Развитие ребенка в 10 месяцев должен. Навыки в десять месяцев. Способы развития физических навыков

17.04.2019

Время чтения: 5 минут

Как развиваются девочка или мальчик, какой рост и вес должны иметь дети, достигшие почти годовалого возраста, что должен уметь ребенок в 10 месяцев? В этом возрасте малыши как губка впитывают всю информацию из окружающего мира, приобретают важные для них навыки, развиваются активно физически, психологически. Очень важно выбрать правильные формы, методы развития и воспитания ребенка.

Развитие ребенка в 10 месяцев

В возрасте 10 месяцев дети развиваются очень активно. Они уже могут повторять звуки, ходить самостоятельно, осваивают новые движения, способны сами садиться. Это переломный в развитии период характеризуется самостоятельностью: кроха сам встает, пытается передвигаться, сам выбирает игрушку. Очень важно не торопить малыша, не вызывать негативные эмоции.

Достигая годовалого возраста, малютка начинает активно развивать свои умственные способности. Дети понимают некоторые просьбы родителей, появляется осознание того, что окружение – это не только то, что они видят вокруг. Младенец знает: если мама вышла из комнаты, то она вернется. У него появляется связь между некоторыми событиями, формируются взаимоотношения с определенными людьми. Карапуз уже может анализировать происходящее и делать свои выводы.

Рост и вес ребенка

Достигая возраста 10 месяцев, у ребенка начинает пропорционально формироваться тело. Однако рост и вес малыша немного замедляется. Мальчишки становятся крупнее. Средний рост у мальчиков примерно 69-77 см, вес – 8-11 кг. Девочки чуть мельче, они отстают в этих показателях. Их рост варьируется в пределах 69-75 см, вес – 7,9-10 кг. Однако нужно учитывать, что на эти критерии влияют также наследственные факторы.

Психическое развитие

Отличительная черта психологического развития детей 10-месячного возраста – любопытство. Что же должен уметь ребенок в 10 месяцев? Он уже реагируют на звонок, ему становится интересно, что делают другие люди. Малыш начинает различать выражение лица мамы, реакцию на свое поведение, реагирует на ее настроение. Это самый лучший период для воспитания оптимиста. Дети повторяют движения папы, способны подражать взрослым. Кровинка реагирует на опасные предметы, неприятные ситуации, к примеру, знает, что такое упасть. Однако рассчитывать на его самостоятельность не стоит.

Эмоциональное развитие

Развитие малыша в 10 месяцев характеризуется появлением социально-бытовых навыков, желанием взаимодействовать. Карапуз зовет на помощь, подает сигналы с просьбой что-то сделать, например, поднимает вверх коробочку, чтобы ее открыли. Очень часто десятимесячные дети ломают игрушки, тем самым привлекая внимания, проверяя реакцию взрослых. Ребенок способен дольше играть с одной игрой, появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается во время сна, еды.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

Кроха уже стал более общительным, проявляет самостоятельность. Чадо определяется со вкусами: выбирает музыку, игры. К 10 месяцем крошечка:

  • пользуется ложкой, пьет из кружки;
  • сидит, стоит сам, с опорой поднимается, становится на четвереньки, начинает ходить самостоятельно;
  • реагирует на протягивание к нему рук;
  • садится на горшок;
  • берет двумя пальчиками мелкие предметы – «пинцетный захват»;
  • сам залазит на кровать, кресло, сам слазит.

Двигательные навыки

Навыки двигаться развиваются очень стремительно. Кроха проявляет желание одновременно использовать несколько игрушек, предметов: подвигать совочком ведерко, идти за любимой игрушкой, самостоятельно ее нести, показывать. Родители должны обязательно похвалить малыша за самостоятельность. Дети сами кушают: откусывают и пережёвывают мелкие кусочки. Они с удовольствием играют с мелкими игрушками, перебирают пуговицы, камушки, застежки, развивая при этом мелкую моторику.

