Римское одеяние. Мужская одежда в древнем риме

25.06.2019

Одежда Древнего Рима

Если история греческого костюма началась с необыкновенной азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок, то костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезности.

На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

От этрусков, своих ближайших соседей в древности, любивших роскошь и великолепие, бедное земледельческое население Рима навряд ли могло что-то перенять; во всяком случае, в первые столетия римский костюм развивался независимо. Об этом свидетельствует название «Roma togata» — «Рим, носящий тогу», — которое выделяло его среди всех соседних племен. Подобно Греции времен персидских войн, римляне выработали свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога.

Мужской и женский костюмы начали обособляться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а мужчины продолжали одевать римские тоги и плащи. Эта заметная разница существовала вплоть до поздней империи, когда с среди обоих полов был распространен почти одинакового типа глухой наряд, и мужской и женский костюмы становились похожими.

Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде.

Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу, в женском костюме тоже наблюдались классовые различия. Классовая разница в костюме в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения.

Убогость одежды простолюдинов была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников жена императора Клавдия (4І—54 гг. н. э.) в один из своих парадних выходов была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн, сестерций.

И так же, как в Греции, дело шло к тому, чтобы защитить национальную одежду от чуждого влияния и от распространяющейся роскоши. Примером может служить закон об одежде трибуна Оппия (215 г. до н.э.), направленный против роскоши нарядов римлянок.

Собственно говоря, более всего эта опасность угрожала со стороны Греции после того, как она стала зависимой от Рима (146 г. до н.э.) и римлянам представилась возможность непосредственно воспринимать греческую культуру, более высокую, чем их собственная.

Кроме того, одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон , в Риме начинает играть туника . Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений.

Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый, материалом служила шерсть.

Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.

Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами). По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.

Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу . Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию . Мы не знаем изображений ее ранней, более простой формы, а поздняя, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.

Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее. Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными.

Отличие тоги от гиматия заключалось в том, что обе части тоги, разделенные складкой, накладывали на тело одновременно; большая закрывала нижнюю часть корпуса; меньшая верхняя, идущая к плечу, образовывала своего рода накладку — umbo (букв, выступ на щите, позже — складка одежды, драпировка). Над этой накладкой делали на груди напуск наподобие кармана — так называемый синус (sinus — лат. дуга, напуск, пазуха), подтягивая для этого кверху передний конец тоги, волочившийся по полу, и открывая ступни. Потом umbo натягивали на правое плечо, закрывая его вместе с рукой.

Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная.

Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.

Подобно тому, как вне дома мужчины носили тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.

Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.

Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск. По низу столу обязательно обшивали плиссированной оборкой, иногда представлявшей нечто вроде шлейфа. Появляться без столы или паллы в общественном месте считалось неприличным.

Громоздкие тоги и паллы не позволяли быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества.

Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели права. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежду, окрашеннуя в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81—96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II категорически запрещалось носить даже придворным - пурпур стал исключительно императорским цветом.

В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшеный лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15-20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н.э. До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.

Орнаментальные полосы на одежде мотивами узора сначала мало чем отличались от древнегреческих, но позже они стали сложнее и более стилизованными. Появились пышные листья аканита, дуба и лавра, гирлянды из цветов, цветов и плодов, сложные растительные завитки. Позднее эти, еще полностью античные, реалистичные орнаментальные каймы изменились на полосы, полностью заполненные геометрическими узорами.

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.

У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное. Кроме тонкой шерсти, для одежды употребляли прозрачный шелк цвета морской волны — косский (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Италию через Грецию. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды.
Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. В соответствие с этим были приведены и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились mamillare -повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium — нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.

Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды.

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной, но во времена империи появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь.
Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т.п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили или обесцвечивали собственные волосы.

Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого «греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Прическу, кроме того, обильно уснащали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями. Для украшения служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой.

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.

До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

Рим. Воины и гладиаторы эпохи империи

1. Тяжело вооруженный легионер из VIII легиона Августа. Кожаная кираса, кожаные штаны, пояс с металлическими накладками, прямоугольный щит (scutum), меч на перевязи (balteus), метательное копье (pilum) и металлический шлем (cassis) с вертикальным украшением — султаном (crista).

2. Легионер (подобный изображенным на колонне Траяна). Кожаная кираса с накладкой — железной полосой (lorica segmentata).

