Причины беспокойного сна у новорожденного. Что предпринять родителям, чтобы малыш спокойно спал? Беспокойный грудничок: что делать

18.08.2019

Здравствуйте! На самом деле причин того, почему ваш семимесячный ребенок часто плачет и плохо спит, может быть очень много.

Часто причины детского плача и неспокойного сна так и остаются загадкой. Кроха может просто реагировать на изменившуюся погоду (все груднички метеозависимы), или волноваться в период полнолуния.

Его могут беспокоить газики в желудке, или воспалившиеся десны перед прорезыванием зубов.

Также очень часто малыш может улавливать беспокойство своей мамы. Если маму беспокоят какие-нибудь неурядицы в семье, или что-либо еще, ребенок очень чуток реагирует на это. И если в вашем случае, такое ваше состояние имеет место быть, то постарайтесь, прежде всего, сама успокоиться. Попробуйте взглянуть на ваши неприятности со стороны, как если бы не вы испытывали всё это, а ваша малознакомая соседка. Попробуйте научиться отключать лишние и ненужные эмоции, не накалять страсти до предела, и научиться воспринимать жизнь позитивнее.

Ребенок очень живо реагирует на окружающую его обстановку. Нервная, неуверенная в своих силах мама просто обречена на неуспех. Расслабьтесь, чего бы это ни стоило, или хотя бы вообразите себя спокойной и знающей, как помочь своему крохе. Ваш малыш почувствует, что все хорошо, и обязательно изменит свое поведение. Если у вас есть хоть малейшие опасения, что плач ребенка вызван болезнью, не затягивайте с обращением к врачу. Даже если вы сомневаетесь и, скорее всего, переживания окажутся неоправданными, рисковать здоровьем маленького не стоит. Никакая, даже чересчур взволнованная мама, не способна удивить детского врача или патронажную сестру. С такими женщинами им приходится сталкиваться постоянно, и они знают, как им помочь. Только не занимайтесь самолечением! Когда животику больно Большинство грудничков плачут от коликов. Раздувающие животик газы причиняют малышам сильнейшие боли и заставляют издавать самые ужасные крики. Как правило, колики мучают детишек с первого месяца жизни (в некоторых случаях практически с рождения) и до 3-6 месяцев. Считается, что чаще всего страдальцами этого недуга, вызванного незрелостью кишечника, становятся представители сильного пола. Если ваш ребенок беспокойно сучит ножками, безутешно кричит примерно в одно и то же время (как правило, по вечерам, но совсем не обязательно), тяжело засыпает, плохо спит, вероятнее всего, у него колики. В этом случае поможет нехитрая гимнастика. Самое известное упражнение называется лягушка. Его вам покажет любой детский массажист или неонатолог. Стопы страдальца соединяются вместе, ножки согнуты в коленях. При таком забавном положении кишечник освобождается от газиков, может наступить отхождение кала. Полезен также специальный массаж. Мягко массируйте животик младенца, вокруг пупочка, по часовой стрелке, увеличивая диаметр круга, - так расположен кишечник. После этого можно «покататься на велосипеде»: ножки совершают круговые движения от животика к бедрам. Некоторые мамочки признаются, что от коликовой боли их детям помогает выкладывание на животик перед кормлением и прикладывание теплой пеленки на беспокоящее место. Кормящая мама должна строго соблюдать режим питания, исключая вызывающие газообразование продукты. Плач ребенка может прекратиться и после употребления специальных фенхелевых напитков. Можно попробовать и детский ромашковый чай. В некоторых случаях врачи прописывают специальные препараты. Что подойдет вашему малышу, трудно предугадать заранее. Однако стоит заметить, что специалисты по грудному вскармливанию вообще не рекомендуют использовать какие-либо лекарства. Ведь сама природа предлагает нам идеальное средство, справляющееся с проблемами коликов и беспокойного поведения ребенка, - материнское молоко. Это волшебное молочко Если вы кормите ребеночка грудью, проблемы с пищеварением будут тревожить его значительно реже. Однако многие женщины не понимают временной причины коликов, сетуя на некачественную природу своего молока, и заканчивают этот важнейший для маленького создания способ общения с мамой, так и не дождавшись заветных трех месяцев. В итоге, с переходом на смесь, проблемы с животиком только усугубляются, выздоровление затягивается. Так что постарайтесь быть благоразумными! Пробуйте кормить малыша, как только он начинает беспокоиться. Во время сосания материнской груди кроха находится в состоянии блаженства и полного расслабления, газы покидают успокоившийся животик, происходит стул, маленькому мученику становится легче. Да, если на улице прохладно, вы не сможете накормить малыша грудью на прогулке. Но ведь можно выйти из дому с сытым и довольным жизнью грудничком, который способен проспать несколько часов до следующего кормления. Свежий воздух и движение коляски будут вам в помощь. А если что не так - не спишите домой. Попробуйте укачать ребенка на руках, а затем снова положить в коляску. Назад к маме Еще один популярный способ, помогающий растить спокойного здорового ребенка, это использования специальной перевязи: слинга. Сладко спящий в слинге малыш находится в идеальном состоянии, приближенным к состоянию до рождения. Он, как и прежде, слышит стук материнского сердца, узнает ее голос, чувствует запах молока, так напоминающий запах внутриутробных вод. Малыш не чувствует голода, так как грудь всегда рядом, он движется в одном ритме с мамой, так же, как и в самый беззаботный в его жизни период. Особенно слинг полезен для коликовых детей, незаменим и для малышей с врожденными патологиями. Слинговые малыши быстрее развиваются и лучше набирают вес. Да и маме не мешало бы освободить руки и заняться необходимыми домашними делами. Ваш ребенок не желает прекращать свой крик - попробуйте поносить его в слинге! Только учтите, что процесс привыкания к этому нехитрому способу переноски достаточно кропотливый для новичка, и может потребоваться помощь консультанта.

