Семья и ее роль в жизни общества. Почему семья является основой государства

05.07.2019

Алпатикова С. В., Гулян Е. В.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Гунъко Т. Н.

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Положение института семьи в сегодняшнем российском обществе устанавливается двумя компонентами: современной семейной стратегией поведения страны и наследием прошлого. На сегодняшний день самая обсуждаемая тема в обществе – это роль государства в поддержке семьи.

Что же такое семья? Семья в нашем сегодняшнем обществе – это маленькое государство со своими жизненными целями, планами, и позициями.

Во времена дореволюционной России воспитание фактически целиком исполняло социализирующее назначение и готовило человека к жизни в социуме, побуждало к воспроизводству населения, воспитывало патриотические чувства, то в советской России большую часть данных назначений старалось взять на себя государство. Комсомольская, профсоюзная, партийные и пионерская организации, лишали ребёнка семьи в 10 лет. Родительская функция сводилась к минимуму из-за обязанностей родителей перед обществом, таких как общественная работа, ударный труд, участие в вечных заседаниях разделяли детей и родителей. Следовательно, ребёнок социализировался лишь в семье и получал максимум внимания примерно до Зх лет, а этого вовсе не хватало для первоначальной социализации.

Вследствие такой политики и такому подходу к семье уменьшался авторитет родителей, распадалась святость родственных отношений. Вот такое наследие осталось от России «советской», России «демократической». Но что же изменилось со времен коммунистического режима? В первую очередь совершенно рухнул порядок общественно-государственного формирования молодёжи. Но возникло ли что-нибудь вместо государственного формирования, кому передали социализирующую роль?

В последние годы в России для поддержки семьи проводится очень много мероприятий.

Мы единственная страна, в которой во время кризиса не снизился уровень социальной поддержки населению, а также благодаря работе с семьями повысилась практика работающих в этой сфере.

В нашей стране очень серьезно занимаются демографической ситуацией. В неё вкладываются большие материальные затраты. В России 2006 года появились новые детские пособия. Именно с этого года появилась возможность помогать молодым семьям.

Появилась возможность выплачивать материнский капитал. Он направлен на то, чтобы поддерживать рождение второго ребёнка и последующих детей. Эти денежные средства можно потратить на улучшение жилищных условий (например, приобрести квартиру), на образование ребенка в дальнейшем, на будущую материнскую пенсию.

Благодаря материнскому капиталу в России начала расти рождаемость детей.

Когда мы говорим о семьях, мы должны думать не только об их материальном обеспечении, но и атмосфере, которая господствует в каждой молодой семье. Если в семье есть любовь, то семья – это самое дорогое, это опора и защита на всю оставшуюся жизнь.

«Создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи – это приоритетные социальные задачи в России». Сейчас в России появилась возможность брать детей из дома ребенка на свое попечение. Молодые родители усыновляют или удочеряют детей для того, чтобы подарить детям все возможности их развития. Это позволяет детям находиться под родительским крылом. Право на счастье имеют все, и если биологические родители не смогли дать ребёнку настоящую семью это можете сделать. Многие семьи решившие сделать этот шаг, сталкиваются со различными проблемами, в том числе с психологическими. Вы должны понимать, что с подобными трудностями сталкиваются многие люди, и эти проблемы преодолимы. В обмен на некоторые сложности Вы получите настоящее счастье, счастье быть родителями!

Реализация проекта «Поддержка семьи» позволит увеличить в субъектах РФ сеть учреждений социального обслуживания молодых семей, укрепить кадры и материально-техническую базу.

Реализация мероприятий программы при стабильной государственной поддержке учреждений социального обслуживания семьи и детей приведет к развитию территориальных социальных служб, что позволит увеличить охват семей и детей, нуждающихся в социальных услугах, с 10 до 30 процентов.

В настоящее время социальная политика государства должна ориентироваться на формирование системы социальной поддержки семьи, в соответствии с этим представляется разработка методологии семейной политики, ориентированной на активизацию потенциала семьи. Формирование новых методологических основ семейной политики во многом зависит и от организации социальной работы. Система поддержки семьи должна рассматриваться в контексте ее характеристики и как объекта социального управления и социальной помощи, и как субъекта активной социальной самозащиты.

Среди специфических особенностей, характеризующие проблемы современной молодой семьи, можно выделить:

1. Низкий уровень материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной платы (уровень жизни молодой семьи в 1,5 раза ниже, чем в среднем в семье РФ), безусловно осложняющих процесс выполнения семьей социально значимых функций.

2. Нестабильность внутрисемейных отношений, освоение супругами новых социальных ролей, своеобразие процесса становления. Актуальны проблемы адаптации, которые касаются всех сфер семейных отношений: материально-бытовых, нравственно-психологических и интимно-личностных.

3. Трудности, связанные с ожиданием и появлением детей – недостаточная информированность и неопытность молодых родителей в вопросах, касающихся обеспечения условий полноценного физического и психического развития ребенка, внутренняя неготовность к ответственному родительству.

