Проблемы 7 лет. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания

24.07.2019

Кризис семи лет был описан в литературе раньше других и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но и еще не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

Негативная симптоматика кризиса свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Такое поведение вызывает не улыбку, а скорее осуждение со стороны взрослых.

По мнению Выготского Л.С., такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об "утрате детской непосредственности". Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991 До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка условно можно описать схемой: "захотел-сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же как "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поведение интеллектуального момента. Его поведение становится осознанным и может быть описано схемой: "захотел - осознал - сделал". Осознание включается во все сферы деятельности дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д. Но следует заметить, что возможности осознания ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены по сравнению с взрослым человеком.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение занимает он среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желание. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, это проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе - большие, а в детском саду только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности, стать помощником в семье.

Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу наблюдались симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996

В последние годы отмечается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика кризиса проявляется уже к 5,5 годам, поэтому сейчас чаще говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса.

Во-первых, изменения социально-экономических и культурных условий в жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, следовательно, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. Если еще недавно к шестилетке относились как к дошкольнику, то теперь на него смотрят как на будущего школьника. От шестилетнего ребенка требуют умения выполнять правила и нормы, более приемлемые в школе, чем в дошкольном учреждении. Его активно обучают знаниям и умениям школьного характера, сами занятия в детском саду нередко приобретают форму урока. Большинство учащихся первых классов к моменту поступления в школу уже умеют читать, считать, имеют обширные знания в различных областях жизни.

Во-вторых, многочисленные экспериментальные исследования показывают, что познавательные возможности современных шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ кризис семи лет на более ранние сроки.

В - третьих, старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. Его не случайно называют возрастом смены молочных зубов, возрастом "вытягивания в длину". В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка. Это также сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет.

Таким образом, переходный возраст оказался в современных условиях растянутым от 5,5 до 7,5 - 8 лет, а его протекание становится более острым (это отмечают воспитатели и учителя, работающие с детьми 6-8 лет). Независимо от характера протекания кризиса, проявление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.

В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схематически можно выразить так: ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.. 1985

Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на общее впечатление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели. Поясню на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до 7 лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что я сейчас говорил. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походной в комнату, говорит писклявым голосом - это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.

Указанные черты говорят о потере непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику. Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. Какие поступки мы называем непосредственными? У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Например, комического актера Ч. Чаплина отличает то, что, играя серьезных людей, он начинает вести себя с необычайно детской наивностью и непосредственностью. В этом главнейшее условие его комизма.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, недифферинцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.,. 1985

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь”, "я огорчен”, "я сердит”, "я добрый”, "я злой”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.

2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальные ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Необходимо ввести в науку понятие, малоиспользованное при изучении социального развития ребенка: мы недостаточно изучаем внутренне отношение ребенка к окружающим людям, мы не рассматриваем его как активного участника социальной ситуации. На словах мы признаем, что надо изучать личность и среду ребенка в единстве.

Но нельзя же представить себе дело так, что на одной стороне находится влияние личности, а на другой - средовое влияние, что и то и другое действует на манер внешних сил. Однако на деле очень часто поступают именно так: желая изучить единство, предварительно разрывают его, потом пытаются связать одно с другим.

И в изучении трудного детства мы не можем выйти за пределы такой постановки вопроса: что сыграло главную роль, конституция или условия среды, психопатические условия генетического характера или условия внешней обстановки развития? Это упирается в две основные проблемы, которые следует выяснить в плане внутреннего отношения ребенка периода кризисов к среде. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

Первый главный недостаток при практическом и теоретическом изучении среды - это то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях. Кто практически занимается изучением нетрудных случаев, тот это хорошо знает. Вам приносят социально-бытовое обследование среды ребенка, где выясняется кубатура жилплощади, есть ли у ребенка отдельная постель, сколько раз он ходит в баню, когда меняет белье, читают ли в семье газеты, какое образование у матери и отца. Обследование всегда одинаково, безотносительно к ребенку, к его возрасту. Мы изучаем какие-то абсолютные показатели среды как обстановки, полагая, что, зная эти показатели, мы будем знать их роль в развитии ребенка. Некоторые советские ученые возводят это абсолютное изучение среды в принцип. В учебнике под редакцией А.Б. Залкинда вы находите положение о том, что социальная среда ребенка в основном остается неизменной на всем протяжении его развития. Если иметь в виду абсолютные показатели среды, то в известной степени с этим можно согласиться. На деле это совершенно ложно с точки зрения и теоретической, и практической. Ведь существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, в том, что ребенок есть часть живой среды, что среда никогда не является для ребенка внешней. Если ребенок существо социальное и его среда есть социальная среда, то отсюда следует вывод, что сам ребенок есть часть этой социальной среды.

