Цель: формирование навыков построения здания по схеме.
Задачи:
Образовательные:
— упражнять в составлении схем, используя знания о геометрических фигурах;
Развивающие:
— развивать логическое мышление, память, внимание;
Воспитывающие:
— воспитывать коллективизм, умение работать в группах;
Оборудование: листы альбомные, простые карандаши, блоки Дьенеша(на каждую группу по 17 прямоугольников, 3 квадрата 4 треугольника), фотография детского сада, одежда строителей.
Предварительная работа: чтение стихотворений о геометрических фигурах, отгадывание загадок, беседа «Что получится», д\и «Признаки фигур», д\и «Узнай по форме», рассматривание иллюстраций различных зданий и их описание, рисование геометрических фигур, составление домиков из конструктора.
Ход деятельности
Воспитатель:
— Ребята, знаете ли вы как и кем построен наш детский сад?
Ответы детей. (Строители, используя инструменты его построили)
— А вы хотели бы сами стать строителями и построить детский садик?
Ответы детей. (Да. Нет)
Если кто-то из детей дал отрицательный ответ, необходимо переубедить его:
— Дети, вы можете в будущем построить свой детский сад или магазин, или дом и т.д Нужно только этому научиться. Начнем учиться прямо сейчас?
Ответы детей.
— Ребята, для того чтобы наше строительство было успешным, нужно работать в группе(бригадой) . Вы должны друг другу помогать, подсказывать, уметь вместе рассуждать.
Детей необходимо разделить на 4 группы(бригады).
А) Рассматривание фотографии детского сада. Беседа- рассказ «Одежда для садика».
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите внимательно на фотографию нашего детского сада. Скажите, по размеру наш сад большой или маленький?
Ответы детей.
— А какой формы наш детский сад?(прямоугольное здание, треугольная крыша и квадратные окна)
— Чем огорожен сад? (Забор прямоугольный).
— Какие вы молодцы! Давайте попробуем изобразить сад в виде схемы. Для этого вам нужно внимательно слушать меня.
Б) Физ. Минутка « Мы – строители»
— Утром рано мы проснулись и легонько потянулись (приподняться на носки, руки вверх)
— Мы строителей отряд, идем строить детский сад (шагаем ногами, руки на поясе)
— Сами выбрали мы место(становятся в круг), будет очень интересно(взялись за руки)
— Сад высокий (подняли руки вверх) или низкий (опускаем руки до пола, наклоняемся) ?
— А широкий (расходимся, взявшись за руки) или узкий (сходимся в центре круга) ?
— Все решили, молодцы (кивок головой) !
— Все на стройку! Удальцы! (Ребята садятся за столы)
В) Составление схемы .
Воспитатель:
— Для того, чтобы построить здание, необходимо нарисовать его схему. Возьмите в руки простые карандаши.
— Нарисуйте горизонтально в верхней части листа 4 прямоугольника вытянутой формы. (воспитатель рисует вместе с детьми на доске)
— Изобразите на нижней части листа 4 прямоугольника вытянутой формы горизонтально.
— Нарисуйте в правой части листа 2 прямоугольника вертикально.
— Изобразите в левой части листа 2 прямоугольника вертикально.
— В центре « огражднения», изображенного вами нарисуйте 4 квадрата.
— На каждом квадрате изобразите треугольники.
— Вот вы и нарисовали схему детского сада.
г) Физ. Минутка « Отдых для строителя»
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места) .
Д) Построение детского сада.
Воспитатель:
— Как вы считаете, строители, получилось у вас строительство детского сада?
Ответы детей.
— Давайте сравним наши постройки со схемой.
Группы детей рассматривают свои работы и обсуждают их вместе с воспитателем.
— Ребята, вы оказались отличными строителями. Предлагаю сделать фото на память.
Название: Конспект организованной деятельности с детьми 7-ого года жизни по конструированию на тему «Наш детский сад»
Должность: воспитатель
Место работы: Атагайский детский сад-структурное подразделение МКДОУ «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
Месторасположение: Иркутская область, Нижнеудинский р-он, р.п. Атагай
Материал: картинки различных зданий по числу детей, строительные наборы, макеты деревьев, игрушки, иллюстрации по теме, песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”.
Ход занятия
1. Слово воспитателя. Педагог предлагает прослушать сказку.
