Ребёнок не хочет учиться, как привить желание. Методы мотивации школьников - как привить желание учиться

19.06.2019

Иду от него и думаю, что, наверное, тут какая-то другая – особенная – морская вода, которая быстро и эффективно лечит нос. В итоге оказался обычный соляной раствор, который и заложенность-то толком не убирает… Но ребенок и вправду вскоре поправился.

Пусть современный быт несильно изнуряет, а в некоторых квартирах вовсю шумят робот-пылесос, посудомоечная машина и какой-то парень из клининговой компании, учёные всё же советуют приобщать детей к домашним хлопотам. Поэтому как можно скорее позовите детей к компьютеру, чтобы провести пальцем по монитору и показать, насколько он запылился.

Начиная с 1920-х годов количество детских домашних обязанностей постоянно снижается. Мы боимся нагрузить детей тем, что не приведёт их к социальным значимым достижениям. Напрасно! Наука говорит о том, что помощь придётся кстати не только склонившимся над раковиной родителям, но и будет полезна самим детям. Да, если вдруг сын отказывается класть ламинат в прихожей, скажите, что это для его же блага!

Американские учёные из университета Миннесоты под руководством Марти Россмана 25 лет изучали жизни 84 человек. Исследования показали, что те, кто с трёх-четырёх лет помогали родителям в домашних делах, потом лучше успевали в школе и институте. Они быстрее строили карьеру и теплее общались с семьёй и друзьями, в отличие от тех, кто избежал мытья посуды в детстве. «Мамины помощники» обошли в достижениях и тех, кто начал заниматься домашним хозяйством в подростковом возрасте.

Так что если мы желаем ребёнку всего хорошего в жизни, кто-то должен быстренько взять совок и убрать за котом. Советы ниже обладают доказанной эффективностью против бактерий, накипи и липких пятен.

1. Будьте доброжелательны

Чаще всего мы требуем, чтобы младший член семьи занялся делом, когда сами сбиваемся с ног: на плите догорает суп, утюг стоит на рубашке, а ребёнок вдруг просит пришить оторванный в драке рукав. Любой родитель рассердится: «Я тебе не прислуга, делай сам!». Злобные указания могут сработать, если у вас есть только миг между прошлым и будущим. Но если вы рассчитываете на перспективу, этот способ не поможет. Ситуация, когда маме плохо и поэтому пусть будет плохо всем, вряд ли кого-то вдохновит на подвиги.

2. Домашние дела не помешают учёбе ребёнка

Если младшему не приходится перебирать по ночам зерно, вряд ли у вас есть поводы для беспокойства. Американские психологи проследили за самочувствием около 800 подростков и с удивлением заметили, что участие в домашних делах было связано с более высоким уровнем довольства и счастья. Есть подозрение, что именно бытовые заботы дают детям ощущение связи с близкими и осознание своей нужности в семье.

3. Ставьте выполнимые задачи

Невинная фраза «Иди разбери завал в детской!» может звучать как предложение ликвидировать свалку века. Соизмеряйте свои требования с возможностями ребёнка. Он вообще справляется с тем, чтобы сложить свои носки в ящик? Нет? А почему ему поручили просверлить плинтус? Дошкольникам нужна если не помощь, то хотя бы присутствие родственника рядом и его подбадривающие комментарии: «Ура! Ты поймал фантик. Отправь его в мусорное ведро! Промах! Давай ещё разок! Ты справишься!».

4. Проговаривайте ожидания

Это спасёт вас от разочарований, когда вы дадите задание прибраться, а потом заметите нетронутую башню из коробок от пиццы. Опишите словами, какие именно картины возникают у вас в голове, когда вы говорите о сервированном столе или о порядке в гостиной. Например, в каком углу должно стоять чучело лисы и как именно оно должно стоять: не на хвосте, а на лапах, мордой к двери. Если вы в самом начале пути, нарисуйте ребёнку плакат с пошаговой инструкцией, поясняющими рисунками и наглядными стрелками.