Проанализируйте время, когда ваш малыш ведет себя беспокойно и постарайтесь найти сопутствующие этому времени условия, и изменить их. Желаю удачи и здоровья вам и вашему малышу!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Иногда мне кажется, что наш сын был нам послан именно для того, чтоб я поняла, что значит — беспокойный грудничок. Легко писать статьи о том, если твое драгоценное чадо спит без тебя днем, само играет хоть полчаса, позволяет тебе спокойно приготовить еду или спокойно принять душ. Многие мамы уверены, что мои дети именно такие. Да, старшая дочка не доставляла больших проблем. Но сейчас я подобно расскажу, каким оказался наш младший сын. А также о том, как я умудряюсь выжить в таких условиях. И постараюсь дать практические советы всем мамам, столкнувшимся с такой же ситуацией.

Ребенок болен?

Сначала поговорим о том, почему младенцы бывают беспокойными. Иногда это действительно следствие какой-то болезни. А иногда... Иногда объективных причин для такого поведения совсем нет. Конечно, неврологи почти всегда могут найти что-то, на что можно списать все крики малышей. Тот же гипертонус, например (который в той или иной степени бывает у очень многих грудничков). Или неидеальное УЗИ головного мозга. У младенца редко бывает все идеально. Однако причины, по которым дитя беспокойно себя ведет, могут быть самыми разными:

  • болит животик (обычно до 4 месяцев, но бывает и дольше);
  • режутся зубки (с 3-4 месяцев);
  • последствия родовых травм;
  • страх потерять мать, вызванный разлукой в роддоме и оставшийся в подсознании;
  • какие-то проблемы во время беременности;
  • повышенная привязанность к матери, как особенность вашего ребенка;
  • самые разные болезни или самые разные стрессы в первые месяцы жизни.

Неплохо, да? Суть в том, что установить реальную причину беспокойства ребенка очень и очень сложно. В большинстве случаев это нужно просто перетерпеть. Конечно, если малыш вдруг резко стал беспокойным и начал истошно орать — самое время вызвать скорую помощь. Но если карапуз всегда отличался крикливостью и привязанностью к маме, а врачи не находят никаких серьезных проблем — настройтесь просто потерпеть. Вполне вероятно, что через год, два или через несколько месяцев все изменится в лучшую сторону.

