Даниэль сваровски и лебедь от сваровски-история бренда

11.03.2019

Даниэль Сваровски, основатель австрийской хрустальной империи Swarovski, родился 24 октября 1862 года. Место его рождения – Австро-Венгерская империя, горная деревушка Георгиенталь на севере горной Богемии, родине знаменитого богемского стекла. Имея хорошее образование, интересовался электротехникой и конструированием электрооборудования. В начале 1890 годов Сваровски занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов. В 1892 году он получает патент на первое своё изобретение – машину обрабатывающую кристаллические камни с беспрецедентной точностью. После изобретения машины для специальной массовой обработки хрусталя, в 1895 году, он перебрался из Богемии в Тироль, где в деревушке Ваттенс основал завод по производству изделий из хрусталя. В первые годы работы фирмы Сваровски занимался улучшением технологии огранки и шлифовки кристаллов доведя её до совершенства. В 1911 году со своими сыновьями Вильгельмом, Фридрихом и Альфредом он сумел найти лучший состав исходных смесей для изготовления высококачественного хрусталя, обладающего высокой прозрачностью и блеском. Этот технологический состав до настоящего времени является тайной компании и хранится в строжайшем секрете. Качество полученных хрустальных изделий позволило рассматривать их как альтернативу драгоценным камням и бриллиантам. Первые образцы украшений, изготовленных на предприятии Svarovski, были отправлены в Париж и Санкт-Петербург, где вызвали восторг публики и завоевали популярность модниц. Умер Даниэль Сваровски в Ваттенсе (Австрия) 23 января 1956 года, оставив наследникам процветающее дело. Сегодня украшения с кристаллами Swarovski рассматриваются специалистами как самостоятельный вид ювелирного искусства.

Swarovski AG

Австрийская компания, специализирующаяся на производстве рассыпных кристаллов, украшений, кристальных фигурок и огранке синтетических и природных драгоценных камней. Компания также производит оптическое оборудование и готовые светильники и люстры.
Вся продукция под брендом Swarovski производится компанией Swarovski AG, расположенной в городе Ваттенс, Австрия. Группа Swarovski также включает в себя Tyrolit (производство абразивных и режущих материалов), Swareflex (отражающие и люминесцентные дорожные знаки), Signity (производство синтетических драгоценных камней) и Optik (оптические инструменты).
Компания управляет музеем Kristallwelten Swarovski (Ваттенс, Австрия), который является 2-ой по посещаемости достопримечательностью в Австрии.

Кристаллы Swarovski

Кристаллы Swarovski не являются природным хрусталем, а также не имеют (как и хрусталь) кристаллической решетки. Компания Swarovski производит кристаллы из более чем 70 различных компонентов, большинство из которых засекречены и являются ноу-хау компании. Компания Swarovski постоянно работает над новыми технологиями и химическими формулами для совершенствования своих кристаллов.
С 2012 года компания Swarovski начала производство кристаллов нового поколения Advanced Crystal, в которых не содержится оксида свинца (содержание в некоторых кристаллах не превышает 0,009 %) - элемента, который традиционно использовался в хрустале и кристаллах для придания им блеска и прозрачности. Поскольку оксид свинца является крайне ядовитым и опасным элементом, то задача компании Swarovski была добиться новой химической формулы, исключающей наличие оксида свинца, но сохраняющей потребительские качества кристаллов. Этого удалось добиться в 2012 году. И с этого времени кристаллы Swarovski являются экологически безопасными.

Компания Swarovski производит декоративные фигурки, украшения, товары для дома, светильники и люстры. Отдельной строкой стоят компоненты Swarovski: кристаллы (стразы), подвески, бусины, пуговицы и многое другое, используемое другими компаниями-производителями для декорирования одежды, обуви, аксессуаров, мебели, украшений и многого другого. Партнерами компании Swarovski являются самые известные бренды в мире моды и дизайна. В ассортименте компании Swarovski насчитывается около 15000 различных вариантов компонентов.
Чтобы создать компоненты с необычными цветовыми эффектами, Swarovski наносит на некоторые из своих кристаллов специальные покрытия, такие как эффект AB (обеспечивает появление на поверхности «кристалла» радужных отблесков), Aurum, Silver (имитируют металлы) и многие другие.
Сейчас в портфеле компании более 80 различных цветов, около 30 эффектов, многочисленные огранки, формы и размеры.
В 2014 году были выпущены новые кристаллы (стразы) Swarovski с огранкой Xirius, обладающей 17 гранями.

