Старость не в радость: как волонтёры помогают одиноким старикам? Как помочь пожилым людям? Это проще, чем вы думаете Для чего нужна помощь пожилым людям

23.06.2020

Почему нужно помогать пожилым.

В нашей стране много пожилых людей. Об этом говорят всевозможные источники и статистика, но все понятно и без цифр. По тому, как живет большая часть из них, создается впечатление, что государство вовсе не рассчитывало обеспечивать им достойную, ну или хотя бы близкую к нормальной, жизнь. Пенсия маленькая, а льгот практически не осталось. Тем, у кого есть дети и родственники, повезло больше: они не одни, есть те, кто о них позаботится. Однако много и таких, для кого самыми родными являются собака или кошка, но вряд ли их можно назвать помощниками...

Дерево сильно корнями

В последнее время мы как-то позабыли о самом главном — взаимопомощи, уважении и почитании старших, о таких чувствах, как искренность, бескорыстность, благодарность. В общем, о человеческом, вечном — о душе. Большинство людей пребывают в стремлении жить сегодняшним днем, зарабатывать много денег, не оглядываясь ни на что, думать только о своем благе. Но разве может жить дерево без корней? Безусловно, нет.

Сегодня многие благотворительные организации с большой охотой помогают детям-сиротам, брошенным, тяжелобольным, в то же время забывая о людях пожилых, нуждающихся в такой помощи в не меньшей степени. Почему так происходит? Психологи утверждают, что это так называемая боязнь старости: в сознании людей она ассоциируется с чем-то негативным. Люди не замечают проблем пожилых, чтобы сознательно отдалить себя от этой «страшной» старости. Старики это чувствуют... И это ощущение изгойства даже хуже болезни и недостатка денег. Но разве имеем мы моральное право ничего не замечать и абстрагироваться?! Нет, друзья. Мы должны помогать пожилым. Кроме нас — некому.

А почему нужно помогать?

Итак, начать необходимо с того, чтобы раз и навсегда развеять в себе сомнения о необходимости любой помощи пожилому человеку. Некоторые люди задаются вопросом: а почему вообще нужно помогать пожилым? Прежде всего удивительно, что такой вопрос возникает в принципе.

Хотя бы потому, что в России огромному количеству стариков просто некому помочь: по статистике 2012 года, четверть пожилых людей одиноки. Очень часто старость связана с болезнями, бедностью, неспособностью позаботиться о себе. И еще одна очевидная беда одиноких людей — само одиночество, недостаток внимания и обычного человеческого общения. Каждый из нас может чем-то помочь, а всего лишь одна улыбка пожилого человека — это уже так много! Мы составили небольшую инструкцию для тех, кто хотел бы помочь, но не знает, с чего начать.

Как можно помочь

Однако можно ведь оказать и самую простую, но столь необходимую помощь, которая будет заключаться во внимании к человеку. К примеру, начать переписку с людьми, живущими в домах для престарелых. На первый взгляд кажется, что это очень просто и не так уж важно, но на самом деле все иначе. Да, отправить одно письмо, поддавшись сиюминутному порыву альтруизма, нетрудно, куда сложнее постоянно поддерживать переписку с незнакомым человеком. Найти информацию о подобных домах легко: она находится в свободном доступе в Интернете.

О чем общаться?

Да абсолютно обо всем. Начните просто рассказывать о себе: кто вы, чем занимаетесь и увлекаетесь, какую музыку слушаете, какие книги читаете. Поинтересуйтесь о вкусах и пристрастиях своего собеседника. Обратитесь к его опыту и мудрости, спросите совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И пусть вы не очень внимательно прислушаетесь к его рекомендациям, но пожилому человеку будет крайне приятно почувствовать себя нужным. Психологи рекомендуют приложить к первому письму свою фотографию.

Однако оставим в стороне письма. Посмотрите на улицу, во двор своего дома. Наверняка на лавочке вы увидите скучающего пенсионера. Подойдите к нему, просто поздоровайтесь, поговорите о том о сем, выслушайте его. Поверьте, для него это станет хорошим воспоминанием прошедшего дня.

О чем говорить нельзя

Запомните главное правило: лучшее — враг хорошего, или, иначе, не навреди. Безусловно, есть темы, которые лучше не затрагивать. Каких-то особых рекомендаций в данном вопросе нет. Просто необходимо слушать свое сердце и руководствоваться культурой, уважением и чувством такта. К примеру, если человек недавно потерял вторую половинку, не стоит постоянно рассказывать ему о своей счастливой любви. Он, безусловно, порадуется за вас, однако досада и горечь утраты возьмут верх.