Мнение доктора Комаровского по этому вопросу:

Что делать, чтоб помочь своему ребенку? Иногда может пойти на пользу следующее:

  1. Постоянно носите малыша на руках. Освойте . Судя по всему, ваш ребенок нуждается в этом особенно сильно.
  2. Посетите остеопата. Он может проработать родовые травмы. Это помогает достаточно часто. Но разумеется, не всегда.
  3. Можете попытаться дать ребенку что-то вроде детского эспумизана (от болей в животе) или намазать десны специальным гелем (если лезут зубки). Кому-то это помогает. Нам никогда не помогало.
  4. Постарайтесь сами быть поспокойнее. Ваше настроение передается малышу.
  5. Если малыш ужасно спит ночью — вам показан . Конечно, это не всегда избавляет от ночных гуляний. Но может значительно облегчить вашу жизнь.
  6. Если ребенок беспокойно воспринимает кормление, вертится на груди, извивается или плачет — немедленно вызывайте консультанта по грудному вскармливанию. Сделайте все возможное, чтоб сохранить лактацию и решить эти проблемы! Переход на искусственные смеси часто является следствием невнимательности родителей и неготовности обращаться к профессионалам. Поверьте, детские смеси (а также лекарства) гораздо дороже вызова консультанта!
  7. Пробуйте разные средства. Может, малыш лучше себя чувствует, когда играет умиротворенная музыка? Или после долгого купания? Или на прогулках на природе? Далеко не всегда можно выявить какие-то закономерности. Но попробуйте!
  8. Научитесь делать массаж.
  9. Кому-то помогает посещение бассейна и проныривания. Хотя я считаю, что этот метод подходит далеко не всем детям. Для некоторых малышей подобные процедуры являются большим стрессом.
  10. Старайтесь не доводить ребенка до сильной усталости и перевозбуждения. Своевременно уходите с прогулки домой. Своевременно заканчивайте эмоциональные игры. Реагируйте на первые признаки усталости малыша.

Часто бывает, что на грудничка оказывает негативное влияние обстановка в семье. Частые ссоры, напряженные отношения, много посторонних людей... Но опять же, далеко не всегда причина кроется в семье. Уж на что у нас в доме все мирно и спокойно...

Наш сын

Честно говоря, в первые месяцы после вторых родов мне казалось, что наш сын достаточно спокойный. Несмотря на то, что я бесконечно носила его на руках. Нас миновали сильные колики. И спал по ночам он гораздо лучше старшей дочки... Более того, у нас был шикарный период где-то с 2 до 4 месяцев. Когда я почти перестала пользоваться слингом и могла спокойно оставлять его на полу на 10-30 минут. Однако с 4 месяцев стали резаться зубы... И тут оказалось, что это пострашнее, чем колики. Ведь колики довольно быстро проходят. А зубы... Могут лезть до двух лет.

Сейчас нашему сыну почти 10 месяцев. Мы уже набегались по врачам, никто ничего серьезного не обнаружил. Более того, глядя на десны ребенка (а они действительно постоянно набухшие), многие врачи отмахиваются со словами: «А, да этого у вас зубы лезут. Потерпите!» Вам знакома такая реплика?

Мы с сыном

Надо сказать, что «просветы» у нас действительно бывают. Примерно раз в 2-3 месяца. В этот период малыш почти на неделю забывает про маму, сам играет и прекрасно себя чувствует. Но потом... Я думаю, не будет большим преувеличением, если я скажу, что 90% всего дневного времени наш сын проводит у меня на руках. И хорошо, если просто на руках. А то еще и ноет, требуя, чтоб с ним бегали по квартире!

Спит днем только рядом со мной. Каждые 10-15 минут надо совать ему грудь. Просыпается от каждого шороха. И без шорохов. Ночью просыпается 7-15 раз.