Молодые семьи нуждаются в поддержке государства, так как не у всех есть возможность обеспечивать своих детей полностью, так как надо. Впрочем, в России есть некоторые сложности с жилищным вопросом. Если один из супругов достиг 30 – летнего возраста, то они теряют возможность получения кредита для ипотеки, для улучшения своих жилищных условий.

Целью проекта «Поддержка семьи» является организация системы социальной работы с молодыми семьями, обеспечивающей условия для правового, педагогического, психологического благополучия семей на стадии становления.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующего ряда задач:

Содействовать организации совместной деятельности органов и учреждений, осуществляющих поддержку молодых семей;

Проанализировать положение молодых семей (демографический, правовой, экономический, социально-психологический аспекты);

Разработать и апробировать программы социальной поддержки молодых семей;

Обеспечить методическое сопровождение мероприятий проекта;

Организовать комплекс мероприятий, направленных на укрепление института семьи на стадии становления;

Распространить опыт социальной поддержки молодых семей.

Государственная поддержка семьи реализуется при помощи местного и федерального семейного закона, целевых государственных программ, а также режимов государственных институтов. Косвенно содействие семье реализуется с помощью выполнения различных нормативных актов, осуществляющих общие или иные сферы социальной жизни, а также затрагивающие участие семьи (ГК РФ, КЗоТ и т. д.).

Социальная поддержка молодых семей, предполагает сдачу необходимых документов с целью принятия на учёт всех участников подпрограммы, для получения субсидии. Для этого необходимо написать заявление на получение субсидии. Нужно иметь при себе паспорт или документ, который может удостоверить личность каждого из семьи. Свидетельство о браке и о рождении ребенка. Так же необходим акт проверки жилищных условий. Сведения об отсутствии или наличии собственности членов семьи, проживающих в одном жилом помещении. В обязательном порядке, для получения этой субсидии, нужно предъявлять документы, которые подтверждают улучшение жилищных условий участников подпрограммы. Это могут быть договора купли-продажи, кредита, инвестирования или строительства.

Реализация проекта «Поддержка семьи» позволила:

Расширить систему межведомственного взаимодействия в части социального обслуживания молодых семей;

Осуществлять меры по профилактике социального сиротства путем формирования у молодых супругов ответственного отношения к браку и родительству;

Улучшить демографическую ситуацию в России;

Повысить квалификацию специалистов, работающих с молодыми семьями;

Разработать и распространить информационные и методические материалы для молодых семей и специалистов учреждений социального обслуживания.

Данную статью хотелось бы окончить определением А. И. Антонова и В. М. Медкова: «Семейная политика – это активность политических партий, государства, общественных корпораций, а также групп интересов и т. п., которая направлена на восстановление семьи, семейного стиля жизни, которая была утрачена на продолжительном историческом пути фамилистической цивилизации мира, возвращение семье изначально присущих ей общественных функций, которые направлены, говоря языком социологии, на упрочнении семьи как общественного института».

Литература

1. Гуль Н. В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства. Журнал российского права, 2012. № 4.

2. Законы РФ о поддержке семьи

3. Интернет – источник http://cheloveknauka.com/

В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.

В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, - отмечает Н.М. Римашевская; - приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями. На смену идеологии всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".

Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта”. Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.

Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, - отмечает А.И.Антонов, - но... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков".

Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.

Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов". "...Присущий семье здоровый консерватизм со стремлением ее к адаптации, - считает председатель Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи В.Ф.Шумейко, - позволяет семье, как социальному институту, выстоять в условиях происходящего в кризисных формах реанимирования общества и государства, но адаптационные возможности семьи не беспредельны. И об этом следует всегда помнить в первую очередь, принимая новые меры в экономике или политике".

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами.

В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного аспекта", превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства. Кроме того, как отмечается в официальном обзоре Российской Федерации в связи с подведением итогов Международного года семьи, представленном на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, роль демократического государства в процессах развития семьи "должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределении ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведении политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально-экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса - предпринимателями, общественностью, частными лицами".

Классный час в 9 - 11 классах. Тема. Государство – семейство семей.

Форма проведения: школьное шоу – «Беседы о главном». Ролевая и сюжетная игра с дискуссией.

Цели. 1. Сформировать у учащихся понимание того, что государство – это большая семья, объединяющая в себе все семьи, как малые группы общества, а также разные народности.

2. Способствовать укреплению престижа института семьи; популяризации семейного благополучия.

3. Пропаганда милосердия и уважения к старшему поколению.

4. Возрождение традиций внутрисемейной этики как составной части этики общественной.

5. Формировать умение участвовать в дискуссии, формулировать вопросы по теме.

6. Повысить мотивацию через использование ролевой и сюжетной игры, дискуссии.

7. Формировать навык выступления перед аудиторией, поиск и подготовка тематического материала, создания презентации к своему выступлению (ведущий, культуролог, политолог, психолог, социолог – к своим выступлениям могут сами подготовить презентации, а может быть и на вступление с заключением учащиеся сделают свои варианты саундтреков).

8. Активно воздействовать на чувства и эмоции подростков с целью формирования позитивного восприятия важной роли семьи в жизни любого человека. Показать неразрывную связь семьи, общества и государства.