Речевое развитие

Малыш начинает формировать речевые навыки. Дети «разговаривают» при помощи лепета – повторения слогов, многотипных, однотипных. Следя за артикуляцией взрослых, малютка способен воспроизводить слоги типа: «ба-ба», «ну-ну», «ма-ма», «дай-дай» и др. Особенно ярко проявляется интонация. Должен уметь малыш в 10 месяцев выделять силой голоса слоги, расставлять паузы. Лепет становится похож на ритмически повторяющиеся звуки. Важно, чтобы взрослые использовали только мягкую интонацию, разговаривали спокойно.

Что должен уметь мальчик

Разница в физическом и психическом развитии между девочками и мальчиками становится заметна уже в десятимесячном возрасте. Мальчики физически более развиты, но менее эмоциональны. Крошки уверенно ползают, начинают контактировать со сверстниками, умеют самостоятельно:

  • садиться;
  • ходить со взрослым;
  • складывать игрушки;
  • показывать предметы по названиям;
  • откликаться на имя;
  • разбирать, складывать пирамидки;
  • строить из кубиков;
  • самостоятельно пить, держать еду.

Что должна уметь девочка

В девятимесячном возрасте девочки более эмоциональные, они чаще смеются, умеют лучше подражать движениям. Девочки легче выполняют просьбы взрослых, умеют пить и есть самостоятельно, с удовольствием начинают двигаться под музыку, могут сами вставать и садиться. У них быстрее начинают развиваться речевые навыки. Девочки нередко что-то делают, стараясь привлечь внимание взрослых, обязательно ожидают похвалу.

Как развивать ребенка в 10 месяцев

В это время следует научить ребенка простым навыкам обслуживания: складывать игрушки, самому удерживать ложку, чашку, приучать к навыкам самообслуживания, например, самостоятельно взять нужный предмет, держать игрушку. Активность малыша хороша для развития двигательных навыков: построить «туннель» из коробок и позвать ребенка, поставить его любимую музыку и попросить научить танцевать куклу, топать, хлопать вместе с ним. Все эти упражнения будут развивать моторику, координацию движений.

Занятия с ребенком

Для ребенка игра – это не только веселое проведение времени, но и возможность развиваться. Однако активные занятия желательно использовать днем, так как при всей подвижности, младенец будет быстро уставать. Во второй половине дня следует отдать предпочтение более спокойным развлечениям. Можно использовать кубики, пальчиковое рисование, складывать пирамидку. Развлечений с младенцами очень много. Какие игры лучше выбирать впервой половине дня:

  1. Игры с мячиком. Можно катать мячик по полу, прятать мелкие мячики.
  2. Фитбол. Используется большой мяч. Хорошо на нем покатать кроху, попрыгать на мячике, дать обстоять на нем ножками.
  3. Музыкальные инструменты. Подойдут любые игрушки для этого возраста.
  4. Первая машинка. Кроха будет таскать ее на веревке, складывать туда игрушки.
  5. «Уборка». Мельчайшие предметы рассыпаются по полу. Карапуз их собирает.

Для развлечения во второй половине дня больше подойдут спокойные игры. Это могут быть:

  1. Игры на улице. Пособирайте каштаны, шишки, камешки.
  2. Прищепки. Карапуз, складывая яркие прищепки, будет развивать пальцы.
  3. Телефон. Маленькие дети охотно подражают взрослым. Телефон поможет развить речь.
  4. Купание. Кроме игры с «плавающими» игрушками, можно попросить ребенка сделать несложные действия, например, вымыть ручки, животик.

Видео

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Главное достижение месяца - ползание на четвереньках. Окружающий мир становится теперь более доступным. У ребенка совершенствуется крупная и мелкая моторика, развивается мыслительная деятельность, речь приобретает коммуникативную функцию.

В 10 месяцев у многих детей появляется любимое занятие - танцевать под музыку, совершая пружинистые движения ногами. В этом возрасте груднички также любят бывать на природе, наблюдать за животными и птицами. Им нравятся активные игры, забавы с водой и песком. Малыши этого возраста какое-то время могут провести спокойно, разглядывая картинки в книжке или складывая кубики. Психологи рекомендуют поощрять разные виды развивающих игр - пассивных и активных. Однако перегружать десятимесячного малыша методиками раннего развития не стоит. Самая совершенная обучающая программа - окружающий мир, а лучший методист на свете - мама.

