Почему Марс красный? Металлы и цветотипы Основные закономерности восприятия цвета

11.10.2019

Применяя несложную химическую, электрохимическую и/или термическую обработку, можно получить на поверхности металлов практически любой цвет. В этой статье мы рассмотрим химическое окрашивание нескольких широко употребимых металлов и сплавов.

* Статья, предположительно, из старого журнала "Юный техник". Мы внесли небольшие коррективы. За работоспособность всех рецептов ручаться не можем.

Прежде чем приступать к практике, хорошо продумайте и соблюдайте меры предосторожности. Многие химикаты представляют опасность при неправильном обращении . Держите их в закрытых емкостях, вдали от огня и пищевых продуктов.
Серу храните отдельно от других химикатов – ее пары горючи и взрывоопасны.
Химическую обработку металла лучше производить в вытяжном шкафу или летом на открытом воздухе.
Обязательно надевайте защитные очки и перчатки. Очень опасно попадание щелочи в глаза!
Для составления растворов и для самого процесса применяйте фарфоровую, стеклянную или пластмассовую посуду. Удобны пластмассовые кюветы и ванночки, применяемые в фотоделе, и контейнеры для пищевых продуктов.
При смешивании кислот с водой или другими жидкостями кислоту нужно вливать небольшими порциями в воду, но не наоборот! Если кислота попадёт на кожу, сразу промойте это место струей воды из-под крана, а затем смочите раствором питьевой соды.

Каким бы способом ни окрашивали металл, его предварительно чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Жир удаляйте тряпкой, смоченной бензином или спиртом, небольшие загрязнений достаточно жидкого средства для мытья посуды. "Отбеливание", то есть очистка металло от окислов, производится в 10%-ном растворе какой-либо кислоты. Светлеет металл очень быстро, за минуту. Отбеленный металл промойте чистой водой. Сушите металл на воздухе или в опилках лиственных деревьев.

Теперь о самом процессе окрашивания. Небольшое изделие погружайте в раствор целиком, а более крупное патинируйте кистью или тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Многие растворы непрозрачны, поэтому опущенное в них изделие нужно время от времени вынимать и осматривать. Добившись нужного цвета, промойте в чистой воде и высушите.

Справочная таблица примерных цветов , получаемых на поверхности металлов при различных способах обработки.

На поверхности стали :
1 – гипосульфитом с уксуснокислым свинцом (синий);
2 – хлористым железом с железным купоросом и азотной кислотой (черно-коричневый);
3 – двухромовокислым калием (черно-синий);
4 – закаливанием с охлаждением в масле (черный).

На поверхности меди :
5 – серной печенью (черный);
6 – серной печенью с хлористым натрием (серый);
7, 8 – медным купоросом с хлористым цинком (красно-коричневый).

На поверхности латуни :
9 – гипосульфитом с кислотами (черный и коричневый);
10 – хлор-окисью меди с нашатырем (оливковый, коричневый, черный);
11 – сернистым калием (оранжево-красный);
12 – серной печенью (черный и серый).

На поверхности алюминия :
13 – пигментами (любой цвет).
Для стойкого цвета необходимо электрохимическое оксидирование.
Чистый алюминий и сплавы ведут себя по-разному;
14 – копчением (черный);
15–натуральной олифой с прокаливанием (коричневый);
16 – скипидаром с прокаливанием (оливковый).

Некоторые пленки держатся на металле довольно слабо, на других появляется белесый налет. Для закрепления пленки и удаления налета изделие после сушки протирают натуральной олифой, машинным или растительным маслом. Чтобы зрительно усилить рельеф патинированной чеканной работы, протрите ее влажной тряпкой с мелким абразивным порошком. Или отшлифуйте выступающие части рельефа пастой ГОИ, нанесенной на войлок или фетр, смоченный бензином. Выпуклые части чеканки (или любого рельефного изображения на металле) высветляются, на самых высоких точках обнажается естественный цвет металла. Протирать нужно очень осторожно, добиваясь плавного перехода от самого светлого участка к самому темному. Промытую и высушенную чеканку протрите маслом или покройте тонким слоем прозрачного лака.

Чтобы заранее представлять, какой примерно цвет получится на металле при обработке различными растворами, заготовьте справочную таблицу. Вырежьте из листовой стали, меди, латуни и алюминия одинаковые прямоугольники. Обработайте их в окрашивающих растворах, сделайте свою таблицу с реальными образцами.

* В этой статье слово "патина" употребляется в широком смысле: любая химически окрашенная пленка на любом металле.

ПАТИНИРОВАНИЕ ЛАТУНИ

Коричневый и черный цвета. Составьте раствор из 1 литра воды и 60 г гипосульфита (натрий серноватистокислый, тиосульфат натрия). Раньше гипосульфит был известен как нейтральный фиксаж для фотобумаги и пленки. Добавьте в раствор примерно 5 г кислоты (азотной, серной или соляной). Сразу же произойдет бурная реакция с выделением сернистого газа. Раствор приобретет мутный молочный цвет. Опустите в него латунное изделие и через несколько секунд выньте и осмотрите. Патина образуется очень быстро. Если достигнут желаемый цвет, промойте изделие и высушите. Патинирующей силой раствор обладает примерно около 20 мин, затем он становится непригодным. В осадок выпадает мелкодисперсная сера. Водный раствор гипосульфита можно хранить долго, но только если в него не добавлена кислота.

