Нравственные сказки писателей детям примеры. Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Особенности проведения занятий и игр

07.03.2019

Алешины родители обычно возвращались домой после работы поздно. Он самостоятельно приходил из школы, разогревал себе обед, делал уроки, играл и ждал маму с папой. Еще два раза в неделю Алеша ходил в музыкальную школу, она была совсем рядом со школой. Мальчик с раннего детства привык, что родители много работают, но никогда не жаловался, он понимал, что они стараются для него.

Надя всегда была примером для младшего брата. Отличница в школе, она еще успевала и в музыкальной школе учиться, и маме дома помогать. В классе у нее было много друзей, они ходили друг к другу в гости и даже иногда делали вместе уроки. Но для классной руководительницы Натальи Петровны Надя была лучше всех: всегда всё успевала, но и другим помогала. Только и разговоров было и в школе, и дома про то, какая «Надюша – умница, какая помощница, какая Надя – умная девочка». Наде приятно было слышать такие слова, ведь не напрасно же люди её хвалили.

Маленький Женя был очень жадным мальчиком, бывало, принесёт в садик конфеты и ни с кем не делится. А на все замечания воспитателя Женины родители отвечали так: «Женя еще слишком маленький, чтобы с кем-то делиться, вот пусть немного подрастет, тогда и поймет».

Петя был самым драчливым мальчиком в классе. Он постоянно дёргал девчонок за косички, а мальчикам ставил подножки. Не то чтобы ему это очень нравилось, но, как он считал, делало его сильнее остальных ребят, а это, несомненно, было приятно осознавать. Но была и обратная сторона такого поведения: с ним никто не хотел дружить. Особенно доставалось Петиному соседу по парте – Коле. Он был отличником, но никогда не разрешал Пете списывать у себя и на контрольных не подсказывал, вот Петя и обижался на него за это.

Наступила весна. В городе снег посерел, начал оседать, а с крыш доносилась веселая капель. За городом был лес. Там еще царила зима, и солнечные лучи едва-едва пробивались через густые ветви ели. Но вот однажды что-то зашевелилось под снегом. Появился ручеёк. Он весело зажурчал, пытаясь пробраться через глыбы снега наверх к солнышку.

В автобусе было душно и очень тесно. Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. А потом началась война. Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить прошлое. Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. Он вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.

Несмотря на то, что была только середина марта, снег уже почти растаял. По улицам деревни бежали ручьи, в которых, обгоняя друг друга, весело плыли бумажные кораблики. Их запускали местные мальчишки, возвращаясь домой после школы.

Катя всё время о чём-то мечтала: то как она станет знаменитым врачом, то как полетит на Луну, то изобретёт что-нибудь полезное для всего человечества. Ещё Катя очень любила животных. Дома у неё жили собака Лайка, кошка Маруся и два попугая, которых подарили родители на день рождения, а ещё рыбки и черепаха.

Мама пришла сегодня с работы немного пораньше. Как только она закрыла входную дверь, Марина сразу бросилась ей на шею:
- Мама, мамочка! Меня чуть машина не задавила!
- Да ты что! Ну-ка повернись, я посмотрю на тебя! Как так получилось?

Была весна. Солнце светило очень ярко, снег уже почти растаял. А Миша очень ждал лето. В июне ему исполнялось двенадцать лет, и родители обещали подарить ему на день рождения новый велосипед, о котором он давно мечтал. У него уже был один, но Миша, как он сам любил говорить, «из него давно вырос». Он хорошо учился в школе, и мама с папой, а иногда и бабушки с дедушками, давали ему деньги в качестве похвалы за отличное поведение или хорошие отметки. Миша не тратил эти деньги, он их копил. У него была большая копилка, куда он складывал все те деньги, которые ему дарили. С начала учебного года у него накопилась значительная сумма, и мальчик хотел предложить родителям эти деньги, чтобы они купили ему велосипед раньше дня рождения, уж очень ему хотелось покататься.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учения, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность .

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел .

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека .

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть, зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и стоит большая педагогическая ценность сказки .

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды...

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам .

Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами:

Что (какие качества) больше всего ценится в людях?; - За что наказывают, а что поощряют?; - Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот отворачиваются?

Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки. "Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему". - такова основная мысль русской народной сказки "Заячьи слезы"; заботливому и чуткому отношению к матери учит татарская сказка "Гуси - лебеди"; вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает - об этом повествует нанайская сказка "Айога"; не будет счастлив тот человек. Который другим желает несчастья и смерти, - этому учит русская народная сказка "Морозко"; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке "Петушок и бобовое зернышко".

Сильной стороной сказок является их активная, действительная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка. Что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.М. Горький так передает это воздействие народной сказки: "От ее слов, - вспоминает он О сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса".

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: "Сказка-ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок". (А. Пушкин "Сказка о золотом петушке").

Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни повествует сам ее создатель - народ. Поэтому отдельные детали повествования о труде, быте, о материальных лишениях и невзгодах позволяют представить особенности жизни народа в определенное время, думы и мечты людей. Однако главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки .

Велико значение сказок как средство развития речи у учащихся. Текст сказок прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

Воспитательный процесс следует построить так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого сплошь и рядом встречаются в жизни. Но условия для этого можно создать специально в игре, учении, труде, творческих занятиях. Ученик должен научиться правильно действовать, когда за ними не наблюдают отчета. Урок - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свой усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, ограничения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого - умные руки, третий ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдатель .

Так, чтение и разбор сказок из "Книг для чтения" помогали детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читали, обсуждали сказки, в которых ставились в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке постоянно возникали между учащимися нравственные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общались между собой, влияли друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождала между ними потребность в отношениях, характеризующихся многими признаками, которые свойственны отношениям в любом коллективном труде.

Большое количество текстов по чтению посвящено воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Сказки подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить, понять, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.

Учителя начинают каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Это специальный методический прием: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало, конфликтны ситуаций. Постепенно в детском коллективе формируется привычка моральной оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях. Важно, что этот методический подход дисциплинирует и самого учителя, развивает в нем стремление к собственному нравственному контролю.

Сказка служит средством воспитания. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей .

В исследованиях проведенных под руководством А.В.Запорожца, было выявлено своеобразное отношение дошкольников к художественным произведениям. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются непосредственно воздействовать на героев произведения. К концу дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте отношение к воспринятому меняется - появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники чаще всего предпочитают "положительных" животных с антропоморфными признаками, средние дошкольники - животных, сказочных человечков, детей - ровесников; шести - семилетки чаще выбирают наиболее занимательны и находчивый, наиболее веселый персонаж. Они значительно чаще более младших детей оказываются способным воспринять в произведении не только внешний комизм, но и юмор, иронию.

Воспитательная сила искусства "дает возможность войти "внутрь жизни", пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, - это говорил видный психолог Б.М. Теплов, - и самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые". В начале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждения об искусстве с точки зрения определенного идеала.

Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К шести годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляет способность улавливать настроение .

Чтобы научить школьников писать сказки, учитель должен сам знать особенности этого жанра и познакомить с ним детей. Во первых - сочинение сказки - это создание текста художественного стиля, то есть текста эмоционального, конкретного, хорошо представляемого. Во вторых, сказки невозможны без "очеловечивания" происходящего, без использования метафор, гипербол, элементов, сказочного сравнения и т.п. Умение выполнять эти "сказочные" требования обязательно нужны детям.

Конечно же, работа над сочинением - сказкой требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию, использования приемов активизирующих эти психологические процессы.

В первом классе следует научить подбирать "слова - находки" (метафоры, гиперболы) для точного описания героев. Читать много сказок, анализировать их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Читают народные, авторские, зарубежные сказки, обмениваются мнение, впечатлениями, конечно и книгами.

Во втором классе, уже читают об авторе, например, о сказочнике Андерсене. Сначала знакомится с его биографией, вспоминают известные его произведения, такие как "Дюймовочка", "стойкий оловянный солдатик" и другие. У него был редкий талант. Он умел замечать, то, что ускользает от "ленивых" человеческих глаз. Каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Например, старый уличный фонарь, настольная лампа и т.д. Это начинается поиск сюжета.