Моторные навыки

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?


В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках. Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности. Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии. Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.

Особенности психоэмоционального развития

Психоэмоциональное развитие грудничка нельзя отделять от формирования его моторных навыков. Эмоции, чувства, интеллект, речь, зрительные, слуховые реакции и двигательная активность взаимосвязаны между собой.

  • Исследование предметов. Раньше малыш мог вращать игрушку в руках и не придавать особого значения ее форме, цвету, конструкции. Теперь все изменилось. В 10 месяцев дети умеют внимательно осматривать игрушку, различают ее крупные и мелкие детали. Например, если дать малышу куклу или мягкую игрушку, он будет показывать, где глазки, носик, ушки и т.д. В этом возрасте малышам интересны игрушки, которые можно собирать и разбирать, вкладывать и выкладывать, катать (пирамидки, матрешки, машинки, мячи). У детей этого возраста пока что недостаточно сил и понимания, чтобы разобрать какую-то игрушку на детали. Но им интересно, как устроен предмет, что у него внутри. Теперь малышу знаком не только цельный образ предмета, но он также узнает его по деталям.
  • Мыслительная деятельность. Грудничок начинает осознавать многие причинно-следственные связи между предметами и действиями. У него развивается воображение, зрительная, слуховая, кратковременная и долговременная память, пространственное восприятие, логика. Например, чтобы добыть пульт, который лежит на телевизоре, ребенок может сначала залезть на диван, а оттуда добраться до телевизора. Чтобы увидеть, что лежит на столе, необходимо попытаться взобраться на стул и т.д.
  • Коммуникативные навыки и понимание речи. Что может ребенок в 10 месяцев, когда общается с близкими людьми? У него работает эмоциональная сфера: малыш может выражать удивление, радость, заинтересованность, но также и протест, гнев, страх, обиду, настороженность. В 10 месяцев грудничок может вести «диалог» и хорошо понимать родную речь. Кроха выполняет просьбы, правильно называет части тела, знает имена своих близких, названия игрушек и предметов быта.
  • Страхи и недоверчивое отношение к незнакомцам. Осторожность по отношению к незнакомым людям начала проявляться примерно с 7 месяцев. Теперь даже самые открытые и общительные груднички осторожничают и не идут на руки к незнакомцам. Такое поведение объясняется формированием чувства безопасности и личностных границ. Дети начинают разграничивать людей на «своих» и «чужих». Также у них зарождается чувство симпатии: кому-то они улыбаются, а кого-то сильно боятся. Испугать малыша в этом возрасте может необычный вид (прическа, усы, борода, макияж, меховой воротник или шапка), а также резкие звуки и действия. Некоторые дети в этом возрасте все еще боятся звуков работающей бытовой техники (фен, пылесос, кухонный комбайн).
  • Копирование действий взрослых. Дети этого возраста смешно повторяют действия родителей. Иногда можно увидеть, как ребенок причесывается, красит губы, как мама. Также малыши пытаются в любой деятельности взрослых помогать им: месить тесто, мыть полы, «читать» журналы и т.д. Такую инициативу, если она безопасна, нужно только поощрять.

Удивительно, но чувство юмора закладывается у ребенка уже в этом возрасте. Его смешат многие неожиданные вещи: гримасы, звуки, необычные позы, животные, одежда и т.д. Вообще в этом возрасте малыш много улыбается и смеется.

Речевые навыки малыша в 10 месяцев

Какие речевые навыки ребенка в 10 месяцев закрепляются, а какие новые открытия в речи происходят?

  • Осознанное повторение слогов. Если усадить грудничка к себе на колени и четко произносить слоги, он начнет следить за артикуляцией и повторять слоги за мамой.
  • Осмысленное произнесение слогов. В 10 месяцев слоги «дай-дай», «ба-ба», «ма-ма», «ну-ну», «бах-бах» дети могут произносить с осмыслением и лексическим значением. Так появляются первые слова в речи.
  • Интонирование и сила голоса. Грудничок искусно владеет интонацией, выделяет слоги ударениями, паузами и силой голоса. Его лепет вплетается в ритмический рисунок родной речи.

