Вопрос как развить усидчивость у ребенка является актуальным для многих думающих родителей. В своем подавляющем большинстве дети от природы неусидчивы в силу своей любознательности.
Усидчивость
– способность человека сосредотачивать внимание и проявлять терпение, выполняя определенную работу в течение обозначенного промежутка времени. Задача родителей – научить ребенка быть усидчивым и внимательным, доводить начатое дело до конца. Именно на Вас лежит ответственность за формирование этих качеств у малыша в процессе взросления. В Ваших силах оказать необходимую поддержку и привить ребенку усидчивость.
Ниже мы рассмотрим основные способы привить ребенку усидчивость:
Потом, когда ребенок сам обратится к Вам, Вы можете дать ему совет, не умаляя его достижений при этом. Если же малышу, напротив, сложно, он просит о помощи, обязательно подбодрите его, помогите, подскажите, не дайте ему разочароваться в своих способностях. Говорите ребенку чаще, что он справится, что у него все получится, таким образом, Вы формируете у него уверенность в своих силах, желание идти дальше, стремиться к большему. Поверьте, по жизни все эти качества ему очень пригодятся.
Запомните, Ваша основная цель, если ребенок неусидчив, — научить его быть усидчивым в игровой форме, не заставляя, не ругая, не порицая. Другими словами, он сам должен захотеть развивать усидчивость. Выбирайте время, когда ребенок отдохнувший и спокойный. Для этого важно соблюдать .
Залог спокойной психики ребенка – ежедневный сложившийся график. Он должен привыкнуть к тому, что в определенное время он есть, спит, играет, занимается, он будет знать, что ожидать. Формируя у ребенка усидчивость, не перегружайте его занятиями. Чередуйте спокойные игры с активными, подвижными. Прежде всего, осознайте, что для малыша этот мир абсолютно новый, ему интересно все, что он видит, дайте ему время на познание окружающей обстановки, будьте сами терпимы и терпеливы.
Существуют игры, развивающие усидчивость у ребенка. Стать усидчивым ему помогут рисование, лепка, аппликации, мозаики и пазлы, пирамидки. Начиная с 2-ух лет ребенок самостоятельно может раскладывать игрушки по цветам и форме. Также, можно сделать отверстие в крышке банки и просить ребенка кидать туда монетки (это может быть и копилка). Эта игра отлично разрабатывает координацию движений и мелкую моторику рук. Главное, следите, чтобы .
Придумывайте и подвижные игры, чтобы сформировать усидчивость, ведь основное в этом вопросе – концентрация внимания. Разбросайте мягкие грибы и ягоды по дому и собирайте их в корзинку вместе с ребенком. Для детей 5-6 лет вполне подойдут бисероплетение, вышивание, если мы говорим о девочках, и конструирование – для мальчиков. Проявите свою фантазию и найдите дело, которое будет по душе Вашему чаду.
Гиперактивный ребенок — как воспитывать? (видео):
Обязательно доводите игру до конца. Если не успели утром, закончите вечером или на следующий день. Также, обязательно приучайте ребенка к порядку, учите убирать за собой игрушки. Желательно, чтобы малыш доставал одну игрушку, играл с ней, клал на место и только потом брал другую. Все это может Вам при ответе на главный вопрос «Как развить усидчивость у ребенка» .
Галина МОНИНА,
кандидат педагогических наук,
детский практический психолог,
преподаватель Санкт-Петербургского Университета
педагогического мастерства
Поведение ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вполне поддается корректировке. Только педагогам и родителям нужно знать, как за это взяться
Многие дети отличаются непоседливостью. Они болтают на уроке, вертятся, тянут руку, подпрыгивая на месте. Мы делаем им замечания, хотя в душе сочувствуем: это же дети, им тяжело сидеть неподвижно, чинно дожидаясь, когда их спросят. Но встречаются – в последнее время все чаще – ребята, которые не могут высидеть за партой и пяти минут. Они не выслушивают ни одного задания или вопроса до конца. Такой ребенок может свести к нулю все усилия учителя на уроке.