Следовательно, самый существенный поворот, который должен быть сделан при изучении среды, - это переход от ее абсолютных показателей к относительным - изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучать, что она означает для ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды. Скажем, ребенок до года не говорит. После того как он заговорил, речевая среда его близких остается неизменной. И до года и после года в абсолютных показателях речевая культура окружающих нисколько не изменилась. Но, я думаю, всякий согласится: с той минуты, когда ребенок начал понимать первые слова, когда он начал произносить первые осмысленные слова, его отношение к речевым моментам в среде, роль речи в отношении к ребенку очень изменились.

Всякий шаг в продвижении ребенка меняет влияние среды на него. Среда становится с точки зрения развития совершенно иной с той минуты, когда ребенок перешел от одного возраста к другому. Следовательно, можно сказать, что ощущение среды должно самым существенным образом измениться по сравнению с тем, как оно обычно практиковалось у нас до сих пор. Изучать среду надо не как таковую, не в ее абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая в абсолютных показателях среда есть совершенно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет. Динамическое изменение среды, отношение выдвигается на первый план. Но там, где мы говорим об отношении, естественно, возникает второй момент: отношение никогда не есть чисто внешнее отношение между ребенком и средой, взятой в отдельности. Одним из важных методологических вопросов является вопрос о том, как реально в теории и в исследовании подходят к изучению единства. Часто приходится говорить о единстве личности и среды, о единстве психического и физического развития, о единстве речи и мышления. Что означает нахождение всякий раз ведущих единиц, т.е. нахождение таких долей, в которых соединены свойства единства как такового. Например, когда хотят изучить отношение речи и мышления, то искусственно отрывают речь от мышления, мышление - от речи, а затем спрашивают, что делает речь для мышления и мышление для речи. Дело представляется так, будто это две различные жидкости, которые можно смешивать. Если вы хотите знать, как возникает единство, как оно изменяется, как влияет на ход детского развития, то важно не разрывать единство на составляющие его части, потому что тем самым теряются существенные свойства, присущие именно этому единству, а взять единицу, например, в отношении речи и мышления. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение. 1964. В последнее время пытались выделить такую единицу - взять, например, значение. Значение слова - это часто слова, речевое образование, потому что слово без значения не слово. Так как всякое значение слова есть обобщение, то оно является продуктом интеллектуальной деятельности ребенка. Таким образом, значение слова - единица речи и мышления, далее неразложимая. Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой - сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту. Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, т.е. к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».


    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.


    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.

    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.


    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    (8 оценили на 4,50 из 5 )

    Здравствуйте! Как должна вести себя молодая учительница музыки с учеником 7 лет? Я, бабушка, была на уроке. Ребенок сидит как кол проглотил и молчит, с ней не разговаривает. Чтобы заставить его играть она начинает с ним заигрывать, называть его красавцем мужчиной, щекотать, требуя улыбнуться. На вопрос нравится ли она ему он ответил -нет.А так он нормальный мальчишка, ходит в первый класс в обычную школу и в 1 класс в музыкальную школу. Я после урока порекомендовала ей выбрать отношения более официальные, не трогать его руками, а как учитель- ученик. Права ли я?

  • Добрый день! У нас вообще критичная ситуация. Ребенок ко всему прочему еще и гиперактивный. Приходится сидеть на уроках, так как постоянно ходит по классу, мешает и детям и учителю. Устраивает клаунаду, срывает уроки, у него повышенный интеллект, программу опережает, особенно по математике, но абсолютно неуправляемый. Беседуем с директором или завучем по поводу его поведения, а ему в этот момент скучно. Со всеми соглашается, а сам зевает, я уже чувствую, что теряю контакт с ним, раньше у меня с ним не было проблем.

    Мальчик 6 лет 9 мес. В школу еще не ходит. В последнее время постоянно ноет. Может ли это уже быть кризисом 7 лет или это отдельное явление? К слову, вниманием не обделен, но и каждую секунду его не опекаю, т.е. не похоже, чтобы нытье было способом обратить на себя внимание.

