Игры для ребенка в 10 месяцев комаровский. Развивающие игры для детей в десять месяцев

06.09.2019

Важно чередовать активные развивающие игры с ребенком 10 месяцев с более спокойными обучающими занятиями. Игрушки становятся более сложными и интересными.

Как заметно меняются потребности десятимесячного ребенка! Он больше не нуждается в длительном дневном сне, а период бодрствования использует для познания мира, социализации и приобретения новых умений и навыков. Все дети в этом возрасте становятся особенно активными, подвижными и любознательными. Создается впечатление, что ползать, играть и общаться малыши готовы целый день. Но нервная система крохи еще далеко не совершенна, и, чтобы не допустить ее перегрузки, важно грамотно организовать его времяпровождение, чередуя активные и эмоциональные игры для детей 10 месяцев с более спокойными обучающими и развивающими занятиями.

Активные игры

Что уже умеет кроха в таком возрасте? Он активно ползает, встает на ножки, даже не пользуясь опорой, самостоятельно стоит и пытается шагать. Все игры с ребенком 10-ти месяцев будут направлены на закрепление уже приобретенных двигательных навыков и обучение малыша самостоятельному хождению. Сопровождаются они, как правило, всплеском эмоций и возбуждающе действуют на нервную систему ребенка. Поэтому педиатры советуют проводить такие занятия исключительно в первой половине дня, спустя некоторое время после пробуждения.


Особое место в распорядке дня 10 месячного крохи занимают прогулки. Не менее двух часов нужно проводить на воздухе каждый день. Превратите прогулку в активное познавательное занятие. Прогуляйтесь, держа ребенка за руки. Обращайте его внимание на дома, растения, животных, птиц, людей, которые встретятся на пути. В этом возрасте дети очень любят качели и игры в песочнице, где можно познакомиться и пообщаться со сверстниками.

Игры для развития пальчиков

В 10 месяцев продолжаем развивать мелкую моторику ребенка, заметно усложняя игры, разрабатывающие чувствительность рук. Если раньше действия малыша были направлены, в основном, на «разрушение»: он ломал башенки из кубиков, снимал колечки пирамидки, вынимал игрушки из коробки, то теперь стоит научить кроху «созидательной» деятельности.


К десяти месяцам меняется питание малыша. Теперь он может кушать «взрослую» пищу сам, сидя за столиком. Пришло время осваивать столовые приборы. Малютка уже знаком с ложкой и прекрасно умеет стучать ею по столу. Но теперь нужно научиться правильно держать ложку, зачерпывать ею кашу и подносить ко рту. Это сложная задача для ребенка 10 месяцев, которая требует определенной сноровки и долгих тренировок, и без маминого совета и помощи никак не обойтись.

Сюжетные игры

В десять месяцев пора научить малыша сюжетным играм, которые просто необходимы для полноценного развития, так как знакомят с основными жизненными ситуациями, эмоциями и правилами поведения. Играя, маленький человечек не просто познает окружающий мир – он готовится к жизни в обществе, познает законы человеческого бытия. Начинать стоит с самых простых сюжетов: покажите, как кукла ходит, кушает, ложится спать, плачет, как нужно катать машинку или работать игрушечным молоточком. Затем усложните историю, поставив перед ребенком определенную задачу.


Очень полезно разыгрывать с детьми те ситуации, которые вы вместе наблюдали в реальной жизни. Например, погрузить на машину кирпичи – кубики и отвезти их на стройку, или полечить куклу, дав ей лекарство и теплый чай. Сделать занятия яркими и приближенными к действительности, помогут новые игрушки: куклы, машинки, наборы посуды, строительных и медицинских инструментов, кукольная мебель.

Игры, развивающие речь

На первом году жизни закладывается основа речевой деятельности. Десятимесячный карапуз проявляет большой интерес к говорящему человеку, пристально рассматривая его губы и даже, трогая их руками. Так он изучает работу артикуляционного аппарата, формируя способность к речевому подражанию. Кроха уже может повторить простейшие слова, похожие на лепет: мама, ав-ав, баба, папа, га-га, ляля. В его звуковой практике появляются более сложные согласные: «т», «д», «н», «л». Малыш понимает значения многих слов, тонко чувствует эмоции и интонации. Играя, ребенок должен пополнить свой словарный запас, натренировать произношение знакомых звуков и освоить новые.


