Проект старшая группа куклы наших бабушек. Проект «Куклы наших бабушек. Проект (средняя группа) на тему: Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

22.02.2019

Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития. Темой проекта послужила кукла-пеленашка, сделанная мной после прохождения курсов. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; « Как можно самим сделать такую куклу?».

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Основополагающим в данном проекте является формирование у детей знаний о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Для этого были поставлены задачи:

Ø обогатить знания дошкольников информацией возникновения кукол;

Ø формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

Ø учить детей изготавливать кукол своими руками;

Ø закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

Ø воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

Ø совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Был составлен перспективный план работы, определены этапы и последовательность выполнения проектной деятельности педагогами, детьми и родителями, подготовлена развивающая предметно-пространственная среда.

Вся деятельность была разделена на этапы.

Первый этап (подготовительный) включал:

Ø беседы о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети;

Ø рассматривание иллюстраций об игрушках;

Ø составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;

Ø чтение сказок, заучивание потешек, небылиц;

Ø беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства;

Ø оформление уголка самостоятельной деятельности «сделай сам».

На втором этапе (практическом) дети посетили выставку «Куклы в национальных костюмах», кукольный театр, составляли творческие рассказы «Моя любимая игрушка», иллюстрировали книгу рассказов «Куклы моей бабушки», делали кукол «Обереги», «Пеленашки», «Закрутки», «Стригушки».

Для реализации проекта были привлечены родители. С ними была проведено

анкетирование по теме; подготовлены и проведены консультации для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”; оформлена наглядная информация: папки-передвижки, альбомы и т.д. Родителей приняли активное участие в совместной познавательно-творческой деятельности.

Хочется обратить внимание на выдержки из книги «Кукла моей бабушки».

«В детстве моей бабушки не было возможности приобрести игрушки, они жили в глухой деревне и семья была большая. Старшие сёстры, когда подросли, шили из лоскутков ткани, пуговиц и ваты кукол, собачек, кошек…» (Настя Ч.);

«….самодельная кукла из капронового чулка – Катя. Её мама этот чулок набивала опилками, расстригала нижнюю часть, делая ножки, всё сшивала, пришивала ручки. На голову кукле пришивала расстриженный чулок, это получались волосы. Вместо глазок пришивала пуговицы, а ротик и носик вышивала нитками. Бабушка повсюду куклу брала с собой в гости, шила ей платьица, играла с другими девочками. Засыпала тоже с куклой Катей в обнимку.» (Игорь М.)

«.Любимая игрушка моей бабушки была гипсовая кукла. Она была лёгкая и красивая. А ещё у бабушки был мячик из шерсти овцы или козы. Но больше всего было игрушек из бумаги, которые бабушка делала сама – фонарики и различные фигурки…» (Вика К.).

В результате большой и очень интересной исследовательской деятельности, проведённой совместно с детьми и родителями, пополнился мини-музей “Куклы из бабушкиного сундука ”, составлены альбомы «История куклы», «Моя любимая игрушка», «Кукла моей мечты», организована выставка игрушек, сделанных руками детей и родителей. С большим интересом наш мини-музей посещают и дети других групп ДОУ.


«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - народная мудрость

Проблема

Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Актуальность проекта.

В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность» , «бездуховность» , мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре, традициям, промыслам, обычаям является сегодня актуальной темой.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа - как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. «Куклы из бабушкиного сундучка» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. На дне бабушкиного сундука можно найти куклу, изготовленную своими руками. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она остается вечно юной и любимой игрушкой человечества. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Делали и делают кукол из различных материалов: дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня интерес к народному творчеству, народной культуре, к своим корням необычайно велик.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях в использовании кукол, выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цель исследования:

Цель проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы; изучить историю кукол своей семьи.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить представления детей о разнообразии и назначении народной куклы, видах кукол.

Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами. Изучить корни возникновения куклы. Собрать материал о куклах наших бабушек. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки. Сделать фотографии.

Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками, самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Привлечь родителей к совместной творческо – исследовательской деятельности с детьми и педагогами.

Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки.

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Участники:

Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный

Тип проекта

информационный, поисково-исследовательский, познавательно-творческий.

  • информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников)

Творческий (дети рисуют, составляют рассказы)

Исследовательский (исследуют «Бабушкин сундучок» )

Подготовительный этап:

Планирование совместной работы с детьми и родителями.

Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.

Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек.

Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол.

Изготовление воспитателем образцов народных кукол.

Подбор природного, бросового и др. материала.

Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр; подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Информация в родительском уголке. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в жизни ребенка”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
  • Выпуск раскладушки для родителей «Роль куклы в жизни ребёнка» .
  • Привлечение родителей к сбору материала – Выставка “Куклы наших мам и бабушек”: «Куклы нашей семьи» (фотографии из семейных архивов) .
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность; Проведение консультаций и мастер-классов для родителей. Мастер класс - Русская народная кукла «Мотанка» .
  • Оформление наглядной информации: альбомы и т.д.

Заключительный этап

  • Выставка «Куклы наших мам и бабушек»
  • Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями.
  • Фотографии из семейных архивов «Куклы нашей семьи»
  • Оформление альбома «Куклы русского народа» для группы.
  • Оформление собранной информации в папки.

Литература: интернет – ресурсы

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как: – Познавательное;

– Социально - коммуникативное

– Речевое;

– Художественное – эстетическое; – Физическое развитие; – Труд.

«Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции»

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, какие куклы сохранились в семьях наших детей. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы «Мотанка» , мы провели мастер-класс по её изготовлению с родителями. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие предметы и мы придерживались этого правила - куколки делали без иголок. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Некоторые детки захотели нарисовать своим куклам глазки

В группе оформили альбом «Куклы русского народа» ; провели Анкетирование среди родителей « «Куклы моего детства» ; совместно с родителями создали выставку “Куклы наших мам”; с детьми изготовили куклы из ниток (детям очень понравилось) и игровую куклу “Пеленашка” по схеме; оформили выставку детских работ. Всю информацию о куклах поместили в папки.

МАТЕРИАЛ КОНСУЛЬТАЦИИ
«КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК (НАРОДНЫЕ КУКЛЫ ) »

Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла-обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи.
Традиционно существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как отражение души. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.
При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

Куклы, изготовленные без помощи иглы

КУВ АДКА
Кувадка была первой куклой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани), чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного. Основанием такой куклы служит свернутый и скрученный в трубочку кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка. Заготовку сверху накрывают квадратом белой ткани и перевязывают ниткой по линии шеи. Так получается голова. Чтобы она была более круглой, под ткань подкладывают немного ваты. Ручки-рукава получают в результате перетягивания нитками противоположных углов квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой – получится кисть руки или манжета пышного рукава. Оставшиеся два угла квадрата ткани расправляют и подвязывают ниткой на талии. Кофточка готова. Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, разрезать свисающие концы на три ленты и заплести их в косу. Прическа на голове закрепляется ленточкой-повязкой.


Самый простой способ изготовления Кувадки:

1. На квадратный лоскут положить небольшой комочек ваты или шерсти.
2. Сложить лоскут ткани треугольником.
3. Перевязать ниткой по линии шеи. Получится голова.
4. Ручки можно сделать, перевязав ниткой противоположные углы ткани. Если уголки подогнуть на изнаночную сторону, то получатся ровные манжеты.
Кувадке оформить линию талии, перевязав ее цветной нитью

КУКЛА « ДЕНЬ - НОЧЬ »

Есть разные куклы с таким названием. Она играла роль оберега, который клали в люльку новорожденного. Оберег – это даже не одна, а две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани. Для изготовления нужно взять два лоскута размером примерно 30*30 см. светлый лоскут символизирует день, а темный – ночь. В центре лоскута кладется комочек ваты. С помощью нити оформляется головка. Низ лоскута складывается треугольником. Затем оформляются ручки – боковые уголки закладываются внутрь и обвязываются нитью. Две куколки связываются одной нитью.

Последовательность изготовления Пеленашки:
1. Белый лоскут скатывается столбиком.
2. Столбик кладут на середину второго (темного) лоскута. Трерьим лоскутом столбику обвязывали «головку» как платкочком.
3. Далее столбик пеленается так же, как настоящий ребенок.
4. Пеленашка обвязывается разноцветной нитью.
Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она находилась до его крещения, сбивая злых духов с толку и принимая на себя все напасти. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранилась вместе с крестильной рубахой.

СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ

Эти куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой конской упряжи подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в единое целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30см, шириной до 1,5см. Ее делали из любого дерева. Кроме ольхи и осины (эти деревья связывали с нечистой силой).
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Кукол можно свободно двигать по «руке».


КУКЛЫ ДЛЯ МИРОВОГО ДЕРЕВА.
Раньше к свадьбе в доме невесты утром в день венчания пекли особый свадебный пирог. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными фигурками птиц и зверей, а часто и человечков, символизировавших подружек жениха и невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесты.
В старину у славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, крона – небеса (Мировое дерево). Рождение новой семьи сравнивалось с рождением Мирового дерева жизни. Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, его куски раздавали родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей. Середину пирога с Мировым деревом получали молодые. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.
Кукла «Мировое дерево» изготавливалась без сшивания иглой, что бы «счастье не зашить» Ее основы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов (бересту не снимают). Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала на левом сучке рогатины делают куклу – невесту, а на правом затем куклу – жениха.

Изготовление Вертуты:
1.Нужно взять небольшой лоскут ткани и свернуть его трубочкой.
2.Полученную полотняную трубочку сложить пополам, вдвое.
3.Скатать трубочкой второй лоскут – это будут ручки. Их нужно проложить между скатанными трубочками.
4.Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки над руками – оформить головку. Под руками также перетянуть нитью, обозначив талию.
5. Юбочка – привязанные к талии разноцветные лоскутки. Небольшой тканевый прямоугольник может стать фартуком.
6. Для изображения мальчика две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязывают нитью на концах.

СТРИ ГУШКА.
Назначение куклы Стригушки учеными трактуется по-разному. Вероятно, это объясняется тем, что в каждой области существовали свои обычаи. По одним свидетельствам, кукла Стригушка изготавливалась из последнего пучка соломы во время жатвы и устанавливалась в центре последнего стога. Таким образом она выполняла функции оберега как нынешнего, так и будущего урожая.
В других областях Стригушка была обыкновенной игровой куклой, очень популярной среди крестьянских детей. Объяснялось это доступностью материала, простотой изготовления. Мать брала с собой ребенка в поле, где его нужно было чем-то занять. Под рукой у нее всегда были трава и солома. Пучок соломы перехватывали ниткой, скручивали по серединке, сгибали пополам, обматывали соломкой. Так получалась голова.
Небольшие пучки соломы отгибали в стороны и обвязывали на концах. Получались ручки. На уровне талии фигуру перетягивали соломинкой.
Стригушку, в отличие от других кукол, любой ребенок мог изготовить самостоятельно. В домашних условиях девочки украшали куколку лоскутками, тесемочками, ленточками. К тому же Стригушка умела танцевать. Соломенную юбочку Стригушки подстригали поровнее, ставили куклу на стол и сильно стучали по столу ладонью. Стригушка начинала подпрыгивать и двигаться по столу.
По принципу Стригушки можно было делать кукол из других материалов: мочала, льняных и шерстяных нитей.

Куклы, сделанные с использованием иглы.

« КУКЛУ НА ВЫХВАЛКУ »

Такую куклу шили девочки в возрасте до 12 лет. С ранних лет они присматривались к рукодельным работам матерей и старших сестер, помогали им. Заодно девочки знакомились с традиционными видами одежды, осваивали способы ее изготовления. «Кукла на выхвалку» (ее фигурка, одежда, вышивка, украшения) показывала, насколько девочка овладела разнообразными видами рукоделия. Как правило, все девочки очень хотели сделать таких куколок. Это было своеобразным пропуском на взрослые посиделки (вместо сидения дома с малышами). Куколок чаще всего показывали во время пасхальных гуляний. Если игрушка нравилась, рукодельницу спрашивали о том, сколько ей лет, и если ей было уже около 12, обещали пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя

Как использовать куклы в работе с детьми.

Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.
Воспитатель периодически рассказывает о традициях в использовании кукол, особенностях их изготовления, помогает организовать игры-драматизации, читает потешки, показывает иллюстрации, рассказывает о старых временах.