Лепет - повторение однотипных, многотипных, закрытых, открытых слогов. Это важный этап доречевого развития грудничка, который формируется во втором полугодии жизни. Говорливость малыша зависит от его темперамента. Но также важно, чтобы с ним разговаривали взрослые: эмоционально, ласково, выразительно, с различной силой голоса.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Наиболее важные умения этого возраста: ребенок активно ползает на четвереньках, встает с опорой, уверенно сидит. Также развивается двусторонняя координация и мелкая моторика. Коммуникативные навыки, общение с близкими людьми, мышление, эмоции и речь заметно совершенствуются.

Распечатать

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Узнаем предметы на ощупь

Игра 1. «Ищем клад»

Игра направлена на совершенствование тактильного восприятия ребёнка. Узнавание предметов на ощупь является важным источником информации об окружающем мире и основой тонких движений. Благодаря ему действия ребёнка в ближайшем будущем станут более точными, и часть из них он сможет выполнять без зрительного контроля. Это необходимо для самостоятельного одевания, выполнения гигиенических процедур, игры на музыкальных инструментах и др.

Вам понадобятся

Глубокая миска или небольшой таз диаметром не менее 30 см, 4 небольших резиновых игрушки для купания, 1 кг гречневой крупы.

План игры

1. Высыпьте гречку в миску и распределите её равномерным слоем по дну. 2. Покажите малышу две игрушки и на его глазах закопайте их в гречку. 3. Выразите удивление из-за исчезновения игрушек. Спросите у ребёнка, куда они спрятались? 3. Начните искать игрушки в гречке вместе с малышом, а затем предоставьте ему возможность сделать это самостоятельно. 4. Когда ребёнок найдёт игрушки, порадуйтесь вместе с ним. 5. Повторите игру с другой парой игрушек.

Родителям на заметку

1. Вместо таза или миски можно взять прямоугольную коробку, однако малышу будет трудно найти игрушки, если они окажутся в углу. 2. Игрушки могут быть не из резины, однако они должны иметь обтекаемую форму, чтобы гречке было некуда забиться. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Обучение и общение:: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 8,2-10,2 кг при росте 71,0-75,6 см, соответствующие показатели для девочек: 7,5-9,5 кг и 69,0-73,9 см*.

Многие дети уже умеют стоять и очень гордятся своим новым навыком. Нередко, утром кроха приветствует родителей, стоя в кроватке: держась за бортик, он громко лопочет, приглашая маму и папу разделить с ним радость победы. Другие дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого совершенствуют свои «ползунковые» способности, ведь уверенно ползающий малыш перемещается по комнате быстрее ровесника, который делает первые шаги.

Прямой зависимости между умственными способностями и двигательными навыками у детей нет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Новое достижение малыша - умение рвать бумагу. Вам придется убрать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Подарите ребенку для «тренировки» несколько разноцветных журналов. Следите за тем, чтобы он не поранился о края журнальных листов.

Детям этого возраста нравится не только опустошать всевозможные емкости, но и складывать в них разные предметы. Убрать несколько игрушек в ящик не составляет для ребенка него особого труда, то попытка положить одну формочку в другую может закончиться неудачей. Крохе пока трудно понять, что из двух похожих предметов нужно выбрать меньший по размеру и поместить его в более крупный.

Многие малыши уже умеют складывать башни из кубиков, но разрушать их им по-прежнему нравится больше, чем строить.

Десятимесячный ребенок различает по голосу всех, с кем часто общается, и замечает изменения в настроении окружающих людей по интонации, с которой они разговаривают. В этом возрасте уже можно учить ребенка сопереживать эмоциям другого человека: например, пожалеть маму, если она устала, погладив ее по голове или обняв за шею.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Обучение и общение:: понимаем малыша

В этом возрасте дети иногда настолько поглощены своими занятиями, что практически не замечают присутствия зрителей. Улыбки, ласковые прикосновения и слова поддержки со стороны родителей по-прежнему важны для малыша, но не в такой степени, как раньше.