В этом возрасте дети уже способны заниматься словотворчеством – придумывать свои собственные короткие слова для обозначения предметов, действий и эмоций.

Игры перед сном

Незадолго до сна необходимо исключить активные и эмоциональные игры и переключить малыша на занятия, которые успокоят нервную систему, расслабят и подготовят к быстрому засыпанию. Очень хороши для этой цели тактильные развивающие игры:


Придумайте особые игры для детей, которые помогут настроиться на сон. Это может быть чтение книг с рассматриванием картинок или игра с лазерной указкой в темной комнате. Слежение за световым лучом быстро усыпляет младенцев.

Родители ни в коем случае не должны жестко диктовать малышу правила игры, одергивать и поправлять его. Нужно помнить, что десятимесячный малыш – уже личность со своим характером, желаниями, эмоциями и собственным видением мира. А игра – это эффективное средство развития инициативы и творческого начала маленького человека.

Дорогие родители! Пришло время поговорить о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Через два месяца малышу исполнится годик, он начнёт ходить, и официально перестанет считаться грудничком. А что он сейчас уже умеет делать, вы узнаете, прочитав мою статью.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

  1. Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
  2. Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
  3. Радуется, когда с ним начинают играть.
  4. Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
  5. Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
  6. Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
  7. Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
  8. Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
  9. Проявляет интерес к другим малышам.
  10. Пытается сделать первые шаги.
  11. Самостоятельно держит чашку и ложку.
  12. Умеет забираться и спускаться с кровати.
  13. Одной рукой одновременно может держать два предмета.
  14. Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
  15. Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
  16. Выполняет маленькие просьбы родителей.

Двигательная активность карапуза

В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
  2. Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
  3. Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
  4. Уверено ползает . Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
  5. Может залезть и слезть с невысокой кровати.
  6. Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
  7. Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.

Развитие психологических навыков

  1. Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
  2. Пытается повторять услышанные звуки.
  3. Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
  4. Смеётся, если слышит весёлую историю.
  5. Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.

Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.

  1. Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
  2. Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
  3. Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
  4. Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
  5. Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.

Эмоциональные и социальные способности

В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:

  1. Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
  2. Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
  3. Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
  4. Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
  5. Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
  6. Любит, когда ему дают право выбора.

Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.

  1. Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина .
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Что должна уметь девочка в 10 месяцев?

  1. Имеет сильную привязанность к маме.
  2. Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
  3. Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
  4. Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.

09 06.2016

Добрый день, уважаемые взрослые! Приглашаю вас продолжить путешествие по стране Детства. Сегодня мы погостим у малышей, которым исполнилось 10 месяцев.

Давайте посмотрим на своих маленьких карапузиков и позовем их. Реакция моментальная! Кто-то обернется и одарит веселой улыбкой, а кто-то со скоростью звука примчится на зов, стуча коленками о пол. Они такие разные, наши дети! Но схожи в одном – они любят, когда мы с ними играем, дурачимся, обнимаемся.

Игры на развитие координации движений

  • 1. «Мишка косолапый»

Все мы помним с детства стишок про мишку. Вот его и рассказываем малышу, проигрывая все Мишкины движения. Просим малыша рассказывать вместе с мамой.

В эту игру можно играть и на прогулке и дома.

Мишка косолапый по лесу идет

(расставляем ноги и качаемся из стороны в сторону, отрывая стопу от пола)

Шишки собирает (наклоняемся и по очереди руками «подбираем» шишки)

И в карман кладет . (прикладываем обе ладони к животу)

Шишка отскочила (перед собой держим руки ладонями вверх и покачиваем ими вверх и вниз)

Прямо Мишке в лоб (обеими руками прикасаемся ко лбу)

Мишка рассердился (сжимаем кулачки и барабаним ими в воздухе)

И ногою ТОП (топнуть ножкой)

  • 2 . «Колобок»

Практически все дети с удовольствием играют с мячом. А если это фитбол, думаю, они обрадуются вдвойне. Это и будет Колобок. К возрасту 10 месяцев вы наверняка рассказывали малышу эту занимательную историю печеного шарика, сбежавшего из дома. Ваша задача – изменить сюжет сказки и не позволить Колобку сбежать.