И это у нас не «плохие» дни. Так почти постоянно! И то, в данный момент я считаю, что пошло «улучшение». Потому что иногда (!) у меня получается поесть сидя, притом со свободными руками. Раньше я ела только стоя, усадив карапуза в слинг. А сейчас можно на несколько минут его чем-нибудь занять. И то, довольно часто я кушаю с ним на руках. Регулярно даю ему грудь за обедом, чтоб он перестал выхватывать у меня ложку или громить тарелку.

В 90% случаев я выполняю домашние дела в слинге. Хотя сейчас, когда сын такой большой, это очень неудобно. За спиной сидеть он уже отказывается. Там совсем неинтересно и очень трудно мешать маме. Спереди — да, пожалуйста, но при этом норовит схватить все вокруг. Поэтому я готовлю только максимально быстрые блюда. Использую замороженные овощи, не брезгую кашами.

В хорошем настроении он готов играть с игрушками. Но только пока мама сидит рядом на полу. Опять же, сейчас пошло некоторое улучшение, сын периодически заигрывается, даже иногда уползает в коридор, но если я вдруг выйду из комнаты (даже на пару секунд) или просто встану — поднимается крик, и больше малыш играть не хочет. Ни за что.

Вы все еще думаете, что мои посты — для тех, у кого «идеальные» дети?

Как выжить маме?

Все это я написала не для того, чтоб пожаловаться. А для того, чтоб показать: вы не одни. И даже если у вас беспокойный ребенок, который не оставляет вас ни на минуту, вы все равно можете успеть все необходимое. А главное — хорошо себя чувствовать. Конечно, есть разные случаи. Бывает дети ведут себя так, как мне и не снилось. Бывает, груднички орут целыми днями, хоть носи их, хоть пляши, хоть на голове стой. Некоторые дети катастрофически плохо спят по ночам, и их мамы банально не могут выспаться. К счастью, я сейчас не встаю по ночам. Просто сую карапузу грудь и сплю дальше. Хотя раньше — вставала. И прыгала с ним в темноте по комнате, лишь бы не кричал и не разбудил старшую... Я знаю маму, у которой бесконечные оры по ночам были не редким случаем, а нормой. И не первые два месяца, а два года. Очень надеюсь, что у вас совсем не такой случай.

  • Все, что я писала в своих статьях, актуально для вас в тройном размере. Особенно важны статьи , « », « », « » и вообще все, что я публикую в рубрике для мам. То есть, вам нужно быть втройне внимательнее к себе. Заботиться о себе с утроенной силой. И обязательно научиться хорошо отдыхать за короткий промежуток времени!
  • Иногда нужно жаловаться. Главное, не застревать в этом состоянии. Не бойтесь поныть подруге, рассказать о своей тяжелой жизни. Это приносит облегчение. А потом пойдите и сделайте что-то позитивное. Закажите себе в интернете новое платье или просто потанцуйте под любимую музыку.
  • Повторяю это в сотый раз: постарайтесь освоить слинг или эрго-рюкзачок. Да, это бывает непросто. Иногда кажется, что ребенок категорически не хочет там сидеть. Но обратитесь к опытным мамам или профессионалам. Это в ваших интересах — приучить ребенка к слингу или рюкзаку. Поверьте, это очень облегчает жизнь! Мне кажется, я б сошла с ума без слинга. Хоть сейчас уже им нелегко пользоваться, но все равно на 10-20 минут слинг меня выручает!
  • Если ребенок спит только у вас на груди, это не значит, что вы не можете отдохнуть! Нет ничего проще, чем читать книги или слушать аудио во время кормления. Как вы думаете, как я с двумя детьми пишу статьи в блог? В данный момент сын в полусне сосет грудь, а я лежу с телефоном в руке и набираю текст.
  • У меня супруг приходит с работы очень поздно. Мы все уже спим. Но это не значит, что я не могу чистить зубы и принимать душ. Чищу зубы и смываю косметику, пока дети купаются в ванне. Иногда — если сын не желает долго купаться — в слинге. Принимаю душ за одну минуту, пока ребенок сидит на полу в ванной и изучает полотенца. В крайнем случае — вместе с ним. Да, можно раздеть его и взять с собой в душ!
  • Я не буду здесь повторяться. Читайте другие статьи моего блога и помните, что все это возможно даже с беспокойным грудничком. Главное — брать и делать. Не только читать, а применять это в жизни. Искать для себя доступные радости и активно внедрять их в свою жизнь. Отдыхать. Находить себе хобби (об этом шла речь в статье про ). Не требовать от себя слишком многого. Учиться наслаждаться материнством. И выбросить из головы чувство вины.