В последние дни обсуждают, с каждым учеником предмет, заинтересовавший ребенка как персонаж его сказки. Учитель интересуется, какие мысли рождает наблюдение за "героем". Ребята показывают тетради, где подбирают слова и сравнительные обороты, характеризующие персонаж сказки. Увлеченность детей будет огромной: стол, стул, классная доска - все эти предметы они знали давно, но только теперь взглянули на них новыми глазами. Через две недели можно написать сочинение - сказку. Но в начале необходимо уточнить, чем отличается язык сказки, необходимо вспомнить, что сказка всегда имеет главную мысль .

В начальной школе согласно программе учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечают две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие. В сказке обычно повторяется один основной эпизод, как правило совершается контрастное событие и следует развязка.

Повторы происходят чаще всего, потому что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. Например, в сказке "Морозко" повторяется один и тот же эпизод, в котором Морозко обращается трижды к падчерице и к старухиной дочери.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические. В книги для чтения включены сказки для животных и волшебные.

Школьная практика утверждает в том, что младшие школьники хорошо понимают не реальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что лиса и журавль не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить хвост в прорубь и ловить рыбу и т.д., знают,но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив нужно так рассказать детям сказку итак организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В.Г. Белинский, Который писал: "Пусть в сказке все говорит само за себя ". Своими вопросами и заданиями учитель направляет внимание детей на развитие действия в сказке, на мотивы поведения, на то, как те или иные действия характеризуют действующих лиц. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия "переноса" вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно. Чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знаниями определенных явлений жизни .

А.М. Горький так отзывался о фантастике сказке: "В мире нет ничего, что не может быть поучительным, - нет и сказок, которые не заключали бы в себе материал "дидактики", поучения. В сказках, прежде всего поучительна "выдумка" - изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта….".

С каждым годом все заметнее меняется наша жизнь. Происходи переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическим и воинами.

На уроке в первом классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку ребенок отвечает: " Я не знаю сказку про репку ". А ведь именно сказки учат детей простату от глупостей, ум о т хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха.

Отсутствие этих понятии является пробелом в воспитании ребенка. Учитель в первую очередь обращает на это внимание и старается произвести некоторую коррекцию.

Чрезвычайно важным условием эффективности работы над образом художественного произведения является сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к образу персонажа. Художественный образ как неоднократно было доказано психологами и методистами. Вызывает у читателя определенное ответное чувство: уважения. Гордости или ненависти, досады, печали и т.д. Читатель или принимает образ персонажа, готов подражать ему, или отвергает как носитель отрицательных качеств.

Симпатии на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей .

Сказка – не просто фольклор. Она является одним из важных средств духовного и нравственного воспитания детей. На протяжении многих веков эти выдуманные истории сопровождали человека на всем этапе взросления, а некоторых и до глубокой старости. Произведения волшебного характера включают в себя ценные знания об устройстве мира, характерах людей. Сам процесс чтения помогает семье сблизиться, а родители на время могут снова погрузиться в детство. В этой статье мы поговорим о том, как происходит воспитание ребенка посредством сказки .

Как происходит воспитание сказкой детей дошкольного возраста

Именно благодаря произведениям волшебного характера дети учатся правильно говорить и мыслить, узнают о жизненных уроках. Благодаря тому, что большинство сказок написаны простым языком, малыши хорошо понимают, о чем речь. Дошкольники часто сравнивают себя со сказочными героями. Девочки подражают принцессам, а мальчики – всевозможным героям и богатырям.

Окруженные родительской нежностью и заботой, многие дети не знают, что такое боль и разочарование. Книжки сказки для детей не имеют нравоучений в привычном нам виде, а значит, нет психологического давления. В такой непринужденной форме ребенок безболезненно узнает о некоторых несправедливостях мира и жизненных трудностях, ожидающих его после поступления в школу.

Нередко случается, что родители совсем не верят в воспитание детей через сказки. Они с большей охотой надеются на систему запретов и наказаний, чем на сказкотерапию . Однако с помощью сказки можно достучаться до детской души, донести до малыша даже неприятную ему информацию, воспитать в нем добрые чувства. Если среди известных произведений не нашлось подходящего под конкретную ситуацию, сказку можно сочинить самому.

