«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа). Презентация по проекту "сокровища земли" в подготовительной группе сада

18.07.2019

· Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

· Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

· Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

· Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

· Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

· Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?

Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

· Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)

· Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

· Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

· Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, уход за комнатными растениями)?

· Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики : Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в уголке природы, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок у, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания. Неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

Результаты диагностики (начало и конец учебного года)


Календарно-тематический план

Дата № п/п Тема занятия Материал Форма организации Примечание
Сентябрь 1. «Что такое природа» Объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Игра с мячом «Природа – «неприрода». Игра с ящиком ощущений. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.140
2. «Живая и неживая природа» Карточки с изображением объектов живой и неживой природы, репродукции картин (пейзажей). Беседа. Игра с мячом «живое – неживое». Рассматривание репродукций пейзажей. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.146
3. Вода вокруг нас (вода в природе, водоемы, осадки). Пластиковые бутылки для воды. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
4. Волшебница вода (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода). Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактическая игра. « Какой вода бывает?»
Октябрь 5. Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе). Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Стихотворение Г. Люшнина «Капелька» См. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» стр.25
6. Водные растения и животные. Загрязнение водоемов. Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.
7. Воздух и его свойства. Надувные резиновые шарики, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка. Вопросы воспитателя. Введение сказочных персонажей. Опыты. Наблюдение на прогулке (обратить внимание на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев). Игры с мячами. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.8 Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» стр.61
8. Воздух вокруг нас. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. Беседа с детьми в ходе экспериментирования. Изготовление бумажных самолетиков. Игра «Почему летает». Чтение художественной литературы (сказки, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане…», «Соловей – Разбойник» и т.д.). Взаимодействие с родителями (предложить ребенку во время купания надувную игрушку, погружая в воду, наблюдать, как из нее выходит воздух, зарисовать). Н.Е. Веракса «Поисково – исследовательская деятельность с дошкольниками»
Ноябрь 9. «Вот труба – над нею дым» Пылесос, картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами. Рассказ «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка». Введение сказочного персонажа. Наводящие вопросы воспитателя. Предположения детей. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.97.
10. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) Беседа в уголке природы и практические занятия в уголке экспериментирования
11. Солнце источник света и тепла. Сезонные изменения в природе. Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка. Беседа в уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.
12. Легенды и сказки о солнце. Художественные произведения: легенды и сказки о солнце. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением
Декабрь 13. Что у нас под ногами. Песок, глина. Песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки. Банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделия из глины (игрушки, посуда, поделки), салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки. Опытно – исследовательская деятельность, беседа, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами».
14. Удивительные камни. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. Сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы. Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы, ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 77.
15. Магнит и его свойства. Металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы – ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 112
16. Почва – живая земля. Таблицы, схемы, указатели. Карандаши. Толковый словарь. Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, стаканы с водой. Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение). Решение проблемных ситуаций, исследование. Рассматривание предметов исследования, схем, моделей; Выполнение опытов, составление схем-моделей.
Январь 17. Жители подземного царства. Мешочек с землей. Ключ. Совочек, презентация. Для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы. Иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи. Вопросы. Указания. Художественное слово. Показ презентации. Игры, пальчиковая гимнастика. Отгадывание загадок. Проведение опытов. Чтение стихов. Гимнастика для глаз.
18. Загрязнение почвы, ее влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва. Комочки влажной и рыхлой земли. Большая банка. 2 банки с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт обруч-4 шт. Рассказ воспитателя, опыт «Как происходит загрязнение почвы», работа с иллюстрированным материалом, практическая деятельность детей совместно с воспитателем.
19. Разнообразие видов растений в природе. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото». Сюрпризный момент (посылка от лесных зверей), Обобщающая беседа. Дидактическая игра лото. Моделирование.
20. Как узнать растения (части растений). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий
Февраль 21. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром. Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. Занятие на тему: « Крылатые семена» Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка стр.51
22. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Экспериментирование. Беседа «Растения теневыносливые и светолюбивые». Наблюдение.
23. Растения – пища для животных и человека. Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков. Дидактическая игра. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром. Беседа по вопросам и иллюстрациям. Дидактическая игра «Кто что ест?»
24. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. Кукла Айболит. Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» «Секреты Лесовичка» - рассказ о лекарственных растениях. См. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» стр. 90
Март 25. Разнообразие животного мира. Знакомство с различными представителями животного мира. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные». Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию.
26. Рыбы (аквариумные, пресноводные – прудовые, речные, морские, океанические). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках». Рассматривание иллюстраций с видами рыб и мест их обитания, наблюдение за рыбами в аквариуме, рисование рыб цветными карандашами, беседа по содержанию.
27. Земноводные. Демонстрационный материал «Земноводные». Рассматривание иллюстраций с видами земноводных и мест их обитания, беседа по содержанию.
28. Пресмыкающиеся. Демонстрационный материал «Пресмыкающиеся» Рассматривание иллюстраций с видами пресмыкающихся и мест их обитания, беседа по содержанию.
Апрель 29. Насекомые. Демонстрационный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки - садки для насекомых. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание картинок с изображением насекомых, беседа по содержанию.
30. Птицы. Наглядный материал «Птицы». «Какая птица, где живет» дидактическая игра. Рассматривание иллюстраций с видами птиц и мест их обитания. Беседа по содержанию.
31. Звери. Наглядный материал «Звери». «Звери, какие они?» Рассматривание иллюстраций. Группировка по общим признакам.
32. Животные разных континентов. Красная книга Природы. Наглядный материал по теме. Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека.
Май 33. Лес - как пример сообщества. Иллюстрации с видами леса, его обитателями. Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова. Н.А. Рыжова «Кто в доме природе живёт» материалы блока « Лес». Хрестоматия для детского сада. (Стихи о природе. Стр.97.
34. Лес и человек. Охрана леса. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения в природе. Вопросы. Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
35. Десять заповедей друзей природы. Наглядный материал. Карандаши, бумага. Дидактическая игра «Угадай правило». Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
36. Нужны все на свете (Обобщение знаний) Костюмы по содержанию. Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом»