Swarovski Gems

Помимо производства кристаллов, компания занимается высокоточной огранкой синтетических и природных камней для ювелирной промышленности. Площадки камней маркируются лазерной подписью Swarovski. Ассортимент природных камней включает в себя: сапфир, аметист, цитрин, топаз и др.
Ассортимент искусственно выращенных камней включает: фианит (диоксид циркония - минерал, созданный Физическим институтом Академии наук (ФИАН), откуда и произошло его название), шпинель, корунд, альпинит.

Swarovski Optik

Старший сын Даниэля Сваровски Вильгельм увлекался астрономией, что привело его к изготовлению бинокля собственной конструкции. В 1949 году компания впервые представила бинокль, в котором применялись асферические линзы, что обеспечивало высокую и равномерную чёткость изображения и низкий уровень хроматических аберраций при больших значениях угла зрения. Бинокли отличаются очень высокой ценой.

Благотворительность

«Кристалл надежды» - ежегодная премия за достижения в области борьбы с ВИЧ/СПИД.


Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень и очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.

Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий. Можно говорить о Сваровски как о предвестнике китча или о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. Об основателе семейного бизнеса. Об инженере-оптике. О чехе, ставшем тирольцем… Концепций, как видите, можно построить немало. Факты же таковы.

Даниель Сваровски родился 24 октября 1862 года на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Не знаю, как сейчас, а тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, решил он, делаются в больших городах. Например, в Париже.

Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Публика пока ещё не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить её об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с образовавшимися к тому времени сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка.

Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих , сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор , Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США. Долго ли, коротко ли, а в 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь… В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются. Конспирация объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы. Но было бы глупо не выставлять, допустим, Сезанна, опасаясь, что какие-нибудь ловкачи скопируют манеру художника и вытеснят его с рынка. Между Сезанном и Сваровски не такая уж громадная разница: хрусталь - тоже искусство. Поэтому изделия от Сваровски никто не прячет от мира. Напротив, вокруг них создаётся культ. Есть и место поклонения хрусталю, апофеоз этого культа. Я имею в виду музей Сваровски, созданный в 1995 году к столетию фирмы. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Если бы тирольцы не устроили в пещере музей, здесь наверняка поселились бы местные гномы. Лабиринт из семи комнат, связанных лестницами и узкими коридорами, пришёлся бы им по вкусу.

Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Изо рта его низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведёт стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гёте, в которых есть слово "crystal" - хрусталь. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов "мягкие" часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

В следующий зал ведёт дорожка метр в ширину, десять в длину. Она, как детский калейдоскоп, постоянно меняет цвет. В трёхмерном пространстве стеклянного неба мерцают ночные звёзды. Земля покрывается голубым светом океанов, появляются материки. Ускоренная в миллионы раз эволюция населяет океаны рыбами, рёв ящеров сменяется пением птиц… На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Кстати, бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчинённых, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя. Парадоксально, но в этом музее нечасто задумываешься об основателе фирмы. Всё внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения. Подобный эффект достигается в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себя зрителем и одновременно героем фильма. Или во время интерактивной игры. Что и говорить, острые ощущения.

За годы существования компьютера мы успели привыкнуть к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность нас уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О том, кто навевает нам сны и создаёт иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.

Австрийский инженер, основатель австрийской хрустальной империи Swarovski.

С того самого момента, как люди оценили красоту бриллиантов, ювелиры задумались над тем, как бы сделать что-то подобное по качеству, но с более низкой ценой. Попыток совершить этот прорыв было немало, но реализовать мечту удалось только австрийскому ювелиру Даниэлю Сваровски…

Даниэль Сваровски родился на территории Австро-Венгерской империи, в горной деревушке Георгиенталь (нем. Georgenthal; чеш. Ji?et?n pod Bukovou), на севере горной Богемии, на родине знаменитого богемского стекла. Он был неудавшимся скрипачом, но, имея хорошее образование, интересовался электротехникой и конструированием электрооборудования. В 1883 году он посещает Международную электрическую выставку в Вене, где знакомится с машинами, изобретёнными Эдисоном, и видит возможности новых технологий в стекольной промышленности. В начале 1890 годов Сваровски занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов.

Бриллианты хороши всем: они красивы, прочны, долговечны и всегда в моде. У них есть только один недостаток: они слишком дорого стоят. Кроме того, они не демократичны – в бриллиантах уместно пойти на званый ужин или на бал, однако не совсем уместно ходить на работу или на деловую конференцию. Сегодня это всем понятно и не вызывает возражений. Но в конце XIX века новый тренд по отношению к бриллиантам был понятен не всем. Однако наиболее чуткие к веяниям моды ювелиры понимали, что на сцену истории вскоре выйдут массы, а им потребуются новые образы и следовательно, красивые и доступные по цене украшения.