  • НЕ ЗАИТЕРЕСОВАНА НЕ ЧЕМ В ШКОЛЕ. ПОСТОЯННО ВРЕТ. ЛАЗИТ ВЕЗДЕ В ДОМЕ И ТРОГАЕТ ЧТО НЕ ПОЛОЖЕННО, И ВОРУЕТ ЧУЖИЕ ВЕЩИ В ДОМЕ И ПРЯЧЕТ. НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ТО ЧТО СКАЗАНО. ДЕВОЧКА 7 ЛЕТ.

    Как вести себя уже не знаем! Ребёнок все слышит, но делать ничего не хочет, говоришь одно и то же по 50 раз, потом ругаешься, повышаешь голос, он плачет просит прощения и через 10 минут все повторяется. На любые просьбы почитать, позаниматься, только и слышишь «нет » или «ууууу». Как быть нам в этой ситуации?! На замечания не реагирует никак.

    Сыну 8 лет, ходит в первый класс. В школе трудности с выполнением требований учителей. Не слушается. Игровая деятельность преобладает — хочет играть. Учёба даётся нормально. Но учителя выбились из сил — ребёнок не управляем. Порой мешает вести уроки. Как воздействовать нам, родителям, на такое поведение в школе? Дома он слушается и выполняет наши поручения. Откликается на просьбы и обращения. Сложность в том, что я разговорами с сыном и назиданиями ничего не могу поменять. А муж только с ремнём может подойти к «решению проблемы»- и не признаёт во мне вообще никаких педагогических навыков. У нас раздрай в семье по поводу единого поведения. Я не хочу применять насилие к ребёнку. Помогите советом.

    СЫНУ СКОРО 7 ЛЕТ и он ведёт себя очень агрессивно по отношению ко мне, особенно в обществе других взрослых. Понимаю, что ребёнок очень трудно пережить развод и его психика очень нарушена поведением отца, но я не понимаю, как себя вести с ним. Я стараюсь быть максимально собранной и спокойной, мы посещаем тренировки, подготовку к школе, много гуляем. Как мне себя вести, чтоб просто не сойти с ума от его поведения?

    Дочке 7 лет пошли в первый класс, не хочет ничего делать нужно постоянно повышать голос. Совершив ошибку не исправляет ее, а говорит что плохая и ее не любят. В школе задания все выполняет хорошо, дома все наоборот, нет ни какой концентрации. В людях очень застенчивая а дома дьяволёнок. Нет чувства времени. Есть младшая сестра год и 7, но несмотря на это, старшему ребенку уделяю достаточно времени.

    Как нам пережить и помочь нашему мальчику пережить тяжелое время. Ему 6,5 лет. Всегда осень позитивный, веселый, увлекающийся ребёнок, который с удовольствием занимался спортом, ходил в садик, участвовал во всех праздниках и играх, теперь неожиданно для нас стал плаксивым! В садике утром слезы, мама не уходи, в спортивной школе перед началом тренировки-слезы, у меня, говорит, все хорошо, но я не знаю, почему плачу и не могу успокоиться! И т.д. Мы очень обеспокоены! Подскажите, как помочь ему обрести себя!

    Достижение 7-летнего возраста – это очередная важная ступень в развитии ребенка, которую называют «кризисным периодом». Ее главная особенность заключается в том, что малыш начинает посещать образовательное учреждение и считаться школьником. Из-за этих кардинальных перемен в жизни у ребенка появляются проблемы с дисциплиной, и как следствие, недопонимание с родителями. Главная задача взрослых на этом этапе – распознать кризис 7 лет у малыша и помочь ему справиться с ним.

    В чем выражается кризис у ребёнка 7 лет?

    Когда за малышом навсегда закрывается дверь в дошкольное учреждение, он готовится к новому жизненному этапу. Пока что кроха не знает, какие тяготы и веселые моменты эти изменения принесут, поэтому и старается вести себя не так, как ранее. Ребенок сталкивается с учебными нагрузками, не знает, как общаться со взрослыми. При этом он постоянно контактирует со сверстниками, которые тоже пытаются справиться с кризисом 7 лет.

    Переходный период оставляет свою печать на поведении ребенка, в результате чего прослеживаются следующие закономерности:

    • манерность;
    • неусидчивость;
    • необъяснимое вредительство;
    • попытки передразнивания или копирования взрослых;
    • неадекватные попытки привлечь внимание родителей.