Нельзя передерживать металл в растворе. Неопытные мастера, желая добиться более интенсивного черного цвета, держат изделие в растворе до тех пор, пока не образуется густой черный налет. Такая патина держится очень слабо и легко смывается струей воды. Добиваться абсолютно черного цвета не стоит еще и потому, что под густой пленкой теряется естественный блеск металла. Какой бы цвет ни имела патина, металл все-таки должен слегка просвечивать из-под нее .

Если вместо крепких кислот в раствор гипосульфита добавить примерно одну столовую ложку уксуса, произойдет та же реакция с выделением сернистого газа, но она будет проходить значительно медленнее. Чтобы получить почти черный цвет, латунь придется держать в растворе не менее получаса.

Промытые водой пластинки после сушки протрите маслом.

Оливковый, коричневый и черный цвета. Составьте раствор из четырех частей нашатырного спирта, пяти частей воды и двух частей хлорокиси меди. Хлор-окись меди и пары нашатырного спирта ядовиты, поэтому соблюдайте правила безопасности, о которых мы говорили. Размешайте раствор стеклянной палочкой. Он приобретет густой темно-синий цвет.
Латунный предмет, опущенный в него, быстро становится оливковым, затем темно-коричневым и черным. Вынув предмет из раствора на нужной стадии, промойте его водой и протрите сухой тряпкой. Патина получается настолько прочной, что стирается только абразивными материалами. Протирать маслом ее не следует – пленка и без того имеет красивый металлический блеск.

Оранжево-красный цвет. В литре воды растворите 5 г сернистого калия (сульфита калия). Опущенный в раствор латунный предмет через несколько минут покроется оранжево-красным налетом. После промывки протрите металл маслом.

Серый и черный цвета. Прочная и красивая патина образуется на поверхности латуни и меди, обработанной в водном растворе серной печени.

Чтобы приготовить серную печень , нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. (Кстати, спекание патинирующей массы и дало старинное название «печень» – от слова «печь», «спекать».)

Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание. Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

ПАТИНИРОВАНИЕ МЕДИ

Черный и серый цвета. Медь, как и латунь, хорошо патинируется в водном растворе серной печени, приобретая густой черный цвет. Но не всегда бывает нужна такая интенсивная окраска. Порой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкий серый оттенок. В литр воды насыпьте 2–3 г серной печени и 2–3 г поваренной соли. После появления серого цвета протрите изделие и высушите.

Красно-коричневый цвет. Водный раствор хлористого цинка и медного купороса окрашивает медь в красно-коричневый цвет. Смешайте одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и разведите в двух частях воды. Достаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. После промывки и просушки поверхность металла протрите маслом.

ДЕКОРИРОВАНИЕ СТАЛИ

Синий цвет. Окрасить сталь в синий цвет легко в водном растворе гипосульфита и уксуснокислого свинца. На один литр воды нужно взять 150 г гипосульфита и 40–50 г уксуснокислого свинца. Погруженная в раствор сталь довольно медленно окрашивается в приглушенный синий цвет. Но если раствор нагреть до кипения, окрашивание ускорится. После промывки и просушки протрите металл маслом.

Воронение стали. Из множества известных рецептов воронения стали предлагаем вам наиболее простые, но дающие красивые и прочные покрытия. В литре воды последовательно разведите 15 г хлористого железа, 30 г железного купороса и 10 г азотной кислоты. Когда вы опустите в раствор изделие, на металле появится ржавый налет. Снимите его щеткой и снова опустите изделие в раствор. Через некоторое время на металле снова появится ржавый налет, который тоже надо удалить. Если процесс воронения идет правильно, то коричневый цвет на поверхности стали станет гуще. А чтобы получить густой черно-коричневый, почти черный цвет, этот процесс нужно повторить несколько раз. После промывки и сушки протрите сталь маслом.

Цвета побежалости на стали, возникающие при различной температуре нагрева.

Воронение и черно-синий цвет. Чаще всего под воронением понимают получение стали черного цвета с легким синеватым отливом, как вороново крыло. Чтобы получить такой цвет, разведите в литре воды 100 г двухромовокис-лого калия, в быту больше известного как хромпик. Опустив изделие в раствор, подержите его там минут двадцать. Вынув из раствора, высушите при высокой температуре, например, над электроплиткой или над раскаленными углями. Металл приобретет серо-бурый цвет. Эту же операцию проделайте несколько раз, пока не будет достигнут глубокий черный цвет с синеватым отливом. Металл необходимо протереть маслом.

Кристаллы и цвета побежалости на вольфраме.
Фото из Википедии.

Цвета побежалости . Кроме химического, есть другой довольно простой способ декорировения стали – термический. Этим же способом можно получить различные цвета на большинстве металлов и сплавов. Если нагревать металл в муфельной печи или газовой горелкой, на нем быстро начнут последовательно сменяться цвета побежалости – от соломенно-желтого до сине-черного. Металл резко прекращают нагревать в тот момент, когда на нем будет получен нужный цвет. Нагревая работу газовой горелкой или паяльной лампой, перемещая пламя, можно добиться различной окраски отдельных участков, плавного перехода одного цвета в другой.

Воронение с закаливанием. Раскалите металлический предмет докрасна и опустите в машинное масло. Он сразу же приобретет глубокий черный цвет. Так можно декорировать небольшие предметы. Соблюдайте технику безопасности!