Малыша кладете животом вниз на фитбол. Поправьте его ручки и ножки так, чтобы он распластался по мячу. Эта позиция даст отличное расслабление мышцам и поможет в тренировке вестибулярного аппарата.

Мы поймали Колобок (покачиваем ребенка потихоньку вперед-назад, влево-вправо)

За его печеный бок.

Колобок мы крепко держим

И не пустим за порог.

Колобок брыкается (увеличиваем амплитуду движений)

По траве катается (круговые движения)

Скачет, прыгает как мяч! (слегка ритмично нажимаем на поясницу малыша, чтобы мяч пружинил)

Не отпустим, хоть ты плачь!

Купить фитнес мяч в « », в «My-shop »

Игры на сенсорное развитие

  • 1. «Красный-прекрасный»

Малыш уже знаком с основными цветами? Хорошо, если он отличает предметы красного цвета от других. Если нет, пусть эта игра станет первым знакомством с миром цвета.

Нам понадобится: по три шарика синего и красного цвета, синий и красный стаканы. Покажите малышу красный и синий шарики. Попросите найти красный. Если ребенок еще не знает цвета, покажите ему красный шарик и задайте закрепительный вопрос «Где красный?»

После выбора малыша (похвалите!) попросите его положить красный шарик в красный стакан. Синий шарик отложите. Проделайте то же с остальными шариками. Потом просим малыша сложить в другой стакан остальные шарики.

После этого выкладываем все шарики в любую емкость и просим ребенка достать сначала все красные, а потом другие шарики. Материал шариков может быть любым: дерево, ткань, пластик, мячики с пупырышками.

  • 2. «Любопытный пальчик»

Предложите малышу яркую коробку с отверстиями. Дети в этом возрасте просто обожают совать свои пальчики во все дырочки. Воспользуемся этим для развития тактильного восприятия . Возле отверстия изнутри наклейте любые материалы, разные наощупь – шерсть, мех, липучку, клеенку. Пусть ребенок обследует пальчиком внутреннюю поверхность коробки, а вы рассказывайте ему о его ощущениях. Сейчас мягко, теперь колется, а потом гладенько и т.п.

Купить тактильную книжку в «My-shop »

  • 3. «Где звон?»

Склейте из картона 4 кубика, три красных и один желтый. В желтый поместите маленький колокольчик. Дайте ребенку поиграть кубиками и посмотрите, сможет ли он на слух определить, какой из кубиков звенит. Понаблюдайте, закрепит ли он знание о том, что звон в кубике не красного цвета.

Игры на развитие мышления

  • 1. Аналогия игры «Найди пару».

Очень просто после прогулки во дворе вернуться домой и поиграть с носками. Бывает так, что мы надеваем по две пары сразу. После того, как носки сняли, дайте ребенку в руки один из них, остальные выложите в ряд. Скажите малышу «А вот еще есть носочки. Какой ты хочешь взять? Возьми!» Часто дети выбирают именно парный носок. Если малыш ошибся, исправьте его, предложите парный и покажите, что у него в руках носочки одинаковые. То же можно сделать с рукавичками, взять, например, детские и взрослые.

  • 2. Большой – маленький

Возьмите две одинаковые игрушки разного размера, например, два слона, большого и маленького. Расскажите малышу, как маленький слоник (руками покажите маленького) пошел гулять на улицу и заблудился, начал плакать, звать маму. И тут пришла мама-слониха, она большая (покажите объемы разведенными руками), она нашла слоненка, и забрала его домой. В эту игру можно играть везде. Дома сравниваем по величине ребенка и взрослого, ложки, столы, сапожки и пр. на улице можно показать большие и маленькие дома, машины, деревья.

Игры на развитие мелкой моторики руки

Развитие мелких мышц рук очень важно на данном возрастном этапе возможностью воздействовать на формирование интеллекта.

  • 1. «Ручки-рвучки»

Если малыш уже хочет что-либо разорвать, дайте ему эту возможность. Предложите несколько полотен разной текстуры, например, журналы, бумажные салфетки, фольгу, пергамент. Для пальчиков будет очень полезно пощупать разные поверхности, смять их и вцепиться покрепче. Важно не упустить момент, когда кроха захочет полакомиться своими рваками.