    Перечисленные особенности в поведении ребенка, переживающего кризис 7 лет, имеют и эмоциональную сторону. Малыш сильно устает, становится раздражительным и рассеянным. В это время ребенок может быть импульсивным или наоборот – слишком застенчивым и замкнутым.

    Переживая кризис 7 лет, малыш чаще контактирует со сверстниками. Это выражается в:

    • сравнении себя с товарищами;
    • заниженной оценке собственных возможностей;
    • поисках авторитета;
    • кляузах и пакостях;
    • попытках подняться в глазах взрослых за счет жалоб на других детей.

    Кризис в 7 лет – это серьезное испытание и для малышей, и для взрослых. Видя, как обожаемое чадо превращается в неуправляемую вредину, многие родители тоже становятся агрессивными и раздражительными. Они стараются добиться авторитета у малыша любой ценой. В ход нередко идут грубые высказывания, угрозы, лишения и даже попытки поднять руку на ребенка. Неправильное поведение родителей только усугубляет ситуацию, в результате чего взрослым и детям сложно найти компромисс и понять друг друга.

    Кризис на пороге: как распознать вредителя?

    Осторожность в высказываниях и внимательное наблюдение за поведением малыша помогут взрослым вовремя понять, что их кроха столкнулась с кризисом 7 лет.

    Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета. Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе.

    • За последние 12 месяцев ребенок изменился до неузнаваемости.
    • Малыш постоянно говорит грубости и пытается переговорить взрослых.
    • Ребенок не интересуется занятиями в детском центре.
    • Малыш часто играет в школу и интересуется нею.
    • Его увлекают только игры со сверстниками. Ранее любимые игрушки малыш не удостаивает вниманием.
    • Ему больше нравится общаться с детьми, которые старше его, чем с малышами.
    • Ребенок часто спорит и ругается с родителями.
    • Малыш стал упрямым и вредным. Не хочет уступать ни в чем.
    • Ребенок говорит не своим голосом и переигрывает.
    • Малыш пытается выполнить обязанности взрослых и всячески подражает им.

    После тщательного анализа ситуации, родителям стоит подбить итоги.

    • 0–5 баллов – кризис 7 лет обошел малыша стороной, у ребенка нет признаков повышенной агрессивности и тревожности. Этот результат также может быть свидетельством того, что ваше чадо не поспевает за сверстниками в психоэмоциональном развитии.
    • 5–10 баллов – у малыша есть проблемы в поведении, но это вовсе не означает наличие у него кризиса 7-летнего возраста. Иногда такой результат вызван ошибками в воспитании или особенностями характера крохи.
    • До 20 баллов – малыш переживает кризис 7 лет: у ребенка есть отчаянная потребность в поддержке взрослых. Грубые слова и неадекватное поведение чада могут шокировать родителей, однако, это не повод для ужесточения системы требований. Взрослым наоборот стоит проявить сочувствие, приложить максимум усилий для восстановления взаимопонимания.

    Своевременная самостоятельная диагностика состояния малыша позволит родителям выявить кризис 7 лет у ребенка и разработать собственную методику борьбы с ним. В запущенных случаях не стоит отказываться от услуг детского психолога. Опытный специалист поможет наладить контакт.

    Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом?

    В 3 года малыш начинает отстаивать право на автономность, а к 7 годам у него появляется первая позиция в социуме. Родители внушают своему чаду, что поход в школу равносилен взрослению, поэтому он уверен: принципы из «детской жизни» нужно изменить. Малыш хочет самостоятельно решать, что ему есть, куда и когда идти, как и что говорить старшим. Он живет с убеждением «я взрослый», «сам буду решать», «имеют право».

    Причины кризиса:

    • Внутренний конфликт. Ребенок хочет сохранить детскую непосредственность, но в то же время впервые сталкивается с ответственностью, поэтому мечтает проявить свою способность к самостоятельному принятию решений.
    • Выбор роли. Ребенок создает для себя линию поведения и старается ей следовать. Послабление влияния внешних факторов становится прекрасной средой для формирования наигранности.
    • Адаптация к школе. На уроках малыш должен быть спокойным, сосредоточенным и ответственным. Сразу привыкнуть к новой роли ему не удается.

    Справляясь с проявлениями кризиса, ребенок учится функционировать в социуме. Именно поэтому 7 лет – это не просто период противоречий, но и этап формирования новой структуры личности.