Материнство — это нелегко. Но это может дать вам много-много счастья. Нужно лишь открыться этому счастью и просто обнимать своих детей.

Я желаю вам ощущать себя самой счастливой мамой.

Новорождённые часто плохо спят в ночное время, беспокоя подобным поведением неопытных мам и пап. Родители начинают думать, что малыш плохо себя чувствует, поэтому так себя ведёт. На самом деле не стоит сильно переживать, ведь груднички часто страдают расстройствами сна, просто необходимо правильно определить причины нарушений.

Каждая мама может добиться того, чтобы малыш сладко посапывал в кроватке нужное количество часов. Для этого необходимо приложить некоторые усилия. Крепкий сон днём и ночью – это не только польза растущему организму, но и масса свободного времени у родителей, которых выматывают работа и дела по хозяйству. У молодых мам появляется возможность посвятить себе лишние пару часов. Давайте разберёмся, почему ребенок ворочается и что делать, если сон малыша стал беспокойным.

Факты. Первые месяцы жизни груднички не понимают, что такое день и ночь. Они бодрствуют около 6-10 часов в сутки.

Причины нарушений сна в дневные часы

Маленькие дети еще не совсем адаптированы к режиму дня. Малыши пробуждаются, если хотят есть, пить или же из-за неподходящей температуры в комнате. Влияет на качество дневного сна и время кормления. Грудничок беспокойно спит по нескольким причинам:

  • Неблагоприятный микроклимат помещения, в котором находится младенец. Сухой воздух, чересчур высокая температура в комнате, редкое проветривание испортят отдых даже взрослому человеку;
  • Неустойчивый эмоциональный фон. Связано это с еще неокрепшей психикой младенца, например, малыши не всегда могут уснуть после активных игр на свежем воздухе;
  • Тесная одежда или слишком теплое одеяло. Не стоит укутывать ребёнка в летние месяцы, исключением является проживание за полярным кругом.

Существенное влияние на качество сна оказывают следующие факторы:

  • Появление первых зубов;
  • Нарушение стула, например, ;
  • Индивидуальные особенности организма: среди людей выделяют жаворонков и сов;
  • Метеозависимость;
  • Затруднённое дыхание из-за ;
  • Психологические барьеры, например, новорождённый хочет всегда находиться рядом с мамой, не желая разлучаться даже для сна.

Факты. Человек проводит во сне примерно 20-30 лет своей жизни. Для полноценного отдыха необходимо 7-8 часов сна.

Причины нарушений сна в ночные часы

Настоящей проблемой оборачивается бодрствование малыша в темное время суток. Ведь тогда взрослые и грудничок не могут полноценно отдохнуть. Оказаться в царстве Морфея мешают приём пищи в неподходящее время или нервное перевозбуждение. Свою лепту вносят и младенческие , появляющиеся с двухнедельного возраста и дающие о себе знать вплоть до 4 месяцев.

Зачастую грудной ребёнок крепко спит, когда мама укладывает его спать рядом с собой. Семье необязательно проводить всю ночь на одном спальном месте, малыша можно переложить в кроватку после того, как он заснёт. Родительская кровать должна быть в непосредственной близости от спящего ребенка. Не дают хорошенько выспаться:

  • Ночные мочеиспускания. Подгузники намокают, а трение о влажную ткань приводит к появлению кожных раздражений;
  • Громкие звуки. В городских квартирах множество источников шума: и соседи-меломаны, и автомобили, и компании во дворе;
  • Новорожденный беспокойно спит из-за нехватки внимания, заботы и ласки со стороны родителей.