И мы публикуем новую статью психолога Анны Бравославской о мотивации к обучению. Статья будет интересна как родителям школьников, которые каждый день сталкиваются с реалиями современной системы образования, так и тем, кто только-только начинает учиться со своим малышом и ищет ответы на такие, например, вопросы, как: когда лучше всего начинать учить ребёнка читать? Как привить интерес к учёбе? Как сделать так, чтобы чтение и другие развивающие занятия были в радость, а не в тягость.

Если вы хотите задать ваш вопрос психологу, можно отправить его Анне на почту [email protected] . Аня старается отвечать всем, а наиболее интересные и актуальные вопросы рассматривает (анонимно) на нашем сайте.

Учебный год в самом разгаре, а это значит, что в топе «горячих тем рунета» статьи про учебную мотивацию стабильно занимают верхние строчки.

Диапазон авторских позиций широк, и по тому, каких статей больше, примерно понятно, что сейчас происходит в семьях. В начале учебного года статьи и настроения были благостные: только личная воля ребёнка и его удовольствие от процесса. Позже появились статьи про вовлечение и педагогические приёмы: интересы большинства детей явно лежат вне алгебры и хитросплетений русского языка. Сейчас в ходу посты с заголовками «Учение – это мучение» про выход из зоны комфорта и преодоление себя. Ну, понятно, первое полугодие близится к завершению, а идеал всё так же недосягаем.

Тем не менее, практика показывает, что важно всё. Если мы оставим за скобками своё стремление к совершенству, то останется только гибкость и наше умение найти подход к конкретному ребёнку, используя все эти средства, а также многие другие, о которых только мы сможем узнать и потом применить. И, наверняка будут взлёты и падения, периоды гармонии и спокойствия будут сменяться этапами преодоления трудностей и покорения вершин.

Итак, для меня вопрос учебной мотивации у детей сразу разбивается на несколько составляющих. Начнём с физиологии.

Мы все разные

Всё, что касается мотивации – это, в том числе, вопрос энергетики организма в самом примитивном смысле. А именно, сколько у человека сил . Все мы знаем примеры ярких, сильных, самобытных личностей, которым любое море по колено, даже, если они приболели. А уж когда такому человеку что-то понадобилось, то он горы свернёт и не заметит. Это про них говорят «он сделал это, потому, что не знал, что это невозможно».

С другой стороны, у всех нас есть знакомые, друзья, коллеги, у которых как будто никогда нет сил. Они говорят тихим голосом, эмоции сглажены, часто болеют и ничем особенно не интересуются.

Первых мотивировать не нужно, вторых – бесполезно. Тем не менее, между ними – диапазон, и наше место в нём зависит от многих обстоятельств, начиная от наследственности и особенностей протекания родов, заканчивая жизненной историей и привычками.

Не по возрасту?

Кроме того, большую роль играют возрастные особенности ученика . Мы привыкли к тому, что наши дети в 6-7 лет идут в школу, а, значит, должны хотеть и любить учиться.

Мне даже довелось услышать мнение одной мамы, которая обронила, что кризис 7 лет придумали психологи, чтобы объяснить, почему дети именно в этом возрасте должны идти в школу. Это, конечно, не так. Даже наоборот, детей стали отправлять в школу именно тогда, когда, согласно исследованиям, у них просыпается интерес к учёбе.

Проблема в том, что, согласно данным ВОЗ, в развитых странах возраст готовности к школе за последние десятилетия сдвинулся к 8-9 годам. Об этом же говорят и все мои знакомые педагоги: первые 2 класса детей учить невозможно. Настоящая работа начинается с 3-4 класса. И на это нельзя повлиять прописями, ранним обучением и умными книжками – в кризисе 7 лет есть абсолютно физиологические составляющие, которые невозможно форсировать, да и незачем. Вы же не будете тянуть из земли цветок, в попытке заставить его вырасти поскорее?

Позже, лет с 14, начинается период полового созревания, и мысли и чувства подростков устремляются совсем в другую сторону. И, опять же, трудно винить их в плохих отметках и отсутствии учебной мотивации. Но можно попробовать помочь.

И снова привязанность…

Следующей важнейшей составляющей является эмоциональный комфорт и надёжная привязанность к близкому взрослому . Хрестоматийными стали рассказы психологов в соцсетях о детях, над успеваемостью которых бились и школа, и семья, никак не связывая отметки детёныша с разводом его родителей (например).

Благодаря Ньюфелду и его исследованиям, мы знаем, что бесполезно ждать от ребёнка успехов в учёбе, если он находится в состоянии стресса. В подобных ситуациях малыш способен думать только о собственном выживании.

Как-то я встретила в сети цитату «Люди, которые боятся выйти из зоны комфорта! Как вы туда попали?!». Смешно, конечно, но и доля истины в этом есть. Ведь, действительно, для начала необходимо обеспечить эмоциональный комфорт и прочную связь, и только потом можно ждать стабильных успехов в чём-либо от детей (и не только).

И вновь продолжается бой…

Говоря о мотивации, мы обычно имеем ввиду личную, глубинную заинтересованность в какой-либо деятельности. Но она присутствует далеко не всегда. В чём-то учебную мотивацию можно сравнить с вдохновением, а оно, если верить Габриелю Гарсиа Маркесу, «приходит только во время работы».

Не каждому, к примеру, удастся «с огоньком» вдохновить себя на заучивание неправильных глаголов или формул химических элементов. В любом предмете, любой деятельности есть такие неинтересные и откровенно скучные моменты. И наша произвольность и сила воли, если хотите, и проявляются именно в том, чтобы достойно преодолевать эти препятствия.

В таких случаях может быть полезен личный пример – тот, что перед глазами – а также обсуждение и общий настрой. Например, один великий человек вспоминал, как члены его семьи за ужином делились друг с другом теми ошибками, которые были сделаны за день. Ведь, если ты в чём-то ошибся, значит, попробовал себя в чём-то новом, сделал что-то, в чём не был уверен и — выходил из зоны комфорта. Если ребёнок ни в чём не ошибался, его могли и отругать.

Найди себе дело по душе…

Тем не менее, наша «золотая мечта», конечно, в том, чтобы каждый из нас занимался только любимым делом. «Найди себе дело по душе, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни», говорил ещё Конфуций.

Современный психолог Михей Чиксентмихайи ввёл понятие «потока» — особого состояния, в котором находится человек, поглощённый интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал.

Если человек способен так организовать своё сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнёт улучшаться, потому что в этом случае даже самые скучные занятия приобретут смысл и начнут приносить радость.

Думаю, многим из нас знакомо ощущение удовольствия от решения задач или написания текста, или от игры в теннис. И мы можем помочь нашим детям заразиться этим. Кстати, свежие исследования успешности детей в обучении показали зависимость этих успехов от двух факторов – наличия культуры семейных праздников и… увлечённости родителей их работой, живой заинтересованностью в своей деятельности.

Живой опыт

И в конце мне хотелось привести отрывок из поста одной волшебной мамы о её подходе к обучению сына.

«Как Алька учится читать и писать? Да так же, как играть на скрипке.
Вначале Алька учится мечтать.
Вот он подходит ко мне:
— Мам, а мам, а как написать «пирог с клубникой»?
— А тебе зачем? – спрашиваю.
— А я хочу, чтобы гном мне его принёс утром, но для этого я должен на доске ему про это написать!

Вот и повелось – каждый вечер учится писать. Ну, а гном, ясное дело, каждую ночь у плиты проводит, либо мелко режет мармеладки и шоколадки и упаковывает в мини-свёртки…

Потом ещё после всех наших малышовых занятий с инструментами и походами на папины концерты:

— Мам, а как ты это делаешь? Как ты на скрипке играешь? А я смогу? А смогу, как папа, в большом оркестре играть?
— Сможешь, говорю, но надо каждый день тренироваться много лет.
— А как, тренироваться?
— А ты, действительно, хочешь?
— Конечно, хочу! Научи меня! Я хочу в 7 лет играть на концерте!