9. Повысить познавательный интерес к теме через использование различных методов преподнесения информации: схемы, диаграммы, пословицы, притчи, высказывания выдающихся людей, фрагмент из литературного произведения, статистические данные, фрагменты православной и мусульманской проповедей, основная повествовательная научная информация.

10. Создать условия для максимально активной работы всех присутствующих. Именно с этой целью программа и построена на системе вопросов и ответов. Сначала ведущий задаёт вопросы специалистам, а они отвечают. В ходе выступлений специалисты тоже зададут несколько вопросов аудитории на рассуждение. Затем вопросы будут задавать сами гости студии или им задаст вопросы учитель, активизируя обсуждение темы.

Задачи. 1. В ходе подготовки формировать навык создания презентаций к своим выступлениям, саундтреков.

2. Использовать мультимедиа технологии, пословицы и поговорки, притчи для воздействия на чувства и эмоции подростков.

3. Организовать обстановку, способствующую проведению дискуссии, активировать деятельность подростков. Если они сами не смогут сформулировать вопросы к ведущим, что чаще всего и бывает (или не могут, или стесняются), то предусмотрен другой вариант работы: вопросы будут заданы им и этим все будут вовлечены в обсуждение темы.

4. Активизировать познавательный интерес учащихся через предварительное задание.

Предварительное задание всем учащимся: узнать пословицы и поговорки разных народов о семье, изречения известных людей. Задуматься над вопросом: почему мы назвали государство семейством семей, и быть готовыми ответить на этот вопрос.

Участники: ведущий, политолог, культуролог, психолог, 2 социолога, корреспонденты СМИ (фоторепортёры, операторы с видеокамерой), гости (все присутствующие). Фоторепортёры и операторы будут делать снимки программы, допускается их передвижение по залу.

Оборудование: компьютер; проектор; доска или экран; специальным образом расставленные парты для ведущих; на столах поставить визитки: ведущий, культуролог, психолог, политолог, чтобы было всем видно.

Ход мероприятия.

  • Включить на показ презентацию «Открытие». Вступительная заставка играет в то время, пока все занимают свои места.

Вступительное слово учителя. Добрый день. Сегодня мы представляем открытую шоу-программу: «Беседы о главном». Гости студии в ходе прохождения программы могут задавать вопросы к её участникам. Можно также записать свой вопрос и передать ведущему.

Тема программы: «Государство – семейство семей». Мы попробуем разобраться, почему же государство мы представили семейством семей. Ведь для многих это утверждение покажется спорным. Поэтому программа носит открытый характер, подразумевающий возможность дискуссии. Мы с вами используем большую подборку материала для того, чтобы выяснить, какую роль семья играет в жизни общества и государства, как влияет на их функционирование. И, обратно, как государство влияет на положение в семьях своих граждан.

Ярко выявить эту взаимосвязь мы не сможет, не обратившись к самим понятиям «семья», «брак», «государство». В виду этого, ведущие дадут нам представление об этих понятиях и ознакомят с историей возникновения этих институтов, раскрыв их основные функции в пределах рассматриваемой нами темы.

Итак, я передаю слово школьной студии.

Ведущий. Мы рады приветствовать вас на нашей программе: «Беседы о главном». Сегодня вести со мной программу будут люди, изучающие разные аспекты жизни общества: политолог, психолог, культуролог и два социолога. Именно они помогут нам разобраться в интересующем нас вопросе. В ходе их выступлений, возможно, вас что-то заинтересует, и возникнут вопросы, чтобы не забыть их до конца выступления запишите и можете передать нам.

Для начала, думаю, было бы интересно узнать о понятии «семья» и об истории создания самого института семьи. Об этом нам расскажет приглашённый в студию социолог. …. (имя), - Вам слово.

1-й социолог. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

  • Включить на показ презентацию «социолог» для установки схемы.

Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами: Почему люди живут семьями?

Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

Всегда ли существовала семья?

Сохранится ли семья в будущем?

Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Ведущий. Я думаю, что многим интересен будет вопрос: зачем же общество придумало семейный институт? Ведь в древности оно могло без него обходиться.

1-й социолог . Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

«Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи». 1

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей.

Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.

Ведущий. Скажите, а брак – это тоже социальный институт? Можно ли поставить знак равенства между понятиями брак и семья?

2-й социолог. Брак – основа семейных отношений

«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные.

Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

  • Щёлкнуть для смены слайда..

Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

1-й социолог. Вы знаете, для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ведущий. Отчего же происходят конфликты? Даже самые дружные семьи не могут без них обойтись, как и в целом нет ни одного общества, в котором бы всегда было всё гладко, без ссор и раздоров.

2-й социолог. Только что мой коллега рассказывал о выполнении членами семей своих ролевых обязанностей. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

а) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

б) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

в) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери и т.д.

Ни одно общество никогда не обходилось без спорных вопросов и, соответственно, без конфликтов. А семья – это малое общество, то есть общественная группа. Конфликты сами по себе не должны пугать, их нужно своевременно решать, находя правильный подход для этого. А найти именно правильный подход в семейных конфликтах помогут чувства, объединяющие семью – взаимопонимание, чуткость, терпимость к чужим недостаткам и, конечно же, любовь. А, научась решать конфликтные ситуации в семье, можно будет решать их и в обществе. Даже не просто решать, а стремиться обходиться без конфликтов.