Образцы комбинированной окраски: термическая + серная печень .
С сайта hollygage.com /pages/techniques_liverofsulfur.html
Там есть много тонкостей по работе с полимерной глиной, приятный дизайн украшений и такая экзотика, как как титан в самодельных украшениях.

Copyright сайт, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна

Врачи Египта, Сирии и Арабского Востока и по сей день пользуются в своей практике приемами лечения заболеваний с помощью металлических монет и пластинок, которые за короткий срок позволяют избавиться от спазмов, язв, нервных заболеваний и эпилепсии. Также сохранилась традиция надевать на запястья и лодыжки новорожденных детей браслеты из меди, предотвращая возможное развитие патологий. Аристотель в своих рукописях отмечал, что медь обладает удивительными свойствами. Проведя несколько опытов, он убедился в том, что после прикладывания меди к синяку за чрезвычайно короткий срок спадает отечность, и кожа приобретает нормальный вид. Древние греки нередко использовали медные пластины для лечения воспаленных миндалин и глухоты.

Эффективность лечения различных видов заболеваний с помощью металлотерапии была подтверждена врачами Парижской академии наук во второй половине ХIХ века. Они обратили внимание на удивительный факт повышенной жизнестойкости людей, работающих на меднолитейных заводах, здоровье которых во время неоднократных вспышек холеры не страдало. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что металлы могут притягиваться к пораженным участкам организма и отталкиваться от здоровых. В 1976 году врачи начали лечить зараженных дерматологическими заболеваниями пациентов с помощью металлических дисков. При этом было отмечено, что прикладываемая к больному месту медная аппликация «сцепляется» с кожным покровом, а после полного излечения отторгается и отделяется от кожи.

В связи с осложнениями, часто возникающими при лечении человека гормональными и антибиотическими средствами, ученые и медики в течение последних 10 лет начали активно подыскивать способы нетрадиционного лечения заболеваний. Большое количество побочных эффектов и «лекарственная» болезнь от традиционной медицины вынудили людей использовать методы медицины восточной, повышающей жизнеспособность организма. К таким методам и относится металлотерапия. Поскольку методы восточной медицины западными медиками начали признаваться относительно недавно, подвести под них научную базу специалисты еще не успели. В связи с этим металлотерапию, основы которой дошли до нас сквозь века и базируются на богатом опыте многих поколений и целительской практике, можно рассматривать как дополнительный уход за организмом.
Согласно древней индийской науке о жизни, все существующее в природе наделено энергией Вселенского сознания, а все формы материи есть не что иное, как внешнее проявление этой энергии. Из Вселенской энергии проистекает и жизненная сила, являющаяся сущностью всей материи. И так как все металлы - это тоже внешнее проявление определенных форм энергии, они служат резервуарами жизненной силы, которую можно использовать в лечебных целях.

Многие металлы при соприкосновении с кожей человека излучают электромагнитные волны, положительно влияющие не только на клетки эпидермиса, но и на все органы и ткани. Большинство металлов содержит энергию, оказывающее целительное воздействие.

Золото тонизирует нервную систему, улучшает память, укрепляет сердечную мышцу. Ношение золотых украшений также хорошо помогает при нервных расстройствах, истерии, эпилепсии и общем упадке сил. Золото не рекомендуется носить людям плотного телосложения.
Серебро применяется для лечения заболеваний пищеварительного тракта. Люди плотного телосложения, предрасположенные к заболеваниям дыхательной системы, должны относиться к серебру с осторожностью. Этот металл помогает при истощении, хронической лихорадке, изжоге, воспалении кишечника, повышенной активности желчного пузыря и обильном менструальном кровотечении.
Медь положительно влияет на функционирование печени, селезенки и лимфатической системы, способствует рассасыванию доброкачественных опухолей.
Олово - ношение изделий из него рекомендуется для лечения диабета, астмы, респираторных инфекций, анемии, а также кожных и легочных заболеваний.

Железо положительно влияет на костные ткани, печень, селезенку и кровь (известно, что препараты, в состав которых входит железо, употребляются при лечении анемии).
При возникновении контакта между кожным покровом и такими металлами, как олово и серебро, энергия перетекает из металла в организм. При контакте же с золотом, медью и свинцом энергия течет в обратном направлении - от человека к металлу.

Как золото и серебро сочетаются друг с другом

В основе восточной медицины лежит учение об инь и ян. Иероглифы „инь" и „ян" уже в древности отражали почти полярные явления повседневной жизни. Например, иероглиф „ян" означал Солнце, „инь" - Луну; „ян" - день, „инь" - ночь; „ян" - небо, „инь" - землю; „ян" - мужчину, „инь" - женщину.
Согласно учению инь-ян, все вещи и явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. Это могут быть жара - холод, внешний - внутренний, полный - пустой, движение - покой. Энергия инь - отрицательная, а ян - положительная. По этому признаку в природе подразделяется все, включая вещества, продукты, травы и людей.

Те, у кого преобладает инь-энергия, вялы, апатичны, сонливы, как бы слегка заторможены, у них медленная речь, частые головные боли, головокружения, плохой аппетит, потливость по ночам. Людей ян-энергии отличают напор, подвижность, активность, бодрое настроение, открытые эмоции, неудержимость в их проявлении, резкая жестикуляция, громкий голос. У них горячая кровь, плотные мышцы, блестящие глаза, лицо розоватое, они легко потеют при физических нагрузках.