Пару месяцев держу в тайне, потом, если огонь не угас, потихоньку открываю секреты, делаем упражнения каждое утро, готовимся к школе, так сказать, мне самой страшновато, хотя уже и не так, потому, что стабильно заниматься начали и мечта вроде не проходит, а если будет проходить, то я знаю пару десятков секретов, как вновь размечтаться…»

И вот вам несколько книжек, чтобы «размечтаться». 🙂

Т. Бабушкина «Что хранится в карманах детства»
М. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
Мурашова Е.В. «Дети-тюфяки и дети-катастрофы»
Г. Ньюфелд «Не упускайте ваших детей»
Нойброннер Дагмар «Понимать детей»
С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
М. Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»

Инструкция

Если требуется , то можно прибегнуть к силе разума. Разум есть у всех, хоть некоторые и не хотят его применять себе на пользу. Лучше брать лодыря на приступ, когда он в очередной раз потеряет работу, которая и так особенных денег ему не приносила. Намекните, что получив образование (или продолжив уже начатое), человек сам открывает для себя множество дверей: образование - это связи, это престиж, это привычка трудиться. Это, в конце концов, диплом или сертификат. Образование - это уверенность, что хоть какую-то работу да найдёшь: работодатель скорее примет на работу человека с образованием, нежели без.

Мало мотивировать человека на получение образования. Важно и то, как он будет это образование получать. Сейчас ни для кого ни секрет, что многие студенты учатся от взятки к взятке, стремясь только к корочке с печатью, но не к знаниям. Нужно дать человеку понять, что образованность - в голове, а не в дипломе. Важно также дать ему выбрать именно тот путь, который больше всего соответствует его склонностям и его . Если человек будет учиться не там, где ему надо, если ему не будет там нравиться, вряд ли он получит в этом заведении полноценное образование.

Если речь идёт о детях, то здесь интерес тоже играет ключевую роль. Детям пока что не объяснишь, что образование им нужно. Вспомните себя в школе: разве было что-то в этих уроках, кроме нудной повинности каждый день тратить на них своё драгоценное время, которого у детей, как и , так мало? Разве вы с большой охотой садились за математику или русский? Ребёнка нужно заинтересовать. Если это ботаника, выйдите с ним в парк и изучайте её в полевых . Если это математика, придумайте своего рода квест, в котором ребёнок, постепенно решая задачку за задачкой, ребёнок приходит к заветному сюрпризу.

Ещё один способ вызвать интерес к учёбе - заставить участвовать в различных , олимпиадах и конкурсах. Конечно, подвигнуть вашего лодыря к такому подвигу будет тоже довольно сложно, но здесь есть и серьёзная - ценный приз. Вы наверняка хорошо знаете того человека, в котором пытаетесь вызвать интерес к учёбе. Нащупайте, что ему интересно, что , что бы хотел получить. Может быть, он мечтает о поездке за границу? Тогда поищите конкурсы, где в качестве главного приза выступает как раз такая путёвка. Не успеете оглянуться, как ваш подопечный уже будет усердно учиться.

Отвращение к учёбе - как вредная привычка. Вы можете только помочь человеку от неё избавиться, но вся основная работа всё равно останется за ним. Даже если все ваши труды не приносят плоды, и человек так и продолжает сидеть за компьютерными играми, не беспокойтесь - жизнь . Когда-нибудь он всё равно оценит важность знаний - может быть, будет поздно, может быть, и нет; ваша задача - подтолкнуть его к этому, мягко и ненавязчиво.

Видео по теме

Источники:

  • как учиться и работать
  • Родительское собрание

Многие дети посещают школу без особого желания. Учеба по инерции, недобросовестное выполнение домашних заданий, плохая успеваемость – все это звенья одной проблемы. Как вызвать у учащихся интерес к получению новых знаний?

Инструкция

Развивайте любознательность . Ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний. Поощряйте активные вопросы, старайтесь, как можно информативнее отвечать на них. Расширяйте детский кругозор новыми интересными фактами из того предмета, который вы преподаете.