    Позитивные изменения после пережитого кризиса 7 лет

    Благоприятное течение переходного периода предоставляет ребенку возможность овладеть новыми интеллектуальными и эмоциональными навыками, которые помогут ему в школьной жизни.

    Кризис 7 лет для детей не проходит незаметно. Рассмотрим положительные последствия этого процесса:

    • Формирование внутренней позиции школьника (психологической готовности к обучению). Сначала малыша привлекают приготовления к школе: получение учебников, покупка ярких канцтоваров и возможность носить портфель. Затем он интересуется и самой учебной деятельностью. Любознательному малышу хочется сесть за парту и получить ответы на вопросы, которые родители не хотят ему говорить. После выхода из кризиса, ребенок понимает правила и обязанности. К 8 годам он максимально сосредоточен на получении новых знаний.
    • Развитие эмоциональной палитры. Школьник учится давать оценку переживаниям и называть своими именами то, что он чувствует в определенный момент. Теперь он связывает свои ощущения со смыслом ситуации. Чтобы выразить гнев, недостаточно просто разбросать игрушки или порвать лист – малыш четко озвучит эту эмоцию родителям.
    • Рождение социального «Я». Ребенку прививают мысль, что школа=взросление. Получая свою роль в социуме, он горд и счастлив.
    • 7-летний возраст – это период формирования хобби, предрасположенности к конкретной деятельности и время получения первых комплексов. Родителям очень важно удержаться от непреднамеренных унижающих комментариев и негативных оценок.

    Кризисы юных лет способствуют появлению первых серьезных увлечений и демонстрации своего мнения. Дошкольник слушает указания взрослых, а первокласснику хочется принимать решения самостоятельно.

    Изменение образа жизни, позиции и поведения ребенка вынуждает старших отправляться на поиски новых методов взаимодействия с ним. Своевременная подготовка к вступлению в социальную роль позволит вчерашнему дошкольнику развить социальные навыки и быстро адаптироваться к школе.

    • Установите четкий режим дня. Не позволяйте малышу долго засиживаться за просмотром телевизионных программ и просыпаться по утрам поздно. Приучите его начинать свой день и отходить ко сну в одно и то же время. Четкий режим дня облегчит переход к школьной жизни и для родителей, и для малышей.
    • Познакомьтесь с учительницей и покажите ребенку здание школы. Обязательно посетите со своим чадом день открытых дверей. Расскажите ему о его новой роли. Если в первый школьный день ученик знает, как обращаться к учителю и где находится кабинет, он почувствует себя в разы увереннее.
    • Обсудите с малышом новые требования и возможности. Четко очерчивайте границы его прав. Создайте у ребенка ощущение, что новые требования – это проявление доверия. Ранее он не мыл за собой чашку, так как мог ее разбить, а сейчас он уже достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы выполнить это задание.
    • Больше свободы. Закрепляйте за ребенком новые обязанности, но не принимайте за него решения о сроках и времени их выполнения. Удерживайтесь от ограничивающих фраз вроде «Чтобы через 10 минут здесь был порядок!» и «У тебя 5 минут на мытье посуды». Не вмешивайтесь в действия ребенка, пока он не попросит у вас помощи.
    • Покажите малышу последствия его поступков. Если он саботирует мытье посуды, продемонстрируйте ему ситуацию, в которой совсем нет чистых тарелок. Когда ребенок игнорирует просьбы и уговоры и не делает домашнее задание, позвольте ему получить запись в дневник и первую «двойку». На первый взгляд такие действия кажутся демонстрацией безразличия. Но на самом деле они научат малыша брать ответственность за свои поступки.
    • Не забывайте об играх. Ребенок не может сразу перестроиться на «взрослый режим». Помогите ему в этом: просите посчитать сдачу в магазине, написать записку для папы, прочитать вывеску на здании и так далее.
    • Поощряйте общение со сверстниками. Приглашайте старых друзей ребенка домой и знакомьтесь с его одноклассниками. Анализируйте, как проходит кризис 7 лет у других детей.
    • Не торопитесь. Ваш ребенок обязательно скоро станет взрослым и самостоятельным человеком. Сейчас он только вступил в новый этап развития. Позволяйте ему иногда лениться.

    Как поступить родителям «кризисного» ребенка? Выключить панику и включить понимание. Вы же знаете, что переходный период не может длиться всю жизнь. Вскоре вместо подражания взрослым ребенок будет самостоятельно принимать решения, исходя из ситуации и своих ощущений. У него появится свое мнение, увлечение и отношение ко всему вокруг.

