Зачем ребенку карманные деньги? Карманные деньги: «за» и «против

17.08.2019

Наверное этот вопрос встает перед многими родителями, и в каждой семье он решается по разному. Конечно, многое зависит от доходов родителей. Но если ваши доходы позволяют давать ребенку значительные суммы, какое решение вы принимаете?

На эту тему в нашей семье периодически возникают споры. Ребенок отстаивает свое мнение иметь сумму на карманные расходы как можно больше.

Он приводит в пример, что другим ребятам родители дают значительные суммы от 300 до 500 рублей в день. Правда это, или момент манипуляции - сказать сложно. Мое мнение по этому вопросу - большие суммы карманных расходов формируют не правильное отношение к вопросу стоимости денег.

У мужа тоже есть свое мнение, он считает, что сын может оказаться не в комфортной ситуации, если в определенных случаях не будет иметь денег. Если его друзья будут покупать сладости или решат сходить в кино, а у ребенка не будет возможности заплатить за себя, тем самым он окажется в неловкой ситуации, которая может повлиять на его авторитет.

Еще возникает вопрос на тему, стоит ли поощрять ребенка или наказывать финансово в зависимости от его успехов в обучении. С одной стороны тем самым можно стимулировать желание ребенка учиться, с другой стороны это желание по идее должно формироваться на основе других стимулов, таких как - познание мира, желание быть лучшим, достигать поставленных целей и т.п.

Еще есть тема - как научить ребенка правильному отношению к вопросу заработка денег? Ведь получая от родителей карманные деньги, подросток не представляет, сколько усилий физических, моральных, и т.д. пришлось потратить его родителям, чтобы заработать эти деньги. Может ли подросток заработать себе на корманные деньги - какие нюансы стоит учесть!

Как научить ребенка правильному отношению к деньгам?

Вчера я столкнулась с еще одной проблемой отношения моего сына к деньгам. Я услышала его разговор с отцом. Ребенок просил положить деньги в интернет на какую-то виртуальную игрушку.

Купить виртуальную лошадь, чтобы стать более крутым в игре, а потом еще эту лошадь нужно будет кормить сеном, чтоб она не померла от голода и естественно тоже за деньги. Цена покупки лошади составляла 800 рублей. Моему возмущению не было предела. Когда я успокоилась, взяла калькулятор и предложила сыну осуществить не сложные расчеты.

Сначала я поинтересовалась, какую сумму он считает значительной. Сын ответил, что было бы здорово, если бы у него было 5000 рублей. Тогда он смог бы приобрести две компьютерные игрушки. Я продолжала:

Сколько мальчиков в вашем классе захотят приобрести такую виртуальную лошадь?

Наверное, 10 парней уже приобрели.

А сколько в вашей школе классов, в которых парни играют в эту игрушку?

С 4 по 7 получается 12 классов

Давай осуществим предварительные расчеты 800*10*12 = 96000 рублей. Как ты считаешь это значительная сумма?

Мама это просто огромная сумма денег.

А теперь умножь ее на количество школ в городе, а потом на количество городов.

Сын глубоко задумался. Я же задала свой ключевой вопрос, для которого велись все эти расчеты:

А теперь подумай, на какой стороне ты хочешь быть? На стороне тех людей, которые зарабатывают, или тех, кто бездумно тратит деньги на виртуальные преимущества? Ты хочешь быть крутым или казаться им?

Мама, но ведь если я даже очень захочу я не смогу создать сейчас подобную игрушку, к тому - же на ее создание нужно много средств.

Ты абсолютно прав, такую игрушку ты создать сейчас не сможешь, но заработать себе на то, что ты хочешь приобрести вполне реально.

Но ведь я, еще учусь и никто не возьмет меня на работу.

Я возьму тебя на работу. И я рассказала сыну, что такое копирайт (ссылка). Для начала напиши мне одну статью, я проверю ее, и если нужно ты ее подкорректируешь с учетом моих замечаний. За первую статью я заплачу тебе 100 рублей. А там, посмотрим на сколько ты сможешь реализоваться в этой профессии.

Тем самым я преследовала несколько целей:

  1. Научить ребенка писать сочинения (а в этом плане он пока преуспел не очень),
  2. Чтобы он получить навыки работы с программой Word (это всегда пригодится),
  3. Научить сына ценить деньги,
  4. Отвлечь от идеи бессмысленного «вбухивания» денег в виртуальную крутизну,
  5. Помощь моему проекту.

А как вы решаете вопрос карманных денег, поделитесь своими историями.