«Игрушка, подаренная природой»:

У каждого из вас, ребята, конечно же, самый любимый магазин – магазин игрушек. Каких только игрушек там нет! На любой вкус – и для мальчиков, и для девочек. Даже трудно представить, что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали игрушки? Или они совсем не играли? Конечно же, играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами. Представьте себе такую картину: собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете, они расстроились? Как бы не так! Огляделись девочки вокруг. Вот одна сорвала травки пучок, перевязала в поясе, распушила юбочку. Получилась куколка. Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и так же ловко скрутила себе куклу. А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу – вот вам и пеленашка. А вот еще одна в дом метнулась – там мать только что полотно соткала и начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног да лоскутки собирает – куклу вертит. Яркая кукла получилась, нарядная!
В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовить жилища. Взрослый человек в природе мог найти все, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать все, что может пригодиться в игре, и из чего можно приготовить игрушки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»

Детский исследовательский проект

Тема: «Куклы наших бабушек»

Исследователь: Юсупова Ксюша

Подготовительная группа

Возраст 6 лет

Руководитель проекта: воспитатель

Баянова Наталья Витальевна

Лобва

2017

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1.Актуальность................................................................................................ 3

2. Цель, задачи................................................................................................... 6 Основная часть

1.Этапы, план работы над проектом................................................................ 7

2. История возникновения кукол..................................................................... 8

3. Виды кукол..................................................................................................... 9

Заключительная часть........................................................................................ 12

Введение

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушно обретали куклы души .

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно

помнить детство.

Лариса Рубальская

Актуальность проекта: Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Кукла не рождается сама: её создает человек. Она оберегает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы . Русская народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.

Здравствуйте, меня зовут Ксюша Юсупова мне 6 лет. Как и все дети, я люблю играть. Больше всего я люблю играть в куклы . У меня много разных кукол, которых обшивают моя мама и бабушка. И однажды когда бабушка шила очередной наряд кукле, она сказала: «У меня в детстве таких кукол не было, с начала мама мне делала кукол из лоскутков ткани, а когда я подросла, то сама стала себе мастерить кукол». Мне стало интересно, какие же куклы были в детстве моей бабушки и прабабушки. О своем интересе к куклам из бабушкиного детства, я рассказала своей воспитательнице Наталье Витальевне. В группе детского сада мы провели опрос. Выяснилось, что ребята очень мало знают о тряпичных куклах наших бабушек и прабабушек. Наталья Витальевна рассказала нам о народных тряпичных куклах. Мы побывали в русской избе и рассмотрели кукол и « Бабушкиного сундучка».

Сходили с ребятами в «Музей народных тряпичных кукол».

И создали в группе свой музей.



Поэтому тема моего проекта стала: «Куклы наших бабушек»

Объект исследования : тряпичная кукла.

Предмет исследования : технология изготовления тряпичных кукол.

Гипотеза: Если я познакомлюсь, с созданием народной тряпичной куклы то узнаю её историю, и её неповторимый образ.

Цель исследования: Узнать в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и через куклу узнать о старинных праздниках и обычаях русского народа.

Задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения кукол;

2. Изучить виды кукол;

3. Провести социологический опрос среди детей;

4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу.

Проблема: Как сделать куклу своими руками?

Работая над проектом, мы использовали следующие методы исследования:

Просмотр альбомов, иллюстраций в энциклопедии;

Информация в сети Интернет по данной теме;

Социологический опрос;
- практическое изготовление изделий;
- заключение, вывод.

Тип проекта: исследовательский, творческий

Сроки реализации проекта : 2 недели

Описание этапов работы над проектом представлены в виде таблицы.

Основная часть

Этапы реализации проекта

- Постановка цели и задач проекта;

Гипотеза;

Социологический опрос среди детей подготовительной группы;

Просмотр альбомов, энциклопедий;

Информация в сети интернет по теме проекта.

- Экскурсия

Беседа «История возникновения кукол»;

Беседа «Виды кукол;

Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла»;

Рисование «Моя народная тряпичная кукла», «Моя обереговая кукла»;

Чтение сказок «Василиса Прекрасная»,«Крупеничка»;

Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?»;

Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

Конструирование кукол;

Игровая «Зайчик на пальчик», «Полешко», «Малышок – голышок».

Обереговая «Кувадка», «Пеленашка», «Крупеничка, «Кубышка-травница» (сделанная дома с мамой);

Обрядовая «Коляда», «Масленица».

Изготовление кукол;

Стендовая защита проекта;

Презентация.