Думал над этим и уроженец Богемии, несостоявшийся скрипач, инженер Даниэль Сваровски. Даниэль долгое время пытался сделать станок по обработке хрусталя. В 1891 году Сваровски, живя в Париже, сконструировал первый в мире электрический шлифовальный станок. Это машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в количестве, несопоставимом с ручной обработкой, а внешне новые издали выгодно отличались от богемского стекла и хрусталя. И главное – позволяли поставить хрусталь в один ряд с другими драгоценными камнями.

Но на родину Даниэль решил не возвращаться, опасаясь конкуренции с богемскими умельцами, а также в силу дороговизны в Богемии электроэнергии. В 1895 году Даниэль Сваровски основал компанию Swarovski в небольшой деревушке Ваттенс, Австрия, где он построил гидроэлектростанцию на горной реке. Это позволило обеспечить завод недорогой и автономной электроэнергией. Свой новый продукт Даниэль назвал “кристаллы Swarovski” и предложил его модным домам Парижа для использования в отделке платьев и в производстве бижутерии. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг.

В 1911 году был создан главный секрет семьи Сваровски – формула состава исходных смесей, необходимых для изготовления хрусталя, обладающего несравненной прозрачностью и блеском. Эта технология держится в тайне по сей день.

Достоверно известны лишь некоторые факты: кристаллы Сваровски производятся из оптического хрусталя, содержащего высокий процент окиси свинца, этим объясняется их уникальная прозрачность. Эффект достигается шлифовкой каждой грани плюс специальным покрытием, которое наносится на некоторые кристаллы.

В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь… В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

После смерти великого ювелира его дело продолжили сыновья: Вильгельм, Фридрих и Альфред, которые помогли отцу в работе.

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются.

В настоящее время Сваровски – один из самых знаменитых ювелирных брендов. Но не только: компания занимается созданием оптики, станков по обработке хрусталя, люстр, тканей и многого другого. Удивительно, но камни, созданные как дешевая замена бриллиантов, сегодня иногда стоят дороже натуральных драгоценностей.

В 1995 году к столетию фирмы открылся музей Сваровски. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса.

Вес гиганта – 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр – 40 сантиметров. Среди экспонатов “мягкие” часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

Долгое время эмблемой бренда был эдельвейс, но 1988 года его заменил хрустальный лебедь. Это грациозная птица со множеством граней как будто создана из воздуха, насыщенного глубоким блеском. Уникальное изображение лебедя сегодня украшает все драгоценные изделия этой компании. Лебедь как нельзя лучше отражает тот путь, который проделала компания на пути своего развития: от небольшой фабрики по выпуску бижутерии до настоящего промышленного гиганта, покорившего весь мир.

Swarovski

Австрийская компания, специализирующаяся на производстве рассыпных кристаллов, украшений, кристальных фигурок и огранке синтетических и природных драгоценных камней. Компания также производит оптическое оборудование и готовые светильники и люстры. Количество сотрудников – 32 000 человек.

Источник – интернет и журнал Загадки истории.


Даниэль СвароМЃвски (нем. Daniel Swarovski; 24 октября 1862, чеш. JiЕ™etГ­n pod Bukovou, Чехия - 23 января 1956, Ваттенс, Австрия) - основатель австрийской хрустальной империи Swarovski.

Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски- преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.

Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

Даниэль Сваровски родился на территории Австро-Венгерской империи, в горной деревушке JiЕ™etГ­n pod Bukovou, на севере горной Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски- младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке.

Он стал всерьез мечтать о будущем великого скрипача. Но судьба распорядилась иначе, и по каким-то причинам музыку молодому человеку пришлось оставить. Вместо нее он выбрал более прозаическую профессию и в 1860 году покинул родную Богемию ради Парижа. Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. Вскоре Сваровски всерьез заинтересовался электротехникой и конструированием электроприборов и, дабы лучше познакомиться с новейшими разработками в этой области, в 1883 году отправился на Первую электрическую выставку
(нем. Internationale Elektrische Ausstellung) в Вене, где знакомится с машинами, изобретёнными Эдисоном, и видит возможности новых технологий в стекольной промышленности.


Daniel Swarovski 1892.

В начале 1890 годов Сваровски занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов. В 1892 году он получает патент на первое своё изобретение - машину, обрабатывающую кристаллические камни с беспрецедентной точностью. Теперь производство «драгоценных» кристаллов можно было сделать массовым.