Зачем ребёнку карманные деньги? Давать или не давать карманные деньги ребенку? В каком возрасте можно их доверить и сколько? Контролировать траты или нет? Над этими вопросами рано или поздно начинают задумываться многие родители.

Как утверждают психологи, чтобы ощутить себя личностью, которая чувствует себя уверенно в мире самодостаточных взрослых, карманные деньги ребенку нужны.

Карманные деньги – это мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Основной целью выделения карманных денег детям является:

Чтобы ребёнок почувствовал себя полноценной личностью, как мама, папа, одноклассники;

Предоставление возможности им самим распоряжаться материальными средствами для осознания своих потребностей;

Научился самостоятельно и ответственно планировать и осуществлять контроль за своими расходами, рассчитывать свой бюджет. Наделает ошибок – так под присмотром родителей и с малыми потерями, научиться предвидеть последствия своих поступков, - не станет рисковать во взрослой жизни.

Научился ценить и понимать ценность человеческого труда;

Чтобы, когда родители решат ребёнку не выдавать карманных денег,у него не возникали отрицательные эмоции, жадность, зависть к другим детям, переоценивание власти денег, исключение мелких, а затем и крупных краж...

С какого возраста стоит давать ребёнку карманные деньги?

Существуют две точки зрения:

2.с момента поступления в школу.

А если эти два момента совпадают – тогда ещё лучше.

Родители могут определить, можно ли уже дать какую-то сумму ребёнку, чтобы он тратил по своему усмотрению? Попросите дошкольника сходить в магазин. Если он не забывает взять сдачу, и рассчитывает выданные деньги, чтобы хватило на покупку, скорее всего уже пора выдавать карманные деньги.

Если считаете, что ещё не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете. Подскажите, чему нужно научиться, чтобы получить желаемое.

С началом выплат, у ребёнка появятся и усложнятся, естественно, домашние обязанности. Каждый год в день рождения, можно увеличивать сумму выплат и, соответственно, договариваться с ребёнком об увеличении его вклада работы по дому. Решение лучше принимать на семейном совете, в присутствии ребенка.

Сколько давать карманных денег?

Ваш здравый смысл и финансовые возможности Вам подскажут. Не переживайте, если другие родители дают больше своим детям. Твёрдо скажите: «Извини, это то, что мы можем дать тебе на данный момент».

Если ребёнок просит больше – обсудите семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время, Вы сможете выполнить просьбу. Договоритесь о сроках, и выполните обещание.

Если Вы не стеснены в средствах, сколько давать карманных денег – подскажет здравый смысл.

Специалисты утверждают, выдавать карманные деньги нужно РЕГУЛЯРНО. Тем кто помладше – РАЗ ВНЕДЕЛЮ, более взрослым - ЕЖЕМЕСЯЧНО.

Лучше давать карманные средства ребенку среди недели, чтобы получение денег не ассоциировалась с подведением итогов учебы, поведением за неделю и т.п.

Как выдавать?

Американские специалисты утверждают, что существуют 4 «системы выдачи» карманных денег:

В любое время по желанию ребёнка. Даже если есть договорённость о регулярных выплатах;

Регулярно, в определённом количестве, безо всяких условий и оговорок;

Исключительно, как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;

- регулярно, но с условием ответственно тратить деньги – самое оптимальное решение.

Что значит «с условием»?

1)оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (школьные принадлежности, сдоба,развлечение,…), а какие расходы полностью исключаются (сигареты, алкоголь,…).

2)родители договариваются с детьми, что не будут лишать выплаты из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определённых домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты сына или дочери?

Требовать финансовых отчётов не нужно, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется смысл обладания карманными деньгами. Ребёнок должен научиться самостоятельно и ответственно распоряжаться деньгами, получать от этого удовольствие.

Внимательные родители ненавязчиво увидят, куда именно уходят выданные деньги.

Вмешиваться нужно только тогда, когда Вы уверенны, что деньги тратятся на недостойные цели.

Что делать, если подросток просит дополнительную сумму, но не говорит на что?

Возможно всякое, но зачем заранее подозревать плохое. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков, с их максимализмом и преданностью друзьям, это может быть вопросом «жизни и смерти». Многие психологи считают, что лучше дать, а затем разбираться в ситуации, чем отказать, а затем мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны«неуловимые» траты, когда нет материальных расходов- отговорки: на дискотеки, неизвестно где съеденные сладости,..

Можно поощрять или наказывать деньгами?