3. Вексилларий, или сигнифер, — знаменосец с медвежьей или львиной шкурой. Панцирь с колечками, кожаная безрукавка, меч, кинжал и круглый щит (clipeus) из кожи с металлической обшивкой.

4. Аквилифер — знаменосец со знаком легиона — орлом (в легионе насчитывалось 4200 — 6000 воинов: 10 когорт по три манипула в каждой).

1. Сигнальщик с рогом (согпи) — большим изогнутым металлическим горном, в тунике с широкими полосами посредине.

2. Гладиатор с сетью (retiarius). Он защищен только панцирем, привязанным к левой руке, поясом с передником и поножами с обмотками. 3. Мирмиллон (mirmillo — гладиатор в галльском вооружении). Шлем с забралом, щит, пояс, поножи и меч.

4. Гладиатор-фракиец (thrax). Фракийское вооружение — такое же, как у мирмиллона, и, кроме того, еще одна пара поножей и фракийская короткая кривая сабля (sica).

5. Начальник гладиаторов (lanista) с жезлом, в широкой тунике с двумя полосами, жестом приказывающий прекратить сражение. Полуоткрытые ботинки-сандалии.

1. Центурион (лат. centurio) — командующий центурией. Чешуйчатый панцирь, на нем воинские знаки отличия — серебряные фалеры (phalerae — металлические украшения). Поножи с украшениями, сложенная вдвое накидка и жезл из виноградной лозы — знак отличия центуриона. Рядом шлем с султаном, меч в ножнах.

2. Старший офицер. Плащ из тонкой пурпурной шерсти. На шлеме султан в виде гусеницы. Круглый металлический щит в раннегреческом стиле. Колонна Траяна.

3. Всадник в кожаном панцире и штанах. Шестиугольный щит из кожи, искусно обшитой металлом. Копье всадника и длинный меч (spatha), вошедший в употребление с конца I в. н.э.

4. Солдат вспомогательного войска союзного римлянам народа (германцев). Передник, пояс, закрытая верхняя одежда (paenula) с капюшоном, овальный щит, меч, кинжал и два метательных копья. С надгробного памятника в Майнце.

Древний Рим. Мужская мода

1. Тога, уложенная простым способом поверх туники. Так называемая statua togata (статуя, одетая в тогу), портретное изваяние этруска в одежде мирного времени.

2. Понтифик (pontifex) — жрец, совершающий жертвоприношение. Тога покрывает и голову.

3. Поставщик жертвенных животных или помощник жреца при жертвоприношениях — victimarius (victima — жертва).

4. Житель города Габии в Лациуме, где носили тогу особым способом: конец подобранной тоги перебрасывался через левое плечо и из-под правой руки подтягивался к груди.
Слева: монета с головой Юлия Цезаря в лавровом венке.
Справа: монета времен правления императора Аврелиана (270 — 275 н.э.) с императорской короной.

5. Юлий Цезарь обращается с речью к своим солдатам. Поверх окованного бронзой панциря — военный плащ paludamentum, который носили главным образом полководцы во время войны. Он был длиннее, чем обычный военный плащ sagum, и скреплялся на правом плече застежкой — аграфом.

6. Юлий Цезарь в простой белой мужской тоге (toga рuга — чистая тога, или toga virilis — тога зрелости), которую римляне имели право носить с 17 лет.

7. Должностное лицо в позе оратора. Тога, окаймленная одной пурпурной полосой (toga praetexta — окаймленная тога), являлась отличительным знаком римлян, занимавших высокую должность.

8. Император в длинном плаще paludamentum, который носили преимущественно полководцы.

9. Ликтор — слуга из состава свиты, сопровождавшей высших сановников, с фасцией (fastis — связка прутьев, знак достоинства).

10. Император в длинной пурпурной тоге со шлейфом, которую первоначально носили цензоры — выборные должностные лица, следившие за поступлением налогов и благонравием населения. Постоянная одежда императоров, начиная с правления Домициана (81 — 96 н.э.).

11. Император в пурпурной мантии, расшитой золотом, поверх подпоясанной тоги.

12. Император, совершающий жертвоприношение, в тунике и пенуле — дорожном плаще.

13. Юноша в пенуле.

14. Воротник с капюшоном (cucullus).

15. Остроконечная шляпа для защиты от солнца, подобная женской шляпе статуэток из Танагры.

Древний Рим. Одежда горожан, женщин и жрецов

1. Возничий (auriga) на арене, в цветной тунике, с пальмовой ветвью — знаком победы.