План работы

1. Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная тряпичная кукла»;

2.Беседа «История возникновения кукол».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Вт

1.Беседа «Виды кукол»;

2.Чтение сказки «Василиса Прекрасная»;

3. Конструирование игровой куклы «Малышок – голышок».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Ср

1.Рисование «Моя народная кукла»;

2. Хороводная игра «Приехала купаленка»;

3. Конструирование обрядовой куклы «Коляда».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Чт

1.Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла»;

2. Чтение сказки «Крупеничка»;

3. Конструирование обереговой куклы «Крупеничка».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Пт

1. Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?»;

2. Конструирование игровой куклы «Зайчик на пальчик».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Пн

1.Рисование « Моя обереговая кукла»;

2. Конструирование «Кукла кувадка».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Вт

1.Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка»;

2.Конструирование обрядовой куклы «Масленица».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Ср

1.Сюжетно - ролевая игра «Мастерская кукол».

2. Сделать дома с мамой куклу «Кубышка-травница».

Воспитатель

родители

Чт

Ребёнок, родители,

воспитатель

Воспитатель,

Родители

Пт

1.Подготовка к стендовой защите проекта

Ребёнок, родители, воспитатель

Воспитатель,

родители

Социологический опрос детей

Выяснить интересы и потребности детей подготовительной группы в составе 20 человек по данной теме :

Проведя, опрос мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных тряпичных куклах знают не многие.

История возникновения народных тряпичных кукол

Прежде чем приступить к работе мы решили изучить историю народной тряпичной куклы. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

У народных тряпичных кукол нет глаз, носика и рта. Мне стало интересно, и я захотела узнать, почему у тряпичных кукол нет лица? Об этом я решила узнать у своей мамы. Из сети Интернет, мы с мамой узнали, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям считалось, что если кукла будет с лицом, то в неё вселится злой дух. А также, что народные тряпичные куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Каждая куколка делалась с определенной целью , и имела своё назначение.

А теперь я вам предлагаю познакомиться поближе с такими куклами:

Обрядовые куклы

Богата земля русскими обрядами, участниками которых бывают куклы.

Обрядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.

В энциклопедическом словаре слово обряд означает традиционные действия, сопровождающие важные моменты в жизни человека.

Кукла « Коляда » с проходили все рождественские колядки. Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Кукла изготавливается, из березового полешка на поясе висит веник, которым отгоняет нечистую силу, а также два мешочка с солью и крупой на достаток в доме.

Кукла «Масленица» . Каждый год, на празднике проводы зимы сжигают эту куклу и вместе с ней все старое и плохое, что было в прошедшем году.




Куклы обереги

В Русской избе обязательно жили разные куклы - обереги, которые оберегали человека от несчастья, защищали от болезней, охраняли дома. Оберег – от слова беречь.

Например, кукла «Куватка» , которая висела над кроваткой ребёнка, отгоняла злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.



Кукла « Крупеничка» (Зерновушка)

это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли, зерном наряжали и бережно хранили в красном углу. Люди верили, что «Крупеничка» принесет в дом достаток и благополучие.

Кукла «Пеленашка» древнейшая кукла - оберег. Делали для младенца. Считалось, что она защищает от сглаза. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

А мы с мамой тоже сделали куклу «Кубышка-травница» древняя целительная кукла – оберег. Она наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни . Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.




Игровые куклы:

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Их называли куклы-закрутки, и делались они без иголки и нитки. Самая первая была кукла «Полешко» . Делалась она из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Малышок - голышок» игровая тряпичная кукла.

«Зайчик на пальчик» Эту игрушку в старину родители давали трёхлетним детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой.

Экологическое обоснование

Изготовление изделий с применением ткани, ниток, крупы, и трав – экологически чистое производство:

При работе с тканью, нитками и другими материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;

Значит, выполняя, данный проект окружающей среде ущерб не нанесен. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.

Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. В ходе исследования я узнала историю возникновения тряпичных кукол, технологию изготовления кукол и её неповторимый образ а, также о старинных праздниках и обычаях русского народа.

Результатом моего труда – стала коллекция обрядовых, обереговых и игровых кукол сделанными своими руками.

Я уверена, что созданные мною куклы доставят людям радость и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.

«Когда делаешь кукол, - рассказывают мастера, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»

Список литературы

1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г

2. Моргуновская.Ю.О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г

Детская литература:

3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

4. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка».

