Почему нужно помогать пожилым.
В нашей стране много пожилых людей. Об этом говорят всевозможные источники и статистика, но все понятно и без цифр. По тому, как живет большая часть из них, создается впечатление, что государство вовсе не рассчитывало обеспечивать им достойную, ну или хотя бы близкую к нормальной, жизнь. Пенсия маленькая, а льгот практически не осталось. Тем, у кого есть дети и родственники, повезло больше: они не одни, есть те, кто о них позаботится. Однако много и таких, для кого самыми родными являются собака или кошка, но вряд ли их можно назвать помощниками...
Дерево сильно корнями
В последнее время мы как-то позабыли о самом главном — взаимопомощи, уважении и почитании старших, о таких чувствах, как искренность, бескорыстность, благодарность. В общем, о человеческом, вечном — о душе. Большинство людей пребывают в стремлении жить сегодняшним днем, зарабатывать много денег, не оглядываясь ни на что, думать только о своем благе. Но разве может жить дерево без корней? Безусловно, нет.
Сегодня многие благотворительные организации с большой охотой помогают детям-сиротам, брошенным, тяжелобольным, в то же время забывая о людях пожилых, нуждающихся в такой помощи в не меньшей степени. Почему так происходит? Психологи утверждают, что это так называемая боязнь старости: в сознании людей она ассоциируется с чем-то негативным. Люди не замечают проблем пожилых, чтобы сознательно отдалить себя от этой «страшной» старости. Старики это чувствуют... И это ощущение изгойства даже хуже болезни и недостатка денег. Но разве имеем мы моральное право ничего не замечать и абстрагироваться?! Нет, друзья. Мы должны помогать пожилым. Кроме нас — некому.
А почему нужно помогать?
Итак, начать необходимо с того, чтобы раз и навсегда развеять в себе сомнения о необходимости любой помощи пожилому человеку. Некоторые люди задаются вопросом: а почему вообще нужно помогать пожилым? Прежде всего удивительно, что такой вопрос возникает в принципе.
Хотя бы потому, что в России огромному количеству стариков просто некому помочь: по статистике 2012 года, четверть пожилых людей одиноки. Очень часто старость связана с болезнями, бедностью, неспособностью позаботиться о себе. И еще одна очевидная беда одиноких людей — само одиночество, недостаток внимания и обычного человеческого общения. Каждый из нас может чем-то помочь, а всего лишь одна улыбка пожилого человека — это уже так много! Мы составили небольшую инструкцию для тех, кто хотел бы помочь, но не знает, с чего начать.
Как можно помочь
Однако можно ведь оказать и самую простую, но столь необходимую помощь, которая будет заключаться во внимании к человеку. К примеру, начать переписку с людьми, живущими в домах для престарелых. На первый взгляд кажется, что это очень просто и не так уж важно, но на самом деле все иначе. Да, отправить одно письмо, поддавшись сиюминутному порыву альтруизма, нетрудно, куда сложнее постоянно поддерживать переписку с незнакомым человеком. Найти информацию о подобных домах легко: она находится в свободном доступе в Интернете.
О чем общаться?
Да абсолютно обо всем. Начните просто рассказывать о себе: кто вы, чем занимаетесь и увлекаетесь, какую музыку слушаете, какие книги читаете. Поинтересуйтесь о вкусах и пристрастиях своего собеседника. Обратитесь к его опыту и мудрости, спросите совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И пусть вы не очень внимательно прислушаетесь к его рекомендациям, но пожилому человеку будет крайне приятно почувствовать себя нужным. Психологи рекомендуют приложить к первому письму свою фотографию.
Однако оставим в стороне письма. Посмотрите на улицу, во двор своего дома. Наверняка на лавочке вы увидите скучающего пенсионера. Подойдите к нему, просто поздоровайтесь, поговорите о том о сем, выслушайте его. Поверьте, для него это станет хорошим воспоминанием прошедшего дня.