2. Мужчина в длинной широкой тунике (tunica talaris — туника до пят) без рукавов.

3. Сельский житель в одежде из овечьей шкуры, высоких сапогах и широкополой шляпе.

4. Рыбак в короткой рубахе, оставляющей открытой грудь справа.

5. Пенула (плащ с капюшоном из войлока), вид сзади. Прототип североафриканского бурнуса.

6. Раб в высоко подпоясанной тунике и сандалиях с обмотками.

7. Camillus — юноша безупречного поведения из почтенной семьи, помогающий жрецу во время жертвоприношений. Подпоясанная туника. Непокрытые длинные волосы, венок.

8. Женщина в плаще и короткой подпоясанной тунике, под которой находится еще одна туника — внутренняя, или subucula (сорочка), более длинная, с плотно прилегающими рукавами.

9. Туника из цельного куска ткани (tunica recta — прямая), доходящая до ступней. Длинное покрывало под диадемой.

10. Жена Друза, полководца, успешно воевавшего с германцами в конце I в. до н.э

11. Женщина в подпоясанной тунике (tunica mulierbis — женская).

12. Весталки — жрицы Весты, богини домашнего очага и целомудрия. Плащ и покрывало поверх длинной туники.

13. Старшая весталка.

14. Императрица Агриппина Старшая (жена Германика и мать Калигулы, умершая в 33 г.н.э.). Туника в мелких складках, с полудлинными рукавами, поверх нее наброшен плащ. Парик с косами по бокам.

Прически в Древнем Риме

Прически римлянок при императоре Августе поражали своим разнообразием. Знатные дамы только для сооружения своих прическо держали по нескольку рабынь. Те, кто не мог себе этого позволить или не стремился к роскоши, конечно, довольствовались более скромными прическами и платками. Простые прически с пробором и узлом в целом соответствовали греческим. Но знатные и немолодые женщины предпочитали искусные прически. На 28 показан узел (nodus) с бантом из расчесанных на пробор и уложенных крест-накрест волос. Кроме лент носили сетки, повязки, диадемы или простые налобные обручи. Волнистая прическа наподобие греческой показана на 26. Косы, подобранные различными способами, показаны на 23, 25 (вид сзади), 27. Широко распространенной прической знатных римлянок были плотно прилегающие друг к другу и расположенные рядами завитки в виде колечек — 20, 22, 23. Очень искусной и величественной, почти как зубчатый верх крепостной стены, выглядит прическа императрицы Мессалины (21).

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Оценить материал:

Тога — это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях. Тога — это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия — сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой.

Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более. Предполагается, что тогу надевали следующим образом.

Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо.

Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем — справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.

Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники — чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.

Туника — рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома.

Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.

Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.

Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой.

И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности.

Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола — длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом — под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита — «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.

К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин — паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего — окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой — в отличие от лацерны).

В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами — кроеными, нередко — с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.

Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.

Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.

Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян — не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.

При подготовке статьи использована литература:

Муратов П. Образы Италии. Т. 1−2. М., 1912.

Кнаббе Г. С. Древний Рим — история и повседневность. М., 1986.

Недавние исследования немецких и британских археологов показали, что одежда, которую носили жители Древнего Рима, вопреки устоявшимся стереотипам, была весьма разнообразна. Судя по всему, в империи начиная с первого века нашей эры практиковался индивидуальный пошив. Кроме того, уже в те времена существовало такое понятие, как "бренд".

Многие из нас еще со школьной скамьи знают, что одежда древних римлян разнообразием не отличалась. Обычно мы помним, что знатные римляне носили тоги, представлявшие собой своеобразный длинный кусок полотна, который иногда достигал в длину до шести метров. Причем несчастные римские богачи были вынуждены несколько раз обертывать его вокруг себя, что без посторонней помощи сделать, конечно же, было невозможно.

А простые граждане империи носили мешкообразные одеяния с вырезами для рук и головы, нисколько не подчеркивавшие, а, наоборот, скрывавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бедрах. Кроме того, почему-то многие считают, что в основном эти одеяния были белого или светло-серого цвета. Наверное, данное заблуждение создали многочисленные художники-иллюстраторы учебников истории.

Однако последние открытия археологов говорят о том, что все было не так. На самом деле одежда древних римлян была весьма разнообразной. И, что самое интересное, судя по всему, уже в те времена существовал так называемый индивидуальный пошив.