После изобретения машины для специальной массовой обработки хрусталя, в 1895 году, он и его сводный брат Франц Вайс, а также финансист Арманд Kосманн отправляются в Тироль, где в деревушке Ваттенс основывают завод по производству изделий из хрусталя.


Завод Swarovski.

Они руководствовались двумя соображениями: в Богемии был недостаток электроэнергии, а кроме того, Даниэль Сваровски боялся, что конкуренты в Богемии быстро поймут, какие преимущества сулит промышленная огранка и перейдут на нее, что заведомо могло лишить его определенных преимуществ. Первоначально фирма, образованная Даниэлем Сваровски совместно с деловым партнёром из Парижа, называлась «A. Kosmann, Daniel Swarovski & Co». Позже, после расширения завода, предприятие переименовывается на «Swarovski». Девизом компании, которого она придерживается до сих пор, Даниэль сделал фразу «Постоянно улучшать то, что и так хорошо».

В первые годы работы фирмы Сваровски занимался улучшением технологии огранки и шлифовки кристаллов, доведя её до совершенства. В 1911 году, со своими сыновьями Вильгельмом, Фридрихом и Альфредом, он сумел найти лучший состав исходных смесей для изготовления высококачественного хрусталя, обладающего высокой прозрачностью и блеском. Этот технологический состав до настоящего времени является тайной компании и хранится в строжайшем секрете.

Качество полученных хрустальных изделий позволило рассматривать их как альтернативу драгоценным камням и бриллиантам. С момента открытия производства, основателем компании было заявлено, что хрустальные «кристаллы» имитируют драгоценные камни. Первые образцы украшений, изготовленных на предприятии, были отправлены в Париж и Санкт-Петербург, где вызвали восторг публики и завоевали популярность модниц.

Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками.

Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.


Завод Swarovski Optik. 1950-е годы.

С 1931 года Swarovski стала производить текстильные материалы, отделанные стразами, и украшения для одежды. В 1939 году в компании Swarovski было сформировано новое направление бизнеса – производство оптических приборов и создана компания Swarovski Optik. Эмблемой новой компании стал ястреб. В 1950 году компания начала выпускать линию продукции Swareflex - это светоотражатели, рефлексивные и люминесцентные дорожные маркировки (разработкой этого направления в компании занимались с 1925 года).


Бинокль конструкции Вильгельма Сваровски.


Диджископинг набирает популярность во всем мире.

Даниэль Сваровски ушел из жизни в возрасте 94 лет - 23 января 1956 года, однако история созданной им компании на этом не закончилась. В 1965 году Swarovski стала выпускать хрустальные подвески для люстр, вскоре украсивших изысканные залы самых известных дворцов, театров и музеев мира. 1975: Swarovski разрабатывает технологию Hot Fix для быстрого закрепления кристаллов почти на любой поверхности. Многие фешенебельные бренды пользуются этой технологией по сей день.


Памятник основателю компании Swarovski в Ваттенсе.

1976: Открыта новая линия производства под названием Silver Crystal. Первые декоративные фигурки Swarovski завоевывают сердца покупателей. Начато производство кубического циркония. 1977: Создана первая коллекция ювелирных изделий Swarovski. 1987: Основано сообщетсво SWAROVSKI Crystal Society, которое сейчас состоит из 325 тысяч участников из 120 стран.

В 1988 году эмблемой Swarovski стал лебедь. До этого на логотипе компании красовался король альпийских лугов - эдельвейс. 1989: В честь основателя компании запущена модная линия Daniel Swarovski. 1993: SWAROVSKI разрабатывает материал Crystal Mesh - сетку тонкой работы из кристаллов, которую используют в своих коллекциях такие бренды, как D&G, Chanel и Louis Vuitton.

Компания Swarovski, так и оставшаяся семейным бизнесом, - ведущий мировой производитель ограненных кристаллов, выпускающий невероятно разнообразный ассортимент продукции. Ежегодно под этим брэндом выходит до 20 млрд камней и изделий, инструментов для шлифовки, оптических приборов, а также отражающих элементов для дорог. Это самое крупное частное предприятие в Тироле и одна из самых успешных компаний Австрии, на фабриках которой работает свыше 12 тыс. человек. Она имеет множество дочерних предприятий и десятки торговых компаний в ведущих странах мира.

Сегодня украшения с кристаллами Swarovski рассматриваются специалистами как самостоятельный вид ювелирного искусства. В 1995 году на родине компании, в Ваттенсе, открылась кристальная пещера- музей SWAROVSKI. С момента открытия в ней побывало более 9 миллионов посетителей. Но об этом в следующий раз...