Украшения и драгоценности тоже имеют четкую энергетическую зависимость. Например, инь-энергию несут серебро и бирюза. Золото, мельхиор и всякая бижутерия обладают ян-энергией. Это значит, что не следует надевать золото и мельхиор одновременно с серебром. При ряде заболеваний медики советуют носить определенные драгоценные металлы, что, возможно, не избавит вас полностью от болезни, но, по крайней мере, позволит избежать вреда от ношения неподходящего вам металла. При болях в лобно-теменной области подойдет золото, гипертоникам оно также полезно, так как снижает артерильное давление, а серебро им носить нежелательно.

Чаще всего гипертоническая болезнь развивается у человека на фоне недостатка положительной, „солнечной" энергии в организме. Значит, ношением серебра человек в еще большей степени усугубит этот недостаток.
Золото также подходит людям, страдающим язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки. Если отмечаются снижение выработки желудочного сока, опущение желудка, атрофия его слизистой оболочки, то полезно носить серебро. Но даже если вы не знаете, какой металл вам подходит, всегда носите их раздельно.
Между двумя видами энергии повсеместно идет вечная борьба, как между двумя полюсами магнита, и ваше тело не является исключением. Поэтому не рекомендуется вставлять себе „золотые" зубы и коронки: такие протезы делаются из сплава серебра с золотом, а эти металлы обладают прямо противоположным биоэнергетическим воздействием на организм. Такой протез, конечно, ничего хорошего своему обладателю не сулит.

В этом году я немного меняю формат консультации по линиям (про нее расскажу позже) и по цвету, и пока в переходный период, камни и металлы у меня остались "неприкаянными"=) Хочу восполнить это статьей, где объясню общие принципы того, как подходит тот или иной металл в украшениях.

Многие считают, что если подходит серебро, цветотип холодный, если золото - теплый.

Насколько я наблюдаю по опыту, это опять же скорее полуправда, которую надо еще понять, чтобы она "работала". Золото и серебро бывают разные. В кавычках приведу описательные названия, это не термины.

Это серебро (яркое довольно-таки)

И это тоже ("состаренное")

и это тоже ("черненое")

Может на глаз разница и не большая, но в ней-то и кроются разного рода интересности.

То же самое с золотом. ("обычное")

и это золото ("яркое желтое")

и это ("красное", "российское")

и это ("розовое")

Так что с серебром и золотом как раз много заморочек, когда люди пытаются определить свобю теплохолодность этими металлами.

Яркое начищенное серебро действительно холодное. Соответственно подходит холодным и нейтрально-холодным цветотипам.

А вот состаренное и черненое серебро нейтральные. Это желтовато-серый цвет и темно-серый. Он прекрасно ложится в палитру даже теплых цветотипов (да-да, я не ошиблась - выраженно теплых). Так что чем более тускловатое и "состаренное" серебро, тем оно универсальнее.

Золото "обычное" - действительно теплое и смягченное, идет нейтрально - теплым и теплым цветотипам. Однако теплым с сильной яркостью может быть лучше яркое желтое золото.

"Яркое желтое" золото - яркое нейтрально - теплое. Все теплые, у кого хоть где-то есть характеристика "мягкий", его не могут носить - оно смотрится истошно - желтым. Зато яркая зима нередко хорошо выдерживает яркость этого металла.

"Красное" золото - нейтрально-теплое и слегка смягченное. Подходит нейтрально - теплым и теплым. нейтрально-холодные смягченные цветотипы (чаще мягкое лето и темная зима) в общем-то тоже его нормально носят.

"Розовое" золото вообще лучше ложится на плохладные цветотипы. Оно почти попадает в розово - бежевые оттенки мягкого лета. Соответственно, чем ближе человек к мягкому лету, тем лучше оно смотрится.

Кроме золота и серебра есть и другие металлы.
Платина, сталь, белое золото - холодные металлы, идут холодным и нейтрально-холодным цветотипам.


Алюминий - он визуально бывает похож на серебро. Чем ярче - тем холоднее, чем желтее- тем нейтральнее.

Хром и вольфрам - очень холодные и довольно яркие, блестящие ("кран на кухне"). Лучше всего подходят холодной зиме и яркой зиме. Иногда яркому светлому лету и холодному лету, близкому к зиме.

Бронза и латунь - нейтрально теплые мягкие металлы. Идеальное попадание для мягкой и темной осени. Хорошо также их носят теплая осень (и реже теплая весна), мягкое лето (хотя серебро на нем лучше).

Медь - теплый металл. Идеальное попадание для теплой осени. Неплохо его носят теплая весна, темная осень и мягкая осень. (Для последних двоих, правда, латунь и бронза лучше, хотя в случае, если переход именно в теплую осень - то одинаково хорошо)

Вот такие разнообразные металлы=) кажется, что все сложно и запутанно, но на самом деле все очень просто. Как и любая вещь в природе, металл обладает характеристиками цвета. Не надо запоминать названия и распределять их, стоит только посмотреть на металл и подумать, какими характеристиками цвета он обладает. Яркий или мягкий, теплый, холодный или нейтральный, светлый или темный, и соотнести с характеристиками своего цветотипа. Чем ближе металл, тем лучше попадание.