Что же делать? Ставить двойки, вызывать родителей, отправлять возмутителя спокойствия к директору? Лучше не надо: ученик не виноват...
СДВГ встречается у детей достаточно часто: от 5 до 20 % (по данным разных специалистов), причем у мальчиков – чаще. Считается, что нижняя граница для выявления СДВГ – возраст 3–4 года, однако первые проявления часто выявляются уже на первом году жизни. Пики проявления симптоматики, как правило, приходятся на период возрастных кризисов ребенка (3 года, 7 лет, 14 лет).
Несмотря на достаточный уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера, выброшенными со «школьного конвейера». Иногда трудности в учебе начинаются уже в первом классе и продолжаются до окончания школы. При этом высока вероятность отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе. Вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в вуз у таких детей меньше, чем у сверстников.
У многих детей с СДВГ отмечаются нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета. 66 % обследуемых детей обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61 % – признаки дискалькулии.
Во время уроков они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, не завершают начатое задание, мешают одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь привлечь внимание учителя и одноклассников, он добивается этого единственным известным и доступным ему способом, выполняя роль «классного шута».
Несмотря на то что СДВГ – медицинский диагноз и лечить ребенка должен только врач, учитель может во многом помочь ребенку адаптироваться к условиям школы и стать успешным.
Особенность обучения ребенка с СДВГ заключается в том, что меры педагогического воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения. Как правило, единичные мероприятия, даже если в них участвуют медицинские специалисты, педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату.
Синдром может проявляться по-разному. У одних детей преобладает
гиперактивность, другие в первую очередь страдают расстройством внимания, третьим свойственно и одно, и другое. Поэтому необходимо выявить доминирующий симптом и строить коррекционную работу поэтапно. Опираясь на сильные стороны ребенка, педагог и психолог начинают с одной отдельной функции. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают все три дефицитарные функции одновременно.
Поэтапность в работе педагога будет проявляться и в том, что на первых порах, стремясь к тому, чтобы ребенок выполнил все задание, учитель может снизить требования к аккуратности.
Педагоги и родители должны быть готовы к тому, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер.
Еще один важнейший принцип работы с гиперактивными детьми – индивидуальный подход.
Повышение учебной мотивации
Поощрение
должно быть реальным, вызывающим стимул к работе. Для этого педагогу необходимо узнать, чем любит заниматься ребенок, о чем мечтает, на что надеется. Для этого можно предложить детям нарисовать картинку (в начальной школе) или написать мини-сочинение на тему «Сказка о хорошей жизни», «Самый счастливый день», «Люблю и не люблю», «Кто счастливей всех на свете». Похвала учителя не должна быть преувеличенной. Как показывает практика, похвала и поощрения гораздо эффективнее, чем замечания.
В условиях школы поощрениями могут стать: возможность выбора задания, помощь учителю в проверке тетрадей, роль «хранителя времени» в классе, возможность писать на школьной доске во время перемены или на уроке, выполнение письменного задания на компьютере.
Для детей с СДВГ важно повышать самооценку. Для этого учитель может обращать внимание одноклассников на достижения ребенка с СДВГ, развивать навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «Что у меня хорошо получилось»), приучать ребенка сравнивать последние достижения с его собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом недопустимо сравнивать его со сверстниками!
Учителю следует выбирать задания, посильные для этого ребенка, учитывать его возможности (индивидуальные рабочие листы). Новое задание можно предлагать только после того, как выполнено предыдущее; большое упражнение делить на несколько более мелких заданий.
Значительно облегчает жизнь ребенка использование учителем вместо бесконечных замечаний заранее оговоренных с ребенком «секретных» знаков – сигналов о необходимости изменить поведение.