О чем говорить нельзя
Запомните главное правило: лучшее — враг хорошего, или, иначе, не навреди. Безусловно, есть темы, которые лучше не затрагивать. Каких-то особых рекомендаций в данном вопросе нет. Просто необходимо слушать свое сердце и руководствоваться культурой, уважением и чувством такта. К примеру, если человек недавно потерял вторую половинку, не стоит постоянно рассказывать ему о своей счастливой любви. Он, безусловно, порадуется за вас, однако досада и горечь утраты возьмут верх.
Если вы возьметесь за переписку, имейте в виду, что вам далеко не всегда будут отвечать: многим пожилым людям тяжело писать.
Активная помощь
Если рассуждения, общение и написание писем вам не по нраву или вы попросту не имеете времени на это, есть и иные варианты оказания помощи пожилым людям. К примеру, можно связаться с профильными фондами, стать волонтером. Всегда нужны те, кто готов разговаривать со стариками, петь для них под гитару, вывозить на прогулку (многие не могут ходить и поэтому не бывают на улице годами) или просто водить машину. Самое главное — хотеть помогать, а уж дело вам непременно найдется.
Опять же, возвращаясь к тому, что и кто нас окружает. Сделать доброе дело для пожилого человека гораздо проще, чем кажется. Как бы банально это ни звучало, но от помощи в покупке продуктов и доставке их до квартиры вряд ли кто-то откажется. Прибраться в квартире? Будут очень благодарны! Помочь добраться до памятников и тех мест, до которых сами они дойти не в состоянии, тоже благое дело. В общем, если захотеть — найти область применения своей искренности можно всегда.
Хочу помочь деньгами
Допустим, у вас нет времени ни на дела, ни даже на беседы, но помочь вы хотите и возможность такую имеете. Что делать и куда, собственно, жертвовать средства?
Прежде всего можно перечислить деньги тем же профильным организациям и фондам, реквизиты которых без труда найдете в Интернете. У них есть разные формы для перевода средств, так что это будет делом пяти минут. Какому бы фонду вы ни перечисляли деньги, помните: лучше жертвовать скромные суммы (буквально по 100 рублей), но регулярно. Тогда благотворители смогут планировать свой бюджет, а помощь станет постоянной.
Между тем многих из нас не покидает сомнение, что отправленные деньги не дойдут до адресатов. Уж больно время сегодня такое — не подкрепленное моральными принципами. Что можно сделать? Помочь продуктами, вещами, необходимыми пожилым людям товарами.
Что касается сомнений по поводу принимающих благотворительность организаций, то прежде чем отправлять какие-то суммы, почитайте, как понять, доверять ли той или иной компании. Общее и самое главное правило такое: все должно быть прозрачно.
Теперь о необходимых вещах: во многих учреждениях не хватает пеленок, лекарств, подгузников, средств гигиены и прочего. А уж постельное белье чаще всего настолько застиранное, что лежать на нем неприятно. Полные списки нужных вещей также есть почти на всех сайтах, занимающихся благотворительностью.
Вместо послесловия
К сожалению, так сложилось, что в нашей стране самой незащищенной группой граждан сегодня являются старики — особенно одинокие, немощные, тяжелобольные. Уважение к ним, пожалуй, один из главнейших принципов человечности и морали. Поэтому очень важно не отворачиваться от их проблем, не закрывать глаза, а помогать — всецело и бескорыстно. Вам воздастся, не сомневайтесь. То, что является мелочью для нас, становится большой ценностью для стариков. И ведь требуется совсем немного — быть чуточку внимательнее, добрее, благороднее. Это просто. Но очень важно.
Таша Бережная.
Тема урока:
Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас
Уровень образования:
Начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель: Харрасова Наиля Индусовна
Класс:
4 класс
Предмет:
Окружающий мир
Тема урока:
ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ
Цели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения ).
Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас
Эпиграф к уроку:
Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева
Ход урока
Добрый день, ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я очень рада знакомству с вами. И очень надеюсь, что это будет взаимно. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Учитель читает стих.