Книги со сказками для детей также работают визуально. Детям младшего возраста полезно не только рассказывать волшебные истории, но и показывать иллюстрации к ним. Благодаря зрительному восприятию ребенок лучше проследит за хронологией событий и поймет смысл. Родители могут покупать книжки с большими картинками, а также делать театрализованное представление дома. Если поинтересоваться у малыша, какой герой вызывает у него наибольшую симпатию, можно многое узнать о характере любимого чада.

  1. Старайтесь рассказывать сказки вслух. Это побуждает ребенка представлять картинки на основе услышанного и развивает его воображение.
  2. Предложите вашему слушателю нарисовать на листе сказочных героев такими, какими он их себе представляет. Хорошо, если он еще не успел нигде увидеть иллюстрации к сказке.
  3. Развить память и речь помогает такой прием, как пересказывание отдельных моментов истории. Если малыш вдруг переволновался, начал запинаться или делать ошибки, ни в коем случае не прерывайте его. Указать на возможные недочеты в сюжете или в речи можно только в самом конце пересказа.
  4. Случается, что дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе. Помочь ребенку раскрепоститься и узнать тактику поведения в разных ситуациях поможет сценка по сюжету сказки. Распределите роли, пусть каждый участник представления отыгрывает своего героя как можно реалистичнее – изменяет голос, копирует повадки.
  5. Развить мелкую моторику и терпение поможет аппликация по сюжету произведения. Такой вид творчества учит малышей обращать внимания на мелкие, не сразу заметные детали.
  6. Листая картинки, выберите одну. Предложите ребенку вспомнить, к какой сказке она относится. Возможно, малыш сможет рассказать содержание.
  7. Рассказывайте сказки перед сном . Родной голос мамы и папы действует на ребенка успокаивающе, дарит ему ощущение тепла, заботы, нежности.

Сказки и рассказы для детей: книги для домашней библиотеки

Словосочетание «домашняя библиотека» в наше время может вызвать ощущение старомодности. Мысли о том, что книги устаревают, нужно гнать прочь. Авторы сказок для детей могут быть как русскими, так и зарубежными.

СПРАВКА! Приобретая со своим ребенком очередной сборник историй, родитель прививает ему любовь к чтению и жажду знаний. Такие дети с большой вероятностью в будущем будут грамотно изъясняться и писать.

Разберем лучшие книги сказок для детей

Сказки для детей 2-3 лет.


Сказки для детей 4-5 лет.


Сказки для детей 6-7 лет.

Родителями изобретены сотни способов, как побудить, уговорить, заставить ребенка "делать то и не делать это". Совершенно новый способ сегодня предлагает наш автор Марина Мосина, мама двоих очаровательных малышей. Вот что она пишет:
"Признаюсь, мои дети так же несовершенны и далеки от идеала, как и ваши. И они не слишком склонны верить нужным нотациям о пользе или вреде определенного поведения или, например, блюда. Так вот, когда мои "умные" взрослые аргументы в споре с ними уже исчерпаны, а цель так и не достигнута, я придумываю... сказку! Это очень помогает. Желаемое поведение становится куда более привлекательным, места для конфликта просто не остается, да и ребенку легче понять, что от него требуется".

Именно таким путем, с помощью сказки, Марина научила своего старшего сына самостоятельно одеваться, делиться с другими детьми, а также добилась того, что мальчик перестал слишком увлекаться сладкими булочками. Эти поучительные истории про мальчика Васю (вы можете назвать героя сказки именем своего ребенка) и Розового Зайца (этот герой возник благодаря аппликации на любимом Васином комбинезоне) мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

В возрасте двух лет моего сына обуяло необыкновенно ревнивое отношение к своим игрушкам . Он не позволял никому не то что поиграть, например, вынесенной на улицу лопаткой, но даже приблизиться к ней. Если его друзья приходили к нам домой, тут же начинались ссоры и драки из-за игрушек. Правда, психологи утверждают, что каждый ребенок должен пройти этот этап развития, чтобы у него сформировалось понятие о том, что такое его собственность. Это, конечно, успокаивало, но лишь отчасти. Кому приятны постоянные вопли и слезы при любом контакте со сверстниками? Вот тогда и появились сказки о том, как Розовый Заяц учился делаться. Нельзя сказать, что это моментально решило проблему. Однако сказки слушалась с большим удовольствием, ссылки на пример любимого героя нередко помогали урезонить жадничавшего малыша. А главное, переживая подробности сказочного сюжета, мой сыночек с помощью наглядных примеров осознавал собственные чувства. Уже через два-три месяца, его отношение к своей собственности стало более спокойным.

