Тесты онлайн психологические для детей 7 лет. Психологические тесты для детей

02.05.2019

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.

1. Зефирный тест (от 4–5 лет и старше)

Другое название теста - испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу - стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.

Что понадобится : угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).

Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.

На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.

2. Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)

Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.

Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет - детскую раскраску и карандаши или фломастеры.

Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!

Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.

На что обратить внимание: если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.

Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.

3. Тест с соленой и сладкой кашей

Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию - черта, которая говорит о лидерских качествах.

Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).

взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества - для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.

4. Тест Люшера с цветами

Благодаря этому тесту за 5 минут можно провести анализ личности ребенка на основе его выбора цветов. Тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером, который считал, что восприятие цветов объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, отражают психологическое состояние испытуемого, определяют черты личности.

Что делать и на что обратить внимание: достаточно и пройти тест вместе с ребенком. Взрослый задает вопрос, ребенок указывает на цвет. В конце на сайте появляется результат.

5. Тест «Правша или левша»

Определить, какая рука у ребенка активная - правая или левая, легко уже в 2 года. У правшей образно-двигательное полушарие расположено справа, а логическое - слева. У левшей - наоборот. Зная это, можно определить, в каких видах деятельности ребенку легче себя реализовать. Каждый второй из нас - левша и правша одновременно. Таких людей называют амбидекстрами. Определение доминирующей руки у ребенка помогает родителям в воспитании: обучать левшу пользоваться активно правой рукой неправильно, так как это негативно сказывается на развитии ребенка. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей.

Вариант для самых маленьких детей:

Обращаем внимание, какой рукой ребенок пользуется чаще: держит лопатку, указывает на нужную вещь, тянется за угощением или берет игрушку.

Варианты для детей от 3 лет:

  • Предлагаем собрать пальцы рук в замок. Сверху находится большой палец той руки, которая является активной.
  • Обращаем внимание, какой рукой ребенок откручивает крышку бутылочки - это доминирующая рука.
  • Просим ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая окажется сверху, является активной.

6. Эксперимент Клары Дэвис

Доктор Дэвис предположила, что даже в юном возрасте мозг ребенка самостоятельно определяет, как питаться правильно. Для первого теста Клара выбрала троих детей от 8 до 10 месяцев, которые прежде питались только грудным молоком, а значит, не определились с пристрастиями в еде. Теперь во время каждого приема пищи перед малышами ставили до 8 тарелок. В них овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Дети сами решали, что есть: если малыш опускал руку в рисовую кашу, а потом облизывал руку, то ему давали чайную ложку рисовой каши. Затем снова ждали, пока малыш выбирал. Он мог снова пожелать каши или выбрать нечто другое. Так Дэвис обнаружила три вещи:

  1. Дети, самостоятельно выбиравшие таким образом свое меню из числа простых блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не набрал лишнего веса и не стал худым.
  2. Несмотря на кажущийся беспорядок, ребенок в течение определенного периода набирал все необходимые ему элементы, как если бы следовал специальной диете.
  3. В разные дни и даже время дня аппетит ребенка менялся. Но это не влияло на конечный результат. Один из малышей пару дней ел только овощи, а затем вдруг интересовался мясом или рыбой. Доля того или иного продукта могла тоже меняться: в какой-то момент ребенок хотел много молока, сразу после этого на время мог словно забыть о нем. Таким образом мозг ребенка самостоятельно определял в зависимости от потребностей организма, что необходимо есть. Этот же эксперимент Клара Дэвис повторила со старшими детьми, отдельно изучая поведение абсолютно здоровых и болеющих детей, но результаты были аналогичными.

Что делать и на что обратить внимание: эксперимент можно с легкостью повторить дома, разделив рацион по типу продуктов: овощи, мясо, рыба, фрукты, черный хлеб, крупы, молочные продукты, детские соки и чай. Ребенок может вместе со взрослым составлять рацион питания на 1–2 дня вперед. Некоторые ученые отмечают важность отбора продуктов по принципу сезонности. Например, в июне предлагать ребенку среди фруктов клубнику, а в августе - дыню или арбуз.