Способствуйте зарождению новых идей ваших учеников. Побуждайте их к участию во всевозможных внутришкольных и городских общественных мероприятиях.

Хвалите детей за их усилия. Поощряйте наиболее добросовестных из них какими-либо способами.

Настраивайте родителей учеников на то, чтобы они способствовали зарождению у ребенка положительной мотивации , помогали ему организовывать время для выполнения домашних заданий.

Доказывайте актуальность изучаемых понятий, процессов и явлений. Устанавливайте их связь с практической деятельностью человека на конкретных примерах.

Добавляйте проблемный метод обучения к основному методологическому аппарату. Не стремитесь знания, пусть школьники овладевают способами их самостоятельного получения. В начале урока можно задачу и, вооружив детей средствами и методами ее разрешения, предоставить им время для самостоятельного изучения нового явления.

Привлекайте учащихся к сбору и оформлению наглядного материала для ваших уроков. Сюда можно отнести все, что угодно: пусть ребята собирают гербарий или рисуют таблицы – главное, пусть проявляют самостоятельное творчество, позвольте им это.

Устраивайте соревнования между классами на то, в каком из них будет больше отличников и хорошистов, кто лучше изготовит наглядный материал и т.п.

Видео по теме

Повышение квалификации является необходимым условием для работника любой области деятельности. Ведь современные технологии развиваются очень быстрыми темпами, и работающий по старинке человек имеет все шансы на замену более «продвинутым» специалистом.

Инструкция

Если упорно отказывается от повышения , причины такого «нежелания». Возможно, он просто не понимает всей необходимости приобретения новых знаний или не работать по данной в дальнейшем. А, возможно, у него временные проблемы в семье, и ничего личного против он не имеет.

Проводите семинары среди коллег и подчиненных, посвященные инновационным технологиям, методам и приемам работы. Создавайте атмосферу познания в коллективе, дух творчества и разумного соперничества. Подчеркивайте, что вам нужны грамотные, понимающие современную ситуацию в отрасли работники. Приводите в тех, кто уже окончил и повысил свою квалификацию, подчеркивайте возможность роста и продвижения по карьерной лестнице.

Создавайте стимулирующие условия для работников, которые стремятся повышать свой профессиональный уровень. Это могут быть как материальные поощрения, так и другие методы, к примеру, оснащенные современным оборудованием условия труда.

Воспользуйтесь мерами наказаний и штрафных санкций для работников, не желающих повышать свою квалификацию. Это могут быть ограничения в предоставлении каких-либо отгулов, льгот, дополнительных выплат и пр.

Видео по теме

Современные дети, к сожалению, не имеют огромного желания учиться. Учеба - это ежедневный труд. Необходимо каждый день делать домашние задания, ходить на занятия. Не каждый ребенок способен делать это с удовольствием. Как же сформировать желание учиться, мотивировать школьника на получение знаний.

Инструкция

Когда малыш приходит в первый , как правило, он хочет учиться. Но со временем это желание исчезает. И родители, и учителя должны сделать все возможное, чтобы ребенок учился с увлечением, а не по принуждению. Мотивируйте на получение знаний.

Поставьте перед ребенком цель, для достижения которой нужно ежедневно усердно получать знания. Например, у него есть мечта - стать врачом. Объясните ему, что для того, чтобы стать доктором, необходимо хорошо учиться, отлично знать химию и анатомию. Подскажите ребенку, что нужно участвовать в предметных олимпиадах и конференциях, получать дополнительные знания, помимо школьной программы, через чтение справочной литературы. Мотивация - основное условие, при котором дети осознанно начинают подходить к учебному процессу.

Учитель должен планировать свои уроки таким образом, чтобы заинтересовать детей:- продумайте тип и форму урока;
- сделайте уроки разнообразными;
- включите в них игровые, занимательные моменты.