Как учесть психофизиологические особенности
Мультисенсорный подход:
дети с визуальным типом восприятия легче усваивают материал, видя его перед глазами (текст, картинки, диаграммы), с аудиальным типом – на слух и в процессе устных обсуждений, с кинестетическим типом – двигаясь, осязая. Учителю необходимо опираться на сильные стороны ребенка (использовать способности, а не исправлять недостатки, предоставлять возможность решать учебные задачи любым доступным ребенку способом). Обучение и проверку знаний желательно организовать, опираясь на наиболее выраженные учебные стили ребенка, а закрепление – на более слабые.
При работе необходима смена видов деятельности
в зависимости от степени утомляемости ребенка.
Нельзя забывать о двигательной потребности таких детей. Им можно предлагать поручения, требующие двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски.
Составной частью работы будет и снижение требований к аккуратности
на первых этапах обучения. Ребенка нужно хвалить за работу, выполненную чуть аккуратнее, чем предыдущая.
Детям с СДВГ необходимо время от времени предлагать упражнения на релаксацию
и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры).
Инструкции учителя
должны быть четкими и немногословными; тон – нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку (как показала практика, иногда даже знакомые и часто употребляемые нами слова дети понимают не так, как мы предполагаем).
Проверку знаний
ученика с СДВГ лучше проводить в начале урока.
Лучше избегать категоричных запретов.
Объяснять материал
в случае необходимости ребенку следует индивидуально (один на один).
Снизить объем
рукописных текстов можно за счет использования рабочих тетрадей, выполнения некоторых упражнений на компьютере, отказа от практики «переписывания» неаккуратных работ, от черновиков.
Ребенку нужно предоставлять моментальную обратную связь
: поощрения, наказания – непосредственно вслед за событием.
Дети с СДВГ чувствуют себя комфортнее, если учитель соблюдает четкие временные интервалы
начала и окончания урока. Недопустимо лишать детей активного отдыха на перемене в качестве наказания.
Ребята с нарушением внимания нуждаются в четком (но не оскорбляющем) контроле: регулярная проверка тетрадей, дневника, устный опрос.
Следует по возможности усадить гиперактивного ребенка за первую парту, где учителю легче контролировать его поведение, а «зрителей» вокруг него и возможностей отвлекаться – меньше.
Необходимо соотносить объем учебного материала с объемом внимания ребенка. Не забывайте уменьшить для него задание, дайте дополнительное время для завершения начатого, предоставляйте перерывы между заданиями, требующими активного внимания. За короткий промежуток времени такие дети могут усвоить только небольшое количество нового материала.
Развитие функций
Обучение конструктивным формам взаимодействия
Как показывает практика, использование этих принципов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми на уроках помогает им адаптироваться к школьным условиям, выявить собственные сильные стороны и стать успешными учениками.
Монина Г.Б., Лютова Е.К.
Шпаргалка для взрослых. М., 1999.
Байярд Р.Т., Байярд Дж.
Ваш беспокойный подросток. М., 1995.
Гиппенрейтер Ю.Б.
Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
Захаров А.И.
Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.,1995.
Захаров А.И.
Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
Зшкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.
Как помочь “особому” ребенку. СПб., 1998.
Карабанова О.А.
Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
Крюкова С.В., Слободяник Н.С.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
Курчинка М.Ш.
Ребенок с характером. СПб., 1996.
Паренс Г.
Агрессия наших детей. М., 1997.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Случается, дети такие непоседы, что не могут ни минуты спокойно поиграть или посмотреть картинки. Родители очень непоседливых, неусидчивых детей часто беспокоятся, не повлияет ли это плохо на их развитие? Как бороться с неусидчивостью ребенка в 1,5 — 2 года?