  • 2. «Дорожка здоровья»

Сшейте несколько тканевых мешочков размером 25 см Х 15 см, наполните их разным содержимым: гречка, фасоль, песок, деревянные палочки без заусенцев и пр. Соедините мешочки в одну дорожку, постелите ее дома на пол и пусть малыш ползает и ходит босиком с вашей поддержкой. Воздействие на рецепторы ладони и стопы, безусловно, оказывает развивающее и укрепляющее воздействие.

  • 3. «Золушка»

Кухня – одно из любимых мест малышей. Где же еще такое эхо от барабанной дроби деревянной ложкой по дну кастрюли? Вот и привлеките кроху для сортировки круп по баночкам. Выбирайте варианты покрупнее, иначе малыш может быстро сунуть мелкую крупу в ухо или в нос. Возьмите макаронные рожки или ракушки, смешайте их с фасолью и манкой. Пусть маленькие пальчики отыщут в манке и маленькие машинки или ватные палочки.

На первое время, я думаю, этих игр достаточно, чтобы успехи вашего малыша к 11 месяцу были ощутимы. Придумывайте игры и занятия с вашим карапузом, исходя из имеющихся средств. К примеру, Вы всегда можете воспользоваться веткой дерева на улице, чтобы погонять мяч.

Давайте вашему ребенку возможность познавать мир во всех гранях его проявления.

Желаю вам быть как можно ближе к миру вашего малыша. И тогда ваш собственный мир станет светлее, радостнее, счастливее.

Не пропустите наших новых публикаций, они могут оказаться вам полезными и своевременными. Подпишитесь на обновления нашего блога, чтобы быть в курсе новинок новостей детского мира.

Всего доброго вам и вашим детям!

В 10 месяцев ребёнок может подолгу играть самостоятельно, но как и в любом другом возрасте игры с мамой и папой остаются важной составляющей его полноценного развития.

Играя с малюткой, сопровождайте свои действия стишками, сказочными историями или песенками. Потешки и пестушки – разновидность детского фольклора, корни которого уходят в глубину веков. Ещё в древности этот способ коммуникации при игре с малышом использовали для обучения ритму, развития памяти и концентрации внимания. Лёгкие касания детских ладошек и пальчиков (потешки «сорока-белобока», «мальчик-пальчик, где ты был?») развивают мелкую моторику ребёнка. «Идёт коза рогатая» заставляет малыша смеяться, когда ему щекотят животик и часто эта потешка помогает быстро отвлечь расстроенного карапуза.

Десятимесячный ребёнок ещё не способен долго удерживать внимание при чтении сказки. Но если во время повествования вы будете сопровождать текст маленькими игрушками, надетыми на пальцы, изображать, как они кланяются, прыгают и разговаривают, то надолго заинтересуете маленького слушателя.

Купите готовый набор пальчиковых игрушек в магазине либо сшейте их самостоятельно. Сказка на ночь с их использованием поможет малышу снять нервное возбуждение и настроиться на крепкий сон.

Ролевые сценарии для детей в 10 месяцев

Дети в этом возрасте начинают подражать взрослым и с удовольствием изображают заботу о подопечном. Возьмите любимую игрушку ребёнка, ложку и тарелочку и предложите крохе повторить за вами, показывая, будто кормите игрушечного гостя: «Кашку повари-повари, зайчика покорми-покорми». Малыш с важным видом будет болтать ложкой в тарелке, а потом совать игрушке, угощая её.

Простейшие ролевые игры помогают развить у десятимесячных детей первые навыки общения, укрепляют самооценку через воздействие на персонажа.

Юла

Заводной волчок в движении – картинка завораживающая, но позвольте крохе не только следить за кружением, пусть он попытается завести юлу сам. Управление волчком стимулирует развитие чувства опоры, учит координации движений.

Догонялки

Даже если ребёнок в 10 месяцев ещё не умеет ходить, он уже достаточно быстро ползает. Усадите его на пол, отойдите на несколько шагов и, повторяя «догоню-догоню!», слегка потопайте ногами. Малыш бросится наутек! Когда вы его догоните, встаньте рядом на четвереньки, произнесите «догони-догони!» и сделайте вид, что убегаете. Маленький преследователь с восторгом помчится за вами.

Догонялки – отличный способ для развития скорости реакции. Активное ползание укрепляет мышцы рук, ног и спины.

