Зачем ребенку нужен отец — точка зрения психотерапевта. Зачем ребенку нужен папа Почему ребенку нужен папа научная статья

11.10.2019

Еще пару сотен лет назад такой вопрос даже не возникал. Традиционное общество чётко распределяло семейные роли: мать хранит очаг, отец – добытчик и защитник. Современные женщины стали самостоятельны, делают успешную карьеру, путешествуют, некоторые из них рожают малыша «для себя». Но так ли это здорово, как может показаться на первый взгляд? Зачем ребёнку нужен отец?

Роль отца в становлении личности ребёнка

Роль матери в жизни маленького рёбенка ведущая. Она вынашивает, рожает и кормит малыша. Первый год мать и дитя представляют собой практически единый организм. И на этом этапе супругам очень важно понять важность роли второго родителя. Нельзя откладывать отцовство на несколько лет в надежде, что получится само собой.

Любовь матери обусловлена естественным инстинктом. Хорошая мама физически не может не заботиться о маленьком человечке. С ролью отца все гораздо сложнее. Он не имеет гормонального подкрепления как женщина, часто растерян и даже напуган. Не стоит переживать, это нормальное состояние молодого папы. Предлагайте ему брать малыша на руки, чем чаще мужчина будет проявлять заботу о ребёнке, тем быстрее он почувствует естественную родительскую привязанность.

Младенчество и первый год жизни очень важен в формировании личности маленького человека. Первый опыт общения с взрослыми он получает от родителей. Ребёнок видит, что в мире есть разные, но одинаково любящие его люди.

Отцы общаются с детьми иначе, не так как матери. У них другой тембр голоса, иной запах, грубее кожа рук, папа даже держит ребёнка по-другому. Это отличный стимул для развития мозга. Отец в жизни малыша играет важнейшую роль ориентира и опоры.

А если ребёнок видит только мать? В этом случае малышу будет труднее пройти через кризис первого года – начало отделения себя от взрослого. Ведь в мире кроме родительницы больше никого нет, там странно и непонятно. Да и сама мама замыкается на ребёнке и сильно устаёт, она уже не способна к полной самоотдаче.

Что должен делать отец с младенцем:

  • как можно чаще брать на руки;
  • взять на себя посильную часть родительских обязанностей, например купание или вечернюю прогулку;
  • разговаривать с малышом, петь колыбельные, играть – поверьте, младенец всё прекрасно понимает;
  • проявлять заботу о жене.

Что сделать матери, чтобы вовлечь отца в воспитание малыша:

  • мягко объяснить основы обращения с ребёнком: мужчины признаются, что банально боятся «сломать» ляльку – помогите ему справится с этим страхом;
  • доверяйте: отец может всё;
  • не критикуйте;
  • почаще оставляйте отца с детьми наедине.

Полная семья – залог развития гармоничной личности

Родительские роли – интересный предмет исследований учёных-теоретиков. Однако не надо обладать степенью по психологии, чтобы увидеть разницу в поведении детей из семей с разным составом. Человек, выросший в гармоничной, любящей семье с двумя заботливыми родителями гораздо спокойнее и уверенней. Он ничего не доказывает, не пытается казаться лучше или важнее. Он просто живёт, покоряет новые высоты и строит уже свою гармоничную семью.

Одна мама, безусловно, вырастит ребёнка, но вот сможет ли она заполнить собой роль второго родителя? Женщины и мужчины проявляют разные социальные роли, гармонично дополняя друг друга. Если мать самостоятельно воспитывает детей, то она вынуждена взваливать на себя непосильную роль второго родителя.

Стоит очень хорошо задуматься, прежде чем принимать решение «родить для себя». На свет появится новая, отдельная личность. Для того чтобы она проявила себя в полной мере нужны оба родителя, как два крыла, чтобы лететь ввысь.

Психотерапевт

Сначала статистика

Общеизвестен факт, что в России треть семей представлены одиноким родителем с ребенком. Больше 80% таких родителей - мамы. То есть где-то четверть детей растет вообще без отца. Еще треть из тех, у кого он вроде бы есть, видят его крайне редко и общаются с ним меньше десяти минут в день. Большая часть отцов (более 65%) - с радикалом индифферентности. Это значит, попросту, что они безразличны к ребенку.