Учеба должна проходить не по принуждению, а по желанию. Ребенку важно видеть также положительный пример. Например, его брат , закончил с золотой медалью, поступил на бюджетное отделение в то учебное заведение, в которое планировал. Все это послужит стимулом для того, чтобы и стремиться к результатам.

Настройте на то, что он должен уметь преодолевать лень, развивать силу воли. Позвольте ему понять, насколько приятно осознавать себя победителем, прежде всего, над самим собой.

Видео по теме

Любовь к чтению следует прививать с пеленок, поэтому родители стараются много читать малышу, показывать картинки, рассказывать увлекательные истории. Пытаясь заинтересовать подросшего ребенка, вы должны показать ему преимущества владения методикой чтения.

Инструкция

Всегда озвучивайте . С маленькими детьми следует проговаривать все персонажи, разговаривать на их « », красочно описывать эмоции и т.д. Следите за тем, чтобы чтение книг было эмоциональным занятием, только тогда ребенку будет интересно.

Просите ребенка нарисовать сюжет. Чтобы вызвать у ребенка желание , его нужно активно заинтересовывать. Предложите ребенку нарисовать то, о чем вы читаете – сюжет , главного героя в момент какого-либо действия и т.д.

Учите ребенка читать в . Вам пригодится или альбом для рисования – придумайте простые игры с буквами (одна буква другую, две буквы ищут третью и т.д.) и занимайтесь, используя любую свободную минутку. Вы можете делать это дома, рисовать на запотевшем окне в общественном транспорте, фигурки на песке и т.д.

Используйте метод повторения. Начинайте заучивать слоги – рисуйте один слог в течение двух-трех дней, а затем предложите ребенку поискать такой же слог в газете, книге, журнале. Дети с радостью отправляются на поиски и вам необходимо поощрять их в этом, обязательно хвалить за каждой достижение, правильно указанный слог.

Никогда не заставляйте ребенка читать насильно, не осуждайте и не высмеивайте его. Развитие детей идет индивидуальными темпами, поэтому не следует переживать, если кто-то читает лучше, внимательнее относится к занятиям и быстрее запоминает. Своими упреками вы только закрепляете негативное отношение ребенка к чтению. Всегда хвалите и поощряйте его достижения.

Всегда обсуждайте прочитанное. Чем раньше ребенок воспринимать информацию из книг осмысленно, тем быстрее он начнет учиться размышлять. Проговаривайте недавно прочитанную ситуацию в других, но похожих обстоятельствах, спрашивайте мнение ребенка, задавайте наводящие вопросы. Используйте универсальный прием – читая ему вслух, останавливайтесь на самом интересном месте и прерывайте чтение под благовидным предлогом. Это даст ребенку время поразмышлять, проявить заинтересованность, а затем вызовет желание самостоятельно выяснить продолжение истории.

Если подросток не хочет учиться, нужно мотивировать его на получение знаний. Нравоучения и, тем более, насилие в этом случае не принесут нужного вам эффекта, а лишь могут вызвать агрессию или отчуждение со стороны подростка.

Прежде всего, нужно поговорить с , не желающим , и выяснить причину подобного поведения.

Если это обычная лень, то постарайтесь воспитывать силу воли и настойчивость. Договоритесь с ним о том, что только после выполнения домашнего задания он сможет пойти в кино с друзьями или заняться каким-то своим любимым делом. Или же запишите его в какую-то спортивную секцию. Очень часто в спортивных школах тренеры не только следят за физической подготовкой своих воспитанников, но и контролируют их успеваемость в учебном заведении. Когда встанет вопрос о том, что из-за может пропустить какое-то серьезное соревнование или сборы, скорее всего, он сумеет в короткие сроки подтянуться в школе.

Для того чтобы появилось желание ежедневно, без принуждения выполнять домашнее задание, подросток должен видеть перспективу, то, для чего он трудится. Побеседуйте со школьником, выясните, о чем он мечтает, какая его интересует. Обсудите с ним, в какой университет в дальнейшем ему нужно будет поступать и какие экзамены (ЕГЭ по выбору) сдавать. Уточните в , какие результаты ЕГЭ () в прошлом учебном году были проходными на бюджетное отделение. Обсудите с подростком возможность занятий на подготовительных курсах, факультативных занятий по этим учебным предметам. Школьник должен видеть цель, перспективу, и тогда занятия не будут казаться ему скучными и неинтересными.