– Дети, я хочу вам рассказать сказку про кирпичного волшебника.
На стройку привезли кирпич и выгрузили рядом с фундаментом. Кирпичи недовольно зашуршали. – Никакого к нам уважения! – с обидой думали они. – Нет бы сложить нас аккуратно, а то свалили в бесформенную кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!
Вдруг кирпичи увидели, как к ним направляется высокий, крепкий человек в строительном комбинезоне. Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой:
– Да, кирпичики, сложили вас плохо, – сказал мастер, – но не переживайте: недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома.
– Наверно, он – волшебник, – с надеждой подумали кирпичи. – Превратить груду кирпича в новый дом – такое под силу только чародею!
2. Беседа с детьми.
3. Проектируем улицу.
Воспитатель с детьми проектирует улицу. – Нужно построить улицу, чтобы она была уютной.
Рассматривание иллюстраций по теме. Обратить внимание детей на то, что между зданиями есть расстояние, для того, чтобы было возможно пройти людям, проехать машинам.
Каждая улица имеет название. На каких улицах вы живете? Как мы назовем улицу? (Дети придумывают название улицы.)
Распределить с детьми, кто и что будет строить (иллюстрации различных зданий). Обратить внимание детей на последовательность зданий на улице (где будет стоять школа, или с какой стороны магазин от жилого здания.)
В начале дороги по верхнему краю листа мы расположим кинотеатр, в конце дороги по нижнему краю листа мы расположим почту. Вдоль дороги справой (с левой) стороны от кинотеатра мы расположим жилой дом. Справой стороны дороги после жилого дома вниз мы построим больницу напротив больницы мы постоим аптеку. Справой стороны дороги после больницы строим жилой дом, с левой стороны дороги после аптеки строим жилой дом. После жилого дома Справой стороны дороги мы строим школу, слева детский сад. После детского сада мы строим один жилой дом, а после школы 2 жилых дома. (С какой стороны от дороги ты построишь свой дом?) Какое Здание у нас осталось? Где мы построим магазин
–Прежде чем приступить к строительству, мы с вами поиграем.
4. Физкультминутка.
Получили мы подарки.
Кирпичи, бруски и арки
Из коробки мы берем
Строим мы красивый дом.
(Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.)
Строим быстро, строим скоро
Без цемента, без раствора.
Дом карниз, труба и крыша.
(Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут кирпичи.)
5. Строительство улицы.
Дети делают чертежи своих зданий и приступают к строительству. Звучит песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”. Затем дети анализируют свои постройки. Дополняют макетами деревьев.
6. Итог занятия.
— Какая красивая улица у вас получилась. Вы сегодня были и архитекторами и строителями, а хотите побыть воспитателями? Поменяйтесь с соседом своими чертежами и проанализируйте построки друг друга.
Улица построена!
У ворот – ждет игрушечный народ.
Проходите, черепашка,
Крокодил, и Чебурашка,
И Петрушка и матрешка,
И игрушечная кошка!
Радуйтесь, игрушки, звери,
Открывайте окна, двери,
Новоселье затевайте,
Пойте, прыгайте, играйте!
Детям дается возможность обыграть улицу.
1 часть.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32» - КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект занятия
по конструированию
«Мой дом, моя улица»
в группе № 6 (ДЦП)
(старший возраст)
Подготовила и провела:
воспитатель
коррекционной
Сатлыкова Э.К.
СТЕРЛИТАМАК-2014
СТЕРЛИТАМАК-2008
Тема: «Мой дом, моя улица» (микрорайон города)
Цель : продолжать учить детей делать постройки из строительного материала.
Задачи:
коррекционно-образовательные - учить детей выделять в реальных предметах их функциональные части (фундамент, стены, крышу, потолок, окна, дверь) и определять их пространственное расположение, сооружать постройку, используя пластины для перекрытия, учить детей сравнивать графическую модель с готовым образцом, продолжать учить строить в определенной последовательности, закрепить в речи названия строительных деталей, формировать умение самостоятельно подбирать нужные для постройки строительные детали и строить по плану-чертежу, учить анализировать свою работу и работу товарищей;
коррекционно-развивающие - развивать зрительно-моторную координацию, пространственные ориентировки, внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, развитие общей моторики и манипулятивной функции кистей рук;
коррекционно-воспитательные - воспитывать интерес к занятиям конструированием, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость на трудности других людей, уважение к труду взрослых.