Детские игры постепенно усложняются. Еще недавно ребенку нравились занятия, которые были основаны на общении, а теперь на первое место выходят игры с разнообразными предметами. Малыш может самостоятельно достать игрушку из ящика и принести ее, инициируя игру. При этом он приглашает родителей и гостей играть по определенным правилам, например, передавать какой-нибудь предмет из рук в руки или перекатывать его по полу.

Десятимесячный малыш обычно дружелюбен и общителен, особенно на «своей» территории. Он с удовольствием «поговорит» с новым человеком, правда, используя свой собственный малопонятный язык. Зато общаясь с близкими людьми, малыш может будет стараться произносить «настоящие» слова, значение которых он уже знает.

Если раньше передвижение крохи полностью зависело от родителей, то теперь он может самостоятельно решать, куда ему отправиться. Малыш смело покидает маму и исследует новые места. В качестве «гаранта безопасности» ребенок возьмет с собой любимую игрушку, особенно если цель экспедиции - другая комната или место, откуда мамы не видно.

За пределами своего дома не все дети так решительны и готовы продолжать исследовать мир вокруг. Поначалу ребенок будет чувствовать себя относительно безопасно только около родителей. Если малыш все же решится отойти подальше, то будет искать маму и папу глазами и периодически звать их, чтобы убедиться, что они рядом. Некоторые дети предпочитают вообще не расставаться с родителями в незнакомой обстановке. Если в комнату зайдет кто-нибудь чужой, они будут тесно прижиматься к маме или папе, пока незнакомец не выйдет.

Питание

В этом возрасте ребенку ежедневно необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания).

Если ваш врач одобрил введение прикорма, то в десять месяцев малыша уже можно знакомить с самыми разными продуктами, в основном, в виде пюре. Еда вызывает живой интерес у детей не только с точки зрения вкуса. Любые продукты им нужно пощупать, размазать, раскрошить и посмотреть, как они будут выглядеть на разных поверхностях. Это вполне естественный процесс, так дети изучают свойства разных предметов. Будьте терпеливы, не ругайте кроху за его «исследования» и запаситесь клеенкой, бумажными полотенцами и специальным фартучком для малыша.

Примерный вариант сочетания грудного вскармливания и прикорма для десятимесячного ребенка может выглядеть следующим образом: первый завтрак – грудное молоко (200 г); второй завтрак - каша (180 г), половина яичного желтка и фруктовый сок (30 мл); обед – мясное пюре (70 г), овощное пюре (130 г), фруктовый сок (40 мл); полдник – печенье (5 г); ужин – фруктовое пюре (130 г), творог (50 г) и материнское молоко как докорм; поздний ужин – материнское молоко (200 г).

Добавьте в кашу кусочки фруктов или ягоды, например, банан, яблоко, землянику или чернику. Также в кашу можно добавить половинку яичного желтка, в котором содержатся минеральные вещества и витамины, необходимые для здоровья малыша. Детям, склонным к запорам, можно приготовить пюре из чернослива на ужин и добавить чернослив в утреннюю кашку.

Помните, что детей в возрасте до двенадцати месяцев не зря называют «грудными»: в первый год жизни главная и самая полезная еда для малыша – материнское молоко.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Десятимесячные дети активно двигаются и проводят много времени, играя на полу. Поэтому купать ребенка можно чаще – не только перед вечерним сном, но и перед дневным. Днем можно ополоснуть ребенка под душем. Температура воды для купания должна быть приближена к температуре тела малыша – 33-34°С.

Для укрепления иммунитета можно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны при температуре воздуха 18-20°С длительностью около 30 минут; влажные обтирания или, если малыш любит купаться, обливания.

Обливая малыша с помощью душа, держите лейку на расстоянии 20-30 см от ребенка. Начальная температура воды должна быть не более 36°С, каждую неделю постепенно понижайте температуру на один градус и доведите ее до 28°С. Именно эта температура оптимальна для закаливания ребенка в возрасте до одного года. Начинайте обливание со спины, затем полейте животик и грудь, затем левое и правое плечо. Голову малыша поливать не нужно. После обливания обязательно вытрите кроху насухо.

Обливания можно проводить через 20-25 минут после зарядки или массажа, сразу после сна или через 30-40 минут после кормления.