Факты. Рождение ребенка приводит к тому, что молодые родители недосыпают порядка 500 часов сна в первый год жизни малыша.

Сколько должен спать ребенок?

Продолжительность сна и его качество влияют на здоровье и общее развитие маленького организма. Следует знать, сколько ваше чадо должно проводить времени в постели на каждом этапе жизни:

  • До трех месяцев дети спят очень долго, они должны проводить во сне порядка 15-18 часов в сутки;
  • До полугода крохам хватает 14 часов в сутки;
  • До одного года показатели приближаются к 11-12 часам;
  • В дневные часы новорождённые спят примерно, как взрослый человек, около двух часов.

Факты. Учёные доказали, что наличие лишнего веса связано с недосыпом.

Но не стоит бежать к врачу, если время, проведённое ребенком во сне, немного отличается от этих данных. Здесь представлены усреднённые показатели, а каждый человеческий организм уникален: кому-то хватает 5 часов, а кому-то мало и 10.

Какие действия необходимо предпринять?

Малыш будет безмятежно спать, если следовать нижеизложенным рекомендациям.

Температура и влажность

Поддерживаете оптимальную температуру и влажность. Идеальными считаются около двадцати градусов тепла. Свежий воздух способствует глубокому сну, поэтому важно, как можно чаще открывать окна. Например, малыши хорошо спят во время прогулки. Родителям стоит регулярно пребывать на улице с ребенком.

Темнота

В комнате должно быть максимально темно, именно в темноте у человека вырабатывается гормон сна – мелатонин. Для хорошего дневного сна необходимо занавесить окна плотными гардинами, чтобы естественный свет не мешал процессу засыпания. Маленькие дети не всегда любят находиться в кромешной тьме, ему будет комфортнее с ночником или светом, проникающим из соседнего помещения.

Голод

На сытый желудок спят лучше и дети, и их родители. Кормление должно быть обязательным перед моционом и перед укладыванием спать. Сон на голодный желудок становиться поверхностным. Новорождённый, находящийся на грудном вскармливании, хорошо засыпает после употребления материнского молока. Для искусственников подойдёт бутылочка с соской. Процесс кормления успокаивает, настраивает на продолжительный отдых.

Колыбельная

На некоторых крох благотворно влияет прослушивание приятной музыки или колыбельной песни. Материнский голос успокаивает любого новорождённого.

Укачивание

Способствует быстрому засыпанию укачивание. Но малыши сильно , качать придётся продолжительное время, иначе сон не наступит. Дети часто спят в коляске, которая приведена в движение, пробуждение возникает, когда она перестаёт ехать.

Близость с мамой

Маленькие дети тяжело адаптируются к новым условиям жизни. Ещё вчера они были в утробе матери, а сегодня уже вынуждены находиться в этом незнакомом и большом мире. Психологически комфортнее рядом с самым близким человеком – с мамой. Поэтому новорождённые успокаиваются, находясь возле матери, ощущая её тепло и запах.

Совместный сон

Некоторые родители скептически относятся ко сну в одной кровати. Тогда ваши спальные места должны находиться рядом друг с другом. Груднички часто просыпаются посреди ночи и отсутствие матери может оказаться сильным стрессом для маленького ребенка. Близость детской кроватки позволяет сразу реагировать на звуки, издаваемые малышом.

Маленькая кроватка

В магазине детской мебели обратите внимания не на кроватки, а на небольшие люльки. Миниатюрное пространство даёт чувство комфорта и защищённости.

Сухой подгузник

Малыш будет ворочаться и беспокойно вести себя, если он намочил или бельё. Памперсы не рекомендуют многие педиатры, но они удобны в ночное время. Если вы не хотите надевать их на малыша, то будьте готов к ночным подъёмам и смене мокрых пелёнок на сухие.