Модели: Самира Юнусова, Алир Вагапов
Фотограф: Роман Захарченко

В современном мире дети все чаще сталкиваются со всевозможными тестами. Психологические тесты нужны специалисту для того чтобы лучше понять ребенка, разобраться в его психоэмоциональном состоянии, а вот интеллектуальные тесты помогают определить уровень знаний ребенка.

Любой тест, проведенный дома, позволит родителям лучше узнать внутренний мир ребенка, возможно, не запустить вовремя выявленные пробелы в знаниях и обратить внимание на определенные проблемы, распознанные на ранней стадии. Важно при обнаружении настораживающих факторов в поведении ребенка, обратиться за помощью к специалисту данного профиля.

Тест для детей выглядит как вопросы, заданные в определенном порядке, где на каждый вопрос может быть предложено несколько ответов, но существуют тесты, где ответы на выбор не предлагаются, и ребенок должен сам понять, что ему нужно ответить. После получения всех ответов делаются определенные выводы специалистом психологом.

Также существует ряд тестов, которые родители могут провести самостоятельно в домашних условиях. Эти тесты помогут определить сообразительность ребенка, то насколько ребенок легко сходиться с новыми людьми, комфортно ли с ним дружить, и лучше разобраться во внутренних переживаниях своего чада. Такие тесты для школьников младшего возраста желательно проводить в кругу семьи регулярно, для того, чтобы не терялась нить общения между родителями и детьми по мере взросления последних.

Тест на сообразительность

Девочка зажгла 10 свечей, три из них погасли. Сколько свечей не сгорит?

Девочка ложится спать в 9 вечера, ей нужно проснуться в 9.30 утра. Она ставит будильник на 9.30. Сколько часов она будет спать?

За окном на ветке сидит 10 птиц, все, кроме 8 улетели, сколько птиц осталось?

Ты за рулем автомобиля, с тобой едут 5-летняя сестра, 33-летняя тетушка, 83-летняя бабушка и 45-летний дядя. Сколько лет водителю автомобиля?

Из-за забора видны только шесть пар лошадиных ног. Сколько лошадей стоит за забором?

три свечи, они погасли, следовательно, они не сгорят;

полчаса, будильник не отличает день от вечера;

останется 8 птиц;

водителю столько, сколько и тебе, ведь за рулем именно ты;

три лошади.

Результаты считаются по количеству неправильных ответов. Если неправильных ответов:

0 то у ребенка сообразительность развита замечательно;

1 - очень хороший результат;

2-3 - нужно еще немного подучиться;

4 - учиться, однозначно нужно;

5 - очень низкий уровень;

6 - сообразительность это именно то, на что нужно обратить самое пристальное внимание.

Тест, какой у тебя характер и насколько легко с тобой общаться окружающим тебя людям, поможет лучше узнать внутренний мир ребенка и то насколько легко ребенок может наладить контакт со своими сверстниками.

Тест определяющий характер.

Уважительно ли ты относишься к дружбе? Да (1); Нет (0);

Нравится ли тебе пробовать новые конфеты, учиться играть в новые игры и знакомиться с новыми друзьями? Да (0); Нет (1);

3 Нравиться ли тебе старая обувь больше новой? Да (1); Нет (0);

4 Можешь ли ты быть веселым, когда на самом деле грустно? Да (0); Нет (1);

5 Менял ли ты самостоятельно больше трех раз место сидения в классе, на котором хотел бы сидеть? Да (1); Нет (0);

6 Теряешься ли ты при выполнении трудного урока? Да (0); Нет (1);

7 Есть ли у тебя своя коллекция (марки, монеты, куклы, открытки)? Да (1); Нет (0);

8 Часто ли ты можешь передумать в последний момент? Да (0); Нет (1);

Ответы, если ребенок набрал количество очков:

Больше 6. Ребенок очень уравновешенный и общительный. Вокруг него много друзей, ведь такой легкий и веселый характер, как у него привлекает большое количество друзей.

От 3 до 6. У ребенка немного переменчивый характер, неуверенность в себе и не умение настоять на своем держат ребенка в тени сверстников, но те друзья которые у него есть очень надежны и проверены в разных ситуациях. Ребенок умеет ценить дружбу и хорошее расположение к себе, чаще всего именно у таких людей друзья остаются на всю жизнь.