Литература

1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз – Дидактика»,2005.

2. Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

4. Рыжова Н.А., Экологический проект «Мое дерево». – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

5. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня. – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

9. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014

Елена Гиацинтова
«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

«Сравнение свойств песка и камней »

Конспект занятия по познавательно-исследовательской

деятельности (старшая группа )

Цель : Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования.

Интеграция с другими областями : «Речевое развитие» , «Познание » , «Социально-коммуникативное» , «Художественно-эстетическое» .

Образовательная : уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка , воды, камней ) ;

Развивающая : развивать умение сравнивать материалы , проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности. Закреп-лять правила поведения при участии в экспериментах. Расширять и обогащать словарный запас (песчинки, шершавый) . Активизировать в речи слова : ученный, лаборатория.

Воспитательная : Воспитывать интерес к объектам неживой природы, познавательное отношение к ним .

Методы и приемы

Сюрпризный момент (внесение мешочков с песком и камнями ) .

Вопросы : Что внутри? Как узнать? (обследование мешочков)

Что тяжелее песок или камни ? Сравнение песка и камней . Опыты.

Физкультминутка «Гора» .

Д/игр «Живая и неживая природа» .

Заполнение личных дневников

«Сад камней » .

Материалы и оборудование : песок, вода, камни , лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, трубочки для коктейля, мешочки, мультимедийные проектор, 1\4 альбомного листа, клеенки фартуки, ложечки, дневники для записи исследований.

Ход занятия

Воспитатель :

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным.

«С добрым утром!»

«Добрый вечер!»

«Добрый день!»

Всем говорим.

Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.

А теперь ребята давайте с вами устроимся поудобнее и посмотрим на экран.

Слайд №1 –«Космос»

Воспитатель : Что изображено на экране?

Что бывает в космосе?

Какие планеты вы знаете?