Как мы знаем, в основном в Римской империи одежду изготовляли из шерстяных тканей. Использовались также материалы из хлопка, льна и крапивы, хотя гораздо реже, а шелк был совсем уж экзотикой, поскольку его не производили на месте, а привозили из далекого Китая. Пик расцвета текстильной промышленности в Древнем Риме приходится на начало нашей эры, когда, захватив Египет, римляне познакомились с тамошним вариантом ткацкого станка. И вскоре завоеватели застроили одежными "фабриками" всю страну, то есть большую часть Европы и Малую Азию. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы Высокого Средневековья.

Немецкий историк Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнцат (ФРГ) недавно сделала одно интересное открытие. Исследуя местную коллекцию римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. До сих пор считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка и под фигуру одежду никак не подгоняли. Данное открытие, однако, говорит о том, что римляне все-таки знали толк в модном дизайне.

Также недавно было установлено, что в империи, судя по всему, существовало такое понятие, как "бренд". Так, например, в кельнском музее "Колумба" хранится туника, в верхней части которой красной нитью вышита буква "каппа". До последнего времени считалось, что это монограмма имени хозяина. Однако сейчас историки склонны предполагать, что это все-таки логотип дизайнера, поскольку вещи с такой же вышивкой совсем недавно были найдены при раскопках римской крепости Виндоланд на севере Англии. Время изготовления этих предметов одежды разное, и вряд ли они принадлежали одному и тому же человеку. Да и весьма сомнительно, чтобы римлянин, у которого, как правило, было несколько имен, подписывал свою одежду всего лишь одной буквой.

Кроме того, раскопки данной крепости опровергли миф о том, будто все легионеры империи носили одинаковую форму. Не только нижнее белье, но и панцири древних римлян, судя по находкам, изготавливались по индивидуальному заказу. Двух одинаковых предметов одежды и обмундирования среди обнаруженных вещей просто нет.

Кстати, был также окончательно развеян миф о том, будто бы воины Древнего Рима щеголяли в красных плащах. Находки говорят о том, что любимым цветом данной одежды был светло-серый, то есть цвет земли. Это было не только дешево (красная краска, добываемая из морских моллюсков, обитающих в Средиземном море, тогда стоила сумасшедших денег), но и практично — легионеру, одетому в подобный плащ, было легче замаскироваться. Плащи же офицеров были темно-коричневого цвета, а вовсе не багряного.

Да и, судя по данным ученых, одежду красного цвета в империи носили в основном женщины. Есть сведения о том, что богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья (причем самых разных фасонов, иногда даже с рукавами) и плащи, окрашенные во все оттенки красного. Интересно, что, когда шел дождь, этим модницам срочно приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой — ведь краситель-то, как мы уже говорили, добывался из тел моллюсков.

Однако платья и плащи были далеко не единственной женской одеждой. Судя по мозаике, обнаруженной на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаейся к поздней римской эпохе, иногда дамочки носили… бикини! На телах женщин, изображенных там, присутствует что-то вроде пляжных трусиков и бюстгальтера, причем этот костюм, как и положено настоящему бикини, раздельный. Скорее всего, предполагают ученые, это все-таки был не классический купальник, а просто два куска ткани, один из которых обматывался вокруг бедер, а другой — вокруг груди. Примечательно, что на изображении в этих костюмах женщины вовсе не купаются, а занимаются гимнастическими упражнениями (или, возможно, участвуют в какой-то мистерии).

Что касается классической тоги, то она, конечно же, присутствовала в гардеробе знатных римлян, но, судя по всему, не была повседневной одеждой. Ее надевали лишь в особо торжественных случаях (возможно, именно поэтому все дошедшие до нас образцы очень хорошо сохранились). А таковые даже в Риме случались не каждый день, поэтому, судя по всему, большую часть времени тоги не использовались.

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне Ко II-I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

История Римской империи делится на три основных этапа:

Царизм (VIII - VI века до н.э.).
- Развитие республики (III - I века до н.э.).
- Развитие Римской империи (I - V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, римлян - тога и туника у мужчин, а у женщин - стола, инстита и палла.

Каждый представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога - самая популярная мужская одежда римлян - шерстяная рубаха с короткими рукавами - являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян - туника - представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников - angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, - шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян - шерстяная лацерна, сагум и палла - была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье - чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги - высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых - вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.

