Детские развивающие методики. Обучающие и развивающие методики для детей

06.08.2019

юлия бабошина
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .

1.1 Методика "Волшебный домик"

1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М . Б. Шумаковой.)

Цель : Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника , умения задавать вопросы.

Диагностические показатели познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т . п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям :

– широта охвата предметов , изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень :

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание

Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .

Цель : Выявление направленности интересов детей .

Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности : игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.

Ход проведения : Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных : Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров : предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.

Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .

2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Цель : Диагностика познавательных способностей .

Диагностические показатели : Познавательные действия .

Возрастной диапазон :

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов , «спрятанных» в трех его частях : 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит , что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов , переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов , «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Обработка данных :

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов , «спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития :

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

Цель : Диагностика восприятия у дошкольников .

Диагностические показатели : Познавательные действия .

Возрастной диапазон :

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития :10 баллов -очень высокий; 8-9 баллов -высокий; 4-7 баллов -средний; 2-3 балла -низкий; 0-1 балл -очень низкий.

2.3 Методика "Что здесь лишнее?"

Цель : эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Диагностические показатели : .

Возрастной диапазон : 4 – 5 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы :

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним . Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

Цель : выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .

Возрастной диапазон : 3 – 4 года

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов :

3 балла : ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла : ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл : ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

Цель : выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показатели : познавательный действия

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная, групповая

Описание : ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование : коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры : количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы : высокий уровень - задание выполнено правильно; средний уровень - рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень - количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .

3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)

Цель

Диагностические показатели

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

Цель : При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира : животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Диагностические показатели : Осведомленность

Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №) . В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания :

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов :

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития :

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Цель : Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям :

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития :

10 баллов -очень высокий, 8-9 баллов -высокий, 5-7 баллов -средний.

3-4 балла -низкий, 0-2 балла -очень низкий.

3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»

(B.C. Юркевич) .

Цель : Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)

Цель : Осведомленность о себе и мире.

Диагностический показатель : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

Источник информации : дети.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет . Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том , что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

Оценка результатов :

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том , что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития : 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.

4.2 Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)

Цель : изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе.

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)

Цель : Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.

Диагностический показатель : формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Источник информации : дети.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)

Цель : выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 4-5 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.

Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов :

3 балла : такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл : ребенок раскладывает карточки наугад.

4.5 Методика «Подбери пару» (5-6 лет)

Цель : выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов . Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов :

3 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл : ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Практика показывает: чем раньше начать заниматься с ребенком, тем лучше это будет для его развития и дальнейшей учебы в школе. Еще в 20 веке было доказано, что у детей заложены гены, которые позволят получить нобелевскую премию сразу в нескольких отраслях.

У взрослых может появиться естественный вопрос: почему их ребенок не может проявлять такие способности. В этом попытался разобраться педагог П. В. Тюленев. Он провел ряд исследований и сделал свои заключения. Методики по развитию детей устарели. Педагог утверждает, что каждый ребенок может достигнуть высоких показателей во время обучения. Вообще, многие учителя утверждают, что дети 3-4 лет лучше поддаются обучению. Их мозг готов поглощать максимум информации. Поэтому, в раннем возрасте ребенок должен уже учиться и для этого следует создавать все необходимые условия.

Современные педагоги предлагают свои методики развития детей дошкольного возраста. Родители вправе выбирать то, что подходит конкретно им. Изначально нужно хотя бы поверхностно изучить особенности каждой методики и только тогда приступать к обучению. Так ребенок будет подготовлен к школьной и взрослой жизни.

Методика раннего развития детей Никитиных

Разработали данную программу занятий Е..А. Никитина с Б.П. Никитиным. Они сами воспитали семеро детей, стали известными педагогами. У них был свой подход к воспитанию ребят. Основа их методики развития детей дошкольного возраста заключается в играх детей с родителями. Взрослым нужно вместе решать головоломки, различные логические задания. Так развивается мышление у детей. Во время таких игр ребенок думает, пытается предоставить свой способ решения задачи.

Задания предлагаются различные, в которых присутствуют конструкторы, кубики и многие предметы, что есть дома. Уровень сложности подбирается индивидуально для каждого ребенка. Дети растут, становятся старше, поэтому и задания должны постепенно усложняться.

Методика раннего развития детей Зайцева

Зайцев – известный создатель «кубиков Зайцева», которые направлены на обучение чтению детей дошкольного возраста. Ребенок во время игры учиться читать, систематизировать полученную от взрослых информацию. Известно, что такие методики развития детей дошкольного возраста эффективно работают, помогают им стать более раскованными. Особенность данной программы в том, что детям не приходится сидеть и вслушиваться в слова педагогов. Обучение происходит во время игры, поэтому методика Зайцева часто применяется в детских садах. Родители дома тоже играют с ребенком и параллельно учат распознавать буквы, читать и даже писать.