Психолог. Продолжая тематику семейных ролей, начатую предыдущими выступающими я хочу привести на мой взгляд очень точную иллюстрацию внутрисемейных границ, разделяющих пространство семьи на мужскую и женскую сферу влияния (точнее на сферы, где распространяется власть отца и матери), которую можно найти у известного писателя Ф. Искандера в рассказе «Большой день Большого дома». Он с юмором и любовью описывает жизнь большой абхазской семьи, живущей в горной деревне и сохранившей все обычаи и традиции патриархального уклада. Описание начинается с момента, когда отец с сыновьями мотыжат кукурузу.

Из кухни вышла мать и, подойдя к плетню, крикнула в сторону поля:

  • Мальчики мои, обедать.
  • Идем! - весело загоготали братья, не скрывая радости перехода от жесткой власти отца в мягкую власть матери.

Минут через десять братья бодро вошли во двор. Отец, как бы временно низложенный, не спеша вошел вслед за ними. Братья бросили свои мотыги у кухонной веранды. Отец, поочередно подбирая каждую из них, пробовал рукой, крепко ли держатся клинки на ручках. Казалось, он исподволь готовится к времени прихода своей власти...

После обеда, который, по мнению отца, слишком затянулся, он, раздраженный по поводу упущенного времени своей власти, торопит сыновей: «А вы чего там расселись? Вы что, не видите, где солнце? Солнце упустили, солнце!...»

Братья, посмеиваясь, неохотно встали и, взяв свои мотыги, отправились вслед за отцом.

Сам высох, как черт, и детям проходу не дает, - ворчливо, не подымая головы, заметила мать, когда сыновья проходили мимо. Но по голосу ее видно было, что время власти ее надолго, до самого ужина, ушло и тут ничего не поделаешь.

Жизнедеятельностьпонимается в двух аспектах: как проживание различных эмоционально значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни. Выдающийся философ и психолог Э. Фромм, говоря о любви как об активной силе, отмечает, что для творческой личности «давать - радостнее, чем брать» не потому, что это лишение, а потому, что в процессе «давать» есть высшее проявление индивидуальной жизнеспособности.

Ведущий. Очень интересно, спасибо за наглядную иллюстрацию. А скажите, пожалуйста, какую роль семья играет в жизни человека с точки зрения психологии?

Психолог.

  • Включить на показ презентацию «психолог» для установки схемы.
  • потребность в принадлежности и любви. Именно семья впервые в жизни дает человеку ощущение принадлежности к группе людей, объединенных с ним кровными узами и эмоциональными связями, обеспечивающими любовь и психологический комфорт.;
  • потребность в уважении (самоуважении). Семья может прямо и косвенно удовлетворять потребность человека в самоуважении и уважении со стороны других. Сам факт наличия у человека семьи делает его социально успешным. Люди, не имеющие семьи, детей, а также не сохранившие семью (разведенные), традиционно воспринимаются как социально неэффективные. Иллюстрацией этого социально-психологического феномена является, например, любая избирательная компания: человек, рассчитывающий на победу в выборах в целях занятия социально значимого поста, не может позволить себе не иметь семьи;
  • потребность в самоактуализации. Психолог Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал. По Маслоу, дети, воспитывающиеся в дружной, любящей, безопасной атмосфере, стремятся к личностному росту. Родители получают возможность реализовывать себя в воспитании детей. Семья может стать именно той средой, в которой раскрываются способности ее членов. Для этого она должна обладать рядом характеристик: в семье должны быть любовь, взаимное уважение, не должны иметь место симбиозы и коалиции, внутри которых один из членов семьи эксплуатирует другого.

Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в данной группе. В гармоничных, функциональных семьях каждый человек знает свое место, роль и имеет возможность влиять на семейную систему в целом.

При попустительском, разрешающем отношении родителей в отношении времени сна, приема пищи, а также отсутствии четко сформулированных запретов ребенок утрачивает ощущение стабильности, начинает тревожиться, искать более устойчивую среду обитания. Наиболее разрушительными факторами, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, являются такие события, как ссоры, разводы, разлуки, смерть.

Ребёнок, выросший в стабильной семье, сильной своими традициями, чётко выработанными нормами морали будет залогом формирования стабильного общества и государства в целом.

Окружающие люди будут чувствовать себя рядом с таким человеком уверенно и комфортно. При этом сам этот человек сможет ставить перед собой реальные жизненные цели и успешно достигать их.

В то время как дети из нестабильных семей гораздо чаще пополняют в подростковый период группы риска, испытывают трудности в самореализации и создают дискомфорт в целом в обществе, так как склонны к асоциальному поведению.

  • Щёлкнуть для смены слайда, чтобы установить заставку.

Ведущий. Хорошо. Давайте подойдём к этому вопросу с культурологической точки зрения. Предоставим слово …культурологу…(имя).

Культуролог. Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее.