Постарели мои старики
Незаметно как это бывает
И уже с чьей-то легкой руки
Маму бабушкой все называют.
И все чаще тревожит отец,
Хоть и делает вид, что здоров...
Для меня нет дороже сердец,
Чем сердца этих двух стариков.
– Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?
Ответы уч-ся
Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людей пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.
II. Формирование новых знаний.
1. Введение в тему урока.
– У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите оба руки.
Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.
Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер)на высоту 227 (расстояние с азн до наб челнов и обратно)километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.
Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и татарского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам.
Ребята, как мы должны относиться к старым людям.
Ответы уч-ся:
Молодцы. А еще я хочу добавить, что:
Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.
А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?.
Ответы уч-ся:
Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия –пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки , ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.
III. 1.Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.
Я почувствовал …
Я задумался …
2.Проверка первичного восприятия текста.
Продолжи первое предложение, написанное на доске.
Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».
Продолжи второе предложение.
Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»
Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
3.Определение поучения рассказа
Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?
Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».
Какова идея этого произведения?
Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»
IV. А теперь, ребята, давайте поработаем с карточками.
У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.
Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.
В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.
Молодой работает …. старый ум дает.
У молодых дерзанье……. у стариков опыт
Физкультминутка
V. Чтение стихотворений учащимися.
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. | Так вкусно жарят гренки, Так густо сыплют мак, Так грубо трут ступеньки, Ласкают нежно так. |
Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней. Но бабушкины руки Люблю всего сильней. | Настанет вечер – тени Сплетают на стене И сказки-сновиденья Рассказывают мне. |
Ах, сколько руки эти Чудесного творят! То рвут, то шьют, то метят, То что-то мастерят. | Ко сну ночник засветят – И тут замолкнут вдруг, Умней их нет на свете, И нет добрее рук. |
4. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)
– Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».
– Какое время года изображено на картине?
– Кто на ней изображен?
– Как они одеты?
– Какие у них с собой вещи?
– Какие чувства вы испытываете к ним?
– Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить
– Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?
1. Разыгрывание сценок.
Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая – «Дедушка и внук мастерят стул», третья – « ».
2. Выполнение задания по учебнику на с. 100.
V. Итог урока.
Учитель.
– А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?
Сфера благотворительной помощи в большинстве случаев ориентирована на поддержку семей, детей-сирот, тяжелобольных. И зачастую благотворители, намеренно или нет, упускают из виду еще одну группу социально незащищенных людей. Это одинокие старики. Они нуждаются в заботе не меньше, чем дети из государственных учреждений, но в большинстве случаев оказываются обделены вниманием волонтеров и фондов.
Разумеется, некоторые общественные организации реализуют различные программы, связанные с поддержкой пожилых людей. Вот только направлена такая помощь в основном пенсионерам, содержащимся в домах престарелых - им привозят подарки, приезжают с концертами волонтерские группы. Многие благотворительные фонды организуют отправку писем и открыток к праздникам в подшефные им учреждения. А живущие одиноко старики оказываются в центре внимания лишь раз в году - на 9 мая, а после о них снова забывают еще на год.
На сегодняшний день в каждом городе есть эта прослойка населения - оставшиеся без поддержки близких или уже похоронившие своих родных бабушки и дедушки. Они живут обособленно и, в основном, более чем скромно - о размерах современных пенсий говорить не приходится, их едва хватает на оплату жилья да на приобретение самых необходимых продуктов.
Большинству пожилых людей требуются лекарства - возраст дает о себе знать, болят суставы, сердце. Средств на покупку медикаментов чаще всего недостает. Какие-то лекарства выделяются Минздравом, но наиболее эффективные пожилым людям приходится покупать самостоятельно.
Слабое здоровье порождает такую проблему стариков, как беспомощность. Их сил недостает для элементарной и привычной нам уборки в квартире, а походы в местный супермаркет сопряжены с рядом трудностей. Именно поэтому большинство одиноких пожилых людей вынуждено проживать в грязных, не прибранных домах.