    Не проявляйте заботу в тотальном контроле и повышенных требованиях. Дайте ребенку возможность «дышать полной грудью». Облегчить протекание переходного периода под названием «кризис» поможет пересмотр отношения к чаду и расширение границ его свободы. Объясните малышу важность тренировки внимания и памяти, но оставьте длительность занятий на его усмотрение. Однако не забывайте и об осторожном наставлении – игры «Подводные лодки » и «Космос » могут так увлечь школьника, что он потеряет счет времени.

    Помогайте ребенку своевременно заканчивать свои дела. Ему стоит отходить ко сну в одно и то же время, чтобы иметь возможность восстановить силы для новых свершений.

    Правила выхода из кризиса

    Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

    • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
    • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
    • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
    • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
    • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.

    Сохранение детства

    Ребенок в 7 лет приходит к новому этапу становления личности. Планомерное расширение границ его возможностей позволит взрослым и детям восстановить баланс в отношениях. Родителям не стоит ожидать от малышей взрослых поступков.

    В сложные моменты главными соратниками могут стать поучительные мультфильмы, сказки или фильмы. Малыш будет с удовольствием следить за приключениями любимых героев и постарается следовать их положительному примеру.

    Родителям не стоит требовать от малыша полного погружения в учебный процесс. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время для игр.

    Взрослым нужно проявлять творческий подход к выполнению рутинных заданий. Учитесь с малышом писать буквы разноцветными мелками на доске. Называйте слова на определенную букву, стоя в очереди. Устно решайте примеры во время поездки в общественном транспорте. Позвольте малышу стать учителем и объяснить вам новый материал.

    Ребенок не может повзрослеть за один день. Не торопите события, позвольте малышу постепенно и самостоятельно отказаться от образа жизни, к которому он привык. Меньше требуйте и больше объясняйте – и тогда вам удастся достичь гармонии и взаимопонимания.

    Право на собственные решения

    На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

    Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

    • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
    • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
    • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
    • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

    С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

    Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.

    Часто родители, да и учителя неверно понимают смысл кризиса 7 лет у детей. Путаница возникает из-за того, что как раз в этом возрасте ребенок идет в школу. Взрослые, окружающие ребенка, ошибочно объясняют все изменения в его поведении сложностями адаптации ребенка к школе

    Первый – смена окружения, режима дня, большое количество новых людей, уроки, домашние задания и еще много чего. Часть изменений в поведении ребенка действительно вызвана более или менее успешными попытками адаптации. Но в тот же период независимо от первого начинается второй процесс – .

    Кризис 7 лет: симптомы

    · Непослушание.

    · Ребенок «не слышит» родителей, замедленно реагирует на обращение.

    · Демонстрация взрослости. Отказ от любимых игр, «детских» предметов, «детской» одежды. Страх выглядеть «как маленький».

    · Ребенок не сразу выполняет просьбы родителей, даже после того, как согласился их выполнить.

    · Капризы.

    · Ребенок плохо переносит критику. Зато постоянно ждет похвалы.

    · Упрямство.

    · Появляется манера хитрить.

    · Манерность в поведении, неестественность. Ребенок ведет себя как клоун, паясничает.

    · Утрата спонтанности и непосредственности реакций. Ребенок обдумывает ситуацию прежде, чем что-то сделать или среагировать.

    В чем причины и смысл кризиса 7 лет у детей? Ребенок к этому возрасту осознает свою внутреннюю жизнь. Он понимает, что такое, когда он злится, радуется, грустит или боится. Но пока не очень умеет обращаться со своими чувствами. Не знает, как и когда их надо показывать. В этом – причина утраты спонтанности, а также – появляющейся неестественности, манерности. Представьте себе, что вы впервые сели за руль автомобиля. Будете ли вы вести машину так же уверенно и непринужденно, как водитель с опытом? Вот так же ребенок учится обращаться со своими чувствами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Кризис семи лет у ребенка. Что делать? Советы опытных психологов

    Часто родители, да и учителя неверно понимают смысл кризиса 7 лет у детей. Путаница возникает из-за того, что как раз в этом возрасте ребенок идет в школу. Взрослые, окружающие ребенка, ошибочно объясняют все изменения в его поведении сложностями адаптации ребенка к школе . На самом деле, в этот период в жизни ребенка происходят одновременно два очень важных и значимых процесса.