Меньше 3 очков. Ребенок слишком закомплексован, совершенно не умеет общаться со своими сверстниками, стоит обратить внимание на повышение самооценки и уверенности в себе.

Тест на характер нужно проводить тогда, когда ребенок попадает в новую среду общения, допустим, новая школа, новая группа в саду. Безусловно, каждый родитель думает, что знает характер своего ребенка досконально, но если у ребенка появляются проблемы в общении со сверстниками, родители чаще всего об этом не знают и не догадываются. Если дома в виде шуточной игры проводить данные тесты, то возможно момент какой-то внутренней подавленности или дискомфорта будет вовремя замечен и изменен в положительную сторону.

Детский рисунок является очень красноречивым психологическим тестом, родителям нужно лишь немного внимательнее присмотреться какие цвета преобладают в детском рисунке, что именно изображено и какие формы и размеры преобладают. Ведь по рисункам ребенка можно определить его эмоциональное состояние, начиная с очень юного возраста.

Тесты, проводимые в кругу семьи, пусть и не дадут ответы на многие вопросы которые есть у родителей к детям, но то, что они позволят по новому раскрыться ребенку, сблизить с родителями и помогут научиться ребенку, доверять своим родителям, это однозначно.

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования - анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· внимание,

· память,

· воображения,

· мышление.

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можноточно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы:

Эта статья предназначена для родителей, учителей и психологов - для всех, кто взаимодействует с детьми среднего школьного возраста. Здесь собраны основные психологические тесты, предназначенные для детей 10-12 лет.

Основная, отличительная особенность детей данного возраста - потребность в самопознании. Это означает, что дети сильнее, чем когда-либо, начинают интересоваться своим внутренним миром. Ребенок задается вопросами: «Какой я? Хороший ли я друг? Лучше я или хуже других детей? Смогу ли я быть лидером?»

Психологические тесты - это своего рода инструмент измерения личности ребенка. С их помощью он сможет узнать много нового о себе, найти ответы на волнующие вопросы.

Знание личностных особенностей конкретного ребенка поможет улучшить взаимоотношения с ним, просто изменив подход к нему. Используя сильные и слабые его стороны, можно помочь ребенку самому стать лучше. И наконец, зная психологические проблемы ребенка, можно вовремя обратиться с ним к специалисту и лично оказать ему поддержку.

Какими бывают тесты

Существуют психологические научно обоснованные, а также развлекательные тесты. Последние не несут в себе достоверной информации, а служат просто для развлечения детей и их родителей. Ниже представлен список самых известных научно обоснованных психологических тестов. Все они подходят для детей 10-12 лет. Используют их в основном психологи, но и родители, и учителя могут при желании разобраться.

Рисуночные тесты

Рисуночный тест «Моя семья»

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Только одна фраза, без каких-либо пояснений. После того как ребенок закончит рисунок, можно оценить, насколько он удовлетворен семейными отношениями.

  • наличие на рисунке всех членов семьи;
  • все члены семьи расположены близко друг к другу либо заняты одним делом;
  • основную часть рисунка занимают члены семьи, а не вещи или предметы;
  • все члены семьи улыбаются (но не «скалятся»);
  • отсутствие штриховки и слишком слабого или сильного нажима карандаша.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которого не существует в природе, и дай ему имя». Этот тест позволяет узнать, насколько благополучно эмоциональное состояние ребенка, насколько комфортно ему в окружающем мире.

«Благополучными» признаками являются:

  • животное имеет что-то похожее на рот, глаза, уши, руки и ноги человека;
  • животное сочетает в себе признаки различных живых существ (но не неодушевленных предметов);
  • животное дружелюбно, не прячется от окружающего мира, не имеет средств нападения или защиты (когти, зубы, панцирь);
  • животное имеет четкие (но без нажима) контуры;
  • отсутствие штриховки;
  • имя животного несет в себе позитивный смысл.

Рисуночный тест «Мое дерево»

Инструкция: «Нарисуй любое дерево».