Например, мой цветотип мягкий темный нейтрально-теплый. Самые выигрышные металлы для меня бронза, латунь, черненое серебро, красное золото. Чуть хуже, но возможны медь, желтое золото, состаренное серебро.

Определение факторов цвета. Что такое цвет с точки зрения химии? Рассматривать химическую сущность цвета нельзя без знаний физических свойств видимого света. Великому английскому физику И. Ньютону мы обязаны тем, что он объяснил явление разложения белого цвета на совокупность лучей цветового спектра. Каждой длине волны соответствует определенная энергия, которую несут эти волны. Цвет любого вещества определяется длиной волны, энергия которой преобладает в данном излучении. Цвет неба зависит от того, какая часть солнечного света доходит до наших глаз. Лучи с короткой длиной волны (голубые) отражаются от молекул газов воздуха и рассеиваются. Наш глаз воспринимает их и определяет цвет неба – синий, голубой (таблица3.).

То же самое происходит и в случае окрашенных веществ. Если вещество отражает лучи определенной длины волны, то оно окрашено. Если одинаково поглощается или отражается энергия световых волн всего спектра, то вещество кажется черным или белым. Глаз человека содержит оптическую систему: хрусталик и стекловидное тело. В сетчатку глаза входят светочувствительные элементы: колбочки и палочки. Благодаря колбочкам мы различаем цвета.

Таблица 3. Цвет веществ, имеющих одну полосу поглощения в видимой части спектра

Таким образом, то, что мы называем цветом – результат двух физико-химических явлений: взаимодействие света с молекулами вещества и воздействие волн, идущих от вещества, на сетчатку глаз. Итак, первый фактор образования цвета – свет.

Рассмотрим примеры следующего, второго фактора – структуру веществ.

Кристаллическую структуру имеют металлы, у них упорядоченное строение атомов и электронов. Цвет связан с подвижностью электронов. При освещении металлов преобладает отражение, их цвет зависит от длины волны, которую они отражают. Белый блеск обусловлен равномерным отражением почти всего набора видимых лучей. Такой цвет у алюминия, цинка. Золото имеет красновато-желтый цвет, потому что поглощает голубые, синие и фиолетовые лучи. Медь тоже имеет красноватый цвет. Порошок магния – черный, значит это вещество поглощает весь спектр лучей.

Следующий, третий фактор появления цвета – ионное состояние веществ. Цвет зависит и от среды вокруг окрашенных частиц. Катионы и анионы в растворе окружены оболочкой растворителя, который влияет на ионы.

Факторы, влияющие на изменение окраски химических веществ. При проведении простого опыта с добавлением в раствор сока свеклы (малиновый цвет) следующих веществ: уксусной кислоты; раствора щелочи или воды, в результате можно наблюдать изменение цвета свекольного раствора. В первом случае кислая среда приводит к изменению цвета свекольного раствора в пурпурный, во втором опыте щелочная среда изменяет цвет раствора в голубой, а добавление воды (нейтральная среда) не вызывает изменений цвета.

Химикам известен индикатор определения щелочной среды – фенолфталеин. Он изменяет цвет растворов щелочей в малиновый. С изменением цвета железа-иона при окружении его роданидом калия в кровавый цвет связан исторический факт. В 1720 г. политические противники Петра I из духовенства организовали в одном из петербургских соборов «чудо»-икону Богоматери начала проливать слезы, что комментировалось как знак ее неодобрения петровским реформам. Петр I тщательно осмотрел икону и заметил нечто подозрительное: в глазах у образа он нашtл маленькие отверстия. Нашел он и источник слез: это была губка, пропитанная раствором роданида железа, который имеет кроваво-красный цвет. Грузик равномерно надавливал на губку, выдавливая капли через дырочку в иконе. «Вот источник чудесных слез», – сказал государь.

Химические вещества – часть той природы, которая окружает нас со всех сторон. Кровь животных и зелень листьев содержат похожие структуры, но в крови содержатся ионы железа – Fe, а в растениях – Mg. Этим обеспечивается цвет: красный и зеленый. Кстати, изречение «голубая кровь» верно для глубоководных животных, у которых в крови вместо железа содержится ванадий. Также и водоросли, произрастающие в местах, где мало кислорода, имеют синий цвет.

Растения, обладающие хлорофиллом, способны образовывать магнийорганические вещества и используют энергию света. Цвет фотосинтезирующих растений зеленый.

Гемоглобин крови, содержащий железо, служит для переноса кислорода в организме. Гемоглобин с кислородом окрашивает кровь в ярко-красный цвет, а без кислорода придает крови темный цвет.

Необходимо сделать следующие выводы, касающиеся физико-химической природы цвета:

Первый фактор образования цвета – свет;

Второйфактора – химическая структура веществ;

Третий фактор появления цвета – ионное состояние химических веществ, цвет зависит от среды вокруг окрашенных частиц.

4.2. Химия красителей .

Гармония цвета является одной из составных частей искусства дизайна. Самыми древними красками служили уголь, мел, глина, киноварь и некоторые соли, такие как ацетат меди (медянка). Краски и красители используются художниками, декораторами и текстильщиками.