А морковка уплыла

(Учимся делиться)

Однажды мама Зайчиха дала Розовому Зайчику большую морковку и сказала:
— Сыночек, поешь сам и поделись с друзьями.
Заяц ничего но ответил, но подумал, что и сам может съесть такую вкусную морковку. Но гулять одному ему было скучно, и он пошел на берег реки, к своему другу Бобренку.
А папа Бобёр как раз сделал для своего сыночка лодочку с парусом я веслами. Бобрёнок собрался поплавать на ней по реке.
Увидев Зайца, он закричал:
— Привет, Розовый Зай! Прыгай ко мне в лодку, поплывем вместе!
Заяц, держа свою большущую морковь наперевес, собрался прыгать в лодку с высокого берега.
— Постой! — крикнул папа Бобер. — Ты с этой морковкой очень тяжелый, лодка перевернется. Лучше разломи ее пополам, поделись с Бобренком. И наедитесь оба, и лодка в равновесии будет.
Но Заяц пожадничал и не захотел делиться. Так и прыгнул с морковкой в лодку. А морковка-то и впрямь очень тяжелая оказалась. Лодка перевернулась, Заяц с Бобренком свалились в воду. Только Бобрёнок хорошо плавает, ему не страшно. А зайцы — звери сухопутные, воду не любят. Зайчик перепугался, морковку из лап выпусти и кричит:
— Спасите! Помогите!
Бобры его на берег вытащили, успокоили. Заяц встряхнулся, дух перевел. Рад, что не утонул. Вот только морковку жалко — уплыла она по течению. И заяц голодный остался.

Когда моему ребенку исполнилось три года, он рассуждал и вел беседу совершенно как взрослый, мог уже прочитать кое-какие простые слова, показывал на глобусе, где живут пингвины, а где — белые медведи. Но вот искусство самостоятельного одевания оставалось для него вершиной не только недосягаемой, но и, к моему большому сожалению, совершенно не привлекательной. В этом не было бы ничего страшного, если бы у нас не родился второй ребенок. А собирать на прогулку двоих совершенно беспомощных в деле одевания детей — занятие не для слабонервных. Интересно, что сын считал себя уже настолько взрослым, что даже собрался жениться. На девочке Вике, с которой мы часто виделись в песочнице. Сказка, которую я сочинила, чтобы хоть как-то подхлестнуть интерес к процессу одевания-раздевания, сыну не понравилась. Прослушав ее, он заплакал и попросил больше никогда не рассказывать. Однако мне кажется, представления о необходимости умения одеваться-раздеваться все-таки начало складываться именно в тот момент.

Кто женится на Вике?

У Вики — большие красивые карие глаза и вьющиеся волосы. Васе она очень нравится, и он говорит, что когда вырастет, обязательно женится на ней. Вот только Вика ничего ему не отвечает...

Однажды Вася, Вика и другие дети играли на детской площадке. Вдруг из-за леса появился Змей Горыныч. Он пролетел над детской площадкой совсем низко, на лету схватил Вику и снова полетел к лесу.

Что делать? Надо идти спасать Вику. Вася и Федя вскочили на свои велосипеды и поучались в погоню. Вся звери и птицы охотно подсказывали им, куда полетел змей. Вася и Федя мчались во весь дух.

Вдруг на их пути — речка. Не очень широкая, но ни моста, ни брода нет. Федя спрятал свой велосипед в кустах, быстро снял брюки, рубашку, носки и ботинки и прыгнул в воду. А Вася раздеваться не умел. Его мама всегда раздевала, хоть и ворчала, что большое уже. А тут мамы нет. А без нее никак Вася не может раздеться. Сидит он, плачет. А тем временем Федя уже обратно возвращается вместе с Викой. Змея он победил, Вику освободил, помог ей речку переплыть. Выбрались они на берег, оделись, сели на велосипед и обратно поехали. И сказал Вика, что выйдет замуж за Федю.