Словарная работа: куб, кирпичик, призма, пластина, фундамент, внизу (вверху), между.
Материал и оборудование: иллюстрация к сказке «Гулливер и лилипуты», письмо в конверте, план-чертеж на каждого ребенка, магнитная доска, набор строительного материала на каждого ребенка, мелкие игрушки для обыгрывания, массажный шарик «су-джок».
Предварительная работа: чтение сказки «Гулливер и лилипуты» (или просмотр мультфильма), д/и « Строим дом» (выделение основных частей дома), беседа «Из чего строят дома» (камень, кирпич, дерево, глина, песок, вода), плоскостное конструирование домов из геометрических фигур, зарисовка плана строительства дома, заучивание слов к упр. «Строитель».
Методические приёмы: создание благоприятной атмосферы в группе,нормализация тонуса мышц тела, рук, дыхания, разминочные задания, сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, беседа, игровые задания и упражнения, напоминание, объяснение, анализ и оценка работ.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Положительный эмоциональный настрой на занятие
Ребята, я очень рада снова видеть вас.
2.Подготовительный этап
Упражнение «Сосед» (нормализация дыхания)
Детям дается инструкция: «Сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Сделайте вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнося на выдохе имя соседа». Упражнение выполняется по кругу вначале по часовой стрелке, а затем против.
При повышенном тонусе мышц
Упражнение на расслабление кистей рук
«Давайте поздороваемся». Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую, а затем левую руки ребенка от плеча).
Имитационные движения для кистей рук:
- «стряхивание воды»;
- «полоскание белья»;
- «поглаживание кошки».
Массаж и пассивные движения для кистей и пальцев рук:
Разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;
Поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;
Движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) и пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);
Массаж кистей рук с использованием шарика «Су-джок»
При пониженном тонусе мышц
Активизирующие пассивно-активные и активные упражнения
массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;
сжимание резинового мячика с шипами, катание между ладонями;
нанизывание металлического пружинного колечка «Су-джок» поочередно по каждому пальчику от кончика к основанию и обратно;
рисование геометрических фигур пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины.
При гиперкинезах
Применение утяжелителей (мешочки с песком)
3. Основная часть. Практическое конструирование
Игра «Угадай, что в мешочке?»
В мешочке находятся несколько геометрических тел (шар, куб, параллелепипед (кирпичик), цилиндр, конус, треугольная призма (крыша). Дети поочередно определяют, называют и вынимают их из мешочка. Педагог подтверждает правильность определения или объясняет ошибку.
Игра «Найди подходящую фигуру»
Соотнесение геометрических тел с геометрическими фигурами) похожа деталь (шар-круг, куб-квадрат, параллелепипед-прямоугольник, призма- треугольник). Каждый ребенок поочередно составляет пары.
Игра «Определи цвет и найди свое место»
Ребенок определяет цвет геометрической фигуры, ищет стульчик с такой же фигурой и такого цвета, садится на свое место.
Сюрпризный момент
Письмо от маленьких жителей одной далекой страны, которые просят помочь построить им новый дом.
Поможем им? (Да).
Решение проблемной ситуации
Как вы думаете, вот такой домик подойдет им? (Показ готового образца простого одноэтажного дома)
Что же делать, какой же надо построить дом, чтобы все жители смогли в нем поселиться? (многоэтажный, с несколькими подъездами)
Работа с планом-чертежом постройки дома
Детям дается инструкция: «Внимательно посмотрите на план-чертеж. Предлагается определить, сколько в доме этажей, сколько подъездов; вспомнить и назвать основные части дома (фундамент, стены, крыша); какие детали нам понадобятся (куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма (крыша)».
Конструктивная игра «Строим дом»
Дети самостоятельно подбирают детали для постройки и строят дома в соответствии с планом-чертежом. Педагог оказывает необходимую направляющую помощь при возникновении трудностей.
Музыкальное сопровождение (бодрая музыка).
Минутка отдыха
Поза «Великан» - стоя на носочках, потянуть руки вверх.
Поза «Карлики» - присев на корточки вытянуть руки вперед, спина прямая.
