Основные признаки готовности к приучению. Когда учить ребенка читать

02.07.2019

Потом необходимо понаблюдать за малышом, чтобы понять для себя: может ли ребенок контролировать работу кишечника и мочевого пузыря? Если нет, то процесс обучения к горшку принесет только разочарование и родителям, и ребенку.

Затем необходимо решить вопрос: когда начать приучение к горшку?

Самое главное - до того, как Вы начнете приучать ребенка к горшку, маме необходимо обучить его определенным навыкам, которые облегчат сам процесс.

Во-первых, необходимо научить ребенка обслуживать себя - снимать штанишки, трусики, а потом натягивать их обратно. Очень часто детки уже могут ходить на горшок самостоятельно, но отсутствие навыков обслуживания себя приводит к их отказу от горшка.

Основные признаки готовности к приучению:

  • ребенок старше 18 месяцев;
  • после дневного (полуденного) сна ребенок просыпается сухим, и его пеленки (подгузники) остаются сухими на протяжении еще двух часов. Это свидетельство того, что малыш умеет контролировать мочевой пузырь;
  • ребенок чувствует, что готов сходить по-большому: затихает, выглядит сосредоточенным и, когда покакает, говорит о том, что он сделал;
  • ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, сходи туда, принеси то, положи что-то туда-то и т. п.;
  • ребенок не против участвовать в раздевании: хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Понимает, что означает «одеть и снять трусики»;
  • знает и показывает части тела;
  • умеет сидеть спокойно в течение 5–10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.

Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.

  • на первом этапе приучения важно "донести горшок до ребенка, а не довести ребенка до горшка".
  • форма горшка должна быть простой, устойчивой и широкой без изображения животных и т. п. Избегайте сложных фасонов и конструкций;
  • купите восемь пар штанишек большого размера, чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их;
  • в период приучения к горшку надевайте на ребенка короткие маечки, которые не надо поднимать вверх, чтобы не замочить. Одежда малыша должна быть без сложных застежек и бретелек;
  • заведите таблицу успехов ребенка и отмечайте в ней звездочками, как часто ребенок справился с задачей и сходил на горшок самостоятельно. Хвалите его за успехи;
  • знакомьте ребенка с горшком задолго до того, как Вы начнете приучать его. Не разрешайте играть с горшком, учите на нем сидеть;
  • когда идете в туалет, не стесняйтесь брать ребенка с собой, объясните, что туда мама будет делать «пи-пи», а ребенок в это время может сесть на свой горшочек. Потом мама говорит, что уже сделала «пи-пи» и надо одеть трусики и штанишки. Помогите ребенку надеть трусики;
  • научите ребенка различать сухое и мокрое. Научите выбирать между сухим и мокрым полотенцем, чтобы вытереть руки;
  • определите, какими словами будете описывать действия («пи-пи» и «ка-ка»), уточните, как в садике, в который будет ходить ребенок, называют эти процессы;
  • НИКОГДА НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ ГНЕВ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕЧАЯННО ПРОМАЗАЛ. Дети очень восприимчивы и могут понять Вашу реакцию как неприятие и осуждение. Многие начинают отказываться ходить на горшок. Не давите на ребенка: он подумает, что сделал что-то плохое, и будет стараться сдерживать работу кишечника.

Как учить. Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время - быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния "сухое-мокрое".

Как правило, малыши к трем-четырем годам уже контролируют процесс мочеиспускания и самостоятельно пользуются горшком. Однако в ряде случаев приучение к горшку затягивается до пяти-шести лет или ночное недержание возвращается после длительного «сухого» периода. Поэтому родителям следует понимать, что такое детский энурез и как помочь малышу справиться с этим недугом, не навредив детской психике.

Приучение к горшку за семь дней

В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.

В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.

Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.

Похвала и объятия сделают свое дело

Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.

Цель второго дня - стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.

К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.

Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.

К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.

К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.

Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.

Какие способы приучения ребенка к горшку использовать НЕЛЬЗЯ

Помните, что приучение к горшку заключается в формировании у ребенка рефлекса «позыв – горшок - опорожнение». Многие мамы по совету бывалых женщин старшего поколения начинают приучение слишком рано, высаживая ребенка на горшок и стимулируя мочеиспускание или дефекацию своеобразными звуками «пи-пи», «а-а» или звуком льющейся воды.

Этот способ приучения использовать категорически нельзя, потому как вследствие этого у ребенка формируется рефлекс «горшок – позыв - опорожнение», а переучить потом будет намного сложнее.

Следует отметить, что мальчики начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации несколько позже, чем девочки. Поэтому, если у вас растет сын:

  • не ориентируйтесь в сроках начала приучения к горшку на успехи других деток,
  • определяйте готовность ребенка в соответствии с вышеперечисленными признаками.

Более того, перед многими молодыми мамами, воспитывающими мальчиков, встает вопрос: «Приучать малыша писать стоя или сидя?». Обращаем Ваше внимание, что приучение мальчика к горшку следует начинать именно с усаживания, поскольку у маленьких детей мочеиспускание нередко происходит одновременно с дефекацией. Только после того, как малыш научится четко разграничивать свои позывы, тогда можно показать ему, что писать можно стоя.

Хвалите малыша за успехи. Помните, что у детей до трех лет могут случаться неудачи, особенно когда они перевозбуждены во время игры или утомлены, но никогда не ругайте их за это. Стимулируйте ребенка помогать Вам убирать результат его оплошности, чтобы он понимал последствия своих действий.

© Depositphotos

Твой малыш растет, и от неясного лепета уже пора переходить к словам. Но малыш почему-то молчит, и обеспокоенные родители начинают задаваться вопросом: как научить ребенка говорить? Давай разберемся в вопросе вместе с tochka.net .

Помнишь анекдот про английского мальчика, который заговорил аж в 16 лет, произнеся фразу: "Чай холодный". А на восторженно-удивленные вопросы родных, почему он так долго молчал, ответил: "Потому что до сих пор все было нормально".