Слайд №2 – вид Земли из космоса

Воспитатель вместе с детьми рассматривает, что обозначает каждый цвет на нашей планете.

Воспитатель : Как все это можно назвать одним словом? (природа) . Ребята, мы с вами уже говорили о том, что бывает живая и неживая природа.

Слайд №3 – «Живая и неживая природа»

Д/И «Живая и неживая природа» .

Воспитатель вносит два мешочка и предлагает детям определить их содержимое. Он дает детям их потрогать, ощупать, понюхать и т. д. Выслушав предположения детей, он открывает мешочки и предлагает сравнить их содержимое .

Воспитатель : На прошлых занятиях мы с вами уже говорили о свойствах

песка и камня . И сейчас я предлагаю вам сравнить эти материалы с помощью опытов и наблюдений.

Воспитатель : Кто проводит опыты и исследования? Как называется ком-ната, где работают ученые?

Воспитатель : Ну что, мои юные ученные, отправимся в нашу лаборато-рию?

Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)

У вас на столах приготовлено все необходимое. Что вы видите?

-Сейчас мы с вами вспомним : - Какого цвета вода в ваших стаканчиках? Имеет ли вода цвет, вкус, форму.

Какого цвета песок? Он мокрый или сухой? Имеет сухой песок форму?

Какие камни перед вами ? Возьмите камни в руку потрогайте , погладьте их. Что вы еще можете мне сказать о камнях ?

Ребята, а как вы думаете, что тяжелее песок или камень?

Опыт №1. Опустите в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдаем, как материалы оседают на дно (2-3 раза) .

Вывод : Камни тяжелее , они оседают раньше. Песок состоит из маленьких песчинок. Они легкие.

А из чего состоят камни ? Попробуйте разделить его на маленькие частички. Получается?

Давайте еще раз подтвердим свои выводы и докажем гостям, что песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые .

Опыт №2. С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются)

А теперь попробуйте подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжёлый) .

Вывод : Песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые .

Давайте выясним, почему мы не смогли сдуть и разделить на маленькие частички камень, а с песком это у нас получилось легко.

Опыт №3. Насыпьте немного песка на листок белой бумаги и рассмотрите песчинки через лупу. Что вы видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть?

- Камни тоже состоят из маленьких частиц, но они крепко держатся друг за друга и, мы не можем его разделить.

Ребята, если камень нельзя разделить, тогда откуда берутся камешки?

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора старушка

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.

Воспитатель : А сейчас мои юные ученые нам с вами предстоит не менее сложная работа. Нам нужно все наши наблюдения зарисовать и сложить в свой дневник «Юного исследователя» .

Воспитатель : А как вы думаете, из камней может вырасти сад ? (нет камни , они мертвые, а не живые)

Воспитатель : Я предлагаю вам создать свой сад на песке из камней .

Дети выполняют творческую работу. Выкладывают из камней цветы , деревья и т. д.

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Домик из песка и дорожка из камней» Образовательные задачи: - Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах песка и камня (песок – сыпучий, сырой, сухой,.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «К бабушке в деревню» (младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 Конспект Непрерывной образовательной.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго - Северной муниципального образования.

Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.