Основные виды поддержки одиноко живущих стариков напрямую исходят из их нужд. Покупка продуктов питания, поход в аптеку за нужными медикаментами. Финансовая поддержка - еду и лекарства можно не только принести в дом, но и оплатить.
В квартире пенсионера также всегда найдется работа - подмести и помыть пол, перетряхнуть коврики, вымыть посуду, разложить вещи в шкаф, полить цветы.
Одинокую жизнь старых людей часто скрашивают домашние животные - кошки и собаки. Можно помочь в уходе за питомцами, накормить и вымыть их, убрать за ними.
Важно понимать, что жизнь пожилых не может и не должна быть ограничена стенами жилища. Им нужно выходить на прогулку. А кроме всего прочего, старикам может понадобиться сопровождение - в поликлинику на прием; на кладбище, навестить могилы уже почивших близких; в храм на службу, где им особенно нужна посторонняя помощь. Даже обычная прогулка в парк может потребовать присутствия сопровождающего.
Еще один аспект помощи старым людям - необходимость занять их свободное время. У стариков его много, и чаще всего пустоту заполняет телевизор. Считается, что пожилые любят его смотреть, но в большинстве случаев это просто необходимость скрасить досуг. Поэтому важно предложить подопечным какое-либо занятие по душе. Бабушка любит вязать - можно купить ей пряжу и спицы. Нехитрые ремесла способны надолго занять стариков и вновь подарить им радость жизни. Даже простые книги с крупным шрифтом или холст с красками подарят им возможность нескучно проводить свое время.
У желающих оказывать помощь пожилым людям возникает множество сложностей. Чаще всего они затрагивают тех, кто хочет участвовать в добром деле самостоятельно, не имея ни необходимых навыков, ни сторонников. Как найти одинокого старого человека, которому может понадобиться поддержка? Пенсионные фонды и соцзащита не имеют права разглашать сведения о поднадзорных стариках, поэтому гораздо проще и правильнее предложить свои услуги общественным организациям и благотворительным фондам, опекающим одиноко живущих пенсионеров.
Не у всех одиноких стариков нет родственников - бывает, что они живут далеко и не имеют возможности ухаживать за престарелым человеком. Помощь пожилым людям, увы, весьма непопулярна, ведь даже внутри многих семей родные старики воспринимаются как обуза. Они требуют времени, внимания, участия. А ритмы современной жизни не позволяют постоянно заниматься старыми людьми.
Поэтому, когда на горизонте появляется волонтер, готовый навещать старого человека, приносить ему продукты и лекарства, делать уборку, беседовать за чашкой чая, родственники могут всполошиться - и часто не без оснований. Истории, когда мошенники входили в доверие к пенсионерам и обманным путем лишали их жилья или накопленных средств, к сожалению, не редкость.
Собираясь участвовать в жизни стариков, следует учитывать ряд обстоятельств, которые могут внезапно возникнуть и поставить волонтера или благотворителя в ступор:
Помощь одиноким пожилым людям требует не только выдержки и терпения. Очень важно, чтобы этот труд не был в тягость. Участие в жизни обособленно живущих пенсионеров должно быть искренним и бескорыстным. Однако такая помощь необходима, и если волонтер находит в себе силы заняться столь нужным делом, то стоит избегать самодеятельности (за исключением оказания помощи знакомым старикам), а напрямую обратиться в один из специализированных фондов, где отлажены схемы взаимодействия с нуждающимися в поддержке одинокими пожилыми людьми. Такая помощь окажется не только действенной, но и будет в радость самим добровольцам.
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема : Почему пожилым людям нужна твоя помощь
Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу к людям пожилого возраста.
Ход урока
I . Организационный момент.
Звучит фонограмма песни «Золотая свадьба» (музыка. Р. Паулса).
Учащиеся слушают, могут подпевать.
Праздник, праздник празднуем семьей,
Праздник, праздник свадьбы золотой.