Использование первых красящих веществ – неорганических пигментов – началось еще в каменном веке. Первобытные люди использовали окрашенные природные минералы для раскраски тела, различных предметов обихода и одежды. До наших дней дошли прекрасные рисунки в пещерах, пережившие своих создателей на сотни веков. Именно окрашенные минералы вместе с благородными металлами всегда являлись символами власти и богатства людей. С развитием человечества потребность в красителях только росла.

Еще в Х в. до нашей эры, на дне Средиземного моря вблизи города Тира (древняя Финикия) ловили улиток-иглянок. Рабы изо дня в день ныряли за этими улитками в море. Другие рабы выдавливали их, растирали с солью и подвергали дальнейшей переработке, состоявшей из многих операций. Добытое вещество вначале было белым или бледно-желтым, но под действием воздуха и солнечного света постепенно становилось лимонно-желтым, затем зеленым и, наконец, приобретало великолепную фиолетово-красную окраску. Полученный пурпур в течение нескольких веков был самым ценным из всех красителей. Он был тогда символом власти – право носить окрашенные пурпуром одеяния было привилегией правителей и ближайших к ним знатных особ. Окрашивание только одного квадратного метра ткани красителем, добытым таким способом, стоило очень дорого. Ведь для получения одного грамма пурпура нужно было обработать 10 000 улиток!

Изнурительный труд рабов Тира – не единственный в истории пример такого рода. Через несколько сотен лет индиго – фиолетово-синий краситель, добываемый из растения Indigofera tinctiria, стал одним из крупных источников наживы для британской Ост-Индской компании. Корабли Ост-Индской компании ежегодно доставляли во все части света от 6 до 9 миллионов килограммов этого ценного красителя. Раньше им красили паруса, теперь – джинсы.

В наши дни изготовление современных дешевых и в то же время ярких красителей всех цветов и оттенков уже не требует непосильного труда рабов или населения колоний. Их, в том числе пурпур и индиго, производят на химических заводах. Впрочем, пурпур и индиго утратили свою былую славу. Их вытеснили более светопрочные синтетические красители, широким выбором которых мы сегодня располагаем.

Путь к нынешним успехам был открыт благодаря трудам множества ученых-химиков. В 1826, 1840 и 1841 Унфердорбен, Фрицше и Зинин независимо друг от друга получили из индиго анилин. В 1834 г. Рунге обнаружил анилин в каменноугольной смоле, в том же году он открыл фенол и несколько позже – первый краситель из каменноугольной смолы – розоловую кислоту , дающую цвет пурпуру.

В 1856 г. 18-летний химик Перкин, работая во время каникул в своей домашней лаборатории, при неудачной попытке синтезировать хинин неожиданно получил яркий красновато-фиолетовый краситель – мовеин . Вместе с отцом и братом Перкин основал фирму и уже через год организовал производство мовеина в заводском масштабе. Тем самым Перкин положил начало созданию анилинокрасочной промышленности.

В 1868 г. Гребе и Либерманн раскрыли секрет ализарина – красного красителя, добываемого из корней марены. Затем последовали синтезы эозина и других фталеиновых красителей Байером и Каро и расшифровка строения красителей антраценового ряда Э.Фишером и О.Фишером. К концу XIX в. эти достижения увенчались внедрением в промышленность синтеза индиго по методу, разработанному Гейманном и другими химиками.

Велика заслуга немецких химиков в развитии лакокрасочной промышленности. Уже в 1911 г. фирмы Германии экспортировали 22 000 т синтетического индиго. Выпуская одновременно 1500 т дешевого синтетического ализарина, они почти полностью вытеснили природный ализарин, что привело к резкому сокращению разведения марены.

Почему освещаемые белым светом вещества приобретают тот или иной цвет? Дело в том, что проходя через краситель, свет поглощается, его молекулами. Структура молекул красящих веществ такова, что свет поглощается избирательно. Молекула красителя «выбирает» характерные только для нее составляющие белый свет лучи – линии спектра. Теряя часть цветов, падающий луч окрашивается так называемыми дополнительными цветами (зеленый – красный, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый) Например, потеря красного цвета приведет к окрашиванию в зеленый.

От чего зависит спектр поглощения вещества? Перед нами формула красителя относительно простого строения: Его точное химическое название – n,n"-диметиламиноазобензолсульфонат натрия. Это вещество применяется в качестве индикатора, то называли иначе – метиловым оранжевым . Для крашения этот краситель, правда, не годится, так как при добавлении кислоты желтая окраска переходит в красную. Органические красители не случайно имеют сложное строение. Исследования многих химиков позволили установить связь между окраской соединения и его строением. Основу, или ядро, молекулы красителя, как правило, образует кольцевая структура. К ней должны быть присоединены носители цвета – хромофоры. Это всегда ненасыщенные группы:

СН=СН – этиленовая группа;

С=О – карбонильная группа (оксогруппа, кетогруппа);

N=N – азогруппа;

N=O – нитрозогруппа;

NO2 – нитрогруппа.

Ядро и хромофорные группы вместе образуют окрашенную систему – хромоген. В большинстве случаев наличие только одного хромофора еще не дает окраски. Например, в молекуле оранжевого b-каротина – красителя моркови – содержится 11 двойных связей. Кроме того, цвет зависит от того, как именно хромофоры расположены и связаны между собой. Для усиления цвета, углубления его оттенка и для достижения большей стойкости окрашивания к ядру с хромофором должны быть присоединены дополнительные группы – ауксохромы. К ним относятся, прежде всего, гидроксильная группа ОН и аминогруппа NH2, которые не только влияют на окраску, но и вследствие своего кислого или основного характера повышают сродство красителя к волокну. Современная электронная теория цветности рассматривает цвет как результат взаимодействия со светом электронного облака молекулы красителя. Именно от его параметров, которые определяются наличием хромофорных и ауксохромофорных групп, зависит спектр поглощения молекулы.