Когда ребенок в конце первого года жизни овладевает умением ходить самостоятельно, он большую часть своего досуга проводит в движении. Если вовремя не приучать оебенка к умению заниматься игрушками, к рассматриванию книжек, наблюдению за окружающим, то из всех видов деятельности будет преобладать ходьба. Со временем она может стать помехой для спокойной, сосредоточенной деятельности и даже для развития речи. Как поступить, чтобы этого не произошло?
В раннем возрасте поведение ребенка, в частности его умение обращаться с игрушками, целиком зависит от того, чему научил его взрослый. Специалисты советуют:
Дети активно познают мир и, вполне возможно, что ваш ребенок не неспоседа, а просто любопытный, интересующийся окружающим миром малыш. И это плюс в его развитии.
Краткое содержание: Неусидчивость у детей. Проявления неусидчивости у детей: повышенная активность, вспыльчивость, импульсивность и невнимательность. Причины неусидчивости. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?
Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения малыша.
Оно может быть связано с расстройствами слуха (хроническое воспаление среднего уха) или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов. Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении (ребенок может быть еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат). Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.
Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в США.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.
Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.
Диагностировать данное заболевание должен только специалист. Следует отметить, что чем раньше выявили заболевание и начали лечение, тем выше вероятность выздоровления.
Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Например, многие детей с СДВГ также имеют трудности обучения, что означает, что у них есть проблемы в изучении языка или определенных академических навыках, обычно в чтении и математике. СДВГ сам по себе не является трудностью обучения. Но поскольку при СДВГ нарушена концентрация внимания, это может усилить школьные проблемы ученика с трудностями обучения.
Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта. У людей с синдромом Туретта есть тики и другие непроизвольные движения, такие как моргание или лицевые конвульсии, которые они не в состоянии контролировать. Другие могут гримасничать, дергать плечами, шмыгать носом или неожиданно выкрикивать слова. К счастью, этим поведением можно управлять с помощью лекарств. Исследователи национального института психического здоровья и других организаций занимаются определением безопасности и эффективности лечения людей, страдающих и синдромом Туретта, и СДВГ вместе.
Более серьезная ситуция: почти половина детей с СДВГ - главным образом мальчики - склонны к оппозиционному вызывающему расстройству. Эти дети могут слишком остро отреагировать или ударить, когда они плохо себя чувствуют. Они могут быть упрямыми, вспыльчивыми, вести себя агрессивно или вызывающе. Иногда это превращается в более серьезные поведенческие расстройства.
Дети с таким сочетанием проблем постоянно рискуют нарваться на неприятности в школе, иногда даже с полицией. Они могут опасно рисковать и нарушать законы - красть, поджигать, разрушать имущество и безрассудно вести машину. Важно, чтобы дети с этими расстройствами получили помощь прежде, чем их поведение приведет к более серьезным проблемам.
Иногда многие дети с СДВГ - главным образом младшие дети и мальчики - переживают другие эмоциональные расстройства. Около четверти детей испытывают тревожные чувства. Они чувствуют огромное беспокойство, напряженность или тревогу, даже когда нечего бояться. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще обычных страхов, они могут повлиять на мышление ребенка и его поведение.
Другие испытывают депрессию. Депрессия выходит за пределы обычной печали - люди могут ощутить такую подавленность, что они почувствуют себя безнадежными и неспособными справиться с повседневной работой. Депрессия может нарушить сон, аппетит и мыслительную способность.
Поскольку эмоциональные расстройства и нарушение внимания часто идут "рука об руку", необходимо каждого ребенка с СДВГ проверить на предмет сопутствущих ощущений тревоги и депрессии. Тревожность и депрессию можно вылечить, и, помогая детям управлять такими сильными болезненными чувствами, мы помогаем им справляться и преодолевать проблемы, вызванные СДВГ.