Свежий воздух необходим ребенку круглый год. Отправляясь на улицу, одевайте малыша по погоде. Детская одежда для активных занятий должна быть удобной и не сковывать движений.

Если десятимесячный ребенок во время ежедневной прогулки предпочитает сладко спать в своей коляске, проследите за тем, чтобы ему было комфортно. Теплая погода часто бывает обманчива: летом захватите на прогулку запасное одеяльце на случай холодного ветра. В холодное время года укутайте малыша потеплее и не допускайте резких перепадов температуры. Если вам придется какое-то время провести в теплом помещении (например, в магазине), снимите с ребенка хотя бы один слой одежды. Не забывайте, что перегрев и переохлаждение могут быть одинаково опасны.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Поход в супермаркет, поездка к бабушке или прогулка в парке не только разнообразят жизнь мамы и малыша интересными впечатлениями, и но и помогут приобрести новые навыки.

В хорошую погоду повозитесь с малышом на земле или в песочнице. Соберите коллекцию камней или рассортируйте по кучкам листья и прутики. Покажите ребенку, что камушки или листики могут быть не только разной формы, но и разного цвета.

Формочки или стаканчики, которые можно вставлять друг в друга, помогут малышу понять, что такое размер и количество. Положите перед крохой игрушки и покажите, как формочка поменьше помещается в формочку побольше. Начните с двух формочек и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы познакомить ребенка с понятием формы, сыграйте с ним в игру «найди угощение». Для этого возьмите три коробочки - две квадратной формы и одну круглую, на глазах у ребенка положите печенье в круглую коробку, затем закройте все коробочки крышками и поставьте их перед малышом. Возможно, сначала малышу потребуется подсказка, но скоро он научится отличать предметы по форме и запоминать, в какую именно банку вы положили лакомство.

Привяжите тесемку к любимой игрушке малыша и закрепите другой конец тесемки на ручке детского стульчика. Крохе понравится дергать за веревочку, чтобы достать игрушку. Чуть позже ребенок научится возить машинку, держа веревочку в руке, и это станет одной из любимых его игр.

Малыш уже хорошо знает близких родственников в лицо, и ему нравится узнавать их на фотографиях. Листайте вместе семейные альбомы, попросите ребенка показать на разных фотографиях бабушку или дедушку, маму или папу.

Дети обожают музыку и начинают двигаться, когда слышат ритмичную мелодию. Танцуйте с малышом, используйте бубен или маракасы, чтобы малыш мог лучше почувствовать ритм.

Помогите крохе развить координацию движений разных групп мышц в новом для него вертикальном положении. Малыш с удовольствием будет доставать игрушку из недр большой пустой коробки, наклоняясь за ней через ее край. Можно положить любимые детские игрушки повыше - на столик или диван: чтобы достать их, ребенку придется встать на цыпочки и потянуться за игрушкой обеими руками.

Сон

В этом возрасте дети спят обычно 13 часов в сутки*. Некоторые малыши упорно пытаются отказаться от дообеденного сна или сократить его до 20 минут. Большинству мам пока удается сохранить привычный режим дня: долгий ночной сон и два перерыва на сон днем.

Даже самостоятельному и независимому малышу, который не требовал много внимания в течение дня, перед сном необходимо присутствие родителей. Иногда кроха отказывается закрывать глаза, боясь потерять маму из вида, или просыпается среди ночи и начинает плакать и кричать без видимой причины.

В той или иной степени, через стадию «страха разлуки» с родителями проходят все дети. Наберитесь терпения и помогите малышу перерасти свои страхи. Если ребенок расплакался – обязательно приласкайте его. Если малыш обычно спит в своей кроватке, помогите ему успокоиться и заснуть, взяв на руки.

Малыш чувствует себя гораздо увереннее, если придерживаться определенной последовательности событий, поэтому режим занимает важное место в его «правильной» картине мира. Старайтесь не нарушать ритуалы, связанные со сном, которые сложились в вашей семье.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родителям десятимесячных первооткрывателей нелегко соблюдать баланс между «полезным» и «безопасным».