Если вы возьметесь за переписку, имейте в виду, что вам далеко не всегда будут отвечать: многим пожилым людям тяжело писать.

Активная помощь

Если рассуждения, общение и написание писем вам не по нраву или вы попросту не имеете времени на это, есть и иные варианты оказания помощи пожилым людям. К примеру, можно связаться с профильными фондами, стать волонтером. Всегда нужны те, кто готов разговаривать со стариками, петь для них под гитару, вывозить на прогулку (многие не могут ходить и поэтому не бывают на улице годами) или просто водить машину. Самое главное — хотеть помогать, а уж дело вам непременно найдется.

Опять же, возвращаясь к тому, что и кто нас окружает. Сделать доброе дело для пожилого человека гораздо проще, чем кажется. Как бы банально это ни звучало, но от помощи в покупке продуктов и доставке их до квартиры вряд ли кто-то откажется. Прибраться в квартире? Будут очень благодарны! Помочь добраться до памятников и тех мест, до которых сами они дойти не в состоянии, тоже благое дело. В общем, если захотеть — найти область применения своей искренности можно всегда.

Хочу помочь деньгами

Допустим, у вас нет времени ни на дела, ни даже на беседы, но помочь вы хотите и возможность такую имеете. Что делать и куда, собственно, жертвовать средства?

Прежде всего можно перечислить деньги тем же профильным организациям и фондам, реквизиты которых без труда найдете в Интернете. У них есть разные формы для перевода средств, так что это будет делом пяти минут. Какому бы фонду вы ни перечисляли деньги, помните: лучше жертвовать скромные суммы (буквально по 100 рублей), но регулярно. Тогда благотворители смогут планировать свой бюджет, а помощь станет постоянной.

Между тем многих из нас не покидает сомнение, что отправленные деньги не дойдут до адресатов. Уж больно время сегодня такое — не подкрепленное моральными принципами. Что можно сделать? Помочь продуктами, вещами, необходимыми пожилым людям товарами.

Что касается сомнений по поводу принимающих благотворительность организаций, то прежде чем отправлять какие-то суммы, почитайте, как понять, доверять ли той или иной компании. Общее и самое главное правило такое: все должно быть прозрачно.

Теперь о необходимых вещах: во многих учреждениях не хватает пеленок, лекарств, подгузников, средств гигиены и прочего. А уж постельное белье чаще всего настолько застиранное, что лежать на нем неприятно. Полные списки нужных вещей также есть почти на всех сайтах, занимающихся благотворительностью.

Вместо послесловия

К сожалению, так сложилось, что в нашей стране самой незащищенной группой граждан сегодня являются старики — особенно одинокие, немощные, тяжелобольные. Уважение к ним, пожалуй, один из главнейших принципов человечности и морали. Поэтому очень важно не отворачиваться от их проблем, не закрывать глаза, а помогать — всецело и бескорыстно. Вам воздастся, не сомневайтесь. То, что является мелочью для нас, становится большой ценностью для стариков. И ведь требуется совсем немного — быть чуточку внимательнее, добрее, благороднее. Это просто. Но очень важно.

Таша Бережная.

Тема урока:

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель: Харрасова Наиля Индусовна

Класс:

4 класс

Предмет:

Окружающий мир

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения ).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Эпиграф к уроку:

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я очень рада знакомству с вами. И очень надеюсь, что это будет взаимно. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

  1. Введение Звучит музыка песни «Голубой вагон» (музыка. Р. Паулса).

Учитель читает стих.

Постарели мои старики

Незаметно как это бывает

И уже с чьей-то легкой руки

Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

Для меня нет дороже сердец,

Чем сердца этих двух стариков.

– Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

Ответы уч-ся

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людей пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.

II. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

– У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите оба руки.

Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.

Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер)на высоту 227 (расстояние с азн до наб челнов и обратно)километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и татарского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам.

Ребята, как мы должны относиться к старым людям.

Ответы уч-ся:

Молодцы. А еще я хочу добавить, что:

Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.

А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?.

Ответы уч-ся:

Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия –пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки , ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.

III. 1.Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался …

2.Проверка первичного восприятия текста.

Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

3.Определение поучения рассказа

Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

IV. А теперь, ребята, давайте поработаем с карточками.

У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.

Молодой работает …. старый ум дает.

У молодых дерзанье……. у стариков опыт

Физкультминутка

V. Чтение стихотворений учащимися.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

4. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)

– Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

– Какое время года изображено на картине?

– Кто на ней изображен?

– Как они одеты?

– Какие у них с собой вещи?

– Какие чувства вы испытываете к ним?

– Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить

– Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая – «Дедушка и внук мастерят стул», третья – « ».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100.