Упражнение с обручем или гимнастической палкой «Строитель»
(движения руками вверх, в стороны, вниз)
Посмотрите, вот какой
Дом высокий и большой
Все разместятся друзья
В доме, что построил я!
4. Анализ и оценка работ
Детям предлагается оценить качество выполненной ими работы и сравнить полученный результат с чертежом. Детские постройки обсуждаются с позиции точности воспроизведения, крепости.
Посмотрим, чья постройка получилась крепче и прочнее.
Вова, тебе какая нравится больше всего?
А тебе, Оля, чья понравилась?
Молодцы, ребята!
Вы очень старались помочь маленьким жителям. Постройки у всех получились крепкие, прочные и очень красивые. Я думаю, они будут довольны.
5. Закрепление материала и подведение итогов занятия
Для кого мы строили дома?
Назовите основные части дома?
Какие детали нам понадобились для строительства домов?
Молодцы, ребята. Вы очень внимательные и сообразительные, справились с непростой задачей - очень быстро смогли построить не один дом, а целый город для маленьких жителей далекой страны.
Маленькие жители благодарят вас за помощь и дарят вам вот такие блокнотики, чтобы вы могли в них зарисовывать новые проекты, схемы домов.
Цель
Материал
Демонстрационный материал: фигурки персонажей, выполненные на прошлых занятиях.
Ширма для театральных представлений.
Кукла Буратино.
Мотивация
Персонажи для театральных представлений.
Предварительная работа
Поход детей в кукольный театр.
Рассматривание выставки детских работ.
Беседа о понравившихся поделках.
Частичное повторение основных техник: оригами, бумажная скульптура.
Сюрпризный момент: «Буратино предлагает создать свой театр».
Выполнение работы.
Размещение поделок на театральной ширме.
Цель
Материал
Мотивация
Машины для грузового парка.
Предварительная работа
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание моделей машин с их анализом.
Д/и «Грузовой - легковой».
Д/и «Воздушный, водный, наземный».
Рассматривание образцов: анализ постройки (объект в целом, по практическому назначению, основные части, их функциональное назначение, детали основных частей, пространственное расположение частей и деталей).
Выполнение работы.
Обыгрывание: «Грузовой парк».
Цель
Материал
Мотивация
Составление натюрморта.
Предварительная работа
Труд на огороде (сбор урожая).
Приготовление салатов.
Методические приёмы
Рассматривание натюрморта «Фрукты на блюде».
Игра-описание.
Экспериментирование с предложенной лентой.
Проблемная ситуация: «Создание овощей и фруктов из предложенного материала».
Составление натюрморта «Дай название своему натюрморту».
Цель
Материал
Мотивация
Для природного уголка.
Предварительная работа
Экскурсия в лес (сбор природного материала).
Игра-описание «Расскажи о поделке».
Экспериментирование с природным материалом.
Рассматривание поделок из природного материала.
Встреча со Старичком-лесовичком.
Рассматривание принесённого им природного материала.
Обсуждение замысла и выбор материала.
Обыгрывание: «Подбери определения к поделке (добрая, нежная, хрупкая…)».
Цель
Материал
Мотивация
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций о домашних животных.
Составление описательных рассказов о труде сельских жителей.
Д/и «Собери семейку»
Рассматривание картины «Скотный двор».
Лото «Домашние животные».
Демонстрация техники складывания из полосы.
Планирование работы.
Выбор материала.
Озвучивание замысла.
Заселение изготовленного ранее макета «Осень».
Обыгрывание сюжета: «Скотный двор».
Цель
Материал
Мотивация
Выставка для оформления интерьера.
Предварительная работа
Экскурсия в парк.
Рассматривание репродукций художников.
Прослушивание музыкальных произведений.
Методические приёмы
Чтение стихов об осени.
Словесная игра «Подбор определений».
Д/и «Тёплый и холодный».
Демонстрация способов складывания, склеивания и резания.
Планирование работы.
Выбор материала.
Озвучивание замысла.
Размещение работ на выставочном планшете.
Цель
Материал
Мотивация
Для перевозки грузов.
Предварительная работа
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание иллюстраций машин, их анализ.
Д/и «Составь машину».
Д/и «Назови грузовой транспорт».
Демонстрация конструкции машины (подтверждение ответов детей).
Рассматривание предложенных грузов и выбор формы конструкции грузовика.
Самостоятельная работа детей.