Для развития мелкой моторики и органов осязания малышам полезно возиться в песке, земле, играть с камушками и прутиками. Будьте готовы к тому, что ребенок испачкается, не мешайте ему раскапывать и пересыпать песок и подбирать с земли разнообразные предметы, но при этом внимательно наблюдайте за тем, чтобы в рот малыша не попало ничего вредного.

Ручки малыша после таких игр необходимо сразу обтереть влажной салфеткой или помыть, так как кроха может потянуть их в рот или потереть кулачками глазки по пути домой. Не забывайте промывать ребенку глаза перед сном: после активных прогулок и игр на улице в них могут попасть пыль или песок.

У любой мамы в сумке всегда найдется пачка влажных салфеток и бутылка воды.

Умение рвать бумагу на кусочки - важная веха в развитии ребенка, но в типографской краске могут содержаться вредные вещества, а края бумаги могут поранить нежную кожу. Все эксперименты с бумагой, фольгой, газетами и журналами можно проводить только под строгим контролем взрослых.

Так как малыш ни минуты не сидит спокойно, падения и мелкие ссадины неизбежны. Обязательно включите в список вещей первой необходимости пластырь. Чтобы скорее успокоить кроху, если он поранится, выбирайте пластырь ярких веселых расцветок и обязательно расскажите ребенку, что волшебные котики, мишки, рыбки, зайки и т.п., нарисованные на пластыре, помогут пальчику, ладошке или коленке скорее выздороветь.

В течение 10-го месяца малыш набирает до 450 граммов веса. А рост его идет немного медленнее, чем раньше – до 1,5 см. В среднем рост малыша в 10 месяцев может достигать 9500, а рост – до 76 см.

Если ваш малыш растет быстрее или медленнее, не стоит переживать. У каждого свои особенности роста и развития. Но если рост и вес малыша в течение этих 10 месяцев был скачкообразным – ребенок то рос и поправлялся, то оставался на месте, стоит обязательно обсудить это с педиатром. Это могут быть симптомы разных заболеваний, иногда скрытых.

Сон ребенка в 10 месяцев

Ночью ребенок в 10 месяцев спит уже почти не просыпаясь – до 12 часов подряд. А в день его сон тоже должен быть обязательным хотя бы 2 раза – продолжительностью до 2-х часов за 1 раз. Это очень важно для роста и веса ребенка, который обязательно должен высыпаться. Если ребенок недосыпает, он растет и поправляется не так быстро и хорошо.

Если ребенок недосыпает в течение дня, то скорее всего. Ночью он тоже будет просыпаться и не давать спать родителям. Поэтому очень важно соблюдать режим сна и отдыха малыша в 10 месяцев. Такого графика важно придерживаться как можно дольше – примерно до полутора годиков. Тогда малыш будет и болеть меньше чем его сверстники, и развиваться будет лучше.

Развитие речи ребенка в 10 месяцев

Лепет вашего ребенка в 10 месяцев уже совсем как настоящие слова. Малыш проявляет интерес к тому, что он должен сказать, и будет продолжать «говорить», если его похвалить за это или включиться в разговор. Когда он пытается сказать несколько слов, таких как "ока" на носок, ребенку очень понравится, если вы похвалите его: "Да, это твои носки".

Если ребенок раньше только ползал, то теперь он пытается ходить и стоять. Ребенок будет цепляться за мебель (или за ваши ноги!), чтобы научиться стоять.

Когда ребенок в 10 месяцев начнет ходить?

Ребенок в 10 месяцев уже может ползать и на руках и коленях. Ребенок пытался ползать и раньше, но теперь он ползает все более уверенно и набирает скорость. Ваш ребенок может даже сидеть довольно уверенно, не опираясь на ручки.

Ребенок может также самостоятельно встать из положения сидя. Он даже может начать ходить, держась за мебель, отпуская мебель на мгновение, и стоять без поддержки.

Теперь ребенок очень внимательно и с большим любопытством начнет изучать дом. Он может пытаться ползти наверх по лестнице или ступенькам, так что всегда будьте рядом для поддержки.