Жажда

Грудничок плохо спит и просыпается от сильного желания пить. Жажда и беспокойство могут быть вызваны слишком сухим воздухом в помещении, это актуально в холодно время года, когда работает отопление. Для увлажнения помещения можно приобрести специальное устройство или просто повесить мокрую простыню на радиатор. Рядом с кроваткой должна быть бутылочка с жидкостью.

Колики

До 4 месяцев беспокойный сон у грудничка может быть вызван . В таком случае показаны лечебный массаж, специальная гимнастика, лежание на животе перед кормлением, купание в теплой воде, приём . Родителям детей, находящихся на искусственных смесях, следует внимательно отнестись к выбору питания. Неправильно подобранная смесь может причинить сильный вред организму.

Ритуал

Разработайте своеобразный ритуал отхода ко сну, например, это может быть прослушивание музыки, ванночка с отваром целебных трав или чтение сказок вечером. Также у новорожденного должен быть строгий режим дня. Некоторые факторы приводят к перевозбуждению психики, например, просмотр телепередач, подвижные игры, большое количество незнакомых людей вокруг. Стоит избегать этого и тогда ребенок будет легко засыпать и крепок спать продолжительное время. Спокойная атмосфера – зало хорошего отдыха.

Самостоятельное засыпание – это лучшая профилактика частых ночных пробуждений. Только не нужно полночи слушать крики младенца и не предпринимать никаких действий. К этому вопросу стоит подходить последовательно и осторожно.

Усталость

Перед ночным сном ребенок должен бодрствовать не менее 4 часов, тогда он будет крепко спать всю ночь.

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Беспокойные дети

Беспокойные дети

Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.

Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова «правило», если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в «передай ребенка» стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта – дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: «Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними». Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.

Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.

Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: «Вы носите ее слишком много», «Вы ее портите – дайте ей накричаться», «Она из вас веревки вьет». Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: «Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители».

Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение.

Ребенок с большими запросами

Наша первая проблема состояла в том, что мы не знали, как назвать поведение Хэйден. Нам не нравились обычные термины «трудный» и «шумный» ребенок. В них было что-то враждебное и унизительное. Кроме того, они подразумевают, что с одним, а то и с двумя партнерами в дуэте ребенок – родитель что-то не в порядке: что-то не так с ребенком или родитель плохой. Нам это не подходило. В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: «У нее высокий уровень потребностей». Мы слышали, что многие родители именно так расценивали притязания подобных детей. Но однажды блеснул свет: «Давай назовем ее ребенком с повышенными запросами». Некоторое время мы пользовались этим термином, потом стали применять его и по отношению к другим подобным детям, он прижился, и мы на нем остановились. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.

«Ребенок с повышенными запросами» – и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?

«Она перерастет это», – уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались – они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом – в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, – от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.

Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, «жизнь бьет ключом». Она добра и внимательна к другим, включая нас.

Вот чему нас научила Хэйден:

– Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.

– У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть. – Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.

Чему мы научили Хэйден:

– Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.

– Она сама представляет собой ценность (это нормально – иметь запросы).

– Она окружена теплом и доверием.

Мы изучили разные мнения по поводу того, почему ребенок шумит и что с этим делать; это примеры и из нашей практики, и взгляды многих сотен родителей. Вот средства, которые в большинстве случаев помогают.

Особенности ребенка с повышенными запросами

Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами. «Сверхчувствительность» . Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.

«Я просто не могу уложить его» . Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой – вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.

«Не может сам успокоиться» . Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: «Он сам не может расслабиться». Колени матери – его стул, грудь отца – его ложе, грудь матери – средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к «утешителю» впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.

«Напряженность» . «Он все время находится на взводе», – заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.

Ребенок с высокими запросами – божий дар или божье наказание?

Однажды мы сравнили темпераменты наших малышей и поняли, что у детей с повышенными запросами есть многое, что работает на них. Посмотрите, какой ребенок получает больше внимания и вообще больше берет от жизни? С детьми с высокими запросами нянчатся больше, потому что они требуют этого.