Мораль очень проста: если ты хочешь научить ребенка говорить, его нужно мотивировать к речи, создавать ситуации, при которых он захочет высказаться и просто не сможет промолчать.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Как научить ребенка говорить - разговаривай много

Даже если тебе кажется, что малыш еще ничего не понимает, с самого рождения разговаривай с ним. Пусть он слышит твою речь, интонацию, эмоции. Постепенно к нему придет понимание и сопоставление слов с действиями. Готовишь ли ты обед, собираешься ли в гости, одеваешь кроху на прогулку - описывай все свои действия, а также предметы и явления, которые вас окружают.

Как научить ребенка говорить - изображай звуки

Очень полезное занятие для детских ушек - это слышать окружающие звуки в маминой интерпретации. Машина сигналит: "би-би", вода шумит: "кап-кап", кот мурлычет: "мур-р-р", жук летит: "ж-ж-ж", ножки топают: "топ-топ" и т.д. Поощряй попытки ребенка подражать тебе и изображать простые для него звуки, повторяй за ним, рассказывай, кто как говорит.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Как научить ребенка говорить - мимика

Разговаривая с ребенком, поворачивайся к нему лицом, пусть он видит твою мимику, артикуляцию, движения, улыбку. Показывай язык, шлепай губами, корчи рожицы, привлекай его внимание к своему лицу. Произнося разные отдельные звуки, демонстрируй, как тебе в этом помогают язык, губы, зубы, щеки. Особое внимание уделяй шипящим и букве "Р".

Как научить ребенка говорить - пальчиковые игры

Предложи малышу поиграть с мелкими предметами: крупами, фасолью, горохом, пуговицами, бусинками и т.п. А также стройте из песка замки и лепите из пластилина фигурки. Эти занятия хорошо развивают мелкую моторику пальцев и благотворно влияют на развитие речи. Только делать это нужно под твоим постоянным наблюдением, чтобы малыш ничего не потянул в рот.

Как научить ребенка говорить - читай сказки

И обязательно с выражением! И желательно по ролям, с разной интонацией, скоростью, громкостью, эмоциями. И не только сказки, но и рассказы, стишки, скороговорки, потешки. И не только читай, но и пой частушки и песенки. И не только на ночь, но и в течение всего дня, например, когда у тебя руки заняты - рот в это время свободен. Периодически возвращайся к уже знакомым сюжетам - малыши очень любят повторы, узнают их, как старых друзей и стараются повторять за тобой.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Как научить ребенка говорить - побуждай называть вещи и действия

Учить малыша говорить можно и непосредственной просьбой: "скажи мама, папа, дай, на". Чаще задавай вопросы и жди ответа. Это может быть не слово, а реакция, но ее также нужно отметить и прокомментировать. Пусть малыш чувствует себя участником диалога.

Как научить ребенка говорить - я тебя не понимаю

Возвращаясь к английскому мальчику… Не спеши кидаться выполнять немые или мычащие просьбы своего крохи. Ребенок потянул ручки, показывая на игрушку? Стимулируй его назвать нужный предмет: " Я тебя не понимаю. Скажи, что ты хочешь?" Предложи ему вместо желанного зайки ложку: "Дать тебе ложку?" А когда малыш не согласится, продолжай перечислять другие предметы, которые находятся рядом. Не страшно, если кроха рассердится, но не испытывай его терпение слишком долго и отдай игрушку, произнеся ее название.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net

Чтение — один из трех учебных навыков, который необходим человеку наравне с умением писать и считать

60 слов в минуту — именно с этой цифры начинается понимание прочитанного текста. Ребенок, читающий меньше — не понимает, о чем шла речь в тексте или в задаче, а следовательно, ему гораздо труднее учиться, чем читающему от 60 слов

6 класс или 12-13 лет , именно к этому возрасту у человека формируется его постоянная скорость чтения. Именно в этот период она выходит на «плато» и больше не растет или растет медленно, если не использовать специальные техники, разгоняющие чтение (например, фоточтение или скорочтение)

Средняя скорость чтения человека колеблется между 180-300 словами в минуту

Нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению называется дислексия

При оценивании скорости чтения учитывают три фактора: скорость, количество ошибок и понимание прочитанного.

Как научить ребенка читать?

Это можно делать и в три года, и в пять.

Необходимо скачать, распечатать книжку и вырезать домик с окошечком.

Методика чудесный домик в первую очередь предназанчена для детей, которые не умеют читать или для детей, которые читают по слогам и вы хотите перейти к словесному чтению.

  • ничто не отвлекает внимание ребенка во время чтения
  • ребенок читает и запоминает только указанную букву, слог
  • увеличивается темп чтения
  • ребенок может составлять слова, имена и т.д.
  • можно взять с собой в дорогу, в поликлинику и т.д.

Как пользоваться домиком — в видео ниже:

Как повыстить скорость чтения ребенка?

После того, как ребенок научился соединять буквы в слоги (чтение в русском языке слоговое), необходимо преобразовать новое умение в навык.

Предлагаем вашему вниманию подборку простых, но действенных техник, которые увеличат скорость чтения в два или три раза.

Способ первый — Секундомер

Для этого нужно засечь, сколько слов ребенок прочитает за 1 минуту. Далее, ребенок читает второй раз тот же самый текст, ровно одну минуту. Прогресс фиксируется.

В течение недели тренируемся на разных текстах. Лучше всего для чтения подойдут тексты-диктанты соответствующего класса, в котором учится ребенок. Таким образом, кроме скорости чтения, повышается грамотность ребенка.

Способ второй — Чтение стихотворений

Для этого способа подойдут стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, которые ребенок читает в течение недели.

Неделя — одно стихотворение. Благодаря этому способу, чтение для ребенка становится простым, он видит прогресс, а так же переходит от слогового чтения к чтению «словами».

Способ третий — Лучший результат

Выбираем текст (это может быть текст учебника по литературе, или любой другой по возрасту ребенка)

Здорово, если в чтении на время примет участие вся семья, и каждый зафиксирует свой прогресс. (соревнование проходит не друг с другом, а самим с собой — первое и второе время соответственно)

Чтение — не единственный, хотя несомненно важный навык школьника.