V. Итог урока.

Учитель.

– А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Сфера благотворительной помощи в большинстве случаев ориентирована на поддержку семей, детей-сирот, тяжелобольных. И зачастую благотворители, намеренно или нет, упускают из виду еще одну группу социально незащищенных людей. Это одинокие старики. Они нуждаются в заботе не меньше, чем дети из государственных учреждений, но в большинстве случаев оказываются обделены вниманием волонтеров и фондов.

Разумеется, некоторые общественные организации реализуют различные программы, связанные с поддержкой пожилых людей. Вот только направлена такая помощь в основном пенсионерам, содержащимся в домах престарелых - им привозят подарки, приезжают с концертами волонтерские группы. Многие благотворительные фонды организуют отправку писем и открыток к праздникам в подшефные им учреждения. А живущие одиноко старики оказываются в центре внимания лишь раз в году - на 9 мая, а после о них снова забывают еще на год.

Масштабы проблемы

На сегодняшний день в каждом городе есть эта прослойка населения - оставшиеся без поддержки близких или уже похоронившие своих родных бабушки и дедушки. Они живут обособленно и, в основном, более чем скромно - о размерах современных пенсий говорить не приходится, их едва хватает на оплату жилья да на приобретение самых необходимых продуктов.

Большинству пожилых людей требуются лекарства - возраст дает о себе знать, болят суставы, сердце. Средств на покупку медикаментов чаще всего недостает. Какие-то лекарства выделяются Минздравом, но наиболее эффективные пожилым людям приходится покупать самостоятельно.

Слабое здоровье порождает такую проблему стариков, как беспомощность. Их сил недостает для элементарной и привычной нам уборки в квартире, а походы в местный супермаркет сопряжены с рядом трудностей. Именно поэтому большинство одиноких пожилых людей вынуждено проживать в грязных, не прибранных домах.

Где и в чем требуется помощь

Основные виды поддержки одиноко живущих стариков напрямую исходят из их нужд. Покупка продуктов питания, поход в аптеку за нужными медикаментами. Финансовая поддержка - еду и лекарства можно не только принести в дом, но и оплатить.

В квартире пенсионера также всегда найдется работа - подмести и помыть пол, перетряхнуть коврики, вымыть посуду, разложить вещи в шкаф, полить цветы.

Одинокую жизнь старых людей часто скрашивают домашние животные - кошки и собаки. Можно помочь в уходе за питомцами, накормить и вымыть их, убрать за ними.

Важно понимать, что жизнь пожилых не может и не должна быть ограничена стенами жилища. Им нужно выходить на прогулку. А кроме всего прочего, старикам может понадобиться сопровождение - в поликлинику на прием; на кладбище, навестить могилы уже почивших близких; в храм на службу, где им особенно нужна посторонняя помощь. Даже обычная прогулка в парк может потребовать присутствия сопровождающего.

Еще один аспект помощи старым людям - необходимость занять их свободное время. У стариков его много, и чаще всего пустоту заполняет телевизор. Считается, что пожилые любят его смотреть, но в большинстве случаев это просто необходимость скрасить досуг. Поэтому важно предложить подопечным какое-либо занятие по душе. Бабушка любит вязать - можно купить ей пряжу и спицы. Нехитрые ремесла способны надолго занять стариков и вновь подарить им радость жизни. Даже простые книги с крупным шрифтом или холст с красками подарят им возможность нескучно проводить свое время.

Что важно учесть

У желающих оказывать помощь пожилым людям возникает множество сложностей. Чаще всего они затрагивают тех, кто хочет участвовать в добром деле самостоятельно, не имея ни необходимых навыков, ни сторонников. Как найти одинокого старого человека, которому может понадобиться поддержка? Пенсионные фонды и соцзащита не имеют права разглашать сведения о поднадзорных стариках, поэтому гораздо проще и правильнее предложить свои услуги общественным организациям и благотворительным фондам, опекающим одиноко живущих пенсионеров.

Не у всех одиноких стариков нет родственников - бывает, что они живут далеко и не имеют возможности ухаживать за престарелым человеком. Помощь пожилым людям, увы, весьма непопулярна, ведь даже внутри многих семей родные старики воспринимаются как обуза. Они требуют времени, внимания, участия. А ритмы современной жизни не позволяют постоянно заниматься старыми людьми.

Поэтому, когда на горизонте появляется волонтер, готовый навещать старого человека, приносить ему продукты и лекарства, делать уборку, беседовать за чашкой чая, родственники могут всполошиться - и часто не без оснований. Истории, когда мошенники входили в доверие к пенсионерам и обманным путем лишали их жилья или накопленных средств, к сожалению, не редкость.