Постарайтесь приобщить не только к осознанному обучению в школе, но и участию в различных предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах и фестивалях. Если он будет видеть положительные результаты своих усилий, то станет стремиться к все большим высотам. Победив на районной предметной олимпиаде, он, скорее всего, захочет показать такие же высокие результаты и на городском, и на областном уровне и т.д. А для этого ему нужно будет прочитать еще больше книг, еще глубже изучать тот или иной учебный предмет. Покупайте ему интересные, познавательные книги, энциклопедии, издания из цикла «Жизнь замечательных людей» и т.д.

Кроме того, на подобных мероприятиях (олимпиадах, конференциях, КВН) школьник найдет себе единомышленников, таких же увлеченных учебой ребят. А положительный пример - это всегда желание добиться тех же отличных результатов или еще более высоких.

Будьте подростку товарищем и помощником, интересуйтесь его успехами в учебе, поддерживайте и поощряйте. И, конечно, не забывайте говорить своим , как вы их любите и гордитесь ими.

Видео по теме

Наверняка, многие родители наблюдали такую ситуацию: после занятий школьник приходит домой, обедает, некоторое время отдыхает, после чего у него вдруг возникают «неотложные дела», абсолютно не связанные с изучением азов науки, но при этом требующие немедленного решения. Почему так происходит? Дело в том, что пришло время приступать к выполнению заданных на дом уроков, а малышу вовсе не хочется продолжать процесс обучения. Как заставить ребенка делать домашнее задание?

Прежде всего, родители должны понять, что заставлять ребенка что-либо выполнять не следует в принципе. Нужно помнить о том, что ребенок - хоть и маленькая, но все же личность. Более того, давление может вызвать абсолютно противоположную реакцию – школьник получит негативный психологический опыт и потеряет интерес к изучению наук надолго (если не навсегда).


Как заставить ребенка учиться? С ним нужно просто-напросто беседовать, объяснять необходимость самостоятельного выполнения домашних заданий, заинтересовать его ходом процесса изучения наук и получения новых знаний. Возможно, отсутствие желания учить уроки дома связано с определенным психологическим дискомфортом. В этом случае нужно выяснить причину и настроить школьника на соответствующий лад.


Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно? Не нужно жалеть похвалы, если школьник сам выполнил домашнее задание. Да, безусловно, нужно проверить качество выполненных письменных заданий и арифметических вычислений, но разбор ошибок (в случае наличия таковых) следует производить только после того, как с позитивной стороны было отмечено желание ребенка самостоятельно изучать основы наук.


Еще одна распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям – неоправданно продолжительное время подготовки школьника к следующему учебному дню. Как заставить ребенка делать уроки быстро? Как правило, неторопливое выполнение домашнего задания связано с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Решением проблемы будет опять-таки беседа, в ходе которой школьника необходимо заинтересовать, рассказать ему о практической пользе, которую он получит в результате изучения того или иного предмета, попытаться решить с ним задачу или выполнить вместе упражнения, отводя ученику роль первой . Вариантов множество, но важно, чтобы каждое совместное занятие не было для малыша скучным.


Его успеваемость оставляет желать лучшего, не спешите его ругать и записывать в неучи. Может у него есть серьезная причина, по которой он испытывает такие негативные чувства к учебному процессу. Поговорите с ним, спросите, какие у него отношения с одноклассниками, учителями. Может, его в школе обижают, и этот отрицательный опыт он переносит на все обучение в целом. Если это так, то нужно посоветовать ребенку, как можно решить конфликт с одноклассниками. А вот с учителями, возможно, придется побеседовать вам. Если ситуацию разрешить не удастся, то стоит подумать о смене школы.