В настоящее время восстановление и укрепление Института Семьи актуально как никогда. Результаты последней переписи населения еще раз подтвердили то, что нас становится все меньше, растет разрыв в численности между женщинами и мужчинами, средний уровень продолжительности жизни мужчин остается низким - составляет 60-62 года, растет численность бездомных детей и людей без определенного места жительства.
И всему этому может противостоять Семья! – Семья крепкая и счастливая со своими традициями, в которой из поколения в поколение передаются непреходящие семейные ценности – любовь и верность, взаимоуважение всех членов семьи и почитание старшего поколения, трудолюбие и ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка, мир, тепло и добро!

Ведущий. В чём состоит важность сохранения семейного института в наши дни?

  • Включить на показ презентацию «культуролог», установится слайд с изречением.

Семья – Государство в Государстве. Так же как и в Государстве, в Семье есть глава - муж, отец, её гордость и опора, ум и честь, защитник и добытчик! Семьи со стержнем и мудрой организацией - крепкие и счастливые. За их детьми и внуками – наше будущее!
Представители старшего поколения выросли на уважении к взрослым. За мужчиной - главой семьи, всегда было последнее слово, за столом у него было свое определенное место, никто без него не начинал трапезу, денежные средства сосредотачивались у мужа, исполнение семейного бюджета «ложилось на плечи» обоих супругов. Дети росли и воспитывались в «полных» семьях. Развод был исключением из правил, большой редкостью и горем. В таких семьях мужчины не спивались, из таких семей мужа-отца не выгоняли на улицу, на погибель.
Сейчас многие принципы домостроя утеряны. Некоторые жены, не получив должного воспитания, не считают мужа главой семьи и относятся к нему как к партнеру. Её внимание и уважение к мужу напрямую зависят от его заработка и карьерного роста. На смену искренности и уважению пришли цинизм и высокомерие. Жестокость и расчетливость оттеснили былое добросердечие и бескорыстие. И все это – на глазах детей! У таких семей нет счастливого настоящего, не будет и достойного будущего!
Мудрая, умная, любящая жена не займет место мужа – место главы семьи, а наоборот, поможет супругу «добрать недостающие очки» для того, чтобы он соответствовал статусу главы семьи. Он – капитан корабля семейной жизни, с него берет пример подрастающее поколение!

« Государство - это большая семья, а семья - это малое государство»,– говорил древний китайский мудрец Конфуций.

Именно Конфуций оставил своеобразную теорию о том, что глава государства должен заботиться о подданных как о своих детях, а они, в свою очередь должны повиноваться ему как отцу семейства. Правитель не должен быть жесток, а своим положительным примером должен научать правильным поступкам. Против такого правителя подданные не должны восставать: «куда ветер дует, туда трава клонится». Порядок функционирования семьи он переносил на законы функционирования государства. Он говорил, что почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Иоганну Готфриду Зейме принадлежат такие слова: «Народ, который в семейной жизни не терпит несправедливости, не станет совершать ее в общественной жизни».

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Уж лучше совершить тяжелых сто грехов,

Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов,

Чем, став ослушником, родителя обидеть,

Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов.

Захир-ад-дин Мухаммед Бабур.

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Василий Александрович Сухомлинский.

(Гостям студии предоставляется возможность ответить).

Все мировые религии уделяют вопросу сохранения семьи и её важной роли в жизни общества и государства одно из центральных мест. В этих идеологиях зафиксировано трепетное, заботливое отношение родителей к детям, при этом воспитание должно быть строгим без лишнего попустительства. Именно тогда дети станут достойными представителями своего народа и государства. Давайте прослушаем фрагмент из православной проповеди, в котором даются рассуждения о связи уровня нравственности людей с процветанием государства.

  • Щёлкнуть для смены слайда.

Ещё предлагаю вашему вниманию фрагмент мусульманской проповеди о том, каким должно быть отношение детей к родителям.

  • Щёлкнуть для смены слайда. После прослушивания презентацию можно закрыть.

Семью называют ячейкой общества – пусть же она будет достойной ячейкой достойного общества! Надеюсь, вы со мной согласны?

  • Включить на показ презентацию «политолог, установится заставка.

Ведущий. Хотелось бы узнать, что думает политолог о взаимосвязи институтов семьи и государства.

Политолог. Семья и государство тесно взаимосвязаны. И, как показывает история, не могут друг без друга. Да-да, я не оговорился, не только государство не может обойтись без института семьи, как хозяйствующего субъекта и носителя наследования традиционных норм, но и семья точно также нуждается в государстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к истории создания государства.

Как все вы помните, изначально человечество обходилось без государства, живя родовыми общинами, объединёнными в племена. Но затем родовая община стала распадаться и трансформироваться в общину соседскую. Это был прямой результат развития: люди научились использовать металл, появились новые орудия труда, с которыми малая группа могла вести хозяйство относительно самостоятельно. В результате этого малая семья отделилась от общины. Селившиеся рядом малые семьи были из разных общин, но нуждались во взаимопомощи, например, для проведения оросительных каналов к полям. Между ними складывались взаимоотношения, которые не всегда были просты. Расселившись, люди заняли обширную территорию, происходило смешивание традиционных укладов. Это был сложный, довольно болезненный процесс, сопровождавшийся большой конфликтностью. Общество стало нуждаться в некой силе, которая бы регламентировала нормы взаимоотношений.