Люминофоры. Обычные красители рассеивают поглощенный свет в виде невидимого человеческим глазом инфракрасного излучения. Однако существуют молекулы способные после их возбуждения за счет внешней энергии, возвращаясь обратно в невозбужденное состояние, испускать лучи видимого цвета. Это люминофоры. Энергия необходимая для их свечения может быть химической («фосфоры»), механической («триболюминофоры»), электрической («электролюминофоры») или световой («фотолюминофоры»), а также под действием радиации.

Фосфоресцирующие люминофоры существуют в природе. Свечение может возникать благодаря медленному окислению вещества на воздухе (например, белый фосфор, люциферин в некоторых насекомых, микробах, грибах, рыбах). Такие вещества без доступа окислителя (кислорода воздуха) не светятся. Некоторые вещества могут светиться от трения или встряхивания (например, кристаллический хелидонин, некоторые сульфиды, активированные марганцем и др.). Такое свечение называется триболюминесценцией. Вещества, светящиеся в присутствии радиации или невидимых для глаза лучей рентгена, используются для изготовления составов с постоянным свечением. В качестве радиоактивного вещества используются, например, парафин, в молекулах которого часть атомов обычного водорода (протия) заменена атомами сверхтяжелого радиоактивного водорода (трития). Из-за наличия радиоактивных элементов в составе такие источники видимого света опасны для здоровья. Электролюминофоры широко используются в светотехнике.

Однако в качестве люминофорных красителей используются именно неорганические или органически фотолюминофоры. В зависимости от времени сохранения возбуждения их молекул, люминофоры могут светиться в темноте при времени возбуждения – несколько часов (продается много таких светящихся игрушек), либо при малых временах люминофоры просто окрашиваются в характерный цвет. Особенный интерес представляют такие люминофоры активно поглощающие УФ-излучение. Одежда, подкрашенная такими люминофорами ярко «горит» на солнце. Красная одежда сотрудников МЧС видна за много километров даже в тумане. Люминофорные краски применяют для дорожных указателей и реклам, спасательных лодок. Но есть и неожиданные способы применения таких люминофоров.

Защита от ультрафиолета. В продаже имеется множество средств косметики, предохраняющейчеловека от вредного УФ-излучения, например,кремов от загара. Основными активнымикомпонентами этих средств являются УФ-абсорберы – те самых люминофоры,поглощающие вредное жесткое излучение.

Но защищать от ультрафиолетанужно не только организм человека. УФ-абсорберы – светостабилизаторы –широко используются для защиты полимеров. Примером может служитьТинувин. В невозбужденном состоянии между водородом гидроксильнойгруппы и ближайшим к нему атомом азота образуется стабильная водороднаясвязь. Ее стабильность обусловлена формированием устойчивогошестиугольника. Поглощения кванта УФ-излучения достаточно дляразрушения этого кольца. При его восстановлении излучается энергия, но этоуже не вредный ультрафиолет, а безопасное инфракрасное излучения. (Поверхность всех металлических предметов под воздействием окружающей среды разрушается. Наиболее эффективна их защита цветными пигментами: алюминиевая пудра, цинковая пыль, свинцовый сурик, оксид хрома).

Оптические отбеливатели. Должно быть, каждый из вас обратил внимание на то, что на дискотеке при включении специально подсветки начинают ярко светиться голубым цветом белые рубашки и блузки людей. Лист белой бумаги будет сиять еще ярче. Это означает, что в ткани вашей одежды и в бумагу добавили специальные люминофоры – оптические отбеливатели. Их действие схоже с действием обыкновенной «синьки», которую раньше добавляли в воду при стирке, для отбеливания белья. Сегодня в целях отбеливания в состав стиральных порошков вводят вещества, придающие ткани синеватую флуоресценцию.

Дополнительный к желтому синий цвет «убивает» желтизну ткани. То же самое делает люминофор превращающий УФ-излучение в излучение синего цвета. Одновременно он защищает материала от ультрафиолета.

Люминофор для парниковой пленки. Обычная парниковая полиэтиленовая пленка уже устарела (кстати,«парниковый эффект» связан с тем, что УФ и видимые лучи практически безпотерь проходят через слой полиэтилена,а для тепловых инфракрасных лучей отповерхности почвы полиэтиленнепрозрачен). Появились новыефотопреобразующие пленки, которыесветятся на солнце красным цветом. Егоиспускает специальный люминофор,синтезированный на основе окисловевропия, преобразующий в красный цветзеленое, синее и УФ излучения. Конечно,это очень красиво, не в красоте дело.

Растению на начальной стадии развития для наращивания зеленой массы (листьев) требуется большое количество красного цвета. Именно этой цели служит люминофор. Он имеет сложную структуру, которая обеспечивает ступенчатое преобразование УФ-излучения в требуемый красный цвет. Поэтому количество красного цвета в падающем на листья растений свете увеличивается в несколько раз, что приводит росту урожайности парниковых культур. Правда, когда наступает пора созревания плодов, такую пленку следует заменить на синюю. Она, наоборот, поглощает красные лучи. Листья перестают расти, вся энергия растения направляется на рост плодов.