Обыгрывание: «Перевозка грузов».
Цель
Материал
Мотивация
Для аквариума группы.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей.
Д/и «Речные - морские».
Беседа о водных обитателях.
Рассматривание аквариумных обитателей.
Проблемная ситуация: «Заполнение макета».
Рассматривание материала и подбор к нему определений.
Планирование и выполнение поделки.
Обыгрывание: «Заполнение макета».
Цель
Материал
Мотивация
Для перевозки мебели.
Предварительная работа
Наблюдение за транспортом.
Беседы о видах транспорта, их назначении.
Экскурсия в мебельный магазин.
Беседа о прошедшей экскурсии.
Рассматривание и анализ схем.
Проблемная ситуация: «Выбор схем грузовых машин для перевозки мебели».
Рассматривание мебели, выбор модели.
Обсуждение замысла.
Выполнение работы.
Обыгрывание: «Перевозка мебели».
Цель
Материал
Мотивация
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Предварительная работа
Составление рассказов о любимой игрушке.
Фотовернисаж «Моя игрушка».
Беседа об игрушках.
Д/и «Из чего сделана игрушка?».
Демонстрация техники складывания квадрата по диагонали.
Планирование работы.
Выбор материала.
Озвучивание замысла.
Размещение готовых игрушек в «Витрине магазина».
С/р игра «Магазин».
Цель
Материал
Мотивация
Создание лесной сказки.
Предварительная работа
Рассматривание конструкций фигур человека, животных.
Д/и «Составь фигуру».
Рассматривание.
готовых поделок.
Приглашение Старичка-лесовичка в лесную сказку.
Беседа о добрых и злых героях.
Рассматривание материала и планирование поделки.
Обсуждение замысла.
Выполнение работы.
Объединение поделок и составление сказки.
Цель
Материал
Мотивация
Изготовление поделок-«подарков» на день именинника.
Предварительная работа
Экспериментирование с бумажными кругами.
Лото «Цветной круг».
Р/и «Найди образ».
Игровая ситуация: «Встреча круга и конуса».
Превращение круга в конус - процесс изготовления основы поделки.
Планирование работы.
Выбор материала.
Озвучивание замысла.
Анализ готовых поделок: определение признаков (общих и различных); рассказывание историй, которые приключились с игрушками.
Цель
Материал
Мотивация
Мосты для машин.
Предварительная работа
Наблюдение за мостами.
Рассматривание моделей мостов с их анализом.
Д/и «Пешеходные - транспортные».
Д/и «Составь мост».
Проблемная ситуация «Переправа».
Рассматривание образцов.
Выполнение работы.
Анализ постройки.
Рассказ о своей работе.
Цель
Материал
Мотивация
Заселение макета «Птичий двор».
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций о домашних птицах.
Составление описательных рассказов о птицах.
Д/и «Узнай птиц» (путём наложения).
Рассматривание картины «Птичий двор».
Беседа о домашних птицах.
Демонстрация техники изготовления низкого конуса из круга.
Планирование работы.
Выбор материала.
Озвучивание замысла.
Размещение на макете готовых поделок.
Обыгрывание поделок в сюжете «Птичий двор».
Цель
Материал
Мотивация
Звери для зоопарка.
Предварительная работа
Экскурсия в зоопарк.
Игра-загадка «Узнай по описанию».
Беседы о диких животных.
Беседа о прошедшей экскурсии.
Подбор определений к животным.
Рассматривание заготовки, планирование работы.
Обсуждение замысла.
Выполнение работы.
Обыгрывание: «Подбери определение к своей поделке».
Цель
Материал
Мотивация
Подарок к Новому году.
Предварительная работа
Экскурсия по празднично украшенному городу.
Украшение ёлки группы.
Чтение новогодних стихов.
Беседа «Новогодние ожидания».
Д/и «Тёплый - холодный».
Закрепление приёма складывания квадрата, прямоугольника.
Планирование работы.
Выбор материала.
Озвучивание замысла.
С/р игра «Преподнеси подарок другу».
Цель
Материал
Мотивация
Птицы для уголка природы.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Прослушивание птиц в аудиозаписи.
Подбор определений.
Слушание птиц в аудиозаписи.
Рассматривание предложенного материала.
Планирование работы.
Обсуждение замысла.