Такой силой и стало государство, вспомните теорию общественного договора Джона Локка.

Государство – это политический институт общества, призванный организовать управление всем обществом, чтобы его жизнь была наиболее гармонична.

И с тех самых времён государство и семья неразрывно связаны: наличие стабильного семейного института способствует стабильности государства в целом и, наоборот, сильное государство, заботящееся о семье, как ячейке общества, способствует её сохранению и процветанию.

Исходя из этого, политическое руководство России одним из приоритетных направлений своей деятельности считает реализацию программы по защите и сохранению семьи.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается.

  • Щёлкнуть для смены слайда, установится слайд с диаграммой «Динамика браков и разводов».

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки диаграммы «Соотношение рождаемости и смертности».

С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки диаграммы «Соотношение числа браков и разводов».

При этом хотелось бы отметить, что наметились и позитивные тенденции, ставшие следствием проводимых целевых программ: поддержка молодой семьи, субсидии и ипотечные кредиты для обзаведения жильём, материнские капиталы. Разрыв между большим количеством разводов и меньшим – браков в 2000-х годах значительно сократился и имеет стремление сокращаться дальше.

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки диаграммы «Число умерших на первом году жизни детей».

Мы наблюдаем снижение детской смертности, – это есть результат проводимой государством политики модернизации системы здравоохранения, повышения зарплат медицинским работникам, опять-таки – материнские капиталы, которые обеспечивают нормальное питание и медикаменты малышам.

  • Щёлкнуть для смены слайда для установки заставки.

Хотелось бы, чтобы гости студии привели примеры из жизни, возможно даже из жизни родных людей о реализации государственных программ. Можно использовать сведения из СМИ и из пройденного курса истории.

(Учащимся предоставляется возможность ответить).

Термин «государство» означает основную политическую организацию общества, осуществляющую его управление, охрану экономической и социальной структуры. Также это основной политический институт. Ведь только в семье человек воспитывается, формируется и как следствие этого осуществляет управление этим самым государством.

Таким образом, я полностью соглашусь с высказыванием античного мыслителя и считаю, что с течением времени семья ни в коем случае не должна терять свой статус и изменять функции во избежание всемирного краха государственного строя, ведь семья – это кристалл общества, как сказал французский писатель Виктор Гюго…

Ведущий. Ну вот, мы выслушали мнения наших специалистов. Теперь можно перейти к вопросам аудитории.

(Гости задают свои вопросы, или же ведущий зачитывает отобранные вопросы из тех, что передали из зала. Отвечают ведущий, специалисты, а при необходимости учитель им помогает).

Если учащиеся будут затрудняться с формулировкой вопросов, можно использовать другой вариант, – задать вопросы им на закрепление.

Учитель. Ну если вы затрудняетесь сформулировать вопросы участникам, тогда ответьте на наши вопросы:

Как вы поняли, почему мы в названии программы назвали государство семейством семей?

Можно ли избежать конфликтов в семье? Что нужно делать, чтобы избежать этого и как выйти из конфликтной ситуации наиболее безболезненно?

Что есть семья для общества? Как она может влиять на жизнь общества в целом?

Скажите, почему в наше время такое большое внимание уделяется сохранению института семьи? Нужно ли это с вашей точки зрения и почему?

Заключительное слово учителя. Итак, мы видим с вами, что государство есть большая семья, состоящая из более малых семей: народностей, малых групп, образованных по интересам, ну и, конечно, семей. И оно должно позаботиться обо всех своих составляющих группах, чтобы их представители могли развиваться и самореализовываться каждый на свом поприще и в результате приносить пользу своему государству, способствовать его развитию и процветанию. Ну и, конечно же, в процветающем государстве смогут быть счастливы все семьи и их отдельные представители. Будут расти счастливые дети. Нужно всегда об этом помнить.

Я от своего имени и имени наших ведущих благодарю всех за внимание и активное участие в нашей программе. До новых встреч.

  • Включить на показ презентацию «закрытие», пусть играет саундтрек, пока участники и гости будут собираться.

Начнём с определений. Что такое семья? Общепринятого определения семьи не существует, поэтому каждый может трактовать это понятие по-своему. Лично мне нравится следующее определение:

«Семья - совместная жизнь лиц двух последовательных поколений (родители-дети), с целью рождения и воспитания своих детей и продолжения своего рода.»

Единственной задачей, которую людям нельзя качественно решить вне семьи, является воспитание детей. Всё многообразие отношений людей между собой, кроме воспитания детей, можно успешно реализовывать, семьи не создавая. Этот факт доказывает вся история человечества.

Основной функцией семьи является воспитание и социальная адаптация детей в обществе и окружающем мире.

Вторая важная функция семьи - это забота о всех её членах (не только о детях), бережное отношение друг к другу, защита членов семьи от негативных внешних воздействий.

Что такое крепкая семья? Крепкой можно назвать ту семью, которая хорошо справляется с вышеперечисленными функциями.

Крепкая семья - это фундамент крепкого государства. Слабая разрушенная семья - причина всех государственных бед и неурядиц.