Автор: Кондратенко Наталья Васильевна, воспитатель второй категории, МБДОУ ЦРР Д/С "Крепыш", ЯНАО, г. Ноябрьск
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Песок, камни, глина»
Цель:
В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней.
Развивать внимание, память, мышление и тактильные ощущения.
Игры на тему: «Песок, камни, глина»
Тема: «Вспомним сказку»
Цель: развивать внимание, память, мышление.
Материал: карточки с красным кружком, карточки с отрывками из произведений.
Ход игры:
Воспитатель, называет или читает отрывки из известные сказок («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка»). Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.
Тема: «Камень, ножницы, бумага»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.
Тема: «Что исчезло?»
Цель: развивать память, наблюдательность.
Материал: камни разных цветов и размеров.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.
Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
Тема: «Найди свой камешек»
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Материал: коллекция камней.
Ход игры:
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
Тема: «Я положил в свой рюкзак»
Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней; развивать внимание, сообразительность.
Материал: рюкзак, разные камешки,
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.
Моделирование на тему: «Что такое горы»
Цель: дать представления о равнинах и горах и их образованиях с помощью моделирования; развивать любознательность интерес.
Материал: кусок ткани, раскрашенный в зеленые и коричневые цвета, камни, пластилин разного цвета, торт.
Ход игры:
1 способ
Разложить ткань на плоском месте, например на столе. Представим, что это участок земли. Можно назвать такое место ровным? Оно так и называется - равнина. Теперь предложите детям положить под ткань предметы разной высоты, например камни (их можно класть только под участки коричневого цвета). Рассмотрим наш участок. Он ровный или нет? На нем появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными участками.
2 способ
Несколько человек держат ткань за концы – она растягивается. Затем другие дети снизу поднимают руками ткань на тех участках, которые обозначаются коричневым цветом (можно создать разные по высоте горы).
3 способ
Каждый ребенок держит на ладошке кусочек ткани. По команде воспитателя он шевелит рукой, поднимает пальцы, сжимает ладошку в кулак – получаются «горы»
Тема: «Что у гор внутри?»
Цель: закрепить знания об образовании гор, развивать моделирование.
Материал: пластилин, торт.
Ход игры:
Возьмите пластилин коричневого, серого, черного и других цветов, пирожное или кусочек торта с хорошо различимыми слоями. Обратите внимание детей на то, что пирожное состоит из нескольких слоев. Так же и внутри земли можно обнаружить похожие слои. Иногда они выходят на поверхность, и появляются горы. Пусть дети слепят из пластилина длинную полоску, состоящую из нескольких слоев разного цвета. Затем нарежьте в нескольких местах поверхность получившегося «пирожного» и предложите сделать из него складку, волну, осторожно двигая пластилин с концов в середине. Получатся гора, внутри которой слои разных камней. Это своеобразная каменная книга, читая которую ученые узнают о прошлом нашей планеты.
Тема: «Гора и камешки»
Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат; развивать эмпатию, воображение.
Ход игры:
Дети - камешки стоят вместе, тесно прижавшись, друг к другу, - это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила – была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребенок отходит то остальных), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отходят от центра). Гора становилась все меньше и меньше и, в конце концов, стала совсем незаметной, (все дети расходятся) так ветер и вода трудились день за днем – победили большую гору».
Тема: «Создаем музыкальные инструменты»
Цель: дать представление о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов; развивать музыкальный слух.
Материал: металлические банки из-под кофе, пластмассовые упаковки с плотно закрывающимися крышками, камни разного размера (не очень крупные).
Ход игры:
Примечание.
Игру лучше проводить на улице, так как придуманные детьми музыкальные инструменты обычно издают очень громкие звуки.
Создаем свой музыкальный инструмент. Положим камни в металлическую банку из-под кофе или пластмассовую посуду, плотно ее закроем. Можно менять камешки (увеличит или уменьшить их количество, помещать камешки разного размера, веса). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много? По такому принципу сделаны погремушки и некоторые другие инструменты, например маракас.
Тема: «Подбери камешек»
Цель: закрепить названия природных и искусственных камней; дать представление об использовании их человеком.
Материал: разные природные и искусственные камни (мел, кирпич, кремень, агат, и т. п.).Ход игры:
Педагог говорит: «Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»; «Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»; «Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»; «Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из..» и т. п. (дети показывают нужный камень).
Тема: «Что для чего»
Цель: продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.
Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п.), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.), горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п.
Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).
Тема: «Сочиняем рассказы и сказки»
Цель: развивать творчество; связную речь; память, мышление, внимание.
Материал: разные камешки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку выбрать камешек и рассказать о нем сказку или рассказ: где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно также составить коллективную сказку или рассказ об одном камне. Или дети встают возле большого камня и сочиняют сказку по очереди. Взрослый предлагает начало: «Далеко- далеко, на самой большой вершине горы, лежал большой- большой, старый камень…». Каждый из детей дает свой вариант продолжения текста.
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; учить доказывать свою правоту; воспитывать внимание; память.
Материал: песок, глина, камни, комнатные растения, ракушки, сухие осенние листья и т. п.Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривают материал, расположенный на столе и дает задание: разделить все предметы на две группы. Что относится к живой, а что относится к неживой природе? Обосновать свой выбор.
Тема: «Песок и глина»
Цель: закрепить у детей представление о свойствах песка и глины; соблюдать правила игры.
Ход игры:
Педагог «превращает» детей в песчинки, как песчинки себя ведут? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другу). Подул сильный ветер: что происходит с песчинками? (участники игры разбегаются).
Педагог «превращает» детей в глину. Как вы будете себя вести? (группами, взявшись за руки). Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются, (дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).
Педагог делит детей на две команды. Одна из них – песчинки, вторая - комочки глины. Подул сильный ветер, (команды ведут себя по - разному).
Тема: «Если бы я был…»
Цель: закрепить знания о животных, развивать связную речь, мышление.
Материал: фотографии пустыни, песочные часы.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с изображением обитателей песчаной пустыни. Пусть каждый из них выберет животное, которое ему больше всего по душе. По «волшебному сигналу» взрослого (например, переверните песочные часы) участники игры превращаются в понравившихся зверей, птиц, рептилий и рассказывают о себе: «Если бы я был ящерицей и жил в пустыне, я бы…» (как прятался, как питался, как бегал, рыл норы и т. п.).
Тема: «Ящик ощущений»
Цель: развивать тактильную память, внимание.
Материал: ящик ощущений, разные камни.
Ход игры:
1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.
3- й вариант. Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.