    Первый – смена окружения, режима дня, большое количество новых людей, уроки, домашние задания и еще много чего. Часть изменений в поведении ребенка действительно вызвана более или менее успешными попытками адаптации. Но в тот же период независимо от первого начинается второй процесс – у детей наступает один из возрастных кризисов .


    Кризис 7 лет: симптомы

    • Непослушание.
    • Ребенок «не слышит» родителей, замедленно реагирует на обращение.
    • Демонстрация взрослости. Отказ от любимых игр, «детских» предметов, «детской» одежды. Страх выглядеть «как маленький».
    • Ребенок не сразу выполняет просьбы родителей, даже после того, как согласился их выполнить.
    • Капризы.
    • Ребенок плохо переносит критику. Зато постоянно ждет похвалы.
    • Упрямство.
    • Появляется манера хитрить.
    • Манерность в поведении, неестественность. Ребенок ведет себя как клоун, паясничает.
    • Утрата спонтанности и непосредственности реакций. Ребенок обдумывает ситуацию прежде, чем что-то сделать или среагировать.


    В чем причины и смысл кризиса 7 лет у детей? Ребенок к этому возрасту осознает свою внутреннюю жизнь. Он понимает, что такое, когда он злится, радуется, грустит или боится. Но пока не очень умеет обращаться со своими чувствами. Не знает, как и когда их надо показывать. В этом – причина утраты спонтанности, а также – появляющейся неестественности, манерности. Представьте себе, что вы впервые сели за руль автомобиля. Будете ли вы вести машину так же уверенно и непринужденно, как водитель с опытом? Вот так же ребенок учится обращаться со своими чувствами.

    В этот же момент ребенок начинает остро осознавать, чего он хочет, а чего – не хочет. Отсюда – упрямство, капризы, отказы слушаться. Ребенок уже понимает: я этого сейчас не хочу, и ему важно, чтобы родители подтвердили, признали его право на собственные желания. При этом находить баланс между «хочу» и «надо» ребенок еще не умеет. Собственно, этому он и учится, когда с замедлением реагирует на обращение или выполняет просьбу. Что, к сожалению, часто приводит к конфликтам между родителями и детьми , если родители не понимают смысл процесса.

    Еще один аспект кризиса 7 лет у детей – ребенок что-то новое понял о себе, своих чувствах и желаниях, отличил себя от других. Я хочу этого, а другой – нет. Я радуюсь, а другой – злится. Так ребенок начинает видеть других людей и понимать, что они видят мир по-другому. И перед ребенком встает острейший вопрос: а каким они видят меня ? Хороший я для них или плохой? Значит ли это, что я на самом деле хороший – или плохой? Начинает формироваться самооценка.

    В этот период очень важно, чтобы родители занимались повышением самооценки ребенка . Задача осложнена тем, что ребенку надо одновременно справляться с адаптацией к школе, и что-то может не получаться – уроки, или отношения с одноклассниками. Что негативно сказывается на самооценке. Родители должны максимально поддерживать ребенка в этом вопросе.

    Кризис 7 лет – один из сложнейших в жизни детей из современного общества. Это обусловлено одновременным началом занятий в школе. Такое совпадение во времени двух сложных процессов требует большого внимания со стороны родителей. Если развитие личности ребенка в дошкольном возрасте проходило успешно, в школе не возникло проблем в отношениях с одноклассниками и учителями, ребенок не оказался отстающим по какой-либо дисциплине, а его родители правильно реагировали на происходящее – скорее всего, кризис пройдет без больших сложностей и успешно.

    Но не все в этом процессе зависит от родителей. Есть еще школа, учителя, друзья, другие значимые взрослые. Если вы чувствуете, что ваш ребенок проходит кризис тяжелее, чем другие дети, или что этот период затянулся – не теряйте времени. Вам стоит обратиться к детскому психологу, и чем раньше, тем лучше. Теперь, когда вы понимаете смысл процесса, вы сможете даже заранее понять, что есть предпосылки для осложненного проживания кризиса. Конечно, если они есть. Если это так – проконсультируйтесь у детского психолога заранее.


    Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-летнего возраста. Этот период характеризуется определенными симптомами, далеко не всегда приятными для родителей. Возрастная психология занимается изучением данного вопроса уже много десятилетий и добилась некоторых успехов. В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культурная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрослеет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы.