То есть многие девочки и мальчики в качестве отцовской фигуры имеют пустое множество. И многие мамы резонно говорят: “Да зачем вообще он нужен? Справлюсь и без него!”

Зачем нужен отец?

Зачем он нужен - хороший и важный вопрос. Разумеется, у ребенка нет потребности во втором родителе, непременно мужчине. Точно также нет необходимости, чтобы ребенка воспитывала именно биологическая мама: если сразу же после рождения ребенка передают в руки любящей, но не биологической семьи, катастрофы не будет.

Отцовская фигура вполне может быть замещена вторым любящим взрослым - бабушкой, дедушкой, крестным или другим партнером мамы.

Именно второй взрослый очень важен для ребенка!

И всем было бы проще и лучше, если бы на месте этого второго взрослого был хороший, адекватный, любящий папа. Которого обычно у нас нет.

Что происходит с девочкой, которая не видит рядом с мамой второго любящего, безопасного человека? Или если этот человек безразличен к ней? Все очень просто: она адаптируется. Говоря русским языком: привыкает. Такая структура семьи становится для нее базовой и понятной.

Даже если сама мать этой девочки считает такую семью плохой и транслирует это всем вокруг, например, в высказываниях “Да он козел! Да он скотина” или “Твой отец нас бросил”, или “Да если бы я вышла замуж за нормального мужчину” и так далее, включая девочку, ребенок привыкает именно к этой модели семьи.

Этот парадокс обычно приводит к тому, что взрослые, самостоятельные работающие девушки рядом с мужчиной включают очень противоречивый сценарий: “Я такая хрупкая, нежная, теплая, заботливая, ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ СДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ НЕ ТАК, СБЕГУ!”

Что растет на пустом месте

Очень часто клиентские женские запросы про “как выйти замуж” связаны с двумя вещами: желанием быть социально приемлемой (выйти замуж до тридцати, родить ребенка, “сходить замуж”, не быть одной и так далее) и большим страхом (он меня разлюбит, он мне изменит, я останусь одна с ребенком, придется пахать и дома и на работе).

Часто благодаря этому выбранный-таки мужчина оказывается:

– безразличным (девушка скорее заметит социальный жест “пришел с цветами”, чем то, что мужчина откровенно зевает на историю о том, что ее пытался ограбить обнаженный бульдозерист)

– незаинтересованным в детях (он говорит “было бы прекрасно, чтобы появились дети… я прихожу домой: они мне радуются”, и девушка счастлива. Впоследствии она узнает, что это и есть все, что мужчина готов принять от детей, и - в общем - все его варианты проведения времени с ними)

– неумеющим отличать свои потребности от потребностей пары,(например, на втором-третьем свидании заказывает все на свой вкус, не спрашивая девушку, а потом также ведет бюджет, покупая на совместно накопленные деньги домик на озере под Орском, не обращая внимания, что его девушка ненавидит Орск и все, что с ним связано, ведь – “ЭТО ЖЕ ТАК ЗДОРОВО”)

– не интересующимся ее временем и ресурсами (на встречи опаздывает на полчаса, не извиняясь, а потом также постоянно обещает придти пораньше, чтобы забрать сына из садика, но каждый раз - не судьба; на первом свидании берет ее телефон, чтобы позвонить, не спрашивая, а затем - закладывает ее машину в ломбард, чтобы начать собственное дело).

И девушкам бывает трудно заметить, насколько эгоистичен, безразличен, не заинтересован, а порой и откровенно груб и отвратителен их партнер - потому что это именно то, к чему они привыкли.

Одна из моих клиенток была так заинтересована в том, чтобы быть хорошей девочкой с мужем, что пропустила, что ее муж - поправившийся на семьдесят килограмм алкоголик-наркоман, который живет на ее деньги.

Хороший отец (или хотя бы дедушка или дядя) дает своим дочерям понимание о том, что такое пара, живущая в заботе, любви и безопасности. Всем девочкам, у которых не было такого опыта, очень важно попробовать поймать это ощущение в каких-то других отношениях - на работе, в дружбе, в спортивной команде.

Собирать - пусть и по кусочкам - этот пазл. Чтобы не “тянуть лямку по привычке” – так, как тянули их мамы и бабушки, а если уж и вступать в отношения - то с тем, кто сделает их жизнь по-настоящему лучше.

Одной из примет нашего времени давно стала феминизация, т. е. преобладание женщин во всех сферах, активно формирующих личность, и соответствующие последствия этого.

Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору...

Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах ("мужская решительность", "мужская прямота", "мужское великодушие" и пр.), может быть мужественнее многих мужчин...

Вспоминается, как начальник огромного техотдела одного завода "песочил" своих подчиненных: "Больше ста мужиков в отделе, а настоящий мужчина - один-единственный, да и то..." И он назвал имя женщины!

Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...

А между тем, как бы ни была мать достойна уважения своего сына, как бы ни радовался он тому, что похож на нее, все же идентифицировать себя он может только с мужчиной.

Присмотритесь к детям детсадовского возраста. Никто не говорит мальчику: ты должен подражать мужчинам или старшим мальчикам. Он сам безошибочно выбирает жесты и движения, присущие мужчинам. Еще совсем недавно малыш бросал свой мячик или камешки беспомощно, замахиваясь откуда-то из-за уха, как и все малыши. Но вот к концу лета, проведенного в общении с более старшим возрастом, этот же мальчуган, прежде чем бросить камешек, палочку, делает чисто мужской замах, отводя руку в сторону и перегибая к ней корпус. А девочка, его ровесница и подружка, по-прежнему замахивается из-за головы... Почему?

Почему маленький Олег копирует жесты своего деда, а не бабушки? Почему маленький Борис оскорбляется, когда слышит вполне дружелюбное обращение встречного сверстника, который не прочь завязать знакомство: "Эй, ты куда пошля?" После этого "пошля" Борис наотрез отказывается надевать пальтишко с капюшоном, обложенным бархатом, и успокаивается, когда капюшон отпарывают, заменив невзрачным воротником и "мужским" беретом...

Правда, в последние десятилетия форма одежды почти утратила атрибутику определенного пола, становясь все более "бесполой". Однако будущие мужчины требуют себе не юбку, не платье, а "штаны строченные", "джинсы с карманами". . . И как прежде, склонны оскорбляться, если их принимают за девочек. То есть срабатывает механизм однополой идентификации.

Птенцам певчих птиц нужно в определенное время их возраста услышать пение их взрослого соплеменника, иначе они так и не научатся петь.

Мальчику необходим контакт с мужчиной - в разные возрастные периоды, а лучше - постоянно. И не только для идентификации... И не только мальчику, но и девочке - тоже...

О связях "органических"

Мы очень мало знаем о тех видах органической зависимости одного человека от другого, которую пока еще не измеришь приборами, не обозначишь известными научными терминами. И все же эта органическая зависимость косвенно обнаруживает себя в условиях психоневрологической больницы.

Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью, нарушение которого служит причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже поэтому его психологическая зависимость от нее - органическая. (Когда мама выходит замуж за "чужого дядю", это часто воспринимается как посягательство постороннего на самую важную в жизни ребенка связь! Осуждение его поведения, упреки в эгоизме, прямое давление, принуждающее "принять" чужого дядю в отцы, - все это вызовет только отрицательное к нему отношение. Нужен особый такт, чтобы ребенок не почувствовал лишения жизненно важного тепла матери и ее внимания.)

Подобная связь у ребенка бывает и с отцом - в том случае, если по каким-то причинам он вынужден заменить ему мать.

Но обычно отец воспринимается иначе. Уже став взрослыми, бывшие мальчики и девочки редко могут передать словами свои первые ощущения его близости. Но прежде всего - в норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение своей неуязвимости. Если мать - источник жизни и жизнетворного тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. Дети долго не могут отличить силу физическую от психической, но отлично чувствуют последнюю и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.

Старший - мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, от непонятного грома, от злой собаки, от "сорока разбойников", от "космических гангстеров", от соседского Петьки, от "чужих"... "Мой папа (или "мой старший брат", или "наш дядя Саша") ка-ак даст! Он самый сильный!"

Те из наших пациентов, которые росли без отца и без старшего - мужчины, рассказывают (разными словами и в разных выражениях) о чувстве, которое одни называли завистью, другие - тоской, третьи - обездоленностью, а кто-то никак не называл, а рассказывал примерно так:

Когда Генка при встрече опять начинал хвастать: "А мне папа конфет привез и еще ружье купит!" - я либо поворачивался и уходил, либо лез драться. Помню, не любил видеть Генку рядом с его отцом. А позднее не хотел заходить домой к тем, у кого есть отец. А вот был у нас пастух дед Андрей, жил один на краю деревни. К нему я ходил часто, но только один, без ребятишек...