Перед ребенком в игре ставится конкретная задача, которую ему предстоит решить. Кубики предлагаются разного размера, цвета. Взрослый человек задает вопрос, и малыш пытается его решить. Детям нравятся подобные игры. Они с удовольствием выполняют задания. Кроме того, параллельно ребенок учиться воспринимать информацию на слух и запоминать зрительно.

Данная методика рассчитана на возраст 3-4 года в зависимости от самого ребенка. Если малыш начал развиваться особенно рано, то и кубики Зайцева ему можно предложить раньше.

Методика развития детей школьного возраста по Монтессори

Такие методики развития детей дошкольного возраста являются самыми популярными и востребованными. Они используются для раннего обучения ребенка и приносят успех. Мария Монтессори предлагает свою программу развития детей. Ее методика пользуется успехом в воспитательных учреждениях и у родителей.

Основа занятий – это индивидуальный подход, что позволяет развивать у малыша личность, свободу мышления. Во время занятий пополняется база знаний, познается окружающий мир. По этой методике ребенок пытается все делать самостоятельно. Взрослому человеку остается только делать небольшие подсказки. Так совершенствуются физические навыки, развивается сенсорная память, тактильные ощущения. Малыш учиться сопоставлять предметы, которые его окружают.

Методика Монтессори разбита на возрастные категории. Все занятия охватывают период от рождения и до 6 лет. На протяжении всего этого времени родители занимаются по этой методике с малышом, тем самым обучая его. Так осваиваются навыки самообслуживания, развивается моторика рук, дети приучается к выполнению домашних дел. Дальше приступают к развитию музыкальных, математических, географических знаний. Предлагаются дидактические игры, используются различные пособия по обучению.

Методика развития детей школьного возраста Домана

Во время занятий по этой программе развивается мозговая деятельность. Дети к четырем годам уже могут выполнять различные физические упражнения, умеют считать, читать, писать и выполнять прочие действия.

Во время занятий по этой методике происходит стимуляция ЦНС и мозга. Ребенок начинает лучше воспринимать информацию. Занятия рассчитаны на разную возрастную категорию детей. В занятиях отдается предпочтение математике. Малышам предлагаются различные карточки и нужно проговорить, что на них изображено. Ребенок должен увидеть до 20 картинок. Во время занятий они меняются, далее изображения переходят к буквам и словам.

В эту методику входит огромное количество увлекательных игр на различные темы. Если их выполнять каждый день, то ребенок покажет прекрасные результаты в обучении, а родители смогут им гордиться.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).

1. Система Ховарда

Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте .

3. Музыка интеллекта

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова .

4. Система Дьеныша

Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана

Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. Больше о методике Глена Домана вы можете .

6. Методика Николая Зайцева

Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите

7. Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида

Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете больше о ней узнать.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в комментариях.

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное - выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно - учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются для занятий с детьми до 3 лет.


Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения - идея о том, что элементарной частицей речи является склад - пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению - по слогам, а обучение счету - при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.


Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения - так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание - с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения - одна из важнейших составляющих этой системы обучения.


Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.


Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.


Плюсы методики

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития - это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное - ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Развивающие методики для дошкольников должны учитывать индивидуальные особенности детей, направлять их к цели и развивать любовь к учебе. Занятия не должны доставлять дискомфорт и ограничивать свободное время. Все задания входящие в программу методики должны отличаться разнообразием, легкостью зрительного восприятия и быть основой раннего становления личности. У детей дошкольного возраста происходит формирование образной памяти и интереса к исследовательской деятельности. Появляется произвольное запоминание, и изменяются функции речи. Происходит формирование самооценки, эмоционально – личностного мышления, а также формируется эмоциональная регулярность.

Роль родителей в раннем развитии дошкольников Основная задача родителей в этот период обеспечить психологическую, личностную и интеллектуальную готовность к школе. Они должны найти способ ликвидировать слабые места ребенка, и организовать занятия для раннего развития в форме игры с сюжетом.

Развивающие занятия должны быть направлены на эмоциональную близость родителей и детей, обеспечивать эмоциональное спокойствие и доверительные отношения.
Методики для дошкольников направлены на:

  • Улучшение психологических навыков (памяти, мышления, внимательности, фантазии и т.д.) ; Формирование представления об окружающем мире;
  • Обучение математике, чтению и письму; Развитие речи, творческого воображения, детской одаренности; Формирование навыков самоконтроля;
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Методики для раннего дошкольного возраста должны увлекать детей и не ущемлять их интересов иначе они станут обузой. Организованный учебный процесс целесообразно вводить с 5 до 7 лет, когда дети имеют склонность к обучению математике, письму и чтению, однако и тут рекомендуется сочетать занятия с игрой.