Глина - это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Происхождение глины.

Глина - вторичный продукт, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

В целом по происхождению и составу все глины подразделяются на:

- глины осадочные , образовавщиеся в результате переноса в другое место и отложения там глинистых и других продуктов коры выветривания. По происхождению осадочные глины делятся на морские глины, отложившиеся на дне моря, и континентальные глины, образовавшиеся на материке.

Среди морских глин различают:

  • Прибрежно-морские - образуются в береговых зонах (зонах взмучивания) морей, незамкнутых заливах, дельтах рек. Характеризуются часто неотсортированностью материала. Быстро переходят в песчанистые и грубозернистые разновидности. Замещаются песчаными и карбонатными отложениями по простиранию Такие глины обычно переслаиваются с песчаниками, алевролитами, пластами угля и карбонатными породамм.
  • Лагунные - образуются в морских лагунах, полузамкнутых с повышенной концентрацией солей или опресненных. В первом случае глины неоднородны по гранулометрическому составу, недостаточно отсортированы и ветречаются совместно с гипсом или солями. Глины опреснённых лагун обычно тонкодисперсные, тонкослоистые, содержат включения кальцита, сидерита, сульфидов железа и др. Среди этих глин встречаются огнеупорные разновидности.
  • Шельфовые - образуются на глубине до 200 м. при отсутствии течений. Характеризуются однродным гранулометрическим составом, большой мощностью (до 100 м. и более). Распространены на большой площади.

Среди континентальных глин выделяют:

  • Делювиальные - характеризуются смешанным гранулометрическим составом, резкой его изменчивостью и неправильной слоистостью (иногда отсутствует).
  • Озёрные с однородным гранулометрическим составом и тонкодисперсные. В таких глинах присутствуют все глинистые минералы, но каолинит и гидрослюды, а также минералы водных окислов Fе и Аl преобладают в глинах пресных озёр, а минералы монтмориллонитовой группы и карбонаты - в глинах соляных озёр. К озёрным глинам принадлежит лучшие разновидности огнеупорных глин.
  • Пролювиальные , образованные временными потоками. Характеризуются очень плохой сортировкой.
  • Речные - развиты в речных террасах, особенно в пойме. Обычно плохо отсортированы. Быстро переходят в пески и галечники, чаще всего неслоистые.