На что еще обратить внимние при подготовке ребенка к школе? Что важно, а что второстепенно?

Как используя лучшие методики и 20% действий получить 80% результата?

На тренинге вы узнаете:

  • Что желательно знать и уметь будущему первокласснику перед школой?
  • Психологическая готовность ребенка. Как проверить и исправить
  • Интеллектуальная готовность ребенка. Как узнать на сколько ребенок готов.
  • Готовность родителей. Как не «наломать дров»
  • Как говорить с ребенком о школе?
  • Адаптация первоклассников. Что делать, чтобы она прошла легко и незаметно?
  • Как мотивировать ребенка учиться?
  • Как выбрать портфель, пенал и школьные принадлежности
  • Как составить правильный режим дня первоклассника
  • Как развить внимания ребенка
  • Полезные навыки первоклассника
  • Знакомство с первым учителем. Как и что сделать, чтобы учитель стал лучшим другом, а не врагом.

Тренинг поможет родителям будущих школьников разобраться во всех моментах подготовки к школе и сделать ее проще

Вашему ребенку уже больше года, а он сторонится ночной вазы? Вы испробовали все известные методы, но вопрос как приучить ребенка ходить на горшок, остается открытым. Мы подробно рассмотрим, когда начинать приучать ребенка к горшку и как делать это правильно.

Не секрет, что практически все молодые родители чуть ли не с первых дней жизни крохи мечтают избавиться от необходимости использования дорогих подгузников и смены надоевших мокрых пеленок. Актуальность привития ребенку горшечных навыков связана напрямую с множеством самых разнообразных факторов, главным из которых является возраст. Современные детские психологи в один голос твердят, что не нужно приучать кроху слишком рано, но и ждать до двух лет не стоит.

Внимание! Не переживайте, если вашему малышу уже полтора года, а с горшком он так и не подружился. Индивидуальные особенности присущи нам всем, ребенок обязательно освоит этот необходимый навык чуть позже своих сверстников. Главное не сажать на ночную вазу насильно и не доводить до истерик.

Опытные родители двух и более детей могут с легкостью рассказать вам о десятке способов, как приучить ребенка к горшку. Ниже мы рассмотрим самые популярные и действенные.

Как понять, что ваш ребенок готов к обучению?

Детская физиология имеет одну доказанную особенность, напрямую влияющую на этот животрепещущий вопрос: малыш начинает учиться контролировать процессы опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря лишь в возрасте 11-13 месяцев. До этого времени дети руководствуются исключительно рефлексами, все процессы происходят непроизвольно при условии наполнения кишечника и мочевого пузыря.

Это и есть главный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку. Делать это необходимо после года, а лучше дождаться полутора лет - к этому моменту происходит дозревание мозговых долей, отвечающих за контроль дефекации и мочеиспускания.

15 признаков готовности

  1. Малыш регулярно справляет нужду, и вы с легкостью можете предсказать его горшечное поведение.
  2. У ребенка все в порядке с координацией, он без проблем сможет просидеть на горшке пять и более минут, не упав с него.
  3. Ребенок писает один раз в 2-3 часа.
  4. Регулярно жестами и доступными ему звукоподражаниями малыш дает вам знать о своем желании посетить туалет или об уже сделанных делах.
  5. Самостоятельно умеет снимать и натягивать трусики (либо подгузник-трусы).
  6. Понимает простые просьбы родителей и следует им (садится на горшок после призыва мамы).
  7. Способен посидеть пять минут без вставаний (можно дать в руки непоседе любимую игрушку или включить веселый мультик).
  8. Знает, как обозначить словами большую и малую нужду, пытается повторять это сам (самое распространенное и простое для произношения малышам это «ка-ка» и «пи-пи»).
  9. Ребенок всячески протестует против грязного или мокрого подгузника, стремится избавиться от него во что бы то ни стало.
  10. Проявляет самостоятельность в познавании окружающего мира.
  11. Просится на горшок, если он находится вне зоны видимости, или идет к нему самостоятельно.
  12. Ребенок интересуется горшком, играет с ним, сажая на сиденье кукол или мягкие игрушки.
  13. Малыш заинтересованно ходит в туалет вместе с родителями, наблюдая за их действиями.
  14. Ребенок часто просыпается абсолютно сухим после обеденного сна (это прекрасная возможность повторить уже закрепленные навыки и пописать в горшок сразу после пробуждения).
  15. Еще одним народным признаком готовности к туалету считается самостоятельное спускание детей с лестницы. Связывают этот фактор с одновременным созреванием крупной координации и мозговых центров, контролирующих процессы мочеиспускания и дефекации.

Если у вашего крохи, достигшего возраста 18 месяцев, присутствуют хотя бы шесть признаков из вышеперечисленных, имеет смысл попытаться научить его навыкам опрятности.

Внимание! Не нервничайте и не ругайте ребенка за неудачи - так вы лишь расстроите его и привьете стойкое отвращение к ночной вазе на долгие месяцы.

От чего зависит успех мероприятия?

Педиатры, изучающие вопрос, как научить ребенка ходить на горшок, выделили три важнейших фактора, напрямую влияющих на успешность превращения безусловного рефлекса в навык условный (контролируемый мозгом).

  • Фактор первый: удовлетворительный уровень развития органов, напрямую отвечающих за выведение из организма отходов жизнедеятельности: уретра, прямая кишка, анальный сфинктер, брюшинная мускулатура, мочевой пузырь и мочевыводящие пути.
  • Фактор второй: созревание коры обоих полушарий головного мозга малыша, отвечающих, в свою очередь, за развитие нервной системы.
  • Фактор третий: включенность родителей в процесс приучения. Позитивный настрой домашних, их активность и упорство в достижении намеченной цели, сочетающиеся с деликатностью и терпением, - это уже половина успеха!

