привыкнет к ночной вазе, либо довольно часто допускает промахи, либо просто забывает о назначении горшка.
Продолжительность обучения обычно прямо пропорциональна физиологической зрелости непоседы и занимает в среднем четыре недели. Но что делать, если скоро в сад, а малыш совсем не подготовлен? Как двухлетнего ребенка приучить к горшку? Рассмотрим несколько распространенных методик быстрого обучения.
Сейчас мы расскажем о разработанной английской профессиональной няней Джиной Форд особой системе обучения детей горшечным навыкам «Добровольный малыш».
Нюанс! Этот способ можно использовать, если ребенку уже есть полтора года, он легко сможет снять-надеть трусики/штанишки и понимает простейшие просьбы родителей.
По утверждениям многих родителей, испробовавших методику «Добровольный малыш» , она помогает привить крохе начальные навыки и познакомиться с горшком. Не стоит отчаиваться в случае обнаружения мокрых штанишек: со временем ребенок окончательно научится контролировать свои позывы и перестанет причинять вам неудобства.
В экстренных случаях, когда надо приучать ребенка к горшку за короткий период времени (2-3 суток) при внезапном отъезде на отдых, получении места в детском саду и т.п., помогут следующие рекомендации.
Метод, естественно, не гарантирует 100% результата, но поможет сформировать у непоседы основные горшечные навыки, которые в будущем необходимо будет лишь закрепить и усовершенствовать.
Перед началом приучения убедитесь, что соблюдены следующие условия:
Если все нюансы соблюдены и вам не терпится поскорее избавиться от надоевших памперсов, можно начинать! Подготовку психологи рекомендуют начинать очень издалека - минимум за пару недель.
Наутро после окончания успешной подготовки первым делом снимите с крохи подгузник и посадите на горшок. В случае успеха похвалите и закрепите успех объятиями/поцелуем/поглаживаниями (тем, что больше всего любит ваш непоседа). Оставьте ребенка ходить в трусиках, либо голышом (если, конечно, климат помещения это позволяет).
Давайте больше пить! Компот, соки, молоко или простая вода - что-то из любимых напитков обязательно должно быть в свободном доступе. Просто оставьте наполненный жидкостью поильник стоять на полу в детской.
Следите за каждым шагом ребенка и при появлении симптомов скорого мочеиспускания предлагайте ему присесть на «трон», либо усаживайте сами. Очень скоро кроха поймет взаимосвязь между ощущением наполненности мочевого пузыря/прямой кишки и необходимостью посидеть на горшке, получив похвалу от родителей.
Для выполнения этой задачи понадобится не менее двух взрослых людей, так как круглосуточно отслеживать все попытки ребенка сделать на ковре лужицу - задача не из легких. Так что папе тоже придется включиться в процесс.
На прогулку лучше надеть подгузник, но, по возможности, предлагать крохе пописать в кустики (смотрите по погоде).
Перед вторым днем на ночь наденьте на чадо подгузник, предварительно высадив его на горшок. Ребенок должен хорошо выспаться перед вторым днем обучения.
Не стоит произносить заезженное «умница» или «молодец», нужно проговаривать для непоседы, за что именно он поощряется: я так рада, что ты писаешь в горшок. Именно это обозначение действий поможет незрелому детскому мозгу закрепить идею о связи физиологических позывов и необходимости тут же бежать к ночной вазе.
Не стоит заострять внимание на часто случающихся в первое время осечках. Молча вытрите лужу и не ругайте малыша: он пока только учится чистоте. Негативные реакции родителей могут напугать его и закрепить в мозгу связь криков домашних и горшка.
Постарайтесь сегодня проснуться немного раньше малыша, чтобы разбудить его и не пропустить утреннее первое за день мочеиспускание. Похвалите, поцелуйте ребенка за то, как он хорошо справляется.
Продолжайте отслеживание позывов в туалет, предлагайте воспользоваться горшком.
Если климат позволяет, сходите на дневную прогулку с ребенком без подгузника (советуем обязательно запастись сухими штанишками, влажными салфетками, а в коляску подстелить непромокаемую пеленку). Выход на улицу, по возможности, нужно отложить до того момента, пока малыш сделает все свои дела. Желательно не отходить далеко от дома.