«Горько, горько», - весело кричат
Десять правнуков и двадцать пять внучат.
Бабушка рядышком с дедушкой
Вместе поют эту песню.
Бабушка рядышком с дедушкой
Снова жених и невеста.
- Почему мы запели о бабушках и дедушках?
- Как вы думаете, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?
II . Проверка домашнего задания.
Беседа-повторение по вопросам:
- Как в древности люди представляли возраст человека?
- Почему детство называют счастливой порой?
- Какие интересные истории, происходившие с вами в детстве, вам рассказывали взрослые?
- Слайд 1: (фотографии малышей)
Вы принесли свои альбомы с фотографиями.
Посмотрите, какими вы были маленькими.
Расскажите о каких-либо эпизодах из вашей «грудничковой», «детсадовской» жизни.
- Что необходимо для роста и развития человека?
- Для чего ребенку необходимо общение с людьми?
- Почему нужно хорошо учиться?
III . Формирование новых знаний .
Слайд 2 : (фотографии бабушек и дедушек)
1.Введение в тему урока.
- У кого из вас есть бабушки или дедушки?
- Как вы помогаете своим мамам и бабушкам?
- Какие стихотворения о бабушках или дедушках вы знаете?
2. Чтение стихотворений учащимися. Я вам загадку загадаю,А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто чинит и гладит белье.
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи.
Кого я люблю и жалею,
О ком сочиняю стихи?
***
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне все приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят,
То что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Настанет вечер – тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят –
И тут замолкнут вдруг,
Умней их нет на свете,
И нет добрее рук.
***
А у бабушки моей
Волосы седые.
А у бабушки моей
Руки золотые.
То печет грибной пирог,
Если день субботний.
Ни одной минуты нет
У нее свободной.
И в заботах целый день
Рук не покладая,
То на спицах вяжет шарф,
То костюм латает.
То идет стирать белье
На мостиках у брода,
То гоняет глупых кур
С грядок огорода.
Я без дела не сижу,
Помогаю тоже.
Потому, что быть хочу
На нее похожим.
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
***
Много бабушке с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
Бабушка, милая, сядь, отдохни.
***
У лесной опушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.
В том домишке бедном жил седой лесник.
Памятен мне долго будешь ты, старик.
Как приходу гостя радовался ты!
Вижу как теперь я добрые черты...
Вижу я улыбку на лице твоем -
И морщинкам мелким нет числа на нем!
У меня есть дедушка, как зима седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
В день знакомства нашего - это не секрет -
Было мне полмесяца, а ему сто лет.
3. Чтение и обсуждение текста (учебник, с. 98).
- Когда человека считают старым?
- Что происходит с человеком?
- Какие изменения вы замечаете?
- Почему так происходит?
4. Работа в рубрике «Картинная галерея» (учебник, с. 99).
- Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».
- Какое время года изображено на картине?
- Кто на ней изображен?
- Как они одеты?
- Какие у них с собой вещи?
- Какие чувства вы испытываете к ним?
- Почему они в холодный зимний день оказались на улице?
- Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?
Физкультминутка
Игра «Запрещенное движение».
Звучит веселая ритмичная музыка (например, И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Учащиеся стоят полукругом, учитель - в центре. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) -запретное. Учащиеся должны повторить все действия учителя, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.
IV . Закрепление изученного материала.
1. Разыгрывание сценок.
Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая - «Дедушка и внук», третья - «День рождения бабушки».
2. Выполнение задания по учебнику на с. 100. V . Итог урока. Учитель. Вы, наверное, слышали слова из песни:Слайд 3 :«Молодым - везде у нас дорога,
Старикам - везде у нас почет!»
- Можете пояснить, почему так говорят?
- Только ли в почете нуждаются старики?
(Работа в группах): Представьте себе, что вы - депутаты Государственной думы.
Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?
- А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?
Домашнее задание: выполнить задание для самостоятельной работы
на с. 100 учебника; наблюдения записать в тетрадь; ответ на вопрос доказать
примерами.