Дадим определение государству.

Государство - это малочисленная группа активных людей, пришедшая к власти, которая силой своей власти контролирует территорию и людей на этой территории проживающих.

Основная функция государства - сохранение контроля над своей территорией и своим населением.

Крепкое государство - это государство эффективно, с наименьшими издержками, контролирующее свою территорию и своё население.

Человечество постоянно развивается и государству с каждым годом требуется всё больше сил и ресурсов, чтобы удержать под своим контролем свою территорию и своё население. История человечества предельно ясно показывает, какая это нелёгкая задача.

За счёт каких ресурсов государство живёт и развивается? Основных ресурса два:

  1. Семья.
  2. Природные ресурсы территории государства.

Существуя и развиваясь, государство разрушает два этих ресурса. Ничего удивительного в этом нет. В нашей вселенной всегда и везде существование и развитие чего-то одного идет за счёт разрушения чего-то другого. Например, земледелец, получая урожай, разрушает плодородие почвы. Человек строя свой дом рубит деревья. Но мудрый земледелецзаботится о восстановлении плодородия своих земель, а мудрый строитель думает о посадке новых лесов, или о том, как без вырубки лесов обойтись.

Я поставил семью в списке ресурсов государства на первое место. Без людей государства нет. Государству постоянно требуются физически и психически здоровые, хорошо воспитанные и хорошо обученные люди. Откуда государство берёт их для своих нужд? Из семьи. Государство заставляет тратить людей свои жизни и здоровье, жизни и здоровье своих детей, нагосударственные нужды.

Вернёмся к разговору об эффективности государства. Основным критерием эффективности государства должно служить эффективность использования людских ресурсов, а значит эффективность использования семьи. Чем меньше времени и здоровья приходится тратить людям и их семьям на поддержание и развитие государства, тем эффективнее государство.

А зачем семье государство? Второй важной функцией государства является функция защиты семей и людей, проживающих на территории государства, от внешней агрессии, техногенных и природных катастроф, финансовых кризисов и т. п.. Государство аккумулирует ресурсы, для того чтобы сгладить негативные последствия от тех или иных неприятностей для своего населения. Государство - это выработанный в процессе эволюции механизм защиты семьи.

Государство должно заботиться о семье, также как земледелец заботится о восстановлении плодородия своих земель. Если государство о семье не заботится, то оно приходит в упадок и разрушается.

Семью можно рассматривать как возобновимый ресурс. Но у каждого возобновимого ресурса есть предел разрушения, за границей которого последующее восстановление данного ресурса становится невозможным. Есть такой предел и у института семьи, а значит есть он и у государства.

Государство, которое, разрушая семью, не заботится о её восстановлении, вынужденно брать на себя функции семьи по воспитанию детей, и пообеспечению членов разрушенных семей. Проблема в том, что функции семьи государству не свойственны, и выполнять качественно функции семьи ни одно государство никогда не сможет. В основе семьи лежит любовь и взаимное уважение, а в основе государства - сила и принуждение.

Пример России показателен. Непрерывное колоссальное разрушение института семьи в России на протяжении всего прошлого столетия, привело к появлению огромного числа детских домов, домов престарелых, психбольниц, тюрем, интернатов. А это значит, что разрушение института семьи в России привело к появлению огромного числа сирот, брошенных детей, одиноких стариков, людей психически неуравновешенных, преступников. Последствия такого катастрофического разрушения института семьи Россия будет расхлёбывать ещё не одно столетие.

В СССР и России власть никогда официально не признаваламасштабы разрушения института семьи и катастрофичность такого разрушения для государства. Не признаёт она всего этого и сейчас. Но «не признавать», совсем не значит «не осознавать». Власть в СССР и России всегда осознавала и осознаёт катастрофические последствия разрушения семьи. Не замечать этой катастрофичности невозможно.

На кого только в СССР и России не возлагали функцию воспитания подрастающего поколения: на церковь, на детдома, на пионерию и комсомол, на детсады и школы, на армию, на рабочие коллективы, на тюрьмы и лагеря. Толку не было! И быть не могло. И не будет.

Воспитание детей есть монополия семьи!

Если государство семью поддерживает, помогает ей восстанавливаться, без крайней нужды семью не разрушает, то в этом случае крепкая семья избавляет государство от множества несвойственных государству функций и позволяет значительно снизить затраты государства на контроль своей территории и своего населения. А значит, при бережном отношении к семье эффективность государства значительно повышается, и такое государство неизбежно будет получать конкурентные преимущества перед другими.

Если продолжать разговор об эффективности государства, то напрашивается ещё один вывод. Эффективность государства зависит от размера его территории. Небольшой территорией управлять легче. На небольшой территории легче навести порядок. Когда ты жёстко ограничен в людских и природных ресурсах, ты начинаешь бережно к ним относиться, ты начинаешь стараться использовать их с максимальным эффектом. Жесткие ограничения заставляют и учат думать;0)

Все мы знаем, как удобно пользоваться сотовой связью. Мы всё меньше пользуемся стационарными телефонами. Новых телефонных кабельных линий не тянут. Потому что дорого, неэффективно и неокупаемо. А сотовая связь, состоящая из множества небольших «сот», продолжает победоносно покрывать весь мир. Посмотрите на карту Европы. Маленькие страны-соты эффективно объединённые в одну европейскую систему. Посмотрите на Россию. Через всю её огромную территорию протянут один строго охраняемый священный золотой кабель вертикали власти. Только дозвониться по этому кабелю до власти мало кому удаётся.