Сегодня повторяйте всю тактику поведения, добавив еще одну прогулку (по-прежнему вблизи жилища). Увеличенное время вне привычной квартиры стимулирует ускоренное развитие горшечных навыков и поможет лучше контролировать себя.
Соблюдайте четкий режим: отхождение ко сну, подъем, трапезы, прогулки - все должно быть в четко отведенное время. Перед каждым пунктом суточного расписания крохи необходимо высаживать его на горшок, объяснять и уговаривать сделать свои дела.
Ваш ребенок не хочет ходить на горшок, хотя ему недавно исполнилось два года? Попробуйте современную методику, разработанную Ричардом Фоксом и Натаном Эзридом, позволяющую привить туалетный навык за рекордные 24 часа! Руководство изначально было разработано для родителей особенных деток и для людей, чьи престарелые родственники по какой-то причине (деменция, инсульт и пр.) утратили навык.
Отзывы о методе одного дня крайне неоднозначные. Одни родители отмечают, что дети буквально схватывают все на лету и уже через неделю самостоятельно оправляются, другие же признают разработку провальной.
Итак, все дневные проблемы с мокрым ковром и запачканными штанишками/колготками позади. Ваш кроха справляется с горшком, умеет самостоятельно раздеваться, садиться и вставать, может при необходимости сказать родным о своем желании облегчиться.
Следующий этап - это избавление от подгузников на ночное время. Как же это сделать максимально безболезненно для ребенка и родителей?
Родители, уже испытавшие этот метод, утверждают, что первые месяцы дети встают в туалет дважды за ночь, после привыкания к режиму подъемы сокращаются до одного. Кроха при этом подсознательно ждет высаживания, а позже самостоятельно просыпается и будит домашних.
Сознательная привычка к ночным подъемам в туалет сформируется у ребенка правильно, если будут соблюдены следующие условия:
Верьте в свое дитя, и очень скоро оно будет будить вас по ночам вопросами о местонахождении горшка.
Во время визита в детский магазин глаза разбегаются от огромного ассортимента аксессуаров! Каких только горшков там нет - и красные, и зеленые, и в форме машинки, и с мигалками. И даже металлические, классические ночные вазы. Так какой же горшок лучше подобрать, чтобы приучение прошло наиболее гладко и менее энергозатратно?
Мы перечислили самые главные аспекты выбора важного детского аксессуара. Осталось сказать лишь о его цвете.
На самом деле цветовая гамма горшка волнует скорее его родителей, чем кроху: в столь нежном возрасте ребенку абсолютно безразлично, зеленый у него горшок или же в горошек. Главное - функционал!
Не все молодые родители в курсе последних новинок детской индустрии, поэтому хочется упомянуть о ставших популярными совсем недавно детских промокаемых трусиках. Это особенные подгузники, помогающие быстрее привить непоседе любовь к чистоте.
Что же в них такого особенного?
Ни для кого не секрет, что родительство - это тяжелая, часто неблагодарная работа. А в какой работе не бывает проблем? Вот и в процессе приучения чада к пользованию горшком могут возникать всяческие откаты, капризы и даже бунты!
В чем же причина того, что еще вчера радостно улыбавшийся карапуз, писавший в горшок без напоминаний, отказывается даже к нему приблизиться и устраивает истерики?
Подобного рода фобия встречается у малышей не так уж и редко. При этом кроха, обычно уравновешенный и спокойный, орет, плачет и извивается ужом при попытках его усаживания.
Возможные причины такой реакции могут быть такими:
В конце статьи мы привели важнейшие выводы и рекомендации по быстрому и беспроблемному приучению детей к горшку.
И все же главное в приучении к горшку - не сроки и возраст, а индивидуальные особенности вашего сына/дочки! Именно по этому критерию и нужно определять оптимальный возраст начала высаживания.
(9 голосов : 4 из 5 )Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.
Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:
Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.
Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.
Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.
С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.
Как помочь ребенку навести порядок
Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:
— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;
— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;
— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;
— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;
— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;
— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;
— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.
Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:
— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;
— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;
— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;
— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.
Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.
И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.
С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:
— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;
— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;
— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.
Как не перегнуть палку
Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.
Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.
Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.
Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.
Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.