Арт-терапия сборник упражнений и техник. Методическая разработка. Базовые техники арт-терапии Маска терапия в психологии

11.10.2019

Упражнение «Маски»

Задачи: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки.

Необходимые материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, ножницы, журналы, газеты, цветная бумага.

Ход работы: подросткам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень» и др. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта, затем с использованием красок, карандашей, журналов и др. маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап: маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала его маска. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.

Забронировать билет

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Маскотерапия – это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски. На лицо, его мимику у человека проецируется его психологическое состояние, настроение, состояние здоровья. Соответственно это можно спроецировать и на маску.

Человечество использовало маски с давних времен, их применяли древние племена, совершая ритуалы, и каждая маска имела свое значение. В племени к маскам относились серьезно, словно к живым объектам. Иногда они олицетворяли духов-защитников, отгоняли злые силы. Позже маски стали надевать на маскарадах, те, кто надевал их, прятал за масками свое настоящее лицо.

Маскарадные маски были красивыми, праздничными и редко несли символическую нагрузку. От этого в обществе сложилось мнение, что маска всегда скрывает лицо. Есть устоявшиеся выражения "надел маску", то есть стал не искренним, перестал быть самим собой.

Так, в обществе психологические маски выполняют разные задачи: позволяют примерить на себя какую-то роль, скрыть лицо, не быть узнанным, усилить за счет образа какое-то качество.

Если говорить о маскотерапии, то здесь задачи могут быть намного шире и глубже. Маски, их значение и влияние изучал еще Юнг, говоря о том, что это затрагивают глубинную природу человека. Маска помогает в исцелении, может вступать способом экспрессивной терапии. С помощью маски клиент может преодолевать страх самораскрытия, выражать внутреннее состояние, эмоции.

Например, "надевая" маску страха, гнева или вины, символически перенося эмоцию на маску, человек учится управлять своим состоянием, надевая и снимая ее. Он может посмотреть на созданное им состояние со стороны.

Кроме того, можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободного и другие. Маска может быть аккумулятором энергии сотен людей, например, передавая, героический опыт. Так можно приобщаться к этим энергиям, раскрывая в себе скрытый потенциал. Маска здесь выступает проводником к ресурсам коллективного бессознательного.


Но! Важно чтобы человек смог справиться с этой энергией, выдержать ее мощную силу. С маской можно устанавливать контакт, выстраивать диалог.

Иногда, при работе в этом направлении арт-терапии, у клиента может включаться магическое мышление. Может присутствовать элемент самовнушения, когда человек верит в целительность самой маски.

Можно выделить разные направления в маскотерапии:

  1. Маски, посвященной социальной роли. Создание недостатков в ролях, их предъявление, преодоление;
  2. Архетипические маски;
  3. Культурно-исторические образы, исторические личности;
  4. Гротескный образ, где юмор может быть защитой перед встречей с чем-то большим;
  5. Нечеловеческие образы, животные, силы природы, маски тотемных животных;
  6. Маска, как средство поиска своей идентичности.
При работе со сложными масками возможно создание специального контейнера, где она может безопасно храниться.

Маскотерапия хорошо сочетается с драматерапией , их синтез позволяет создавать более полные образы и отыгрывать их. При групповой работе возможен обмен масками и проигрывание мини-спектаклей.

С детьми также возможна работа с помощью этого метода, но в более легком формате, с изготовлением масок животных, сказочных персонажей.

Программа открытой арт-терапевтической группы

«Говорящий рисунок».

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«МАСКА МОЕГО Я»

(техника трансперсонального подхода)

Упражнения, техники и методики трансперсонального подхода в арт-терапии имеют свою особенность.

Они в большей мере, чем другие направления и подходы в арт-терапии ориентированы на самоисследование и далеко не всегда на осознание конечного результата изобразительной продукции, т.е. какого-либо его смысла. Конечной целью является само переживание и сама творческая деятельность как таковая.

Трансперсональная арт-терапия направлена на создание или построение отдельного пространства, в котором человек имеет возможность исследовать себя, поверить в себя и соприкоснуться с чем-то большим, чем он знает. Она помогает познать то, что стоит за формой, цветом, обрядом, почувствовать свой собственный миф и удивиться состоянию «художника», обрести силу простого камня, научиться языку собственной души. С ее помощью можно увидеть, какими цветами человек сотрудничает с Миром, и какими красками Мир одаривает его.

Цель : нормализация эмоциональной сферы человека; актуализация внутренних личностных и творческих ресурсов; осознание собственных чувств; развитие чувства групповой сплоченности; самораскрытие.

Задачи:

    способствовать вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;

    содействовать развитию и усилению внимания к чувствам;

    усилить ощущения собственной личностной ценности;

    повысить художественную компетентность участников группы;

    способствовать пониманию собственной социальной роли, своих защит.

    определить зоны ближайшего личностного развития участников;

    снять внутренне напряжение.

Время проведения – 1 час.

Вводная часть.

В древности считалось, что тот, кто надевает маску, внутренне преображается и приобретает свойства представляемого им существа. Маска как декоративный элемент должна предохранять от неблагоприятного влияния.