Многие дети из тех, у кого не было близкого старшего- мужчины, в подростковый период обрастали острыми шипами преувеличенной склонности к самозащите без необходимости в ней. Обнаруживалась болезненная значимость защиты у всех, кто не получил ее в должной степени в раннем возрасте.

И подростку отец тоже нужен как старший друг. Но уже не убежище, а скорее прибежище, источник самоуважения.

До сих пор наши представления о функции старшего - мужчины в жизни подростка удручающе неверны, примитивны, убоги: "Острастка нужна...", "Дать бы ремня, да некому...", "У-у, безотцовщина проклятая, пропасти на вас нету, страху никакого, без мужиков растут..." До сих пор мы подменяем уважение страхом!

Страх в какой-то мере может - до поры до времени - сдерживать некоторые побуждения. Но на страхе ничего хорошего не может вырасти! Уважение - вот единственно благодатная почва, необходимое условие положительного влияния старшего на подростка, проводник его силы. И это уважение можно вызвать, заслужить, но невозможно выпросить, бесполезно требовать, вменять в обязанность. Заставить уважать силой тоже нельзя. Насилием уважение уничтожается. Холуйство лагерных "шестерок" - не в счет. Мы ведь хотим, чтобы наши дети обладали нормальным чувством человеческого достоинства. Значит, мужчина своим положением старшего обязан почаще смотреться в психологическое и нравственное зеркало: смогут ли дети уважать его? Что возьмут от него? Захочет ли его сын быть похожим на него?

Дети, которые ждут...

Мы иногда видим на экране глаза детей, которые ждут: ждут, что за ними кто-то придет и возьмет к себе, ждут, что кто-то их позовет... Ждут не только детдомовцы. Вглядитесь в лица детей и младших подростков - в транспорте, в очередях, просто на улице. Есть лица, которые сразу выделяются этой печатью ожидания. Вот оно только что жило самостоятельно, независимо от вас, поглощенное своими заботами. И вдруг, почувствовав ваш взгляд, оно как будто просыпается, и со дна его глаз вырастает неосознанный их хозяином вопрос "...Ты? Это ты?"

Возможно, этот вопрос вспыхивал когда-то и в вашей душе. Может быть, и у вас до сих пор не отпущена туго натянутая струна ожидания старшего друга, учителя ... Пусть недолгой была бы встреча, но она жизненно необходима. Неутоленная жажда, потребность в старшем друге- почти как открытая рана на всю жизнь...

Но не поддавайтесь первому, ничем не обеспеченному порыву, никогда не обещайте детям то, чего не сможете дать! Трудно в двух словах сказать об уроне, который терпит неокрепшая детская душа, наткнувшись на наши безответственные обещания, за которыми ничего нет!

Вы спешите по своим делам, среди которых так много места занимают книга, приятельская встреча, футбол, рыбалка, пара пива... Вы проходите мимо мальчишки, который провожает вас взглядом... Чужой? Какое имеет значение, чей он сын! Чужих детей нет. Если он обернулся к вам - ответьте ему дружески, дайте ему хотя бы то немногое, что можете, что вам ничего не стоит: дружеский привет, ласковое прикосновение! Толпа притиснула к вам в транспорте ребенка - оградите его, и пусть из вашей ладони войдет в него добрая сила!

"Я сам", стремление к автономии - это одно. "Ты мне нужен, старший друг" - это другое. Оно редко находит у младшего словесное выражение, но это так! И между первым и вторым нет противоречия. Друг не мешает, а помогает этому "я сам"...

И когда младшие отворачиваются и уходят от нас, защищая свою автономию, шумно протестуют против всего, что исходит от нас, это значит, что мы пожинаем плоды нашего бездумного к ним отношения и, возможно, нашего предательства. Если ближайший старший не хочет научиться быть другом младшему, не хочет понять его насущные психологические нужды, он уже предает его...