Конечно, не все дети с СДВГ страдают дополнительным расстройством. Также нельзя приписывать всем людям с трудностями обучения, синдромом Туретта, оппозиционным вызывающим расстройством, кондуктивным расстройством, тревожностью или депрессией наличие у них СДВГ. Но если СДВГ действительно сопровождается другим расстройством, то сочетание проблем может серьезно усложнить жизнь человека. Поэтому важно обратить внимание на другие расстройства у детей, страдающих СДВГ.
Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.
Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.
Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)
Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста -- педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.
Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.
Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.
При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.
Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.
Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.
Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!"
Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.
Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.
Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.
Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.
Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.
Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.
Дата публикации 26.03.2015
Как хочется всем родителям вырастить своих детей успешными людьми, душевно прекрасными и в жизни состоявшимися! К сожалению, не у всех это получается. И далеко не всегда причина наших неудач кроется в недостатках воспитания или недостаточном внимании к ребёнку. В большом числе случаев нарушения в формировании психических функций – а именно к таким относятся сфера эмоций, обучаемость, интеллектуальные способности – связаны с функциональными или органическими изменениями в структурах детского организма, регулирующих его развитие.
Гиперактивность – характер или синдром?
Ребёнок не в состоянии оценить своё состояние и рассказать об этом. Но часто своим поведением, какими-то внешними проявлениями он сигнализирует внимательным и неравнодушным взрослым, чтобы обратили внимание, что он нуждается в помощи.
Неусидчивость, гиперактивность и дефицит внимания – близкие друг другу симптомы одного из достаточно часто встречаемых у детей (5 –10%) в последнее время болезненных состояний. Гиперактивность, т.е. избыточная, излишняя подвижность, может проявляться в том, что ребёнок не может спокойно сидеть, играть в тихие игры, суетлив, без разрешения вскакивает с места, бесцельно бегает.
Официальное название состояния – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Начало проявлений, как правило, в раннем детском возрасте (3 –4 года), если не лечить или лечить недостаточно, то в половине и даже большем числе случаев может переходить в подростковый и далее возраст. Многие школьные проблемы связаны с этим злополучным синдромом, основными клиническими проявлениями которого являются невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Проблема выливается в междисциплинарную – психолого-педагогическую и медицинскую.
В дошкольном возрасте основным признаком можно назвать гиперактивность, при этом дети могут целыми днями слоняться по группе детского сада совершенно бесцельно, но при этом без умолку болтают, мешают занятиям других детей. С началом школьного периода (6– 7 лет) выявляются неспособность ребёнка длительно концентрировать внимание, беспокойство, чрезвычайная подвижность, дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. В подростковом возрасте проявлениями синдрома являются импульсивность и немотивированная агрессивность. Импульсивность проявляется в таких особенностях поведения, как выкрикивание ответа, не дослушивая вопроса; в невозможности дожидаться своей очереди.
Будьте внимательны!
Многие думают, что их ребёнок «просто непослушный», в то время как у него развиваются серьёзные болезненные процессы.
Родителям стоит проконсультироваться с врачом, если:
Ребёнок не может вслушиваться в обращённую к нему речь;
Не может организовать свою деятельность и довести работу до конца;
Ему трудно сосредоточиться на деталях, выполнить задание без ошибок;
Всё забывает; часто теряет нужные предметов (книги, ручки и т.д.); отвлекается;
Ребёнок избегает занятий, требующих усидчивости.
Наблюдая ребёнка и видя какие-то признаки неблагополучия, члены семьи не всегда могут самостоятельно оценить его состояние и понять, что, например, неусидчивость – не черта характера, а болезнь. В таких случаях лучше прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов, пройти необходимое инструментальное обследование.
Начать надо с участкового педиатра. Необходимое обследование в настоящее время можно пройти в условиях участковой поликлиники. Какое – подскажут педиатр, невролог, психолог. Проблема, как уже отмечалось, междисциплинарная. Поэтому решение также должно быть совместным.
Анатолий Ефимов, генеральный директор АНО
«Межрегиональный центр восстановительной медицины и реабилитации»,
д.м.н., профессор, академик РАЕН