Изучив взаимосвязь этих факторов на основе многолетнего опыта сотен молодых родителей, мы пришли к определенным выводам по поводу того, когда нужно приучать ребенка к горшку.

  1. Чем раньше начнете, тем больше промучаетесь. Не стоит слушать советы соседской бабушки или свекрови по поводу горшечных дел. Раннее высаживание может травмировать кроху и привить ему стойкую неприязнь к горшку. Опирайтесь на вышеупомянутые признаки готовности и помните: у каждого ребенка все происходит в свое время!
  2. Умение справлять нужду в горшок приходит практически одновременно с физиологическим развитием организма.

Возможные проблемы

Любая мама, желающая узнать на специальных мамских форумах Всемирной паутины о том, как правильно приучить ребенка к горшку, сталкивалась с комментариями женщин, утверждавших, что их малыши чуть ли не с полугодовалого возраста делают свои дела в заветный горшок!

Не стоит называть их слова враньем. При наличии огромного количества свободного времени и такого же количества терпения вполне возможно привить крохе безусловный рефлекс. Он будет писать и тужиться по команде «пи-пи» или «а-а», ваши бабушки, несомненно, придут в восторг! Но надолго ли?

Проблема состоит в том, что человек посещает туалет лишь тогда, когда ощущает наполненность прямой кишки или мочевого пузыря. Ребенок же в нашем случае приучается делать это тогда, когда приспичит не ему, а маме с папой.

В итоге в период созревания коры головного мозга (около полутора лет) малыш резко начинает протестовать против горшка: плачет, кричит при усаживании, делает свои дела в подгузник, пока его никто не видит. Все это свидетельствует о неправильном раннем приучении. В таком случае детские психологи рекомендуют убрать злосчастную ночную вазу на 3-4 недели и дать крохе расслабиться. После этого попытки повторить вновь.

Чего ни в коем случае нельзя делать во время приучения к горшку?

  • Нельзя показывать свое разочарование ребенку при его промахах. Делайте вид, что все в порядке. Очередная лужа на ковре - это не конец света.
  • Нельзя насильно усаживать ребенка на горшок. Предложите сесть самому или посадите, если дитя не выразило бурного протеста.
  • Не заставляйте долго сидеть на горшке! Если малыш хочет, он сделает все свои дела в первые же минуты.
  • Нельзя ругаться и кричать. Этим вы напугаете кроху и отобьете охоту к обучению на долгие месяцы.

Во сколько приучать ребенка к горшку?

Послушав опытных психологов и педиатров, можно сделать вполне закономерный вывод о малой целесообразности раннего прививания малышам туалетных навыков. Единственная мотивация для родителей - это возможность экономии на дорогостоящих подгузниках. Но стоит ли оно того?

Итак, в каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку? Делать это ранее 12-18 месяцев абсолютно бессмысленно: ребенок не готов физически и психологически.

Приведем ниже таблицу с примерными сроками постепенного приобретения туалетного навыка:

Период возникновения навыка Сам навык
1 год 2 месяца После намокания трусиков ребенок пытается их снять, просит родителей это сделать, капризничает и плачет. Некоторые дети могут даже предпринимать попытки к самостоятельному переодеванию и принятию душа.
1 год 6 месяцев Малыш пытается дать понять родителям, что хочет в туалет: начинает хныкать, садится на горшок самостоятельно (но в штанишках).
1 год 10 месяцев Ребенок жестами дает понять родителям о своем желании посетить туалетную комнату.
2 года Садится на горшок сам, предварительно стянув с себя трусики. Вполне способен проспать весь дневной сон без подгузника и остаться сухим (не менее 3 часа перерыва между мочеиспусканиями).
2 года 4 месяца Говорит родителям о том, что пора на горшок.
3 года Способен вполне самостоятельно справлять нужду под чутким контролем родителей (снять штанишки, сесть на горшок, надеть штаны).

Из таблицы сам собой напрашивается вывод: приучать детей к пользованию ночной вазой нужно не ранее полутора лет - после созревания как физиологического, так и психологического.

Все вышеприведенные сроки у каждого малыша сугубо индивидуальны, не стоит ждать немедленного исполнения всех пунктов четко по плану.

Ваш кроха может начать писать в горшок самостоятельно в год, а может и до двух всеми силами избегать его. Подходите к вопросу с терпением и любовью, все получится рано или поздно!

Как приучить годовалого ребенка к горшку?

Большинство педиатров сходятся во мнении насчет времени приучения детей к горшку и называют основные принципы прививания туалетного навыка:

  1. Первым делом познакомьте свое дитя с горшком. Поставьте его в угол комнаты, назовите и наблюдайте. Ребенок должен посмотреть, понюхать, пощупать, облизать и привыкнуть к новой вещи.
  2. Объясните ребенку назначение ночной вазы и принцип работы с ней. Прекрасными помощниками в этом нелегком деле станут любимые резиновые пупсы или зверята крохи: наберите воду в отверстие, посадите куклу на горшок и выпустите из нее жидкость. Объясните малышу, что ляля писает.
  3. Начните высаживать малыша на горшок (на 2-3 минуты максимум) перед сном, после пробуждения, перед прогулкой и после возвращения с нее. Хвалите за победы, не жалейте эмоций. Дети обожают, когда их хвалят. Но не стоит поощрять ребенка конфетами или игрушками. Промахи же старайтесь принимать как нечто обыденное, не заостряйте на них внимание.
  4. Снимите с ребенка подгузник на время домашних дневных игр. Горшок при этом должен стоять поблизости, а мама время от времени будет предлагать на него умоститься. Именно так, в игре, дети познают собственную физиологию, первичное назначение половых органов и разницу между большой и малой нуждой.
  5. После того как ребенок начал самостоятельно усаживаться на горшок и успешно справляться с оправлением нужд, регулярные, привязанные ко времени высаживания можно прекратить. Следует следить за его поведением и предлагать посидеть на любимом горшке при появлении характерных симптомов: натуживания, покраснения лица.