Они занимают больше места в жизни родителей и больше их времени, так как таких детей ни с кем не оставишь. А кто получает больше ласки, больше времени проводит в комфорте – на груди или в теплой постели родителей? Эти дети путешествуют по жизни первым классом. Каких малышей лучше знают родители, к каким они вынуждены подходить наиболее творчески? Ответы вы знаете сами. И усилия родителей таких детей вознаграждаются.

«Хочет, чтобы с ним нянчились все время» . Чаще всего расписание кормления чуждо сознанию такого ребенка. Он требует, чтобы его кормили каждые 2–3 часа, и может подолгу блаженно посасывать грудь. Они не только чаще питаются, но и сосут дольше. Эти дети медленно отвыкают от груди, и иногда их приходится кормить грудью до второго, а то и третьего года жизни.

«Часто просыпается» . «И почему таким детям всего нужно побольше, только не сна?» – вздыхала одна мама. Они действительно часто просыпаются ночью и редко балуют родителей, засыпая днем, хотя дневной сон им, как и другим малышам, необходим. Вам может показаться, что над этим ребенком непрерывно горит лампочка, которую очень сложно потушить. Может быть, поэтому, когда они подрастают, их называют «яркими», «блестящими» детьми.

«Неудовлетворен и непредсказуем»

Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: «Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх». Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.

«Слишком активны» . Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. «Для него вообще не существует неподвижного положения», – сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.

«Истощает все силы» . Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. «Он меня просто изматывает», – постоянная жалоба родителей.

«Невозможно удержать» . Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.

«Требовательность» . Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.

Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа «Он вас подминает под себя». Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами – предвестник сильной воли в будущем.

Утомившиеся родители часто спрашивают: «Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?» Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180° как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как «смелый», «заинтересованный», «яркий». Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т. е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Из книги В плену иллюзий автора Фёдор Григорьевич Углов

5.4 Дети-родители 1. Принимайте своих детей такими, какие они есть, благодаря тому, что они такие, они попали на Землю.2. Родители, ребенок - это то, чего вам не хватало в жизни, его качества - ваши достоинства и недостатки.3. Мы ругаем больше всего тех, кто ближе к нам, кто

Из книги Компьютер и здоровье автора Надежда Васильевна Баловсяк

Как дети растут Начиная наше путешествие по этапам развития ребенка с момента его рождения до 2 лет, обратимся к нескольким основным принципам, которые помогут вам лучше понимать вашего ребенка и наслаждаться его индивидуальными особенностями.Карты ростаНа каждом Из книги Радужное сыроедение автора Михаил Новиков

ДЕТИ В БОЛЬНИЦЕ Когда ваш ребенок должен быть госпитализирован, я рекомендую родителям оставаться с ребенком насколько это возможно, и ухаживать за ним. Ребенок нуждается в близком присутствии родителя, когда он болен и когда находится в незнакомом месте. Родители -

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Константин Монастырский

Дети Слабые и тщедушные дети, но не от недостатка питания, а вследствие недостаточного усвоения - Силицея.Золотушные и рахитичные дети с большой головой; открытые роднички и швы; сильный пот на голове, которую нужно держать в тепле посредством закутывания; большой живот,

Из книги Вегетарианская кухня автора Элга Боровская

Скрофулезные дети Сильное желание мяса у скрофулезных детей - Магнезия

Из книги Медики, изменившие мир автора Кирилл Сухомлинов

Родители и дети Ваши дела могут не идти, в вашей жизни могут быть проблемы, потому что вы не принимаете своих детей. Вы ставите себя выше их, считаете себя умнее, образованнее, опытнее. Считаете, что родили их, поэтому они ниже, а вы выше, они бесправны, а вы правы во всем, что

Из книги автора

Из книги автора

5.1. Здоровыe дети – светлое будущее, a больные дети? Здоровый ребенок – ваше светлое будущее, больной – ваш беспросветный кошмар… Судя по здоровью детей наших друзей, знакомых, читателей и пациентов, в русской общине в США всегда всё «круче», в том числе – проблемы со

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института