Возможно, ребенок не интересуется учебой, потому что преподаваемая программа для него слишком сложная. Многие родители стремятся отдать свое чадо в какую-нибудь престижную школу или гимназию, но при этом не учитывают, что ребенок может и не справиться с предлагаемым уровнем нагрузки. А если он не будет понимать, чему его учат, то интереса к новым знаниям у него тоже не будет. В этой ситуации есть несколько вариантов развития событий. Вы можете сами помогать ребенку в учебе, разъяснять то, что он не понимает, можете нанять репетитора. Возможно, со временем, ему станет легче . А может следует обратить внимание на общеобразовательную школу. Во многих из них не хуже, чем в лицеях и гимназиях. Ведь то, как и что преподается, во многом зависит от учителей, а нет от уровня престижности школы.

Посмотрите на режим дня своего ребенка. Если он мчится на дополнительные занятия, посещает музыкальную или спортивную секции, занимается танцами и т.д., то причина его неуспеваемости и безразличности к учебе кроется в том, что он слишком загружен. У ребенка просто не хватает времени на то, чтобы вникнуть в пройденный материал и сделать домашнее задание. В этом случае сядьте вместе с ребенком и подумайте, от каких секций, кружков он мог бы отказаться. В освободившееся время пусть он отдыхает, гуляет с друзьями, читает книги. В результате вы заметите, как его успеваемость повысилась, а может быть какие-то уроки и дисциплины в школе вызовут у него серьезный интерес.

Бывает, что ребенок не , потому что ему просто лень. Вот тут сложнее бороться с его безразличием к учебе. Понаблюдайте за своим чадом. Возможно, он интересуется какой-нибудь областью знаний, но в рамках школьной программы не может реализовать свой интерес. Например, ему нравится , но опыты, проводимые в классе, ему кажутся простыми и неинтересными. Возможно, стоит отдать ребенка в химический кружок, где он сможет реализовать себя. Или можете поговорить с учителем, чтобы он дал подготовить какой-нибудь на интересную и увлекательную тему, которую не проходят в школе. Если сможете разбудить интерес к одному предмету, то возможно, он заинтересуется и другими, подобными дисциплинами. Так, чтобы знать хорошо , также из области физики и математики. Или ему станет интересно живых организмов, поэтому он заинтересуется биологией.

Видео по теме

Источники:

  • Как привить интерес к учебе: рекомендации для родителей

Совет 2: Как привить ребёнку интерес к музыкальному инструменту

Обучение игре на музыкальном инструменте даёт ребёнку немало преимуществ: развитие слуха; развитие мелкой моторики пальцев рук (которое, в свою очередь, влияет на развитие правого, т.е. творческого полушария мозга); формирование музыкального вкуса; умение выдерживать дополнительные нагрузки.

Родителям всё вышеперечисленное понять легко, но как объяснить это ребёнку, который со временем теряет интерес к обучению, капризничает во время занятий и старается всячески от них уклониться?

Вам понадобится

  • 1) терпение;
  • 2) внимание к мелочам;
  • 3) время.

Инструкция

Поговорите с ребёнком или понаблюдайте за ним: какие он смотрит мультфильмы/фильмы, какие песни любит. Выпишите все названия, затем постарайтесь найти в магазинах или в интернете ноты этих произведений.
Ему будет гораздо интереснее исполнять эти мелодии, нежели одни "скучные гаммы" и произведения академической программы, установленной преподавателем в рамках своих предпочтений.

Скупиться на критику не стоит, как не стоит и забывать о хрупкости детской психики. Говоря ребёнку о низком уровне его исполнения, вы ходите по минному полю, где каждое неосторожное слово укрепляет ненависть к музыкальному инструменту, а каждая незаслуженная похвала может привести к тотальной непереносимости критики в будущем.
Будьте максимально обходительны, и лучше сто раз сказать: "А давай мы сыграем с начала ещё раз, только теперь нужно поставить на эту клавишу средний, а не указательный пальчик, хорошо?" - чем один раз сказать: "Ты плохо играешь".