Остаточные - глины, возникающие в результате выветривания различных горных пород на суше, и в море в результате изменения лав, их пеплов и туфов. Вниз по разрезу остаточные глины постепенно переходят в материнские породы. Гранулометрический состав остаточных глин изменчив - от тонкодисперсных разновидностей в верхней части залежи до неравномернозернистых - в нижней. Остаточные глины, образовавшиеся из кислых массивных пород, не пластичны или мало пластичны; более пластичны глины, возникшие при разрушении осадочных глинистых пород. К континентальным остаточным глинам относятся каолины и др. элювиальные глины. В Российской Федерации широко распространены, кроме современных, древние остаточные глины - на Урале, в Зап. и Вост. Сибири, (их много также на Украине), - имеющие большое практическое значение. В упомянутых районах на основных породах возникают глины преимущественно монтмориллонитовые, нонтронитовые и др., на средних и кислых - каолины и гидрослюдистые глины. Морские остаточные глины образуют группу глин отбеливающих, сложенных минералами монтмориллонитовой группы.

Глина есть повсюду. Не в смысле - в каждой квартире и тарелке борща, а в любой стране. И если алмазов, желтого металла или черного золота кое-где не хватает, то глины хватает везде. Что, в общем, неудивительно - глина, осадочная порода, это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. Камень-песок-глина. Впрочем, последняя? И песок может залежатса в камень - золотистый и мягкий песчаник, а глина стать кирпичом. Или человеком. У кого какая удача.

Глину окрашивает камень-создатель и соли железа, алюминия и тому подобных полезных ископаемых, оказавшихся рядом. В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.

Ранее глину добывали по берегам рек и озер. Или копали специально под нее яму. Затем глину оказалось возможным не копать самостоятельно, а купить у гончара, например. Во времена нашего детства обычную, красную глину, выкапывали сами, а благородную белую покупали в магазинах для художников или, особенно чистую, в аптеке. Теперь в найпоганенький лавке, торгующей косметикой, непременно есть глина. Правда, не совсем в чистом виде, а в смеси с различными моющими, увлажняющими и питательными средствами.

Наша земля глиной богата. Пробиты в суглинистом почве дороги и тропы в жару становятся источниками пыли, а в слякоть - сплошной грязью. Глинистый пыль покрывал путника с головы до ног и добавлял домашней работы хозяйкам, чей дом стоял у дороги. Удивительно, но вблизи дорог, одетых в асфальт, пыли меньше не стало. Правда, с рыжего он стал черным. Багульник, густо замешано на глине, не только мешает ходить пешеходу и ездить колесу, но и под настроение не против проглотить сапог или джип.

Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китайской Народной Республике (КНР)), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (глинистые минералы), но может содержать и песчаные и карбонатные частицы. Как правило породообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % оксида кремния (IV) (SiO 2), 39 % оксида алюминия (Al 2 О 3) и 14 % воды (Н 2 0). Al 2 O 3 и SiO 2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов.

Диаметр частиц глин менее 0,005 мм; породы, состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как лёсс. Большинство глин - серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Окраска обусловлена примесями ионов - хромофоров, в основном железа в валентности 3 (красный, желтый цвет) или 2 (зеленый, синеватый).

Сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. К тому же глина обладает связывающей способностью: с порошкообразными твердыми телами (песок) дает однородное "тесто", также обладающее пластичностью, но уже в меньшей степени. Очевидно, что чем больше в глине примеси песка или воды, тем ниже пластичность смеси.

По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие".

Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч.

Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси (хрустят на зубах), при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из "тощей" глины непрочен и рассыпчат.

Важным свойством глины является ее отношение к обжигу и вообще к повышенной температуре: если замоченная глина на воздухе твердеет, высыхает и легко вытирается в порошок, не претерпев при этом никаких внутренних изменений, то при высокой температуре происходят химические процессы и состав вещества меняется.