Фитбол

Какой кроха не любит, когда его качают? Положите десятимесячного ребёнка на фитбол животиком вниз. Придерживая за бока, аккуратно покачивайте малыша вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке и против, приговаривая что-нибудь весёлое.

Упражнения на мяче - не только развлечение, но и прекрасная гимнастика для укрепления мышц брюшного пресса, спины и косых мышц живота. Врачи-ортопеды очень рекомендуют занятия на фитболе при лечении грыжи у детей.

Воздушный гимнаст

Когда держите ребёнка на руках, не бойтесь кружить его или слегка подбрасывать вверх. Конечно, здесь следует не перестараться, обязательно следите за реакцией крохи. Скорость вращения и высота полета должны быть небольшими, а сама игра непродолжительной. Кружась, шипите и жужжите, имитируя звук летящей пчелы или самолета, а подбрасывание сопровождайте ободряющим «ура!». Физическая нагрузка в такой форме укрепляет вестибулярный аппарат растущего человечка.

Каким бы ни были ваши игры с ребёнком в 10 месяцев, помните, что они должны приносить удовольствие вам обоим. Радость общения с родителями и телесный контакт с ними – бесценны в мире детей и никакая, даже самая дорогая игрушка не заменит маминых любящих рук.

МИР РЕБЕНКА

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом.
По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме "я - тебе, ты - мне". Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры "с общением", такие, как "прятки" или "идет коза рогатая", а также "совместное пение"; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Двигательные навыки

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу "прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать", это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно "ели рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно. Изо всех сил они стремятся поскорее встать на ноги, подтягиваясь с помощью стульев или схватившись за отцовскую штанину, и на своем мало понятном языке отдают команду родителям взять их за ручки и поводить.
В противоположность ребенку, настойчиво желающему ходить и только ходить, есть дети, которые становятся специалистами по ползанию. На самом деле ловко ползающий малыш передвигается гораздо быстрее и лучше сохраняет равновесие, чем ребенок, рано вставший на ножки. Исследуя новую территорию, у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Ползунок, так же как и ребенок, научившийся ходить, может ловко огибать препятствия, забираться по ступенькам и исследовать интересные объекты.
Наблюдая за активно ползающим ребенком, можно видеть постепенное развитие этого навыка. Сначала малыш ползает, попеременно двигая то руками, то ногами; затем начинает методично двигать правой рукой, левой ногой и наоборот. А потом уже ползает так ловко и равномерно, что понять, каким образом это у него получается, почти невозможно, умелый ползунок может, передвигаясь, волочить за собой какую-нибудь игрушку. Как и научившийся ходить ребенок.
Интересно, что нельзя обнаружить прямое соответствие между двигательными навыками и умственными способностями ребенка. Если ребенок пошел рано, это вовсе не значит, что он смышленнее или будет хорошо решать задачи. И более того, торопить события не следует. Каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому он пойдет тогда, когда будет к этому готов.
В десять месяцев большинство детей встают на ножки. Многие из них могут вполне самостоятельно сохранять равновесие. Используя это преимущество, малыш, опираясь на что-либо, начинает стоять. Утром вы можете увидеть стоящего в кроватке ребенка, который, опираясь о решетку, выкрикивает что-то с победным видом. Позже этот ребенок может оказаться у кофейного столика, где, опираясь на столешницу, произнесет вам целую речь, обрушив на вас поток не слишком связных звуков. Дети очень гордятся своим вертикальным положением.
Родители часто спрашивают, надо ли ставить манеж для десятимесячных детей. Ответ: может быть. С одной стороны, десятимесячный человечек с интересом изучает окружающее пространство и предметы, и заключение в манеж будет препятствовать его исследованиям. С другой стороны, для детей, которые только научились подтягиваться и вставать, манеж может оказаться удобным и безопасным местом для тренировок. Случается также, что родители не могут все время следить за своим малышом, и тогда фактором номер один становится безопасность ребенка. Чаще всего манеж будет полезен только при творческом отношении к нему. Например, можно использовать манеж с опущенной стороной, тогда малышу будет удобно учиться залезать в него, хранить в нем свои игрушки или тренироваться, бросая в него различные предметы.
Когда малыш достает и хватает разные вещи, у него развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев. Полезно дать ему какие-то определенные задачи, например: раскрыть коробку или поставить на ноги игрушечную собачку. Если перед ребенком положить небольшой предмет, он быстро дотянется до него и ловко схватит большим и указательным пальцами. На первой фазе этого движения можно заметить в запястье детской руки легкий наклон или поворот. Когда ваш ребенок был помладше, он уже использовал похожее хватательное движение, подбирая крошки на своем высоком стульчике. Руку в запястье он поворачивал и тогда, когда держал игрушку и исследовал ее со всех сторон. Теперь он соединил эти два элемента, и его движения стали более умелыми и скоординированными.
У ребенка появилось и новое достижение - он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением (поворачивая руку в запястье) разрывает листы. Примерно к этому времени у ребенка может появиться еще один интерес ему захочется "строить", складывая один маленький кубик на другой. Ему нужно взять кубик большим и указательным пальцами, поднять его и положить на другой кубик. Потом он, конечно, толкнет и свалит это "сооружение". Однако малыш не остановится на достигнутом. На второй кубик ему захочется положить третий. Но в результате, опять произойдет крушение "башни".