И семья и государство состоят из людей.Люди приходят во власть из своих семей. Конечно же, власть людей меняет и не всегда к лучшему. Но основная беда в том, что из разрушенных семей в государственную власть приходят люди уже заранее готовые предавать интересы своего государства и своего народа ради своих сиюминутных интересов и выгодсвоего властного окружения. Государство разрушает семью, а разрушенная семья разваливает государство. Круг разрушения замыкается. И я не вижу в современной России сил, способных этот круг разрушения разорвать.

Никто из нас не выбирал, в какой стране родиться, на каком языке говорить и в какой семье жить. Это изначальная данность земного существования человека. Нам с вами повезло и довелось родиться в такой великой стране, имя которой – Россия.

В русской традиции все социальные проекты исследовались на предмет их нравственной целесообразности и духовной пользы для русского народа. Российское государство – это множество семей, связанных единой исторической судьбой. Самосознание поднимает простого обывателя на духовную высоту гражданина Отечества, который добровольно обязывается служить ближним и Родине не из чувства страха, но по совести. Отличительной чертой русского менталитета является единство для творческой самореализации личности в лучшем – в добродетелях. Благодаря доброжелательности русского народа на территории России были сохранены все малые народности с их религиозной самобытностью. Историческая судьба российского государства – это история народа-победителя, который, защищая свою Веру и земли, возрастал в силе и Духе. Семейные ценности возводились в ранг государственной идеологии. Духовно-нравственное воспитание было органично востребовано в народе. Уклад семьи в российской государственности создавал условия для становления совестливого, выносливого, сильного духом гражданина своего Отечества. Как религиозные праздники, так и годовщины военных побед были одновременно и общенациональными, и семейными праздниками.

Очевидно, что государство состоит из семей, но и семья существует в государственной системе. Эта взаимосвязь структурирована следующим образом:

– микросистема (семья, родственники);
– мезосистема (школа, улица, соседи);
– экзосистема (общественные структуры, социальные институты);
– макросистема (культура, государство).

Семья проживает в территориальных границах государства. Поэтому государственная идеология влияет на психологическое пространство семьи. Существования семьи неразрывно и взаимообусловлено. Личностные качества членов общества формируются в семье, а отношение общества к институту семьи формируется государством. Если государство не своего прямого предназначения противостоять злу, то в общественном сознании происходит подмена понятий нравственности и утрачиваются духовные ориентиры. Уличная брань, пропаганда секса и насилия, насмешки над семейными ценностями, забвение исторически значимых для народа событий, поругание религиозных чувств – всё это порождает в обществе разнузданность страстей и вседозволенность пороков. Такое состояние общества, вторгаясь в пространство семьи, разрушает её извне. Тогда семья, растерявшая духовные ориентиры, в ответ на это поставляет обществу нравственно ущербных людей с девиантным поведением.

Государство, законодательно укрепляющее традиционные ценности и заботящееся о материальном благополучии семьи, имеет историческую перспективу. Государство, законодательно разрушающее институт семьи, подрывающее его материальное благополучие и финансирующее детоубийство, обречено на самоуничтожение.

В сложные исторические периоды, когда государственная идеология оказывается духовно несостоятельной, а общество поражается унынием и апатией, только духовно здоровая семья способна противостоять агрессии зла и социальной безнравственности, сохраняя многовековые традиции русской культуры и воспитывая полноценных граждан общества. Достойные наследники Святой Руси способны созидать добро внутри себя и влиять на оздоровление государства в целом.

Необходимо перечислить те социально-психологические факторы, которые угрожают институту брака.

Апостасия – отход от Божественных законов бытия. Человек, отвергающий христианские заповеди жизни, имеет точкой отсчёта лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг культа, капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений рассматривается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.

Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие культы. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях, по разным причинам, может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишаются свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.

Гламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодёжи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативное информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство человека определяются наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных автомобилей, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной «тусовке». Человек измеряется вещами и сам становится вещью. Развлечения, азарт, бездумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушённых людей тем, что на самом деле не имеет и может дать счастье. За вычурной подачей внешних форм скрывается пошлость низменных влечений, под циничной риторикой – унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми» – всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоко личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.

Алкоголизм, наркотизация, сексуализация подростков . Пропаганда в молодёжной среде опьянено развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные виды наркотиков. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодны.

Агрессивность – умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, вынужденного выживать среди своих и себе подобных, привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины – оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.

Гендерные революции – отрицание естественных про природе норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью , как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств.

Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде , а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедо­вавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.

Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические ТВ-передачи и либеральные СМИ. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой, современным способом самовыражения.

Вместо заключения необходимо процитировать великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, сказавшего про сущность семьи следующее: «В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».