Потерянная река. Флуоресценция хорошо заметна даже при растворении 1 г радомина 6G в100000 л воды. Способность люминофоров необычайно легко обнаруживатьсяв ничтожно малых концентрациях используют для определения направленияподземных водных течений. Примером может служить решение вопроса об«исчезновении» Дуная. B верховье этой реки, вблизи железнодорожнойстанции Иммединген, большая часть дунайской воды теряется в рыхлыхизвестняковых породах. Чтобы установить направление движения воды в 1877году вблизи этой станции в Дунай высыпали 10 кг флуоресцеина. Через 60часов один из выставленных постов обнаружил в маленькой речушкеотчетливую флуоресценцию. В наше время это свойство люминофоровоказалось очень полезным при экологических проверках утечек и стоковвредных производств. Не забудем и о системе защиты люминофорной печатьюдокументов и, наконец, денежных знаков.

Квантовые точки. Наночастицы люминофоров (квантовые точки), поглощенныемикроорганизмами с питательными средами, позволяют проследить ихперемещение и развитие в живом организме. Избирательное поглощение такихчастиц злокачественными клетками уже сейчасиспользуется для диагностики рака и другихзаболеваний на ранних стадиях.

Кроме описанных выше существует множество интересных красителей. Например, разработаны фотохромные красители, изменяющие цвет при увеличении дозы УФ-излучения, повышении температуры, воздействии электрического поля. Существуют красители, по-разному окрашивающие пленки в отраженном и проходящем свете. Большую статью можно написать об интерференционном окрашивании многослойными перламутровыми пигментами, о голографическом окрашивании, об использовании жидкокристаллических структур, о цифровой печати и многом другом.

Несмотря на то, что основные правила создания хромофорных молекул известны, открытие нового красителя и в наши дни иногда бывает вызвано счастливой случайностью. Технология красящих веществ – это и химия, и физиология, и искусство.


5. Основные закономерности восприятия цвета:

Цвет тела, являющегося самостоятельным источником света, определяется его составом, строением, внешними условиями и процессами, протекающими в этом теле.

Поскольку цвет такого тела связан с составом распространяющегося от него излучения, то, изучив особенности его спектра, можно получить много важных сведений о нем. Цвет вторичных источников света зависит еще и от состава, падающего на них излучения.

Вспомним, что цвет прозрачного тела определяется составом того света, который проходит сквозь это тело. Освещая белым светом различные прозрачные тела, можно заметить, что в проходящем свете одни из них остаются бесцветными , а другие имеют окраску. Если с помощью призмы получить спектр того излучения, которое проходит сквозь тело, то будет видно, что в спектре бесцветного тела имеются лучи всех цветов радуги, а спектры окрашенных тел состоят из более или менее широких окрашенных полос нескольких цветов, а иногда и из узкой полосы почти одного цвета. Последнее получается у некоторых светофильтров - цветных стекол, пропускающих лучи одного цвета. Это означает, что многие прозрачные тела неодинаково поглощают излучение различных цветов. Например, красный светофильтр сильно поглощает излучение всех цветов, кроме красного, а желтый - поглощает только красные и фиолетовые лучи.

Каждое вещество имеет свой спектр поглощения. Если прозрачное вещество равномерно поглощает лучи всех цветов, то в проходящем свете при освещении белым светом оно бесцветно, а при цветном освещении оно имеет цвет тех лучей, которыми оно освещено. При очень сильном поглощении лучей всех цветов тело кажется нам черным. Когда тело обладает избирательным поглощением, то при освещении лучами одного из тех цветов, которые оно пропускает, тело окрашено в тот же цвет. Если же это тело освещают такими лучами, которые оно поглощает, то оно становится черным, т. е. непрозрачным.

Цвет непрозрачного тела в отраженном свете определяется смесью лучей тех цветов, которые оно отражает. Если тело равномерно отражает лучи всех цветов радуги, то при освещении белым светом оно кажется белым, а при цветном освещении кажется окрашенным в цвет падающих на него лучей.

Многие непрозрачные тела преимущественно поглощают определенную часть видимого излучения. Поэтому при освещении белым светом они кажутся окрашенными. Если эти тела освещать теми лучами, которые они поглощают, то в отраженном свете они кажутся черными. Часто цвет телу придает окраска его поверхности. Смешение красок создает цвет, отличный от цвета, получающегося при смешении лучей тех же цветов. Напомним, что смешение желтого и синего лучей дает белый свет, а смешение желтой и синей краски окрашивает поверхность в зеленый цвет. Объясняется это тем, что желтая краска отражает только желтые и зеленые лучи, а синяя краска отражает синие и зеленые лучи. Таким образом, обе эти краски вместе отразят только зеленые лучи.

Оказывается, что с помощью смешения трех красок (желтой, синей и пурпурной) можно окрасить поверхность в любой цвет. Поэтому для цветной печати основными являются желтая, синяя и пурпурная краски.

Из изложенного выше следует, что цвет прозрачного тела в проходящем и в отраженном свете может быть совершенно различным. Поскольку окраска тел сильно зависит от состава, падающего на них излучения, приобретать окрашенные вещи, например, ткани, надо при дневном свете.