Способность видеть, слышать, чувствовать

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издали, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей эта способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета. В поведении десятимесячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о том, что у него появляется понятие о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко от него, ребенку захочется поиграть.
Десятимесячный человек уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или другие вещи, демонстрируя это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. Если сестренка делает стойку на голове, малыш хохочет, глядя на нее. Он уже может узнать знакомый предмет, если ему видна только часть его. Если ложка почти целиком закрыта салфеткой, ребенок, тем не менее, уверенно берет ее и тащит в рот. В этом возрасте продолжает совершенствоваться как звуковое, так и зрительное восприятие ребенка. Он начинает определять, откуда доносится звук. Услышав что-то за своей спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Он может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких - гнев, желание подразнить, спокойствие, радость, раздражение все это малыш быстро распознает.
В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. В десять он начинает интересоваться и их наполнением. Он засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую но размеру, издавая при этом недовольные звуки. Потерпев неудачу при засовывании одного предмета в другой, ребенок может отдать оба предмета взрослому с безмолвной просьбой о помощи.
У ребенка появляется способность разрешать задачи "за" или "в". Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Совсем недавно он пытался достать ее сквозь поднос. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Раньше малыш пытался добраться до игрушки сквозь стенку или крышку коробочки. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.
Вашего ребенка может привлечь еще одно занятие - забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. И вот спустя несколько месяцев ребенок научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку. Иногда он бросает туда какую-нибудь игрушку, чтобы тут же схватить другую. Иногда детям нравится играть, скидывая со своего высокого стульчика кусочки пищи и игрушки. В десять месяцев ребенок любит экспериментировать, бросая предметы. Он может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне кастрюльки.

Понимаем своего ребенка

Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу", "Ладушки-ладушки".
В возрасте шести - девяти месяцев дети привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В десять месяцев могут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По мере того как ползанье становится для ребенка легким автоматическим делом и он начинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно. Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в "далекую экспедицию", ребенок может захватить с собой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести независимость.
Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходят определенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос. Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность.
Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока "чужой" не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и выражая свое возмущение его отсутствием.
Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" - спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могут помочь ребенку - если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.
Если родители вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То же самое касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детей показывают, что если там у ребенка постоянная и заботливая няня, а дома он любим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму.
Альтернативой яслям может быть "домашняя" няня. Конечно, как правило, родители предпочитают, чтобы няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобы предполагаемая няня могла один-два раза зайти к вам и познакомиться с ребенком до того, как ей придется оставаться с ним.
Если в ваших обстоятельствах приходится оставлять ребенка в доме няни, важно облегчить ему ситуацию. Тут может помочь любимая игрушка, которую малыш возьмет с собой, или одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-то время у этой няни вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если он увидит, что мама и няня хорошо и весело общаются.
Десятимесячный ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и решительно, чтобы он не успел разжалобить вас.
Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше всего подходит их ребенку.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия
Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации
Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.
"Делай, как я"
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.
До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет".
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения
Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления
Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик "Необходимый запас"
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.

Время купания
Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"
Сюрпризы
Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Время отдыха
Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка "Спокойной ночи"
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.