После того как рисунок будет готов, анализируются размер и расположение дерева. Например, крупное дерево с толстым стволом может говорить об энергичности. Маленькое дерево внизу листа может говорить о низкой самооценке и подавленном состоянии. Также обращается внимание на составные части дерева: корни, ветки, листья. Засохшее или сломанное дерево может говорить о психологической травме.

Определение темперамента

Тест содержит 57 вопросов, на основании ответов ребенка определяется один из четырех типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Темперамент подразумевает под собой тип нервной системы человека. Он является врожденным и не поддается изменению. Тип темперамента определяется на основе таких характеристик нервной системы как сила, уравновешенность и подвижность. Темперамент может объяснить многие поведенческие особенности человека. Зная темперамент, можно выстроить правильный подход к ребенку. Так, например, нельзя требовать от меланхолика активности и энергичности, а от холерика - тихого и спокойного поведения.

Тест позволяет заодно определить, кем является ребенок — экстравертом (сангвиник и холерик) или интровертом (флегматик и меланхолик). Экстраверты предпочитают чаще быть среди людей, в то время как интроверты предпочитают уединение. Хотя у интровертов тоже есть потребность в общении, а экстраверты иногда хотят побыть одни.

Самооценка и тревожность

Цветовой тест Люшера (адаптированный детский вариант)

Ребенку показывают 8 карточек, каждая из них определенного цвета. Инструкция: «Выбери цвет, который тебе больше всего нравится в данный момент». Выбранная карточка откладывается, затем инструкция снова повторяется. И так до тех пор, пока не останется только один цвет.

На основании выбранных цветов можно судить об эмоциональном комфорте ребенка. Можно вовремя выявить у него депрессивное состояние (в этом случае он будет выбирать сначала темные цвета). Взрослый сможет выявить причины такого состояния и устранить их.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

Ребенку показывают лесенку из 5-7 ступеней, нарисованную на бумаге. Затем говорят: «На самой верхней ступеньке находятся самые хорошие (добрые, умные, трудолюбивые) люди, а на самой нижней - худшие (злые, глупые, ленивые)».

Так определяется отношение ребенка к самому себе. Низкая самооценка может быть также признаком депрессивного угнетенного состояния. Крайне высокая самооценка - уже не является адекватной для данного возраста, это тоже повод задуматься.

Тест-опросник школьной тревожности

Ребенку задают 58 вопросов. На основании ответов можно определить не только общий уровень школьной тревожности, но и конкретные страхи. Например, страх перед ответом у доски, боязнь учителя, страх раскрываться перед другими людьми и прочее. Выявив конкретный источник тревожного состояния в школе, будет проще помочь ребенку проработать свой страх.

Социальная адаптация

Тест фрустраций Розенцвейга

Ребенку по очереди показывают 24 рисунка. На каждом рисунке изображены 2 человека. Один из них говорит другому фразу, вызывающую фрустрацию. (Фрустрация - состояние, вызванное неудовлетворенной потребностью). Ребенку нужно придумать ответ на эту фразу.

Все ответы анализируются психологом, после чего можно сделать вывод о степени социальной адаптации ребенка. То есть можно увидеть, насколько он конфликтен с окружающими в неприятных для него ситуациях.

Проективный тест «День рождения»

Ребенку показывают схематическое изображение стола и стульев вокруг него. Инструкция: «Представь, что у тебя день рождения. Куда ты сядешь за этим столом?» Стул помечается крестиком. — «Кто будет сидеть рядом с тобой? А с другой стороны?» — Стулья помечаются инициалами выбранных ребенком людей. — «Хочешь пригласить кого-нибудь еще? Расскажи, кого куда посадишь».

Тест помогает определить самых значимых для ребенка людей. Обычно это либо семья, либо группа сверстников. Иногда бывает, что ребенок называет только вымышленных персонажей. В таком случае можно предположить, что ребенку некомфортно в реальном мире.

Заключение

Все представленные тесты проверены на большом количестве людей нескольких поколений и достаточно надежны. Но все же нельзя судить о человеке по одному тесту. Для получения более точного результата важно использовать сразу несколько методик. Но и тогда нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что вы знаете все о ребенке. Не последнюю роль здесь играет общее впечатление о ребенке и характер общения с ним. Желательно сообщать о результатах тестов детям. Для них это возможность лучше узнать себя и развить в себе новые качества. Это будет благодатной почвой для дальнейшего личностного развития.