Постоянные обязанности по дому выполняются БЕСКОРЫСТНО. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство. Если же ребёнок иногда выполняет значительную и трудную работу – по строительству дома, ремонту машин или дачи,… - уместны «премиальные» выплаты. При этом главное – не денежные выплаты, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Наказывать ребёнка лишением карманных денег не рекомендуется. Допустимо, если очень серьёзный проступок, уменьшить обычную сумму.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами?

Если деньги потрачены на ерунду или потеряны, не возмещать ему потерю – пусть ответит за последствие легкомыслия.

Постепенно в сумму на развлечения и мороженное добавлять денег на необходимое. При этом, ребёнок будет рассчитывать на свой бюджет. Например, покупка канцтоваров в начале четверти, проездного билета,…

Может случится, что деньги ребёнком потрачены не по назначению. Придётся добавить сумму на неотложную покупку как бы в «долг». А затем вычесть её из карманных денег.

Если ребёнок потратил всё сразу, то попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребёнку два, три раза в неделю. Постепенно желательно увеличивать эти части.

Если ребёнок хочет совершить «крупную» покупку, то помогите выбрать, подскажите, где можно получить скидку.

Давайте ребёнку возможность высказываться по по поводу семейных трат, высказываться по поводупланирования поездок, покупок.

Если в семье затруднительное положение со средствами, возможно привлечение личных сбережений ребёнка. Это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Естественно, потом карманные деньги должны быть возвращены ребёнку.

В европейских странах, некоторые родители открывают ребёнку счёт в банке. Чтобы он научился самостоятельно совершать банковские операции. Ребёнок может снимать деньги на покупку одежды, канцтоваров, оплату спортивного клуба,…

Ребёнок зарабатывает деньги. Как к этому относиться?

Для ребёнка старше 14 лет, без вреда учёбе и здоровью, – это вполне нормально. И если Вы уверены, что у него добросовестные работодатели, ему не грозит попасть в неприятности.

Стоит поощрять подростка к самостоятельному заработку к относительной финансовой независимости. Но не нужно возводить это в принцип. Лучше всего таких ребят стимулирует пример сверстников.

Как научить ребенка азам финансовой грамотности:

1. Не советуйте навязчиво и не распоряжайтесь карманными деньгами ребенка. Дайте почувствовать ему самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если малыш в первый же день потратил все личные деньги на конфеты, дайте ему осознать его поведение до следующей «зарплаты».

2. Когда первая эйфория пройдет и несколько первых «зарплат» будут потрачены бездумно, научите ребенка записывать расходы в блокнот, чтобы он знал, куда уходят деньги.

3. Поручите ребенку оплачивать из карманных денег что-то важное, но не дорогое, например, самому (например, канцелярские принадлежности и т.п.).

4. Постепенно увеличивая сумму (каждый раз оговаривая причину увеличения) и время между выдачами, вы научите ребенка разумно распоряжаться деньгами, тратить их не только на развлечения, сладости и игрушки, но и оплачивать транспортные расходы, школьные завтраки, билеты в кинотеатр и на концерты, обеспечивать себя канцелярией и книгами, покупать подарки друзьям и т.п.

Ребёнок и карманные деньги: правила безопасности

Дав ребенку деньги, объясните, что это не только возможность покупать, но и некоторая опасность, связанная с их ношением и хранением. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять. Чтобы избежать подобного, ребенок должен усвоить простые правила безопасности.

1. Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться карманными средствами.

2. Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).

3. Если ребенку угрожают насилием незнакомые дети или взрослые, требуют деньги, пусть отдает без сопротивления. Жизнь и здоровье ребенка бесценны.

4. Еще напомните ребенку, что категорически нельзя брать деньги в долг у незнакомых взрослых или давать свои в обмен на обещание скоро отдать.

Губанова С.Г.

Библиография:

1.Байярд Р.Т., Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток» ,М. 1991

2.Анисимова Г.Е. «Как помочь вашему ребёнку», Екатеринбург, 2006

3.Волков Б.С. «Психология подростка» ,М.,2001


Карманные деньги детям и подросткам — все за и против финансовой независимости подрастающего поколения

Давать или не давать своим детям карманные деньги? И что делать, если вдруг они станут их постоянно клянчить?

Зачем ребенку карманные деньги?

Казалось бы, зачем ребенку деньги? Кушает он дома, всем его обеспечивают, что попросит – покупают. Конечно, можно дать чаду полтинник на запас, если все его друзья тоже с копейками в кармане. Вдруг они захотят съесть по пирожку? Неужели вашему чаду придется стоять и смотреть, потому что «мама карманных не дает»? Но на самом деле это средство можно использовать как отличный воспитательный аспект. Главное – все делать с умом.