Маска на шлеме римского времени не только защищала, но и сообщала о героизме владельца. В театре маска воспроизводит характер и подчеркивает жестикуляцию персонажей.

С психологической т.зр. маска практически управляет нами и рассматривается как часть личности. Эти связи прослеживаются в мифологии и мистике.

Маска является инструментом восприятия материала, вытесненного в бессознательное. Она показывает нам, как мы живем, что мы делаем со своей жизнью, она выражает характер и наши страсти, борьбу между нашими требованиями к жизни, конфликт потребностей. Маска оказывает влияние как на нашу внутреннюю, так и на внешнюю жизнь.

Маски подчеркивают различные грани нашей личности и защищают нас, скрывая наши наиболее уязвимые места. Мы надеваем разные маски по разным поводам, в зависимости от ситуации, и сквозь них, немного отстранившись, мы можем взглянуть на самих себя со стороны.

Маска является одной из терапевтических тем, известной нам по старым традициям. В давние времена в ритуалах лечения маска связывала в единое целое потребности и возможности. Маска у всех народов (карнавальные праздники) тоже олицетворяла причастность к иному миру.

Персона (в переводе с лат.) – актерская маска (маска своей персоны) – социальная роль «Я», роль человека, проистекающая из общественных ожиданий, опыта обучения в раннем возрасте.

Упражнение «Путешествие с Голубой Сойкой» (под релаксационную музыку)

Ведущий предлагает участникам сесть удобно, закрыть глаза, сделать несколько вдохов и выдохов.

- Вы расслаблены….Легкость растекается по вашему телу…

Вы в лесу… Вы слышите мышиный писк, нагибаетесь посмотреть, не притаилась ли мышь в траве или в кустах, но там все спокойно… Потом раздается птичий гомон, но вы не можете понять, что это за птицы… А вот цоканье белки… вы видите ель и подходите к ней. Вы знаете – там живет Голубая Сойка, вы зовете ее…

Вытяните правую руку. Голубая сойка сядет на нее, так крепко обхватив ваш палец когтями… Войдя в резонанс с вашими внутренними вибрациями, она сделалась вашей союзницей…

Глядя в глаза Голубой Сойке, вы видите свое отражение, причем на вас та Маска, которую вы показываете миру… Голубая Сойка подражает вашей манере поведения…

Может быть вы увидите сразу несколько Масок, которыми вы наиболее часто прикрываетесь… Если вы захотите и будете готовы к этому, Голубая Сойка покажет вам ваше истинное лицо, скрытое под всеми этими Масками…

Ведущий замолкает.

Пусть воображение участников

поработает без всяких подсказок в течении 1 минуты.

Поблагодарите Голубую Сойку за то, что она показала вам то, на что вы не обращали внимания раньше…

А теперь возвращайтесь… и медленно открывайте глаза.

Упражнение «Маски».

Участники изготавливают маски, изображающие, как человек воспринимает себя, и как он преподносит себя миру.

Маски выполняются из бумаги, с последующим раскрашиванием акварелью и оформлением дополнительными материалами (перьями, бусинами, бисером, блестками, шерстяными нитками, мелкой аппликацией и т.п.)

Участникам предлагается отслеживать свои чувства во время работы.

По окончании работы над масками, участники рассказывают о своих «половинах» масок, о своих чувствах, о том, какие роли играет эта маска в жизни, стараются определить зоны своего ближайшего личностного развития.

Анализ работ участников (для ведущего)

    !!! Чем сильнее человек идентифицируется с Персоной, тем более он отвергает какие-либо части себя.

    Наиболее резкий, насыщенный «радужный» окрас отражает снятие сильного напряжения, агрессии. Смешанные, грязные цвета, полученные в результате изготовления масок, чаще всего отражают внутреннее состояние авторов – «уже не тут, но еще и не там», «не прежний, но и не новый»

    Отсутствие отдельных частей, частое использование очков, изображение длинных носов – помогает отразить «спокойное, обычное» состояние, «приоритет духовной жизни перед чувственным началом» и т.д.

    Использование дополнительных материалов – потребность в дополнительных ресурсах и саморегуляции.

    Эмоции, состояния, ассоциации, возникшие в процессе работы с маской эмоциональный подъем, ощущение радости, детства, удовлетворение, самопонимание, обновление, очищение, желание понравиться окружающим и др.)

    Понимание собственной маски, социальной роли, которую она играет (облегчение взаимодействия в социуме, помощь в интимно-личностном развитии, определение зоны ближайшего развития, снятие напряжение, защита от страхов и т.д.)

Литература.

1. Пурнис Н.Е.Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. С-П.: Речь, 2008.

2. Кэмпбелл Д.Герой с тысячью лицами. К.: София, Ltd ., 1997.

3. Платонова Э.Е. 10 лекций по мифологии. М.: Ось – 89, 2000.

4. Скалли Н. Золотой котел, или Странствия с тотемными животными / пер. с англ. Т. Азаркович. М.: София, 2004.

Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время : 30-50 мин.

Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Другие новости по теме:

  • Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов