Занятие на тему число 4 цифра 4. Конспект занятия по математике «Образование числа «4»» для детей средней группы. Сообщение темы и целей урока

21.02.2019

Татьяна Ледяева
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Число четыре»

Конспект по ФЭМП в средней группе "Число 4 "

Подготовила Ледяева Т. А. ,воспитатель СП ГБОУ СОШ №1"ОЦ" с. Большая Глушица д\с №3"Красная Шапочка"

Тема : «Число 4 » .

Программное содержание :

Познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой;

Учить называть числительные от1 до 4 ; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо;

Упражнять в ориентировке в пространстве.

Материальное обеспечение :

4 обруча, в них карточки с цифрами от1 до4;

числовые карточки по количеству детей;

Зайчики и морковки, вырезанные из бумаги по 4 штуки на каждого ребенка;

Цифры от 1 до 4;

Воспитатель здоровается с детьми с сообщает тему занятия .

1. Организационный момент.

Воспитатель. Вышли зайки на дорогу погулять. Давайте их посчитаем : один, два, три – всего 3 зайчика (делает круговой жест) . Воспитатель просит 2-3 детей посчитать, сколько прибежало зайчат. (Дети считают, дотрагиваются до каждого зайца, в конце обводят пальцем 3 зайца).

Затем прибежал еще один заяц. Зайцев стало больше. Давайте посчитаем, сколько стало зайцев : один, два, три, четыре – всего 4 . Было 3 зайца, прибежал еще один, стало 4 зайца.

Число 4 обозначается цифрой 4 (воспитатель показывает цифру) .

Цифра 4 всех удивляет :

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

На доске выставляются цифры 1; 2; 3.

Цифра 4 должна после цифры 3.

2. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Сейчас цифры поиграют с вами в прятки. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую цифру. Дети открывают глаза , называют «пропавшую» цифру и ставят ее в ряд.

Какой цифры не стало? (Ответы детей : не стало цифры)

3. Физминутка.

Один, два - стоит ракета

Три, четыре – смолет .

Один, два – хлопок в лдоши,

А потом на каждый счет.

Один, два, три, четыре и на месте походили .

4. Работа за столами.

Воспитатель показывает цифру «3» и просит детей положить на верхнюю «полочку» карточки столько зайчиков, какую цифру они видят на карточке.

Сколько зайчиков положили? Почему? (Ответы детей) .

(Три зайчика, так как показали цифру 3) .

Воспитатель показывает цифру «2» и просит детей положить на нижнюю полочку карточки столько морковок, какую цифру они видят.

Какую цифру нужно поставить около зайцев и морковок? Почему эту цифру?

5. Подвижная игра «Зайчики» .

Правила игры : Вы – зайчики, обручи – норки.

В каждой норке поместится столько зайчиков, какая цифра записана на карточке. Вы будете прыгать на лужайке; когда зазвенит бубен, все зайчики прячутся в норках.

Похвалить детей за работу.

С какой цифрой познакомились?

Тема: Число и цифра 4

Цели: сформировать представление о числе 4; показать состав числа 4; закрепить умение считать до четырех; познакомить с цифрой 4 как символом, обозначающим число 4.

Материал: карточка с цифрой 4, круги, игрушки, палочки, шарики.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 4, цифрой 4

Мышонок хочет восстановить старую картину. На ней изображена кошка. Но со временем краска стерлась. Скажите, чего не хватает? (Лапок.) Правильно. Давайте нарисуем. Вот одна лапка. Достаточно? Вот еще одна. Теперь достаточно? Рисую еще одну. Сколько получилось? Сколько не хватает? Рисую последнюю. Сколько же лапок (ног) у кошки? (Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию состава числа 4 из единиц. Дети подсказывают действия, отвечая на вопросы.)

Покажите четыре пальца на правой руке. А теперь на левой.

Знаете, у Мышонка сломалась машинка. Положите на стол столько кругов, сколько понадобится колес. Сколько нужно кругов? Почему? (Дети отвечают, выполнив задание.)

Записать число 4 можно с помощью цифры 4. (Воспитатель показывает карточку с этой цифрой.) На что она похожа? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Напишите цифру 4 - сначала в воздухе, а потом обведите пальчиком в тетради. Напишите по образцу не только цифру 4, но и другие цифры. (Дети выполняют задание 7.)

Мышонок решил заняться ремонтом мебели в доме. Что относится к мебели? (Ответы детей.)

Задание 1. Сколько ножек бывает обычно у стола и стула? Мышонок это хорошо знает. А вы? (Ответы детей.)

Задание 2. Сколько ножек не хватает столу? а стулу? Если их приклеить, сколько получится? (Ответы детей.)

3. Физкультминутка

Четыре раза мы подпрыгнем.

Четыре раза мы вдохнем.

Четыре раза мы нагнемся.

Четыре раза отдохнем.

Четыре раза громко хлопнем.

Четыре раза мы кивнем.

Четыре раза громко топнем

И ручки в кулачки сожмем.

4. Работа в тетради

Задание 3. Посмотрите, из чего складывается число 4. Посчитайте ножки для стола и вставьте в клеточки нужные цифры.

Задание 4. Мышонок начертил таблицу. Какие примеры он может по ней составить? (Примеры: 1+3,3+1, 2 + 2,4—1, 4-3, 4 - 2.) Вставьте в клеточки нужные цифры.

Задание 5. Мышонок сел рисовать картину. Слева от рамки он обозначил то, что задумал изобразить. Помогите ему: дорисуйте в пруду нужное количество рыбок, рядом с прудом - цветочки, на небе - облака.

Задание 6. Мышонок проголодался. Определите, сколько чего он съел. Проведите линию от каждой тарелки к соответствующему примеру и решите его.

5. Игра «День рождения цифры 4»

Кто-то из детей играет роль цифры 4. Можно прикрепить ребенку к одежде листочек с изображением цифры. На столе кубики, шарики, палочки, машинки и др.

У цифры 4 день рождения. Все ее поздравляют и вручают ей подарки. Будьте внимательны: подарки должны состоять из четырех предметов.

Дети берут по четыре предмета и вручают их цифре 4.

Цели и задачи:
Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
Расширять представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом, закрепить умение находить прямоугольник среди множества других фигур.
Развивать умение определять пространственное направление от себя: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
Формировать умение изображать с помощью мимики свои чувства.
Воспитывать у детей заботливое отношение к окружающим, формировать знания об этикете.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: Куклы: Мальвина, Буратино; 4 тарелочки, 4 чашки, открытка, конверт; 4 цветочка, 4 бантика, макет почтового ящика, таблица с геометрическими фигурами, ортопедические дорожки, пакет с подарками и цветы для Мальвины, конфеты..
Раздаточный материал: двухполосные карточки, бантики и цветочки (по 4 шт. для каждого ребёнка), цветные карандаши, лоток, прописи.
Оборудование: музыкальный центр, ДВД плейер, диски с записью музыки.

Ход занятия:
(Приветствие гостей)
1.Игровая ситуация «Накройте на стол вместе с Мальвиной»
Мальвина:
-Из какой сказки я к вам пришла?
-Кто её написал?
-Сегодня на занятии мы научимся сравнивать числа 3 и 4, узнаем какое из них число больше, а какое меньше, считать до 4, а после занятия я вас приглашаю на день рождения.
-Давайте вместе накроем на стол.
Мальвина ставит на стол 3 тарелочки: «Сколько тарелочек?»
-Поставьте столько же чашек. Сколько чашек? Сколько тарелочек? Что можно сказать о количестве чашек и тарелочек?
Мальвина ставит ещё одну тарелочку и считает: «Как получили четыре тарелочки? Сколько у нас чашек? Четыре тарелочки и три чашки — сравните, что больше. Три чашки и четыре тарелочки – сравните, что меньше.
Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре,
Как сделать так, чтобы тарелочек и чашек стало поровну?
Дети обговаривают два варианта уравнивания. Воспитатель предлагает сделать так, чтобы тарелочек и чашек стало по4. дети добавляют 1 чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало, и как получилось 4 чашки (к трём чашкам добавили ещё одну чашку).
Мальвина хвалит детей и убегает готовиться ко дню рождения
2. Работа с раздаточным материалом. Игровая ситуация «Поможем Буратино».
(Раздаётся стук). Приходит Буратино:
-Привет друзья, а кто же я? Ребята, давайте подарим Мальвине бантики и цветы. Помогите мне их посчитать (наглядный материал на доске)
Воспитатель:
-Расположите на верхней полоске карточки: три цветочка, на нижней – четыре бантика.
-Предлагает посчитать цветы и бантики.
Буратино:
-Сколько цветов? Сколько бантиков? Четыре бантика и три цветочка — сравните, что больше. Три цветочка и четыре бантика — сравните, что меньше.
Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше:три или четыре?
Сделайте так, чтобы цветов и бантиков стало поровну
Воспитатель уточняет способы уравнивания предметов.
3.Психогимнастика
Воспитатель предлагает послать Мальвине поздравительную открытку.
Дети идут по следам, заранее разложенным по дорожкам (под музыку). Неожиданно встречается ручеёк. Обговорить с детьми, какие чувства испытывает человек от неожиданности? Изобразите удивление. Перепрыгивают ручеёк. А теперь какое чувство испытывает человек? Изобразите радость. Подходят к почтовому ящику.
4.Работа с геометрическим материалом
Уточняем, на какую геометрическую фигуру похожа открытка (на квадрат). Вместе с Буратино считаем стороны и углы у открытки (квадрата)
Потом предлагается сравнить стороны открытки (квадрата) со сторонами конверта (прямоугольника). Буратино показывает, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны. Воспитатель предлагает повторить свойства квадрата и прямоугольника.
— Дети под музыку возвращаются и садятся за столы.
5. Работа в прописи.
Игра «Поможем Буратино найти и сосчитать прямоугольники».
(Буратино шепчет на ухо воспитателю),
Воспитатель:
-Ребята, давайте поможем Буратино исправить ошибку.
(На доске таблица с геометрическими фигурами, на которой вместе с прямоугольниками раскрашен квадрат). Дети помогают найти ошибку.
Затем находят прямоугольники в прописи и раскрашивают их.
-Самопроверка.
Дети сверяют задание на доске и воспитатель предлагает нарисовать зелёный кружок в нижнем правом углу тем детям, кто сделал также как на доске.
-Буратино благодарит детей за помощь и зовёт с собой на день рождения к
Мальвине.
6.Дидактическая игра «Где звенит колокольчик»
У нас осталось немного времени, давайте научим играть Буратино в игру «Где звенит колокольчик». (Дети встают в круг и закрывают глаза. Буратино подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху, или внизу). Ребёнок называет направление, где звенел колокольчик.
7. Итог
Выходит Мальвина. Дети поздравляют её с днём рождения и вручают ей цветы и подарок. Мальвина благодарит ребят.
Воспитатель:
Ребята, давайте расскажем Мальвине, чему мы научились на занятии
Дети:
(Мы научились сравнивать числа 3 и 4 , узнали какое из них больше, а какое число меньше, считали до четырёх)
Мальвина хвалит детей, говорит, что она за них очень рада.
Предлагает угостить гостей конфетами «Золотой ключик», потом приглашает детей пойти в группу и попить чай со сладостями.

Орлова Нонна

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 28th Апрель, 2016
Вы находитесь:

Конспект ФЭМП

Тема занятия: «Образование числа 4»

Группа: средняя группа

Задачи:

образовательные:

    Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4:

    Расширить представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

    Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

развивающие:

воспитательные:

    Воспитывать интерес к математическим фактам; стремление оказывать помощь другим.

Предметно-развивающая среда:

Демонстрационный материал: Костюм Маши, игрушки Медведь; 4 блюдца, 4 чашки, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски- модели, контрастные по длине (одна полоска равна стороне квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длинной стороне прямоугольника.

Раздаточный материал. Двуполостные карточки, листочки и цветочки (по4 шт. для каждого ребенка), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребенка)

Структура занятия:

    Организация детей

    Математическая разминка

    Математическая разминка

    Работа с демонстрационным материалом

    Игровое упражнение

    Математическая разминка

    Итог занятия

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы обучения, приемы

Интеграция ОО

1. Организация детей

Воспитатель входит в группу в костюме Маши (в группе кукла медведя)

Ребята посмотрите Вы меня узнали?

Сегодня я Мишка ждем гостей!

Слушают воспитателя

Дети: Маша и Медведь

Вопросы к детям

Социально-

коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

2.Математическая разминка

Воспитатель в роли Маши и медведя.

Маша ставит на стол 3 блюдца, и предлагает Мишке посчитать их: Сколько блюдец?

Мишка затрудняется. Маша просит помощи у детей.

Маша приглашает к себе ребенка и просит поставить на стол столько же чашек.

Задает вопрос:

C колько чашек? Сколько блюдце?

Что можно сказать о количестве блюдец и чашек?

Дети:3 блюдца.

Дети:3 чашки и 3 блюдца.

Одинокого.

Социально-

коммуникативное развитие

Речевое развитие

3.Математическая разминка.

Воспитатель –Маша, ставит еще одно блюдце и считает.

Как получили четыре блюдца?

Сколько у нас чашек?

Четыре блюдца и три чашки, что больше?

Три чашки и четыре блюдца, что меньше?

Как сделать так, чтобы блюдец и чашек стало поровну?

А давайте сделаем так чтоб блюдец и чашек стало по четыре, чтоб хватило всем гостям.

Молодцы теперь у всех гостей по комплекту ….

Дети три.

Дети четыре блюдца больше, чем три чашки.

Дети Три чашки меньше, чем четыре блюдца.

Дети 4.

Дети 3.

Дети обговаривают два варианта уравнивания.

Дети добавляют одну чашку, считают чашки, уточняют, сколько их стало и как получилось четыре чашки.

Игра.

Создание проблемной ситуации, ответы на вопросы.

Социально-

коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие.

4. Работа с демонстрационным материалом

«Листочки цветочки»

У каждого ребенка по 4 листочка и 4 цветочка. Воспитатель- Маша, Расположите на верхней полоске карточки три листочка, на нижней четыре цветочка. Воспитатель- Маша, посчитайте листочки и цветочки.

Сколько листочков?

Сколько цветочков?

Четыре цветочка и три листочка - сравните, что больше?

Три листочка и четыре цветочка – сравните что меньше?

Какое число больше: четыре или три?

Какое число меньше: три или четыре?

Сделайте так, чтобы листочков и цветочков стало поровну.

Дети: выполняют задание соответственно предложенным требованиям воспитателя.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети Четыре листочка больше, чем три цветочка)

Дети Три листочка меньше, чем четыре цветочка)

Дети 4.

Дети 3.

Познавательное развитие

Речевое развитие

3. Игровое упражнение.

«Поможем Мишке склеить посуду»

Воспитатель- Маша. У детей в конвертах предметы посуды, разрезанные на части.

Маша рассказывает, как не культурно в гостях вели себя волки и разбили посуду – «Мишке нужно помочь склеить посуду»

Молодцы! И с этим заданием справились.

Дети: берут части и восстанавливают целостность картинки соответственно правилам игры выполняют задание.

Предметно-практические и умственные действия, детей

Социально коммуникативное развитие

Познавательное развитие

4.Математическая разминка

Воспитатель- Маша, показывает Мишке прямоугольник, квадрат и треугольник. Уточняет название фигур у детей.

Сколько сторон?

Сколько углов?

Давайте сравним стороны квадрата и прямоугольника.

Показывает, что у квадрата все стороны равны, а прямоугольника равны только противоположные стороны.

С помощью полосок- моделей уточняет свойства квадрата и прямоугольника

Дети прямоугольник, квадрат и треугольник.

Дети считают.

Предметно-практические и умственные действия, Вопросы к детям, словесные отчеты детей

Социально-

коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие.

6.Рефлексия

Воспитатель -Маша благодарит детей за помощь. И спрашивает понравилось им накрывать стол для гостей?

Прощается и уходит.

Дети отвечают на вопросы Маши прощаются благодарят.

Ответы на вопросы.

Речевое развитие

Познавательное развитие.

Конспект открытого занятия

Формирование элементарных математических представлений

Тема: ЧИСЛО 4

Цель занятия:

Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо.

Материалы

Для воспитателя: карточки с цифрами в пределах четырех, десять одинаковых кубиков. Для детей:цифры от 1 до 4 (на карточках), числовая карточка, по пять грибочков и елочек.

Ход занятия

Сидя за столом.

Занятие начинается с детьми 5-6 лет. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 3. Кто первым выполнит задание, выкладывает цифры на доске. На занятие приглашаются дети 4-5 лет. Воспитатель предлагает детям поставить на стол один кубик. - Сколько кубиков на столе? А теперь рядом в столбик положите два кубика.
- Сколько кубиков во втором столбике? Рядом в столбик положите три кубика.
- Сколько кубиков в третьем столбике? Сколько всего столбиков?
- Сколько кубиков в первом столбике? Покажите цифру,
- Сколько кубиков во втором столбике? Покажите цифру,
- Какое число больше (меньше): 1 или 2?
- Сколько кубиков в третьем столбике? цифру.
- Какое число больше (меньше): 2 или З?
- Покажите столбик из трех кубиков, сложите рядом такой же и положите на него еще один кубик.
- Сколько кубиков стало в столбике? Давайте посчитаем:

один, два, три, четыре.
Вызванный к доске ребенок составляет столбик из четырех кубиков.
- Сколько кубиков в третьем столбике?
- Сколько кубиков в четвертом столбике? Сколько всего столбиков?
- На сколько 4 больше 3?
- Кто может выложить на доске цифры от 1 до 3?
- 4 больше 3, а 3 меньше 4 на 1. Где должна стоять цифра 4 в числовом ряду?
Ребенок ставит цифру 4 после 3.
Поиграем
« Назови цифру»
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывает одну цифру (от 1 до 4). Ребенок должен назвать ее. Если он называет неверно, переадресуйте вопрос следующему.
В этой игре каждый ребенок должен быть опрошен два три раза.
«
Что бывает по 4?»
Дети называют: четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стола, четыре кармана на одежде, четыре комнаты в доме, четыре ножки у скамейки и т. д.
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек получил каждый игрок, кто из них стал победителем.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим. Правой левую достанем.

А потом – наоборот, Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись еще разок! Раз – два- три- четыре, плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз. И на корточки садись!

Стоя ноги врозь руки в стороны. Поворот в лево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке. Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке. Делать хлопки, повернуться вокруг себя.

Хлопки в ладоши. Приподнять плечи, руки развести в стороны.

Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.

Работа с карточкой

Воспитатель загадывает загадку:

Зимой и летом - Одним цветом. (Елка)

Воспитатель показывает цифру 3 и говорит детям:
- Положите на карточку
вот столько елочек. Воспитатель следит за тем, чтобы дети раскладывали предметы правой рукой, а левой придерживали карточку. После выполнения задания спрашивает, сколько елочек на полоске и почему.
- Теперь положите вниз
у карточки вот столько грибочков.
Воспитатель показывает цифру 4.
- Сколько грибочков отсчитали и почему?
- Чего больше: грибочков или елочек?
- Как сделать, чтобы их
было поровну, по четыре?
Дети отвечают на вопрос
и выполняют задание. - Сколько елочек и грибочков? (Четыре и четыре. Поровну, одинаково.Сколько наверху, столько и внизу.)
Детям предлагается помочь воспитателю собрать счетный материал по конвертам.