А Вася погоревал, погоревал, а потом стал просить маму научить его раздеваться и одеваться и с тех пор всегда делал это сам.

Сказка про страну сладких булок

Однажды бабушка привезла Васе две большие сладкие булки с маком. Вася съел одну и стал просить вторую. А мама говорит:
— Хватит. Ты одну съел, больше нельзя, объешься.
Вася стал хныкать. Хныкал, хныкал, устал и незаметно уснул. Дело-то было после обеда. И приснился ему удивительный сон. Будто идет он по дороге и вдруг видит высокую каменную стену. А в стене — ворота. Над ними надпись большими буквами: "Страна сладких булок". Ворота открыты. Ну, Вася и зашел.
Только зашел, видит — прилавок стоит, полон сладких булочек, пирожных, печений, пряников всяких. 3а прилавком продавщица на него смотрят и спрашивает:
— Мальчик, хочешь булку?
— Хочу, только у меня денег нет с собой.
— А мы не за деньги продаем, а за желания.
— Как это — за желания? — удивился Вася.
— Очень просто. У тебя есть какое-нибудь желание?
— Есть. Я хочу научиться хорошо читать. Ну вот, откажись от этого желания, и получишь булку или пряник — что хочешь.
Вася подумал: ведь читать мне не обязательно прямо сейчас учиться, успею ещё, а вот булочку съесть хочется сию минуту. И говорит:
— Ладно, отказываюсь.
Получи Вася свою любимую булочку с маком и шоколадной глазурью и дальше пошел. В стране сладких булок все такое интересное, красивое: деревья, цветы, детские площадки с качелями, домиками, горками, лесенками. Вася все посмотрел, везде полазил. Опять есть захотел. Видит — еще один прилавок со сладостями. Он подошел. Продавщица спрашивает:
— Ты хочешь булочку?
— Хочу. Только денег у меня нет.
— А мы не зa деньги продаем, а за умения.
— Как это — за умения? — не понял Вася.
— Очень просто. Что ты умеешь?
— Да многое, — задумался Вася. — Бегать умею, прыгать, на велосипеде кататься...
— Откажись от какого-нибудь одного умения, и получишь любую булку.
— Хорошо, — говорит Вася, — отказываясь от умения кататься на велосипеде.
Получил Вася булку с повидлом, съел ее. А потом спрашивает у продавщицы:
— А почему здесь детей нет? Поиграть не с кем.
— Продавщица отвечает:
— А дети вон там, в парке.
Вася пошел в парк и видит: дети не бегают, не прыгают, не играют, а лежат неподвижно на скамейках, на траве" Некоторые на каруселях катаются. И все толстые-претолстые. Вася остановился и говорит:
— Ребята, чего вы лежите? Давайте поиграем, побегаем.
А дети даже не пошевелились, только глазами повели в его сторону и отвечают:
— Мы не можем. Мы отказались от желания играть. И от умения бегать и прыгать — тоже.
— Как? — удивился Вася. — Совсем не можете???
Тут до Васи дошло, что же происходит с детьми в Стране сладких булок: они постепенно отказываются от всех своих желаний и умений, толстеют, становятся совсем беспомощными. Ему стало страшно.
— Baм надо бежать отсюда! Скорее! — закричал он.
— Так мы же не можем бегать, — вяло ответили сразу несколько человек. Остальные даже не взглянули на него.


Тогда Вася отцепил от каруселей самую вместительную тележку, посадил туда сразу несколько человек, впрягся в нее и бегом потащил к выходу. Увидев, что дети хотят убежать, к ним со всех сторон устремились продавщицы с лотками, полными всяческих сладких слоек, язычков, коврижек, рогаликов и пончиков и стали наперебой предлагать все это детям. Конечно, для того, чтобы получить все эти вкусности, надо было отказаться от желания покинуть страну. Но Вася, даже не отвечая продавщицам, припустил, что было мочи. Он понял, что останавливаться нельзя. Тем более, что кое-кто из его пассажиров готов был поддаться на уговоры.