Особенности упражнений для улучшения мышления

В 3-7 лет мыслительные процессы детей основывается на образах и представлениях. Дети в данном возрастном диапазоне уже могут обращаться к прошлому опыту и осознавать то, что в данный момент он не воспринимает, т.е. появляется и развивается абстрактный процесс мышления. Благодаря оперированию представлениями и образами мышление детей приобретает вне ситуативный характер и может выходить за пределы имеющейся ситуации. Сообразительностьдошкольников изменяется за счет того, что образовываются всё более узкие взаимосвязи мышления и речи. Во-первых, это связано с тем, что появляются рассуждения, т.е. более раскрытый процесс мышления. Во-вторых, происходит реконструкция взаимоотношений практической и умственной деятельности. В-третьих, происходит бурное развитие мыслительных операций

Упражнение для мышления «Четвертый лишний»

Данная методика самая популярная среди упражнений по развитию мыслительных процессов. Покажите малышу карточку, на которой изображено четыре предмета, где изображения подобраны таким образом, что три из них связаны между собой, а четвертый предмет лишний и его нельзя обобщить вместе с другими изображениями. Следите за ответами, спрашивайте, почему он выбрал именно этот вариант ответа, а не другой. Если он ошибется, то постарайтесь объяснить и показать связь между предметами.

Задания «Домики на полянке» и «Лабиринт»

Покажите дошкольнику изображение «полянки» с дорожками и домиками. К изображению добавьте карточку с инструкцией, которая отображают путь к одному из домиков. Задача – найти путь к домику, исходя из инструкции. Таких картинок с инструкциями может быть несколько. Более простой вариант — использовать лабиринты, где ребенку нужно будет найти путь от А до Б и при необходимости выполнить определенные задания. Использование заданий для улучшения мыслительных процессов позволит провести время с ребенком не только весело, но и с пользой. Подобные упражнения особенно нравятся детям раннего дошкольного возраста.

Методики формирования правильной речи С раннего возраста

необходимо уделять особое внимание речи детей. У них могут возникнуть сложности в объяснении некоторых понятий. Дети «впитывают знания как губки» и важно, чтобы ребенок правильно строил предложения, мог грамотно изъясняться и рассказывать о своих потребностях. Следовательно, необходимо применять развивающие методики, игры и упражнения которые помогут объединить мышление и речь.

Пересказ Самое простое занятие для улучшения речи — это пересказ. Можно попросить ребенка рассказать про только что просмотренный фильм или мультфильм. Необходимо следить за тем, как он выстраивает последовательность рассказа и как он выражает свои мысли. При появлении затруднений ему нужно помочь, для этого рекомендуется задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Противоположность» Для проведения данного задания необходимо подготовить несколько карточек с изображением различных предметов. Ребенку показывается одна карточка и его задача – сказать противоположный по значению предмет и объяснить причину такого выбора. Например, показывается карточка с изображением книги, а ребенок называет противоположное по значению слово «шар» и объясняет это тем, что книга плоская, а шар круглый.

Задания на развитие внимания у детей Одним из важнейших познавательных процессов является внимание. Дошкольник, как и взрослый, всё время распределяет информацию на важную и неважную, во избежание перегрузки мозга. Если у ребенка небольшой объем внимания, то ему тяжело сконцентрироваться сразу на нескольких уроках. При низкой концентрации внимания, тяжело уделять много времени на изучение одного предмета. Если дошкольник не может выполнять несколько дел сразу, то, возможно, у него плохо развита переключаемость внимания. Но и в подобных случаях ситуация поправима, при помощи правильной методики.

Игра «Что изменилось?» Перед ребенком раскладывается множество предметов, например, ручка, журнал, карандаш, точилка и т.п. Он внимательно смотрит на предметы в течение 30 секунд, закрывает глаза, а родитель в это время убирает одну из вещей. Затем, когда он откроет глаза, у него спрашивают: «Что изменилось?». Ребенок должен отгадать, какой предмет убрали.

Занятие «Где чей домик» Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных и их домиков, после чего, от каждого животного проводится «путь» к его домику, но «путь» должен быть не прямым, а запутанным. Затем он должен назвать какое животное где живет. Основное условие – не прослеживать «путь» с помощью пальчика, а искать дорогу глазами.

Раннее формирование способностей к самоконтролю Важной составляющей любого вида человеческой деятельности является самоконтроль. Он необходим для предупреждения и обнаружение ошибок. Самоконтроль позволяет осознать правильность действий в различных ситуациях, в том числе в учебе, игре или работе. Существенным отличием учеников в процессе познавательной деятельности являются навыки самоконтроля. Некоторые дети, даже зная правила затрудняются в выполнении самостоятельного задания и постоянно нуждаются в подсказках. Поэтому формирование самоконтроля необходимо начинать сдошкольного возраста.

Урок необходимо проводить в естественной форме «игры», на этом основывается современные методики раннего развития.Задания, которых направлены на обучение поиску собственных ошибок. Все занятия и методики для детей дошкольного возраста являются не только обучающими, но и интересными. Задания позволяют легче адаптироваться к школьной среде и рационализировать учебный процесс.