    Кризис 7-ми лет связан с началом школьного обучения

    Причины и признаки кризиса

    Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

    Психологи установили, что основной причиной кризиса является личностное развитие ребенка, а также появление самопознания.


    В 7 лет дети уже кажутся себе взрослыми

    Кризис имеет свои проявления:

    1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
    2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
    3. Горькая конфета. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.

    Начало и этапы кризиса

    Специалисты в области детской психологии разграничивают младший школьный и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Л.С. Выготский считал, что в этот период ребенок начинает задумываться о смысле деятельности и о получении удовольствия от нее или неудовлетворения. Другими словами у детей возникает эмоционально-смысловая ориентация основ поступка. В целом возрастная периодизация Л.С. Выгтского насчитывает 6 кризисных периодов от рождения до совершеннолетия.


    Психологические основания кризиса

    Согласно Д.Б. Эльконину, выдающемуся педагогу, с осмыслением поступков и происходит переход в новый возраст (от дошкольника к младшему школьному возрасту).

    Кризис протекает по-разному в зависимости от того в каком возрасте родители решат отдать ребенка в школу, в случае если он идет в младшую школу поздно (7,3-8 лет), его ожидают следующие фазы:

    1. Докритическая. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
    2. Критическая. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
    3. Посткритическая. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

    Кривлянье - еще один признак кризиса

    Дети, которые идут в школу рано (до 6,5 лет), проходят через следующие фазы:

    1. Объективные предпосылки для учения в школе не сформированы, ребенка не интересует учеба. Он не хочет делать домашнее задание, его гораздо больше привлекают игры и развлечения.
    2. Школьник не удовлетворен своим общественным положением, что приводит к дискомфорту и, как следствие, негативной симптоматике.
    3. В случае преодоления противоречий, у детей стабилизируется личностно-эмоциональное состояние и восстанавливается комфорт, иначе негативные симптомы усиливаются и продолжаются еще достаточно длительное время.

    Будьте осторожны, если все-таки решили отдать малыша в школу рано, помните, что это может привести к отставанию в учебе. Детская психика еще не приспособлена к смене характера деятельности. Отставание от одноклассников может продлиться еще много лет.

    Мнение психологов

    Итак, кризис необходимое условия развития личности. Как считал Л.С. Выгодский, есть два типа возрастов: стабильный и критический. В критический для человека период происходит бурное развитие. Данный период характеризуется нарушением гармонии между ребенком и окружающей его средой, к тому же, в это время происходит распад старых представлений и появляются новые о мире и самом себе.


    Что меняется в психологии ребенка

    Однако мы встречаемся и с противоположным мнением психологов. Такие ученые, как Л.И. Божович и Д.Б. Леонтьев считают, что кризис это – проявление ошибок воспитания. Этот критический момент, в первую очередь связывается со сменой основного вида деятельности (переход от игр к учебе), исходя из чего, в жизни появляются новые цели. Согласно мнению Д.Б. Лентьева кризис не является необходимым этапом для перехода из одного возраста в другой, это болезненный и острый период развития. Отчасти подобное поведение детей он объясняет ошибками в воспитании родителей.

    Как можно заметить, даже в контексте детской психологии нет единого мнения относительно такого периода в жизни, как кризис. И родитель сам для себя должен решить бороться ли ему с непослушным ребенком или переждать бурю.

    Какие трудности ждут родителей?

    Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.

    В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.


    У ребенка учащаются перепады настроения

    Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?

    Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.

    Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.


    Первые дни в школе - самые сложные

    Что делать родителям?

    Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.


    Советы родителям, что делать

    Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.

    Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе. Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.

    Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?

    Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.


    Знакомство со школой надо организовать заранее

    Заранее организуйте знакомство ребенка с его будущими учителями и школой, прогуляйтесь по коридорам зайдите в столовую, туалет. Так ему будет значительно легче ориентироваться в школе. На первое сентября он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

    Не стоит на первых парах увлекаться кружками, спортивными секциями и репетирами. Ребенку нужно время привыкнуть, хотя б к чем-то одному, в данном случае, к школе. Он не может делать успехи во всем одновременно, пока стоит сосредоточить внимание на школьном образовании. Коллективными усилиями преодолеть все трудности будет гораздо легче, сотрудничайте с ребенком, а не ругайте его за непослушание, найдите с ним общий язык и все обязательно получится.

    Похожие материалы