Обыгрывание: «Расскажи о своей птице».
Цель
Материал
Мотивация
Для оформления художественного уголка.
Предварительная работа
Экспериментирование с бумажным полукругом.
Лото «Цветные фигуры».
Р/и «Найди образ».
Игровая ситуация: «Встреча низкого конуса и высокого».
«Превращение полукруга в конус» - процесс изготовления поделок.
Планирование работы.
Выбор материала.
Озвучивание замысла.
Размещение готовых работ в художественном уголке.
Цель
Материал
Мотивация
Мосты для переправы
Предварительная работа
Наблюдение за мостами.
Рассматривание иллюстраций мостов с их анализом.
Д/и «Составь мост».
Д/и «Конструктор».
Беседа об основных частях построенной на предыдущем занятии машины.
Демонстрация конструкции моста (подтверждение ответов детей).
Рассматривание транспорта (определение нужной ширины моста).
Самостоятельная работа.
Обсуждение готовой постройки (соответственно заданным условиям).
Цель
Материал
Мотивация
Для театрализованной деятельности.
Предварительная работа
Рассматривание серии картинок об обитателях леса.
Составление рассказов-описаний.
Рисование зимней сказки.
Загадки о животных.
Проблемная ситуация: «Что можно внести в макет?».
Повторение способа скручивания (конус из полукруга).
Заполнение макета поделками и составление рассказа.
Цель
Материал
Мотивация
Для оформления макета в экологический центр «Среда обитания».
Предварительная работа
Домашнее задание: просмотр телепередач из серии «Диалоги о животных».
Беседа о просмотрах.
Составление рассказов-описаний.
Д/и «Места обитания».
Д/и «Наложенные изображения».
Рассматривание материала и выбор места работы.
Обсуждение замысла (по группам).
Заселение макетов и составление по ним рассказов.
Цель
Материал
Мотивация
Сказочное превращение.
Предварительная работа
Сбор и заготовка соломки.
Подбор определений к соломке.
Рассматривание поделок из соломки.
Сюрпризный момент: «Приход Соломинки».
Рассматривание принесённых ею золотистых пучков соломы.
Экспериментирование с пучками соломы.
Обдумывание замысла и выполнение работы.
Обыгрывание: «Мини-сказка «Золотая соломка».
Цель
Материал
Мотивация
Мосты для транспорта, пешеходов, транспорта и пешеходов.
Предварительная работа
Рассматривание моделей мостов.
Рассматривание схем мостов.
Рассматривание архитектуры мостов.
Беседы о стилях архитектуры мостов.
Экскурсия по городу.
Беседа о прошедшей экскурсии.
Рассматривание и анализ схем.
Отбор материала для работы.
Выполнение работы.
Цель
Материал
Мотивация
Для обустройства строительного уголка.
Предварительная работа
Экспериментирование с бумажным квадратом.
Д/и «Найди такой же».
Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.
Игровая ситуация: «Встреча квадрата и куба».
Превращение квадрата в куб - процесс изготовления основы для поделки.
Игра-ассоциация «Какой предмет спрятан?».
Продумывание и озвучивание замысла.
Составление рассказа «Чудесное превращение куба».
Цель
Материал
Мотивация
Помощь мышонку Пику.
Предварительная работа
Чтение сказки В. Бианки «Мышонок Пик».
Беседа о взаимопомощи.
Д/и «Водный транспорт».
Сюрпризный момент: «Приход мышонка Пика».
Проблемная ситуация: «Как ему помочь?».
Рассматривание заготовки и продумывание поделки.
Обсуждение замысла.
Обыгрывание: «Отправляемся на помощь».
Цель
Материал
Мотивация
Подарки для мам.
Предварительная работа
Фотовернисаж «Моя мама».
Составление рассказов «Как я поздравляю маму».
Оформление газеты «Для наших мам».
Рассматривание газеты «Для наших мам».
Беседа «Что подарим маме?».
Демонстрация техники складывания квадрата в куб.
Продумывание и озвучивание замысла.
Рассматривание готовых работ.
Вручение подарков на весеннем утреннике.
Цель
Материал
Мотивация
Дом для семьи.
Предварительная работа
Наблюдение за строительством дома.
Рассматривание моделей домов, их анализ.
Д/и «Архитектор».
Д/и «Жилые - нежилые».