При очень высокой температуре глина плавится. Температура оплавливания (начала плавления) характеризует огнеупорность глины, которая неодинакова для различных ее сортов. Редкие сорта глины требуют для обжига колоссального жара - до 2000°С, трудно получаемого даже в заводских условиях. В этом случае возникает необходимость снижения огнеупорности. Снизить температуру оплавливания можно за счет введения добавок следующих веществ (до 1% по массе): магнезии, окиси железа, извести. Такие добавки называются флюсами (плавнями).

Окраска глин разнообразна: светлосерая, голубоватая, желтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками.

Минералы, содержащиеся в глинах:

  • Каолинит (Al2O3·2SiO2·2H2O)
  • Андалузит, дистен и силлиманит (Al2O3·SiO2)
  • Галлуазит (Al2O3·SiO2·H2O)
  • Гидраргиллит (Al2O3·3H2O)
  • Диаспор (Al2O3·H2O)
  • Корунд (Al2O3)
  • Монотермит (0,20·Al2O3·2SiO2·1,5H2O)
  • Монтмориллонит (MgO·Al2O3·3SiO2·1,5H2O)
  • Мусковит (K2O·Al2O3·6SiO2·2H2O)
  • Наркит (Al2O3·SiO2·2H2O)
  • Пирофиллит (Al2O3·4SiO2·H2O)

Минералы, загрязняющие глины и каолины:

  • Кварц(SiO2)
  • гипс (CaSO4·2H2O)
  • доломит (MgO·CaO·CO2)
  • Кальцит (CaO·CO2)
  • Глауконит (K2O·Fe2O3·4SiO2·10H2O)
  • Лимонит (Fe2O3·3H2O)
  • Магнетит (FeO·Fe2O3)
  • Марказит (FeS2)
  • Пирит (FeS2)
  • Рутил (TiO2)
  • Серпентин (3MgO·2SiO2·2H2O)
  • Сидерит (FeO·CO2)

Глина появилась на земле много тысяч лет назад. Ее «родителями» считаются известные в геологии породообразующие минералы - каолиниты, шпаты, некоторые разновидности слюды, известняки и мраморы. При опрделенных условиях даже некоторые виды песка трансформируются в глину. Все известные породы, имеющие геологические выходы на поверхности земли, подвержены влиянию стихий - дождя, вихревой бури, снегов и паводковых вод.

Перепады температур днем и ночью, нагревание породы солнечными лучами способствуют появлению микротрещин. В образовавшиеся трещинки попадает вода и, замерзая, разрывает поверхность камня, образуя на ней большое количество мельчайшей пыли. Природные циклоны дробят и растирают пыль в еще более мелкую пыль. Там, где циклон меняет свое направление или просто затихает, со временем образовываются огромные скопления частичек породы. Они спрессовываются, пропитываются водой, и в результате получается глина.

В зависимости от того, из какой породы образуется глина и каким образом идет ее образование, она приобретает различные цвета. Наиболее часто встречаются желтая, красная, белая, голубая, зеленая, темно-коричневая и черная глины. Все цвета, кроме черного, коричневого и красного, говорят о глубинном происхождении глины.

Цвета глины определяются присутствием в ней следующих солей:

  • красная глина - калий, железо;
  • зеленоватая глина - медь, двухвалентное железо;
  • голубая глина - кобальт, кадмий;
  • темно-коричневая и черная глина - углерод, железо;
  • желтая глина - натрий, трехвалентное железо, сера и ее соли.

Различно окрашеные глины.

Также мы можем привести промышленную классификацию глин, которая основывается на оценке этих глин по совокупности ряда признаков. К примеру, это внешний вид изделия, цвет, интервал спекания (плавления), стойкость изделия к резкой смене температуры, а также прочность изделия к ударам. По данным признакам можно определить название глины и ее назначение:

  • фарфоровая глина
  • фаянсовая глина
  • беложгущаяся глина
  • кирпичная и черепичная глина
  • трубочная глина
  • клинкерная глина
  • капсульная глина
  • терракотовая глина

Практическое использование глины.

Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнческих предметов торговли), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стойматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Производимый из керамзитовых глин путём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал. Это лёгкий пористый строительный материал, получаемый путём обжига легкоплавкой глины. Имеет форму овальных гранул. Производится также в виде песка - керамзитовый песок.

В зависимости от режима обработки глины получается керамзит различной насыпной плотности (объемного веса) - от 200 до 400 кг/ M3 и выше. Керамзит обладает высокими тепло- и шумо-изоляционными свойствами и используется преимущественно как пористый заполнитель для лёгких бетонов, не имеющий серьёзной альтернативы. Стены из керамзитобетона долговечны, имеют высокие санитарно-гигиенические характеристики, а сооружения из керамзитобетона, построенные более 50 лет назад, эксплуатируются и по сей день. Жилье, возводимое из сборного керамзитобетона, дёшево, качественно и доступно. Самым крупным производителем керамзита является Россия.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных предметов торговли.

Природная красная глина.

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина.

Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

Пористая керамическая масса.

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет - от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Майолика - это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические предмета торговли из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Каменная керамическая масса.

Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига - цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных предметов торговли из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают предмета торговли из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

Глина для фарфоровых предметов торговли состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига - белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических издержек, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. - Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные предмета торговли из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С.

Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных предметов торговли в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. - Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в1300°С.

Это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

Массы с цветным пигментом.

Пигменты - это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды - основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния - коричневый и пурпурный, оксид никеля - серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, понижая температуру плавления глины. При окраске предметов торговли температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа - красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Техническая керамика.

Техническая керамика - большая группа керамических предметов торговли и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства (большое удельное объемное и поверхностное сопротивление, большую электрическую прочность, небольшой тангенс угла диэлектрических потерь).

Производство цемента.

Для изготовления цемента сначала добывают карбонат кальция и глину из карьеров. Карбонат кальция (приблизительно 75 % количества) измельчают и тщательно перемешивают с глиной (примерно 25 % смеси). Дозировка исходных материалов является чрезвычайно трудным процессом, так как содержание извести должно отвечать заданному количеству с точностью до 0,1 %.

Эти соотношения определяются в специальной литературе понятиями «известковый», «кремнистый» и «глиноземистый» модули. Поскольку химический состав исходных сырьевых материалов вследствие зависимости от геологического происхождения постоянно колеблется, легко понять, как сложно поддерживать постоянство модулей. На современных цементных заводах хорошо зарекомендовало себя управление с помощью ЭВМ в комбинации с автоматическими методами анализа.

Правильно составленный шлам, подготовленный в зависимости от избранной технологии (сухой или мокрый метод), вводится во вращающуюся печь (длиной до 200 м и диаметром до 2-7 м) и обжигается при температуре около 1450 °C - так называемой температуре спекания. При этой температуре материал начинает оплавляться (спекаться), он покидает печь в виде более или менее крупных комьев клинкера (называемого иногда и портландцементным клинкером). Происходит обжиг.

В результате этих реакций образуются клинкерные материалы. После выхода из вращающейся печи клинкер попадает в охладитель, где происходит его резкое охлаждение от 1300 до 130 °C. После охлаждения клинкер измельчается с небольшой добавкой гипса (максимум 6 %). Размер зерен цемента лежит в пределах от 1 до 100 мкм. Его лучше иллюстрировать понятием «удельная поверхность». Если просуммировать площадь поверхности зёрен в одном грамме цемента, то в зависимости от толщины помола цемента получатся значения от 2000 до 5000 см² (0,2-0,5 м²). Преобладающая часть цемента в специальных емкостях перевозится автомобильным или железнодорожным транспортом. Все перегрузки производятся пневматическим способом. Меньшая часть цементной продукции доставляется во влаго- и разрывостойких бумажных мешках. Хранится цемент на стройках преимущественно в жидком и сухом состояниях.

Вспомогательная информация.