К вечеру Вася, запряженный в тележку, наконец-то вырвался из этой злосчастной страны. Только миновав ворота, он остановился, чтобы перевести дух. Очень хотелось есть и пить. Дети в тележке тоже начали жаловаться на голод и жажду. Вася оглянулся вокруг и увидел вдали деревню. Он снова впрягся в тележку и потащил ее к этой деревне. Там он постучался в один из домов. Открыла дверь старенькая бабуля.
— Что вам, ребятки? — cпpocилa она.
— Нет ли у вас работы для нас? Мы готовы работать за еду, — сказал Вася.
— Есть работа, как eй не быть в деревне-то, — ответила бабуля. — Нужно грядки прополоть, дрова наколоть, воды принести, в доме прибрать. Я-то уже старая, трудно мне одной все успеть.
— Вылезайте! — скомандовал Вася.

Толстые дети повздыхали, покряхтели, а деваться некуда, кушать-то хочется. Доковыляли до грядок, начали полоть. К счастью, от умения полоть они ещё не успели отказаться. Все грядки пропололи. Проголодались — сил нет. Тогда хозяйка дала им морковки, капусты, огурцов, чеснока, зелени, хлеба черного. Они поели, водой из колодца запили и почувствовали себя намного лучше. Отдохнули и стали дальше работать. Прожили они у доброй бабули целую неделю. Похудели, окрепли. Все желания и умения к ним вернулись.

Попросили напрокат большую телегу и отправились в страну сладких булок — остальных детей выручать. Забрали всех, привезли к той же бабушке. Она всех к себе взяла, всем работу нашла, всех овощами и фруктам кормить стала. Дети за несколько дней выздоровели, стали снова сильные, подвижные, ловкие, веселые.

А Вася с тех пор ел сладкие булочки только изредка и понемногу.

Марина Мосина, мама двоих детей

Для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. Язык народных сказаний поэтичен, насыщен эпитетами и речевыми оборотами. При этом он очень возвышает и утончает душу слушающих.

Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка
Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.
Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.

Детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.
Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.
Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.
Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

Особенности проведения занятий и игр

Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать при занятиях не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки. Детям младшего дошкольного возраста читайте небольшие, простые для восприятия, детские сказки. Для детей постарше возможно использование на занятиях произведений, более сложных и глубоких по содержанию.
Очень содействует образному восприятию музыкальное сопровождение игр и занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и книжные иллюстрации), фотографий, произведений прикладного искусства, открыток.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей :
Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.
Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.
Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация.

Практические занятия, использующие детские сказки для воспитания

Занятие 1 по сказке «Теремок».
Цель: знакомство с понятием «дружба».
Задачи:
- Научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.
- Познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.
- Воспитывать дружелюбие, гостеприимство.
- Рассматривая иллюстрации, развивать умение замечать интересные детали, в том числе особенности домов и построек.
Музыкальное сопровождение:

Дружная жизнь зверей в теремке – «Казачок», Даргомыжский А.
Медведь на теремке – «Мужик на гармонике играет», Чайковский П.И.

Изготовление аппликации «Дружный домик».

Текст сказки, иллюстрации, ножницы, клей, цветная бумага, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 2 по сказке «Гуси - лебеди».
Цель: учить чувствам - любовь, ответственность, послушание.
Задачи:
- Привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.
- Воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.
- Развитие приветливости и послушности.
Музыкальное сопровождение:
Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.
Сцены игр – «Камаринская», Чайковский П.И.
Эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня», Беркович И.
Тема «Баба-Яга и гуси-лебеди» - «Сказка», Прокофьев
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина и природных материалов «Гуси-лебеди»
Материалы для проведения занятия:
Текст детской сказки, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, сухие листья, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 3 по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.
Задачи:
- Научить делать выводы на основании поступков героев.
- Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.
- Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми
Музыкальное сопровождение:
Знакомство с русским фольклором через народные песни «Некошеный твой лужок», “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”.
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина «Козленочек».
Материалы для проведения занятия:
Текст сказки, иллюстрации, картина М.В. Васнецова «Аленушка», пластилин, дощечка для лепки, аудиозапись.