А для этого, перед тем, как впервые дать ребенку карманные деньги, важно установить сходу строгие правила:

  • Деньги в определенном количестве будут выдаваться на карманные расходы только в конкретный день недели – и ни раньше, ни позже;
  • Сумма всегда будет одна и та же, и просить о бонусах нельзя;
  • Если малыш хочет какую-то игрушку, пусть копит на нее сам;
  • Клянчить деньги у другого члена семьи строго запрещается.

Объясните ребенку, что такое семейный бюджет, и почему его так важно планировать (вскоре он убедится об этом на практике), и что какие-либо внеплановые дополнительные расходы всегда выбивают из колеи. А потому пусть рассчитывает, планирует, экономит и собирает, а если окажется не способным на это и станет клянчить лишние карманные – он снова окажется без них, а финансовый контроль за покупками для него снова возьмет на себя мама. Обычно дети этого не любят, а потому стараются всеми силами соответствовать возложенных на них надеждам.

Почему некоторым детям родители никогда не дают карманных денег?

Родители, который никогда не дают своим детям карманных денег, руководствуются обычно такими принципами:

  • Денег лишних не бывает, и копейка рубль делает. Незачем разбрасываться деньгами – каждый день по два рубля, и за месяц хорошая сумма выходит.
  • Ребенок дома ест, одевается, игрушки ему покупаются – зачем ему деньги? На наркотики?..
  • Если у ребенка нет личных денег, на все нужное он попросит. А так контролировать его жизнь легче.

И так оно и есть. Лишение ребенка карманных денег нередко – попросту попытка родителей полностью его контролировать и сделать максимально зависимым. Таких пап и мам малыши обычно просят об какой-нибудь игрушке очень и очень долго.

Почему некоторых детей всегда слишком задаривают?

Слишком внушительные карманные средства, данные кому-то из друзей вашего ребенка – вовсе не признак, что того очень сильно любят и готовы для него на все. Более вероятно, что от чада просто откупаются, мол, я тебе дал жизнь, обеспечил ее, любви большей от меня не требуй.

Иногда также такие родители через деньги пытаются «купить» любовь и симпатию со стороны одноклассников и друзей своего ребенка. Чаще это происходит тогда, когда сам малыш еще с раннего детства не пользуется особой популярностью, или изгоями в свое время были его родители. И тогда в ход идут сладости, деньги, «крутые» игрушки. Такого малыша еще с детсада сразу одаривают вниманием сверстники – чтобы разделить с ним его подарки от родителей. И, если у самих взрослых неожиданно и не в лучшую сторону изменится финансовое положение, то положению их ребенка не позавидуешь: неожиданно для себя он окажется совершенно одиноким и отвергнутым. Вот почему не стоит давать своему чаду слишком высокую как для ребенка сумму карманных денег – хороших качеств характера в нем они не привьют, деньги сами по себе будут казаться легкой добычей, а дружба с ним других детей в 99% будет неискренней.

Какие личностные качества у ребенка способны развить карманные деньги?

– это еще один прекрасный метод воспитания. Ведь наличие их у ребенка развивает у него самого такие ценные черты характера, как:

  • Ответственность. Ведь никто ему не даст новых денег раньше времени (например, субботы), если он бездумно потратил предыдущие. Главное, с самого начала пресечь нытье и выпрашивание. По субботам, как у дядюшки Скрутча из «Утят», значит, по субботам.
  • Расчетливость. Ребенок имеет отличную возможность потренироваться в математике и даже развить кое-какие предпринимательские качества. Ведь теперь, чтобы купить какую-нибудь дорогую игрушку, он должен хорошо спланировать свой бюджет и продумать, сколько и как часто он сможет на нее откладывать.
  • Терпение. Ожидать, пока получится собрать необходимую сумму на желаемую вещь – это прекрасный тренажер такого ценного качества, как терпение. Которого, к слову, современным детям ой как не хватает.
  • Отсутствие «Мама, купииииии!». Больше нытья в магазине не будет – малыш хорош знает сам, как и что он купит.
  • Понимание родителей. Теперь малышу не нужно будет часами объяснять, что на новую компьютерную игру нет средств – на примере карманных денег можно наглядно показать, что, по сути, на все покупки деньги нужно собирать, ведь большая часть дохода уходит на пропитание и оплату жилья.
  • Экономность. Дорожа каждой своей копейкой, ребенок больше не купит бездумно двадцатого дешевого робота.
  • Бережное отношение к приобретенным игрушкам. Поверьте, те конструкторы и мягкие игрушки, которые вы купили когда-то сами, так и будут валяться в самых разных местах. А вот выстраданной, тщательно выбираемой вещице, на которую средства копились не одну неделю, будет непременно отведено самое почетное место в детской.