Лайфхаки для мам

Приведем список полезных советов, которые придут на выручку в случае, если ваше дитя долгое время никак не привыкнет к ночной вазе, либо довольно часто допускает промахи, либо просто забывает о назначении горшка.

  1. Если в вашей семье есть старший ребенок (отлично, если оба малыша однополые), попросите его проинструктировать младшего. Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: привьете столь необходимый туалетный навык и сплотите братьев/сестер. Маленькие дети обожают подражать старшим, именно так они учатся и познают мир!
  2. На период привыкания надевайте на кроху максимально простую одежду: штанишки и трусики на слабых резиночках. Никаких молний, застежек и завязывающихся шнурков. Лишняя возня при раздевании вызовет отторжение.
  3. Как быстро приучить ребенка к горшку? Этот навык лучше начинать осваивать в теплое время года, либо включать отопление квартиры на полную катушку. Прекрасно, если есть возможность малышу бегать по квартире в одних хлопчатобумажных трусиках. Все напольные покрытия (ковры, паласы) желательно убрать на это время. Так в случае промаха вы легко уберете последствия аварии.
  4. Нет насилию! Не стоит удерживать непоседу на горшке против его желания. Если ребенок хочет писать, он сделает это сразу. Насилие лишь вызовет стойкое отвращение к горшку и создаст дополнительные проблемы.
  5. На первое время можно приобрести для ребенка интересный горшок, благо, что сейчас их производят в абсолютно неожиданных, разнообразных модификациях: в виде машины с рулем и сигнальными кнопками, в виде трона для принцессы… Однако пользоваться этим чудом техники не стоит слишком долго: как только ребенок освоит приспособление, купите обычный горшок, объяснив, что старый сломался.
  6. Выделите место для горшка в игровой зоне: он всегда должен быть на виду и доступен.
  7. Опытные родители советуют приобретать горшок вместе с чадом: возможно, ему придется по вкусу ночная ваза неожиданного цвета или с изображением спайдермена/золушки/трех котов. В этом случае вероятность успешного и быстрого результата повышается.
  8. Покажите ребенку специальные мультфильмы, видео, книжки про горшок и его правильное использование. Особенно актуальны в наше время обучающие мультфильмы.

Продолжительность обучения обычно прямо пропорциональна физиологической зрелости непоседы и занимает в среднем четыре недели. Но что делать, если скоро в сад, а малыш совсем не подготовлен? Как двухлетнего ребенка приучить к горшку? Рассмотрим несколько распространенных методик быстрого обучения.

Осваиваем горшок за неделю: простые шаги

Сейчас мы расскажем о разработанной английской профессиональной няней Джиной Форд особой системе обучения детей горшечным навыкам «Добровольный малыш».

Нюанс! Этот способ можно использовать, если ребенку уже есть полтора года, он легко сможет снять-надеть трусики/штанишки и понимает простейшие просьбы родителей.

  1. День первый . После пробуждения снимите с ребенка подгузник и скажите, что он уже вырос и стал большим, поэтому будет теперь ходить в трусиках и делать свои дела в горшочек. Высадите кроху и, в случае успеха, похвалите. Повторяйте высаживания минимум трижды в час, повторяя назначение действия и ночной вазы. На прогулку также надевайте подгузник, но предлагайте ребенку
  2. День второй . Продолжайте следить за непоседой и предлагайте присесть на «трон» каждый раз при появлении характерных симптомов. У всех детей они проявляются индивидуально: у кого-то это покраснение кожи лица, сведение бровей и принятие определенной позы, кто-то же предпочитает опорожняться в гордом одиночестве и прячется от родителей. При каждом проявлении желания предлагайте малышу посидеть на горшке.
  3. День третий . Соблюдайте вышеописанную тактику, но подгузники на прогулках и во время полуденного отдыха лучше исключить совсем. Сейчас это только еще больше запутает кроху. Можно брать с собой специальный дорожный горшок.
  4. Дни четвертый-пятый . Продолжайте напоминать о посещении туалета, учите снимать и надевать трусики/штанишки. Хвалите за появившиеся успехи.
  5. День шестой-седьмой . Попробуйте отказаться от использования подгузника ночью, будите ребенка каждые три часа. Внимание! Сонного малыша необходимо придерживать сидящим на горшке детки очень легко и резко засыпают и могут упасть!

По утверждениям многих родителей, испробовавших методику «Добровольный малыш» , она помогает привить крохе начальные навыки и познакомиться с горшком. Не стоит отчаиваться в случае обнаружения мокрых штанишек: со временем ребенок окончательно научится контролировать свои позывы и перестанет причинять вам неудобства.

Экспресс-метод: горшок за 3 дня

В экстренных случаях, когда надо приучать ребенка к горшку за короткий период времени (2-3 суток) при внезапном отъезде на отдых, получении места в детском саду и т.п., помогут следующие рекомендации.

Метод, естественно, не гарантирует 100% результата, но поможет сформировать у непоседы основные горшечные навыки, которые в будущем необходимо будет лишь закрепить и усовершенствовать.

Подготовка к обучению

Перед началом приучения убедитесь, что соблюдены следующие условия:

  • малышу уже исполнилось полтора года;
  • он может словами, либо указательным жестом объяснить родителю о своем желании сходить по нужде;
  • ребенок выражает недовольство от ношения грязного подгузника/мокрых штанишек и стремится поскорее их снять.

Если все нюансы соблюдены и вам не терпится поскорее избавиться от надоевших памперсов, можно начинать! Подготовку психологи рекомендуют начинать очень издалека - минимум за пару недель.