Собираясь участвовать в жизни стариков, следует учитывать ряд обстоятельств, которые могут внезапно возникнуть и поставить волонтера или благотворителя в ступор:

Помощь одиноким пожилым людям требует не только выдержки и терпения. Очень важно, чтобы этот труд не был в тягость. Участие в жизни обособленно живущих пенсионеров должно быть искренним и бескорыстным. Однако такая помощь необходима, и если волонтер находит в себе силы заняться столь нужным делом, то стоит избегать самодеятельности (за исключением оказания помощи знакомым старикам), а напрямую обратиться в один из специализированных фондов, где отлажены схемы взаимодействия с нуждающимися в поддержке одинокими пожилыми людьми. Такая помощь окажется не только действенной, но и будет в радость самим добровольцам.

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема : Почему пожилым людям нужна твоя помощь

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу к людям пожилого возраста.

Ход урока

I . Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Золотая свадьба» (музыка. Р. Паулса).

Учащиеся слушают, могут подпевать.

Праздник, праздник празднуем семьей,

Праздник, праздник свадьбы золотой.

«Горько, горько», - весело кричат

Десять правнуков и двадцать пять внучат.

Бабушка рядышком с дедушкой

Вместе поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста.

- Почему мы запели о бабушках и дедушках?

- Как вы думаете, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

II . Проверка домашнего задания.

Беседа-повторение по вопросам:

- Как в древности люди представляли возраст человека?

- Почему детство называют счастливой порой?

- Какие интересные истории, происходившие с вами в детстве, вам рассказывали взрослые?

- Слайд 1: (фотографии малышей)

Вы принесли свои альбомы с фотографиями.

Посмотрите, какими вы были маленькими.

Расскажите о каких-либо эпизодах из вашей «грудничковой», «детсадовской» жизни.

- Что необходимо для роста и развития человека?

- Для чего ребенку необходимо общение с людьми?

- Почему нужно хорошо учиться?

III . Формирование новых знаний .

Слайд 2 : (фотографии бабушек и дедушек)

1.Введение в тему урока.

- У кого из вас есть бабушки или дедушки?

- Как вы помогаете своим мамам и бабушкам?

- Какие стихотворения о бабушках или дедушках вы знаете?

2. Чтение стихотворений учащимися. Я вам загадку загадаю,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто чинит и гладит белье.

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи.

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

***

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

***

А у бабушки моей

Волосы седые.

А у бабушки моей

Руки золотые.

То печет грибной пирог,

Если день субботний.

Ни одной минуты нет

У нее свободной.

И в заботах целый день

Рук не покладая,

То на спицах вяжет шарф,

То костюм латает.

То идет стирать белье

На мостиках у брода,

То гоняет глупых кур

С грядок огорода.

Я без дела не сижу,

Помогаю тоже.

Потому, что быть хочу

На нее похожим.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

***

Много бабушке с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки надо связать,

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

Бабушка, милая, сядь, отдохни.

***

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

Как приходу гостя радовался ты!

Вижу как теперь я добрые черты...

Вижу я улыбку на лице твоем -

И морщинкам мелким нет числа на нем!

У меня есть дедушка, как зима седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

В день знакомства нашего - это не секрет -

Было мне полмесяца, а ему сто лет.

3. Чтение и обсуждение текста (учебник, с. 98).

- Когда человека считают старым?

- Что происходит с человеком?

- Какие изменения вы замечаете?

- Почему так происходит?

4. Работа в рубрике «Картинная галерея» (учебник, с. 99).

- Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

- Какое время года изображено на картине?

- Кто на ней изображен?

- Как они одеты?

- Какие у них с собой вещи?

- Какие чувства вы испытываете к ним?

- Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

- Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

Физкультминутка

Игра «Запрещенное движение».

Звучит веселая ритмичная музыка (например, И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Учащиеся стоят полукругом, учитель - в центре. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) -запретное. Учащиеся должны повторить все действия учителя, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

IV . Закрепление изученного материала.

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая - «Дедушка и внук», третья - «День рождения бабушки».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100. V . Итог урока. Учитель. Вы, наверное, слышали слова из песни:

Слайд 3 :«Молодым - везде у нас дорога,

Старикам - везде у нас почет!»

- Можете пояснить, почему так говорят?

- Только ли в почете нуждаются старики?

(Работа в группах): Представьте себе, что вы - депутаты Государственной думы.

Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

- А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Домашнее задание: выполнить задание для самостоятельной работы

на с. 100 учебника; наблюдения записать в тетрадь; ответ на вопрос доказать

примерами.