Древний Рим, обитель властных правителей и отважных военачальников. Все богатство древнеримской культуры не могло не отразиться в одежде этого народа. Выделяют два основных этапа развития римского костюма: республиканский и императорский. Одежда древних римлян республиканского этапа характеризуется строгостью и функциональностью, а императорского, напротив, делает упор на отношение владельца одежды к тому или иному классу. Императорский этап представлял собой большее разнообразие и пышность одеяний.

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Начиная с 3 века нашей эры в обиход римлян вошли штаны. Большой популярностью они не пользовались и носились только солдатами.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами. Полудаментум Лацерна Тога Пенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Ткани

Для изготовления одежды римляне чаще всего использовали шерстяные ткани. Однако некоторые предметы могли быть сделаны и из кожи. Весьма распространенным материалом являлся также лен. Знатные персоны могли позволить себе и легкие шелковые одеяния. Знаменитый Косский шелк вызвал бурю эмоций у римлян. Кто-то порицал ношение одежды из этого материала, так как она казалась чересчур открытой. Кто-то, напротив, не жалел никаких денег на этот товар. Однако, как только в Империю был завезен китайский шелк, то он сразу же обошел всех конкурентов. Несмотря на свою дороговизну, этот материал был очень востребован. Долгое время из-за нехватки чистого шелка были распространены «полушелковые» материалы. Они получались при вплетении в шелк нитей льна или шерсти. Лишь к 3 веку нашей эры римлянам открылся практически неограниченный доступ к чистому шелку. Именно из него стали шить одежду для знатных и влиятельных лиц.

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Орнамент

Одежда Империи, в особенности у знати, зачастую украшалась различным орнаментом. Преимущественно изображались листья растений, таких как дуб, лавр или акант. Также излюбленными элементами являлись колосья, фигуры людей и животных, черепа и различная мифология. Нередко можно было заметить на одежде изображение военных трофеев и ваз.

Наряду с эстетическими функциями, орнаментика несла и определенный смысл. Одеяния древности скрывали информацию о божествах и духах, которых почитал владелец вещи. И если поначалу самобытность римской символики была ярко выражена, то впоследствии усилилось влияние востока.

Нижним бельем древних римлян считалась туника. Она обязательно надевалась как мужчинами, так и женщинами под основную одежду. В случае холодов, очень часто надевалось две или более туник одна на другую. Женщины под туникой могли носить строфии – прообраз бюстгальтеров. Они представляли собой кожаные полоски, целью которых было поддержание груди снизу. Известны римлянкам были и купальные костюмы. В те времена они представляли собой полоски ткани, повязываемые в районе груди и бедер.

Головные уборы

Несмотря на то, что римляне очень многое переняли у греков, привычка покрывать голову не прижилась. Головные уборы считались специфическим атрибутом жрецов и судей. От непогоды спасал капюшон или верхняя часть тоги, которую набрасывали на голову. Если же головные уборы и надевались, то они представляли собой шляпы, похожие на греческие. Крестьяне могли ходить в шляпах из соломы или кожи. Женщины покрывали голову повязками, сетками или круглыми шапками. Представительницы знати могли прикрепить к головному убору вуаль, ниспадающую на плечи. Эти головные уборы также взяты из греческой культуры.

Обувь

В бытовой обстановке римляне предпочитали легкую обувь – солеа. Это были сандалии, привязываемые к ноге специальными ремешками. Для публичных выходов солеа определенно не подходили. В силу этого распространение получила и другая обувь: сапоги, башмаки.

Выходя в свет, римлянин надевал полусапоги из кожи, которые назывались кальцеус. Эта обувь закрывала ногу владельца целиком. Цвет обуви тоже имел значение. Император мог носить кальцеус из кожи красного цвета, а сенатор – черного. Обувь украшалась различными бляшками и брошками. Низшие слои населения довольствовались деревянными башмаками, или обувью из грубой кожи. Женская обувь изготовлялась из мягкой кожи различных цветов. Знатные женщины ходили в светлой обуви, обрамленной жемчугом или камнями.

В одежде древних римлян очень четко прослеживается влияние греческой культуры. Многое было позаимствовано практически без изменений, однако и собственная самобытность присутствует. На то, какой была одежда древних римлян, повлияла сильная военная составляющая жизни этого народа. Вклад в культуру внесли не только завоеванные территории, но и соседние империи.

Видео

Фото