Предварительный инструктаж

  1. Купите горшок и расскажите крохе о его назначении. Периодически сажайте на горшок кукол и мишек, предварительно подливая в емкость воды. Хвалите куклу за хорошо сделанное пи-пи, гладьте по голове. Малыш при этом должен присутствовать в комнате, ему не обязательно наблюдать напрямую. На подкорке все запишется!
  2. Водите ребенка во взрослый туалет, рассказывайте, что это горшок для больших и в него также справляют нужду. Приобретите специальную подставку для детей и детскую накладку на унитаз: возможно, ребенку придется по душе именно он, а не горшок.
  3. За неделю до начала обучения постепенно вкладывайте в голову чада идею о том, что все большие детки ходят в трусиках и писают в горшок и ему тоже скоро нужно будет этому учиться.
  4. Купите красивое белье с любимыми мультяшными героями: только ради такого многие непоседы готовы учиться контролировать тело!
  5. Отпроситесь с работы, возьмите выходные или бесплатный отпуск: минимум трое суток вы должны быть неразлучны со своим ребенком. Возможно посменное дежурство родителей при условии четкого соблюдения всех рекомендаций методики.
  6. Подготовьте для себя и крохи развлечения (фильмы, книги, игрушки), а также запаситесь продуктами питания.

День первый

Наутро после окончания успешной подготовки первым делом снимите с крохи подгузник и посадите на горшок. В случае успеха похвалите и закрепите успех объятиями/поцелуем/поглаживаниями (тем, что больше всего любит ваш непоседа). Оставьте ребенка ходить в трусиках, либо голышом (если, конечно, климат помещения это позволяет).

Давайте больше пить! Компот, соки, молоко или простая вода - что-то из любимых напитков обязательно должно быть в свободном доступе. Просто оставьте наполненный жидкостью поильник стоять на полу в детской.

Следите за каждым шагом ребенка и при появлении симптомов скорого мочеиспускания предлагайте ему присесть на «трон», либо усаживайте сами. Очень скоро кроха поймет взаимосвязь между ощущением наполненности мочевого пузыря/прямой кишки и необходимостью посидеть на горшке, получив похвалу от родителей.

Для выполнения этой задачи понадобится не менее двух взрослых людей, так как круглосуточно отслеживать все попытки ребенка сделать на ковре лужицу - задача не из легких. Так что папе тоже придется включиться в процесс.

На прогулку лучше надеть подгузник, но, по возможности, предлагать крохе пописать в кустики (смотрите по погоде).

Перед вторым днем на ночь наденьте на чадо подгузник, предварительно высадив его на горшок. Ребенок должен хорошо выспаться перед вторым днем обучения.

Как правильно хвалить?

Не стоит произносить заезженное «умница» или «молодец», нужно проговаривать для непоседы, за что именно он поощряется: я так рада, что ты писаешь в горшок. Именно это обозначение действий поможет незрелому детскому мозгу закрепить идею о связи физиологических позывов и необходимости тут же бежать к ночной вазе.

Не стоит заострять внимание на часто случающихся в первое время осечках. Молча вытрите лужу и не ругайте малыша: он пока только учится чистоте. Негативные реакции родителей могут напугать его и закрепить в мозгу связь криков домашних и горшка.

День второй

Постарайтесь сегодня проснуться немного раньше малыша, чтобы разбудить его и не пропустить утреннее первое за день мочеиспускание. Похвалите, поцелуйте ребенка за то, как он хорошо справляется.

Продолжайте отслеживание позывов в туалет, предлагайте воспользоваться горшком.

Если климат позволяет, сходите на дневную прогулку с ребенком без подгузника (советуем обязательно запастись сухими штанишками, влажными салфетками, а в коляску подстелить непромокаемую пеленку). Выход на улицу, по возможности, нужно отложить до того момента, пока малыш сделает все свои дела. Желательно не отходить далеко от дома.

День третий

Сегодня повторяйте всю тактику поведения, добавив еще одну прогулку (по-прежнему вблизи жилища). Увеличенное время вне привычной квартиры стимулирует ускоренное развитие горшечных навыков и поможет лучше контролировать себя.

Соблюдайте четкий режим: отхождение ко сну, подъем, трапезы, прогулки - все должно быть в четко отведенное время. Перед каждым пунктом суточного расписания крохи необходимо высаживать его на горшок, объяснять и уговаривать сделать свои дела.

Результаты методики

  1. Малыш лояльно относится к горшку, не против высаживания.
  2. Иногда садится на ночную вазу самостоятельно, предварительно сняв штанишки, и писает.
  3. Показывает на емкость пальчиком, произнося характерное «пи-пи» или «а-а».

Как приучить ребенка проситься на горшок за один день?

Ваш ребенок не хочет ходить на горшок, хотя ему недавно исполнилось два года? Попробуйте современную методику, разработанную Ричардом Фоксом и Натаном Эзридом, позволяющую привить туалетный навык за рекордные 24 часа! Руководство изначально было разработано для родителей особенных деток и для людей, чьи престарелые родственники по какой-то причине (деменция, инсульт и пр.) утратили навык.

Необходимые условия

  1. Непоседа полностью понимает обращенную речь на элементарном бытовом уровне.
  2. Ребенок обладает основными навыками общения, способен сообщить родителям о своем желании сходить в туалет.
  3. Малышу исполнилось два года.
  4. Освободиться от всех дел на 24 часа, посвятить это время полностью крохе и его обучению.

Что понадобится?

  • резиновый пупс с дырочкой (для показательного «пи-пи»);
  • горшок;
  • трусики одноразовые (подгузники на резиночках);
  • сок, домашний компот, сладкий чай - все, что любит пить ваше чадо.

Основные принципы

  • По возможности находиться с крохой наедине весь день, уговаривая его сесть на горшок и поощряя положительную динамику. Простыми словами расскажите о необходимости сидеть смирно до тех пор, пока в горшочек не польется вода.
  • Покажите непоседе пупса. Расскажите, как он хорошо пьет и писает в горшочек, похвалите куклу, погладьте ее по головке. Ребенок должен заинтересоваться процессом и понять аналогию.
  • Научить его снимать трусики перед усаживанием и надевать назад после оправления.
  • Чаще давать малышу жидкость. Чем больше он писает, тем лучше у него на подкорке отложится необходимость снимать штанишки и мочиться в ночную вазу.
  • После каждого удачного похода в туалет мойте с ребенком руки и показывайте, куда необходимо вылить содержимое ночной вазы.