Мне очень мешает, что я уже не молода, что я всего лишь женщина, вечно перегруженная чужими бедами. И все же иногда я останавливаю подростков. От незнакомых в ответ на мое "здравствуйте" можно услышать и такое: "А мы здороваемся только со знакомыми!" И затем, горделиво отворачиваясь или уходя: "А с незнакомыми мы не здороваемся!" Но эти же подростки, услышав мое "здравствуйте" второй раз, проявляют любопытство и не спешат уходить... С ними редко кто говорит уважительно и как с равными... У них нет опыта беседы о серьезных вещах, а ведь у них есть свои соображения о многих сторонах нашей жизни! Иногда эти слоняющиеся из подъезда в подъезд юноши напоминают пустые сосуды, которые ждут, когда их наполнят. Некоторые уже не верят, что их кто-то позовет. Да если и позовут - куда?

Мужчины, идите к детям - к своим и чужим, к детям любого возраста! Вы очень нужны им!

Знала я одного учителя-математика - Капитона Михайловича Балашова, который работал до глубокой старости. Где-то уже на исходе девятого десятка лет он оставил школьные классы. Но взял на себя роль дедушки в ближайшем детском саду. Он готовился к каждой встрече, репетировал, собираясь "сказывать сказку", подбирал картинки к ней. Казалось бы, ветхий дед - кому такой нужен? Нужен!! Детишки очень любили его и ждали: "А когда наш дедушка придет?"

Дети - маленькие и большие - ждут вас, даже не отдавая себе отчета. Ждут и те, у кого есть родные отцы. Трудно сказать, кто больше обездолен: те, кто своего отца никогда не знал, или те дети, которые прошли через отвращение, презрение и ненависть к родному отцу...

Как нужно, чтобы кто-то из вас, мужчины, пришел на помощь такому. Таким... Может, один из них где-то поблизости. Станьте хоть на время рядом с ним. Пусть вы останетесь воспоминанием, но войдите в него светлой силой, иначе он может не состояться как человек...

В этой статье рассмотрим вопрос «Почему ребенку нужен папа?» Понятно, что любому ребёнку нужны и мама, и папа, крайне важно для него расти в полной семье. Это действительно накладывает серьёзный отпечаток на дальнейшую жизнь ребёнка.

Но ребёнок не просто должен расти в семье, где есть мама и папа, они оба должны принимать участие в его воспитании. То есть, по сути, полная семья — это не просто та семья, где шаблонно присутствуют мама и папа, это семья, где они оба принимают активное участие в воспитании собственного чада.

Главная обязанность отца — это не добыча денег для семьи, как многие думают. Ребенку нужен папа для того, чтобы многому научить своего ребёнка, так как именно он является для него главным авторитетом.

Отец несёт огромную ответственность за судьбу своего ребёнка и эту ответственность нужно в полной мере осознавать. Папа должен проводить со своим ребёнком максимум своего времени, он должен участвовать в воспитании, а не пропадать все время на работе. Конечно, материальное благосостояние для современных семей тоже играет немалую роль. Но никакие деньги не заменят ребёнку времени, которое он может провести со своим отцом.

Ребенку нужен папа – друг


Дети буквально с рождения доверяют своим отцам, очень важно, по мере взросления, не разрушить это доверие, не обмануть его. Именно поэтому папа должен всегда сдерживать свои обещания, отвечать за свои слова, тогда и ребёнок будет в дальнейшем поступать также.

Ребёнок должен слушаться отца не потому, что отец может воспользоваться ремнём или наказать. Очень важно, что ребёнок должен чувствовать авторитет папы, его значимость. Отцы учат соблюдению дисциплины, прививают детям какие-то элементарные правила и нормы, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.


Очень важно, чтобы папа никогда не усмехался над своим ребёнком, чтобы он относился к нему серьёзно, чтобы мог поддержать, это гораздо важнее. Ребёнку нужен папа такой, к которому можно не бояться прийти с какой-то проблемой. Ребенок не должен бояться наказания за какие-то свои ошибки, он должен знать, что папа в любом случае всегда примет его таким, какой он есть, всегда постарается выслушать и поможет советом или делом.

Как стать хорошим папой


Мужчине всегда сложнее принять на себя роль отца, осознать всю ответственность за новорождённого малыша, но к этому нужно быть готовым. Нужно осознавать свою новую роль ещё с момента беременности, чтобы успеть к ней привыкнуть, почитать соответствующую литературу, в которой как раз-таки рассказывается о роли папы в жизни ребёнка, а также стоит вспомнить своё собственное детство, чтобы опять-таки понять, какое значение играл в этом детстве собственный отец.