Психологические тесты для детей 5, 6, 7 лет

Тест «Несуществующее животное»

Увлечение ребенка рисованием можно использовать в «корыстных» целях. Проведите известный всем психологический рисуночный тест «Несуществующее животное».

Дайте ребенку простой карандаш, лист бумаги размером А4 и задание — нарисовать удивительное живое существо, которого еще никто никогда не встречал. Кстати, попробуйте нарисовать свое животное, и вы узнаете много интересного о себе.

РАСШИФРОВКА ТЕСТА.

После того как ребенок представит вам свой шедевр, обсудите образ животного: как его зовут (несуществующее имя), какой у него характер, повадки, где оно живет, чем питается, особенности строения. Также уточните, есть ли у этого зверя семья и друзья, какого он пола, что любит больше всего на свете, а чего ужасно боится. Ребенок на подсознательном уровне рисует себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы. Идентификация ребенка с рисунком поможет вам узнать о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму.

Расположение рисунка на листе.

Об адекватной самооценке говорит расположение рисунка в центральной части листа. Чем выше расположено изображение, тем больше у ребенка запросов и, возможно, недовольства окружением — неосознанная претензия «я стою большего». Ему важно, чтобы его признали, заметили, похвалили. Соответственно, чем ниже расположен рисунок на листе, тем ниже уровень самооценки. Неуверенность в себе, страх перед негативным опытом заставляют такого ребенка сидеть тише воды, ниже травы. Если рисунок сдвинут вправо, это говорит об излишнем контроле своих действий. Правая сторона указывает также на то, что «художник» является экстравертом, ему интересны люди и отношения. Правый верхний угол указывает на явные или скрытые лидерские качества, склонность к конфликтам. Сдвиг рисунка влево отражает замкнутость, застенчивость, концентрацию на своих внутренних переживаниях, то есть характер интроверта.

Линии.

Слабые, штриховые линии говорят не только о неуверенности и сомнении, но и чувствительности, быстрой утомляемости ребенка. Возможно, что такому малышу не хватает жизненной энергии. Нужно пересмотреть его режим дня, питания, увеличить или наоборот уменьшить физические нагрузки.

Жирные, заштрихованные, несколько раз обведенные линии указывают на внутреннее напряжение, агрессию, высокую степень тревожности. Психологи рекомендуют обращать внимание на детали рисунка, которые выделяются своей четкой прорисовкой. Они указывают, где спрятана причина проблемы. Если же ваш ребенок занимается художественным творчеством в студии, возможно, он всего лишь пользуется определенной техникой, и это не имеет прямого отношения к его внутреннему состоянию. На этот момент следует обратить внимание.

Имя животного.

Название животного несет важную информацию, это ключ к раскрытию и пониманию характера ребенка. Названия животных можно разделить на такие категории:

❀ Длинные названия, в которых сливаются сразу несколько слов или словосочетаний («злопастный и зубастый Брандашмыг»). Это свидетельствует о неуемной детской фантазии, которая является способом самозащиты и ухода от мира.

❀ Повторяющиеся элементы в словах («мур-мур», «бум-бум») говорят о страхе брать на себя ответственность.

❀ Ироничные названия отражают ироничное отношение к действительности («шушапничек», «шуршало», «бу- бяш»),

❀ Рациональные названия, новые словообразования, которые получаются путем урезания и присоединения смысловых частей («крокозябл», «поющая рыба»).

❀ Научные, книжные названия («зайцезабр», «топтыгиус») подчеркивают желание продемонстрировать свой ум, знания.

❀ Звуки, не несущие смысла («ш-ш-ш», «го») говорят о поверхностном отношении к миру.

Голова.