Отзывы о методе одного дня крайне неоднозначные. Одни родители отмечают, что дети буквально схватывают все на лету и уже через неделю самостоятельно оправляются, другие же признают разработку провальной.

Как ребенка приучить ночью вставать на горшок?

Итак, все дневные проблемы с мокрым ковром и запачканными штанишками/колготками позади. Ваш кроха справляется с горшком, умеет самостоятельно раздеваться, садиться и вставать, может при необходимости сказать родным о своем желании облегчиться.

Следующий этап - это избавление от подгузников на ночное время. Как же это сделать максимально безболезненно для ребенка и родителей?

Основные принципы

  • Обязательно высаживайте ребенка на горшок перед отходом ко сну, объясняйте, что ночью тоже нужно вставать пописать, оставьте его любимую ночную вазу в поле зрения (лучше всего около кроватки).
  • Откажитесь от подгузников вовсе. Ребенок, пару раз проснувшись мокрым, в конце концов осознает, что это малоприятно. Советуем использовать медицинскую клеенку, которую необходимо подстелить под постельное белье на кровать, а также специальные одноразовые впитывающие пеленки.
  • Следите за временем, ставьте себе будильник для побудок непоседы. Скорее всего, он будет писать через 3-4 часа после отбоя, затем под утро (в 4-5 часов). Старайтесь в это время аккуратно высаживать сонного карапуза на «трон», проговаривая особый позывной («пи-пи» либо «пись-пись»). Будить полностью кроху необязательно, главное добиться результата. Можно дать водички прямо в процессе. После того как сонный карапуз помочился, осторожно укладывайте его спать.
  • Через некоторое время (обычно это занимает от одного до трех месяцев) вы заметите, что ребенок начинает ворочаться именно в тот час, когда вы обычно его будите. Это означает желание справить нужду. Разбудите непоседу и предложите ему усесться на ночную вазу. Таким образом вы сформируете самостоятельный туалетный рефлекс и научите малыша контролю над собственным телом.

Родители, уже испытавшие этот метод, утверждают, что первые месяцы дети встают в туалет дважды за ночь, после привыкания к режиму подъемы сокращаются до одного. Кроха при этом подсознательно ждет высаживания, а позже самостоятельно просыпается и будит домашних.

Важные нюансы

Сознательная привычка к ночным подъемам в туалет сформируется у ребенка правильно, если будут соблюдены следующие условия:

  • В семье спокойная атмосфера. Родители не ссорятся, живут вместе, никто никуда не уезжает, и малыша не обижают.
  • В случае осечек не ругайте непоседу за испорченное постельное белье. Спокойно переоденьте его и объясните, что писать нужно в горшок и для этого нужно проснуться и встать.
  • На ночь употреблять минимум жидкости. Лучше за час до отхода ко сну вообще перестать пить.
  • Быть уверенными в собственном малыше, спокойно реагировать на его неудачи, хвалить за достижения и соблюдать строгий режим сна.

Верьте в свое дитя, и очень скоро оно будет будить вас по ночам вопросами о местонахождении горшка.

Выбор горшка - задача нелегкая!

Во время визита в детский магазин глаза разбегаются от огромного ассортимента аксессуаров! Каких только горшков там нет - и красные, и зеленые, и в форме машинки, и с мигалками. И даже металлические, классические ночные вазы. Так какой же горшок лучше подобрать, чтобы приучение прошло наиболее гладко и менее энергозатратно?

Важнейшие характеристики

  • Анатомическое строение емкости. По форме отверстия ночные вазы бывают двух типов:
  1. Круглые предназначены для использования девочками.
  2. Овальные - для мальчуганов.
  • Материал горшка. Толстый, негнущийся пластик идеальное вещество для изготовления детских аксессуаров. Он не слишком нагревается и не плавится на жаре, не замерзает на холоде. Ночью на него комфортно садиться, в отличие от металлических советских горшков. Можно подобрать изделие из керамики, но такой горшок обойдется родителям в кругленькую сумму, да и разбивается на раз-два…
  • Устойчивость на полу. Не секрет, что непоседы, помимо прямого назначения, обожают ездить, ерзать, раскачиваться, сидя на ночной вазе. Именно поэтому горшок должен быть максимально устойчив и неподвижен! Попробуйте надавить с силой на центр сиденья и проверьте, не гнутся ли ножки (эту манипуляцию обязательно нужно проводить при покупке изделия из тонкого на вид пластика).
  • Минимализм - наше все! Мы уже говорили, что на первое время можно, конечно, купить горшок с прибамбасами. Чтобы завлечь кроху, заинтересовать и получить первые удачные результаты. Позже лучше купить классическую ночную вазу без фонариков, музыки, световых иллюминаций и колес. Иначе все закончится тем, что карапуз будет усаживаться с целью развлечь себя, а не опорожнить кишечник с мочевым пузырем.

Мы перечислили самые главные аспекты выбора важного детского аксессуара. Осталось сказать лишь о его цвете.

На самом деле цветовая гамма горшка волнует скорее его родителей, чем кроху: в столь нежном возрасте ребенку абсолютно безразлично, зеленый у него горшок или же в горошек. Главное - функционал!

Еще один помощник в приучении

Не все молодые родители в курсе последних новинок детской индустрии, поэтому хочется упомянуть о ставших популярными совсем недавно детских промокаемых трусиках. Это особенные подгузники, помогающие быстрее привить непоседе любовь к чистоте.

Что же в них такого особенного?

  1. Они не пропускают влагу наружу, сохраняя постель, диваны и чистый ковер сухими.
  2. После того как малыш сделает свое мокрое дело, такой подгузник изнутри остается… влажным! Именно это ощущение неудобства и поможет родителям: карапуз понимает, что мокрую одежду нужно снять, и пытается писать в горшок.

Возможные проблемы с привыканием к горшку

Ни для кого не секрет, что родительство - это тяжелая, часто неблагодарная работа. А в какой работе не бывает проблем? Вот и в процессе приучения чада к пользованию горшком могут возникать всяческие откаты, капризы и даже бунты!