Ваш ребенок может двигаться как захочет даже тогда, когда вы держите его за руки. Он может даже попытаться опуститься вниз и схватить игрушку, когда вы держите его за руку. Магические первые шаги к независимости для ребенка в 10 месяцев уже не за горами. И вам придется тратить гораздо больше времени на воспитание малыша и обеспечение его безопасности, как только ваш ребенок сможет ходить!

Общение ребенка в 10 месяцев

Личность ребенка в 10 месяцев стремительно развивается. Его социальные навыки совершенствуются, и он вполне может одаривать широкими улыбками всех, кого встречает. Ребенок в этом возрасте уже может быть немного застенчивым, пряча лицо, когда видит чужих дядь и теть.

Ребенок все с большей охотой повторяет звуки, жесты взрослых, он уже умеет махать рукой, когда видит, что вы уходите. Он очень быстро понимает, что можно, а что нельзя, но уже выражает собственное мнение, когда чего-то не хочет. Например, если вы хотите перенести его на сиденье автомобиля или посадить в коляску.

Почему ребенок в 10 месяцев расстраивается из-за того, что не волновало его раньше?

Ребенка в 10 месяцев могут пугать вещи, которые раньше не беспокоили его, например, когда кто-то звонит в дверь или по телефону. Когда это происходит, родителям лучше успокоить малыша. Скажите ему, что вы рядом, и он это прекрасно поймет. Со временем страх ребенка пройдет. Ребенку просто нужны дополнительные объятия и слова утешения от взрослых, пока он успокоится из-за звуков и образов, которые расстраивают его.

Понимает ли ребенок в 10 месяцев слова и фразы взрослых?

Ваш ребенок только начинает понимать многие простые слова и фразы, поэтому теперь важнее, чем когда-либо, разговаривать с ним. Вы поможете ребенку узнать новые слова, повторяя его попытки их произносить так, как это нужно. Например, если ребенок указывает на свою бутылочку с молоком и говорит: "Бута" вы можете тоже показать на бутылку и ответить: "Да, это твоя бутылочка".

Хотя мы иногда можем иногда чувствовать себя глупо, разговаривая со своим ребенком на его языке, но это отличный способ поощрять его речевые навыки и умение слушать. Он всегда отвечает так, как умеет. Ваш ребенок может много улыбаться и лепетать больше, чем вы можете выдержать. Но скоро вместо непонятного лепета вы услышите от малыша отдельные слова или жесты, которые вы уже понимаете. Ребенку, кроме слов, доступны и другие формы общения, такие как отдельные слоги, звуки и жесты.

Объяснять ребенку в 10 месяцев шаг за шагом то, что вы делаете, с описанием цветов, размеров, действий – тоже очень хороший ход для развития его речи. Когда вы кладете малыша в коляску, чтобы выйти гулять, скажите ему примерно следующее, "Теперь ты будешь гулять в своей синей коляске. Я одену тебя в твое любимое голубое пальтишко, чтобы ты не замерз. Сейчас мы поедем в парк."

Вы также можете рассказывать ему детские стишки, сопровождая их жестами. Которые иллюстрируют ваши слова. Играйте с ребенком в игры, которые сопровождаются детскими стишками и считалками. Это очень хорошо развивает словарный запас ребенка.

Он будет быстрее связывать слова с людьми и действиями.

Что если ребенок в 10 месяцев не развивается нормально?

Каждый ребенок уникален и соответствует физическому развитию в собственном темпе. То, что вы читаете в интернете - просто руководящие принципы к тому, как должен развиваться ваш ребенок, если не сейчас, то в скором времени.

Если ваш ребенок родился преждевременно, возможно, ему понадобится немного больше времени, прежде чем он может делать то же самое, что и другие дети его возраста. Вот почему у большинства детей, родившихся преждевременно, врачи оценивают:

Хронологический возраст, который рассчитывается с даты рождения ребенка

Поправка на возраст, который рассчитывается исходя из срока вынашивания ребенка.

Вы должны обращать внимание на развитие недоношенного ребенка против его скорректированного возраста, а не его фактической даты рождения. А врачи помогут вам оценить развитие ребенка в 10 месяцев и его навыки и дать нужные рекомендации.