Интернет ресурсы:

5.Славянские куклы:

6. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

7. Тряпичные куклы:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» Проект по музейной педагогике воспитателей группы № 10 « Солнечные зайчики» Ленченко Екатерины Вячеславовны

Я надену кукле бусы, Платье новое сошью. Не вести же мне к бабусе В старом куколку мою... Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений и т.д. Из национальной доктрины образования в РФ

Родной свой край люби и знай! Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к народным промыслам, игрушкам и костюмам, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории промыслов, игрушек, костюмов, жизни своих предков, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни (творческие выставки и отчеты) и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Предполагаемый результат Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Освоение доступных дошкольнику способов изготовления народных игрушек.

Задачи проекта: Для педагога: Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности. Расширить знания детей о народных промыслах. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить с культурой и традициями Воронежского края. Формировать этническую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в изготовлении наглядного материала. Для детей: Принять сведения, данные воспитателем, освоить основные способы изготовления народных игрушек. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) Сроки реализации: долгосрочный

Основной раздел программы: познавательное развитие Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, художественный труд, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный: Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам. Изготовление наглядного материала, для последующего ознакомления с техникой выполнения народных игрушек воспитанников и коллег. Создание познавательных презентаций для детей II. Организационно-практический Участие в выставке « Оденем куклу вместе с мамой» Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Воронеж – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Воронежский край!», « Игрушки наших бабушек» Оформление альбомов “Воронеж- Прошлое и Настоящее ”, фотоальбомы « Наша семья» и « Наша жизнь в детском саду» Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Лепка «Народные промыслы» (дымковская, филимоновская игрушка) Изобразительная деятельность « Народные промыслы» (гжель, хохлома, жестово) Экскурсии с родителями и фотоэкскурсии по городу Создание мини-музея « Куклы наших бабушек» с помощью воспитанников и их родителей III. Презентационно - завершающий Цикл открытых занятий под общим названием “Куклы наших бабушек ” Заседание клуба « Очумелые ручки» по изготовлению народных кукол. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. IV. Контрольно-рефлексивный Подведение итогов. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта: интерес детей и родителей; методические разработки, интеграция со специалистами детского сада. средства технического обеспечения (видеопроектор, компьютер, интерактивная доска) Предложения по возможному распространению проекта: Проект можно использовать в любой возрастной группе начиная со средней группы детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные, символические и мифологические знания. По обычаю такие куклы изготавливали женщины. Поэтому они относятся к женской очистительной и защитной бытовой магии. Объяснялось это тем, что с древнейших времён, с эпохи матриархата женщина была основной хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, обучающие ребенка благодарности, и такие, которые болезнь отогнать могли. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

« Десятиручка » Кукла « Десятиручка » была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

«Спиридон-Солнцеворот» Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах

« Крупеничка » Куколка " Крупеничка " (другие названия " Зернушка ", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

«Кубышка – Травница» Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: " Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни.

«Коляда» С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находÿтся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

«Колокольчик» Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

« Капустка » Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

«Девка – Баба» В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

«Веснянка» C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.

« Симеон-Столпник » C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов. Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет. Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и " Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи. Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.

« Толстушка-Костромушка » Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".

Вепская кукла Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.

« Желанница » Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни"

« Трясовицы » так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -« сестёр-трясовиц ». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. « Трясовицы » – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

«Мировое дерево» Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. В горизонтальной плоскости мировое древо и пространство вокруг него разделяются на четыре части, выражая представление о времени (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север). По вертикали дерево делится на три части: нижнюю - корень (подземный мир), среднюю - ствол (земной мир) и верхнюю - крону (небесный мир). К каждой из этих частей относятся определённые существа. Внизу, возле корня, живут змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому что низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду. В средней части, на земле, располагаются большие животные: туры, олени, кони, медведи, волки. Это также и мир людей. На верхушке мирового дерева селятся птицы и пчёлы, здесь же находятся небесные светила. Мировое дерево - это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу "Мировое дерево" делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой - невеста.

«Неразлучники» На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкого семейного союза. Удивительна эта кукла еще и тем, что делается она без использования иголки.

Наш групповой Мини-музей

Литература 1. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги. 2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. 3. Ожегов. Словарь русского языка 4. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007 5. www.julinakukla.narod.ru 6. www.moskids.ru ; 7. www.rukukla.ru ; 8. www.10ruk.ru