Даваемые ребенку с умом, решают массу проблем и воспитывают в нем хорошие качества. Главное – сразу определить ориентиры и научить чадо финансовой мудрости.

Нужны ли детям карманные деньги?

Сколько денег давать ребенку?

Нужно ли контролировать трату карманных денег?

Стоит ли давать деньги за работу или учебу?

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что –то необходимо, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Мифы о карманных деньгах

Миф 1: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Миф 2: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы. Иногда у детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера. Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни:

Отношения с миром и способность влиять на ситуацию

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями. После получения карманных денег роль родителей в получении благ, хотя и остается фактически, несколько уходит в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь бо льшее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями

Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно огораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на эту собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

Иногда родители не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения:

- ты недостоин нашего доверия

- ты неспособен к правильному выбору .

Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте. Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, вы можете узнать из вебинара "Осторожно слова!", который можно скачать .

Иногда выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье.

Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка.

Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Наличие или отсутствие личных денег влияет на внутреннюю картину самого себя, то есть на идентичность человека. Деньги, как правило, не попадают к человеку просто так, они являются результатом труда, вложения энергии, это материальное выражение потраченной энергии. И сами по себе они также энергия, которой можно распоряжаться, отдавая или выменивая ее на что-то.

С другой стороны, деньги это универсальный эквивалент возможностей, удовольствий и владения вещами. Наличие или отсутствие возможностей владеть и распоряжаться этой энергией влияют в конечном итоге на то, какими начинает видеть самого себя человек. Постепенно у ребенка формируется представление о себе как о человеке владеющим энергетическим ресурсом или человеке, не имеющим прямого доступа к этому ресурсу. Карманные деньги, безусловно, не единственный предмет, влияющий на формирование картины себя и своих возможностей, это только элемент в сложном поле влияний, направленных на человека. Однако, элемент этот немаловажный.

Наличие карманных денег выводит ребенка в иные психологические пространства, воздействует на его представление о себе. Именно с этой позиции и имеет смысл расценивать карманные деньги.

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Также к карманным не будем относить «заработанные» деньги, те, которые ребенок получает за какие – либо свои действия.

Карманные деньги - те деньги, которые выдаются из семейного бюджета ребенку, трата которых никак взрослым не контролируется. Ребенок получает эти деньги просто потому, что по факту своего существования в семье он имеет право на часть семейных денег. И небольшое количество этих денег ему выдают в личное распоряжение.

Как давать карманные деньги


Деньги можно начинать давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.
Большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но можно использовать наиболее полезные идеи в этой области:

– начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;

– поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;

– выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком драматично.

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали . Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность. Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка. Однако, случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Удобно давать ребенку деньги в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными . Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу ни при каких обстоятельствах не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Платить за работу по дому также не стоит . Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Кроме этого, платя за домашние дела ребенку, вы ставите само выполнение этих дел в зависимость от того, насколько ребенок заинтересован в деньгах. Если нет заинтересованности - работа не делается. А кто может гарантировать, что ребенок будет заинтересованн в деньгах больше, чем в свободном времени?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу. Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу. Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семейное наследие: отношение к деньгам

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Отношение к деньгам в семье передается как сознательно с помощью слов и примеров, которые используют родители, так и неосознанно, через эмоциональное поле семьи. Влияют и слова, которые мы обращаем к детям и неосознанные установки родителей, которые как бы считываются из поля семьи. При этом скрытые и явные установки могут вступать в противоречие друг с другом.

Например, семья может настраивать ребенка на получение хорошего образования и, как следствие, на хороший заработок. Однако, скрытой установкой, передаваемой семьей может быть позиция: Иметь много денег стыдно. При такой установке богатство противопоставляется духовности или считается, что большие деньги честно добыть невозможно. Прямо этого может не звучать, но из общего контекста ребенок понимает, что серьезный достаток человека ставит под сомнение его порядочность. При такой установке трудно ожидать, что ребенок, повзрослев, будет в хороших отношениях с деньгами. Скорее он бессознательно будет избегать богатства, или пугаться и разрушать собственные успешные проекты, если впереди замаячат заработки, которые он психологически не готов принять.

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

- не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.

- работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? С другой стороны, наше отношение к деньгам испытывает давление бессознательных установок, о которых мы говорили выше. Размышляя и работая над этими установками можно сформировать с ними новые взаимоотношения, переосмыслить их влияние на вашу жизнь. Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

© Елизавета Филоненко