Рассматривание образца.
Анализ постройки.
Планирование работы и отбор материала.
Выполнение работы.
Обсуждение готовой постройки (сходство с образцом).
Обыгрывание: «Заселение семьи».
Цель
Материал
Мотивация
Для выставки «Умелые ручки».
Предварительная работа
Экспериментирование с квадратом.
Лото «Цвет, форма, величина».
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Игровая ситуация: «Встреча квадрата с бруском».
Превращение квадрата в брусок - процесс изготовления основы для поделки.
Игра-ассоциация: «На что похоже?».
Продумывание и озвучивание замысла.
Презентация своей поделки.
Цель
Материал
Мотивация
Сказка для театрального уголка.
Предварительная работа
Экскурсия в лес, парк.
Сбор природного материала.
Оформление гербариев.
Сюрпризный момент: «Приход Старичка-лесовичка с коробом».
Рассматривание природного материала из короба.
Проблемная ситуация: «Создание лесной сказки».
Обсуждение замысла.
Выбор материала и планирование работы.
Рассказывание лесной сказки для Старичка-лесовичка.
Цель
Материал
Мотивация
Для уголка ПДД.
Предварительная работа
Экскурсия на вокзал.
Рассматривание альбома с архитектурными памятниками.
Д/и «Архитекторы».
Планирование схемы макета: «Построение вокзала».
Повторение способа превращения квадрата в брусок.
Внесение дополнительных элементов в макет.
Закрепление правил дорожного движения на изготовленном макете.
Цель
Материал
Мотивация
Создание макета города для обыгрывания.
Предварительная работа
Экскурсия по улицам города.
Рассматривание открыток с видами родного города.
Рассматривание альбомов «Мой город», «Памятники архитектуры».
Беседа о городе.
Планирование схемы макета «Построение города».
Рассматривание поделок с предыдущих занятий.
Повторение способа складывания основы для работы.
Обсуждение замысла и распределение объёма работы.
Размещение готовых работ на макете.
Подбор определений к слову «город».
Цель
Материал
Мотивация
Детский сад для детей.
Предварительная работа
Рассматривание разнообразных домов на прогулке.
Экскурсия по городу.
Рассматривание альбома с иллюстрациями домов и их анализ.
Д/и «Юные зодчие».
Беседа о детском саде.
Рассматривание макета «Детский сад».
Обсуждение условий: «Построй такой же, но длиннее и выше».
Планирование и отбор материала.
Выполнение работы.
Обсуждение готовой постройки (выполнение заданных условий).
Обыгрывание: «Детский сад для детей».
Цель
Материал
Мотивация
Для оформления весенней выставки
Предварительная работа
Наблюдение весенних явлений природы.
Д/и «Контраст».
Игра-описание «Загадка».
Рассматривание репродукций художников на тему «Весна».
Беседа по использованию цветовой гаммы в картинах.
Отбор материала для работы.
Организация вернисажа «Мы - художники».
Цель
Материал
Мотивация
История «Как мы играем».
Предварительная работа
Экскурсия в лес, парк.
Сбор природного материала.
Оформление гербариев.
Экспериментирование с материалом.
Составление рассказа о наших играх.
Игра на воображение: «На что похоже?» («опредмечивание» природного материала).
Планирование работы и выбор материала.
Обсуждение замысла.
Объединение поделок и составление рассказа.
Презентация.
Цель
Материал
Мотивация
Для кукольного уголка.
Предварительная работа
Рассматривание цветочных клумб.
Составление весенних букетов.
Д/и «Тёплый - холодный».
«Путешествие» по групповой комнате.
Проблемная ситуация: «Как украсить кукольный уголок?».
Рассматривание вариативных образцов.
Демонстрация способа плетения.
Отбор материала для работы.
Организация выставки ковров: яркие, весёлые…
Цель
Материал
Мотивация
Дворцы для театра
Предварительная работа
Рассматривание зданий города.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Д/и «Сказочные замки».
Беседа об архитектурных стилях.
Рассматривание и анализ схем.
Проблемная ситуация: выбор схем дворцов.
Планирование работы и обсуждение замысла.
Отбор материала для работы.
Выполнение работы.
Обсуждение готовой постройки (соответствие замыслу).
Календарное планирование по конструированию в старшей группе разработала Т. Кругленя