Нужно учитывать то, что вместо головы мог быть нарисованы другие элементы, которые условно все- таки считаются таковой. Голова — одна из самых важных деталей рисунка. Ее размер отражает отношение ребенка, точнее его оценку своих умственных способностей и интеллекта других людей. Если голова нарисована в анфас, это говорит о высокой степени эгоцентризма (он присущ практически всем детям), спонтанности действий. Если голова повернута вправо, «художнику» свойственны такие черты, как решительность, упорство, смелость. Если голова повернута влево, это свидетельствует о неуверенности, склонности к фантазированию, уходу от реальности.

Глаза.

Крупные, четко прорисованные глаза расскажут о детских страхах. Не зря говорят: «У страха глаза велики». Ресницы на глазах обычно рисуют те «художники», которые хотят приукрасить себя, произвести впечатление на окружающих.

Рот.

Большой открытый рот (без губ) говорит о настороженности и страхах. Зубы являются выражением агрессии. Наличие языка указывает на потребность ребенка в общении, возможно, его излишнюю болтливость. Если рот отсутствует или нарисован в виде маленькой черточки (точки), это может свидетельствовать о запрете на выражение своих эмоций, их подавленность.

Уши.

Эта деталь говорит о том, насколько ребенок мнителен по отношению к чужому мнению, как он переносит критику. Чем больше уши, тем большее влияние на него имеет чужая оценка. Отсутствие ушей может указывать на «глухоту» как закрытость, форму самозащиты.

Детали.

Если фигуру животного дополняют какие-то детали (крылья, перья, панцирь, чешуя), необходимо уточнить у ребенка, зачем ему нужны эти элементы. Если для того, чтобы осуществлять какие-то действия (летать, защищаться, переносить тяжести, спасаться от холода и т. п.), значит, ребенок способен реализовывать свои замыслы. Если эти атрибуты нужны для красоты, значит, и в жизни «художник» стремится себя украсить, то есть хочет быть хорошим в глазах других людей. Рога, колючки символизируют агрессию, а грива, шерсть, кудряшки — чувствительность.

Фигура.

Мягкие, обтекаемые, круглые очертания фигуры говорят о миролюбивом характере ребенка. Если фигура угловатая, если на ней есть различные выступы, колючки, шипы, это говорит о том, что ребенок склонен к самозащите. Причем, важно отследить, куда направлены выступы. Если они смотрят вверх, ребенка подавляют взрослые (родители, родственники, воспитатели). Если выступы направлены вниз, ребенка волнует то, как его воспринимают сверстники. Если выступы направлены в стороны, возможно, ребенок все время находится в состоянии «боевой готовности» и намерен отразить любые нападения извне.

Лапы.

Это существенная деталь рисунка, которая говорит о степени рациональности, «заземленности» ребенка. Если лапы мощные, крупные, хорошо стоят, у ребенка рациональный, здравый подход к жизни, он уверен в своих силах. Если лапы тонкие, маленькие, повисают в воздухе, это знак того, что «художнику» не хватает практической хватки, он мечтатель, парящий в облаках. Обратите внимание на то, как соединяются лапы с туловищем. Если соединение четкое, это говорит о внутреннем контроле, ответственности. Если соединение небрежное, ребенок склонен к необдуманным действиям.

Хвост.

Эта деталь символизирует самооценку человека. Если хвост направлен вправо, ребенок склонен к решительным действиям, ему важно, получить опыт, что-то делать, выполнять, чем-то увлекаться, Если хвост смотрит влево, ребенок больше склонен к размышлениям, умозаключениям без действия. Если хвост направлен вверх, это говорит об адекватной самооценке: «художник» реально оценивает свои мысли и поведение, он всегда активен, полон идей, знает способы их воплощения. Опущенный вниз хвост говорит сам за себя. Достаточно взглянуть на собаку, поджавшую хвост, чтобы прочитать ее внутреннее состояние. Существо с опущенным хвостом всегда о чем-то беспокоится, чем-то недовольно, склонно к рефлексии и все время сомневается.

Самое известное несуществующее животное «Винни-Пух и Пятачок преследуют Слонопотама буквально по пятам, роют на него ловушки, но нигде ни разу не говорится, кто он такой. Птица? Рыба? Еж с хвостом ужа? Неизвестно. Возможно, он похож на плюшевого медведя, которому на голову надели горшок. Но это, опять же, домыслы...»