Причины регресса

В чем же причина того, что еще вчера радостно улыбавшийся карапуз, писавший в горшок без напоминаний, отказывается даже к нему приблизиться и устраивает истерики?

  • Причина первая: новшества в жизни ребенка. Это может быть выход любимой мамы на работу и найм незнакомой няни, первые дни пребывания в детском саду, смерть близкого родственника или животного, проживавшего совместно с крохой, рождение очередного брата/сестры. Иногда эти перемены малыш воспринимает в штыки и протестует единственным доступным ему способом - нервирует окружающих.
  • Причина вторая: трехлетний кризис. Кризис трех лет - чрезвычайно сложный период как для самого ребенка, так и для его домашних. Характеризуется взрывными истериками, непослушанием, бунтарством. Ребенок стремится самоутвердиться, поэтому вполне способен делать наперекор: писать в штаны, выбрасывать манную кашу в кухонное окно.
  • Причина третья: семейные проблемы. Развод родителей, проблемы в школе у старшего брата, ссоры домочадцев, тяжелая болезнь любимой бабули - все это может стать причиной регресса навыков карапуза.
  • Причина четвертая: плохое самочувствие. Прорезывание зубов, состояние разбитости из-за простуды или гриппа, недомогание после плановой вакцинации в детской поликлинике - любая из этих причин способна спровоцировать нервное перенапряжение и отказ от горшка.

Что же делать при регрессе?

  1. Выясните причину бунта и, по возможности, устраните ее. Вылечите больное горло и мешающие спать сопли, помиритесь с мужем (либо договоритесь все ссоры оставлять за дверями родительской спальни), дождитесь окончания адаптации к саду.
  2. Подождите пару дней после затишья, не напоминая о ночной вазе, но и не убирая ее из виду.
  3. Повторите весь сработавший ранее алгоритм приучения. Второй раз все должно пройти гораздо быстрее и проще.

Если ребенок боится горшка

Подобного рода фобия встречается у малышей не так уж и редко. При этом кроха, обычно уравновешенный и спокойный, орет, плачет и извивается ужом при попытках его усаживания.

Откуда страхи?

Возможные причины такой реакции могут быть такими:

  • Раннее приучение (малыш не созрел ни физиологически, ни психологически).
  • Слишком сильная негативная реакция родителей на неудачи (рукоприкладство, крики, различные наказания), сочетающаяся с практически полным отсутствием похвалы.
  • Неудачное начало знакомства с горшком: возможно, в первый раз он был очень холодным (этим грешат металлические модели), либо шатался - карапуз упал или сильно испугался.
  • Наличие у ребенка такой проблемы, как запоры различной этиологии (психологические, физиологические), создающие массу неудобств и болевых ощущений. Помогите ребенку в этом случае - сходите к доктору и начните соблюдать особую диету.
  • Стеснение. Малыш может просто смущаться самого процесса, происходящего на глазах у посторонних людей. Попробуйте выйти из комнаты и из-за закрытой двери предложить ему занять «трон».

Что же делать?

  1. Ни в коем разе не заставляйте ребенка силой! Ничего хорошего это не даст, а лишь укрепит неприязнь к ночной вазе и нежелание возобновлять с ней контакт.
  2. Оставьте малыша в покое на несколько дней, а лучше на неделю.
  3. В период тишины высаживайте на «трон» кукол, мишек, резиновые игрушки с отверстием для воды. Пускай они писают и какают, а вы их хвалите. И карапуза научите хвалить. Главная цель сего действа - вызвать стойкие положительные ассоциации с аксессуаром.
  4. Попробуйте приобрести другой горшок. Да, эта проблема может решиться так элементарно. Зеленый горшок без спинки вместо розового со стульчиком - и ваша дочь счастлива! Еще лучше будет сходить в магазин за новым аксессуаром вместе с карапузом - пускай выбирает сам.
  5. Попытайтесь сочинить добрую поучительную сказку, главным героем которой будет… горшок! Он скучает без друзей в одиночестве, в него никто не писает и с ним никто не играет. Действие истории ограничивается лишь родительской фантазией!
  6. Попробуйте приклеить ночной вазе глазки, носик, ротик и ушки, украсить ее цветочками, бабочками, наклейками с изображением любимых мультяшных героев. Это вполне может сработать.
  7. Еще один творческий совет: приобретите особые детские наклейки для унитаза, меняющие цвет при контакте с жидкостью. Их можно использовать и для горшка. Крохе будет интересно наблюдать за волшебными изменениями, на горшок ребенок будет бежать с радостью.

Общие выводы по материалам

В конце статьи мы привели важнейшие выводы и рекомендации по быстрому и беспроблемному приучению детей к горшку.

  1. Перед началом обучения ребенка туалетным навыкам трезво оцените его физиологическую и психологическую готовность.
  2. Лучший возраст для первых попыток - полтора года. Чем позже вы начнете, тем быстрее и легче пройдет привыкание и усвоение новых знаний.
  3. Не стоит ругать кроху за оплошности, а вот хвалить, наоборот, стоит усиленно.
  4. Ни в коем случае нельзя удерживать карапуза на горшке насильно: нанесете психологическую травму.
  5. В статье представлено несколько экспертных методов приучения к горшку, выбирайте по вкусу и предпочтениям. Обязательно учитывайте индивидуальные особенности ребенка и его умения.
  6. Покупайте горшок вместе с чадом, пускай это станет вашим общим приключением. Так аксессуар легче приживется в детской и будет пользоваться огромной популярностью у ее обитателя.
  7. В случае неудачи не отчаивайтесь. Отложите попытки на пару недель/месяцев и повторите вновь, без давления.
  8. При появлении так называемой фобии горшка устраните все возможные причины страха и паники, после этого способность оправляться самостоятельно обязательно восстановится.

И все же главное в приучении к горшку - не сроки и возраст, а индивидуальные особенности вашего сына/дочки! Именно по этому критерию и нужно определять оптимальный возраст начала высаживания.

(9 голосов : 4 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.